Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2001 год | Статьи из номера N6 / 2001

Совершенствование системы управления в вертикально интегрированных компаниях

Крюков А.Ф., Крюкова О.И., Савченко И.Ю.,

Совместная деятельность организаций в производстве продукции в вертикально интегрированных системах (ВИС) предопределяет их организационную оформленность с разделением функций и обязанностей лиц, участвующих в интеграции, через горизонтальную и вертикальную специализацию и вытекающую обеспеченность в них производственно-экономической дисциплины. Это обуславливает общую для ВИС цель — оптимизацию хозяйственно-экономической деятельности и постоянное повышение ее эффективности для получения максимизируемой прибавочной стоимости с последовательным ростом нормы прибыли.

Для вертикально интегрированнойсистемы характерна социально-идеологическаяобщность лиц, участвующих в интеграции,выстраивающая внутри ВИС через договоры простыхтовариществ, отношения экономическойвзаимопомощи и сотрудничества для достижениямаксимизации выручки при реализации совместнопроизводимой продукции на рынке, в которойобеспечиваются ее рыночные преимущества. В такомслучае ВИС несет в себе вторую функцию —социально-интегративную, которая формирует вэкономической системе страны новую социальнуюсреду, ассоциативную, в какой-то мере«коллективистскую», уже только для юридическихлиц либо структурных единиц — предпринимателей,участвующих в интеграционных процессах ВИС.

Организационная интеграция потехнологической цепочке производства продукциидля удовлетворения выявленных потребностейсубъектов рыночных отношений обеспечиваетусловия для повышения эффективностипроизводственного процесса и оптимизациипроизводственной функции ВИС. Асоциально-интегративная функция совершенствуети обогащает содержание отношений лиц,участвующих в объединении бизнес-единиц. И чембольше при этом возникает предпринимателей,объединяемых интеграцией, в том числе и безобразования юридического лица, тем большепроявляется их социальная ответственность и ввозникающих центрах прибыли как бизнес-единицахи в управляющих компаниях ВИС как воплощающихинтеграцию в условиях изменяющихся внешнихфакторов рынка.

Это обогащение отношений идет путемвосприятия лицами ВИС общих ценностей,формирования адекватной мотивации эффективногоэкономического поведения как внутри корпорации,так и в рыночных отношениях с другими субъектамирынка.

Организация ВИС может пониматьсядвояко. Так ВИС как социальный институт — этосовокупность материально-вещественной исоциально-экономической подсистем, а какорганизационный институт — это целостность,призванная решатьпроизводственно-экономическую задачурасширения ниши рынка, занимаемой ее видамибизнеса.

Организация ВИС, понимаемая какпроцесс, — есть деятельность управляющейкомпании по упорядочению ее видов бизнеса;деятельность по договорам подряда и простыхтовариществ, выражающаяся в разделении и ввоссоединении работы ее бизнес-единицодновременно. Следовательно, ВИС — это особыйвид взаимоотношений бизнес-единиц между собой ивидов бизнеса в ВИС в целом, обеспечивающийсодействие бизнес-единиц успеху вертикальноинтегрированной системы в получениимаксимальной суммы денежных средств отреализации совместно произведенной имипродукции на рынке.

Процесс организации ВИС имеетнесколько аспектов. К ним можно отнести:структурно-административный, клубно-групповой,социально-общественный.

Структурно-административный аспектпроцесса организации ВИС — это образование в нейофициальных отношений по распределениюответственности и полномочий, функциональныхобязанностей, установленных договорами,предписаниями, стандартами, инструкциями,правилами, распоряжениями, технологическимикартами, которые должны быть определены (в первомприближении) при учреждении ВИС и должнысовершенствоваться и модернизироваться по мерероста интеграции и при ее изменениях.Структурно-административный аспект безличен. Онсвоего рода модель идеального поведениябизнес-единиц в производственном процессе и вовзаимодействии с субъектами рынка и включает всебя четыре элемента:

  • горизонтальную специализацию при технологическом разделении видов бизнеса;
  • субординацию лиц, участвующих в производстве рыночно ориентированной продукции и образующих вертикальную специализацию;
  • систему коммуникации материальных объектов в интегрированном (субподрядном) производстве и в информации;
  • систему стимулирования для удовлетворения потребностей субъектов рынка (систему бонусов и санкций в ВИС).

Эффективность деятельности ВИС навсех ее уровнях тесно связана с тем, насколькоэти четыре элемента обеспечивают соответствиеразвития в ней производительных сил и измененийпроизводственных отношений в стране, насколькоих функционирование соответствует требованиямрыночных отношений и отражает экономические исоциальные закономерности переходного процессак рынку.

Например, субординацияпредпринимателей, участвующих в производстве иреализации продукции на рынке, при вертикальнойспециализации определяет порядок в контролестандартов выпуска комплектующих, в которомбизнес-единица может принимать решения, и в мереее ответственности за принятые решения пообеспечению стандартов качества.

Тогда несоответствие возможностейпринятия решений и степени ответственности заних снижает эффективность результатовуправления как в случаях, когда ответственностьменьше возможностей для принятия решений,изменяющих качество, что приводит к «упрощению»технологий, если нет должной экономическойответственности, так и в случаях, когдаответственность максимальна, а выработкарешений по качеству субподрядных работограничена. Это приводит, при необходимостиизменений в деятельности предпринимателей подополнительному согласованию решений черезуправляющую компанию ВИС, к многоступенчатостидля внесения требуемых изменений в качествопродукции, диктуемых рыночной ситуацией.

Система стимулирования вструктурно-административном аспектеобеспечивает интеграцию предпринимателей иперсонала юридических лиц в вертикальноинтегрированную систему. Цель системыстимулирования — обеспечение идентификацииорганизационных целей ВИС с индивидуальнымицелями организаций и предпринимателей, входящихв нее, таким образом, чтобы общие цели ВИС былисредством осуществления индивидуальных целейучастников, а их индивидуальные целиспособствовали реализации целей ВИС.

Поэтому стимулирование должновоздействовать на систему ценностей в бизнесе,на внутреннюю мотивацию менеджеров ипредпринимателей вертикально интегрированныхобществ. В стимулировании можно использовать«Портретные галереи ВИС», «Книги Почета ВИС»,«Приветственные адреса»; определение «Менеджерагода», «Инженера года», «Мастера года», «Рабочегогода», «Предпринимателя года» с выдачейсертификатов (паспортов в рамках) и кубков (ваз) сгравировкой; курсы менеджеров, маркетологов,предпринимателей за рубежом в сочетании сотдыхом; покупку тура для сотрудников эффективнодействующих организаций ВИС в бархатный сезон;увеличение стимулирующей доли при распределениидоходов по договорам простых товариществ, выдачугарантий для лизингополучателей, увеличение(первоочередное предоставление) средств из фондаразвития ВИС для ее лучших видов бизнеса.

В итоге все важнейшие частипроизводственного поведения участниковвертикально интегрированных систем(производительность-выработка, качествопродукции, предпринимательская активность,экономическая инициатива, социальнаяактивность) становятся органически необходимымидля юридических лиц, предпринимателей и трудовыхколлективов ВИС.

Клубно-групповой аспект — это связи иотношения, вытекающие из деятельностиучастников ВИС, с учетом особенностей ииндивидуализации их социально-экономическогоповедения, норм этого поведения,коллективно-организационных ценностей, правил имер социального контроля на рынке.Клубно-групповой аспект выполняет важныефункции в процессе социальной интеграции иадаптации центров прибыли ВИС к изменяющимсятребованиям социоокружения. Он содействуетсвоевременному выявлению дефектов вструктурно-административной организации ВИС припроявлениях групповых предпринимательскихнедовольств и групповых неудовлетворенностяхпри росте числа переводов, увольнений персоналаи ухода менеджеров из подразделений ВИС, гденачали расти противоречия в их развитии. Этипротиворечия могут быть либо внутренними — из-занесоответствия квалификации персонала именеджеров требованиям качества и количествавыпускаемой продукции, либо внешними — из-занесоответствия системы стимулированияпредъявляемым требованиям. Поэтому выявленная врамках неформального клубно-группового аспектатенденция должна и может разрешиться ввертикально интегрированной системе быстрее иэффективнее за счет либо трансформацииструктуры центров прибыли, либо их ликвидации спрекращением контрактов с менеджерами, либовведением дополнительных стимулов рыночнойдеятельности участников ВИС ее управляющейкомпанией.

Социально-общественный аспект впроцессе организациивертикально-интегрированной системыпроявляется как в росте социальнойответственности подразделений, образующих ВИС,так и в изменениях социальной удовлетворенностиперсонала участников. Поэтому рост гордости зауспехи центров прибыли вместе с ростом доходових персонала и тем самым всех семей работников,увеличением среди них доли собственников ипредпринимателей создает устойчивыйсоциально-общественный микроклиматблагополучия и оптимизма в непрерывном развитииподразделений ВИС, в возникновении новых,трансформации действующих в ней подразделений, впоследовательном превращении ВИС в национальнуюи транснациональную корпорацию.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».