Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2002 год | Статьи из номера N2 / 2002

О национальных и международных проблемах подготовки высококвалифицированных кадров

Существуют разные факторы создания и удержания конкурентных преимуществ для конкретной страны в мировой социально-экономической системе в конкретной исторической перспективе. Есть естественные факторы, такие как природные ресурсы, климатические условия. Есть демографические факторы: численность и половозрастной состав населения, динамика структурных изменений в нем. Есть исторические факторы, обусловливающие геополитическое положение страны. Однако, конкурентные преимущества, которых стране удается добиться за счет эксплуатации такого рода факторов, как правило, недолговечны, сильно подвержены влиянию мировой экономической и политической конъюнктуры, а, стало быть, весьма и весьма сомнительны. Да и вообще, о каком конкурентном преимуществе может идти речь, если страна при этом связывает свое благосостояние и развитие с факторами, воспроизводством которых она не в состоянии управлять.

Цивилизованный мир уже давно понял одну основополагающую истину: благосостояние современного общества в первую очередь зависит от сложных факторов его развития, к формированию которых это общество имеет самое непосредственное отношение. Речь идет о таких факторах, как наука, образование, культура, технология. Состояние образования, национальной системы подготовки высококвалифицированных кадров имеет при этом первостепенное значение. И наука, и культура, и технология, не говоря уже о производстве, являются производными функциями по отношению к образованию. Не будет образованных людей, классных специалистов — не будет ни науки, ни культуры, ни промышленности.

М.Портер в своем фундаментальном исследовании конкурентных преимуществ наций в 1990 г. делает вывод: «Наше исследование не оставляет сомнений в том, что образование и обучение играют решающую роль в национальном конкурентном преимуществе. Достижение более сложных конкурентных преимуществ и ведение конкуренции в передовых сегментах и новых отраслях требуют людских ресурсов, обладающих все более высоким уровнем квалификации и способностей. Качество человеческих ресурсов должно постоянно повышаться, если стремиться к повышению уровня развития экономики страны»1.

Однако современное общество в развитии систем образования и подготовки высококвалифицированных кадров столкнулось с целым рядом новых проблем как международного, так и национального уровня.

В числе проблем, волнующих сегодня все международное сообщество, хотелось бы выделить следующие четыре международные проблемы:

Проблема 1 (технологическая)

Статистика утверждает, что объем знаний, накопленных человечеством, удваивается каждые 2-3 года, а число ученых и преподавателей — каждые 15 лет. Нетрудно подсчитать, что, например, за последние 100 лет число ученых и преподавателей увеличилось примерно в 100 раз, а объем знаний — в 1 трлн. раз. При этом университетская технология обучения (а, фактически, передачи знаний) с ее аудиторными лекциями, семинарами, коллоквиумами, появившаяся почти 700 лет тому назад, до сих пор остается практически в первозданном виде.

Проблема состоит в том, что реноме преподавателя как источника знаний сегодня ставится под большое сомнение. Все чаще и все настойчивее звучат призывы проанализировать и переосмыслить те профессиональные качества, которыми должны обладать специалисты, на которых обществом возлагается функция обучения, подготовки кадров. При этом на первый план выходят представления о преподавателе как о своеобразном «навигаторе» в пространстве знаний, методисте, технологе обучения.

Проблема 2 (методологическая)

Традиционно структуры учебных программ подготовки высококвалифицированных специалистов являются предметно специализироваными. В таких условиях практически невозможно привить будущему специалисту те профессиональные навыки, за которые он будет востребован на рынке труда. Это подтверждается (в частности, в нашей стране) и исследованиями Ассоциации мененджеров, которые показали, что из каждых 100 специалистов 81 считает, что его необходимые профессиональные навыки сформировались на практике, а только 7 — что были приобретены в процессе учебы.

Это порождает проблему трудоустройства: компании готовы принимать на работу специалистов, имеющих опыт работы по специальности, но с большим трудом принимают молодых специалистов.

В поисках решения этой проблемы в развитых странах высшие учебные заведения, с одной стороны, и коммерческие фирмы, корпорации, с другой, идут, как бы, друг навстречу другу, работая на достижение общей цели. В университетах вторым по значению структурным подразделением после деканатов факультетов являются департаменты профессиональной карьеры, главной функциональной обязанностью которых является оказание помощи студентам в определении ими будущего места работы, в заблаговременном контакте с перспективным работодателем, а также преподавателям в оптимизации учебной программы и плана каждого конкретного студента.

Проблема 3 (концептуальная)

Структура производительных сил в современной экономике — экономике, для которой все больше подходит определение «постиндустриальная», кардинально отличается от той, что была еще 20, 40, не говоря уже 100 лет тому назад. Основную долю производительных сил сегодня составляют специалисты, чья эффективность и результативность напрямую зависит от их интеллектуального потенциала и способностей применения его на практике. Это не просто работники умственного труда, это — интеллектуальные работники, носители не физического, а интеллектуального капитала.

Концепции подготовки такого рода специалистов в массовом порядке пока нет нигде.

Наши зарубежные коллеги из Западной Европы и США утверждают, что их двухступенчатая система высшего образования является наиболее приспособленной к производству интеллектуалов. На первой ступени происходит подготовка специалистов, способных работать в определенных процедурных рамках (бакалавры), а на второй ступени — магистратура — готовятся специалисты, способные формулировать и решать проблемы.

Проблема 4 (демографическая)

Население развитых стран, тех стран, которые собственно и волнуют проблемы образования и подготовки высококвалифицированных кадров, неуклонно стареет.

По мере старения населения все большее значение для подготовки высококвалифицированных кадров приобретает система переподготовки и повышения квалификации. Без такой системы развитые страны могут очень скоро столкнуться с проблемой обострения структурной безработицы. Потребность промышленности и бизнеса в определенных специалистах нельзя будет покрыть за счет только молодых специалистов, так как попросту в этих странах не будет достаточного количества молодежи. Так, например, в Германии, Франции, Италии, Испании, Великобритании, Португалии и Голландии люди в возрасте свыше 65 лет к 2030 году будут составлять более половины всего населения этих стран. Одной из основных причин является, конечно же, низкая рождаемость в развитых странах. Она находится приблизительно на уровне 1,2 — 1,3 ребенка в расчете на 1 женщину. Отсюда, численность населения в возрасте до 35 лет (самый подходящий возраст для учебы) сокращается вдвое быстрее, чем рост численности пожилого населения.

К международным проблемам добавляются и проблемы, имеющие национальную природу:

Проблема 5 (финансовая)

В нашей стране состояние недофинансирования сферы образования стало уже хроническим. По объемам бюджетного финансирования образования Россию никак не назовешь развитой индустриальной державой. В развитых странах бюджетные ассигнования на образование рассчитываются сегодня исходя из цифры примерно 3000 долл. на душу населения в год. В США, например, годовой бюджет на образование почти 800 млрд. долл. У нас — 2 млрд. долл., т.е. 13 долл. на душу населения в год (или около 70 долл. в пересчете на одного учащегося). Можно, конечно, долго рассуждать о причинах такого положения, но факт остается фактом.

Проблема 6 (политическая)

В силу известных причин Россия, как и все остальные страны на постсоветском пространстве, оказалась втянутой в глобальную конкуренцию буквально во всех сферах жизни общества. Не является в этом отношении исключением и сфера образования и подготовки кадров.

Глобальная экономика заключает в себе глобальные возможности. И это, в принципе, неплохо. Теоретически любой гражданин России при наличии соответствующих финансовых средств имеет такие же возможности получить образование или повысить свою квалификацию в лучших университетах Европы и США, что и любой европеец или американец. Практика показывает, что таких россиян относительно немного. Полномасштабное высшее или послевузовское образование за рубежом стремятся получить только те наши сограждане, которые по тем или иным причинам мотивированы на невозвращение в Россию, на трудоустройство за рубежом. Так, например, по данным Ассоциации русскоязычных выпускников ведущих бизнес-школ, с момента крушения СССР степени МВА в 20 лучших школах мира получили всего 550 наших соотечественников и только 60 из них по окончании обучения вернулись работать в Россию, т.е. 1 из 10 уехавших учиться за рубеж. Аналогичная пропорция среди студентов уровня ВА.

Но невозвращение российских граждан после обучения за рубежом, с нашей точки зрения, — это самое меньшее из зол, которые несет в себе глобализация экономики для никак политически незащищенной российской системы подготовки высококвалифицированных кадров. В конце концов, российской экономике нужны кадры, знающие Россию, со всеми ее болячками, ее историей, ее возможностями.

Гораздо более разрушительный эффект имеет присутствие в нашей стране зарубежных вузов в той или иной форме, поскольку это разваливает национальную модель образования, корни которой восходят к М.Ломоносову. Нельзя учить в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Иркутске и т.д. по программам и стандартам американских, английских, австралийских университетов и выдавать российский диплом государственного образца. Очень хорошо зная эти программы, можно ответственно заявить, что они не дотягивают даже до трети нашего стандарта высшего образования. Приняв к себе на работу такого специалиста, наш отечественный работодатель может оказаться весьма обескураженным.

В этой связи, вообще, возникает масса вопросов. Например, почему импортные продукты и товары в обязательном порядке проходят санитарную и техническую экспертизу и сертификацию, а образовательные программы — нет?

Проблема 7 (моральная)

На волне рыночных реформ в нашей стране обозначился и стал интенсивно расти «негосударственный», а попросту, коммерческий, сектор образования и образовательных услуг. Но даже позиционируя себя как негосударственные, такие учреждения всегда стремяться получить государственную аккредитацию и выдавать диплом государственного образца. Этот сектор, конечно, еще очень мал, чтобы говорить о том, что он состоялся. Здесь обучается всего лишь около полумиллиона человек, тогда как вообще в России около 30 млн. учащихся. Но, как все молодое и маленькое, он ведет себя очень агрессивно на рынке образовательных услуг по подготовке специалистов, и, мягко говоря, не всегда корректно.

У этих учреждений громкие титулы — институты, академии, даже университеты. Зная требования, предъявляемые российским Министерством образования к статусу учебного заведения, а они очень жесткие: и по количественному составу учащихся, и по количеству и научно-педагогическому составу преподавателей, и по уровню технического оснащения, и по объемам библиотечных ресурсов, и по объемам научной и научно-педагогической работы и т.д. и т.п., можно утверждать, что практически ни одно из них не заслуживает того титула, который оно себе присвоило.

Моральная проблема заключается в том, чтобы правила, установленные нашим правительством, соблюдались бы им самим в полной мере, а не существовали бы для того, чтобы из них делать исключения.

Для решения политической и моральной проблем развития системы подготовки кадров в нашей стране в силу их субъективной природы необходима лишь политическая воля Правительства и Минобразования России.

Для решения финансовой проблемы в стране необходимо создать условия для появления механизмов негосударственного финансирования учебных заведений и кредитования обучения.

Проблемы технологического, концептуального и методологического характера должны решаться на уровне учебных заведений.

P.S.

Состоявшееся в середине прошлого года совещание Госсовета России, посвященное вопросам развития образования в нашей стране, к сожалению, напоминало, скорее, консилиум врачей в отделении паллиативной помощи. По большому счету и основной доклад, и выступления членов Госсовета были сосредоточены не на том, как оздоровить российское образование, а как не дать ему «умереть» сегодня. В самом деле, решение вопросов образовательной реформы отложено («врачи» пока не могут понять, к чему приведет «хирургическое вмешательство»), вопросы финансирования учебных заведений подменены вопросами «прибавки к жалованию» преподавателей, влияние внешних факторов на состояние и жизнедеятельность школ и вузов (таких, как международная конкуренция, демография, «утечка» мозгов, старение профессорско-преподавательского состава учебных заведений и т.п.) просто не рассматривалось. Создается впечатление, что руководство страны либо не представляет масштаба и глубины возможной социально-экономической катастрофы, либо не понимает ее суть. Видимо, оно не понимает, что государственная поддержка — это необязательно увеличение прямого финансирования, а государственный контроль и регулирование — это необязательно руководство из центра.

В свете этого, редакция журнала «Менеджмент в России и за рубежом» приглашает всех, кому есть что сказать и предложить по поводу решения обозначенных выше национальных и международных проблем подготовки высококвалифицированных кадров, высказываться на его страницах.

В.С.Ефремов

1 Портер М. Международная конкуренция/Пер. с англ./Под ред. и с предисловием В.Д.Щетинина. — М.: Международные отношения, 1993. — с. 679.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».