Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2000 год | Статьи из номера N4 / 2000

Создание национальной нефтяной компании как одно из направлений управления сырьевыми ресурсами

Ганс А.Б., Федосеев В.Н.,

Образование национальных нефтяных компаний (ННК) в мировой практике связано, прежде всего, с защитой национальных интересов. Российские средства массовой информации достаточно активно, но безрезультатно, обсуждают проблему создания государственного нефтяного супер-холдинга. Целесообразность подобного решения очевидна из опыта промышленно-развитых стран.

Национальная нефтяная компания, какправило, выполняет ряд функций [1]:

  • продолжения структуры органов государственного управления и регулирования в нефтегазовом секторе экономики;
  • обеспечения прямого участия государства в нефтегазовом бизнесе (и в этом случае возникает тесная связь государственных финансов и финансов ННК);
  • обеспечения реализации социально-ориентированных проектов и программ развития экономики своих стран [2];
  • снижения операционных издержек объединенной компании (реализация «эффекта концентрации»);
  • полноправного участия компании в проектах «Соглашений о разделе продукции» для управления принадлежащими государству как собственнику недр долями в этих проектах и организации их финансирования;
  • формирования стратегического запаса нефти и нефтепродуктов и управления им, в том числе в целях нефтеснабжения бюджетных потребителей;
  • обеспечения поставок в энергодефицитные регионы;
  • выполнения роли заказчика финансируемых государством геолого-разведочных работ;
  • освоения новых нефтегазоносных провинций;
  • финансирования новых технологий разработки нефтяных и газовых месторождений.

Ключевым вопросом, который должна решать ННК,является возможность государства влиять наситуацию в отрасли и экономике страны (тамгде нефтяная отрасль является определяющей),имея в руках довольно мощный инструмент —крупную нефтяную компанию, могущую на равныхконкурировать с крупнейшими вертикальноинтегрированными нефтяными компаниями.

Сейчас из российских вертикальноинтегрированных нефтяных компаний государствоимеет контрольные пакеты акций только вРоснефти, Славнефти и ОНАКО. Созданная на базеэтих компаний Государственная нефтяная компаниявстала бы в один ряд с такими компаниями как«Лукойл», «ЮКОС» и «Сургутнефтегаз».

Потенциал создаваемойгосударственной нефтяной компании огромный.Сегодня она с созданием холдинга становитсячетвертой по мощности и второй по запасам, т.е.речь идет о создании сверхмощной структуры,контролирующей значительные финансовые потоки(табл. 1, 2, рис. 1, 2, 3, 4).

Таблица 1

Перспективные производственные показателироссийской ННК*

Перспективные производственные показатели российской ННК

* На основе данных 1998 года

Таблица 2

Динамика добычи нефти с газовым конденсатом вертикально интегрированными нефтяными компаниями России, тыс. тонн [3]

Динамика добычи нефти с газовым конденсатом вертикально интегрированными нефтяными компаниями России

Источник: Нефтегазовая Вертикаль

 

Всего 263,694 млн. тонн

Добыча нефти ВИНК России в 1998 г.

Рисунок 1. Добыча нефти ВИНК России в 1998 г.

 

Всего 98 тыс. тонн

Фонд нефтяных скважин, декабрь 1998 г. 

Рисунок 2. Фонд нефтяных скважин, декабрь 1998 г. 

Различные ННК были созданы в разных условиях(экономических и политических). Как правило,степень срочности задач, решаемых созданием ННК,определяла и степень вовлеченностиправительства. Наиболее срочная задача —обеспечение национальных интересов в нефтяномсекторе, а также сказывается недостаток времениу правительства для изучения и использованияиных альтернатив по максимизации ожидаемойполезности (табл. 3 [4]).

Всего 149 740 тыс. тонн

Первичная переработка нефти в 1998 г.

Рисунок 3. Первичная переработка нефти в 1998 г.

 

Экспорт нефти в страны дальнего зарубежья в 1998 г.

Рисунок 4. Экспорт нефти в страны дальнего зарубежья в 1998 г.

Таблица 3

Приоритеты создания национальных нефтяныхкомпаний

Приоритеты создания национальных нефтяных компаний

Примечание: 1 — наименьший уровеньприоритета; 2 — средний; 3 — наивысший.

Таблица 4

Особенности создания ННК в различных странах

Особенности создания ННК в различных странах

* В 1992 г. правительство Индонезиипроизвело денационализацию отрасли и установилоправила, разрешающие 100% иностранное монопольноеучастие в проектах, оцененных более $50 млн.

Среди стран, упомянутых в табл.4, толькоМексика («Pemex») и Венесуэла («Pdvsa») имеютполную монополию в национальной нефтянойпромышленности. В Венесуэле, однако,присутствует элемент конкуренции междуразличными производственными подразделениями, атакже начат процесс приватизации.

Чаще всего, чистая монополия — наличиелишь одной ННК на всех стадиях (от поиска иразведки до сбыта нефтепродуктов) — исключение,а не правило. Наиболее общая модель —конкуренция, обеспечиваемая частнымиинвесторами, в сочетании с рядом преференций,предоставляемых ННК.

Прямое участие правительства черезинвестиции государственных финансовых ресурсовв национальную нефтяную компанию до сих поримеет место во многих странах, таких как,например, Алжир, Франция, Италия, Мексика,Норвегия, Индонезия и др. Как правило, ННКполучают в своих странах значительныепреимущества за счет льготного доступа ккапиталу (или непосредственно из бюджета, или засчет получения гарантий правительства).

Принципиально важным моментом воценке преимуществ и недостатков ННК являетсязаложенное в ней сочетание правительственных икоммерческих функций, что накладывает на неесущественный отпечаток и определяет ееположение в системе организаций нефтегазовогосектора. Правительство ориентировано нареализацию государственных интересов, компанииже, прежде всего бизнес-ориентированныеструктуры, — на достижение своих собственныхцелей.

В Великобритании 1 января 1976 г. быласоздана «Британская национальная нефтянаякомпания» («BNOK») со 100-процентнымгосударственным капиталом. В тот периодправительство Великобритании предполагалообеспечить свое прямое участие в проектах поосвоению и разработке месторождений на шельфеСеверного моря. В частности, предполагалось, чтоэта компания будет иметь право распоряжениягосударственной долей нефти в лицензионныхсоглашениях. Главная цель создания BNOKсостояла в обеспечении получения государствомдополнительных доходов от вовлекаемых вразработку нефтегазовых ресурсов (помимоналоговых поступлений), а также в созданииинструмента государственного контроля заразвитием ситуации в нефтегазовом секторе.Такие цели определили и степень финансовойсамостоятельности компании — она полностью былалишена права распоряжаться своими доходами. Всесредства поступали на специальный «нефтянойсчет» в казначействе, и поэтому все счета (идоходы, и расходы компании) были ему подотчетны (Krapelis,1977 [5]).

В конечном счете сосредоточение под эгидойодной организации нефтегазового секторагосударственных и коммерческих функцийпослужило причиной постепенной ликвидации BNOK,так как нефтяным компаниям было очень трудноопределить, с кем они имеют дело — с конкурентом,партнером или государством в ее лице, что иопределило враждебное отношение к ней с ихстороны. В случае Великобритании особенностьситуации состояла в том, что, в отличие, например,от Индонезии, в нефтегазовом секторе к моментусоздания ННК существовали могущественные исамостоятельные компании (такие как, например,«Бритиш Петролеум» с государственным пакетомакций в тот период в размере 48%).

В Индонезии ННК «Pertamina» каккомпания имеет исключительные права на поиск,обустройство, разработку, добычу, переработку иреализацию нефти и газа. При этом важнейшейправительственной функцией данной компанииявляется представление интересов государства всоглашениях с иностранными инвесторами (с 1960 г.только в форме производственных контрактов, азатем и в форме соглашений о разделе продукции).Такая роль ННК объясняется во многомисключительной ролью иностранного участия внефтегазовом секторе Индонезии и настоятельнойнеобходимостью приобретения национальнойиндустрией технического и технологическогоопыта (Role of State Oil Companies, 1993 [6]).

Одним из недостатков государственныхкомпаний является то, что ввиду своей значимостидля национальных экономик своих стран они оченьчасто являются объектом политических интриг.Например, только в 1999 г. в венесуэльской Pdvsaсменилось три президента [7]. А на развитиебританской нефтяной и газовой отраслей в XX в.существенное влияние оказал ход политическойборьбы между консервативной и лейбористскойпартиями по проблеме их национализации иденационализации (приватизации) [8].

Классификация 1999 года OGJ-100 понефтегазовым компаниям вне США (см. табл.5)отражает продолжающееся преобладаниепринадлежащих государству компаний.Единственная негосударственная компания впервой десятке — Royal Dutch/Shell. Она 6-я по добыче и 13-яв мире по запасам. Далее идут BP Amoco (15, 10) и на 19-мместе по добыче французская Elf Aquitaine SA (9,92% акций угосударства).

Таблица 5

Добыча и запасы двадцати крупнейших (вне США)нефтяных компаний в 1998 г. (по данным Oil&Gas Journal, Sep13, 1999)

Добыча и запасы двадцати крупнейших (вне США) нефтяных компаний в 1998 г.

В то же самое время, тенденция кприватизации и торговым объединениям огромныхкомпаний постепенно разрушает это преобладание.В Бразилии сейчас рассматривается вопрос отом, чтобы оставить за государством 51% акцийгосударственной компании Petrobras и продатьостальную часть. По некоторым оценкам это можетпринести Бразилии до 6 млрд. долл. [7].

Будущее индонезийской Pertaminaтакже не определено. Законодатели в настоящеевремя разрабатывают демонополизационный планкомпании, рассчитанный на 5 лет [7].

Четыре структурные объединения Алжирскойгосударственной нефтяной компании Sonatrach (Entgp— основные работы по добыче, Ensp — бурение,Enageo — геофизическая разведка и Co. for Petroleum Works)должны быть частично приватизированы. 51% акцийкаждой компании будет предлагаться местным ииностранным частным инвесторам на фондовойбирже.

Таким образом, как показывает мировойопыт, национальные нефтяные компании во всеммире образовывались в различных условиях иуспешно решали и решают поставленные перед нимизадачи. Несомненной выглядит общая цельсоздания ННК во всех странах — этогарантированное обеспечение поступлениязначительной части экономической рентыправительствам своих стран (именно по этойпричине ННК, как правило, представляютправительственную сторону в нефтегазовыхконтрактах, в том числе в соглашениях о разделепродукции), и возможность государства влиять наситуацию в отрасли и экономике страны (там гденефтяная отрасль является определяющей), имея вруках довольно мощный инструмент — крупнуюнефтяную компанию, могущую на равныхконкурировать с крупнейшими вертикальноинтегрированными нефтяными компаниями.

Заинтересованной стороной созданиянациональной нефтяной компании должно бытьправительство Российской Федерации. Оно усилитсвое влияние на нефтегазовый бизнес, уменьшитиздержки производства на добычу единицы тонныгаза или нефти, оно станет крупным трейдером нароссийском внутреннем рынке, сможет активноучаствовать в формировании цен на нефть инефтепродукты. Например, снижение цен наобеспечение Министерства обороны и силовыхструктур на ГСМ и продукты нефтепереработки на 7%дает экономию бюджету в 350 млн. руб., а для всехбюджетополучателей в 2 раза больше — 2 млрд.прямой экономии [9]. Кроме этого, исключениепараллельных структур при создании холдинга, тоесть объединение структур — геологоразведочных,газодобывающих, нефтедобывающих,нефтеперерабатывающих — дает тоже экономиюпорядка 10—15% (возможно снижение издержек).

Но сама идея создания государственнойнефтяной компании встречает мощноесопротивление практически всех крупных нефтяныхкомпаний. Никому не хочется получить мощногоконкурента с ежегодными объемами переработки в 31млн. тонн, перерабатывающими мощностями на 54 млн.тонн и запасами около 2 млрд. тонн нефти с газовымконденсатом (см. табл. 1).

Соответственно, наблюдается сильноелоббистское давление со стороны крупныхроссийских нефтяных компаний, провозглашающихидею о присоединении к ним остатковгосударственной собственности в нефтяномбизнесе. Например, «Тюменская нефтяная компания»уже выкупила 12% акций «Славнефти» и не прочьпоучаствовать в аукционе по продаже 19% ее акций.Разрабатываются альтернативные варианты у НК«ЛУКОЙЛ» и «ЮКОС». Последние выразили желаниепоглотить госкомпании в обмен на пакетысобственных акций предполагаемой с этой цельюдополнительной эмиссии. Иными словами, вместоННК государство смогло бы получить блокирующиепакеты крупнейших приватизированных компаний.Но с помощью блокирующих пакетов нельзя строитьпоследовательной политики.

Таким образом, в конечном счетесоздание российской ННК с точки зрения пользыдля государства является экономическицелесообразным.

Литература

1. Конопляник А.А., Ганс А.Б. Договор кЭнергетической Хартии поможет создатьГосударственную нефтяную компанию//Нефть иКапитал. — 1999. — № 5.

2. Noreng Oystein. Govermenys and Their National Oil Companies — TheProblems of Interaction and Coexistance. — Oslo. Norwegian School of Management, 1991.— 204 p.

3. Нефтяная промышленность в 1998 году.Аналитический обзор//Нефтегазовая вертикаль. —1998.

4. Крюков В.А. Институциональнаяструктура нефтегазового сектора. — Новосибирск:ИЭ иОПП СО РАН, 1998.

5. Krapelis Edward N. Controlling Oil British Oil Policy and theBritish National Oil Corporation. — Washington, U.S.: Senate Committee on Energy andNational Resources, 1977. — 135 p.

6. The Role of State Oil Companies. State Oil Companies have Major Rolein Oil World// Oil&Gas Journal. 1993 Aug. 16.

7. Oil&Gas Journal, 06 Sep, 1999.

8. Алекперов В.Ю. Вертикальноинтегрированные нефтяные компании России. —М.: Издательство АУТОПАН, 1996.

9. Отчет о пресс-конференции 22.04.99 г.Председателя подкомитета Государственной ДумыРФ по топливным ресурсам Язева ВалерияАфанасьевича на тему «О созданиигосударственного нефтяного холдинга».

 

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».