Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2001 год | Статьи из номера N3 / 2001

Современный механизм регулирования экономической деятельности торговли: региональный аспект

Аборнева О.И.,

Государственное регулированиесовременной экономики осуществляется с помощьюсистемы типовых мер законодательного,исполнительного и контролирующего характераправомочными государственными учреждениями вцелях стабилизации и приспособлениясуществующей социально-экономической системы кизменяющимся условиям.

Косвенно участвовать в государственном регулировании могут и общественные организации: общества защиты прав потребителей, профсоюзы, политические партии и др. Система органов, осуществляющих государственное регулирование, представлена на рис.1 "Система органов, осуществляющих государственное регулирование".

Наиболее яркие изменения всовременной экономике отразились, прежде всего,на торговой деятельности. Торговля, выступающаякак связующее звено между различными отрасляминародного хозяйства, не осталась внегосударственного регулирования. Современныймеханизм регулирования экономическойдеятельности торговли можно представить какинтегрированную систему форм, методов, средств, спомощью которых осуществляется воздействиегосударства на объекты торговли.

Изначальный недостаток подходовразличных зарубежных школ и нашихсоотечественников к вопросам управлениязаключался в том, что они сосредотачиваливнимание на каком-либо одном элементе, а нерассматривали эффективность управления какрезультирующую и зависящую от многих факторовдеятельности. В этой связи применение теориисистем к управлению позволяет представитьорганизацию в единстве составляющих ее частей,которые неразрывно связаны с внешним миром.Системный подход необходим и к пониманиюгосударственного регулирования.

Поскольку в механизмегосударственного регулирования торговлиприсутствует обратная связь, его можнорассматривать как закрытую системувзаимоотношений экономических субъектов иобъектов, представляющую совокупность элементови связей между ними.

Кроме того, при рассмотрении реализациифункций регулирования считаем необходимымиспользование процессного подхода, потому, чторабота по достижению целей является не каким-тоединовременным действием, а серией непрерывныхвзаимосвязанных действий. Эти действия, каждоеиз которых является само по себе процессом, оченьнеобходимы для успешной деятельностипредприятий и организаций торговли.

Системность проявляется и в том, чторегулирование осуществляется по трехуровневойсистеме управления: на федеральном уровне, науровне субъектов РФ (областных), а также на уровнеорганов местного самоуправления. В каждом из нихсозданы соответствующие структуры со всемиконкретными целями, задачами и функциями.

Региональная системагосударственного регулирования торговливзаимодействует с негосударственнымиструктурами по вопросам развития торговойдеятельности, также опирается на горизонтальныемежведомственные согласования.

Субъектом государственногорегулирования торговли выступает государство,общественные организации, законодательныеорганы. Объектом — экономические,организационные и управленческие отношения всфере торговли на уровне субъектовхозяйствования в виде торговых организаций.

Между субъектом и объектом существуетпрямая и обратная связь, регулирование которойможно представить в виде целостной ифункционирующей системы. С помощью прямой связиосуществляется целенаправленное воздействиегосударства на объект, в свою очередьреструктуризация, реинжиниринг предприятий(обратная связь) оказывает влияние на экономикустраны. Наличие прямой и обратной связисоставляет систему механизма регулирования.

Система государственногорегулирования торговли имеет свои имманентныецели, задачи, принципы, функции, формы,инструменты, методы и связи.

Цели государственного регулирования,находясь в тесной взаимосвязи, неравнозначны помасштабам воздействия, значению и последствиям.Можно выделить цели стратегические итактические. Среди стратегических целейнаиболее приоритетными являются: обеспечениеэкономической и социальной стабильностипотребительского рынка товаров, экономическойбезопасности, конкурентных преимуществ.Тактические (конкретные) цели могут различатьсяпо объектам регулирования, но исходить должны изувязки общественных и частных интересов.

Конкретными целями регулированияявляются: становление рыночных отношений в сфереторговли; формирование целостной системыторгового обслуживания для наиболее полногокомплексного обслуживания потребностейнаселения и запросов местного рынка труда;создание нормативно-правовой базы,обеспечивающей эффективное функционирование иразвитие торговли и, в конечном итоге,обеспечение устойчивого экономического роста.На микроуровне, т.е. на уровне предприятийконкретными целями могут быть экономические,социальные и экологические.

В целом основная задачагосударственного регулирования заключается вподдержании стабильности потребительскогорынка и обеспечении его социальнойнаправленности, что может быть реализовано спомощью определенных принципов.

Применение принципов механизмагосударственного регулирования торговли будетзависеть от той модели рыночной экономики,которую мы хотим иметь. В условиях социальноориентированной рыночной экономики основнымипринципами являются динамичность, системность,стабильность, адаптивность, гибкость,рациональность (оптимальность), оперативность,ответственность, достоверность, эффективность идр.

Наряду с ними, в современных условиях переходак экономическим методам регулирования исаморегулирования все большее значениеприобретает принцип децентрализованногоуправления предприятиями и организациями,который является производным от другихпринципов и вытекает из свойств экономическойсистемы. Децентрализация управления проявляетсяв отсутствии устанавливаемого центромгосударственного плана, подлежащегообязательному выполнению, не допускаетсявмешательство государства воперативно-хозяйственную деятельностьорганизаций. В условиях децентрализованногоуправления права государственного аппаратаограничены и не дают ему возможности командоватьдеятельностью предприятий и организаций. Помимоограничения прав центрального аппарата важнымявляется делегирование планово-управленческихфункций субъектам хозяйствования,предоставление им значительного уровнясамостоятельности в определении своих действий,принятии хозяйственных решений. Децентрализацияуправления предполагает помимо делегированияправа принятия управленческих решений,видоизменения функциональной структурыуправления, также и изменение условийсамоорганизации предприятия посредствомсоздания самостоятельных структурных единиц,что связано с преобразованием организационныхструктур управления, самостоятельноустанавливаемых оперативно-хозяйственныхпараметров деятельности торговых организаций.

Принципы механизма регулированияторговли необходимо соотносить с темиприоритетами, на которые необходимо обратитьвнимание в первую очередь. В качестве социальныхприоритетов государственного регулированияторговли можно считать:

  • формирование потребительского рынка;

  • обеспечение устойчивости функционирования предприятий и организаций торговли как важнейшего фактора региональной экономической безопасности;

  • создание эффективного механизма реализации Комплексной программы развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998—2005 годы;

  • изменение стратегии научно-технического, информационного развития;

  • осуществление комплексной системы мер для повышения инвестиционной привлекательности предприятий, формирование благоприятных условий для притока инвестиций путем включения рыночных механизмов регулирования, в частности фондового рынка.

Непосредственно с целями иприоритетами государственного регулированияторговли связаны общие и частные функциирегулирования, но они могут быть сформулированыи самостоятельно в силу их многоаспектности.Цели и приоритеты реализуются посредствомфункций регулирования.

В системе государственногорегулирования торговли среди общих функцийважнейшей следует считать, по нашему мнению,создание экономико-правовых условийфункционирования механизма регулирования. Какизвестно, рыночная экономика объективнопредполагает высокую эффективность управленияблагодаря компетентному использованию еезаконов, принципов, методов.

Осуществляемый в современных условияхстраны переход от административно-плановыхметодов торговой деятельности к экономическимметодам применительно к рыночным отношениямповлек резкое увеличение объема законодательныхустановок, предназначенных для регулированиятоварного обращения. Гигантские масштабыторговой деятельности, огромные объемыосуществляемых в стране торговых операций,развитие внешнеторговых связей обязываютучитывать отечественные и зарубежные новыеюридические решения, приемы, средства длярегулирования торгового оборота.

Торговое законодательствоосновывается на применении гражданского правакак совокупности норм и иных средств права,регулирующих товарное обращение. Отраслеваяспециализация торгового законодательствазакреплена в Общеправовом классификатореотраслей законодательства, утвержденном УказомПрезидента РФ от 16.12.93г. №2172 (с последующимиизменениями). В этом классификаторе выделенозаконодательство о торговле.

Предметом регулирования торговогоправа является торгово-предпринимательскаядеятельность по продвижению товаров отизготовителей в организации розничной торговлии другим потребителям, использующим товары дляпредпринимательских и иных хозяйственных целей.

Экономисты в государственномрегулировании в качестве главных составляющихна первое место ставят социально-экономическиеотношения.

И.С. Шаршов высказывал по этому вопросуследующее мнение: «Экономическое содержаниесобственности закрепляется в юридических актах.В практике действуют в большей степениюридические отношения — законодательноустановленные формы собственности, рабочий день,зарплата, отношения найма и т.д. Некоторыеэкономические отношения вне юридических законовне реализуются. Причем необходимы не толькозаконы (о земле, о собственности, об аренде и т.д.),но механизм их использования. Право какюридический акт отражает не толькоэкономические, но и волевые, субъективныеотношения, уровень юридического сознания в тойили иной стране. Изучение производственныхотношений не сводится к систематизации фактов иих описанию. Задача заключается в том, чтобыпроникнуть вглубь явлений, изучить внутренниесвязи в зависимости, т.е. познать механизмдействия экономических законов».

... «Но знание ... права дает возможностьглубже понять экономические процессы иобеспечить эффективное развитие экономики»1.

А. Клейменов, О.Головина считают, чтогрань, за которой необходимо вмешательствогосударства в управление собственностью,определяется только экономическими иорганизационными методами, каковыми являютсяналогообложение, кредитование, ценообразование,регистрация, лицензирование, сертификация и пр.2

На существовании правовых условийгосударственного регулирования, в качествеодного из главенствующих условий, настаиваютизвестные экономистыинституционально-правового направления,например, В. Ойкен, и юристы В.Анохин, В. Андреев идр.

В. Ойкен в своей концепцииэкономических порядков раскрывает (хотя сам невсегда солидарен с этим) значительную рольгосударства наряду с другими институтами приустановлении форм и методов хозяйствования. Подвлиянием государства частные порядки,регулирующие трудовые отношения, потокиматериальных благ, меновые отношения, денежнуюсферу, переплетаются и становятся звеньямисовокупного порядка, т.е. конкретногохозяйственного порядка. Хозяйственный порядоктой или иной страны заключается в совокупностиустойчивых форм, в которых протекаетэкономический процесс3.

В. Анохин отмечает, что хозяйственнымзаконодательством РФ в качествеосновополагающих принципов предпринимательскойдеятельности определены инициативность исамостоятельность хозяйствующих субъектов.Предприятие самостоятельно планирует своюдеятельность на основе заключенных споставщиками и покупателями договоров, опираясьна спрос и конъюнктуру рынка, распоряжаетсяприбылью. Вместе с тем, самостоятельностьпредприятия не может быть безграничной, безгосударственного контроля, регулирования,координирующего воздействия. И далее приводитпример, когда администрация Воронежской области,учитывая социально-экономические трудности,устанавливала каждому предприятию обязательныйминимум поставок в фонд области для продаживнутри области по более низким ценам, чем за еепределами. Высший арбитражный суд впоследствиивзыскал с администрации области и РОВД суммуущерба в тех частях, которые они получили отреализации изъятого товара (60 и 40 процентов). Этотпример показывает, что акты властных органовдолжны быть не только обоснованы экономически,но и иметь законные, правовые основания4.

В. Андреев утверждает, что контрольгосударства за состоянием и развитием рынкапредполагает регулируемое воздействие нахозяйственную деятельность, определениеоснований и пределов публичного вмешательства внее... Вне правовой формы государственноевоздействие не может осуществляться5.

В то же время при рассмотрении функцийгосударственного регулирования А.Н. Чеканский кпервой группе относит функции обеспеченияправовой базы функционирования рыночногохозяйства, а также функции стимулирования изащиты конкуренции.

Ко второй группе относит функцииперераспределения доходов, корректировкираспределения ресурсов, обеспеченияэкономической стабильности и стимулированияэкономического роста6.

Следующей общей функцией являетсядецентрализованное управление объектами сферыторговли.

Реализация этой функции направлена напроведение региональной политики поудовлетворению потребностей населения в товарахи услугах, участие в инвестиционных проектах ипрограммах социально-экономического развитиярегионов, государственного регулированиясоциально-экономического развития потерриториальным субъектам хозяйствования,предупреждения банкротства.

Апробация функции управления науровне субъектов хозяйствования (Воронежскойобласти) выявила чрезмерно частую сменяемостьорганов управления торговлей, недостаточнуюкоординацию этих органов и другие негативныеявления.

Важное значение в условиях реализациисоциально ориентированной модели рыночнойэкономики имеет социальная функциягосударственного регулирования; объемперераспределения совокупного общественногопродукта с учетом различных социальных группдолжен быть достаточен для достижения целигосударственного регулирования. Государстводолжно выступать гарантом социальнонезащищенных слоев населения (участников войны,инвалидов, многодетных семей и т.д.).

Для развивающегося общества сосмешанной экономикой характерны: социальнаяориентированность экономики; рост уровня жизниразличных социальных слоев и групп; выполнениегосударством функций по поддержке и развитиюсоциальной сферы или обеспечению предпосылок ееразвития, созданию систем социальных гарантий изащиты для различных слоев населения.

Немаловажной общей функцией являетсяфункция стратегического планирования. Иногдаэкономисты называет ее планово-прогнозной.Виднейший экономист В. Леонтьев подчеркивалзначимость этой функции. Он часто использовалсравнение экономики с кораблем: частнаяинициатива, как ветер в парусах, сообщаетэкономике свой импульс, планирование же, какруль, направляет экономику в нужную сторону.Стратегическое планирование, отмечал В.Леонтьев, направлено на получение внутреннесогласованных описаний различных состояний, вкоторых экономика может оказаться послеприменения альтернативных комбинаций различныхмер экономической политики7.

Обязательной функцией являетсяорганизационная, обеспечивающая системностьподходов в проведении реформ, целостностьгосударственной экономической политики.

Само понятие «механизм», происходящее отгреческого mechane — машина, означает система,устройство, определяющее порядок какого-либовида деятельности. Следовательно, одной изсоставляющих этой функции в условияхформирования рыночной экономики являетсяобеспечение порядка осуществления деятельностив процессе производства, распределения иперераспределения совокупного общественного инационального дохода. Системаорганизационно-экономических отношенийохватывает отношения, складывающиеся в процессеорганизации интегрированного труда, отношенияпо обмену деятельностью и отношения управления.

В рыночной экономике роль государствазаключается в первую очередь в том, чтобыустановить «правила игры», определятьстратегические направления развития,поддерживать нормальное функционированиерегулирующих механизмов, а не в четкойрегламентации деятельности предприятий.

В государственном регулированиирыночной экономики два аспекта представляютсянаиболее важными. Первым необходимым условиемдля упорядочивающего воздействия являетсярегламентация, свод правил и ограниченийрыночной деятельности. Осуществляетсяпосредством государственного планирования,издания правительством нормативно-правовыхактов. Разработка системы правил экономическогоповедения для всех участников хозяйственногопроцесса необходима для предоставления ееобъектам самостоятельности впредпринимательской деятельности.

Второй аспект — это государственноевоздействие на рынок посредством изъятия частиприбыли, дохода через систему налогообложения идругих платежей в бюджеты. Распределяя средствав интересах общегосударственных нужд,государство осуществляет свою финансовуюполитику и оказывает влияние на рынок.

Составляющими организационнойфункции являются также:

  • усиление государственного контроля за деятельностью организаций, особенно обеспечивающих государственный заказ;

  • создание информационного обеспечения и безопасности государственного регулирования.

Организационная функция охватываетобширный комплекс вопросов, связанных с выбороморганизационных форм функционирования торговыхорганизаций на базе различных формсобственности, схем и структур управления:определение функций, прав, взаимоотношений,ответственности каждого звена регулирования,совершенствование информационной базы, системукадрового обеспечения, т.е. систему найма иоплаты труда, подготовки и расстановки кадров.

И последней общей функцией являетсяинтеграционная. Новой чертой современныхрыночных отношений является переход кинтеграции во всех составляющих сферахдеятельности предприятий, позволяющей наиболеечетко видеть будущее развитие предприятия,комплексно учитывать интересы потребителя ипроизводителя. Именно реализация новых подходовв государственном регулировании торговлинаиболее эффективна через механизмвзаимовыгодной торгово-экономической,торгово-производственной интеграции.

Цель экономической иорганизационно-управленческой интеграциирегионов состоит в обеспечении стабильностифункционирования экономик регионов иэкономического роста, безопасности иустойчивости развития торговых организаций,входящих в интегрированный комплекс, за счетсовместного использования конкурентныхпреимуществ регионов и их ресурсного потенциала,включая привлечение средств отхозяйственно-финансовой деятельности субъектовинтеграции.

Для эффективной реализации функцийторгового менеджмента Бланком И.А. предложеновыделить на торговом предприятии в разрезеосновных сфер его деятельности8 организационную,экономическую и финансовую.

Функции государственного регулирования сферы торговли тесно связаны, по нашему мнению, с формами (инструментами) её регулирования (рис. 2 "Инструменты государственного регулирования"): институциональной, программной; денежно-кредитной; налоговой; ценовой; лицензированием, квотированием и др.

Рынок как форма хозяйственного общенияутверждается именно в ходе становления исовершенствования экономических институтов,которые понимаются нами в данном случае какрегуляторы, инструменты экономических форм(госзаказ, социальный и коммерческий заказ).Одним из интегрирующих регуляторов в торговлевыступают договорные институты.

Роль отдельных институтов рассмотренаобстоятельно Дж. К. Лафтой9. Необходимойформой регулирования является программная. Вкачестве данной формы могут служить прогнозысоциально-экономического развития регионов,Концепция развития торговли, Комплекснаяпрограмма научно-технического прогресса ЦЧЭР на1991—2010 годы, программа приватизации, Комплекснаяпрограмма развития инфраструктуры товарныхрынков Российской Федерации на 1998—2005 гг. и др.

Одной из важных форм регулированияявляется денежно-кредитная. Вопросыденежно-кредитной политики и ее нацеленности навозобновление экономического роста путемрассмотрения факторов, влияющих на денежнуюмассу (деловой оборот, его структура, цены,скорость обращения денег, резервные требованияЦентрального банка РФ и т.д.), исследованы рядомавторов: Роговой О.Л., Семенищевым С.А., СенчаговымВ.К.10

Основные направления единойгосударственной денежно-кредитной политикиразрабатываются Банком России в соответствии сФедеральным законом «О Центральном банкеРоссийской Федерации», содержат анализ текущегосостояния и прогноз развития российскойэкономики на предстоящий год, а также основныеориентиры, параметры и инструментыденежно-кредитной политики.

Изучение причин кризиса 17 августа 1998года показало, что они свелись, с одной стороны, кгрубейшим ошибкам проводимого экономическогокурса, а, с другой, — к полнейшей криминализациикредитно-финансовой системы, грубейшемунарушению всей финансовой дисциплины,погубившей и олигархов и всю финансовую систему.

Резко снизился жизненный уровень населения.Страна только за кризисный период потеряла 300млрд. руб. Резкое обострение экономическогокризиса показало неадекватностьлиберально-монетаристской модели рыночногореформирования реалиям российской экономики,привело к разрушению многих институтовинфраструктуры рынка. Эти тенденции проявились ив торговле.

Государственное регулирование можетосуществляться и с помощью кредитов, посредствомизменения учетных ставок Центральным банком. Длястимулирования наиболее важных сфердеятельности (производства продовольственныхтоваров, малого и среднего бизнеса) можетприменяться льготное кредитование, льготноеналогообложение, инвестиционный налоговыйкредит (отсрочка налогового платежа).

Налоговое регулированиеосуществляется с помощью налоговых ставок иналоговых льгот. Размеры налоговых ставок должныучитывать потребности государства в бюджетныхпоступлениях и должны определяться накомпромиссной основе государства изаинтересованности предприятий в ихдеятельности и инвестировании. Западнымиэкономистами разработаны различные методыопределения оптимальных размеров налоговыхставок. «Кривая Лаффера» показывает, чтопревышение размера налогов выше оптимального на30% ведет к снижению деятельности и сокращениюпоступлений в бюджет.

В целях поддержания приоритетных,социально значимых отраслей, программприменяются налоговые льготы, имеющие целевойхарактер: например, для развития и поддержкималого предпринимательства.

В современной теории и практикеуправления выделяют два уровня налогообложения:уровень федерации и уровень субъектов. В этойсвязи механизм налогообложения предусматриваетувязку координационных и субординационныхотношений субъектов налогообложения этихуровней.

Стратегия налогового регулированиязависит от политической ситуации в стране ирегионе, системы управления экономикой и системыуправления налогообложением, экономическойсистемы государства и региона, экономическойсущности налогового регулирования,закономерностей его влияния на различные сферысоциальных факторов.

Проведенный учеными анализиспользования в России налогового регулированияв управлении экономикой показывает, что кнастоящему времени еще не сформированаструктура налогового механизма, в результате науровне субъекта этот инструмент изрегионального механизма управления практическиисключается11.

Приведенные выше формы проявляются спомощью системы методов регулирования прямого икосвенного воздействия. К прямым методам можноотнести методы административно-правовоговоздействия на субъекты: регулирование правилпродажи товаров и услуг, лицензирование,квотирование, установление минимальных размеровуставного фонда торговых предприятий иорганизаций отдельных организационно-правовыхформ деятельности; управление федеральнойсобственностью; стратегическое планирование.

Прямые методы предполагают вмешательствогосударства в функционирование рыночногомеханизма, в частности, в процессыценообразования, политику доходов, а именно:замораживание или допуск в определенныхразмерах роста цен и заработной платы,ограничений изменений показателей вкредитно-денежной системе, использование квот идругих. Административное вмешательствоосуществляется через законодательные акты, кпримеру Закон Воронежской области от 06.12.99г.№127-П-03 «Об административной ответственности занарушению порядка использования финансовыхсредств Воронежской области». Сфера действияэтого закона распространяется на всегосударственные органы (и их структурныеподразделения), органы местного самоуправления,коммерческие и некоммерческие организации и ихруководителей, если они получают, перечисляют,используют средства из областного бюджета,внебюджетных фондов или используют средства,поступающие от использования областнойсобственности, имеют предоставленные областнымзаконодательством или государственной властьюобласти налоговые и иные льготы и преимущества, атакже в отношении которых органамигосударственной власти области установленынормативы отчислений от регулируемых источниковдоходов.

Прямое государственное хозяйственноерегулирование осуществляется главным образом спомощью средств бюджетной политики.

Переход к рыночной экономике в нашейстране коренным образом изменил содержание исуть экономических отношений между участникамив процессе их деятельности, при этомкардинальному изменению подвергается ихправовое регулирование.

Правовые методы государственногорегулирования торговли призваны обеспечитьпрочную правовую основу торговой деятельности спомощью законодательных, судебных иадминистративных способов.

Государство осуществляет своерегулирование на основе нормативно-правовыхактов, устанавливающих: структуру органовгосударственного регулирования торговойдеятельности, правовое положение предприятий иорганизаций торговли, порядок заключения иисполнения хозяйственных договоров и торговыхсделок, правовую охрану собственности торговыхсубъектов, порядок разрешения споров торговыхпредприятий и организаций, правила торговли,защиту прав потребителей, формирование и порядокрегулирования некоторых вопросов контрактнойсистемы, вопросы, связанные с этической сторонойдеятельности торговли, и т.д.

Государственное регулированиеторговой деятельности основывается наположениях Конституции Российской Федерации —высшем юридическом акте государства. Всенормативно-правовые акты, имеющие отношение крегулированию торговли, должны соответствоватьконституционным началам и принципам.

Применительно к функционированиюпредприятий и организаций торговлизаконодательство РФ следует подразделить наобщее (предусматривающее государственноерегулирование отдельных сторон экономики) испециальное (воздействие государства на сферуторговли).

К законодательным актам общегорегулирования следует отнести, в первую очередь,Гражданский кодекс РФ, который ставитгосударственное регулирование рыночныхотношений в четкие правовые рамки.

Специальное нормативно-правовоерегулирование торговли содержится в указахПрезидента РФ, постановлениях Правительства РФ,актах федеральных министерств и ведомств,изданных во исполнение федеральных законов, атакже постановлениях, нормативно-правовых актах,инструкциях органов государственной властисубъектов РФ. Законодательный уровеньрегулирования торговли в определенной мерепредставлен Законами Российской Федерации: «Оконкуренции и ограничении монополистическойдеятельности на товарных рынках» от 22.03.91г. сизменениями от 25.05.95г., «О защите правпотребителей» от 07.01.92г. с изменениями идополнениями от 05.12.95г. и 09.01.96г., «Огосударственной поддержке малогопредпринимательства в Российской Федерации» от14.06.95г., «О рекламе» от 18.07.95г., «О внесенииизменений и дополнений в Федеральный закон «Огосударственном регулировании производства иоборота этилового спирта и алкогольнойпродукции» от 07.01.99г., «О качестве и безопасностипищевых продуктов» от 02.01.00г. № 29-ФЗ и др.

Закон РСФСР «О конкуренции иограничении монополистической деятельности натоварных рынках» определяет организационные иправовые основы предупреждения, ограничения ипресечения монополистической деятельности инедобросовестной конкуренции и направлен наобеспечение условий для создания и эффективногофункционирования товарных рынков.

Федеральный закон «О рекламе» регулируетотношения, возникающие в процессе производства,размещения и распространения рекламы на рынкахтоваров, работ, услуг.

Он направлен на формированиецелостной системы регулирования рекламнойдеятельности в интересах развитияцивилизованных рыночных отношений, поддержаниядобросовестной конкуренции, защиты правпотребителей.

Закон РФ «О защите прав потребителей»направлен на защиту прав личности. Всоответствии с этим Законом Правительство РФпостановлением от 19.01.98г. № 55 утвердило:

— Правила продажи отдельных видов товаров;

— Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара;

— Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации.

Закон «О защите прав потребителей»предоставляет право субъектам РФ устанавливатьсобственные положения в области защиты правпотребителей, не противоречащие основномузаконодательству.

На защиту экономических интересовРоссийской Федерации, обеспечение нуждпотребителей в указанной продукции, а также наповышение ее качества и осуществление контроляза соблюдением законодательства, норм и правил врегулируемой области направлен принятый 07.01.99 г.Федеральный закон № 18-ФЗ «О внесении изменений идополнений в Федеральный закон «Огосударственном регулировании производства иоборота этилового спирта и алкогольнойпродукции». Организации, осуществляющие вгородах розничную продажу алкогольной продукциис содержанием этилового спирта более 13 процентовобъема готовой продукции, должны иметь для такихцелей стационарные торговые и складскиепомещения общей площадью не менее 50 квадратныхметров, охранную сигнализацию, сейфы дляхранения документов и денег, кассовые аппараты.

В развитии рыночных механизмовторговой деятельности важную роль сыграли указыПрезидента РФ. В соответствии с УказомПрезидента РФ «О коммерциализации деятельностипредприятий торговли в РСФСР» от 25.11.91г.предусматривалось органами исполнительнойвласти субъектов РФ реорганизоватьгосударственные (муниципальные) предприятиярозничной торговли путем выделения из их составаструктурных единиц (магазинов, мелкорозничнойсети и др.). Данные структуры наделялись правамиюридического лица, должны были создаваться безизменения форм собственности, с сохранениемпрофиля их деятельности. На основании УказаПрезидента РФ №65 «О свободе торговли» от 29.01.92г. сизменениями и дополнениями, внесенными УказамиПрезидента РФ №657 от 23.06.92г. и №1851 от 08.11.93г., вусловиях существования на тот момент дефицитатоваров первой необходимости своевременным былопредоставление предприятиям всех формсобственности, а также гражданам права свободноосуществлять торговую, посредническую изакупочную деятельность.

В этой связи следует отметить, чтопринятые Федеральные законы, постановленияПравительства нередко трудно внедрять впрактику. Так, например, Указ Президента «Освободе торговли» с изменениями и дополненияминикто не отменял с выходом Федерального закона«О государственном регулировании производства иоборота этилового спирта и алкогольнойпродукции», а также с внесением изменений идополнений в этот Закон.

Кроме этого, важную роль в сферепотребительского рынка играетконтрольно-регулирующая функция системыгосударственного регулирования.

Органы контроля осуществляют своюдеятельность по искоренению негативныхпроявлений в этой сфере. В целях усилениягосударственного контроля за производством иоборотом алкогольной продукции, наведенияпорядка в торговле алкогольными напитками всоответствии с Указом Президента РФ от 18.08.96г.№1213 «Об усилении государственного контроля заоборотом алкогольной продукции» ипостановлением Правительства РФ от 19.08.96г. №987 «Омерах по ужесточению порядка торговлиалкогольной продукцией» издано совместноепостановление администрации и областной ДумыВоронежской области «О дополнительных мерах поужесточению контроля за оборотом алкогольнойпродукции на территории области» и установленВременный порядок изъятия алкогольнойпродукции, находящейся в незаконном обороте, и еедальнейшего использования.

В целях создания условий для развитияторговой отрасли в период становления рыночнойэкономики и повышения уровня торговогообслуживания населения Правительством РФпринято постановление №936 от 12.08.94г. «О мерах погосударственному регулированию торговли иулучшению торгового обслуживания населения».

Контроль за обеспечением безопасноститоваров осуществляет Государственный комитетРоссийской Федерации по стандартизации,метрологии и сертификации (Госстандарт России).Им принято постановление от 02.09.97г. №293 «Опринятии и введении в действие правил постандартизации». Документ определяет порядоквыдачи предписаний и наложения штрафовГосстандартом России и его территориальнымиорганами за нарушения обязательных требованийгосударственных стандартов субъектамихозяйственной деятельности, предусмотренныхЗаконом РФ «О стандартизации», а также занарушения требований к безопасности и правилобязательной сертификации товаровизготовителями (исполнителями, продавцами),органами по сертификации, испытательнымилабораториями (центрами), предусмотренныхФедеральным законом «О защите правпотребителей».

Торговая деятельность в регионахрегулируется и рядом других законов и иныхнормативно-правовых актов федерального иместного значения.

В законодательной базе,регламентирующей торговую деятельность, имеютсяопределенные недостатки, противоречия. Так,постановлением Правительства РФ от 12.08.94г. №936 п.1предусмотрено формирование рыночнойинфраструктуры (оптовых рынков,торгово-промышленных групп, мелкооптовыхбаз-магазинов, ассоциированных и акционерныхотраслевых и межотраслевых объединений), тогдакак Гражданский кодекс этого не предусматривает.В связи с этим считаем целесообразным внестиизменения в Гражданский кодекс РФ.

Необходимо отметить, что правовоеобеспечение деятельности торговли в настоящеевремя не имеет единого нормативно-правового актана уровне закона, который охватывал бы сложныйкомплекс отношений в этой сфере.

Косвенные методы — осуществлениекосвенного воздействия на рыночные условия. Этокосвенные мероприятия финансовой икредитно-денежной политики, налоги, субсидии,стимулирование экспорта, валютные меры,индикативное планирование и другие мерывоздействия. Они ориентированы на созданиеусловий для деятельности экономическихсубъектов, стимулирование их деятельности вжелательном для общества и государстванаправлении; обеспечение информационной средыдля деятельности предприятий различныхорганизационно-правовых форм хозяйствования;применение налоговых льгот, простоту налоговойсистемы, экономической мотивации; контроль заценообразованием и другими финансовымиинструментами.

Главным инструментом мобилизациифинансовых средств являются налоги. Они вгосударственном регулировании торговойдеятельности играют двоякую роль: с однойстороны, — это главный источник финансированиягосударственных расходов, материальная основабюджетной политики; с другой, — это инструментрегулирования.

Воронежской областной Думой 21.12.98г. принятЗакон «О налоге с продаж» с изменениями идополнениями от 24.03.99г., 30.04.99г., 04.08.99г., 16.02.00г.,07.04.00г., 03.07.00г., 20.07.00г., которым устанавливается ивводится налог на операции по продаже заналичный расчет товаров (работ, услуг) на всейтерритории Воронежской области, за исключениемперечня товаров (работ, услуг) первойнеобходимости. Ставка налога с продажустанавливается в размере 5%, в том числе 3% — вместный бюджет и 2% — в областной бюджет.

При реализации товаров (работ, услуг)налогоплательщик включает сумму налога в ценутоваров (работ, услуг), предъявляемых к оплатепокупателю (заказчику). Указанная суммаопределяется как соответствующая налоговойставке процентная доля цены товара без учетаналога с продаж.

Сумма налога в обязательном порядкевыделяется отдельной строкой во всех документахпервичного бухгалтерского учета, определяющихстоимость реализуемых товаров (работ, услуг) —ценниках, накладных, счетах-фактурах, товарныхчеках, прейскурантах на оказываемые услуги,книгах учета расходов и доходов и т.п. Суммыналога с продаж направляются на социальные нуждымалообеспеченных групп населения.

В соответствии с Федеральным Законом«О едином налоге на вмененный доход дляопределенных видов деятельности» от 31.07.98 г.№148-Ф3 Воронежской областной Думой 24.12.98 г. №70-П-03принят Закон «О едином налоге на временный доходдля определенных видов деятельности,осуществляемых на территории Воронежскойобласти». Со дня введения единого налога натерритории Воронежской области не взимаютсяплатежи в государственные внебюджетные фонды, атакже налоги, предусмотренные статьями 19—21Закона РФ «Об основах налоговой системы вРоссийской Федерации», за исключением:государственной пошлины; таможенных пошлин ииных таможенных платежей; лицензионных ирегистрационных сборов; налога на приобретениетранспортных средств; налога на владельцевтранспортных средств; земельного налога; налогана покупку иностранных денежных знаков иплатежных документов, выраженных в иностраннойвалюте; подоходного налога, уплачиваемогофизическими лицами, осуществляющимипредпринимательскую деятельность безобразования юридического лица, с любых доходов,за исключением доходов, получаемых приосуществлении предпринимательской деятельностив сферах, отмеченных в ст. 3 данного закона;удержанных сумм подоходного налога, а такженалога на добавленную стоимость и налога надоходы из источника в Российской Федерации в техслучаях, когда законодательными актами РФ оналогах установлена обязанность по удержаниюналога у источника выплат.

Плательщиками единого налога являютсяюридические лица и физические лица,осуществляющие предпринимательскуюдеятельность без образования юридического лица,в частности в сфере розничной торговли, черезмагазины с численностью работающих до 30 человек(независимо от общей численности работающих ворганизации, у предпринимателя), палатки, рынки,лотки, ларьки, торговые павильоны и др. местаорганизации торговли, в т.ч. не имеющиестационарной торговой площади; в сфере оказаниятранспортных услуг предпринимателями исубъектами малого предпринимательства счисленностью работающих до 100 человек.

Введение в действие единого налогадолжно было ослабить налоговое давление напредприятия, работающие открыто, и в то же времяпополнить бюджет области за счет тех, ктоуклоняется от уплаты налогов.

В соответствии с Постановлениемадминистрации Воронежской области от 03.09.98г. №858«О стабилизации цен на отдельныесоциально-значимые товары и защите правпотребителей» установлено регулирование цен наотдельные социально-значимые товарыповседневного спроса отечественногопроизводства, поставляемые на региональныйрынок. В этой связи предусмотреносоответствующим службам обеспечить контроль задеятельностью предприятий промышленности иторговли, Ассоциации экономическоговзаимодействия областейЦентрально-Черноземного региона РФ(«Черноземье») осуществить координацию действийпо стабилизации цен на отдельныесоциально-значимые товары.

Кроме этого, разработан проект ЗаконаВоронежской области «О государственномрегулировании цен и тарифов», определяющийорганизационные и правовые основыгосударственного регулирования в этой сфере, атакже контроля за соблюдением государственнойдисциплины цен на территории области, права,обязанности и ответственность субъектовценообразования, полномочия органовгосударственной власти в вопросахценообразования.

В целях насыщения потребительскогорынка продовольственными товарамиотечественного производства, увеличениядоходной части бюджетов всех уровней и поддержкиобластных товаропроизводителей принятоПостановление администрации Воронежскойобласти от 21.08.98 г. №822 «О программе содействияпродвижению производимых в области продуктовпитания на потребительский рынок». В немпредусмотрены меры по оказанию государственнойподдержки местным товаропроизводителям иторгующим организациям при проведениикредитной, налоговой и ценовой политики,повышению торгового обслуживания населения,дальнейшему развитию фирменной торговой сетипредприятий промышленности, применениюторговыми предприятиями всех форм собственностии ведомственной принадлежности льготной(пониженной) торговой надбавки на товарыместного производства по сравнению с аналогами,завозимыми из-за пределов области, выработке мерпо экономическому стимулированию муниципальныхтерриторий за увеличение продажи крепкихалкогольных напитков местного производства и др.

В целях обеспечения единойгосударственной политики при регулировании изащите прав граждан, защите их законныхинтересов, нравственности и здоровья, в целяхустановления единого рынка Федеральным законом№158-Ф3 «О лицензировании отдельных видовдеятельности» от 25.09.98г. введено лицензированиеопределенных видов деятельности. Следуетотметить, что со дня вступления в силу этогоЗакона торговля товарами, облагаемыми акцизами,осуществляется без лицензии.

Вместе с тем, механизм экономическогорегулирования необходимо постоянносовершенствовать, независимо от того,ориентируется правительство на монетаристскиепринципы экономической политики или склонныиспользовать более жесткие бюджетныеинструменты регулирования.

Сферой вмешательства государства вэкономику региона должны быть программысоциально-экономической безопасностиустойчивого развития регионов.

В целях выработки эффективнойстратегии оздоровления экономики принят ряддокументов: Федеральный Закон «Огосударственном прогнозировании и программахсоциально-экономического развития РоссийскойФедерации», Указ Президента РФ №440 «О Концепцииперехода Российской Федерации к устойчивомуразвитию» от 01.04.96г., распоряжение ПравительстваРФ от 21.04.95г. №555 «Государственная стратегия вобласти обеспечения экономической безопасностиРоссийской Федерации», постановлениеПравительства РФ от 08.05.96г. №559 «О разработкепроекта государственной стратегии устойчивогоразвития Российской Федерации», «О мерахПравительства Российской Федерации иЦентрального банка Российской Федерации постабилизации социально-экономическогоположения в стране».

В соответствии с Соглашением междуПравительством РФ и Администрацией Воронежскойобласти по оздоровлению государственныхфинансов и условиях оказания финансовой помощибюджету Воронежской области за счет средствфедерального бюджета постановлениемадминистрации области от 14.08.98г. №809 утвержденаПрограмма оздоровления государственныхфинансов в Воронежской области.

В соответствии с принятыми программнымидокументами необходимо осуществитьпоследовательный переход на модель устойчивогоразвития, сбалансированного решениясоциально-экономических задач. Следует отметить,что интересы экономической безопасности,сложность социально-экономической ситуации врегионах требуют безотлагательного решениястратегически важных задач региональногоразвития.

Выработанный ранее Правительством РФподход на саморазвитие и самоуправлениерегионов, в результате непродуманных до концарешений курса проводимых экономических реформ,вместо предполагавшейся стабилизации привел кослаблению регионов. В связи с возникающейугрозой регионально-политическойнестабильности и безопасности, преодолением натерритории Воронежской области кризисногосостояния, созданием предпосылок дляустойчивого развития региона в дальнейшемразработана «Концепция социально-экономическойбезопасности и устойчивого развития Воронежскойобласти на 1997—2005 годы».

Эта Концепция содержит анализсовременного положения, сложившегося в области итенденций его развития; определение целей,критериев их достижения и этаповсоциально-экономических преобразований врегионе; систему видов и угроз региональнойбезопасности; приоритетные направления,механизмы и первоочередные меры по реализацииКонцепции.

Так, например, в качестве угрозпродовольственной безопасности можно назвать:утрату продовольственной самостоятельности,экспортную экспансию основныхпродовольственных товаров и др.

Первоочередными мероприятиями пореализации Концепции являются: разработка ипринятие нормативных актов по регулированиюсоциально-экономических отношений ивосстановлению управляемости экономикой,внедрение экономических игосударственно-административных механизмоврегулирования финансово-экономическихотношений, использование возможностейгосударственного регулирования (региональныйзаказ, льготное налогообложение, кредитование,инвестирование) для повышения эффективностипроизводства социально-значимых продуктов.Кроме того, нужна цивилизованная торговля, гдесоблюдаются гарантийные сроки товаров исведения о товаре достоверны.

В целях снижения высокой стоимоститоваров и услуг требуется осуществление мер порегулированию цен на товары первойнеобходимости, стимулирование конкурентнойсреды на рынке товаров и услуг, регулированиетарифов и цен на товары и услуги естественныхмонополий и др. В связи с этим нужно изменитьхарактер участия государства в хозяйственнойдеятельности.

Рыночные механизмы в сочетании смерами государственного регулирования должнысформировать экономические стимулы длясубъектов хозяйственной деятельности. Этоставит необходимым решение менеджерами такихзадач, как: программно-целевая, стратегическая ибизнес-планирование коммерческой деятельностина основе развития конъюнктуры рынка на макро- имикроуровне и т.д.

В условиях перехода напреимущественно экономические методыуправления, формирования рыночных отношенийуменьшается зависимость предприятия отвышестоящих органов, снижается и относительная впрошлом стабильность положения предприятия,ощущается неопределенность в рыночной среде. Этообусловливает выработку новых положительныхформ взаимодействия и поведения руководителей,усиливает адаптацию во внешней и внутреннейсреде, стратегическую направленность вуправлении предприятиями и организациями,формировании новых структур и форм управленияторговлей.

На трудном пути к рынку мы подошли кчерте, когда старые структуры, унаследованные отвертикальных ведомственных систем, уже не могутсостыковаться с новым экономическим механизмом,а новые формы организации управления еще ненабрали силы. Из этого противоречия и вырастаетсегодня задача более решительного перехода кновым структурам, обеспечивающим многообразныепрямые хозяйственные связи в экономике взаменжестких и стандартных вертикальных систем.

В условиях наличия разных формсобственности и отсутствия централизованныхкапиталовложений в сферу обращения особую рольприобретает регулирование государствомформирования и развития материально-техническойбазы торговли. Государственное финансированиевсегда имело решающую роль в развитии отраслейэтой сферы товарного обращения. Несмотря насамостоятельность приватизированныхпредприятий торговли, без активного участиягосударства в современных условиях немыслимодальнейшее их развитие, а также ввод вновьстроящихся торговых объектов и, как следствие, ихответное стимулирование технического прогрессаи повышение эффективности вложенного труда.

В этой связи ПостановлениемПравительства РФ от 12.08.94г. органамисполнительной власти рекомендовано уточнитьсхемы рационального размещения сети розничнойторговли и общественного питания по регионамстраны.

Одним из важных направленийреализации этого постановления явилисьрекомендации по организации и широкомураспространению вещевых рынков, а по торговлепродовольственными товарами — «сверхрынков», тоесть крупных универсальных продовольственныхмагазинов с широким выбором пищевых товаров.

В целях последовательной ликвидациинеучтенного наличного денежного оборота,предотвращения скрытия прибыли отналогообложения и обеспечения поступлений вдоход бюджетов всех уровней Правительство РФприняло постановление от 06.01.97 г. № 11 «Обусилении контроля за обязательным применениемконтрольно-кассовых машин при осуществленииденежных расчетов с населением на рынках,ярмарках, в выставочных комплексах и на другихтерриториях, отведенных для осуществленияторговли».

Постановление Правительства РФнеобходимо выполнять, и Воронежская областнаяДума в целях обеспечения защиты интересовпотребителей, соблюдения юридическими ифизическими лицами правил торговли, санитарныхнорм, направленных на безопасность и защитуздоровья населения, приняла постановление от12.02.98 г. № 321-П-ОД, которым утвердила «Примерныеправила торговли на рынках, расположенных натерритории Воронежской области». По существупостановление областной Думы дублируетпостановления Правительства РФ, одним из правилторговли непродовольственными товарами нарынках Воронежской области является применениеконтрольно-кассовых машин при денежных расчетахс покупателями юридических лиц ипредпринимателей.

Следует отметить, что ослаблениегосударственного регулирования по рядуобъективных причин привело и к тому, чтонарушились хозяйственные связи междупредприятиями-смежниками, расположенными вбывших союзных республиках, по существу, многиеиз них оказались за рубежом.

В ходе реформ поспешно былиликвидированы оптовые предприятия, игравшиеогромную роль в организации торговли. Оптовикитесно работали с промышленностью, изучали спрос,создавали сезонные запасы товаров. Сегодня, ксожалению, роль такого организующего звенаснижена. И очень часто в различных регионахстраны возникает дефицит отдельных товаров. Ктому же добавилась нехватка оборотных средств.При взаимных расчетах между предприятиями былавведена предоплата за продукцию. Отсутствие умагазинов свободных денег создало определенноезатруднение в сбыте продукции изготовителями.Это вызвало резкое сокращение общего объемапроизводства и, в том числе, низкорентабельныхтоваров.

И хотя в инфраструктуре потребительского рынкав настоящее время стала увеличиваться рольоптовых предприятий, через эти предприятия врозничную торговую сеть направлялась в 1998 годутретья часть товарных поступлений, однако,достигнутый в настоящее время уровень развитияинфраструктуры товарных рынков в области неотвечает требованиям свободного движениятоваров. В ряде случаев наблюдается удаленностьмежду хозяйствующими партнерами, увеличиваетсязвенность в процессе циркуляции товаров,возрастают издержки обращения.

Считаем целесообразным провестидальнейшую реанимацию оптовой торговли согласноКонцепции развития оптовой торговли товараминародного потребления, являющейся ключевойсоставной частью формирования общейгосударственной торговой политики на внутреннемпотребительском рынке России.

Система государственногорегулирования развития оптовой торговли должнапредполагать четкую координацию деятельностивсех органов исполнительной власти нафедеральном и региональном уровнях. Нафедеральном уровне основными функциями органовисполнительной власти должны являться: общеерегулирование деятельности оптового звена,создание условий для повышения эффективностиего работы, выработка основных направлений в егоразвитии, проведение политики закупок длягосударственных нужд и т.д. На региональномуровне основной задачей органов исполнительнойвласти должна стать конкретизация примененияобщих правил с учетом региональной спецификиразвития оптовых рынков торговых услуг, анализсостояния рынка услуг торговой деятельности итенденций его изменения, обеспечениенеобходимой конкурентной среды на рынке,разработка региональных программ развитияоптовой торговли товарами народного потребленияи др.

Регулирование оптовой торговлинеобходимо осуществлять с участиемантимонопольных органов. Регулируя доступ нарынок новых оптовых структур, эти органы будутрешать вопросы слияния или разукрупненияпоследних, проводить в необходимых случаях ихсертифицирование, определять порядок участияиностранных инвесторов, формировать необходимуюпротекционистскую политику.

Механизм государственногорегулирования торговой деятельности может бытьосуществлен и с помощьюорганизационно-административных методоврегулирования. Посредством этих методовформируются устойчивые связи и отношениясистемы управления торговыми предприятиями иорганизациями; разрабатываются положения,закрепляющие права и ответственностьподразделений, аппарата управления и отдельныхработников; осуществляется административнаяответственность и контроль за правиламиторговли; оперативное регулирование торговыхпроцессов. Административное регулированиереализуется посредством прямого воздействияруководителей на подчиненных, вышестоящихструктур управления на нижестоящие с цельюдостижения результатов хозяйственнойдеятельности.

Такое воздействие проявляется вмногообразных административных приказах ираспоряжениях, в различных положениях,инструкциях, нормативах, стандартах и другихслужебных предписаниях,организационно-регламентирующих деятельностьподчиненных.

Во внешнеторговой деятельностирегулирование включает: рекомендацииминистерств и ведомств подведомственнымвнешнеторговым организациям по экспорту иимпорту товаров и услуг, изменению структуры игеографической направленности внешнеторговыхсвязей, государственные заказы предприятиям напроизводство товаров и услуг с целью ихпоследующего экспорта, регистрацию участниковэкономических связей и др.

Административный механизм базируетсяна силе государственного влияния иограничивается выдачей лицензий на тот или инойвид товаров (деятельности) или его запрещение, атакже охраной окружающей среды и созданиемминимальной защиты слабо защищенных слоевнаселения.

Поскольку в современных условиях произошелотказ от функций централизованного управленияпроцессом обеспечения населения товарами путемфондирования и жесткого распределения товарныхресурсов и переход к политике регулированияторговой деятельности на микроуровне, вопросыпоиска и закупки товаров, обеспечения иххранения, сколько, кому и как их продать,осуществляют сами магазины. В этой связименяются функции менеджера, как организатораторговли. От него требуется большесамостоятельности мышления, предприимчивости иоперативности, умения правильно организоватьторговый процесс с учетом имеющегосяположительного опыта работы других предприятийи требований рынка.

Переход к рыночной экономике всовременных условиях вызывает необходимостьсоздания структуры управления торговлей,основанной на частной собственности. В началереформ органы управления торговлей под напоромсверху рушились, проходила массированнаяприватизация предприятий торговли иобщественного питания, были ликвидированы торги,коллективы этих предприятий приобрели статусюридического лица. Создавались новыеорганизационно-правовые формы предприятий иорганизаций, некоторые из них не имеясобственных оборотных средств оказалисьнеспособными работать в условиях такойсамостоятельности (в особенности это касалосьнебольших предприятий) и оказались на гранибанкротства.

В сложившихся условиях назрел вопрос овосстановлении системы управления торговымипроцессами путем воздействия черезлицензирование, сертификацию предприятий, услуг,участие государства в уставных капиталахпредприятий и организаций торговли ивосстановление роли оптовой торговли ворганизации товародвижения и снабжениипредприятий розничной торговли, работу ссубъектами по выявлению причин снижения доходов,налоговых поступлений, перечислений вовнебюджетные фонды и т.д.

Создавая новую системугосударственного регулирования торговли впереходный период реформирования отечественнойэкономики, необходимо учесть, что чрезмерноинтенсивное применение экономических методовослабляет эффективность рыночных механизмов испособно нанести экономике такой же вред, как истремление к административным методам.

Механизм государственногорегулирования торговой деятельности будет неполным, если не рассмотреть выполнение функций иметодов на уровне основного звена — предприятийи организаций.

В задачи государственногорегулирования торговли на уровне организациивходит:

  • принятие законодательных документов и нормативных актов, контроль за их исполнением, обеспечивающим правовую основу и защиту интересов организаций;

  • регулирование предложения путем повышения эффективности производства и гарантированного сбыта продукции (установление государственного и коммерческого заказов);

  • ослабление прямых форм вмешательства и командно-бюрократического контроля за деятельностью предприятий и организаций торговли;

  • создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке, свободного перемещения товаров по каналам товародвижения;

  • обеспечение товарно-денежного, бюджетного равновесия посредством финансовой, налоговой и ценовой политики;

  • контроль за соблюдением норм трудового законодательства и регулирование частного найма и порядка оплаты труда.

Реализация этих задач требуетсоздания необходимых экономических и другихусловий в сфере управления. Каждая задачатребует выполнения определенных функций иметодов управления на уровне организаций. В своюочередь, содержание каждой функции управленияопределяется спецификой задач, которыевыполняются в рамках этой функции. Сложностьзадач определяет всю сложность управления и егофункций.

Это положение имеет важноеметодологическое значение для раскрытиясущности и роли отдельных функций управления,которые в современных условиях расширились,усложнились и диверсифицировались в связи сростом масштабов хозяйственной деятельноститорговых организаций.

Однако осуществление регулированиядеятельности на основе общих функций управленияне позволяет полностью выполнить весь комплексработ для достижения целей организации. В этойсвязи в процессе регулирования на микроуровнеследует выделять более конкретные, частныефункции.

Частными функциями регулированияследует считать:

  • принятие решений;

  • коммерческий и внутрифирменный расчет;

  • управление материально-технической базой торговли и транспортно-экспедиционными операциями;

  • управление товарными ресурсами;

  • заключение договоров купли-продажи и поставки товаров;

  • организацию приемки товаров по количеству и качеству;

  • регулирование развития торгово-хозяйственных процессов;

  • кадровое обеспечение;

  • контроль и учет за ходом развития процесса;

  • координирование и регулирование деятельности системы;

  • организацию обслуживания потребителей.

Часть этих функций регулируетсягосударством, а часть находится воперативно-хозяйственном ведении руководителяорганизации.

Выполнение общих и частных функцийуправления связано с решением конкретных задач спомощью определенных методов управления. Так,для реализации функции маркетинга необходимоприменение методов разработки внутрифирменныхпрограмм маркетинга и прогнозов развития, дляфункции планирования — выполняется ряд методованализа, планирования и прогнозирования и т.д.

Функции, методы управления,экономические рычаги и инструментывзаимосвязаны между собой в единыйэкономический (хозяйственный) механизмуправления на уровне организации.

Вопросы хозяйственной деятельностирегламентируются, прежде всего, уставомторгового предприятия, системой целевыхпоказателей, внутренних нормативов и требованийпо отдельным вопросаморганизационно-управленческой, экономической ифинансовой деятельности предприятия.

При переходе от распределительного идирективного управления к регулирующемувоздействию система государственногорегулирования торговли должна строиться:во-первых, с учетом финансово-хозяйственнойсамостоятельности (автономии) организации и,во-вторых, исходя из условий децентрализацииуправления, разграничения компетенции,полномочий и ответственности между егоразличными уровнями.

Совершенствование механизмарегулирования на уровне субъектов РФ ипредприятий предусматривает преобразованиеуправленческих структур торговли на основечеткого разграничения функций государственногорегул

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».