Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2002 год | Статьи из номера N3 / 2002

Коммунитарное государство: новая модель государственного менеджмента

Бурцев В.В.,

Креативная и в то же время потребительская культура “Я”, основанная прежде всего на растущей жажде творческого самовыражения - фундаментальная категория социума XXI века. Насегодняшнем этапе его развития интеллектуализация социально-хозяйственнойдеятельности, способствующая росту индивидуализма, отчужденности индивидов отнеадекватных современным условиям предписаний институализированной культуры,вместе с тем порождает относительно новые формы самовыражения.

Среди основных видов самовыражения особое место занимают социальное (создание новых видовсемьи, стилей любви и жизни, форм искусства, досуга и т.д.) и экономическое(организация новых форм бизнеса, занятости, включенности в хозяйственные связии т.д.). Институтам экономической и социальной власти (государство, церковь,семья, школа, предприятие) все более сложно удерживать в определенныхкультурных рамках перманентно растущую и обусловленную естественнымбиопсихосоциальным развитием человека общественную энергетику (пассионарность).

Общество вступает в стадию усложнения как вертикальных (авторитарных,насильственно навязываемых, иерархических) форм власти, так и горизонтальных(сетевых, договорных) и вместе с тем становится более сложным (если егорассматривать, например, в аспекте сегодняшней политической структуры),динамичным и непредсказуемым. Кроме того оно становится все более неподдающимсякакому либо точному описанию. Нет никаких оснований утверждать то, что обществостановится более цивилизованным, так же как и то, что оно движется к какой-либоанархии и распаду.

Сама категория экономической власти трансформируется изсистемы господства, удерживаемого одними общественными группами по отношению кдругим, в систему все более сложной взаимозависимости различных социальныхслоев и групп, систему отношений сил, многообразие, импульсивность,динамичность и глобальность (общераспространенность) которых повышаетвероятность изменения силовых соотношений между основными центрами мировойвласти, или глобальным экономическим игроками (ГЭИ) и возможностей ихпроявления. При этом горизонты цивилизационного развития дают ГЭИ новый импульспассионарности, новые условия игры, при которых их основные геостратегическиеинтересы сходятся на срединной земле, ее недрах, и каждый из ГЭИ вынужденбороться буквально за каждую пядь этой земли[1]. Втаких условиях разработка средств представления нового глобального социальногоустройства, а также определение адекватных структур управления постиндустриальнымобществом становится чрезвычайно актуальной задачей.

Основные принципы общественного развития в условиях глобализации

“Хоть убей, следа не видно,
Сбились мы, что делать нам?
В поле бес нас водит видно,
Да кружит по сторонам”

А.С. Пушкин

Многие исследователи-футурологи (напр.: T. Adorno, D.Bell, Z. Brzezinski, G. Marcuse, A. Toffler, U. Habermas, M. Horheimer и др.)пытались представить модель будущего общества, раскрыть перспективные тенденцииего развития. Не будем вдаваться в подробный анализ предложенных этимиспециалистами моделей социальной динамики, так как каждая из них вноситопределенный вклад в создание целостного представления о грядущей новойцивизизации. Помимо моделей социальной динамики, на наш взгляд, необходимоопределить и базовые ее принципы.

Следующие четыре базовых принципа (как четыре основныхсваи) общественного развития в современных условиях следует считать основными:

1) принцип плюрализма;

2) принцип импульсивности;

3) принцип динамичности;

4) принцип глобализма.

Определить данные принципыпозволяет не количественная оценка общественных явлений на основе статистики, аих качественный анализ с учетом определяющего воздействия на них экономическогои технологического способов производства. При этом следует заметить, что каждыйиз данных принципов касается тенденций принципиальных изменений базисасовременной общественно-экономической формации (т.е. изменений самихпроизводственных отношений), влекущих неизбежные грядущие изменения и в ееполитико-идеологической надстройке. Ниже представлена краткая характеристикавышеуказанных принципов и факторы, обуславливающие развитие современногообщества в соответствии с данными принципами.

1. Принципплюрализма заключается в многообразии форм и видов экономическогосамовыражения людей.

Основные факторы,обуславливающие действие принципа, следующие:

  1. Переход к “обществу знаний” (при котором в экономике вообще и трудовой деятельности в частности главную роль начинает грать созидание и использование знаний, или так называемого “интеллектуального капитала”), или сдвиг в сторону “знание-интенсивных” отраслей от капитало- и трудоинтенсивных и, вместе с тем, отчуждение индивида от общества (относительная исключенность человека из социальных связей, при котором утрачиваются взаимные обязательства людей по соблюдению социальных предписаний, утрачивается чувство общности, происходит рост безличных механизмов социальной связи, рост индивидуализма
  2. Технологические сдвиги в производстве и использовании энергии, а следовательно, в производстве веществ и материалов, в развитии транспортных систем, а также в средствах и методах передачи информации
  3. Увеличение множества коммуникаций (взаимодействий между людьми, бизнес-общения), информационно-насыщенных продуктов и услуг, передающихся с помощью средств электроники (компьютеризация общества)
  4. Увеличение множества форм организации бизнеса (например, появление электронной, или сетевой, экономики, распространение электронной кооперации, увеличение количества религиозных и семейных производственных команд, интеллектуальных рабочих и т.д.)
  5. Изменения в характере и содержании труда (например, перенесение профессиональной активности с заводов и учреждений в индивидуальные жилища работников, рост интеллектуализации труда, новый баланс полов и возрастов, повышенная эмоциональная нагрузка, новые формы мотивации и контроля труда, новые формы занятости, новые формы организации профсоюзов и т.д.)
  6. Распространение небольших, гибких и восприимчивых к нововведениям производственных систем, тенденция к дематериализации производства
  7. Возникновение новых форм участия работников в собственности, прибыли и управлении (происходящее в связи с возрастанием доли капитала, контролируемого теми, кто занят в данной организации)
  8. Новая структура общественного производства, увеличение доли в ВВП третичного сектора экономики (переход к так называемому “обществу услуг”)

Как утверждал Э. Дюркгейм, уменьшение коллективногомногообразия в Новое время между регионами, нациями и классами компенсировалосьувеличением многообразия на индивидуальном уровне. Для мира наших дней этоттезис отнюдь не потерял актуальность, а в условиях глобализации стал еще болеезначимым. Рост многообразия экономического самовыражения людей в современныхусловиях имеет вполне серьезные основания. Известно, что различные формысознания отражают различные стороны действительности. Например, экономическоебытие общества определяет экономическое сознание, а следовательно, и различныеформы и виды экономического самовыражения(т.е. активизации людей в сферах ихвключенности в производственные отношения). Усложнение же общественногоэкономического бытия, а также развитие и обогащение познавательных способностейлюдей ведут к бесконечному увеличению числа видов их экономическогосамовыражения. Но здесь имеется и обратная связь. В свою очередь, усложнениеэлементов экономики (как системы общественных отношений по поводу формирования,распределения, обмена и потребления результатов человеческой деятельности) и ихвзаимосвязей (что отчасти видно и из таблицы) обусловлено объективнымусложнением и развитием самого социума.

При этом производтвенные отношения (как способ соединенияфакторов производства) не просто воспринимают те импульсы к изменению, которыеобусловлены экономическим самовыражением людей (работников), т.е. основногоэлемента производительных сил, они в свою очередь оказывают активное обратноевоздействие на их развитие, ведут к еще большему многообразию средствпроизводства, плюрализму видов личных факторов производства, формэкономического самовыражения работников, а также к кардинальной трансформациисамой технологии и организации производства. Следует заметить также, чтоплюрализм самовыражения различных социальных групп делает их интересы все болеенесопоставимыми и множественными, что может инициировать в будущем множестволокальных конфликтов интересов (по силе проявления и последствиям -см. принципимпульсивности- эти локальные конфликты могут быть сопоставимы с мировымивойнами прошлого столетия).

2. Принципимпульсивности заключается в росте импульсивности экономическогосамовыражения и силы его проявления.

Основные факторы,обуславливающие действие принципа, следующие:

  1. Системное расслоение общества по уровню доходов (имущественное неравенство), трансформирующее структуру производительных сил (в данном случае - личных факторов производства), расширяющее границу между более импульсивными экономическими агентами, а точнее, способными (а следовательно, имущими) и неспособными (в большинстве своем неимущими) участвовать в новом общественном производстве, создавать и продавать новые конкурентоспособные товары (оказывать новые услуги)
  2. Рост безработицы (по мнению ряда авторитетных западных аналитиков, в наступившем столетии для функционирования мировой экономики будет достаточно 20 % населения) и социальной незащищенности широких слоев населения (даже бывшие европейские “государства всеобщего благоденствия” все более утрачивают функцию социальной поддержки населения, защиты слабых его категорий).

В соответствии с данным принципом возрастает вероятностьпотери контроля ГЭИ над нормальным функционированием мирохозяйственной системыи возникновением глобальной нестабильности. Косвенно это подтверждают недавние события в США. Все усилия жепродлить существование мировой капиталистической системы, разрушитьсверхгосударства и т.п. могут обернуться “выпуском джина из бутылки”. Вместе стем импульсивность самовыражения различных социальных групп (включаякриминальные сообщества) увеличивает вероятность возникновения принципиальноновых форм так называемых “опасных классов” (т.е. тех, кто беспокоит ГЭИ, людей,владеющих капиталом, правящих или принимающих решения), от чего еще болеевозрастает риск глобальной нестабильности в мирохозяйственной системе. Какзамечает профессор Иммануил Валлерстайн (США), “начнутся политическиеконвульсии, люди будут пытаться установить новые виды систем вместо действующихсегодня. <...> У нас будут крупные политические столкновения. Мы их уженаблюдаем. Но через десять-двадцать лет они будут гораздо серьезнее”.

3. Принципдинамичности заключается в росте динамичности, неустойчивости, изменчивостиэкономического самовыражения.

Основные факторы,обуславливающие действие принципа, следующие:

  1. Гибкость и подвижность информационных сетей;
  2. Многообразие финансовых инструментов и высокая степень их динамизма;
  3. Глобальная подвижность и неустойчивость мировых финансовых потоков;
  4. Глобальное нарастание неустойчивости (изменчивости и непредсказуемости) мировой финансовой системы, возникновение угрожающих кризисных тенденций, неспособность современных финансовых институтов (в том числе международных) эффективно их контролировать.

В соответствии с данным принципом следует отметить, чтомировая экономическая элита (ГЭИ и т.п.) в будущем, вероятно, также станетболее динамичной и открытой (временно). Четко структурированная организация(или бизнес-сообщество) как таковая будет отмирать. Мировые экономическиеакторы из четко структурированных и контролируемых ГЭИ штабов (государства,субгосударственные структуры, транснациональные финансовые центры и т.п.) малопо малу будут приобретать большую аморфность, превращаться в нечеткоструктурированные сетевые бизнес-структуры (так называемые гипертекстовыеорганизации), многообразие трансакций между которыми будет иметь характер болеединамичной игры, в ходе которой хаотично сталкивающиеся друг с другом тенденциибудут резче усиливать, изменять, переворачивать силовые соотношения. Хотягосударства и в будущем будут играть основную роль в ресурсообеспеченииэкономических и социально-политических схватках между основными ГЭИ. В то жевремя господствующие сегодня в мирохозяйственной системе ГЭИ (контролирующиегосударственные аппараты стран и посредством этого контроля “продавливающие”важнейшие экономические решения) вряд ли смогут в будущем обладать полнойвластью, вряд ли смогут иметь в своем распоряжении всю функциональную сетьбудущего общества, вряд ли смогут эффективно контролировать устремления всехважных этнических групп (которые могут локализовываться в разных уголках мира ив то же время не растворяться в принятой социально-политической среде, а использоватьее для достижения собственных целей), если формируемые ими глобальныеуправленческие системы (системы поддержания управляемости мировых рынков) небудут также более динамичными и гибкими.

4. Принципглобализма заключается в глобализации экономики и иных областейобщественных отношений.

Основные факторы,обуславливающие действие принципа, следующие:

  1. Стремительное развитие процесса транснационализации экономических связей, интеграция национальных финансовых рынков, беспрецендентное взаимопроникновение внутренней и внешней политики государств, которые все больше и больше зависят от мировых финансов (многие специалисты признают, что глобальная финансовая система больше не проводит границу между внутренней и внешней экономической политикой страны, обе они проникают друг в друга и формируют друг друга по мере того, как глобальные рынки переносят последствия внутренней политики любой страны также на экономики других стран), нацеленность элит на образование единого всеобщего мирового рынка.
  2. Относительное ослабление регулирования мировых финансовых рынков (при увеличении их объемов и оборотов операций, росте конкуренции между ними).
  3. Расширение мировой финансовой системы за счет вхождения в мировую экономику развивающихся стран (возрастает глобальная неустойчивость).
  4. Постоянное увеличение огромной массы капиталов (включая потоков капиталов между странами), крайняя подвижность которых (обусловленная возрастанием скорости перевода с одного рынка на другой) создает напряженную обстановку, высокая степень концентрации финансовых ресурсов как на макроэкономическом уровне (бюджетные системы государств и международных организаций), так и на глобальном уровне (межгосударственная экономическая интеграция, включая ее финансовую и валютную составляющую).
  5. Тенденция к концентрации капиталов, растущая автономизация глобальных коммерческих и финансовых конгломератов, или субгосударственных экономических субъектов (ТНК, ТНБ и др.), располагающих значительной финансовой властью, рост их влияния на народохозяйственные комплексы отдельных стран.
  6. Рост интенсивности финансовых трансакций, высокая степень мобильности и взаимосвязи финансовых рынков (например, кризис, первоначально возникший на каком-то одном рынке, может быстро распространиться на другие, что может иметь непредсказуемые последствия для всей мировой финансовой системы) на базе новейших информационных технологий.

В соответствии с этим принципом происходит какэкономическое, так и иное (политическое, религиозное и т.д.) сближение иинтеграция мелких национальных сообществ, образования новых укрупненныхсоциально-политических блоков. Прежняя система мировых координат,базировавшаяся на принципах суверенности национальных государств исамостоятельности национальных экономик (данные принципы в свое время снизиливероятность мировых революций), трансформируется в некую глобальнуюсложноподчиненную систему геоэкономически интегрированных национальныхпространств, стянутых ресурсными и финансовыми потоками между “новыми” формальными субъектами глобальногоуправления - нечетко структурированными (аморфными) сетевыми транснациональнымибизнес-системами (разного рода ассоциации ТНК, ТНБ и т.п.), являющимися своегорода системообразующими узлами в сети глобальной экономической паутины.Формируется некая глобалитарная “узловая” экономика со своими принципиальноновыми (экономическими) субъектами - “странами-системами”. При этом растетконкуренция между ними. В то же время принцип глобализации отнюдь не означаетоднородности или однотипности социально-экономического развития регионов. В принципе,в мире происходит двуединый процесс, состоящий из двух мощных, нопротивоположных тенденций: центростремительных или интеграционных, с однойстороны, центробежных, дезинтеграционных или децентралистских, с другой. Инымисловами, на одном уровне (или в одном аспекте) идет процессинтернационализации, а на другом - процесс регионализации, раздроблениягосударств, крупных государственных образований. Тенденция раздроблениягосударств (включая самую мощную сегодня социально-экономическую империю), ихпереход на новые системы управления в результате беспрецендентной борьбыосновных ГЭИ за срединную землю (хартленд) и ее недра пока еще малопрослеживается (ее первые симптомы - распад СССР), но со временем станеточевидна, хотя национальные правительства будут предпринимать все возможныемеры по торможению этого, можно сказать, объективного процесса (все империирано или поздно распадались, приоритетные формы лидерства как и правящие кланыв разных государствах в разные периоды истории всегда целенаправленно исистемно замещались путем разнообразных революций, военных переворотов,политических выборов и т.п.). Отчасти об этом свидетельствует великаясентябрьская трагедия в США. Вполне понятно, что тенденции развития однихрегиональных рынков прямо обуславливают логику финансовых трансакций во всехостальных регионах, ситуация же на других влияет лишь на локальныеэкономические процессы. В этом плане возникает новый феномен - “новаяукрупненная регионализация”, при которой различные мелкие региональные рынки, атакже региональные военные системы (армии, региональные военные блоки и т.д.)будут объединяться в более крупные и в то же время обособленные системы ивыполнять строго определенную функцию (в тех или иных геоэкономическихмероприятиях) в единой глобальной мирохозяйственной системе (при этом возможнаих определенная изоляция друг от друга). Но следует отметить, что разделение нарегиональные рынки, региональные союзы и объединения в современном миреглобального взаимодействия и взаимозависимости во многом носит условныйхарактер. Вместе с тем региональные рынки в соответствии с вышеуказаннымипринципами импульсивности и динамичности(усиливающими кризисные тенденции в мировой капиталистической системе) станутменее управляемыми, более “дикими”. Любые же попытки структурировать какую-либосистему управления, ввести правила, дающие гарантии собственности, или же какиелибо стандарты экономического поведения без учета основных аспектовпредлагаемой ниже модели корпоративного мира в силу вышеуказанных принципов плюрализма,импульсивности и динамизма (экономического самовыражения), вероятно, обреченына неудачу (что резко повышает вероятность возникновения новых -а такжеусиления старых- локальных войн и потери управления над ними).

Вышеуказанные принципы можно рассматривать как новыенаиболее общие правила общественного развития, учитывать которые необходимо приразработке концепции новой системы глобального социального управления. Снизитьриски социальной дезинтегации, обусловленные действием вышеуказанных принциповпозволит введение новых форм, новых моделей социальной организации.

Корпоративная система управления постиндустриальным обществом: геоэкономический пасьянс

“Поверьте, что мы не только абсолютного,
но более или менее даже законченного государства
еще не видели, все эмбрионы”

Ф.М. Достоевский

В условиях формирования постиндустриального общества рольосновных институтов социальной интеграции и государственности могут игратькорпорации - объединения юридических и физических лиц, в которых правасобственности разделены между ними, как между акционерами. Непосредственными жецентрами социальной интеграции (а точнее, квазиобщинами) в эпоху системнойглобализации (комплексной интеграции основных блоков государств) в предлагаемоймодели управления новой цивилизацией будут являться локализованные на уровнеопределенных административныххозяйственных районов, или АХР (в определенном порядке объединенных земель,провинций и т.п. - название этих по сути квазигосударственных образованийособой роли не имеет), отделения -филиалы и т.д.- этих корпораций (илиотдельные средние и малые корпоративные структуры в целом).

При создании АХР должны быть учтены хозяйственные и иныеособенности каждого субъекта базового федеративного государства, иххозяйственный потенциал -объем производства, инвестиционная привлекательность ит.д.-, хозяйственные связи, исторически сложившиеся между ними. При этомследует отметить, что управление по территориальному принципу на основе АХР небудет иметь ничего общего с автаркией, или хозяйственной замкнутостью отдельныхАХР. Для общей координации хозяйственным и социальным развитием в каждом АХРбудут образовываться советы корпораций(см. ниже). При этом собственниками корпораций (или корпоративных холдинговыхструктур) будут являться в той или иной мере большинство проживающих в АХРграждан (механизмам их участия -в том числе косвенным-, имущественным правам ит.д. будет посвящено отдельное исследование). Таким образом,административно-хозяйственными институциональными единицами в АХР будут являтьсякорпоративные холдинговые структуры, в которых влиятельные группы интересовнапрямую будут вовлечены как в процесс формирования, так и реализациисоциально-экономической политики (см. ниже). Следует отметить, что такая модельв определенной мере исключает многие негативные последствия такой, можносказать, “общемировой болезни” как лоббизм, при котором группы интересовдействуют лишь как “группы давления” и практически не связаны никакимиобязательствами перед обществом. И, хотя базой для таких корпораций (корпоративныххолдинговых структур) первоначально будут являться собственно бизнес-структуры(коммерческие организации и их объединения), в дальнейшем спектр ихдеятельности значительно расширится и они будут заниматься как хозяйственнымивопросами, так и вопросами социального обеспечения, охраны общественногопорядка, культурными, административно-надзорными и иными вопросамижизнедеятельности общества на локальных территориях АХР.

В принципе в представляемой модели возможной в будущем государственности на первом этапеформирования новой модели корпоративного косударства (или государствакорпораций) мы предполагаем три уровня государственного, а точнее,корпоративно-государственного управления: 1) общегосударственный, илинадкорпоративный, уровень; 2) уровень АХР; 3) муниципальный (местный) уровень.

Данные уровни и их особенности наглядно показаны на рис. 1(см. ниже).

В настоящей статье в силу значительного спектравозникающих вопросов по поводу общей организации системы власти уделим вниманиепервым двум уровням (при этом основное внимание уделим второму уровню, т.е.уровню АХР, так как именно на этом уровне будет реализован основной принципвозможной будущей государственности - самоуправление), третий затронем лишьотчасти.

Для реализации этой модели необходима многоуровневаяструктура принятия решений, предполагающая такую системуполитико-хозяйственного взаимодействия, которая, с одной стороны, обеспечит АХРвозможность самостоятельного принятия важных для них решений и установлениеправовой ответственности за их исполнение, а с другой - позволит центруопределять единую стратегию федеративного управления, но с учетом спецификирегиональных интересов. Следует учесть, что в целях организационной ифункциональной системности взаимодействие между частями корпоративного(общинного) государства при всей его сложности не должно иметь сегментированныйхарактер или характер “взаимопроникновения функций” (в целях установлениячеткой ответственности). При этом целостная система управления такимгосударством должна будет основываться на четких и обоснованных (основанных намаксимальном соблюдении интересов всех участников) правилах игры для всехвышеобозначенных уровней управления (включая различные предписания относительноопределения компетенций, их реализации и контроля).

Основные принципы построения вышеуказанного глобальногокорпоративного государства по нашему мнению, должны быть следующими:

  • деление государств на административные хозяйственные районы (территории) без учета национального признака (принцип исключения национально-териториального характера федерации, или национальных государственных образований). В связи с этим стоит отметить, что “витающая в воздухе” идея реформы государственного устройства, направленной на образование, так называемых, национально-культурных автономий (или, так сказать, “сшивание” федеральных округов по национально-культурному принципу, на мой взгляд, выглядит как один из первичных вариантов снижения межнациональной напряженности (создания условий национального равноправия в регионах, разрешения проблемы межнациональной конфликтности, создания предпосылок для реальной и по-настоящему добровольной интеграции всех национальностей и народностей). АХР будут представлять собой достаточно сложные конфедеративные (а точнее -квазиконфедеративные) хозяйственно-политико-правовые образования;
  • корпоративное самоуправление в АХР при жесткой контрольно-регулирующей роли органов общегосударственной власти (современный аналог - федеральная власть);
  • контрактная система работы в органах власти и управления всех уровней.

Общегосударственная(или конфедеральная) власть в государстве будет являться гарантом егоцелостности, разработчиком (совместно с нижестоящими уровнями) всеобщих “правилигры” (осуществление политической власти, выработка экономических нормативовдля АХР, обеспечивающих макроэкономическую эффективность и оптимальность всейнациональной экономики), в определенных случаях - их организатором иисполнителем (этот вопрос в силу своей многоаспектности и наличия на сей счетбольшого спектра мнений требует особого исследования), а также верховных контролером.

Общегосударственная(или конфедеральная) власть будет представлена Президентом. Речь не идет опостроении какого-то авторитарного государства или реконструкции диктатуры, нореальная управляемость государства - фундамент поступательного его развития(динамичного социально-экономического развития российского социума). В нашемпонимании только усиление президентского правления создаст реальные условия дляформирования эффективного государства. Так президентская экономическая политикадолжна формироваться на приоритетах производства продукции, соответствующейновому технологическому укладу. В целом, инновационный путь развития экономикипредполагает взаимосвязанное становление научно-технического, финансово-экономического,производственного, социального и институционального блоков. При этом “стержнем”всего этого должен быть государственный протекционизм, умелое направлениеразвития экономики к социально-ориентированному технологическому прорыву. Особуюроль играет государственная поддержка перспективных предприятий (инвестиции,госзаказы, льготы и т.д.).

В принципе государство должно расширить сферы воздействияна частный сектор по линии научно-технической, структурной и инновационнойпрезидентской политики. Например, в целях инновационного обновленияпроизводственной базы каждого государства целесообразно разработать комплексмер стимулирования инновационной активности наиболее значимых предприятий,например: освобождение от налогообложения части прибыли сырьевых предприятий,банков, финансовых организаций (в основном, занимающихся спекуляциями),направляемой на развитие наукоемкого производства; предоставление налоговыхкредитов предприятиям, расширяющим инновационную сферу (инвестирующим вперспективные технологии), формирование широкомасштабной системыгосударственных заказов (при их реальном обеспечении) в рамках целевыхкомплексных программ и т.д. При этом здесь очень важна полная согласованностьразличных видов президентской экономической политики. Иными словами, необходимацелая система государственной инновационной политики (правовая,методологическая, информационная, оргструктурная, кадровая,материально-финансовая составляющие). В то же время создание инновационнойсистемы требует и определенных бюджетных вложений. В целях концентрацииденежных ресурсов в данной сфере в условиях бюджетной ограниченности можно дажедопустить механизмы финансирования (инвестиции, займы и др.) наукоемкойстратегически важной промышленности со стороны иных сфер частного бизнеса поджестким эффективным совместным контролем Президента и кредиторов за законным,целевым и эффективным использованием этих источников.

В то же время необходимо укрепление контрольных полномочийПрезидента (центра), восстановление системы эффективного взаимодействия органовразличных ветвей власти всех уровней в деле государственного строительства. Вусловиях снижения доходной базы бюджета, территориальной дифференциациинаселения по уровню доходов, а регионов в целом - по экономическим и иным параметрамконтрольная роль центральной власти должна быть максимум усилена без потери ееэффективности.

Открыть рисунок "Предполагаемая структура власти и управления в государстве, основанном на общественном самоуправлении" (принципиальная схема) >>>

Таким образом все общинно- или общественно-государственноеуправление будет подразделяться на два относительно независимых уровня -политическую (президентский -высший- и федеральный уровни) иполитико-административную (уровень АХР) власть. При разработке же механизмов ихвзаимодействия необходимо учесть и максимально исключить условия ихпротиворечия. Такое деление власти призвано обеспечить системность и слаженностьобщественного управления. Организующая же и контролирующая рольобщегосударственной (конфедеральной) власти и лично Президента позволитпредотвратить возникновение так называемого “грабительского капитализма”, прикотором государство оказывается пленником мощных олигархических сил,устремления которых нацелены на приращение разного рода благ (в первую очередь- материальных) через каналы политической ренты. В современных условияхэкономический рост будет реален при гармонизацииобщенациональных интересов с интересами частных субъектов хозяйствования.Следует подчеркнуть, что усиление регулирования со стороны Президентапредполагает прежде всего стимулирование усилий субъектов рынка насозидательную деятельность в общенациональном смысле, т.е. на достижение нетолько частных (локальных), но и общественных (общенациональных) интересов. Вобщем и целом президентское регулирование экономики мы предлагаем каксовокупность следующих направлений (каждое из них включает множествосоставляющих): прогнозирование национальной экономики, определение целей ивозможностей экономического развития; выработка стратегий достижения заданныхцелей (социально-экономическая политика и т.д.); определение и результативноеприменение механизмов реализации данных стратегий; формирование системыгосударственных и негосударственных организационно-экономических структур;регламентацию хозяйственной жизни, т.е. задание ее правил (права, обязанности,круг возможностей, меры взаимной ответственности и т.д.), стандартов, кодексовповедения и т.д. Представляется целесообразным, что должна быть разработанастратегия и тактика президентского воздействия (регулирования) на экономику(хотя, в этом случае она будет смешанной), направленная на целевуюфундаментальную установку прорыва на международные рынки высокотехнологичной инаукоемкой продукции, а также на завоевание позиций, обеспечивающих живейшее иадекватное участие в формировании и распределении мирового дохода (для решениякак социальных, так и воспроизводственных задач государства). Общегосударственнаяисполнительная власть будет осуществлять свою деятельность на контрактнойоснове (о контрактной системе подробнее см. ниже).

Власть же на уровне АХР (котораяс полным правом может быть обозначена как общинно-государственная, или точнее,общественно-государственная) будет строиться на следующей основе:

  • главы муниципалитетов будут избираться непосредственно гражданами (прямые выборы). Здесь целесообразно сделать небольшое отступление, чтобы подчеркнуть, что самоуправление общества отнюдь не предполагает отсутствие всякой системной власти. В различных государствах такая модель уже доказала свою несостоятельность. Например, американцы (а в Америке, как известно, гражданское общество наиболее сильное и жизнеспособное) первоначально вообще хотели обойтись без постоянных государственных служащих, передав все властные полномочия собраниям граждан и выборным лицам, в первую очередь легислатурам. Однако довольно скоро они убедились, что выборные лица так же способны на злоупотребления, как и постоянные служащие, а отказ от профессиональных администраторов приводит дела в состояние хаоса. В нашем же понимании, отличительные признаки самоуправляемого общества следующие: а) разделение политической (общегосударственной) и административной власти (последнюю же на уровне АР будут осуществлять: корпорации как непосредственные представители народа, выразители именно народных интересов (функции исполнительной власти); законодательные собрания (функции администрирования в рамках производства законов, т.е. их разработки и принятия); судебные органы); б) наличие контрактной системы найма исполнительной власти (что предполагает реальную возможность реализации механизмов ее ответственности; при этом назначение на общегосударственные или политические должности также должно основываться на контрактной основе; оптимальный срок действия контракта - 2-3 года); в) наличие сильного общественного контроля (реализация модели “прозрачной”, т.е. подконтрольной людям бюрократии);
  • главы муниципалитетов в свою очередь будут выбирать главу АХР (это снизит возможности быть избранными для разного рода “залетных” политиков - чародеев (генералов, харизматических шарлотанов и т.п.), которые, естественно, не обременены всерьез нуждами коренного населения);
  • главы муниципалитетов и АХР, будучи избранными, тем не менее будут заключать заранее определенные контракты (контрактная система работы) как с народными представителями (соответствующими представительными органами власти), так и с общегосударственной (федеральной) властью. Основная цель таких контрактов - установление четких критериев оценки деятельности глав муниципалитетов и АХР, недостижение которых дает основания для их переизбрания. При этом инициатива переизбрания может исходить как снизу (представительные органы), так и сверху (по вертикали власти). Это также будет создавать условия для действенного общественного контроля за деятельностью глав администраций. С главой администрации, нарушившим условия контракта, будет немедленно расторгнут контракт (со всеми вытекающими последствиями - санкции и т.д.), при этом он будет лишен права своего повторного переизбрания. Следует отметить, что контракты должны быть непротиворечивы и основываться на соответствующей нормативно-правовой базе. В силу необходимости сохранения целостности государства при возникновении каких-либо противоречий или разногласий контракты между главами администраций АХР и общегосударственной властью будут иметь приоритет перед контрактами между главами администраций АХР и представительными органами АХР (как и контракты уровня АХР перед муниципальными);
  • главы администраций будут в свою очередь заключать контракты с представителями корпораций на выполнение последними определенных работ по управлению в АХР (будет реализовываться система корпоративного чиновничества или корпоративной администрации). При этом принципиальная модель контрактной системы найма исполнительной власти будет представлять собой совокупность процедур (правил), регулирующих все вопросы прохождения службы чиновников - от найма до увольнения (аналог - прохождение службы контрактниками в армии). Содержание каждой процедуры должно быть основано на конкретной роли того или иного чиновника (основные требования к личности, характер деятельности чиновника, его статус и т.д.). Во исполнение своих функций чиновник будет привлекать силы и средства своих корпораций (корпораций, представителем которых он будет являться). За чиновниками и корпорациями должен быть налажен жесткий общественный контроль (контроль за выполнением условий контрактов). Если чиновник и соответствующие корпорации не будут выполнять свои обязательства по контрактам (не будут справляться со своими обязанностями), они будут оперативно заменяться.

Все это обеспечит по крайней мере: 1) реальнуюдемократизацию состава государственной службы (перевод ее на уровеньобщественно-государственной), создание так называемой репрезентативнойадминистративной власти; 2) непосредственное участие народа (представителейкорпоративных структур) в выработке, принятии и выполнении решений пообщественно-государственному управлению; 3) возможность перевода на хозрасчет(самоокупаемость) структур исполнительной власти; 4) реализацию принципаприоритета профессиональных качеств служащих; 5) возможности для реальногорешения проблемы коррупции; 6) реализацию принципа ориентации на клиента(чиновник не будет “оторван от народа”); 7) адаптивную (приспособительную)направленность общественно-государственной службы к неопределенной и подвижнойсоциальной среде; 8) самодисциплину, механизмы политико-административнойотчетности; 9) решение этических вопросов и вопросов стандартизацииобщественно-государственного администрирования (появляется больше возможностейустановления конкретных этических норм и стандартов профессиональнойдеятельности служащих).

Главы администраций АХР и муниципалитетов будутосуществлять политическую власть, т.е. выполнять функции формирования иконтроля исполнения политики (стратегических решений общественного управления).

Чиновники же (или представители корпораций) вкупе со своимаппаратом (включая корпорации) будут осуществлять административную власть,выступать как независимые (но подотчетные по контракту) агентства, выполняющиечисто управленческие функции (решение указанных в контрактах задач по оказаниюобщественных услуг и т.д.). Представители корпораций через свои структуры будутосуществлять функции исполнительной власти в АХР. Здесь можно предусмотретьразличные инструменты, например:

  • организацию административно-хозяйственного управления в АХР на основе корпоративных межотраслевых объединений, включающих крупные и средние корпорации и подразделяющихся на отраслевые (промышленную, финансовую, энергетическую, страховую, торговую и т.д.) и межотраслеве специализированные профессиональные (по различным хозяйственным, социальным, культурным и иным вопросам) группы. При этом группы могут в свою очередь подразделяться на подгруппы и т.д. На муниципальном (территориальном) уровне каждая из групп будет иметь палаты. Все вышеперечисленные органы будут формировать объемы производства, определять межкорпоративные связи, связи с органами общегосударственного управления, распределять окружные (общегосударственные) заказы, кредиты и т.д. Для общей же координации хозяйственным и социальным развитием в каждом АХР будут образовываться советы корпораций. Они будут разрабатывать и осуществлять координацию исполнения перспективные и текущие планы хозяйственного развития АХР. При этом структура аппарата советов корпораций будет построена применительно к конкретным условиям АХР.
  • определение социальных (производственных) заказов (при этом клиентом здесь будет выступать сам народ, проживающий в АХР), разработка инструментов их исполнения (с привлечением бизнес-структур, физических лиц и т.д.), организация, регулирование и контроль их исполнения;
  • формирование общегосударственной (совместно с органами власти общегосударственного уровня) и территориальной (на уровне АХР) хозяйственной контрактной системы (здесь хозяйственный контракт - экономически- правовой инструмент хозяйствования и управления, регламентирующий взаимоотношения двух равноправных партнеров по договору: органов власти (общегосударственной, региональной) и корпорации-исполнителя (подрядчика);
  • создание с участием исполнительных органов и корпораций на определенных территориях АХР опорных “бизнес-каркасов” (или каркасов территориальных рынков; при этом основные структуры таких “бизнес-каркасов” могут быть следующими: территориальные залоговые фонды, биржи, банки, маркетингово-сбытовые центры, магазины, склады, фонды и т.д.) и систем участия корпораций в обеспечении разнообразных социально-экономических потребностей АХР (регионов) с применением интенсивных инновационных технологий и новых организационно-экономических решений и т.д.

И наконец, отметим, что при организации вышеописанноймодели следует учесть как минимум: 1) экономические, географические и иныеусловия регионов, включая уклад жизни (комплекс социальных, культурных,нравственных традиций, норм, правил и т.д.); 2) имеющийся потенциал власти(ресурсы, возможности и ограничения реализации принуждения, доверие социума);3) необходимость баланса интересов и ответственности между различнымисоциальными группами, системы мотивации деятельности; 4) необходимостьадекватной системы общественно-государственного контроля.

Предложенная выше модель государственности на основе общественного самоуправления, хотя и отчасти, но может решить следующие политические проблемы:

1) соперничества между властью и бизнесом (в большей мере проявляющуюся в американской модели управления экономикой);

2) гипертрофированного преобладания власти над бизнесом (приводить примеры нет нужды);

3) отчужденности общества и власти.

На данном этапе строительства Корпоративной коммунитарнойконфедерации за каждым из составляющих ее государств будут закреплены всенеобходимые для его развития ресурсы, а именно:

  1. политические ресурсы (государственные органы, дружественные политические объединения, субъекты личной унии и др.);
  2. национальные денежные фонды (централизованные и децентрализованные) и материальное богатство (основные фонды, запасы предметов труда и предметов потребления, личное имущество населения, золото-валютные и иные резервы и др.);
  3. военные ресурсы государства (ВПК, результаты участия в военных блоках, личный состав, военные базы и др.);
  4. кадровые ресурсы (партия власти, бизнес-элита, диаспора в регионах мира);
  5. основная финансовая (бюджетная система, кредитно-финансовые институты и др.), производственная (транспортные системы, системы связи, системы материально-технического обеспечения, включая энергообеспечение и др.) и социальная (ЖКХ, системы здравоохранения и образования и др.) инфраструктура (в том числе за рубежом);
  6. национальное нематериальное богатство (научный, образовательный, квалификационный потенциал, объекты промышленной собственности, имущественными правами на пользование чем-либо, программные продукты и т.д.;
  7. системы участия (размеры квот и т.д.) государства в международных совещательных институтах (Б8, ООН и ее специализированные учреждения, ВТО, ОЭСР и др.);
  8. динамика (рост) положительных финансовых потоков государства, ВНП, НД, инвестиций и иных экономических потоковых показателей;
  9. инфраструктура основных промышленных регионов государства, их товарные и финансовые рынки;
  10. внутрирегиональные, межрегиональные и транснациональные корпорации и банки, контрольный пакет акций в которых принадлежит субъектам государства;
  11. стратегические союзники государства и их ресурсы (в том числе территории);
  12. имущество зарубежных аффилированных лиц;
  13. стратегический капитал, дающий государству возможность выхода на высший уровень глобальной геоэкономической игры (данный показатель заключает в себе конечный итог или результат управления всеми остальными ресурсами государства, в совокупности являющимися личными, информационными, материальными, нематериальными, финансовыми и иными факторами производительных сил государства; их взаимодействие выражается в технологиях организации государства).

На втором этапе построения Корпоративнойкоммунитарной конфедерации мы предлагаем отказ от принципа территориальностигосударственного строения (т.е. исключение любого статуса внутригосударственныхадминистративно-территориальных образований). Иными словами, образование АХРсоздаст необходимые предпосылки для перехода к посттерриториальномугосударственного управления на основе административных хозяйств(АХ) в целях разрешения многочисленных проблем “удельных княжеств” (самодурствои произвол местной бюрократии и т.д.) и предотвращения опасностей возникновениянеэфеодализма. Идея заключается в том, что на определенные управленческиеорганы (советы, директораты и т.п.), создаваемые народными корпоративнымиструктурами (посредством прямых или косвенных выборов среди непосредственныхучастников -акционеров- этих структур, или определенных корпоративныхобъединений) без привязки к территориям,будут возложены функции по организации и поддержанию необходимых условий жизнисвоих участников, или акционеров, (социальная защита, правовое регулированиетех или иных областей их жизни и деятельности и т.д.), а по определеннымдоговоренностям - и участников иных корпоративных структур, независимо от ихместожительства (через свои территориальные структуры). Административнымихозяйствами и будут называться корпоративные структуры (объединения) и ихуправленческие структуры (директораты). При этом территориальные органы власти,осуществляющие правовое регулирование тех или иных областей общественной жизнина подведомственных им территориях, будут соответственно упразднены. Ролькоординатора общественного управления и развития будут играть особые корпоративные Советы. Схематично этопоказано на рис.2. В принципе, поднятый выше вопрос (об исключении принципатерриториальной дифференциации государства) в связи с его значительнойсложностью и неоднозначностью требует самостоятельного глубокого исследования.

Построение Корпоративной коммунитарной конфедерации соответствует марксистской концепцией о неизбежной гибели капитализма и переходе общества на новую формацию. На третьем этапе ее формирования единая система социальной организации примет вид, наглядно представленный на рис 3.

Предполагаемая структура власти и управления в государстве без его территориальной дифференциации

Рис.2. Предполагаемая структура власти иуправления в государстве без еготерриториальной дифференциации

В предполагаемой новой мирохозяйственной корпоративнойсистеме корпорации как таковые (лат. corporatio- объединение) окончательно утратят свою чисто хозяйственную первооснову изаймутся всем спектром социального управления, т.е. реализацией: 1)социально-экономической политики, направленной на производство необходимыхматериальных благ; 2) социально-культурной политики, направленной напроизводство духовных благ и обеспечение гармоничного социального развития; 3)политики в области административного управления обществом, направленной недостижение общих целей социального развития. Следует отметить, что предложеннаясистема управления должна предусматривать принципиально новые формы реализациивзаимодействия и развития отношений социального управления, выраженных в праве,принципах управления, целях, функциях, структурах, методах, процессах имеханизмах общественного управления. В данной статье не стоит задача раскрытияатрибутов управления корпоративной мирохозяйственной системой, скажу лишь, чтов предлагаемой концепции мироустройства понятия власти (потенциал, механизм,структура и т.д.), экономики (потенциал, механизм, качество жизни и т.д.) иполитики (сущность социального прогресса, баланс интересов, жизненный уклад ит.д.) должны быть кардинально пересмотрены, а организационно-экономические исоциально экономические, производственные отношения должны быть,соответственно, качественно иными. Рамки статьи позволяют лишь указать наиболееобщие фундаментальные признаки предлагаемой системы мирохозяйственногоустройства. Итак, будущий корпоративный социохозяйственныйуклад должен базироваться на следующем:

  • единая для всех диктатура корпоративного Закона (права), т.е. не диктатура большинства над меньшинством, не диктатура меньшинства над большинством, не отсутствие всякой диктатуры (что противоречит любой человеческой общности), а именно - диктатура Закона (права) над всеми... При этом Закон (в широком смысле - система нормативно-правовых актов) не должен быть самодостаточен, т.е. право не должно являться самоцелью, а должно служить народу; 

Принципиальная (без деталей) схема основных звеньев политической управленческой системы Всемирной корпоративной коммунитарной конфедерации

Рис. 3. Принципиальная (без деталей) схема основных звеньев политической управленческой системы Всемирной корпоративной коммунитарной конфедерации

  • акционерная (или, точнее, корпоративная) форма собственности на средства производства (а точнее - на производственные ресурсы) и результаты корпоративной деятельности по поводу производства материально-вещественных и иных благ. Здесь акционерная (корпоративная) собственность, в экономическом понимании, - это количественная величина, суммирующая стандартные единицы прав собственности на те или иные факторы (ресурсы) и результаты деятельности в той или иной корпоративной структуре. Акция же - это свидетельство тех или иных прав собственности ее владельца. Акционерная (корпоративная) собственность будет предусматривать особые правила удовлетворения материально-вещественных прав собственников и их прав на получение определенных социальных благ (материально-вещественные права будут обуславливать права на определенные социальные блага в корпоративном сообществе) при условии делегирования непосредственных функций организации производства и социального управления выборным органам (лицам) только на контрактной основе. При этом в механизмах распределения собственности и осуществления прав собственника в корпорациях необходимо исключить возможности проведения какой-либо дискриминационной политики в отношении миноритарных акционеров (собственников). В принципе, должны быть разработаны оптимальные модели, предусматривающие: большое число небольших участников (никто из них не будет владеть крупной долей в одиночку), равный доступ всех к информации, действенную юридическую систему защиты прав собственников, высокое развитие рынков (включая электронных) акционерного капитала (в качестве отправной точки -совершенствования- может служить аутсайдеровская модель корпоративного управления в США);
  • координационный механизм хозяйственной и иной деятельностью, основанный на корпоративных Советах - представительных органов корпоративных сообществ (Советы будут призваны выражать интересы и волю всех участников корпоративных сообществ). При этом не исключены и конкурентные механизмы функционирования системы.

Наличие конкуренциимежду различными корпоративными системами одногоуровня (между объединениями работников, между собственно корпорациями, темиили иными объединениями корпораций и т.д.) в процессе их функционирования (поудовлетворению тех или иных общественных благ) - обязательное условие системы,первая предпосылка господства корпоративных тех корпоративных структур, которыеудовлетворяют общественные потребности наилучшим образом (т.е. с наибольшимэкономическим, экологическим, социальным, технологическим и т.д. эффектом);

  • квазитерриториальная система организации проживания людей. Административно-территориальные единицы будут заменены на административно-корпоративные. Вместо тех или иных населенных пунктов, будут значиться корпоративные центры. Понятие же административной территории как “земельного пространства с определенными границами” трансформируется в понятие административной территории как “корпоративного пространства определенной конфигурации”).

В заключениеотметим, что закономерным итогом краха практического воплощениякоммунистической идеологии в странах “Восточного блока” и системного кризисасовременного капитализма явился поиск так называемого “третьего пути” развитиячеловечества. Среди сторонников “третьего пути” - широкий круг общественныхдеятелей, включая экс-президента США Б. Клинтона, премьер-министра Англии Т.Блэра, канцлера Германии Г. Шредера и др. Согласно опубликованному в 2001г.“Социал-демократическому манифесту”, идейными вдохновителями которого являютсяТ. Блэр и Г. Шредер, одной из целей государства будущего должна статьсоциальная ориентация рыночной экономики, способствующая формированию новогообщества, отличного от социалистически-государственного и капиталистически-рыночного.Предлагаемая же выше модель нового социального устройства вполне созвучнаосновополагающим ценностям концептуалистов “третьего пути”, выгодно отличаясьнаработкой взаимосвязанного комплекса конкретных методов ее практическойреализации. При этом достаточно ясно представляются также и контуры новой-шестой- общественной формации, которая будет зарождаться в результатеглобализации, образования корпоративных государств, их интеграции иформирования единого корпоративного мира.

[1] Ведь, как спреведливо считал британский географ иполитик сэр Г. Макиндер, евразийское пространство (Евразия) является “осьюмировой политики”. Он сформулировал свою позицию в ставшем известном тезисе:тот, кто контролирует Восточную Европу, тот контролирует хартленд; ктоконтролирует хартленд, тот контролирует мировой остров; кто контролируетмировой остров, тот контролирует весь мир. Остается лишь добавить, что в светегрядущих климатических  трансформаций вмире (глобальное потепление и т.д.) пространство “мирового острова” к серединеXXI века существенно сократится (по крайней мере об этом говорят специалисты),что делает данный тезис сэра Г. Макиндера еще более актуальным.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».