Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2000 год | Статьи из номера N3 / 2000

Учет риска при принятии управленческих решений на этапе формирования бюджета

Самочкин В.Н., Тимофеева О.А., Калюкин А.А., Захаров Р.А. ,

Большинство управленческих решений,связанных с финансовой деятельностьюпредприятия, принимается в условиях риска, чтообусловлено рядом факторов — отсутствием полнойинформации, наличием противоборствующихтенденций, элементами случайности и многимдругим. В связи с этим проблема оценки и учетаэкономического риска приобретает важноезначение как составная часть теории и практикиуправления.

В условиях российской нестабильностипроблема риска имеет большое значение приобосновании управленческих решений не толькостратегического характера, но и на стадиикраткосрочного планирования деятельностипредприятия — в процессе бюджетирования.

Центральное место в оценке риска наэтапе формирования бюджета предприятия занимаютанализ и прогнозирование возможных потерьресурсов. При этом имеются в виду случайные,непредвиденные потери, возникающие вследствиеотклонения реальной ситуации от предполагаемогохода событий. Наиболее важное значение при этом вусловиях рыночной экономики отводится такимэлементам риска, как непредвидимостьконъюнктуры рынка, спроса, цен. В то же времяроссийским предприятиям приходится иметь дело с«наложением» факторов рыночного и нерыночноготипа (нарушением договорных обязательств,несоблюдением норм и правил хозяйственнойдеятельности и т.д.).

Таким образом, чтобы оценитьвероятность потерь, обусловленных развитиемсобытий по непредвиденному варианту, следуетпрежде всего выявить все возможные факторыриска: как присущие вообще хозяйственной илипроизводственно-коммерческой деятельности, таки специфические. Кроме тогонеобходимоосуществлять ранжирование факторов рисков поважности или по степени их вклада в общий профильконкретного производственного предприятия.

Выявление рисков, влияющих навыполнение бюджета.

Все возможные на практике факторырисков делятся на две группы. К первой группеотносятся «предвидимые», т.е. известные изэкономической теории или хозяйственнойпрактики. Вместе с тем могут появиться факторы,выявить которые на априорной стадии анализафакторов рисков предприятия не реально. Этифакторы относятся ко второй группе. Одна из задачсостоит в том, чтобы, создав регулярную процедурувыявления факторов рисков, сузить круг фактороввторой группы, тем самым ослабить влияние такназываемой «неполноты генерации» фактороврисков.

В зависимости от места возникновения факторырисков делятся на внешние и внутренние (рис.1) [2].

Классификация факторов рисков предприятия

Рисунок 1. Классификация факторов рисков предприятия

К внешним факторам рисков (или слабымсигналам) относятся факторы, обусловленныепричинами, не связанными непосредственно сдеятельностью данного предприятия, зависящие отэкономического и политического состояниястраны. Это вероятность жесткихправительственных мер, которые могут вызватьизменения финансово-экономической деятельностипредприятия, налоговой политики, развитиянеконтролируемых инфляционных процессов. Данныеслабые сигналы на момент формирования бюджетамогут быть еще скрыты, но предприятие все равнообязано оценить их воздействия с помощьюэкспертных оценок или методов количественногопрогнозирования и моделирования.

Внутренними факторами рисков (илисильными сигналами) считаются факторы, появлениекоторых порождается деятельностью самогопредприятия, т.е. риски, связанныенепосредственно с объектом. Это — невыполнениеобязательств поставщиками, несвоевременнаяоплата продукции потребителями, оформлениекредитов дочерними обществами подпоручительство предприятия и т.д.

При анализе сильных сигналовнеобходимо учитывать, что последствия могут бытькак положительные, так и отрицательные.

Методика анализа и оценки влиянияслабых и сильных сигналов на показатели работыпредприятия в планируемом периоде подробноописана в книге «Гибкое развитие предприятия.Анализ и планирование» [3].

Разработка алгоритма оценкириска

Для осуществления расчетов приформировании бюджета риски целесообразноразделить на две группы:

1. Риск потери доходов.

2. Риск увеличения расходной частибюджета.

Алгоритм оценки рисков приформировании бюджета промышленного предприятиявключает:

  • оценку вероятности выполнения бюджета в целом;

  • оценку выполнения бюджета с учетом рисков по отдельным видам доходов и статьям расходов;

  • стоимостную оценку возможных потерь от неполучения запланированных доходов и превышения статей расходов при выполнении бюджета.

Методы оценки риска

Поскольку риск является категориейвероятностной, для его оценки используютсяследующие методы:

  • статистические;

  • экспертные;

  • построение моделей случайных процессов.

Предприятия наиболее часто используютстатистический и экспертный методы. При выбореметода оценки рисков учитываются достоинства инедостатки каждого из них. Так, первый методоценки требует большого объема статистическойинформации за длительный период времени.Точность третьего метода зависит от принятых вмодели допущений и от количества факторов,которые учитываются моделью. Кроме того, методпостроения моделей наиболее трудоемкий.

Оценка вероятности выполнения бюджета

Расчет рисков в процессе формированиябюджета предприятия осуществляется поприведенным ниже формулам с помощью расчетаследующих показателей:

1. Вероятность невыполнения бюджета (Рнб)

Рнб = Рд + Рр, (1)

где Рд — вероятность того, чтобудет получен доход, меньше запланированногобюджетом;

Рр — вероятность того, что расходыпревысят бюджетный уровень.

Вероятность того, что будет получендоход, меньше запланированного бюджетом, (Рд),определяется по формуле:

(2)

где — вероятность того, что i-й доход будет получен в объеме, не меньше запланированного.

Вероятность того, что расходы превысятбюджетный уровень, (Рр) определяется поформуле:

(3)

где — вероятность того, что j-я статья расходов не будет перерасходована.

2. Мера риска

Мерой риска (Р) являетсяинтегральная степень влияния отдельныхсоставляющих дохода и расходов, выраженная впроцентах (в долях), ранжированнаясоответствующими рисками.

(4)

где Рдi — вероятность того, что i-йдоход будет получен в размере, меньшезапланированного бюджетом;

Удi — удельный вес i-го видадоходов в общем объеме доходов предприятия;

Ррj – вероятность того, что j-ястатья расходов превысит бюджетный уровень;

Урj — удельный вес j-йстатьи расходов в общей сумме расходовпредприятия в соответствии с бюджетом.

3. Стоимостная оценка возможныхпотерь от неполучения запланированных доходови (или) превышения статей расходов при выполнениибюджета (цена риска — Ц).

Расчет данного показателя ведется вабсолютных величинах (млн. руб.). Определение ценыриска осуществляется аналогично мере риска:

(5)

где D i — сумма планируемого i-годохода;

Rj — сумма расходов по j-йстатье.

Разработка варианта бюджета,учитывающего возможные потери

На основании проведенных расчетовосуществляется формирование бюджетапредприятия, учитывающего возможные потери.Предлагаемая форма бюджета предприятия,учитывающая риск неполучения планируемыхдоходов и (или) превышения запланированногоуровня расходов, приведена в табл. 1.

Для повышения степени гибкостипредприятия к влиянию внешних и внутреннихвоздействий необходимо на стадии формированиябюджета разрабатывать мероприятия, которыепозволят максимально быстро и с наименьшимипотерями скомпенсировать негативные дляпредприятия изменения.

Управление риском — это процесс подготовки иреализации мероприятий, имеющих целью снизитьопасность ошибочного решения и уменьшитьвозможные негативные последствиянежелательного развития событий в ходереализации принятых решений. В реальныххозяйственных ситуациях могут использоватьсяразличные способы снижения финального уровняриска, воздействующего на те или иные стороныдеятельности предприятия. Все многообразиеприменяемых в хозяйственной практикепромышленных предприятий методов управленияриском можно разделить на четыре типа (рис. 2).

8.gif (97336 bytes)

При разработке указанных мероприятийдолжно быть задействовано использованиерезервов внутренней среды предприятия,возможностей его производственного иструктурного самосовершенствования.

Поскольку непременным условиемэффективности принимаемых управленческихрешений является свобода выбора способовэкономических действий при их разнообразии, настадии разработки бюджета на предприятии могутформироваться несколько вариантов бюджета сразличными рисками. Выбор и утверждениеоптимального варианта осуществляется наосновании расчета и анализа рассмотренных вышепоказателей (табл. 2).

Классификация методов управления риском

Таблица 2

Выбор оптимального варианта бюджета сучетом рисков

Выбор оптимального варианта бюджета с учетом рисков

 

Литература

1. Гранатуров В.М. Экономический риск:сущность, методы измерения, пути снижения:Учебное пособие. — М.: Дело и Сервис, 1999. — 112 с.

2. Качалов Р.М. Управлениехозяйственным риском производственных систем //Экономика и математические методы, 1997. — вып. 4. —т. 33.

3. Самочкин В.Н. Гибкое развитиепредприятия. Анализ и планирование — М.: Дело, 1998.— 335 с.

 

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».