Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2000 год | Статьи из номера N5 / 2000

Государственный контроль эффективности систем управления организацией

Бурцев В.В.,

Вопросы управления коммерческойдеятельностью как государственных, так инегосударственных, но особо связанных сдеятельностью государства организаций внастоящих условиях перехода к развитой рыночнойэкономической системе, при росте конкуренциисубъектов хозяйствования, а также общемусложнении хозяйственной жизни становятся всеболее актуальны. В то же время следует признать,что государственный контроль систем управлениякоммерческой организации — один из наиболеенеразработанных в настоящее время вопросов. Приэтом одним из наиболее важных вопросовгосударственного контроля является егостандартизация. Стандарты государственногоконтроля могут быть общими (независимость,объективность и т.д.) и процедурными. Последнийтип стандартов представляет собой довольносложную систему, в которую, кроме всего прочего,включаются методики контроля различных сфердеятельности (государства, предприятий и т.д.)1.

Ниже представлена принципиальнаяорганизационная модель контроля (методическиерекомендации) наиболее важных для государства(как собственника, инвестора, кредитора,заимодавца, заказчика, гаранта и т.д.) элементовсистемы управления предприятием, а именно:

— управление государственным пакетомакций;

— учетная система;

— сбытовая политика;

— снабженческая политика;

— производственная политика;

— маркетинговые стратегии;

— ценовая политика;

— товарная политика;

— политика товародвижения(распределения);

— политика транспортировки готовойпродукции;

— рекламная политика.

Представленная организационнаямодель является своего рода шаблоном, которыйможно конкретизи ровать, исходя из спецификиконтролируемой государством организации2. Покаждому элементу системы управленияпредприятием ниже рассматривается объектгосударственного контроля, критерииэффективности и приводится методика проведениягосударственного контроля.

1. Управление государственным пакетом акций

 

Объект государственного контроля: деятельностьгосударственных представителей в акционерномобществе (АО) и управление пакетом акций,находящимся в собственности у государства.

Критерии эффективности:

деятельность государственныхпредставителей:

 

— результаты деятельностигосударственного представителя в АО(управляющего государственной долей)соответствуют поставленным перед ним целям3;свои задачи он решает наиболее эффективными(оптимальными) и экономичными методами;

— государственный представитель(особенно, если в собственности у государстванаходится контрольный пакет акций) различнымиуправленческими (организационными) средствамиэффективно предотвращает вероятность измененияиерархии интересов и целевых функций в худшуюдля собственника-государства сторону;

— государственный представительконтролирует полноту и своевременностьвыполнения АО своих обязательств перед бюджетоми внебюджетными фондами.

управление пакетом акций:

— управление пакетом акций можнопризнать эффективным (условно), если оно привело,как минимум, к следующим результатам:

— устойчивому потоку доходов вдолгосрочном периоде;

— росту (высоким ставкам) доходностиактивов, доходности собственного и совокупного(или инвестированного) капиталов;

— росту рыночной стоимости идоходности акций;

— росту рыночной стоимостисобственного капитала4;

— высоким социальным результатам вчасти, относящейся к работникам предприятия ичленам их семей;

— достижению оптимальных(нормативных) значений специфических отраслевыхсоциально-экономических показателейдеятельности5.

Методика государственного контроля:

 

1. Проанализировать:

— документы, содержащие сведения обосновании, учреждении организации и ее правовойформе;

— документы, содержащие сведения обучредителях, акционерах, инвесторах;

— важные договоры (договоры осовместной деятельности и т.д.);

— протоколы заседаний советадиректоров, правления и собраний акционеров;

— регламенты(организационно-нормативные документы) идирективы управленческих звеньев организации ивышестоящих инстанций;

— плановую и отчетнуюфинансово-хозяйственную документацию.

2. Выяснить (методами анкетирования иинтервьюирования персонала, беседы сруководством, сбора и анализа документации ит.д.):

— какова доля государственного пакетаакций (включая: вид акций, уровень пакета —“контрольный” и др.);

— на каких уровнях участвуетсобственник (представитель государства) вуправлении организацией, какова его роль вуправлении, каковы возможности влияния напринимаемые решения;

— в полной ли мере представительгосударства обеспечен информационно одеятельности организации;

— каковы приоритеты представителягосударства (финансовая и рыночная устойчивостьи независимость организации, прибыльностьвыпускаемой продукции, работ, услуг, доходы отсобственности, регулярные платежи в бюджет,надлежащее выполнение государственных заказов,полная подконтрольность деятельности иликакого-либо бизнеса, иные), его цели и задачи;

— соответствуют ли цели представителягосударства его возможностям;

— может ли представитель государствавоздействовать на государственные институты сцелью реструктуризации бюджетной задолженности,отсрочки процедур банкротства или санации,лоббирования интересов организации назаконодательном уровне;

— может ли и каким образомпредставитель государства содействоватьустойчивости и независимости организации(бюджетные ассигнования, воздействие на банки идругие финансовые институты в интересахкомпании и т.д.);

— какие аспекты функционированияорганизации в наибольшей степени интересуютпредставителя государства;

— каким образом и насколькопредставитель государства добиваетсяпоставленных перед ним целей и задач, в полной лимере он использует свои полномочия ивозможности, каковы степень и результаты егоучастия в разрешении “конфликтов интересов”,затрагивающих государственные интересы (датьоценку организационной деятельностигосударственного представителя);

— в полной ли мере представительгосударства предотвращает вероятностьизменения иерархии интересов и целевых функций вхудшую для собственника-государства сторону;

— в полной ли мере представительгосударства контролирует полноту исвоевременность выполнения АО своихобязательств перед бюджетом и внебюджетнымифондами.

3. Оценить:

— значения экономических и социальныхпоказателей эффективности управленияакционерным капиталом (см. выше), специфическихотраслевых показателей деятельности (сравнив ихс нормативными/оптимальными),

— роль и характер влияниягосударственного участника на деятельность АО иего развитие.

2. Учетная система

Объект государственного контроля:системы финансового и управленческого учета.

Система финансового учета — этоопределенным образом упорядоченная изаконодательно регламентированная системапроцедур определения, сбора, измерения,регистрации и обработки (группировки иотражения) информации в стоимостной оценке обимуществе, источниках его формирования,финансовых и хозяйственных операцияхорганизации с целью составления и представлениязаинтересованным (в первую очередь, сторонним)пользователям финансовой отчетности.

Система управленческого учета — этоопределенным образом упорядоченная иподчиненная внутреннему регламенту системапроцедур определения, сбора, измерения,регистрации и обработки информации о затратах ирезультатах хозяйственной деятельностиорганизации в разрезе определенных сегментов6деятельности, а также передачи этой информациименеджерам (управленческому персоналу),осуществляющим контроль и принимающимуправленческие решения.

Критерии эффективности:

 

I. Об эффективности системыфинансового учета следует судить по уровнюдостижения показателей безошибочностирегистрации и обработки финансово-хозяйственныхопераций организации, а именно:

  • наличие — отражены действительно существующие операции (в противном случае, например, в учете могут отражаться продажи несуществующим покупателям);
  • полнота — отражены все совершенные операции (ни одна не пропущена);
  • арифметическая точность — все суммы правильно подсчитаны и точны (в обратном случае, например, заказчику может быть выставлен счет и записана неверная сумма продажи, так как отгруженное количество и количество, отраженное на счете, не совпадают и зафиксирована цена за единицу другой продукции);
  • разноска по счетам — все операции правильно разнесены по соответствующим бухгалтерским счетам;
  • формальная разрешенность — на каждую операцию получено либо общее, либо специальное формальное разрешение;
  • временная определенность — все операции своевременно регистрируются и отнесены к надлежащему отчетному периоду (например, продажи текущего периода должны быть записаны в этом периоде, а продажи следующего периода отнесены на следующий период);
  • представление и раскрытие данных в отчетности — все данные правильно суммированы и обобщены, соблюдены установленные законодательством требования относительно порядка и объема раскрытия информации в отчетности.

Достижение этих семи основныхпоказателей — основная задача системыфинансового учета. На каждый из показателейвлияют разнообразные факторы.

Основные факторы следующие:

1. Принципы ведения бухгалтерскогоучета

1.1. Функционирование системыбухгалтерского учета должно быть основано какминимум на следующих основных принципах:

  • принцип двойной записи;
  • принцип денежного измерения имущества и обязательств предприятия;
  • принцип преемственности (постоянства) учетной политики;
  • принцип начисления — хозяйственные операции записываются в момент их совершения, а не в момент оплаты денег, и относятся к тому отчетному периоду, в котором была совершена операция;
  • принцип продолжающейся деятельности — отсутствие намерения ликвидировать предприятие, активы и обязательства учитываются по первоначальной стоимости, а не по цене возможной реализации в случае ликвидации предприятия;
  • принцип имущественной обособленности предприятия (или принцип единицы учета) — имущество предприятия отделено от имущества собственников и имущества других предприятий;
  • принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности — факты отражаются в бухгалтерском учете и отчетности того периода, в котором совершены, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

1.2. В международной учетной практикеиспользуются и другие бухгалтерские принципы.

2. Организационная структурабухгалтерии

2.1. Оргструктура должна бытьрациональна, т.е. соответствовать условиямхозяйственной деятельности и величинепредприятия.

3. Обязанности и полномочияработников, осуществляющих ведение учета иподготовку отчетности.

3.1. Во избежание искажений учетнойинформации за человеком, осуществляющим учетопераций с определенными активами, не должныбыть одновременно закреплены функции санкционированияопераций с этими активами, обеспечения ихсохранности и осуществление ихинвентаризации.

4. Формально установленные процедурысанкционирования хозяйственных операций.

4.1. Предусматривается формальноеразрешение и одобрение всех хозяйственныхопераций ответственными официальными лицами впределах их полномочий.

Формальное разрешение — этоформальное решение либо относительно общеготипа хозяйственных операций, либо относительнокакой-либо конкретной операции.

Формальное одобрение — этоконкретный случай использования общегоразрешения, выданного администрацией. Безналичия формально установленных процедурсанкционирования возрастает вероятностьзлоупотреблений (растрата или хищение активов) иошибок.

5. Организация подготовки, оборота ихранения документов, отражающих хозяйственныеоперации; порядок отражения хозяйственныхопераций на счетах бухгалтерского учета,подготовки периодической бухгалтерскойотчетности.

5.1. Должны соблюдаться следующиеосновные требования:

— все хозяйственные операции должныотражаться в учете только на основании первичныхдокументов;

— формы первичных документов ирегистров учета, применяемые на предприятии,должны соответствовать требованиямунифицированных и утвержденных форм;

— должны быть в наличии исоответствующим образом исполняться следующиепланы: планы документации и документооборота,план счетов и их корреспонденция, планотчетности, план технического оформления учета;

— отсутствие карандашных записей инеоговоренных исправлений в первичныхдокументах и регистрах бухгалтерского учета;

— системная, сплошная нумерациядокументов.

6. Инвентаризация имущества ифинансовых обязательств и отражение еерезультатов на счетах бухгалтерского учета.

6.1. В установленные сроки (всоответствии с законодательством) и должнымобразом должны проводиться инвентаризацииимущества и финансовых обязательств; результатыданных инвентаризаций соответствующим образомдолжны отражаться на счетах бухгалтерскогоучета.

7. Бухгалтерские данные

7.1. Бухгалтерские данные должны бытьнепротиворечивы, что подтверждается следующим:

— данные аналитического учетатождественны данным первичных документов (понаименованиям, в суммовом и количественномвыражениях) и данным синтетического учета;

— данные остатков по счетамсинтетического учета в Главной книгесоответствуют остаткам по счетам вжурналах-ордерах или заменяющих их другихучетных регистрах;

— соответствие сумм по однойбухгалтерской проводке в разных регистрахбухгалтерского учета (например, в Главной книге ив журнале-ордере), соответствие сумм остатков поодному и тому же счету в разных регистрах(например, сальдо по счету 50 “Касса”, отраженноев Главной книге, должно соответствовать остаткупо этому счету в кассовой книге);

— в регистрах бухгалтерского учетаисходящие сальдо на конец отчетного периодасоответствуют входящим сальдо на началоследующего отчетного периода.

II. Вопросы эффективности системыуправленческого учета в общем и целом могутбыть сведены в следующие три основныенаправления:

оргструктура аппаратауправленческого учета;

регламентация управленческогоучета;

информация управленческогоучета.

1. Вопросы оргструктуры аппаратауправленческого учета решаются на каждомконкретном предприятии с учетом внешних ивнутренних факторов. При этом основныетребования следующие:

— оргструктура должнасоответствовать размерам предприятия, масштабуи специфике его бизнеса;

— разница между результатом действиясистемы управленческого учета в целом (повышениеэффективности использования ресурсов ипотенциалов предприятия, предотвращение потерь)и стоимостью системы в целом (затраты на ееорганизацию и поддержание функционирования)должна быть положительна.

2. Эффективная регламентацияуправленческого учета — это наличие формальныхучетных процедур, предполагающих:

— формальное определение идокументальное закрепление (на основе детальноразработанных должностных инструкций) порядкадействий и взаимоотношений определенного кругаработников организации по поводууправленческого учета, контроля и анализа,подготовки и представления управленческойотчетности;

— определение круга первичныхдокументов или других носителей информации, гдеотражаются данные управленческого учета;

— определение порядка движениядокументов (носителей информации) от момента ихвозникновения до архивирования;

— определение “точек контроля” дляоценки различных аспектов сегментов бизнеса;

— установление “критических” точекконтроля, где риск возникновения нежелательныхявлений особенно велик;

— выбор типов и методов осуществленияуправленческого учета.

3. Информация управленческого учетадолжна отвечать следующим основным требованиям:необходимость, достаточность, истинность,своевременность, аналитичность,организованность.

Методика государственного контроля:

 

1. Проанализировать основныеинформационные источники, процедуры сбора,контроля, обработки (группировки и учета),передачи и хранения информации.

2. Проанализировать документы,регулирующие функционирование учетных систем.

3. Оценить формы отчетности (например,отчеты о движении денежных средств, отчеты овыполнении сбытовых программ и т.д.) на предмет ихдостаточности, детализированности иструктурированности содержащейся в нейинформации для мониторинга ситуации.

4. Оценить целесообразностьсложившихся методов, процедур и форм веденияфинансового и управленческого учета,составления отчетности.

5. Проанализировать механизмысогласования и утверждения бюджетов, формыбюджетного контроля (систему контроляисполнения бюджетов в целом по организации и поцентрам ответственности).

6. Оценить эффективность учетныхсистем по вышеуказанным критериям.

3. Сбытовая политика

Объекты государственного контроля:

 

— структура управления сбытом готовойпродукции;

— система планирования сбыта;

— система контроля сбытовых издержек;

— система управления коммерческими,финансовыми и внутрифирменными рисками сбытапродукции.

Критерии эффективности:

структура управления сбытом готовойпродукции:

 

— структура управления сбытомсоответствует размерам, оргструктуре, ресурсам(возможностям), направлениям деятельности(сегментам бизнеса), установленным целям ипринятым стратегиям развития организации иобеспечивает гибкое реагирование на быстроизменяющиеся внешние условия функционирования(требования рынка);

система планирования сбыта:

 

— в применяемой методике планированиясбыта должны учитываться, как минимум, следующиеосновные моменты:

— избранная модель развитияорганизации (в том числе стратегия рыночнойконкуренции);

— максимально возможный объем продаж,определенный на основе исследования рыночнойконъюнктуры (максимально возможный объем продажпри дан ном уровне и соотношении различных цен ис учетом определенного состояния и тенденцийразвития рынка и формирующих его факторов, т.е.потенциальной емкости рынка) и оценки ресурсов ипотенциалов организации;

— наиболее оптимальный с точки зрениямаксимизации прибыли в соответствии свозможностями (потенциалами) организации объемвыпуска продукции (при котором обеспечиваетсяравенство предельного дохода и предельныхиздержек);

— увязка планов продаж с планамипроизводства, в том числе соперативно-календарными графиками выпускаготовой продукции для обеспечения выполненияпланов продаж и отгрузок в установленные сроки иноменклатуре, а также для формирования и увязкипоказателей финансовых планов организации;

— сочетание жесткой (базовыеориентиры в долгосрочном планировании) и гибкой(корректировка краткосрочных и среднесрочныхпланов сбыта по мере изменения целей и условийфункционирования организации) системпланирования;

— сочетание общих и вспомогательных (вразрезе рыночных сегментов, географии продаж)планов сбыта;

— система оперативного контроляисполнения планов сбыта;

система контроля сбытовых издержек:

 

— разработана и применяется системасметного контроля сбытовых издержек;

система управления сбытовыми рисками:

 

разрабатываются и применяютсядейственные механизмы минимизации рисков сбытаготовой продукции, например:

— передача риска через заключениедоговора (контракта) на хранение и перевозкугрузов, договора поручительства, договорафакторинга, договора страхования, срочныхконтрактов (хеджирование);

— внутрифирменные источники сниженияриска, прежде всего, контроль контрагентов подоговорам: анализ финансовой устойчивости инадежности заказчиков, определение групп рисказаказчиков для лимитирования дебиторскойзадолженности (установления параметровкоммерческого кредитования), формирование досьена заказчиков; грамотное составление договоров;контроль персонала; система коммерческойбезопасности и т.д.

Методика государственного контроля:

 

1. Проанализировать:

— документы, регламентирующиедеятельность по сбыту продукции;

— планы и программы сбыта;

— документы, содержащие указаниеколичества и цены отпускаемых со складов сбытаценностей (накладные, счета-фактуры и т.д.);

— отчетные и контрольные документы.

2. Выполнить следующие процедуры:

— цены по документам на отпуск готовойпродукции (товарно-транспортным накладным и др.)сопоставить с рыночными ценами, действовавшимина дату их выписки;

— фактические объемы запасов готовойпродукции сравнить с установленныминормативами;

— параметры (цены, количество,качество, месторасположение получателей,покупателей, условия оплаты и доставки и т.д.)закупок сопоставить с альтернативными(возможными) вариантами и т.д.

3. Оценить:

— структуру управления сбытом;

— применяемую методику планированиясбыта.

4. Выяснить:

— какие методы (или программныетехнологии) оптимизации портфеля заказовиспользуются при планировании сбыта;

— какие методы определенияоптимального размера и времени обработкизаказов, уровня запасов готовой продукции,нормирования, применяются в организации;

— соблюдаются ли установленныенормативы;

— действенны ли процедуры сметногоконтроля сбытовых издержек;

— какие механизмы минимизации рисковсбыта используются.

5. Пронаблюдать за исполнениемрегламентов и процедур сбыта готовой продукции(включая процедуры контроля по этапам и стадиямреализации готовой продукции: получение заказовна поставку, анализ возможности предоставлениякоммерческого кредита, подготовка и заключениедоговоров поставки, подготовка к поставке, учет ифактурирование поставки; работу складскогохозяйства и т.д.).

4. Снабженческая политика

Объект государственного контроля:

 

  • заказы (партий сырья, материалов, топлива, энергии и других ресурсов, приобретаемых для основной и вспомогательной деятельности);
  • система управления товарно-материальными запасами;
  • система контроля издержек снабжения;
  • система управления рисками в снабжении.

Критерии эффективности:

заказы:

 

— выбор по цене, качеству, условиямоплаты и доставки сырья, материалов, топлива,энергии и других ресурсов, приобретаемых дляосновной и вспомогательной деятельности,наиболее оптимален, экономичен, соответствуетпроизводственным и сбытовым планам по срокам ит.д.;

система управления запасами:

 

— переходящий запас сырья основных ивспомогательных материалов, тары и упаковочныхматериалов экономически обоснован и полностьюобеспечивает потребности основного ивспомогательного производств; систематическиосуществляется контроль расходатоварно-материальных запасов в производство воизбежание создания дефицита, сверхнормативов инеликвидов, принимаются меры к реализациипоследних сторонним организациям;

система контроля снабженческихиздержек:

 

— разработана и применяется системасметного контроля издержек снабжения(минимизируются транспортные расходы, расходыиз-за простоев по причине отсутствия материалов,и т.д.);

система контроля снабженческихрисков:

 

— функционирует адекватная системавходного контроля поставок, разрабатываются иприменяются действенные механизмы минимизациирисков.

Методика государственного контроля:

 

1. Проанализировать:

— документы, регламентирующиедеятельность по снабжению;

— планы и программы снабжения;

— документы, содержащие указаниеколичества и цены приобретаемых ценностей(накладные, счета-фактуры и т.д.);

— отчетные и контрольные документы.

2. Выполнить следующие процедуры:

— цены по документам о приобретениинеобходимых для основной деятельноститоварно-материальных ценностей и услугсопоставить с рыночными ценами, действовавшимина дату их выписки;

— объемы приобретенных материаловсравнить с удельными нормами их потребления сучетом необходимости поддержания запасов нанеобходимом уровне;

— параметры (цены, количество,качество, месторасположение поставщиков,условия оплаты и доставки и т.д.) закупоксопоставить с альтернативными (возможными)вариантами и т.д.

3. Выяснить:

— какие методы (или программныетехнологии) оптимизации портфеля поставщиковиспользуются при планировании закупок;

— какие методы определенияоптимального размера и времени размещениязаказов, уровня материально-производственныхзапасов (МПЗ), нормирования применяются ворганизации;

— соблюдаются ли установленныенормативы;

— действенны ли процедуры сметногоконтроля издержек снабжения;

— какие механизмы минимизации рисковснабжения используются.

4. Пронаблюдать за исполнениемрегламентов и процедур системы снабжения(включая организацию работы складскогохозяйства — оформление заказов, документов поприходу и расходу товарно-материальныхценностей, их внутреннего перемещению,инвентаризационную работу и т.д.).

5. Производственная политика

Объект государственного контроля:система управления производством.

 

Критерии эффективности:

система управления производством,как минимум, должна обеспечивать:

— оптимизацию производственныхпланов (программ);

— минимизацию издержек производства;

— соответствие качества продукциизапросам потребителей (в первую очередь,государственных заказчиков);

— минимизацию производственныхрисков (снижение намеченных объемовпроизводства, перерасход материалов, брак впроизводстве, простой оборудования,преждевременный физический и моральный износоборудования и т.д.);

— высокое качество выпускаемойпродукции.

Методика государственного контроля:

 

1. Проанализировать:

— производственные планы и программына предмет учета в них всех внешних и внутреннихфакторов функционирования предприятия, их связис планами снабжения, сбыта, финансовыми и инымипланами предприятия;

— информацию производственного учета(регистры, формуляры, файлы и т.п.).

2. Определить:

— согласованность производственныхпланов между собой и с иными планами предприятия(планами снабжения, сбыта, капитальных вложений ит.д.);

— уровень выполненияпроизводственных планов и программ (в том числеустановить: выявляются ли причины и виновникинеэффективности производства, принимаются липревентивные меры по предотвращению брака,простоя, сверхнормативных расходов и т.д.);

— действенность системы контроляпроизводственных издержек (в том числеустановить: минимизируются ли постоянныерасходы на вспомогательное производство иобслуживание, рационально ли загруженыпроизводственные мощности, анализируются липричины их простоя и необоснованного ростанакладных расходов и т.д.);

— рациональность процедур контроляпроизводственных планов и программ;

— уровень соблюдения процедур.

3. Оценить действенность системыконтроля производственных рисков.

4. Изучить отзывы потребителей,рекламации, документацию органовпроизводственного контроля.

5. Оценить действенность системыконтроля качества. В целях этого установить:

— функционируют лиспециализированные подразделения контроля засоблюдением технологии и качества выпускаемойпродукции;

— выполняются ли принцип дополнениясамоконтроля исполнителей контролемпотребителей и принцип обеспечения сочетанияпротивоположных интересов участниковпроизводства в контрольном акте приема-передачипродукции от одного работника к другому иобеспечения единства их интересов в достиженииконечных целей производства;

— учитываются ли запросы потребителейв отношении аспектов выпускаемой продукции;

— достаточно ли научно-техническое итехнологическое обеспечение контроля качества.

6. Маркетинговые стратегии

Объект государственного контроля:маркетинговые стратегии по каждой товарнойгруппе (позиции).

 

Здесь маркетинговая стратегия —генеральный план выхода на рынок с конкретнойтоварной группой, включающий совокупностьследующих характеристик: уровень цен, уровеньиздержек на стимулирование сбыта, доля вструктуре выпуска, каналы распространения,нацеленность на определенные сегменты рынка,конкурентные преимущества, позиционированиетовара на рынке, стратегия охвата рынка.

Критерии эффективности:

маркетинговые стратегии по каждойтоварной группе (позиции)7 соответствуют общимцелям и стратегиям организации, целям истратегиям ее соответствующей структурнойединицы (подразделения, сферы деятельности,области бизнеса), фазе жизненного цикла8 этойгруппы (позиции), а также конкурентной позицииорганизации по данной товарной группе (позиции).

Методика государственного контроля:

 

1. Выяснить (методами анкетирования иинтервьюирования персонала, беседы сруководством, сбора и анализа документации ит.д.):

— цели и стратегии организации (общиеи по структурным составляющим);

— внешние и внутренние факторыфункционирования;

— критерии сегментирования рынка;

— методы анализа товарных(ассортиментных) групп (позиций) и разработкиальтернатив их развития;

— принятые маркетинговые стратегии понаиболее значимым товарным группам.

2. Проанализировать процедуры принятиярешений по маркетинговым стратегиям.

3. Целесообразно также провестивыборочное ориентировочное тестированиестратегий. Для этого необходимо выполнитьследующие процедуры:

— на основе анализа тенденций продажопределенных (например, наиболее значимых вструктуре выпуска) ассортиментных групп(позиций) товарной продукции в разрезе сегментоврынка определить стадии их жизненного цикла.

— на основе определенного соотношениядинамики реальной емкости рынка сбытаконкретных видов продукции (ассортиментныхгрупп и ассортиментных позиций) и динамикиобъемов продаж этой продукцииорганизации иведущих конкурентов (долей рынка организации иконкурентов)9 за определенные периоды времени спомощью специальных программ (при их наличии)построить специальную матрицу БКГ10, котораяпозволяет определить конкурентные позицииорганизации по виду продукции (ассортиментнойгруппе, ассортиментной позиции);

— оценить уровень соответствияпринятых маркетинговых стратегий по товарнымгруппам (позициям) целям и стратегияморганизации, фазе жизненного цикла этой группы(позиции), конкурентной позиции организации поданной товарной группе (позиции)11.

— выявить отклонения принятыхорганизацией маркетинговых стратегий поанализируемым видам продукции (ассортиментнымгруппам и/или позициям) от вышеуказанныхпараметров;

4. Определить:

— насколько маркетинговые стратегииоптимальны12, совместимы, взаимодополняемы;

— насколько маркетинговые стратегиисоответствуют целям и стратегиям организации(функциональным стратегиям, стратегиям иныхобластей бизнеса и т.д.).

7. Ценовая политика

 

Объект государственного контроля:варианты (стратегии) ценообразования на видыпродукции.

Критерии эффективности:

варианты (стратегии) ценообразованиясоответствуют наиболее оптимальным дляорганизации сбытовым стратегиям по видампродукции.

Методика государственного контроля:

 

1. В общих чертах аналогична методикеконтроля маркетинговых стратегий13.

2. В соответствующих случаях необходимконтроль на предмет соблюдения законодательствапо государственному регулированию цен.

8. Товарная политика

 

Объект государственного контроля: структуратоварного ассортимента.

Критерии эффективности:

 

доля каждого продукта (группы,позиции) в планируемом ассортименте выпускасоответствует наиболее оптимальным дляорганизации маркетинговым стратегиям;

— в программах выпускапреобладают продукты с наибольшими суммамипокрытия14; учитывается взаимодополнение ивзаимозамещение продуктов, сезонный фактор,различные факторы снабжения, производства исбыта.

— в ассортиментной политикеучитывается фактор жизненного цикла продукции, аименно:

— снятие с производства продукции,находящейся в фазе “спада”;

— уменьшение выпуска продукции,находящейся в фазе “насыщения”;

— увеличение объемов выпускапродукции, находящейся в фазе “роста”.

Методика государственного контроля:

 

1. В общих чертах аналогична методикеконтроля сбытовых стратегий маркетинга.

2. Проанализировать применяемыеметодики оптимизации товарной структуры (илипродуктовых) номенклатурных программ).

3. Целесообразно также провестивыборочное ориентировочное тестированиетоварной структуры.

3.1. В целях этого выполнить следующиепроцедуры:

— рассчитать суммы покрытия попродуктам и выявить продукты, доля которых вструктуре выпуска не соответствует уровню ихсумм покрытия по отношению к другим продуктам(при этом разумеется, следует учитыватьконкурентные стратегии организации);

— произвести ранговый анализ длякаждого вида продукции (рассчитать ранг выпускаи ранг суммы покрытия, а также коэффициенткорреляции между ними; при рациональнойструктуре ассортимента имеет место сильнаяположительная связь между указанными рангами);

— выявить и оценить взаимодополнениеи взаимозамещение продуктов.

9. Политика товародвижения(распределения)

Объекты государственного контроля:

 

— структура товародвижения (каналытовародвижения, пропорции при смешанныхканалах);

— формы товародвижения;

— формы прямого сбыта;

— соотношение типов посредников.

Критерии эффективности(целесообразности):

 

структура и формы товародвижения,формы прямого сбыта, а также соотношениетипов посредников (в структуре товародвижения)соответствуют целям и стратегиям организации,выбираются по критерию максимизациирентабельности продаж, обеспечиваютмаксимальный объем продаж и минимизациюсбытовых издержек.

Методика государственного контроля:

1. Выяснить (методами анкетирования иинтервьюирования персонала, беседы сруководством, сбора и анализа документации и т.д.)цели и стратегии организации, внешние ивнутренние факторы функционирования.

2. Определить степень соответствияполитики распределения целям, стратегиям ивозможностям организации.

3. Определить объемы и издержки сбыта,рентабельность продаж в разрезе:

— прямого и косвенного способа сбыта;

— при транзитной и складской формахтовародвижения;

— при различных формах прямого сбыта(работа на заказ, работа на свободный рынок черезоптовую торговлю, магазинную или немагазинную,персональная продажа, продажа по телефону,продажа по купонам-заявкам, продажа на выставкахи ярмарках и др.);

— в разрезе типов посредников(независимых посредников: торговых маклеров,дистрибьюторов регулярного типа; зависимыхпосредников: брокеров, закупочных контор,агентов, комиссионеров и др.).

4. Методом сопоставления (или ранговогоанализа) оценить оптимальность политикираспределения.

10. Политика транспортировки готовойпродукции

 

Объект государственного контроля:поставка (транспортировка) готовой продукциипокупателям (получателям).

Критерии эффективности:

 

— применяются наиболее оптимальные (сточки зрения скорости и экономичности) формытранспортировки (автотранспорт, ж/д и т.д.);

— определяются наиболее оптимальныемаршруты перевозок;

— рассчитываются наиболееоптимальные параметры поставок (на основеобъединения отдельных заказов в партиипоставок);

— наиболее оптимальные (с точки зренияэффективности загрузки транспортных средств иснижения расходов на транспортировку объемовзаказанной продукции) параметры для каждойпоставки определяются с учетом маршрутовперевозок, грузоподъемности транспортныхсредств и установленных договорами минимальныхнорм отгрузок.

Методика государственного контроля:

 

1. Проанализировать применяемыеметодики расчетов оптимизации формтранспортировки, маршрутов перевозок ипараметров поставок (например, здесь могутиспользоваться методы линейного илидинамического программирования, в том числе спомощью специальных компьютерных технологий),определить их целесообразность.

2. Оценить качество вышеуказанныхрасчетов.

11. Рекламная политика

Объект государственного контроля:реклама продукции предприятия.

Критерии эффективности:

 

рекламная стратегия по каждойтоварной группе (позиции) соответствуют фазе еежизненного цикла;

рекламный бюджет по каждойтоварной группе соответствует фактическомуобъему продаж (например, крупные суммы рекламныхрасходов должны полностью оправдыватьсязначительными объемами продаж — иначе рекламанеэффективна)15;

— используются наиболее эффективные каналыраспространения рекламы.

Методика государственного контроля:

 

1. Выяснить принятые стратегии рекламыпо каждой товарной группе (позиции), определитьих соответствие фазам жизненного цикла товарныхгрупп (позиций).

2. Установить применяемые методыопределения рекламных расходов и направлениярекламных воздействий (реклама может бытьнаправлена на потребителей, на посредников, наиных участников рыночных отношений, наобщественность).

3. На основе анализа документальныхданных (договора, данные по фактической оплатеуслуг по рекламе) определить масштабы рекламы иканалы ее распространения по каждой товарнойгруппе (позиции).

4. Определить степень зависимостиобъема продаж от масштабов и направленийрекламных мероприятий (каналов распространениярекламы);

5. Оценить эффективность рекламы.

В заключение следует отметить, чтопредложенная организационная модель может бытьиспользована не только государственнымиконтролерами, но и независиммыми аудиторами, атакже системами внутреннего контроляпредприятий (менеджерами, внутреннимиаудиторами, ревизионной комиссией, бухгалтерамии т.д.).

___________________

1 Подробнее см. Бурцев В.В. К вопросу остандартизации государственного финансовогоконтроля // Менеджмент в России и за рубежом.—2000.— № 1.

2 Сходная по структуре модель былаописана в статье Бурцева В.В. Ревизия финансовойсистемы предприятия// Менеджмент в России и зарубежом.— 2000.— № 3.

3 Цели всегда конкретны, они должныбыть формально установлены и документальнозакреплены; основной принцип работыгоспредставителя — соблюдение государственныхинтересов.

4 Различные методики определениястоимости (ценности) собственного капитала,формулы и порядок расчета остальныхвышеуказанных показателей приводить в настоящихрекомендациях не имеет смысла, так как подробнооб этом изложено в многочисленной литературе пофинансовому менеджменту, например: Холт Н. РобертОсновы финансового менеджмента.— М.: “ДелоЛтд.”, 1995.; Хан Д. Планирование и контроль:концепция контроллинга. — М.: Финансы истатистика, 1997.; Управление государственнойсобственностью: Учебник/ Под ред. В.И. Кошкина, В.М.Шупыро.-М.: ИНФРА-М, 1997.; Райан Б. Стратегическийучет для руководителя.— М.: Аудит, ЮНИТИ,1998.;Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управлениекапиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности.— М.: Финансы и статистика, 1997.; Шим Джей К., СигелДжоэл Г. Финансовый менеджмент.— М.: “Филинъ”,1996. и др.

5 Нормативные или оптимальные значенияважнейших показателей (установленные либоэкспертным путем, либо официально) приведены всоответствующих нормативных актах и специальнойлитературе.

6 Здесь сегмент деятельности — любой элементхозяйственной деятельности организации, которыйможет быть рассмотрен в аспекте расширения илисокращения этой деятельности — например, этоможет быть вид продукции, тип покупателя,географический район сбыта продукции и т.п.

7 В принципе, может быть болееукрупненное деление по стратегическим зонамхозяйствования (СЗХ).

8 Стадии (фазы) жизненного цикла (ЖЦ): зарождение,быстрый рост, замедленный рост, насыщение, спад.Подробнее об этом изложено в литературемаркетинговой тематики. См., например: Котлер Ф.Основы маркетинга.— М.: “Ростинтер”, 1996.;Маркетинг на промышленных предприятиях: Учебноепособие / И.В. Садохина и др. — М.: РХТУ. Изд. центр,1994.; Маркетинг: Учебник / А.Н. Романов, Ю.Ю.Корлюгов, С.А. Красильников и др.; под ред. А.Н.Романова.—М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.;Методические материалы по созданию иорганизации службы маркетинга, сбыта итехнического обслуживания выпускаемойпродукции в производственных объединениях и напредприятиях отрасли.Часть YI. — М.: ЦНИИТЗИавтосельхозмаш, 1990.; Методические положения поорганизации маркетинга на промышленномпредприятии / А.К. Мельников, Л.А. Мельникова, А.А.Тяпичева и др.— Минск, 1990. и др.

9 Реальная емкость рынка и долиорганизаций по конкретной товарной группеопределяются на основе данных статистики.

10 Матрица Бостонской консультационнойгруппы (БКГ) является удобным инструментом дляоценки конкурентного положения организации нарынке по отдельным видам продукции. Даннаяматрица формируется на основе статистическихданных: рост объемов спроса на продукцию задаетразмер матрицы по вертикали; размер погоризонтали задается соотношением долей рынка,принадлежащих организации и ее основнымконкурентам. Для разработки корпоративныхстратегий могут применяться и более сложныеинструменты, в том числе многомерные матрицы(например: матрицы Хауфера, Дженерал Электрик,стратегического соответствия и др.). Подробнее обэтом см.: Управление организацией.— М.: ИНФРА — М,1998., Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основыстратегического управления. — М.: ИВЦ“Маркетинг”, 1997. и др.

11 Здесь приведен наиболее простой (а,следовательно, и наименее точный) метод анализамаркетинговых стратегий, более сложные методикиопределения стратегий подробно изложены влитературе по стратегическому управлениюорганизациями (например, Круглов М.И.Стратегическое управление компанией. — М.:Русская Деловая Литература, 1998. и др.).

12 Методы оценки степени оптимальностистратегий подробно описаны в специальнойлитературе.

13 Ценообразование включает в себямножество взаимодействующих и сложных элементовфинансовой и маркетинговой политики и входитсоставной частью в общую модель стратегическогоуправления. В данных рекомендациях эта проблемарассматривается в основном с точки зрениямаркетинга, хотя, безусловно, следует признатьзначительное влияние финансовых соображений. Вцелом, ценообразование является весьма сложноймногоступенчатой процедурой, включающей широкийспектр маркетинговых исследований, подробно обэтом изложено в специальной литературе. Наиболееобщий критерий при оценке ценовых стратегий — ихвзаимоувязка и соответствие общим целям истратегиям организации (ценообразование должноявляться элементом маркетинговой стратегии).

14 Сумма покрытия — показатель,рассчитываемый как разность между выручкой отреализации определенной продукции и переменнымииздержками на ее изготовление.

15 При разработке вариантов рекламной политикиможно воспользоваться услугами экспертов(специализированных рекламных агенств),определяющих модели оптимизации распределениярекламно-информационных воздействий во времени(что позволяет рассчитать оптимальные вариантыраспределения рекламного бюджета).

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».