Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2000 год | Статьи из номера N4 / 2000

Проблемы и перспективы государственного менеджмента рынка труда в России: взгляд из региона

Лапин А.Е.,

Формирование рыночных отношений всоциально-трудовой сфере происходит в России нафоне структурных преобразований, затрагивающихвсе сегменты и сектора экономики. Серьезныеизменения происходят в отраслевом распределениирабочей силы, мотивационной роли заработнойплаты в денежных доходах населения и выборесферы деятельности, количественно-качественнойдифференциации рабочих мест по условиямзанятости, трудовой мобильности,профессионально-квалификационном уровне,взаимодействии органов государственногорегулирования рынка спредприятиями-работодателями и теневым секторомзанятости. Общей тенденцией, проявляющейся вовсех направлениях, является снижение степени иэффективности проводимой государственнойполитики на рынке труда, потеря не толькоуправляемости процесса становления новыхтрудовых отношений, но и резкое снижениеинформированности о происходящих в экономике изанятости тенденциях на макроуровне. Следствиемтакого положения является возникновение рядапроблем, блокирующих антикризиснуюэкономическую политику государства и фактическиисключающих в обозримой перспективе возможностьвыхода России на траекторию устойчивогоразвития.

Снижение роли государства в условиях переходак рыночной экономике во всехпостсоциалистических странах (например, странахЦентральной и Восточной Европы) носитобъективный характер. Это объясняетсяизменением собственности в экономике, отказомгосударства от патерналистских принциповруководства отношениями между экономическимисубъектами, формированием системы трудовыхотношений в обществе на основе принциповтрипартизма: государство — работодатель —работник. Однако при этом инструменты имеханизмы реализации государственной политикине должны терять своей практической значимостипри воздействии на реальный сектор экономики изанятость. Одним из примеров потериуправляемости является упоминавшаяся вышесистема трипартизма, принятая МОТ в качествеосновного структурообразующего элемента,призванная в целях достижения социального мираобеспечивать взаимоприемлемый уровень решениясоциально-трудовых проблем с позиций равенстваучаствующих в переговорах сторон. Безусловнойцелью всех заключаемых коллективных соглашенийи договоров должно являться обеспечениенепрерывного роста уровня жизни работниковданного предприятия (отрасли, страны в целом). Сэтих позиций вводится понятие минимальнойзаработной платы, размеры которой не могут (пологике ее утверждения) быть ниже прожиточногоминимума трудоспособного населения. Существуюттакже и другие социальные гарантии,предназначенные не допустить снижениепотребительских стандартов и качества жизни,обязательность выполнения которых юридическизакрепляется национальным законодательством.

Обращаясь к российской практикеприменения коллективных соглашений и договоровможно сказать, что несмотря на обязательность ихзаключения, реальная отдача от них существенно«девальвирована» и носит в настоящее время вбольшей степени формальный характер.Гарантируемый государством минимальный размероплаты труда в России (МРОТ) фактически означаетотказ от каких-либо требований к работодателю поуровню заработной платы работников и переносвсей тяжести решения этой проблемы на уровеньпредприятия. В 1992 г. ослабленные требованиягосударства в решении этого вопроса привели кего включению в Генеральное соглашение междуправительством, работодателями и профсоюзами на1993 г. К 2000 г. ситуация остается такой же, какой онаи была в 1992 г., а именно: отношение МРОТ кпрожиточному минимуму остается на уровне 10—15%. Всвязи с тем, что на основе МРОТ строитсябольшинство социальных выплат и пособий, их рольв реализации государственной социальнойполитики также нивелирована: государственныесоциальные гарантии не выполняют возложенных наних функций и приводят к дальнейшему усугублениюэтой проблемы. Таким образом, сфера влияниягосударственного минимума оплаты труда далекораспространяется за пределы его прямогоприменения.

Низкая доля затрат на рабочую силу вобщих производственных издержках предприятий науровне 15—20% (в странах с развитой рыночнойэкономикой 60—70%; разрыв в МРОТ в месяц, напримермежду США и Россией составляет более 220 раз)затрудняет высвобождение избыточного персоналана рынок труда, что осложняет процесс отраслевойреструктуризации и «перелива» труда междусферами хозяйственной деятельности.Покупательная способность заработной платыпродолжает снижаться: рост потребительских ценопережает рост номинальной заработной платы,что, естественно, приводит к резкому снижениютрудовой мотивации, производительности труда,трудовому абсентизму, поиску теневых источниковдохода и другим негативным последствиям. Низкаяпроизводительность труда делаетвоспроизводственный процесс все в большейстепени трудозатратным, ориентированным напервоочередное применение физической силывместо капиталоемких технологий, снижаетмотивацию работодателя к инвестированию средствв человеческий капитал. В результате на рынкетруда формируется самоподдерживающаясяустойчивая ситуация, когда заработная плата невыступает в качестве основного источника доходаподавляющей части работников, и в ее изменении незаинтересован ни работодатель, ни работник.«Двухуровневость» трудовых отношений(формальные и неформальные) — характерныйпризнак региональных и внутрифирменных рынковтруда в России с четко видимой тенденциейнарастания неформальной части. Подтверждениемвышесказанного являются результатыисследований, проведенных в Ульяновске на рядекрупных промышленных предприятий. Спад объемовпроизводства и нежелание расставаться сквалифицированным персоналом в надежде наулучшение рыночной конъюнктуры вынуждаютруководство крупных предприятий применятьполитику сокращения расходов на оплату трудапосредством неполного рабочего времени ивынужденных отпусков с полным или частичнымсохранением заработка. Финансовый кризисавгуста 1998 г. и последовавшее за ним оживлениепроизводства за счет 40—50%-го сокращения импортаи, как следствие, переориентации наотечественного товаропроизводителя приводит красширению потребности в рабочей силе, котораяпереводится на режим полного рабочего времени иотзывается из административных отпусков.(Заработная плата персонала на условиях неполнойзанятости на исследуемых предприятиях непревышала прожиточного минимума). Однако, такиеизменения в режиме занятости встречали сильноесопротивление работников: вплоть до 50—70% ихувольнялось по собственному желанию.Противоречия в трудовом поведении объясняютсяза счет «подводной» части режима занятости,когда сотрудники предприятий получали основныеденежные доходы в теневом секторе экономики (вбольшинстве случаев — в сфере розничнойторговли), тесно увязанном по времени с основнымместом работы. До 40% опрошенных предпочиталиувольнение с предприятия по собственномужеланию, даже в условиях роста заработной платы,на основании ее недостаточного уровня длясодержания семьи и обеспечения расходов. Кпротиворечиям, имеющим аналогичное объяснение,относится и рост занятости в торговле и отрасляхпо обеспечению инфраструктуры коммерческойдеятельности в условиях убыточности бизнеса вэтих отраслях.

Другим инструментом воздействиягосударства на рынок труда является проводимаяполитика в сфере тарифного регулированиязаработной платы. Необходима корректировка нетолько МРОТ, но и различий в оплате труда междуотдельными тарифными разрядами. Так, например,отсутствие средств на решение этой проблемыпривело к максимальному сокращению занятости внауке и научном обслуживании России (на 43,6% в 1998 г.по отношению к 1992 г.). К отраслям, где эта проблемаимеет наиболее острое значение, относятсяздравоохранение, социальное обеспечение,образование, культура и искусство, ЖКХ, охранаобщественной безопасности, государственноеуправление. Единая тарифная ставка для оплатыработы определенного уровня сложности иквалификации с коллективными формами поощренияне учитывает главного фактора выхода из кризиса— опоры на индивидуальные способности людей, неучитывает индивидуальных результатов идостижений в работе. В этом отношении наиболеепродуманным следует считать опыт организацииоплаты труда в таких американских фирмах, как«ЗМ», «ИБМ», «Хьюлетт-Паккард», «Кодак»,«Дженерал электрик» и др. Соотношение оплатытруда разных категорий (базовых ставок),например, в фирме «ЗМ»1 носит ступенчатыйхарактер. Для каждой работы на основе проведенияагрегированной оценки определяется «уровеньответственности», и на каждом уровнеиндивидуальная оплата варьируется около базовойставки в зависимости от результатов труда впределах от 80 до 120% (выделяются 4 «зоныэффективности»: R1 — от 80 до 100%, R2 — от 100 до 107%, R3 —от 107 до 114%, R4 — от 114 до 120%). Повышение заработнойплаты работникам бюджетных отраслей присохранении прежних соотношений между разрядамиЕТС носит унифицированный характер и может иметьтолько кратко-срочный эффект, который в условияхинфляции «исчерпается» за 3—5 месяцев. Всложившихся условиях в субъектах РФ отмечаютсясущественные различия в оплате трудабюджетников (до 50%), которые зависят отфинансового положения региона и реализуются ввиде доплат из регионального или местногобюджета, что увеличиваетсоциально-экономический разрыв между отдельнымитерриториями и нарушает рыночный принцип «заравный труд — равную оплату».

Отсутствие промышленной иинвестиционной политики на федеральном уровнеприводит к преимущественному формированиюпроцессов создания и ликвидации рабочих мест засчет собственных средств предприятий,региональных бюджетов и, если удается, за счеткредитов и заемных средств. В условияхбюджетного дефицита, нарастания социальныхпроблем инвестиции, как правило, приобретаютвнутренний характер на уровне предприятия.Уровень обновления основных фондов ниже уровнявыбытия в 3—4 раза, что приводит к сокращениюрабочих мест и занятости. Старение оборудования(средний фактический возраст активной частиосновных фондов превышает 35 лет) вызываетдополнительные издержки на его содержание,усиливая инфляционное давление на экономику.Старое оборудование и отсутствие средств на егозамену и модернизацию ориентирует нанизкоквалифицированный ручной труд, неизбежноеухудшение качества продукции, снижениезаинтересованности предпринимателя в повышенииуровня квалификации своих работников,консервирует техническую и кадровую отсталостьотраслей экономики. В этом направлении также былполучен достаточно интересный результат в ходеопроса руководителей промышленных предприятий,проведенный нами в Ульяновске. Опрашивалисьруководители, предприятия которых имеют сильныемежрегиональные связи по поставкам сырья,комплектующих и готовой продукции. Более 80%администраторов отмечали резкое снижениекачества поставляемой продукции (сырье,материалы, полуфабрикаты) по сравнению с уровнем2-х летней давности. Детальное знакомство спричинами возникновения такой ситуациипоказало, что снижение качества продукцииобъясняется 50—70% износом оборудования напредприятиях, которое в условиях возросшегообъема заказов перестает выдерживатьтехнологические параметры, допускает сильныеотклонения в регламенте работы. Сказывается инизкое качество эксплуатации и ремонта. Однаконесмотря на многочисленные рекламации, выбор извозможных поставщиков ограничен и сменапоставщика происходит в редких случаях (из-заболее сильного роста транспортных расходов,других причин). В результате издержки низкогокачества продукции перекладываются напотребителя. Дальнейшее развитие ситуации в этомнаправлении обеспечит кратковременный ростфизических объемов производства, за которымипоследует резкий спад, если процесс обновленияосновных фондов не интенсифицируется, чемудолжны всячески способствовать разнообразныеполитики государства: налоговая,государственных расходов, денежно-кредитная идр.

Одним из основных признаковпостиндустриального общества становитсяприоритетное внимание к персоналу — основнымуфактору производства, центральному резервуэкономического роста и конкурентоспособности.Существующий мировой уровень инвестирования вперсонал вышел на 5—10% от ФОТ, в России этотпоказатель не превышает 1—2%. Существовавшаяранее государственная система повышенияквалификации и переподготовки кадров так и несмогла трансформироваться во внутрифирменную,хотя частично в решении этой проблемы принимаютучастие высшие и средние профессиональныеобразовательные учреждения. В то же время,создание внутрифирменных (или отраслевых)центров повышения квалификации позволило бызначительно приблизиться к проблемамконкретного предприятия. В силу указанных вышепричин, а также в связи с особенностяминалогообложения средств, направляемых наобучение и повышение квалификации персонала(выведение их из себестоимости и отнесение наприбыль при превышении 2% от ФОТ), инвестиции вчеловеческий фактор становятся невыгодными дляработодателя и работника. Аттестация рабочихмест (кроме как по условиям охраны труда) иперсонала в качестве системы оценкиэффективности капиталовложений в персоналвстречает противодействие из-за опасенийвозможных сокращений в связи с низкимпрофессиональным уровнем и несоответствиемтребованиям, предъявляемым современнойорганизацией труда в условиях рынка. С 1996 г.планируется проводить на государственном уровнесоциальную экспертизу инвестиционных проектов ипрограмм с целью определения влияния назанятость и динамику количества и структурырабочих мест. Целью введения экспертизы являетсявыделение наиболее трудоемких проектов и,одновременно, с наименьшими сроками окупаемости,а также минимальными затратами на создание новыхрабочих мест с позиций максимальногоэкономически эффективного спроса на труд.Однако, отсутствие финансовых средств как нафедеральном, так и на региональном уровнях непозволило к 2000 г. даже создать необходимоеметодическое и нормативно-правовое обеспечениеее проведения. Длительность процедурыбанкротства, низкая интенсивность ее применения,неопределенность в практической реализации состороны государства антимонопольногозаконодательства, корпоративные интересызатрудняют ротацию управленческих кадров, чтоусиливает глубину кризисного состояния изатрудняет поиск стратегии и тактикиэкономического оздоровления предприятий.

В целях осуществления государственнойполитики на рынке труда в 1991 г. в России созданаФедеральная служба занятости (ФСЗ), департаментыкоторой существуют во всех регионах страны.Принципы деятельности ФСЗ соответствуютмеждународной практике. Вместе с тем, существуютнекоторые тенденции, которые указывают наснижение роли этого важнейшего института восуществлении государственного регулированиязанятости и воздействия на рынок труда. Так, в 1999г. количество безработных, официальнозарегистрированных в ФСЗ, составило 17,3% от общейчисленности безработных (в соответствии сметодологией МОТ), в то время как в 1996 г. — 36,5%.Уменьшение этого показателя свидетельствует одостаточно сильном снижении возможностей ФСЗ воказании содействия в трудоустройстве исоциальной поддержке безработных. Результатывыборочного обследования населения такжепоказывают, что в 1996—1998 гг. происходило снижениедоли обращающихся в органы ФСЗ в целях поискаработы (1996 г. — 43,2%, 1997 г. — 42,3%, 1998 г. — 39,6%).Маргинализация официальной безработицы —другой аспект деятельности ФСЗ. Структурафинансовых отчетов службы занятости указывает,что приоритет в своей деятельности она отдаетпассивной политике на рынке труда — на эти целитратится более 50% средств Фонда занятости. 1998—1999гг. характеризуются существенным сокращениемфинансирования статей, в которых указываютсямероприятия активной политики на рынке труда,причем наибольшему сокращению подверглосьнаправление создания и сохранения рабочих мест.Программа общественных работ как важныйинструмент воздействия государства на спрос натруд и совокупный спрос населения на рынкетоваров и услуг, явившаяся по сути «локомотивом»государственной политики занятости США в годыВеликой экономической депрессии 1929—1933 гг. вполном соответствии с политикой «инъекций»Кейнса, в России в качестве таковой себя незарекомендовала. В данном случае опять всеостанавливается на этапе оплаты труда засоздание и распределение общественных благ: влучшем случае заработная плата являетсявременной и не превышает 60% прожиточногоминимума (в большинстве случаев — впределах 1—2МРОТ), что вызывает «коллапс» потребительскогоспроса и ухудшение уровня жизни.

Подводя итоги, следует отметить, чтовоздействие государства на рынок труда серьезноослаблено, не обеспечиваются основныесоциальные гарантии и защита граждан отбезработицы (уровень безработицы в 1999 г. вырос до12,4% от экономически активного населения) ипадения уровня жизни (согласно «индексучеловеческого развития», рассчитываемомуэкспертами ООН по 173 странам мира, в которыхпроживает более 98% населения, Россия в 1993 г. поуровню жизни занимала 37 место, а в 1998 г. — 71),система рабочих мест и занятость в Россиинаходятся в кризисном состоянии, вызываютсерьезные опасения снижение трудовой мотивациинаселения, рост нетрудовых доходов и теневойзанятости. В этих условиях активизациягосударственной политики на рынке трудапредставляет собой задачу исключительнойважности.

Российские регионы, в значительнойстепени самостоятельно разрабатывая и проводягосударственную политику содействия занятости,тем не менее существенно отличаются друг отдруга в выборе форм, направлений и методоввоздействия на рынок труда. В данной статьехотелось бы остановиться на ряде направлений,активно реализуемых в настоящее время вУльяновской области.

Система программного регулирования игосударственного менеджмента на рынке труда вУльяновской области представлена на рис. 1.Пунктирными линиями изображены направления,находящиеся в стадии проработки. Остановимсяболее подробно на отдельных программах,комплексах мероприятий и способах влияния нафункционирование рынка труда, занятость ибезработицу.

Генеральная схема (ГС) представляет собой 4взаимосвязанных таблицы, в которых отражаются:предложение труда и его структура; отраслеваяструктура спроса на труд с выделениемэкономически эффективных и физических рабочихмест (ЭРМ и ФРМ), вакантные, создаваемые,сохраняемые и ликвидируемые рабочие места сопределением источников финансирования;возможные источники покрытия предложения труда,представленные в двух группах — экономическиэффективные и затратные; основные индикаторыэкономики и социальной сферы, играющиевспомогательную роль и влияющие на процессысоздания и сохранения рабочих мест. В целом ГСпостроена по балансовому принципу: предложениерабочей силы должно уравновешиваться спросом.Однако в связи с наличием безработицы этого непроисходит и система рабочих мест нуждается вгосударственной поддержке. ГС заполняется всемиадминистративно-территориальными единицамиобласти на краткосрочную перспективу (на год). Вэтом документе отслеживается движение рабочихмест с определением количественных параметровнеобходимой структурной перестройки экономики,выделяются приоритетные направленияинвестирования с точки зрения воздействия назанятость, оценивается необходимостьпривлечения заемных средств и кредитныхресурсов. В ГС, кроме ее непосредственноговыражения, входит ряд документов, образующихинфраструктуру и методическое обеспечение:концепция ГС, методические рекомендации позаполнению, аналитическое сопровождение,механизм реализации и основные функцииучастников, комплекс практических мер посозданию и сохранению рабочих мест спроектировками на прогнозируемый год. ГСвыполняет роль информационно-аналитическогораздела в проводимой государственной политикесодействия занятости, а также несет прогнозныефункции и рассматривает возможные сценарииразвития: оптимистический, пессимистический,наиболее вероятный. Основной задачей ГС являетсярасчет масштабов неудовлетворенного спроса нарабочие места и степени их покрытия за счетсобственных средств региона. В рамках ГСразрабатывается компьютерная база данных, вкоторой будет представлена динамика основныхэкономических показателей, входящих в ГС, втерриториальном разрезе с аналитическимприложением расчета прогноза. В ГС входит более300 различных показателей. Сквозной принциппостроения ГС позволяет агрегировать данные поотдельным территориям. Оперативнуюкорректировку ГС и научно-методическуюподдержку осуществляют Управление по трудуадминистрации Ульяновской области совместно скафедрой основ экономики Ульяновскогогосударственного педагогического университета.

Программные направления государственного воздействия на рынок труда в Ульяновской област

Рисунок 1. Программные направления государственного воздействия на рынок труда в Ульяновской области

 

Программа предполагает изготовлениедеталей, узлов, комплектующих, полуфабрикатов,которые ранее поставлялись из других регионов,на предприятиях области, а также организациюпроизводства товаров и услуг, пользующихсяплатежеспособным спросом. Наличиенеиспользуемых производственных мощностейявляется одним из резервов ВОК и позволяет присогласовании взаимовыгодных условий наращиватьобъемы производства товаров, работ, услуг,создавая при этом дополнительные рабочие места.Кроме этого, увеличивается загрузкасуществующего персонала на предприятиях,повышается производительность труда, часть ФРМстановятся экономически рентабельными,сохраняются рабочие места в стратегических,структурообразующих отраслях экономики. Врамках ВОК рассматриваются следующие основныенаправления: перспективы расширениядеятельности в пределах ВОК и стратегиядальнейшего развития предприятий, стратегияценообразования и процесс согласования цен накомплектующие, организация труда, снабжения исбыта продукции. Непременным условием ВОКявляется следующее: цены комплектующих, которыемогут производиться внутри области, не должныбыть выше поставляемых из-за ее пределов,соответствовать стандартам и поставлятьсяпартиями в заранее оговоренных объемах и вопределенные сроки. Так, за второе полугодие 1999 г.были созданы рабочие группы на 40 предприятияхобласти по определению объема и условийпоставок, подписано 72 протокола о намерениях,количество участников ВОК увеличилось с 2 до 193предприятий. Всего заключено 68 договоров междупредприятиями, в том числе на сумму более 5,9 млн.рублей по поставкам комплектующих в АПК (позаключенным договорам АПК полученокомплектующих по 46 позициям на общую сумму более1,5 млн. рублей). Большие перспективы имеет ВОК вавтомобильной промышленности. На предприятияхобласти выпускается 710 наименованийкомплектующих для АО «Ульяновский АвтомобильныйЗавод»: 321 — на крупных промышленныхпредприятиях, 389 — на предприятиях малогобизнеса. В рамках ВОК АО «УАЗ» предполагаетувеличить в 2000 г. количество комплектующих,выпускаемых в области, до 928 позиций (или на 30,7%больше, чем в 1999 г.). Сходная динамика имеется и подругим предприятиям-участникам ВОК.

В целях информационного обеспеченияВОК проводится работа по созданию единогоинформационного пространства области,состоящего из банка данных о промышленныхпредприятиях региона «Экономический потенциалУльяновской области» и электронной системымежрегионального информационного обмена«Регион-Партнер». В банке данных отражается всяинформация о предприятии, данные о менеджерах иисполнителях, основные финансовые показателидеятельности предприятия, дилерская сеть,уставный капитал, задолженность и ряд других.Достигнуто соглашение между администрациейобласти и Ульяновским государственнымтехническим университетом о создании«Виртуальной выставки предприятий Ульяновскойобласти» в Интернете. Всего в банке данных натекущий момент представлены 582 предприятияобласти, в связи с чем встает проблема отработкинепрерывного мониторинга хозяйствующихсубъектов, постоянное обновление информации.Организацию всей деятельности по ВОКосуществляет координационный Совет по ВОК, отделкооперации и предпринимательства АдминистрацииУльяновской области и Фонд поддержки малогопредпринимательства области. Эти структурыберут на себя налаживание отношений междусотрудничающими в рамках программы ВОКпредприятиями и желающими в нее включиться.

«Программа действий ...» определяетосновные практические направления («точкивоздействия») государства в осуществленииэкономической и социальной политики, нацеленнойна подъем реального сектора экономики, повышениеуровня жизни населения. Документ состоит из трехразделов: «Нормализация условий жизнинаселения», «Восстановление и развитиереального сектора экономики», «Борьба спреступностью». Определяются основные задачи напредстоящий период, в числе которых Программапервоочередных мер по содействию промышленнымпредприятиям области в сфере ихреструктуризации (особенно в сельскомхозяйстве), комплексные программы развитияотраслеобразующих и градообразующихпредприятий, оптимизация коммерческогоиспользования госимущества, совершенствованияналоговой системы и другие. Осуществление«Программы действий ...» позволит оживитьплатежеспособный спрос населения напотребительские товары и услуги, а предприятий —на инвестиционные, и, как следствие, расширитьиспользование трудовых ресурсов на основеконкурентоспособной, структурнопереориентированной на производство услуг,экономики. Особое внимание в «Программе действий...» уделяется поддержке малого и среднегобизнеса, программное сопровождение которойосуществляет система поддержкипредпринимательства и обучения приадминистрации области (районов, городов).

Инвестиционная политика в областисосредоточена на формировании инвестиционногоАтласа, создание которого завершилось в 1999 г.,включающего в себя 213 инвестиционныхпроектов-предложений. Электронный вариантАтласа представлен в Интернет, что позволитпривлечь внимание к предприятиям области какотечественных, так и зарубежных инвесторов.

Основная цель «Программы занятости ...» —разработка комплексных мер по государственномурегулированию рынка труда, снижению безработицы,оказанию социальной поддержки на рынке трудасоциально-демографическим группам населения сослабленной конкурентоспособностью (женщины,молодежь, инвалиды и другие). Программаразработана Департаментом занятости населенияпо Ульяновской области. В «Программу занятости...» входят следующие разделы: «Прогноз рынкатруда»; «О действиях при напряженных ситуациях всфере занятости» (принят в качестве критическогоуровень официально регистрируемой безработицы5%); «Обеспечение занятости высвобождаемыхграждан»; «Содействие занятости граждан, особонуждающихся в социальной защите и испытывающихтрудности в поисках работы» (к выделеннойкатегории населения относятся:несовершеннолетняя молодежь, выпускники учебныхзаведений, ограниченно трудоспособные инвалидывсех групп, женщины с несовершеннолетними детьмии одинокие родители, уволенные в запасвоеннослужащие и члены их семей, беженцы,вынужденные переселенцы, лица, освобожденные измест лишения свободы); «Сохранение существующихи создание дополнительных рабочих мест»;«Содействие развитию предпринимательскойинициативы и самозанятости безработных»;«Организация общественных работ»;«Профориентация, профподготовка, переподготовкаи повышение квалификации высвобождаемыхработников и безработных»; «Социальнаяадаптация безработных» («Клуб ищущих работу»,Курс «Новый старт», «Молодежная практика»);«Информационное обеспечение» (в том числеавтоматизированная аналитическо-информационнаясистема «Занятость»); «Финансовое обеспечение».

Проводимая государственная политикана рынке труда позволила существенно снизитьсоциальную напряженность в области. На начало 2000г. уровень официально регистрируемойбезработицы составил 1,6% от экономическиактивного населения (один из самых лучшихпоказателей в Поволжье). В поискахтрудоустройства в службу занятости обращаютсяоколо 50% ищущих работу (в 1999г. при содействии ФСЗнашли работу 41,7% обратившихся, что на 17% большечем в 1998 г.). В рамках комплексной программы мер посозданию и сохранению рабочих мест в Ульяновскойобласти на 1996—2000 гг. создано 1,5 тыс. новых рабочихмест. Отслеживается ситуация на рынкеобразовательных услуг, в случае, когда профессиии специальности не пользуются спросом на рынкетруда, служба занятости выступает с инициативойсокращения набора в образовательные учрежденияпо этим профессиям и специальностям. В настоящеевремя практически закончено созданиемаксимально полного информационногосправочника по рынку образовательных услуг дляабитуриентов 2000 года, где представлены всеуровни системы образования в области (всеобразовательные учреждения): от начального довысшего профессионального с указаниемспециальности, сроков обучения, реквизитовобразовательных учреждений, условий обучения ипоступления.

Наряду с Концепциейсоциально-экономического развития Ульяновскойобласти до 2010 года этот документ представляетцелостную систему принципов, механизмов и мер постабилизации уровня жизни населения, сокращениюмасштабов бедности, уменьшению социальнойдифференциации, обеспечению полной занятости,увеличению расходов на социальные программы,созданию предпосылок для роста реальныхденежных доходов. «Концепция повышения ...»определяет основные стратегические цели изадачи, принимаемые в качестве долгосрочнойперспективы, на достижение которых направленапрактическая деятельность органовисполнительной власти. В качестве «узких мест»выделяются: «Повышение уровня доходовнаселения», «Содействие занятости населения»,«Условия и охрана труда», «Развитие кадровогопотенциала на производстве», «Социальнаяподдержка сельского населения, семьи, молодежи»,«Социальная поддержка нетрудоспособных ималоимущих слоев населения», «Жилищные условия»,«Укрепление здоровья населения», «Развитиесистемы образования и подготовки кадров»,«Развитие культуры». По указанным проблемнымнаправлениям предполагается разработатьспециализированные программы и сформироватьмеханизмы их реализации. В «Концепции повышения...» уделяется равное внимание как мерамгосударственного воздействия на спрос на труд,так и на предложение труда. Это объясняетсястремлением к полной занятости не только спозиций более полного удовлетворенияпотребности в рабочих местах, но и сокращенияспроса на них за счет социальной поддержкипенсионеров, молодежи, других категорийнаселения, создающих избыточное давление нарынок труда в связи с низкими денежными доходами.Такой подход позволяет сократить количествоэкономически активного населения, стремящегосяувеличить свои денежные доходы за счет оплатытруда, и одновременно расширять экономическиевозможности для предприятий и организаций попривлечению дополнительного персонала.

Цель программы — обеспечениеустойчивого развития кадрового потенциала иповышение качества рабочей силы в сферепромышленности и сельского хозяйства. К основнымзадачам относятся: создание нормативно-правовойбазы, научно-методического, организационного иинформационного обеспечения развития персоналана производстве; создание системы переобучения,повышения квалификации и профессиональнойпереподготовки занятых; восстановление,укрепление и развитие внутрифирменной системыобучения персонала; введение сертификацииперсонала на предприятиях; разработка иреализация механизмов финансирования истимулирования деятельности предприятий поразвитию персонала. В качестве исполнительногоинструмента программы выступает Центрсодействия развитию персонала на производстве,учредителями которого являются Управление потруду администрации области и Ульяновскийгосударственный технический университет. Общийобъем финансирования запланирован в размере 2,8млн. руб., причем за счет внебюджетных источников— 2,0 млн. руб. Ожидается, что в результатереализации программы в 1999—2000 гг. ежегодноепереобучение будут проходить не менее 20% ИТР ирабочих, в том числе не менее 10% в учебныхзаведениях области, и до 10% — в системевнутрифирменной подготовки. Доля руководителейи работников кадровых служб, проходящихежегодное повышение квалификации, должнасоставить не менее 25%. К 2000 г. прошлипереподготовку и повысили квалификацию в Центре7 групп руководителей и специалистовпредприятий: директора, главные бухгалтера,начальники отделов кадров. Основная учебнаяпрограмма — «Управление персоналомпредприятия». Программа состоит из 6 разделов:«Нормативно-правовое, научно-методическое иинформационное обеспечение развития персонала»;«Развитие консультационных и образовательныхуслуг для предприятий»; «Развитие системывнутрифирменного обучения персонала»;«Разработка и внедрение системы стимулов дляработодателей и персонала по повышениюпрофессионального мастерства»; «Развитиеперсонала в АПК»; «Организация управленияпрограммой».

Программа находится в стадииразработки. Экспертиза предназначена дляопределения потенциала расширения занятости,качественных изменений в структуре рабочих мести занятости вследствие финансированияинвестиционных проектов и программ. Также цельюпрограммы является поддержка экономическиэффективных и трудоемких проектов с небольшимисроками окупаемости. Проект социальнойэкспертизы в Ульяновской области получилподдержку Министерства труда и социальногоразвития РФ. В настоящее время проводится работапо определению принципов и подходов в работеэкспертного совета, методическому инормативно-правовому обеспечению экспертизы.Внедрение данной программы сдерживаетсяотсутствием соответствующих документов нафедеральном уровне.

Государственный менеджмент на рынке труда вУльяновской области свидетельствует одостаточно серьезных возможностях воздействияна занятость и социально-трудовые отношения врегионах России. При объединении усилий органовисполнительной и законодательной власти,заинтересованных структур и населения удаетсядобиться перелома в негативных тенденцияхэкономического развития и улучшения уровняжизни населения.

_________________

1 Соболевская А.А. Зарубежный опыт организациизаработной платы и его применение в России//Трудза рубежом, 1999. — № 1. — С. 47—69.

 

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».