О менеджменте принято говорить как об искусстве управления организациями. Можно приобрести навыки управления фирмой, отраслью, регионами, труднее управлять непосредственно людьми и наиболее сложно научиться управлять собой, управлять своей собственной жизнью. Существует огромное число изданий, содержащих рекомендации по рациональному управлению компаниями разного рода, структурам организаций, механизмам принятия решений, способам предотвращения и разрешения конфликтов, технологией общения и пр. При этом под успехом управления понимается не только максимизация прибыли или создание необходимых условий для этого, не только материальные стороны жизни, но и всестороннее развитие личности, самореализация, адекватность своего бытия образу собственного “я”, идентификацию себя и своего места в обществе.
В связи с таким пониманием мы рассматриваем как объект управления не организацию (компанию, корпорацию, и пр.), а прежде всего саму жизнь человека, причем практически весь ее наиболее активный отрезок, образно названным: “10000 дней”.. Можно сказать, что столь расширенное толкование понятия “менеджмент” предполагает охват процедур и технологий управления своей жизнью и вовлечение в “ближний круг” людей, могущих стать вашими друзьями и коллегами. Иными словами, мы считаем более правильным говорить прежде всего о менеджменте жизни, как о стержне самого понятия “менеджмент”.
Что означает управлять своей жизнью? Прежде всего, это значит что род занятий, производимая продукция, способы решения проблем, окружающие вас партнеры, коллеги и пр. должны наиболее полно отражать и развивать ваш образ собственного “я”. Формирование этого образа в основных чертах происходит в юности, но корректируется в течение жизни. С возрастом образ собственного “я” становится более ригидным, т.е. все в меньшей степени позволяет свою корректировку без опасности утраты личности. Решающее влияние на образ собственного “я” оказывают те люди, на которых человек хотел бы быть похожим. Строительство своего Жизненного пути, как и всякая целенаправленная деятельность, предполагает цепочку промежуточных целей, “точек привязки”, на каждой из которых происходит корректировка очередного отрезка пути, идет процесс самоидентификации сообразно новой промежуточной цели. Принесенные в этом процессе жертвы, т.е. глубина корректировки образа “я” и определяют истинную величину успеха.
Полная или частичная утрата чувства самоидентификации лежит в основе “стресса жизни”, внутренних фрустраций, страхов, неосознаваемых комплексов, всего обилия психогенных заболеваний, снижения иммунитета. Нередко отдаваемое предпочтение экономической стороне жизни и подчинение ей всех других, сопровождается ростом числа лиц, нуждающихся как минимум в психотерапевтической, а как максимум, в психиатрической помощи, распадом семей, тяжелыми конфликтами с детьми, в целом, ростом числа глубоко несчастных людей.
Ключевой же особенностью российской ментальности является, на наш взгляд, чрезвычайная болезненность к самой незначительной корректировке образа “я”. Уникальность образу придало и то, что столь высокий, в среднем, уровень образования россиян довольно часто не был реализован в практических делах. В предшествующем, как минимум двух поколениях, сегодняшнего активного возраста: многие люди не занимались своим прямым делом, поэтому исторический опыт отцов и дедов, приоритеты их времени тоже оставили свой отпечаток на образе собственного “я”. Эта особенность лежит в основе почти массового чувства отчуждения от той деятельности, которую люди вынуждены осуществлять, даже являясь собственниками. Поэтому-то столь важно понимание менеджмента именно как управления своей жизнью, т.е. динамикой образа собственного “я”. Из необходимых для этого внешних условий укажем лишь на многообразие путей самореализации и общественную терпимость к неудачам в каком-то деле.
На наш взгляд, реалии современной России, при всех их негативных сторонах, в широком смысле универсальны. Присущая в целом современному миру переменчивость, неустойчивость, смещение центров влияния, социальные и экономические кризисы, сконцентрировались с максимальной выраженностью именно в России.
Как ни парадоксально, при столь мрачной в целом картине, имеются и положительные стороны создавшейся ситуации. К числу немногих положительных последствий этого можно отнести тот факт, что уцелеть как личность могли только те, кто обладал значительной внутренней устойчивостью и интеллектуальной гибкостью, т.е. необходимым по силе и диапазону набором качеств. Эти люди являются, по существу, “химически чистыми” образцами предельной адекватности социальной и экономической среде. Такие люди образуют “точки роста”, вовлекая в свою орбиту других людей и совершенствуя общество и экономику. В них - наша надежда, что ситуация в стране может еще улучшиться. Анализ их личностных качеств, их деятельности, их субъективно-ценностных установок позволит многим людям изменить себя и свое видение реальности, начав активное преобразование себя и окружающей жизни.
Известно, что развитием общества движут прежде всего разнообразные потребности человека. Крупнейший американский психолог А. Маслоу выделил пять основных групп человеческих потребностей, расположив их в убывающем порядке по степени “первичности”:: 1) физиологические или витальные (от латинского vita - жизнь) потребности; 2) потребности в безопасности и гарантированной работе; 3) потребности в принадлежности к определенной социальной группе; 4) потребности в уважении себя как личности; 5) потребности в самоутверждении. Сначала человек стремится удовлетворить свои физиологические или витальные потребности, затем удовлетворяет остальные. При этом не сама потребность как таковая движет человеком, а неудовлетворенная потребность.
Поэтому деятельность по выявлению потребностей и эффективному их удовлетворению является, можно сказать, основной деятельностью человечества на протяжении всей его истории. Человек непременно должен удовлетворять свою потребность в самовыражении. Степень этого удовлетворения – есть мерило жизненного успеха. Однако если одни люди посвящают себя какой то одной потребности человека и заняты, собственно, совершенствованием способов ее удовлетворения (врачи, адвокаты, художники, и пр.), то существом деятельности других является именно поиск недостаточно удовлетворенных потребностей. Эти люди именуются предпринимателями. Одно их последних определений, что же такое предпринимательство, дал в 1985 г. Роберт Хизрич: “Предпринимательство - это процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель - это человек, который затрачивает на это все необходимые время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым”. Предпринимательство является самостоятельным видом деятельности, которая предполагает, прежде всего, создание и регулирование развития какой-либо технологии, механизма, обязательно нового, даже если преобразуется старый.
К основным мотивам предпринимательства относятся стремление к личной независимости и нетерпимость к повседневному контролю. Если жизнь протекает под постоянным воздействием того, как оценивают ее окружение, то индивид перестает быть личность, как только позволят другим людям решать достоин ли он их одобрения. Б. Карлоф (1991) считает, что для предпринимателя характерны такие черты как самостоятельность в принятии решений, восприимчивость к новому, открытость для конструктивной критики, жесткая нацеленность на конечный результат деятельности, стремление к быстрому развитию и нововведениям, высокая требовательность к себе и к компаньонам, активность в бизнесе (поэтому они более счастливы в небольших организациях и при расширении бизнеса чувствуют себя как рыба в воде). Предприниматели более доминантны, смелы, радикальны и менее тревожны, чем, скажем, чиновники госучреждений.
Самореализация или воплощение Себя в конкретных делах как постоянная Цель и “двигатель” всей жизни человека, есть и первейшая основа нравственности. Свободная деятельность человека (а предпринимательство в широком смысле именно таковой и является) есть основное средство строительства собственного Жизненного пути. Однако для этого такая деятельность должна обретать личностный оттенок, т.е. способна отражать и воплощать себя через личность. Некоторые исследователи считают, что человек неосознанно ищет занятие, в котором он будет сохранять соответствие своим представлениям о себе, а “входя в профессию” будет искать осуществление этого соответствия. Для человека необходимо увидеть Себя в в той маленькой вещи или деле, которое он в данный момент делает. Об этом же писал В. Гете в “Вильгейме Майстере”: “В глубине человека заложена творческая сила, которая способна создать то, что должно быть, которая не даст нам покоя и отдыха, пока мы не выразим, не воплотим это вне нас тем или иным способом”. Когда отсутствует разрыв между человеком и его делом, это дело поглощает человека. В этом случае человек, по меткому выражению М. Пруста, “раздает себя в разные вещи” и тогда “можно открывать великие истины или великие красоты…”. Человек, который так или иначе не воплотил Себя в конкретных делах, вещах, - никогда не увидит и не познает самого Себя, он ни за что не возьмет ответственности. Такой человек отчужден от своего труда, поэтому глубоко им неудовлетворен.
Резюмируя можно сказать, что наше предложение состоит в трактовке понятия “менеджмент” как прежде всего планирования и управления своей жизнью, выбора и корректировке путей самореализации, воплощения себя в определенных делах. Традиционное понимание менеджмента как искусства (и науки) управления какой-то организацией сохраняется, становясь при этом как бы составной, результирующей частью этого понятия. Таким образом, менеджмент есть прежде всего менеджмент жизни, путеводитель в мире и организатор всех наших побед и поражений. Начни с себя, но непременно воплоти в деле - вот стержень и девиз предлагаемого понимания.
|