Хотя лицо любого развитогогосударства определяют крупные предприятия, аналичие крупного капитала оказываетсущественное воздействие на уровеньнаучно-технического потенциала ипроизводственных мощностей, не менее важнойсоставляющей развитой рыночной системы являетсямалое предпринимательство. Оно представляетсобой наиболее гибкую, динамичную и массовуюформу организации предприятий. Именно в этомсекторе создается и находится в обороте основнаямасса национальных ресурсов, которые являютсяпитательной средой развития экономики любойстраны.
Границы малого предпринимательствазависят от законодательно установленныхгосударственными органами или другимипредставительными организациями критериев(показателей), конституирующих сущность этогопонятия.
В зарубежной практике малое и среднеепредпринимательство рассматривается как единоеявление, и поэтому к его объектам употребляетсятермин «малое и среднее предприятие» (МСП), а кэтому сектору экономики применяют термины:«малое и среднее предпринимательство», «малый исредний бизнес», «малое предпринимательство»,«малый бизнес», как наиболее часто употребляемыев законодательстве и научной литературе.
Высокий уровень развития малогопредпринимательства является необходимымусловием успешного функционирования рыночнойэкономики. Малый бизнес в развитых странах мираво многом определяет темпы экономического роста,структуру и качество валового национальногопродукта, формируя его в объеме 40—50%, а внекоторых отраслях — до 70—80%.
Успешное функционирование МСП создаетблагоприятные условия для оздоровленияэкономики: развивается конкуренция; создаютсядополнительные рабочие места, повышаетсяэкспортный потенциал; лучше используютсяместные сырьевые ресурсы. Большое значение имеетспособность малых предприятий расширять сферуприложения труда, создавать новые возможности нетолько для трудоустройства, но прежде всего длярасширения предпринимательской деятельностинаселения, развертывания его творческих сил ииспользования свободных производственныхмощностей.
Надо подчеркнуть, что для МСП вразвитых странах создаются благоприятныеусловия, главными из которых являются следующие:высокие гарантии сохранения частнойсобственности, широкая хозяйственнаясамостоятельность и свобода действийпредпринимателей, поддержка добросовестнойконкуренции и борьба с монополистическойдеятельностью, льготное кредитование ифинансирование, существенная помощь впредоставлении инвестиций. В результате, всреднем мелкие производители получают большуюприбыль на собственный капитал, чем крупныепроизводители.
Вхождение России в мировую экономикутакже приводит к развитию малогопредпринимательства как мощной экономической иполитической силы. В условиях экономическогокризиса в нашей стране особое значениеприобретают эффективность и устойчивость малыхпредприятий, установление при их участии новыххозяйственных связей (в том числе ивнешнеэкономических), активизацияпроизводственной и инновационной деятельности.
Однако должного развития этот секторэкономики России в силу ряда обстоятельств неполучил, и не в последнюю очередь — ввидунедостаточной поддержки его со стороныгосударства и соответствующих организаций.Поэтому определенный интерес, на наш взгляд,представляет изучение опыта развитых стран порегулированию и поддержке МСП, позволяющихдобиться высоких результатов, и с учетом этогоопыта наметить меры улучшения этой сферыдеятельности в России. Рассмотрим этупроблематику на примере Европейского Союза.
Европейский Союз (ЕС) представляетсобой самое крупное экономическое сообщество вмире, на долю которого приходится около четвертимирового производства товаров и международнойторговли. Для России отношения с ЕС имеютогромное значение. Доля ЕС во внешней торговлеРоссии в три раза превышает аналогичныйсуммарный показатель США, Японии и Китая, вместевзятых. Девять десятых от общего числасовместных предприятий России образованы сучастием партнеров из ЕС. В ЕС сформирован единыйвнутренний рынок и осуществляется переход кэкономическому, валютному и политическомусоюзам. Малые и средние предприятия в ЕС занимаютподавляющую долю в таких отраслях, как оптовая ирозничная торговля, пищевая промышленность,строительство (от девяти десятых до четырехпятых от общего числа предприятий в этихотраслях), обеспечивая две трети общегоколичества занятых и внося свыше половины вкладав общий товарооборот ЕС. Кроме того, в настоящеевремя ЕС является примером новой моделирегионального объединения стран, гдерегулирование экономической и политическойжизни осуществляется на национальной основе иодновременно на более высокомнадгосударственном уровне.
Основные институциональныенадгосударственные органы в ЕС (Европейскийпарламент, Европейский Совет, Комиссия ЕС,Европейский Суд) определяют единую стратегиюразвития стран-участниц ЕС. Ряд институтоввыполняют специальные функции, например:Аудиторский комитет (контроль за состояниемфинансов ЕС), Европейский инвестиционный банк(финансирование проектов Союза). В областирегулирования предпринимательскойдеятельности, в том числе и МСП важная рольпринадлежит Комиссии ЕС (КЕС).
При классификации малых и среднихпредприятий учитываются рекомендации КомиссииЕС от 3 апреля 1996 г., в соответствии с которымипринимаются следующие параметры:
К малым и средним предприятиямотносятся предприятия:
- имеющие менее 250 работников;
- либо имеющие годовой оборот, не превышающий 40 млн. ЭКЮ, либо имеющие суммарный годовой баланс, не превышающий 27 млн. ЭКЮ;
- удовлетворяющие критерию независимости.
Малое предприятие определяется какпредприятие, которое:
- имеет менее 50 работников;
- либо имеет годовой оборот, не превышающий 7 млн. ЭКЮ, либо имеет суммарный годовой баланс, не превышающий 5 млн. ЭКЮ;
- удовлетворяет критерию независимости.
Микропредприятиями считаются МСП,имеющие менее 10 работников.
Под независимыми понимаютсяпредприятия, в капитале которых доля,принадлежащая одному или несколькимпредприятиям, не являющимися малыми илисредними, не превышает 25%.
Если изначально действующее как малое(среднее) предприятие в течение двух летпревышает установленный критерий по численностизанятых или по структуре капитала, то оноутрачивает статус малого (среднего) предприятия1.
При определении мер поддержкисубъектам малого и среднего предпринимательстваиногда учитываются и другие показатели, астраны-члены ЕС допускают использование исобственных критериев при отнесении фирм к МСП.
В целом политика ЕС в отношении МСПосновывается на так называемом вертикальном игоризонтальном подходе к решению проблем ихсоздания и функционирования.
Вертикальный подход выражается внепосредственных мероприятиях, ориентированныхисключительно на МСП. Эти мероприятияподготавливаются и осуществляются Генеральнымдиректоратом XXIII Европейской Комиссии (политикав отношении предпринимательства, коммерции,туризм и социальная экономическая деятельность)в сотрудничестве с Европейским парламентом,Экономическим и социальным советом,представительскими организациями МСП в органахЕС и другими службами Комиссии ЕС.
Горизонтальный подход базируется назащите интересов МСП в других сферахдеятельности ЕС (таких, как политика в областиисследований и технических разработок,региональная политика, международные отношенияи т.д.) и укреплении позиций МСП в соответствующемвиде деятельности.
Как известно, одной из главных задачЕвропейского Союза является претворение в жизньпринципа «социального и экономическогослияния», направленного на установлениеравенства возможностей для регионов с различнымуровнем развития, а также для разных социальныхгрупп. Этот принцип подразумевает, что менееразвитые регионы и менее обеспеченные слоиобщества в ЕС следует поддерживать в первуюочередь.
Учитывая важность МСП дляэкономической структуры ЕС, можно утверждать,что успешная интеграция экономики внутри Союзаво многом зависит от развития МСП. Поэтому кромеважности «макроэкономических» позиций, следуетпомнить о роли МСП на региональном уровне, когдамалые и средние предприятия способствуютэкономическому развитию и росту занятости вменее развитых регионах. Для успешного развитияМСП должны оптимально сочетаться две линии:макроэкономическая (в плане общей политики) имикроэкономическая (предпринимательская)2.
Главными целями надгосударственногорегулирования и поддержки малого и среднегопредпринимательства являются: укреплениеединого внутреннего рынка, интернационализацияпредпринимательской деятельности на уровнепредприятий, устранение административныхбарьеров и создание единого экономическогопространства в ЕС путем унификациизаконодательной базы по малому бизнесу, усилениевзаимодействия стран-членов ЕС по созданиюэкономического и валютного союзов в рамках ЕС.
Национальная политика встранах-членах ЕС имеет своей цельюпредоставление лучших условий длябизнес-деятельности, увеличенияконкурентоспособности и роста. При этом заметенуход от «тяжелой» поддержки в форме займов идотаций и переход к «мягкой» поддержке в формеконсультационных услуг.
Все страны-члены ЕС имеют хорошоразвитую сеть организаций по регулированию иподдержке развития малого и среднегопредпринимательства. Некоторые из них являютсягосударственными учреждениями или учреждениями,имеющими государственную поддержку, а другиеявляются частными3.
Что касается государственныхучреждений, то во всех странах ЕСответственность распределена между несколькимиминистерствами или между специальными отделамипо МСП внутри министерств. Как правило, политикапо развитию малого и среднегопредпринимательства ведется Министерствомэкономических дел и/или Министерствомпромышленности и торговли. Но и другиеминистерства ведут работу по поддержке МСП(например, Министерство занятости, Министерствоэкономики, Центр общественной технологии,специальные общественные банки и др.), чьядеятельность связана с оказанием помощи МСП ввопросах занятости, обучения, международнойторговли, развития и т.д. Такое распределениеответственности между несколькимиминистерствами требует большой координациидеятельности всех стран в рамках ЕС.
Учреждения со смешанной формойсобственности и частные учреждения отличаютсяпо разным странам-участницам ЕС, но могут иметьсхожие формы организации. Например, Торговыепалаты занимаются тренингом и обучением,технологическим консультированием,стимулированием международной торговли, выдачейсертификатов качества, предоставлениеминформации по субконтрактированию ипоставщикам, по кооперации между предприятиями.
В качестве других частных организацийможно назвать финансовые учреждения (банки,общества венчурного капитала, обществараспространения капитала), частныеисследовательские институты, ассоциациипредприятий и служащих, центры по оказанию услугпроизводителям (например, консультированиеменеджмента и администрации, технологическое имаркетинговое консуль- тирование и т.д.).
Совместная деятельность национальныхи надгосударственных органов по регулированиюсодействия развитию МСП в ЕС заключается вулучшении соответсвующей среды (специальноевнимание уделяется проблемам малого и среднегопредпринимательства и их воздействию назаконодательство ЕС) и в стимулировании развитияМСП (определение и распространение «лучшего»опыта по их поддержке, преодоление недостатков вкоммуникации между предпринимателями иорганизациями, предоставляющими услуги, содновременным повышением уровня этих услуг).
Для расширения межфирменногосотрудничества в начале 80-х гг. было создано Бюропо сближению предприятий, имеющее своипредставительства не только в странах ЕС, но и в 20других странах мира. Через сеть своих отделенийБюро получает заявки компаний различных стран иустанавливает между ними контакты поинтересующим их проблемам.
В 1985 г. Совет ЕС принял рекомендации поупрощению административных процедур,необходимых для организации и функционированияМСП, а в 1987 г. КЕС основала сеть Европейскогоинформационного центра для обеспечения малых исредних предприятий сведениями о внутреннемрынке. Сейчас в странах-членах ЕС действует 210таких инфоцентров и 14 корреспондентских центровв других странах. Их основной функцией являетсясбор запросов малых и средних фирм спредложениями по сотрудничеству. Важно, что с 1993г. МСП имеют возможность пользоваться услугамилюбых отделений банков во всех странах ЕС иполучать выигрыш от сближения цен в условияхконкуренции на финансовых рынках.
В рамках специальной программы«Европартнерство» генеральным директоратом КЕСбыли проведены мероприятия по установлениюсотрудничества малых и средних предприятий изнаименее развитых регионов ЕС с компаниямиведущих стран-членов ЕС, а созданная в 1983 г.Европейская ассоциация венчурного капиталаспособствует созданию и развитию малыхсовместных фирм. Комиссией ЕС сформирован такженовый комитет, включающий официальных лиц ипредставителей деловых кругов от каждойстраны-члена ЕС, ответственных за упрощениепроцедур в сфере предпринимательства. Важноевнимание уделяется развитию «духапредпринимательства» как привлекательнойдеятельности и инструмента борьбы сбезработицей и неполной занятостью населения.
Таким образом, в ЕС проводитсяактивное регулирование малого и среднегобизнеса и оказывается широкое содействие егоразвитию с использованием форм и методов,учитывающих потребности европейской интеграции.На наш взгляд, изучение и использование опыта ЕСв малом и среднем предпринимательстве РФ можетсущественно повлиять на его оживление и успешноеразвитие с учетом реального состояния экономикиРоссии.
Как известно, доля малогопредпринимательства РФ в ВВП страны составляет10—11%, а доля работающих в общей численностизанятых — 10%, при аналогичных показателях вразвитых странах, равных двум третям. Следуетиметь в виду, что в историческом плане процессстановления малых предприятий в современнойРоссии относительно краток и охватываетпоследнее десятилетие. Практика перехода изкомандной системы в рыночную экономикуоказалась более сложной и многообразной, чемпредусматривалось в соответствующихтеоретических разработках. Создание и развитиемалых предприятий (МП) происходило с большимитрудностями, вызванными многими проблемами ипротиворечиями. Немаловажное значение имели инестабильность экономики, и недостаточнопроработанные меры по регулированию и поддержкеего становления и функционирования МП.
В соответствии с федеральным законом«О государственной поддержке малогопредпринимательства в Российской Федерации» от12 мая 1995 г. к субъектам малогопредпринимательства отнесены коммерческиеорганизации, в уставном капитале которых доляучастия Российской Федерации, субъектов РФ,общественных и религиозных организаций,благотворительных или иных фондов не превышает25%, и в которых средняя численность работников заотчетный период не превышает следующиепредельные уровни: в промышленности,строительстве и на транспорте — 100 чел., всельском хозяйстве, научно-технической сфере —60, оптовой торговле — 50, в розничной торговле ибытовом обслуживании населения — 30, востальных отраслях и при осуществлении другихвидов деятельности — 50 человек. Подсубъектами малого предпринимательствапонимаются также физические лица, занимающиесяпредпринимательской деятельностью безобразования юридического лица.
Анализ статистических данных по МПРоссии позволяет сделать следующие выводы:
- на 1 января 1998 г. в РФ функционировало 861 тыс. малых предприятий со среднесписочной численностью работников 6,5 млн. чел. Большая часть МП относится к торговле и общественному питанию (43,3%), строительству и промышленности (по 16% от общего количества);
- на эти же отрасли приходится подавляющая доля в объеме произведенной продукции (работ, услуг): торговля и общественное питание — 33,8%, строительство и промышленность — 22% от общего числа;
- доля инвестиций в основной капитал наиболее высокая в строительстве — 40,9%, в промышленности — 25,7%, тогда как в торговле и общественном питании — только 15,1%;
- свыше половины выручки от реализованной продукции (работ, услуг) — 54,0% приходится на торговлю и общественное питание, а на строительство и промышленность — соответственно 15,2% и 14,3%.
Хотя сектор МП и вобрал в себя наиболееинициативную часть квалифицированныхработников из всех отраслей экономики,складывающаяся ситуация в стране выталкивает ихв сферу торгово-посреднической деятельности,когда малые предприятия стремятсясконцентрировать свои ресурсы на наиболеерентабельных и стратегически важных длявыживаемости направлениях деятельности.
Малое предпринимательство в силусвоей специфики имеет ярко выраженныйрегиональный аспект. Малые предприятия строятсвою деятельность, исходя прежде всего изпотребностей местного рынка, объема и структурылокального спроса. В условиях развитияхозяйственной самостоятельности регионовименно малый бизнес должен стать основнымфактором оптимизации структуры региональнойэкономики. Итоги анализа в этом направленииможно представить следующим образом.
Во-первых, надо отметить крайненеравномерное их размещение на территорииРоссии. Треть их общего числа сосредоточена вЦентральном районе, при этом в Москве — 22%. ВСанкт-Петербурге их количество в 2 раза меньше,чем в Москве (11,0%), в Московской, Тюменской, вСвердловской областях и Краснодарском крае — по4% (т.е. примерно в 5 раз меньше, чем в Москве), вреспублике Татарстан, Кемеровской,Новосибирской, Самарской, Нижегородскойобластях и Красноярском крае — по 2%. Этосвидетельствует о том, что по-прежнемуподавляющую долю составляют крупныепредприятия, большинство из которых являютсямонополистами в своей отрасли или на территорииреспублики.
Во-вторых, эти же данныеподтверждаются относительными показателямиколичества малых предприятий на 1000 человекнаселения как России в целом, так и в рамкахсоответствующихадминистративно-территориальных образований.Так, в 1996 г. на 1000 человек постоянногонаселения России приходилось 6 малыхпредприятий, в Москве — 21 предприятие,Санкт-Петербурге — 19, Тюменской области — 10,Республике Алтай — 9. В Республике Дагестан на 1000человек постоянного населения действовало лишьодно малое предприятие.
В некоторых секторах экономики(торговля, бытовые услуги, строительство,коммерческая деятельность) на долю малыхпредприятий уже приходится до половины общегоколичества предприятий и численности занятых отчисла всех действующих в стране.
Особенно хочется подчеркнуть тот факт,что малые предприятия успешно адаптируются кусловиям рынка. Так, если в целом по России 56%предприятий закончили 1996 г. с убытками, то всекторе МП таких предприятий было около 20%.Вместе с тем 173,2 тыс. малых предприятий имелиубытки по итогам работы за этот год. Наибольшееколичество убыточных малых предприятийнаблюдалось в сельском хозяйстве (30% к количествумалых предприятий по отрасли), транспорте (26%),торговле и общественном питании (23%).
Таким образом, проведенный анализпозволяет сделать вывод как об эффективностифункционирования малых предприятий России, так ио назревшей необходимости их государственнойподдержки — для преодоления его явногоотставания от развития МСП в развитых странах, втом числе и в ЕС.
Рассматривая кризисное положениемалого предпринимательства России, трудновинить в этом только предпринимателей. Во многомэто вызвано нестабильной политическойобстановкой в стране, что сводит на-нет значениестратегического планирования на микроуровне ине способствует притоку иностранных инвестиций,высоким уровнем преступности, нестабильностьюправовых норм и частым изменением государством«правил игры», отсутствием правовых гарантийравенства всех форм собственности,невыполнением принятых законов и норм, тяжелымналоговым бременем, недоступностью основныхресурсных рынков и т.д.
Взаимоотношения государственных идругих органов и рыночных структур с малымбизнесом построены так, что последний не защищенкак от иностранных конкурентов, так и ототечественных монополистов. Административныебарьеры, создаваемые органами власти разныхуровней, усложняют процедуру и увеличиваютстоимость регистрации малых предприятий,усложняют систему лицензирования, держат малыепредприятия под бдительным контролемдублирующих друг друга органов. Именно поэтому,на наш взгляд, большая доля МП (по разным оценкамот 50% до 90%) находится в теневом секторе, что остроставит проблему оказания содействия их развитию.
Активная и взвешенная государственнаяполитика в отношении регулирования и поддержкималого предпринимательства должна учитыватьотраслевые и региональные особенности развитияэтого сектора экономики, причем поддержка должнабыть обеспечена на федеральном, региональном иместном уровне.
На федеральном уровне могутосуществляться следующие меры:
- учет потребностей МП в общеэкономическом законодательстве, а также разработка специальных нормативных актов по их поддержке;
- содействие созданию инфраструктуры МП и информационных систем;
- прямая помощь малым предприятиям на основе специальных программ, обеспечение льготных кредитных и налоговых режимов.
На региональном уровне должно бытьобеспечено последовательное исполнениефедеральных законов наряду с принятиемсобственных нормативных актов с учетомспецифических региональных условий развития МП.
На местном уровне практическаядеятельность должна быть сосредоточена наорганизации выполнения законодательства,регулировании земельных, арендных и других видовотношений, организации всех видов контроля,работы транспорта и удовлетворения другихвопросов функционирования конкретных малыхпредприятий.
На наш взгляд, решение перечисленных проблем иреализация мероприятий государственнойподдержки позволит избежать тех трудностей, скоторыми сейчас сталкиваются малые предприятияРФ при осуществлении общественно полезнойпредпринимательской деятельности.
_______________
1 Законодательное регулированиеразвития малого предпринимательства. — М.:Ресурсный центр малого предпринимательства. 1998.— С. 69.
2 Законодательное регулирование развитиямалого предпринимательства. — М.: Ресурсныйцентр малого предпринимательства. 1998. — С. 59—60.
3 Более подробно по отдельным странам см.,например, Сорокина В. Государственноерегулирование малого бизнеса: опытВеликобритании//Проблемы теории и практикиуправления. – 1998. — № 2; Гончаров В.В. В поискахсовершенствования управления: руководство длявысшего управленческого персонала. — М.: МНИИПУ.— 1996. — С. 223—253 и др.
|