Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 1999 год | Статьи из номера N4 / 1999

Организационно-экономические условия формирования конкурентоспособного малого предпринимательства

Рыбина М.Н.,

Основополагающими целями экономической политики России являются: достижение экономического роста и полной занятости; улучшение жизненных стандартов широких слоев населения; стабильность уровня цен, устойчивость валюты и внешнеэкономическое равновесие. Достижение этих целей в значительной мере связано с состоянием дел и перспективами развития конкурентоспособного малого предпринимательства.

Формирование конкурентной среды определяется множеством факторов, действующих на микро - и макроуровне. Современная макроэкономическая ситуация в России весьма противоречива. Она ориентирована на первоочередное подавление инфляции и поиск средств для дефицитного бюджета и далека от реального стимулирования долгосрочных инвестиций в развитие производства, что естественно и сдерживает реальное эффективное использование антимонопольных мер, диверсификацию производства, инновационное и венчурное предпринимательство. Между тем, последнее и является питательной средой развития малого предпринимательства. К негативным явлениям следует добавить то, что предприятия страны получили в наследство от административно-командной системы традиции специфических условий нерыночного поведения предприятий. Сложное положение предприятий в современных условиях усугубляется особенностями формирования рынка, которое характеризуется, во-первых, высокой степенью специализации для многих передовых технологических отраслей промышленности, во-вторых, закрепленностью отдельных производителей за определенными регионами, в-третьих, локализацией хозяйственных связей, обусловленной резким ростом транспортных тарифов.

В этих специфических условиях формирования рынка характеристика степени развитости конкурентности малого бизнеса выглядит неутешительно. С точки зрения конкурентоспособности продукции и влияния конкуренции на сбыт роль малых предприятий все еще незначительна. Исследования по данному вопросу говорят, что если усредненные оценки степени влияния конкуренции на сбыт лежат в интервале между формулировками "умеренная" и "низкая", то все оценки конкурентоспособности у мелких предприятий существенно ниже чем у крупных. Ее можно оценить как "низкую" и "неконкурентную" - на внешних рынках и как "среднюю" на внутреннем рынке. Чем меньше предприятие, тем ниже менеджеры оценивают конкурентные способности своей продукции. Более высокое значение имеет конкуренция с товарами СНГ и ближайшего зарубежья. Причем конкурентная борьба ведется при этом на фоне сбыта продукции, которая во многих случаях по уровню качества существенно ниже мировых стандартов. Пока можно говорить о тенденции повышения конкурентоспособности лишь продовольственной продукции, возможности которой нельзя упускать отечественным производителям. Что касается стратегии конкурентной борьбы, то здесь преобладает преимущественно ориентация на расширение ассортимента, стремление удовлетворять постоянно меняющиеся небольшие по объему, а иногда временные потребности клиента.

Это свидетельствует о весьма консервативной и односторонней конкурентной стратегии предпринимателей, что не совпадает с традиционными представлениями о малых предприятиях как серьезных инноваторах. Венчурных предприятий - пионеров со специфической стратегией конкурентной борьбы у нас в стране практически нет, и в ближайшее время производственно-технологические инновации возможны только у предпринимателей с достаточно свободным капиталом, здоровой долей риска, у предпринимателей, уверенных в себе, а также доверяющих своей стране.

Не сложилась в стране система малых предприятий узкой специфической дифференциации, для которой необходимы, с одной стороны, высокий уровень доходов широких слоев населения, с другой стороны, развитая институциональная и производственная инфраструктура. Именно поэтому для существующих малых предприятий характерен традиционный тип конкурентной стратегии. Такое положение существенно ограничивает рамки и возможности малого предпринимательства в России.

Современный этап функционирования малого предпринимательства все еще не стал действительным инструментом решения макроэкономических задач экономического роста, политики занятости, научно-технического прогресса. Малое производство со своим уникальным предпринимательским потенциалом все еще остается аутсайдером на экономическом поле нашей страны и адекватно не решает тех проблем в экономике, которые могли бы решаться с помошью малого предпринимательства. Во многом это - его беда, а не вина. Такая ситуация объясняется особенностями общего состояния отечественной экономики, которое характеризуется необходимостью преодоления тяжелейшего кризиса, падением производства, инвестиционным голодом, развалом системы хозяйственных связей.

С другой стороны, в современной экономической жизни России осуществляются процессы концентрации и централизации капиталов, которые приводят к поглощению малых предприятий, их слиянию и вообще господству олигархии. Все еще не сформировался тот уровень деятельности крупных предприятий, когда они становятся хозяйственными субъектами, заинтересованными и иницирующими создание малых предприятий.

Очень острой для малого предпринимательства остается проблема его кредитования. Более того, нехватка финансов для начинающего предпринимателя часто становится вообще его основной проблемой.

Факторами, сдерживающими развитие российского малого предпринимательства на современном этапе являются:

1. Отсутствие целостной концепции малого предпринимательства, адекватной современным условиям России.

2. Отсутствие государственной экономической политики в области малого предпринимательства.

3. Несовершенство законодательного фундамента для новых хозяйственных укладов.

4. Отсутствие необходимых финансовых и материальных средств для формирования эффективно работающих малых предприятий, в особенности на производственную деятельность.

5. Социальная напряженность, криминализация российского бизнеса вообще и малого в частности.

6. Неготовность основной массы населения к предпринимательскому типу хозяйствования, к инициативному типу трудоустройства.

7. Дефицит профессионально подготовленных кадров для конструктивного предпринимательского типа поведения, а следовательно и для эффективного хозяйствования.

Обеспечение конкурентоспособности малого предпринимательства возможно только при выработке соответствующих адекватных направлений экономической политики. Известно, что субъектами экономической политики являются государство и его институты, а также общественные и негосударственные институты.

Одной из экономических функций государства является правовое и организационное закрепление новых производственных отношений. В этом смысле его значение для укрепления малого предпринимательства велико. Здесь возможны два варианта поддержки государством малого предпринимательства. Первый вариант - широкое государственное регулирование деятельности малых предприятий в сочетании с протекционистской политикой в их пользу. Второй вариант - умеренное государственное регулирование рыночных условий с тем, чтобы формирующаяся конкуренция самостоятельно продиктовала "кому быть, а кому не быть" на рынке в качестве субъекта хозяйствования.

Эти два варианта скорее дополняют друг друга, нежели противоречат один другому.

Первый вариант, создающий "тепличные" условия и не формирующий нужных стимулов к развитию (приводящий к низкой эффективности этого сектора), все-таки является объективной реальностью наших дней и экономически оправдан на стадии вхождения малого предпринимательства на поле рыночной экономики. Поэтому полностью сбрасывать со счетов механизмы государственного регулирования этого варианта нельзя.

Второй вариант является единственным и наиболее эффективным компонентом экономической политики в условиях развитого рынка. Он способен нивелировать недостатки первого. Можно сказать, что эти два варианта соответствуют разным этапам развития рыночных отношений и в настоящее время дополняют друг друга. Это необходимо учитывать при разработке государственной политики поддержки малого предпринимательства.

На этапе формирования рыночных отношений существует ряд объективных причин, по которым малому бизнесу нужна поддержка по первому варианту. Во-первых, основная беда малых предприятий не в том, что они малы, а в том, что они одиноки. Нельзя оставлять малое предпринимательство без государственной поддержки в экономическом пространстве, в котором монополизация является пока еще не признаком прошлого, а реальностью сегодняшнего дня. Во-вторых, малые предприятия действительно малы и остро ощущают ограниченность в ресурсах: в капитале - значительно ограничены возможности для займа, кредита, первоначального накопления; в труде - рабочая сила часто неквалифицированная как на управленческом, так и на исполнительском уровне; в информации - поскольку существует дефицит необходимой информации по всем направлениям, который чрезвычайно усложняет конкурентоспособность, а порой и просто выживание малого предприятия.

Главным инструментом государства в проведении экономической политики на макроэкономическом уровне является налоговый и финансово-кредитный механизм.

Финансирование малых предприятий может осуществляться за счет внутренних и внешних источников:

 

  • внешними источниками финансирования могут быть бюджетные средства, целевые банковские кредиты, средства от эмиссии акции, лизинг, долгосрочные кредиты коммерческих банков, интеллектуальные ценности, паи, средства внебюджетных некоммерческих фондов;

     

  • внутренними источниками финансирования могут быть прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения предпринимателей, средства от страховой деятельности,

     

    К неформальному рынку ссудных капиталов (внутренний источник финансирования) относятся заем денег у родных и знакомых (этим источником в настоящее время пользуется 1/3 предпринимателей в нашей стране).

    Современная налоговая система страны складывается, начиная с 1992 года с принятия Закона "Об основах налоговой системы в РФ". И хотя налоговый "сюртук" всегда жмет, налоги неизбежны. Однако сложившаяся жесткая и сложная система налогообложения оказалась особенно тяжелой для малых предприятий, хотя именно они являются исправными плательщиками налогов, штрафов и пени.

    Регулирующая функция налога в основном реализуется через льготы. Льготы, во-первых, помогают резервировать часть прибыли и вкладывать ее в расширение производства, во-вторых, льготы повышают эффективность предпринимательской деятельности. Для некоторых малых предприятий наряду с общими для всех предприятий налоговыми льготами, действуют и специальные по налогу на прибыль, на добавленную стоимость, на имущество. В соответствии с пунктом 4.4 инструкции Госналогслужбы России № 37 от 10.08.1995 года "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" льготы по налогу на прибыль предоставляются малым предприятиям (с определенными видами деятельности) со среднесписочной численностью до 100 человек. Первые два года малые предприятия вообще не платят налоги, третий год - 25% от налога по основной ставке, четвертый год - 50% от налога по основной ставке при условии, что выручка от этих видов деятельности составляет 90% общей суммы выручки от реализованной ими продукции (работ, услуг). Перечисленные льготы предоставляются малым предприятиям, в которых доля государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений в уставном капитале составляет не более 25%.

    По налогу на добавленную стоимость предусмотрена льгота по уплате при введении в эксплуатацию основных средств и принятии на учет нематериальных активов - суммы НДС вычитаются в полном объеме.

    Налогом на имущество не облагаются в течение одного года после регистрации имущества новых малых предприятий за исключением тех, которые созданы на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий из структурных подразделений. Этим налогом не облагаются крестьянские (фермерские) хозяйства как предприятия по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции.

    Новый налоговый кодекс призван решить, с одной стороны, задачу значительного упрощения налоговой системы - сократить число налогов, упростить процедуру взимания налогов, снизить налоговый пресс на предприятия, с другой стороны, - задачу построения такой конструкции налогообложения, которая сняла бы проблему недобора налогов, обеспечив исполнение доходной части бюджета.

    Получается, что необходимо решить почти взаимоисключающие задачи, что на практике демонстрирует противоречивость интересов различных экономических субъектов. Новый кодекс предлагает введение более строгих ограничений по численности работающих и по предельному объему предприятий, претендующих на льготы налогообложения для малых предприятий. Однако основного - снизить ставку НДС до 15% (как предлагалось многими экономистами) не удалось. Следовательно, ослабления налогового бремени для малых предприятий не произошло, а это необходимое условие формирования благоприятного налогового климата. Другое важнейшее условие заключается в изменении структуры налогов, что должно привести к снижению уровня налогообложения при увеличении доли рентных налогов и уменьшении доли НДС, налогов от реализации.

    Спорным направлением в деле совершенствования налогообложения малого предпринимательства является введение уплаты налога, основанного на применении вменяемого дохода. Суть нововведения в следующем. Предприятия получают налоговый патент, уплатив при получении патента по базовой ставке - 2000 долларов за квадратный метр (ее можно изменить - снизить) занимаемой площади в год вне зависимости от профиля предприятия. Затем ставка умножается на корректирующие коэффициенты, которые должны учитывать более сотни показателей, таких как местоположение предприятия, вид деятельности, объем оборота, занимаемая площадь и т. д. В результате номинальная налоговая нагрузка на предприятие снижается в несколько раз, а доходы казны увеличиваются за счет расширения налоговой базы. Все, что предприниматель сможет заработать сверх фиксированной суммы налога, остается в его распоряжении, налог, по сути, поощряет оборотистость предпринимателя. Налог должен уплачиваться раз в год. Это упрощает контроль над малым бизнесом, что немаловажно в современных условиях.

    Однако можно отметить и недостатки налога с вмененного дохода. Во-первых, возможность местным властям завышать корректирующий коэффициент с целью решения "насущных" региональных проблем. Во-вторых, возможны манипуляции с местоположением предприятия. Для того чтобы этого не произошло, надо в первом случае установить на федеральном уровне "вилку" для корректирующих коэффициентов. Во втором же случае потери будут при любом раскладе меньше тех, которые наблюдаются в настоящее время от рэкета любой окраски. ЭТО и позволяет с оптимизмом смотреть на нововведение.

    Другими словами, изменения в налоговой системе будут тогда оправданы, когда они приведут к тому, что будет заниматься выгодно производством, что низко доходные группы населения не станут при этом получать меньше, а высокодоходные смогут адекватным образом рассчитываться с государством. Нельзя забывать об известном факте, что уровень налоговых изъятий в 45% является той крайней чертой, за которую выходить нельзя без угрозы для осуществления даже простого воспроизводства.

    Одним из основных источников внешнего финансирования является банковский кредит. До сих пор на практике получить кредит было очень трудно. Если в странах с развитой рыночной экономикой предоставляется долгосрочный кредит, то у нас - краткосрочный (не более одного месяца) при условии предоставления залога (чаще недвижимости) и с высокой процентной ставок.

    Высокая степень банкротств малых предприятий заставляет внешних инвесторов вообще не предоставлять ссуды или предоставлять под высокий процент на очень жестких условиях возврата. В результате получается, что частные источники финансирования, как правило, недоступны малому бизнесу.

    Практическая деятельность банковских учреждений сегодня показывает, что снижается их доля в реализации инвестиционных проектов малых предприятий, несмотря на декларирование обратного. Возрастает доля малых фирм, не пользующихся внешними источниками капиталовложений. Более чем в два раза увеличилась доля заемщиков в неформальном финансовом секторе. Причем значение неформального рынка инвестиционных ресурсов в ближайшее время сохранится, так как коммерческие банки, переживающие жесточайший кризис за все последние годы, не стремятся вкладывать финансовые ресурсы во все еще нестабильный сектор экономики; государственные институты все еще маломощны, а торгово-посреднические структуры развития рынка инвестиций не считают малые предприятия важными для своей деятельности. Ситуация начнет меняться с изменением самой сущности этих торгово-посреднических структур.

    Трудности с финансированием инвестиций могут негативно отразиться на возможностях расширенного воспроизводства субъектов малого предпринимательства, а сложности в кредитовании оборотных средств ставят под угрозу даже простое воспроизводство. Государству в этих условиях необходимо прилагать эффективные усилия по созданию стимулов в виде налоговых и других льгот для субъектов, кредитующих малые предприятия. В противном случае произойдет дальнейшее ухудшение инвестиционного климата и значительное усиление роли теневого рынка ссудного капитала со всеми вытекающими негативными последствиями для развития важнейшей сферы экономики - малого предпринимательства.

    Можно согласиться с теми исследователями проблем малого бизнеса, которые считают, что предоставление льгот малым предприятиям - это метод обеспечения им равных условий в острой конкурентной борьбе и выживании в хозяйстве господства крупных предприятий, а совсем не способ создания им тепличных условий. У начинающих мелких предприятий нет как у крупных мощной производственной базы, налаженных хозяйственных связей как у себя в стране, так и за рубежом. Поэтому необходимо компенсировать отсутствие всего этого соответствующими льготами. Малым предприятиям очень важно компенсировать риск получения отрицательного результата, создав запас прочности в материальном и моральном смысле.

    Положительное значение имеет вступивший в силу закон "О внесении изменений и дополнений в закон РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций"". Этот документ предоставляет ряд льгот банкам и страховым компаниям, финансирующим малый бизнес. Например, банки, предоставляющие не менее 50% общей суммы кредитов субъектам малого предпринимательства, работающим в приоритетных направлениях, и страховые компании, которые не менее 50% страховых взносов за отчетный период получили от страхования имущественных интересов малых предприятий, уплачивают налог на прибыль по ставке, сниженной в 1,5 раза.

    Снять многие проблемы кредитования малого бизнеса могло бы создание системы специальных банков - местных, муниципальных, при деятельном участии государства. Не открыты у нас в стране широкие возможности и для кооперативных банков и обществ взаимного кредитования. Государству необходимо создавать условия для самоорганизации кредитных ассоциаций малых предприятий и других форм накопления и целевого использования временно свободных средств малых предприятий. Необходимо также освободить от налогов средства, перечисляемые в общества взаимного кредитования.

    Для того чтобы облегчить финансовое обеспечение малого предпринимательства, необходимо обратить внимание на следующее. Финансовая поддержка, субвенции должны быть гибкими, дифференцированными. Приоритетным должно стать стимулирование деятельности малых предприятий в сфере научных разработок, сфере высоких технологий. Необходимо усилить деятельность федеральных и региональных фондов поддержки малого предпринимательства на залогово-гарантийном обеспечении перспективных предприятий. Вообще целесообразно переходить от прямого кредитования малого предпринимательств к гарантии. Возможно создание гарантийных фондов для иностранных инвестиций в сферу отечественного малого бизнеса с учетом иностранного капитала. Перспективным инвестором малого предпринимательства должно стать крупное производство - промышленные гиганты. Государству необходимо всячески стимулировать такого рода финансирование, предоставляя льготные условия функционирования фондов, создаваемых для целей финансирования малого бизнеса крупными промышленными гигантами, с помощью субподрядных, контрактных, арендных отношений. В результате возросла бы конкуренция между малыми предприятиями за контракты с корпорациями.

    Весьма перспективно и современно широкое использование так называемого лизингового кредита. В рамках федерального фонда поддержки малого предпринимательства, а также региональных фондов аналогичной деятельности целесообразно наряду с созданием системы гарантий для малых предприятий при получении кредитов в коммерческих банках, создать систему гарантий при возврате лизинговых платежей. Главное преимущество лизинга в том, что, начиная свое дело, предприниматель может располагать лишь частью необходимых финансовых средств для приобретения основных фондов. Предприятию в этом случае предоставляется необходимое оборудование. Это - особо актуально, так как многие малые предприятия все еще остаются предприятиями с примитивными средствами производства. Способствовать оснащению малых предприятий современным оборудованием и технологиями легче и надежнее всего с помощью лизинга.

    Одним словом, государство целенаправленными усилиями может создать специфический финансовый климат, благоприятный для предпринимательства, это тем более важно, что есть все основания предполагать, что трудности с инвестированием для малого предпринимательства в России в ближайшее время возрастут.

    Малые предприятия в своей деятельности должны более эффективно использовать и внутренние источники финансирования, такие как прибыль и амортизационные отчисления.

    С 1994 года для субъектов малого предпринимательства действует право ускоренной амортизации основных производственных фондов, которые в два раза превышают установленные нормы. Это одна из самых серьезных и действенных льгот для малых предприятий наряду с возможностью списывать в первый год функционирования в качестве амортизационных отчислений 50% первоначальной стоимости машин и оборудования со сроком службы свыше трех лет, способствующие осуществлению расширенного воспроизводства.

    Важным условием формирования конкурентоспособного малого предпринимательства в России должно быть наличие эффективно действующей инфраструктуры малого предпринимательства. Инфраструктуру малого бизнеса нередко называют институциональной средой малого предпринимательства. Она включает: банки, инвестиционные и финансовые компании; торговые центры, посредников в сфере сбыта; страховые компании, заказы, подряды, контракты; центры подготовки кадров, учебные, научные, проектные центры, консалтинговые центры; биржи труда, центры занятости, конференции, переговоры, клубы; лизинговые компании, маркетинговые центры, внедренческие и инжиниринговые центры, бизнес-инкубаторы, производственные комплексы, средства связи и обработки информации (информационно-конъюнктурные центры), конкурсы, выставки, информационные банки; общества взаимного кредитования; организации (профсоюзы, клубы), поставщиков ресурсов (ассоциации собственников ресурсов).

    Инфраструктура должна подготовить, создать и развить условия малому предпринимательству, в которых оно будет конкурентоспособным, а значит жизнеспособным. Естественно, что для этого сама инфраструктура должна быть создана и функционировать.

    Создание инфраструктуры малого бизнеса призвано выполнить следующие задачи: сформировать поддержку производственного, инновационного бизнеса; обеспечить производственно-техническую поддержку; обеспечить кредитно-финансовую поддержку; создать информационное обеспечение; обеспечить подготовку кадров; обеспечить правовую поддержку.

    Каждый из институтов выполняет свою задачу, используя свои методы.

    Концепция среднесрочной программы Правительства РФ на 1997-2000 годы следующим образом определяет приоритетные задачи в области развития малого предпринимательства: "В среднесрочной перспективе намечается переход малого предпринимательства от старого этапа к этапу развития, когда основное значение приобретают : активизация их производственной и инновационной деятельности"(1).

    Решение этой задачи, по сути, приведет к созданию и развитию мелкомасштабных рынков (диверсификация локальных экономик), созданию рынка субподрядных работ для малых предприятий (специализация и диверсификация, франчайзинг) и формированию инновационного предпринимательства (пионерский, венчурный бизнес).

    Инновационное предпринимательство - это именно то направление, с помощью которого Россия сможет обеспечить конкурентоспособность отечественной продукции и выход экономики из тяжелейшего кризиса.

    Однако инновационная деятельность предпринимателя в современных условиях оставляет желать много лучшего, так как она невозможна без инвестирования этой деятельности. А между тем, инновационная деятельность переживает глубокий кризис. Новые виды оборудования и технологии, которые кардинальным образом могли бы изменить технологический уровень и создать новые прогрессивные производства, практически не вводятся. Состояние науки и научно-технического потенциала также ухудшилось. Если в 1991 году доля затрат на гражданскую науку составила примерно 1,03% от ВВП, то в 1995 году этот показатель составляет всего 0,64%, в 1996 году - -0,73%. Между тем критический уровень затрат на науку соответствует 1% ВВП, после чего могут начаться необратимые изменения, деградация самой науки. В индустриально развитых странах этот показатель составляет около 3%.

    По материалам к Парламентским слушаниям по теме "Малое предпринимательство - одно из направлений промышленного развития России", проходивших осенью 1997 года видно, что состояние инновационной деятельности и ее результативности в сфере малого предпринимательства неблагополучно. В качестве основных факторов, сдерживающих инновационную деятельность на малых промышленных предприятиях, можно считать недостаток собственных средств (мнение около 75% руководителей), высокие налоговые ставки (60% руководителей), неприемлемые условия инвестиций и кредитования (25%) (2).

    Государство предпринимает определенные попытки оздоровления ситуации в этой области. Так, уточнена схема смешанного инвестирования для привлечения инвестиций в инновационные проекты, определено участие государства в процессе инвестирования в форме разделения рисков инноваций и предоставления необходимых гарантий, разработана программа первоочередных мер по развитию и государственной поддержке инновационной деятельности в промышленности.

    Понимание необходимости инновационного предпринимательства приводит к активному внедрению в практику хозяйствования венчурного капитала - эффективной действенной формы инвестирования инноваций. Венчурное финансирование отличается от обычного кредитования тем, что кредит предоставляется без условия возврата через заранее установленный срок и без выплаты процентов. При этом средства распределяются на конкурсной основе в виде безвозмездных целевых субсидий - грантов. В этом случае ставки делаются на успех предприятия, которое быстро достигнет стадии серийного производства новой оригинальной продукции, станет приносить сверхприбыли, а финансист, предоставивший кредит в обмен на акции, увеличит свой авансированный капитал. Таким образом, прибыль от прироста стоимости акций компаний - главный стимул венчурного инвестирования.

    Идея венчурного финансирования привела к созданию венчурных фондов, фондов венчурного капитала (источник финансирования) и венчурных компаний (объект инвестиционной деятельности венчурных фондов). Источниками венчурного капитала могут быть пенсионные фонды, страховые компании, благотворительные фонды, разнообразные частные инвесторы, реже - банки, зарубежные источники.

    Главная задача венчурного фонда - увеличить стоимость вложений в несколько, примерно в 10 раз, за 5-7 лет. Инвесторы получают обратно свои деньги плюс 80% от десятикратной прибыли.

    Венчурному фонду на старте, прежде всего, необходимо найти компании (проекты), в которые стоит инвестировать. Поэтому первая и основная задача этого фонда - отбор проектов. В свою очередь, венчурные фирмы имеют своей целью получение средств от крупных финансовых институтов и других инвесторов. Желательно, чтобы организаторами фирм венчурного капитала были опытные предприниматели, технические специалисты, менеджеры, знающие законы рынка. В настоящее время перспективными считаются проекты, связанные с коммуникациями, с информационными технологиями, биотехнологией. Где весьма успешно могли бы участвовать и российские предприниматели.

    Вторая задача венчурных фондов - отбор и экспертиза бизнес-планов, конкретных венчурных проектов и работа с отобранными компаниями-кандидатами (проверка надежности субъектов и объектов венчурного проекта, патентная экспертиза, получение некоторых гарантий, например, государственная поддержка для разделения рисков).

    Третья задача - это финансирование. Можно выделить три этапа финансирования - СТАРТ, РАЗВИТИЕ, ЭТАП ЛИКВИДНОСТИ.

    На первом - стартовом этапе, который обычно делится на две стадии, используются небольшие финансовые ресурсы для разработки технико-экономического обоснования и связанных с ним исследований. Положительные результаты подкрепляются на второй стадии этого этапа финансированием промышленного проектирования товара и выпуска опытной партии. Понятно, что это еще не коммерческое производство, но средства нужны для того, чтобы компания фактически начала выпуск продукции.

    Второй этап - этап развития, его можно разделить на четыре стадии. Стадия первоначального роста, где необходим оборотный капитал, а прибыли еще нет. Стадия расширения, которая является главным периодом расширения компании с ростом объемов сбыта. Фирма продолжает оставаться частной компанией. Третья стадия - стадия стабилизации, на которой фирма функционирует с чистым доходом. Четвертая стадия предполагает финансирование для подготовки фирмы к акционированию.

    Последний третий этап - этап обеспечения ликвидности, который в свою очередь включает: стадию традиционной скупки, т.е. приобретение прав собственности на фирму и перевод ее под контроль другой компании. Вторая стадия связана с решением руководства фирмы выкупить ту ее часть, которая принадлежит венчурным капиталистам. Третья стадия - стадия приватизации, на которой некоторые собственники и менеджеры компании скупают все ее акции и опять превращают фирму в частную.

    В России с пониманием значения венчурного капитала для функционирования здоровой экономики пришли и первые финансовые участники инновационного рынка. Среди них уже функционируют государственные и общественные фонды, стратегические инвесторы (производственные компании), финансовые институты.

    К государственным и общественным фондам относятся: Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фонд конверсии, Фонд промышленных инноваций, Региональные фонды поддержки малого предпринимательства.

    Своей основной задачей государственный Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере видит в отработке эффективного механизма государственной поддержки малых предприятий, разрабатывающих и реализующих продукцию и услуги на основе принадлежащей им интеллектуальной собственности. Особенность и уникальность данного Фонда в том, что он финансирует наиболее рискованный этап инновационного процесса - внедрение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в производство.

    Фонд содействия использует такие основные формы финансирования как займы, осуществляет лизинг. Фонд содействия занимается не только прямым лизингом (фактически арендой), когда они закупают оборудование и сдают его в лизинг малым предприятиям, но иногда и закупкой оборудования в виде готовой продукции малых предприятий (обычно, то, что они не могут реализовать). С помощью малых предприятий организуют реализацию этого оборудования другим предприятиям, в том числе малым, на лизинговой основе, то есть с рассрочкой платежа. В результате малые предприятия-изготовители получают возможность иметь всю выручку за реализованную продукцию, с тем чтобы в последующем постепенно возвратить деньги Фонду по мере получения лизинговых платежей от малого предприятия-пользователя, которое в ином варианте не смогло бы приобрести эту продукцию.

    Еще один способ поддержки малого бизнеса - предоставление гарантий, с тщательной предварительной проверкой возможностей данного малого предприятия.

    И, наконец, важными формами содействия малому предпринимательству являются: рекламное содействие, покрытие расходов на патентование с учетом соответствующих современных требований к этому виду деятельности. Расширяются работы по созданию бизнес-технических центров, инкубаторов технологий, бизнес-парков.

    В результате своей деятельности к началу 1998 года Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере профинансировал 625 инновационных отобранных на конкурсной основе из 1873 обратившихся малых предприятий. Так, на фармакологию и медицинскую технику было использовано 24% средств. В результате стало возможным производство повязок для лечения ожогов и ран без рубцов, производство компьютерного оптического томографа для диагностики микронеоднородностей биоткани, производство силиконовых протезов грудных желез, производство термоконтейнеров для временного хранения крови и ее транспортировки и другое. На станкостроение и приборостроение было использовано 12% средств. Эти средства пошли на финансирование производства высокочастотных гидромолотов, производства установки для вакуумно-плазменного напыления, производства упаковочного оборудования и др. На экологию было отведено 16% средств. В результате было профинансировано создание комплекса приборов экологического мониторинга воздушного бассейна, производство комплекса средств защиты от электромагнитных излучений, создание стендов тонкой очистки жидкости, производство опреснителя морской воды и многое другое. Другие средства были направлены на производство в электронике (6,4%), разработку новых материалов (3%), производство товаров народного потребления, сельское хозяйство, легкую и пищевую промышленность (24%), а также строительство, авиастроение и другие проекты (14,6%)(2).

    Другим финансовым участником инновационного рынка являются стратегические инвесторы (производственные компании). Это может быть любой финансирующий субъект хозяйствования, вкладывающий средства в модернизацию своей материально-технической базы, или крупные компании, вкладывающие деньги в перспективные новые проекты.

    Еще одним финансовым участником инновационного рынка являются финансовые институты. Финансовые структуры охотнее всего финансируют высокодоходные предсказуемые проекты по возможности со сравнительно коротким сроком окупаемости, а также проявляют активный интерес к высокотехнологичным проектам с получением уникальных результатов.

    Инновационный рынок невозможен без объекта венчурного финансирования - венчурной компании. Большинство фирм венчурного капитала имеют правовую форму партнерства (товарищество на вере, с ограниченной ответственностью) в составе 3-4 основных и некоторого числа ассоциированных участников. Их цель, как известно, получение средств от финансовых доноров и организация функционирования рискового предприятия.

    Инновационный бизнес - это рискованный бизнес. Можно согласиться с теми экономистами, которые считают, что в условиях российской действительности основными рисками являются:

  • риск оригинальности - основной риск заключается в том, что оригинальные технологии могут быть не востребованы производством и рынком;

     

  • риск технологической неадекватности - любая новая продукция становится инвестиционно привлекательной только в том случае, когда она может быть технологически применена в производстве;

     

  • риск юридической неадекватности - ведению цивилизованного венчурного бизнеса препятствует все еще элементарная правовая безграмотность, которая приводит, с одной стороны, к несоблюдению своих обязательств авторов технологии по отношению к инвестору, а, с другой стороны, к стремлению защитить свое нововведение патентом, что не всегда оправдано;

     

  • риск финансовой неадекватности - в этом случае риск состоит в возможном несоответствии содержания (значения) инновационного проекта и предоставляемых финансовых средств, необходимых для его реализации;

     

  • риск неуправляемости проектом - успешная реализация проекта возможна только в том случае, если будет обеспечено сочетание оригинальности и проработанности самого проекта с квалификацией и сплоченностью управленческой команды (при сочетании высоких профессиональных качеств и организационных);

     

  • риск неуправляемости компанией - риск состоит в часто встречающемся несовпадении интересов и руководителей венчурной компании.

     

    Как видно, венчурное инвестирование - необходимый компонент предпринимательской деятельности. Однако действенность его в экономике страны требует больших усилий по совершенствованию организационных и технико-экономических условий, внедрению частного бизнеса и развитию бизнес-образования. Это необходимо понимать для того, чтобы сохранить России статус экономически развитой страны.

    В сфере торговли и услуг значительное распространение получила система договорных отношений - франчайзинг - форма хозяйственной интеграции малого и крупного бизнеса, которая весьма эффективно используется в рыночной экономике всех развитых стран.

    Так, например, в Германии современное состояние франчайзинга выглядит следующим образом (см. табл. 1).

    Таблица 1

    Ведущие франчайзинговые предприятия Германии

    Торговая марка

    Отрасль

    Количество франчайзинговых предприятий

    "Фото Порст"

    Торговля фототоварами

    2332

    "Айсман"

    Охлажденные продукты

    1364

    "Фото Квелли"

    Торговля фототоварами

    1261

    "Квик Шу"

    Торговля обувью

    471

    "Бюро ФирсТ"

    Туризм

    423

    "Фрелих"

    Обучение музыке

    421

    "Макдональдс"

    Закусочные

    400

    "Санпойт"

    Солярии

    386

    Критериями франчайзинга, по мнению Федеральной торговой комиссии США, являются следующие показатели:

    1. Франчайзи реализует товары и услуги под торговой маркой франчайзера.

    2. Франчайзер активно поддерживает деятельность франчайзи и контролирует его.

    3. В течение полугодия с начала действия договора франчайзи платит франчайзеру не менее 500 долларов.

    Система франчайзинга эффективна и дееспособна потому, что выгодна как крупному предприятию, так и мелкому. Выгоды крупного предприятия от франчайзинга заключаются в создании франчайзинговой сети, которое обходится значительно дешевле, чем расширение собственной производственно-сбытовой сети, кроме того, франчайзинг готов нести и несет существенную часть инвестиций и финансовых рисков. В результате использования франчайзинга снижаются издержки обращения, повышается эффективность рекламы, внедрения технических и технологических новшеств; возрастает объем продаж и естественно прибыль; появляется возможность скупать лучшие предприятия отрасли.

    Выгоды мелкого бизнеса также очевидны, это - возможность на более выгодных условиях открыть собственное дело; возможность снижения первоначальных издержек; использование маркетинга франчайзера, услуг рекламной службы; однородность стандартов продаваемых товаров и услуг позволяет франчайзи свободно себя чувствовать и утвердиться на тех рынках, куда независимой малой фирме пробиться очень трудно, а порой невозможно.

    Существуют и проблемы, связанные с функционированием франчайзинга. Возникает конкуренция, с одной стороны, между продавцами и покупателями франшизы, чего не должно быть. C другой стороны, конкуренция между неоправданно большим количеством покупателей франшизы, что порой приводит к разорению некоторых из них. Во многих случаях при заключении договоров франчайзи несут неоправданное бремя необоснованных условий, обеспечивающих привилегии именно франчайзеру. Возможным выходом из противоречивых ситуаций становится организация в стране ассоциаций покупателей франшиз, призванных защищать интересы франчайзи. Это необходимо учитывать в условиях становления системы франчайзинга у нас в стране.

    С учетом всего сказанного перспективность развития франчайзинга в стране не оставляет сомнений. Тенденции к диверсификации малых предприятий свидетельствуют о широких возможностях использования системы франчайзинга.

    Еще одним перспективным направлением в системе рыночных отношений в нашей стране становится использование качественно новой формы организации бизнеса - hollow firms - пустотной или оболочной фирмы, которой является, как правило, предприятие без промышленного производства. Эти фирмы начали развиваться в условиях, когда трансакционные издержки растут быстрее, чем производственные. Появление таких фирм связано с желанием избежать издержек по осуществлению сделок (трансакционных издержек) через рынок. Внутри же оболочных фирм трансакции являются результатом административных решений.

    Оболочная фирма - это предприятие, не владеющее средствами производства, но берущее за определенную плату на себя трансакционные издержки других предприятий. На долю обычного, традиционного (часто малого) предприятия в условиях связи с оболочной фирмой остается чистое производство, а что производить и как сбывать - это проблема оболочной фирмы. Она берет на себя отношения предприятия с рынком и адаптирует предприятия к рынку.

    Трансакционные издержки неизбежны в рыночной экономике. А так как их можно интерпретировать как затраты на адаптацию фирмы к меняющимся рыночным условиям, молодой рыночной экономике нашей страны нельзя не учитывать их в реальной практике. Использование оболочных фирм необходимо потому, что их значимость особенно весома при создании новых рынков или изменении старых и вообще на рынках с быстро меняющейся конъюнктурой. Оболочная фирма порождается еще и тем, что у производителей в одном случае имеет место неумение, а в другом случае нежелание рисковать в условиях неопределенности экономического будущего.

    Зарубежная практика ведения бизнеса показывает, что оболочные фирмы наиболее перспективны в таких отраслях как производство игрушек, одежды, обуви, спортивных товаров.

    Однако оболочная фирма не свободна от недостатков, которые необходимо учитывать при ее создании. Во-первых, на оболочников очень влияют перемены рыночной конъюнктуры. Во-вторых, в отличие от вертикально-интегрированных предприятий они постоянно подвержены риску конкуренции со своими производственными подрядчиками. В-третьих, в таких фирмах узким местом является отсутствие надлежащего контроля над многочисленными подрядчиками, что может приводить к снижению качества продукции.

    Выбор той или иной стратегии конкурентной борьбы малого предприятия должен опираться на объективную информацию, прогнозные оценки и аналитические выводы.

    Информационно-аналитическая работа является системообразующим элементом управления предпринимательскими рисками. Начиная бизнес, необходимо иметь информационно-аналитическое, маркетинговое исследование сегмента рынка и региона, на котором предполагается деятельность предпринимателя. Необходима информация о трудовых ресурсах соответствующей квалификации, а также информация о соотношении спроса и предложения на закупаемую в производство продукцию и о ценообразовании. Предприниматель должен обладать информацией о требованиях к качеству продукции, о законодательной базе, регулирующей выбранный вид деятельности, информацией о востребованности данного вида деятельности, об отношениях местных и федеральных органов власти к данному виду деятельности. Важной является информация о состоянии преступности и методах ее деятельности, о ее роли в данном бизнесе и т.п.

    Только в соответствии с этой обширной информацией каждым предприятием вырабатывается стратегия начинания и развития своей предпринимательской деятельности. Однако в силу того, что сама система информационно-аналитической деятельности еще не сформировалась, а малым предприятиям не хватает средств и возможностей, чтобы использовать информационно-аналитические услуги, состояние дел в информационном обеспечении малого предпринимательства в России оставляет желать лучшего. Его надо выводить на качественно новый уровень. Для малого предпринимательства необходима разработанная система использования аналитической информации, механизм использования с тем, чтобы они могли потреблять качественную информацию, которая, в свою очередь, должна быть полной и адекватной, достоверной, легко воспринимаемой и непротиворечивой.

    Развитие информационной инфраструктуры - насущная проблема формирующихся в стране рыночных отношений. Поддержка информационной инфраструктуры со стороны государства должна исходить из того, что необходим как доступ к информации общего типа - законодательство, нормативные акты и пр., для чего необходимо обеспечение каналов доставки этой информации до любого субъекта хозяйствования, так и доступ к информационно-аналитическим исследованиям рынка, особенно малым предприятиям. Это, в свою очередь, требует организационной и финансовой поддержки информационных центров развития различных форм. Такой подход обеспечит реальную помощь в реструктуризации хозяйственных связей и явится важным фактором усиления конкуренции.

    Уникальным механизмом решения социально-экономических проблем малого предпринимательства, средством поддержки начинающих предпринимателей на старте своей деятельности, действенным инструментом решения проблем занятости, источником для инновационного бизнеса, базой для экономического и бизнес-образования должны стать бизнес-парки (бизнес-инкубаторы, технопарки, учебные центры и т.п.).

    Всем известны успехи калифорнийской Силиконовой долины по поддержке деятельности начинающих предпринимателей в условиях глобальной конкуренции. Есть такой опыт и в Европе. Так, в Германии технологическая и производственная ориентация, цели и региональная размещенность технологических и предпринимательских центров (ТПЦ) характеризуется следующими данными (3):

    Рост ТПЦ в Германии:

    1990 г. - 80, 1991 г. - 106, 1992 г. - 125, 1993 г. - 147, 1994 г. - 162, 1995 г. - 178, 1996 г. - 200, 2000 г. (перспектива) - 270.

    Технологическая и производственная ориентация предприятий в рамках ТПЦ:

    • информационно-коммуникационная техника - 75%,
    • программное обеспечение - 67%,
    • экологически чистые технологии - 67%,
    • инновационные услуги - 63%
    • система автоматизации - 50%
    • измерительная и контрольная техника - 49%
    • электроэнергетика - 42%

    Цели и целевая классификация ТПЦ:

    • поддержка начинающих предпринимателей-новаторов - 99%
    • узловые пункты содействия экономики - 85%
    • узловые центры информации - 68%
    • высокотехнологичные предприятия - 67%
    • создание новых фирм в регионе - 62%
    • передача технологии "наука - производство" - 56%
    • Spin-off из сферы науки - 46%

    Размещенность по регионам характеризуется следующими данными:

    • Баден-Вюртенберг - 19,
    • Берлин - 12,
    • Северный Рейн Вестфалия - 61,
    • Саксония - 20,
    • Старые федеральные земли - 135,
    • Новые федеральные земли - 65,

    Всего 200 технологических и предпринимательских центров.

    Бизнес-парк - компактная инфраструктура, в рамках которой создаются все необходимые условия для возникновения и развития различных типов субъектов малого предпринимательства, которые получают хорошие стартовые условия для того, чтобы обратить новую идею в продукт, приносящий прибыль.

    Созданию самого бизнес-парка должно предшествовать глубокое всестороннее изучение и анализ множества условий как экономического, так и внеэкономического характера. В их числе:

  • существующий экономических профиль региона, его экономический потенциал, нужность малого предприятия для экономического развития;

     

  • население и местный рынок труда (традиции хозяйствования и потребления, основной профиль занятости, число незанятых, их социальный состав, уровень образования);

     

  • социально-психологический климат, отношение местной власти и общественности к этому явлению, состояние информационного бизнеса, наличие или отсутствие программ поддержки малого предпринимательства;

     

  • наличие предпринимательской среды, предпринимателя как главного субъекта предпринимательского типа хозяйствования, мотивация деятельности и реальность создания новых рабочих мест;

     

  • наличие реальной необходимой материально-технической базы для начала деятельности бизнес-парка;

     

  • имеющееся кадровое обеспечение функционирования бизнес-парка.

     

    Так как создание бизнес-парков и подобных элементов инфраструктуры является частью государственной программы развития предпринимательства и поддержки малого бизнеса, то оно позволяет объединить усилия и возможности различных заинтересованных сторон: государственных организаций, коммерческих структур, различных фондов, энтузиастов, спонсоров.

    В зависимости от владельца и статуса бизнес-парка теоретически можно предположить, что могут существовать следующие их типы:

    1. Бизнес-парк как некоммерческая организация, создаваемая для решения социально-экономических проблем, в основном для увеличения рабочих мест, а также увеличения поступлений в местный бюджет.

    2. Бизнес-парк как коммерческая организация, со всеми вытекающими последствиями для малых предприятий, связавших свою судьбу с бизнес-парком.

    3. Бизнес-парк как экономическая структура, экономический институт, специализирующийся на создании инновационных предприятий в передовых отраслях и технологиях, позволяющий взращивать новый бизнес с высоким потенциалом развития.

    Очевидно, что каждый тип бизнес-парка соответствует определенному уровню развития и требованиям рынка, исходя из стоящих в данный момент федеральных и, прежде всего, региональных проблем и имеющихся финансовых возможностей. В России должны использоваться все типы бизнес-парков, однако в ближайшем будущем будет преобладать бизнес-парк первого типа с элементами коммерческой деятельности.

    Структуру бизнес-парка можно представить следующим образом (см рис. 1):

    Структура бизнес-парка

    Рисунок 1. Структура бизнес-парка

    Остановимся на особенностях, функциях, задачах, принципах каждого их этих структурных элементов.

    УЧРЕДИТЕЛИ. Если бизнес-парк - это акционерное общество, то как в любом акционерном обществе здесь действует общее собрание, совет акционерного общества, председатель совета и президент, а также аппарат управления АО.

    БИЗНЕС-ИНКУБАТОР. Специализированная организация, создающая и развивающая новые предприятия, предоставляя им достаточно широкий перечень услуг на льготных условиях. При этом бизнес-инкубатор занимается поиском, отбором и последующей адаптацией к местным условиям эффективных форм и методов малого бизнеса с последующим их тиражированием. В бизнес-инкубаторе фирма должна стать рыночно ориентированной, способной вести дело, в перспективе быть конкурентоспособной. Немаловажно создать необходимый импульс для начала реализации имеющихся идей.

    Однако необходимо соблюдение определенных принципов, на основе которых возможно вхождение малого предприятия в бизнес-инкубатор. Во-первых, учреждаемые предприятия должны отбираться на основе конкурса, в строгом соответствии необходимости предлагаемого проекта потребностям развития региона. Во-вторых, бизнес-инкубатор выступает гарантом перед инвестиционными структурами при получении малым предприятием кредитных ресурсов. Имущественной гарантией выступают средства специального фонда бизнес-инкубатора. В-третьих, бизнес-инкубатор работает в тесном контакте с учебным центром, который обеспечивает все необходимые финансово-бухгалтерские, маркетинговые, юридические и инжиниринговые консультации и помощь. В-четвертых, бизнес-инкубатор осуществляет полный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью клиента. В-пятых, сроки нахождения в бизнес-инкубаторе не должны превышать 2-3 лет. В-шестых, бизнес-инкубатор предоставляет для клиентов помещение под офис, возможность совместного использования различных услуг (оргтехникой, копировальными аппаратами, факсом и пр.) и частично погашает текущие затраты клиента из собственных средств.

    УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР. Основная цель этого структурного элемента бизнес-парка является предоставление самой современной объективной информации, оказание широкого спектра сервисных услуг и бизнес-обучение. Исходя из этого, можно сформулировать и основные задачи учебно-образовательного центра, главные из которых следующие. Во-первых, создание целого комплекса образовательных услуг, обучение кадров, во-вторых, наличие подразделения внутри учебно-образовательного центра по оказанию помощи в издательской, маркетинговой, юридической, рекламной, компьютерной, бухгалтерской деятельности, в-третьих, наличие консультативного центра и при необходимости выработка стратегии конкурентной борьбы и анализ ситуации с конкурентами, помощь молодым предпринимателям (особенно молодым ученым), которые часто не имеют "коммерческой жилки" в разработке концепции деловой деятельности. Необходимо учитывать, что для нового поколения предпринимателей-инноваторов экономический успех так же важен, как и карьера ученого, в-четвертых, организация постоянно функционирующих связей с общественностью, в-пятых, апробирование новых коммерческих, производственных, научно-практических идей и через технопарк доведение до стадии внедрения через эксперимент.

    ТЕХНОПАРК. Важнейшими задачами технопарка являются. Во-первых, поддержка современных технологичных перспективных проектов и программ, во- вторых, отбор перспективных проектов с точки зрения их значимости для региона, в-третьих, создание внутренней инфраструктуры, позволяющей реализовывать идею, в-четвертых, обеспечение всесторонней помощи в области маркетинга и менеджмента, в-пятых, международный консалтинг и привлечение инвестиций, для чего целесообразно создание венчурного фонда.

    Решение перечисленных задач по плечу только такому технопарку, который будет отвечать следующим требованиям: он должен иметь помещение для размещения материально-производственной базы, технопарк должен заручиться налоговыми льготами, быть обеспеченным доступом к финансированию, иметь тесную конструктивную связь с другими подразделениями бизнес-парка, а также характеризоваться высокой профессиональной подготовленностью кадров, их общественной поддержкой и авторитетом в финансовых и деловых кругах.

    Немаловажным является и то, что во всех структурных подразделениях бизнес-парка оказывается моральная поддержка начинающему предпринимателю. В этом смысле показательны статистические данные, которыми располагают немцы: в масштабах страны примерно половина новых фирм терпит банкротство самое позднее через три года, в то время как в технологических и предпринимательских центрах (ТПЦ) доля фирм, прекращающих свою деятельность или потерпевших банкротство, составляет всего 6%. Конечно, с одной стороны, это - результат отбора при допуске в центр, но, с другой, - результат поддержки предприятию, оказываемый сотрудниками того же центра.

    В конечном счете, бизнес-парки выступают "застрельщиками высокотехнологического процесса", они способствуют инновациям, без которых промышленное производство не может стать конкурентоспособным в любой сфере экономики.

    Литература

    1. Среднесрочная программа Правительства России на 1997-2000 годы.

    2. Материал к Парламентским слушаниям по теме "Малое предпринимательство - одно из направлений промышленного развития России", 27.09.97 г.

    3. Deutschland - Политика, культура, экономика, наука. - 1997, № 4.

  •  

    Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
    Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



    Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».