Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 1999 год | Статьи из номера N5 / 1999

Характиристика платежеспособности стран в 1998 году

Савин В.А.,

В декабре 1998 года журнал "Euromoney" опубликовал свои очередные оценки конкурентоспособности 180 стран мира. При этом конкурентоспособность определяется как экономическая возможность стран расплачиваться за полученные заемные средства. Максимальная итоговая оценка для страны - 100 баллов, которой, по решению экспертов журнала, ни одна страна в 1998 году не была удостоена. Первое место было отдано Люксембургу с 98,90 балла. На последнем месте оказался Афганистан - всего лишь 2,01 балла.

Итоговая балльная оценка платежеспособности стран складывается как сумма из девяти составляющих:

  1. Политический риск (Political risk). Чем меньше риск, тем выше оценка. При этом максимально возможная сумма баллов - 25, то есть одна четверть общей суммы баллов. Максимально возможную оценку по этому параметру получили только две страны - Швейцарии и Великобритании. Минимальная оценка - 0,00 - была выставлена только - Афганистану.

 

Термин "политический риск" требует пояснения, поскольку, строго говоря, к политике имеет весьма отдаленное отношение. Речь в данном случае идет о возможности неплатежей по поставкам товаров и оказанию услуг, о невыплатах по займам, финансовым обязательствам, дивидендам, о невозможности репатриации вложенных капиталов. Степень политического риста определяется журналом путем специального опроса служащих банков и страховых компаний, имеющих отношение к странам, включенным в рейтинговую таблицу.

 

  1. Экономические перспективы (Economic performance). Этот показатель определяется на основе прогнозов развития экономики стран на 1999 и 2000 годы . Максимально возможная сумма баллов - 25. Такая высокая оценка была дана только одной стране - Люксембургу. Самая низкая оценка - 0,00 - была выставлена большой группе стран. Часть стран получили нулевую оценку по данному параметру в связи с тем, что перспективы были определены ненадежными способами. Среди стран с нулевой оценкой оказались Бруней, Маврикий, Гренада, Доминика, Бермуды, Белиз, Вануату, Лесото, Тонга, Мальдивы, Соломоновы Острова, Свазиленд, Западное Самоа, Сейшельские Острова, Бутан, Камбоджа, Экваториальная Гвинея, Руанда, Мавритания, Джибути, Новая Каледония, Северная Корея и некоторые другие.

     

  2. Показатель внешней задолженности (Debt indicators). Это относительный показатель с максимально возможной суммой баллов в благоприятном случае - 10. Самая неблагоприятная оценка составляет 0,00. Оценки по данному параметру производились на основе материалов World Bank World Dept Tables 1998. При этом использовалась следующая формула:

А + (В х 2) - (С х 10);

где А - отношение суммарного долга страны к ВВП;

 

В - отношение долга страны к сумме экспорта;

С - сальдо платежного баланса по текущим операциям в ВВП.

Чем ниже оказывалось численное значение, полученное в результате использования этой формулы, тем выше была оценка страны по этому показателю.

Наивысшую оценку по данному параметру получили 38 стран, в том числе Беларусь. Вместе с тем, 20 стран получили нулевые оценки, в том числе Бирма, Ливия, Югославия, Куба, Ирак, Северная Корея, Афганистан.

 

  1. Долг в связи с дефолтом или в связи с реструктуризацией долга (Dept in default or rescheduled). Наивысшую оценку - 10 - получили те страны, у которых нет неплатежей. Нулевая оценка давалась той стране, у которой отмечалось невыполнение всех обязательств или был перенесен срок уплаты по всей задолженности. Оценки базируются на материалах уже упоминавшегося выше источника - World Bank World Dept Tables 1998.

 

Большинство стран (123 из 180) получили наивысшие оценки по данному параметру. Вместе с тем, для ряда стран были выставлены нулевые оценки. Среди них Афганистан, Северная Корея, Ирак, Новая Каледония, Куба, Таджикистан, Суринам, Бермуды, Багамские Острова.

 

  1. Кредитный рейтинг, или рейтинг платежеспособности по кредитным долгам (Credit ratings). Оценки по данному параметру базируются на данных ведущих мировых рейтинговых фирм (Moody's, Standard and Poor's, Fitch). Наивысший балл для наиболее платежеспособных стран - 10, наинизший - 0,00.

 

Наиболее высокий балл (10) был выставлен всего лишь десяти странам, а именно: Люксембургу, США, Германии, Нидерландам, Австрии, Швейцарии, Франции, Норвегии, Великобритании, Японии. Нулевые оценки были даны очень большой группе стран, в том числе Афганистану, Северной Корее, Ираку, Кубе, Таджикистану, Югославии, Анголе, Ливии, Бирме, Лаосу, Беларуси, Македонии, Армении, Албании, Грузии, Киргизстану, России, Азербайджану, Монголии, Йемену, Узбекистану.

 

  1. Доступ к банковским ресурсам (Access to bank finance). Этот показатель рассчитывается как процентное отношение частных долгосрочных негарантированных займов к ВНП. Наилучший вариант получал наибольшее количество баллов - 5, наихудший - 0,00. Источником для этих оценок послужил уже дважды упоминавшийся выше World Bank World Dept Tables 1998.

 

Наивысшей оценки по этому параметру удостоились в основном развитые страны Европы, Северной Америки, а также Новая Зеландия, Австралия, Сингапур, Япония, Тайвань, ОАЭ, Кувейт, Чили, Израиль, Гонконг, Южная Корея. Одновременно большое число стран получили нулевые оценки. Таких стран оказалось 100. Недалеко от этой большой группы ушел Китай - его оценка по данному параметру составила лишь 0,01.

 

  1. Доступ к краткосрочным финансовым ресурсам (Access to short-term finance). Наивысшая оценка по этому показателю давалась странам, имеющим доступ к краткосрочным ресурсам известных банков США, Великобритании (5 баллов). Таких стран оказалось 20. Большинство других стран довольствовались более низкой оценкой, а две страны (Северная Корея и Югославия) получили нулевые оценки.

     

  2. Доступ на рынки капиталов (Access to capital markets). Оценка по данному параметру производилась исходя из максимально возможных 5 баллов. При этом наивысшей оценки удостаивались те страны, которые, по мнению журнала, без всяких проблем имели возможность получать ресурсы на рынке капиталов; 4 балла получали страны, для которых не составляло никаких проблем получать ресурсы на рынке капиталов в 95% случаев; 3 балла - если доступ обычно не составлял особых проблем; 2 балла - если доступ обычно был возможен в зависимости от ситуации; 1 балл - если доступ не исключался при определенных условиях, и 0,00 баллов, если доступ был вообще невозможен.

 

К высшей категории были отнесены 24 страны в основном из Западной Европы, Северной Америки, а также Новая Зеландия, Австралия, Сингапур, Япония. Нулевые оценки получили Мальта, Фиджи, Гаити, Центральноафриканская Республика, Вануату, Тонга, Соломоновы Острова, Западное Самоа, Конго, Сьерра-Леоне, Руанда, Ангола, Демократическая Республика Конго, Сомали, Куба, Новая Каледония, Ирак, Северная Корея, Афганистан.

 

  1. Предоставление форфейтинговых услуг (Discount on forfaiting). Наивысшую оценку (5 баллов) получила страна, предоставление которой форфейтинговых услуг не было сопряжено с какими-либо рисками. Такой идеальной оказалась только одна страна - США. Самая низкая оценка (нулевая) оценка давалась странам, где риск предоставления форфейтинговых услуг был чрезмерным. Таких стран оказалось большинство - 113. Поэтому данный показатель следует признать наиболее жестким из всех девяти.

 

Информация для определения степени риска предоставления форфейтинговых услуг была получена от Morgan Grenfell Trade Finance и West Merchant Capital Markets.

 

В приложении 1 приводятся данные по конкурентоспособности, а, точнее, по финансовым возможностям стран расплачиваться по кредитам и другим заемным средствам, опубликованные журналом Euromoney в декабре 1998г.

Как следует из данных, приведенных в приложении, 95 стран из 180 за 1998г. улучшили свое рейтинговое место, 81 страна - ухудшила, а рейтинговое место четырех стран осталось прежним.

Если все страны, вошедшие в рейтинговую таблицу, условно разделить на две группы: занявшие места с первого по девяностое, а также с девяносто первого до ста восьмидесятого, то анализ степени устойчивости рейтинга свидетельствует о следующем. В первой половине таблицы положение стран значительно устойчивее - темп движения наверх за год составил 8,6 стран-ступеней в среднеарифметическом исчислении, а темп движения вниз - 9,3. Во второй же половине списка стран среднеарифметический показатель движения вверх составил 16,6, а вниз - 14,8. Вместе с тем, нельзя не отметить и тенденцию, которая проявляется не очень может быть, рельефно, но все же достаточно заметно: если в первой половине рейтинговой таблицы, где преобладают относительно развитые в экономическом отношении страны, темп движения вниз несколько превышает темп движения вверх (9,3 против 8,6), то во второй половине таблицы, куда вошли менее развитые в экономическом отношении страны, ситуация обратная: темп движения вверх превышает темп движения вниз (16,8 против 14,8). Сейчас трудно со всей уверенностью утверждать, что отмеченные тенденции являются своего рода закономерностями. Конечно, возможно, кому-то и хотелось бы объявить эти тенденции закономерностями, но, видимо, было бы правильнее проверить отмеченные особенности на более обширном статистическом материале, относящемся не только к одному отдельно взятому году, а к достаточно длительному периоду.

В табл. 1 приводятся данные о страная, которые существенно улучшили свое место в рейтинговом списке за 1998 год.

Таблица 1
Страны, которые наиболее существенно повысили свое место в рейтинговом списке за 1998 год. (по сравнению с 1997 г.)

Наименование страны

Рейтинг на конец 1998г.

Рейтинг на конец 1997г.

Разница в рейтингах (3-2)

Рост оценки в баллах
в 1998г. по сравнению
с 1997г.

1

2

3

4

5

Мальта

26

47

21

13,02

Уругвай

44

58

14

0,64

Тринидад и Тобаго

46

99

53

20,89

Египет

49

62

13

0,64

Марокко

56

69

13

0,15

Доминиканская Республика

64

114

50

---

1

2

3

4

5

Ямайка

65

86

21

7,31

Сент-Люсия

74

131

57

---

Эквадор

86

100

14

4,00

Иран

89

110

21

---

Гвиана

101

156

57

---

Гондурас

102

136

34

---

Сент-Винсент и Гренадины

104

143

39

---

Гаити

108

161

53

---

Гренада

109

162

53

---

Доминика

110

146

36

---

Монголия

111

148

37

---

Эфиопия

113

137

24

---

Азербайджан

116

142

26

---

Туркмения

125

144

19

---

Киргизия

128

145

17

---

Центральноафриканская Республика

130

155

25

---

Грузия

134

149

15

---

1

2

3

4

5

Албания

135

154

19

---

Тонга

140

157

17

---

Гамбия

145

166

21

---

Бутан

151

167

16

---

При рассмотрении данных, приведенных в табл. 1, обращает на себя внимание прежде всего тот факт, что среди стран, существенно улучшивших свое место в рейтинге, преобладают относительно небольшие. Особенно продвинулись дела в Тринидаде и Тобаго, Доминиканской Респеблике, Сент-Люсии, Гвиане, Гаити, Гренаде, Монголии, Гондурасе. При этом следует учитывать, что рост оценки в баллах разных стран, указанный в колонке 4, нельзя сопоставлять непосредственно, так как этот показатель для страны, находящейся в верхней части рейтинговой таблицы, намного весомее, чем такой же в количественном выражении показатель для страны, находящейся в нижней части рейтинговой таблицы.

Нельзя не отметить также, что большинство стран, представленных в табл. 1 (двадцать из двадцати семи), входили в 1997 г. во вторую сотню стран рейтинговой таблицы, а семнадцать стран из двадцати семи и в 1998 г. находились за пределами первой сотни стран. Это - яркое свидетельство стремления ряда отставших в своем экономическом развитии стран наверстать упущенное и быстро продвинуться вперед. Отсюда столь внушительные показатели перемен к лучшему.

В табл. 2 включены страны, у которых намного понизилось место в рейтинговом списке за 1998 г. (см. ниже).

Таблица 2
Страны, занявшие значительно более низкое место в рейтинговом списке по данным за 1998 г. (по сравнению с 1997 г.)

Наименование страны

Рейтинг на конец 1998 г.

Рейтинг на конец 1997 г.

Разница в рейтингах (2-3)

Рост оценки в баллах
в 1998г. по сравнению
с 1997г.

1

2

3

4

5

Малайзия

53

35

18

16,74

1

2

3

4

5

Бруней

69

36

33

23,28

Панама

71

55

16

11,80

Маврикий

77

38

39

26,16

Багамские Острова

84

40

44

27,91

Индонезия

88

49

39

21,89

Узбекистан

105

92

13

4,32

Непал

106

91

15

5,11

Бермуды

114

29

85

43,07

Танзания

120

107

13

---

Пакистан

123

88

35

10,45

Россия

127

78

49

15,44

Малави

129

116

13

---

Нигерия

132

117

15

---

Чад

133

118

15

---

Замбия

136

115

21

---

Армения

137

119

18

---

Вануату

138

94

44

---

Лесото

139

125

14

---

1

2

3

4

5

Молдавия

142

104

38

---

Соломоновы Острова

146

130

16

---

Свазиленд

147

126

21

---

Западное Самоа

148

133

15

---

Сейшельские Острова

150

123

27

---

Бирма

153

139

14

---

Никарагуа

155

141

14

---

Макау

156

120

36

---

Югославия

168

147

21

---

Таджикистан

170

129

41

---

В табл. 2 перечислены страны, конкурентоспособность которых снизилась в 1998 г. довольно существенно. В их числе наибольшее снижение отмечалось в Таджикистане, Молдавии, Вануату, России, Пакистане, на Бермудах, в Индонезии, на Багамских Островах, в Маврикии, Брунее. Ряд стран понизили свою конкурентоспособность, хотя темп снижения был намного меньше среднего темпа по всей группе стран. Однако в данном случае такое снижение все-таки симптоматично. В числе этих стран можно назвать Южную Корею, которая уступила свое прежнее место двенадцати странам, Вьетнам - десяти, Канада - семи, Гонконг также семи, Сингапур и Япония - пяти, Норвегия и Великобритания - четырем.

Причины снижения конкурентоспособности разных стран неодинаковы. Но, видимо, есть основания считать, что в 1998г. оказали негативное влияние: кризис в Юго-Восточной Азии, слабый прогресс реформ во многих странах бывшего социалистического лагеря, снижение цен на многие виды энергоресурсов, прежде всего, на нефть, а также на некоторые виды сырья.

Таблица 3
Рейтинг конкурентоспособности стран СНГ в 1998 г.

Наименование

Место

Общая

В том числе:

страны

в рей-тинго-вом списке

сумма баллов (при мак-симально возможной сумме-100 баллов)

Полити-ческий риск (из 25 баллов)

Эконо-мичес-кие пер-спекти-вы (из 25 бал-лов)

Показа-тель внешней задол-женнос-ти (из 10 баллов)

Долг в свя-зи с дефол-том или в связи с ре-структури-зацией долга (из 10 баллов)

Кредит-ный рейтинг (из 10 баллов)

Доступ к бан-ковским ресур-сам (из 5 баллов)

Доступ к кратко-срочным банков-ским ре-сурсам (из 5 баллов)

Доступ на рынки ка-питалов (из 5 бал-лов)

Предо-ставление форфей-тинговых услуг (из 5 баллов)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Казахстан

81

46,73

7,50

12,02

9,64

10,00

2,55

1,66

1,56

1,79

0,00

Узбекистан

105

39,03

5,55

10,62

9,75

10,00

0,00

0,00

1,55

1,56

0,00

Азербайджан

116

37,28

5,00

10,43

9,89

10,00

0,00

0,00

0,89

1,06

0,00

Украина

118

36,38

5,63

7,78

9,64

10,00

1,06

0,18

1,55

0,57

0,00

Туркмения

125

35,45

5,68

6,90

9,55

10,00

1,06

0,00

1,55

0,71

0,00

Россия

127

35,28

5,35

8,26

9,52

9,28

0,00

0,00

1,92

0,94

0,00

Киргизстан

128

34,18

5,42

11,50

9,14

6,09

0,00

0,00

0,89

1,13

0,00

Грузия

134

33,53

8,30

10,61

9,69

3,46

0,00

0,00

0,89

0,57

0,00

Армения

137

32,73

4,77

8,06

9,30

9,14

0,00

0,00

0,89

0,57

0,00

Молдавия

142

31,74

4,43

6,32

9,24

8,01

1,06

0,00

1,55

1,13

0,00

Беларусь

144

31,67

3,96

6,40

10,00

10,00

0,00

0,05

0,89

0,38

0,00

Причины снижения конкурентоспособности разных стран неодинаковы. Но, видимо, есть основания считать, что в 1998г. оказали негативное влияние: кризис в Юго-Восточной Азии, слабый прогресс реформ во многих странах бывшего социалистического лагеря, снижение цен на многие виды энергоресурсов, прежде всего, на нефть, а также на некоторые виды сырья.

Рейтинг конкурентоспособности стран Содружества Независимых Государств в 1998г., включая девять составляющих элементов интегрального показателя, представлен в табл. 3.

Примечание к табл. 3:

В материалах журнала Euromoney, которыми пользовался автор данной статьи, общая рейтинговая сумма в баллах (графа 4) может в сотых долях баллов расходиться с оценкой по девяти составляющим (графы 4-12). Это объясняется, по всей вероятности, некоторыми неточностями при округлении цифр, допущенными экспертами журнала.

При рассмотрении данных, приведенных в табл. 3, можно отметить, что только одна страна Содружества - Казахстан - вошла в первую сотню стран мирового рейтинга конкурентоспособности. Все остальные страны, включая Россию, оказались во второй сотне. Да и Казахстан не получил и половины максимально возможной суммы баллов.

Между тем, по данным на конец 1997 г., Россия опережала все другие страны СНГ и входила в первую сотню стран (78 место). Видимо, на ухудшение положения России в рейтинге оказали воздейстивие августовский 1998 года кризис платежей по международным обязательствам, неблагоприятная конъюнктура на мировом нефтяном рынке. Думается, что более общей проблемой для России является пробуксовка экономических преобразований из-за сопротивления определенных общественных сил. Приведенные цифры, несмотря на возможные неточности экспертов и даже на известное предубеждение против России, наводит на серьезные размышления.

У России есть все возможности коренным образом повысить конкурентоспособность своей экономики. Причем возможности эти в определенном смысле уникальные, которых просто нет ни в одной другой стране мира.

Чтобы осознанно определиться с направлением экономических преобразований, было бы полезно изучить хотя бы опыт стран, которые в недавнем прошлом имели такую же экономическую систему, как в России. Это, например, Польша, которая за 1998 г. шагнула вверх на десять ступеней, прибавив к своему рейтингу 3,06 балла; Венгрия, которая поднялась вверх на шесть ступеней; Словения и Чехия, поднявшиеся на четыре ступени, и другие. Названные страны добиваются успехов благодаря правильно выбранному курсу реформ.

И уж совсем близки к нам такие страны, как Эстония, Латвия и Литва. Первая из этих стран - Эстония - по итогам 1998 г. занимает в рейтинговом списке 51 место, а в 1997 г. занимала 60-е. Латвия занимала соответственно 57-е и 64-е места, а Литва - 62 и 70-е. Каждая из трех перечисленных стран имела балльную оценку конкурентоспособности, превышающую половину от максимально возможной суммы баллов.

Приложение 1
Рейтинг конкурентоспособности 180 стран мира в 1998 году

Место в
рейтинговом
списке

Наименование страны

Количество баллов
(из максимально
возможных
100 баллов)

1

2

3

1.

Люксембург*

98,90

2.

Соединенные Штаты Америки* *

97,85

3.

Германия*

97,06

4.

Нидерланды* *

96,92

5.

Австрия*

96,79

6.

Швейцария*

96,43

7.

Франция*

95,87

8.

Норвегия* *

95,83

9.

Великобритания* *

95,01

10.

Ирландия*

94,87

11.

Дания*

94,67

12.

Финляндия*

94,52

13.

Бельгия*

94,25

14.

Швеция*

93,39

15.

Канада* *

93,02

16.

Испания*

92,01

17.

Новая Зел* андия

91,34

18.

Италия*

91,10

19.

Австралия* *

90,91

20.

Португалия*

90,73

21.

Сингапур* *

89,17

1

2

3

22.

Исландия*

89,03

23.

Япония*

88,02

24.

Тайвань*

86,49

25.

Кипр*

81,92

26.

Мальта*

81,75

27.

Греция*

79,61

28.

ОАЭ* *

79,38

29.

Кувейт* *

77,70

30.

Чили*

76,60

31.

Израиль*

76,06

32.

Гонконг* *

75,75

33.

Словения*

74,49

34.

Саудовская Аравия* * *

73,68

35.

Катар*

72,68

36.

Бахрейн*

71,97

37.

Оман*

71,47

38.

Польша*

71,11

39.

Венгрия*

71,06

40.

Чехия*

71,01

41.

Китай* *

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».