Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2002 год | Статьи из номера N3 / 2002

Профессиональная подготовка медиапродюссеров

Огурчиков П.К., Падейский В.В.,

В последнее время в нашей стране появились десятки новых профессий. Рыночная экономика востребовала не только специалистов по бирже и финансовому анализу. В штатных расписаниях сотен производственных компаний прочно заняли свое место такие специальности, как медиапланер и логистик, конфликтолог и маркетолог. Подобные изменения произошли и в сфере кино- и телепроизводства. В первую очередь это коснулось звеньев управления и организации сотен телекомпаний и творческих студий.

Созданием различных жанровых телепрограмм, музыкальных и рекламных клипов занимаются тысячи менеджеров различного уровня подготовки и квалификации. Однако далеко не все они пришли в российский телебизнес из структур прежнего государственного телевещания и имеют опыт реального телепроизводства. Подобно Константину Эрнсту, генеральному директору ОРТ, многие телепредприниматели пришли в новое российское телевидение из академической науки, экономики и техники. Это объяснялось не только особенностями трансформации бюджетного телевещания в коммерческое, темпами развития рынка рекламных сообщений, но и общим характером развития экономики страны, сменой социального заказа. Большинство новых независимых телекомпаний пришли в эфир после длительной работы в области создания рекламы и клипов.

Периодформирования нового жанрового состава телеэкрана был характерен избыткомзарубежной лицензионной видеопродукции, демпингом экранных программотносительно низкого качества. Подобные передачи сравнительно легкоформировались из сложившихся эстрадных номеров, театральных постановок,публицистики, пульсирующей на пиках финансовой и политической активности.

Потребностьв профессиональных медиапродюсерах стала актуальна в связи с окончательнойкоммерциализацией большинства телеканалов, с завершением формирования рынкарекламных сообщений и спонсорских капиталов. Эфир стал конкурентоспособным. Заниматьсятелепроизводством для подобных каналов могут только предприниматели, имеющиепрофессиональную подготовку. Однако программа такой подготовки имеет рядаспектов, связанных со спецификой телевещания, особенностями экономикисовременного телерынка. Сама формула профессии предполагает компетентность втворческих, производственных и организационных вопросах. Появление подобныхсинтетических профессий — требование современного рынка. И наиболее важнымаспектом этой проблемы является сочетание креативного и прагматично-рыночногоначал. Подобный аспект существенно влияет на выбор базисного образования дляподготовки медиапродюсеров. Очевидно, что возможно два равноценных направления:рассматривать телепродюсерскую специализацию как завершение творческогообразования для авторов или режиссеров-постановщиков, либо прививать основныепринципы креативного мышления практикам — организаторам производства,экономистам, инженерам. Сложность современных экранных технологий предполагаетподобную двухлетнюю программу как завершающий этап комплекса образования иподготовки организаторов экранного производства.

В своейработе «ГТК-ГИК-ВГИК» выдающийся режиссер и педагог Сергей Эйзенштейн настаивална подобной трехступенчатой циклической подготовке. Согласно его предположениямвозможность отбора творческих кадров не должна быть ограничена рамкамитрадиционного обучения во ВГИКе, следовало бы существенно расширить сферуподготовки и творческой селекции экранных специалистов на этапе среднего илисреднего специального образования. Третий этап — своеобразная академиятворческих и организаторских кадров.

Руководствуясьэтими положениями, ВГИК уже пять лет проводит профессиональное обучениеучащихся старших классов на базе одной из московских средних школ, в рамкахспециализации «менеджер кино» и «менеджер — редактор ТВ». Учащиеся подобныхспециализированных классов набираются во всех районах Москвы на основе конкурсаи получают подготовку с привлечением ведущих педагогов ВГИКа. Выпускники школыне только поступают во ВГИК, но и пополняют штаты независимых теле- ирадиокомпаний.

Созданиепродюсерских мастерских могло бы стать одной из форм реализации третьего этапаподготовки, скоординированной с условиями современных рыночных отношений.Современный экран должен отражать все реальные запросы общества, реализоватьлюбой социальный заказ. Основные функции телевидения, его неоспоримая жанроваявсеядность предполагают, что наряду с выпускниками ВГИКа в мастерскойтелепродюсеров по результатам творческого конкурса могут быть представлены инаиболее одаренные и склонные к предпринимательству специалисты другихспециальностей: журналисты, редакторы, литераторы, шоумены. Интересыгосударственных структур  могли быпредставлять лица, имеющие высшее военное и юридическое образование, службыспасателей и налоговиков.

Современныйанализ информационных рынков Запада показывает доминирующее значениемедиагрупп, возникших на основе каналов вещания и включающих в себя не толькотелекомпании вещания и производителей, но и кинокомпании Голливуда, известныеиздательства, шоуагентства и даже парки развлечений. Однако длительный опыторганизации подобных творческих мастерских указывает на то, что в основе наборалежит не только принцип базовой специализации, не социально-культурная основа,а интеллектуальная общность, жизненная позиция, творческая ментальность.

Содержательнаясторона подготовки медиапродюсеров в специализированной мастерской состоит, нанаш взгляд, в следующем. Занятия с мастером являются ос новополагающими дляформирования профессиональных навыков, они имеют семинарский или дискуссионныйхарактер. Однако многожанровость современного телеэкрана подсказываетнеобходимость в расширении подобного процесса путем введения дополнительныхмастер-классов, дифференцированных по различным жанрам существующеготелерепертуара. Значительную роль в подготовке разносторонних телеспециалистовмогло бы сыграть привлечение к преподаванию продюсеров, специализирующихся вобласти постановки телероманов, детективных серий, организации информационныхслужб, новостных каналов, производства рекламы и эстрады, различных номинацийтелетеатра. Главная цель — ретроспективный обзор и анализ различныхтелепроектов.

Помимомастер-кypca в программу  обучения  предполагается ввести несколько пакетовобразовательных дисциплин: общегуманитарных, общепрофессиональных испециальных.

Пакет  общегуманитарных предметов  включает в себя наиболее общие и вместе с тем базовые образовательныепредметы,  и в первую очередь историюискусств и историю мирового кино.

Современноетелевидение не только широко использует кинопроизведения разных стран, но ипостоянно расширяет диапазон программ, так или иначе связанных с кино.Использование имиджа известных киноактеров, цитирование синхронов популярныхкинофильмов в контексте телециклов любого жанра значительно повышает эстетикумалого экрана.

Знание основэкранной культуры, многих аспектов философии, в том числе и эстетики, не толькообязаны поднять образовательный уровень будущих телепродюсеров, но изначительно облегчить пути поиска и создания концепции новых экранныхпроизведений.

Но еслисоздание концепции телецикла — прерогатива самого продюсера, то разработкаконкретного формата телепроизведения всецело связана с креативнымивозможностями творческой команды телепроекта. Построение подобного коллектива,разработка и регламентация производственных обязанностей каждого исполнителя врамках единого созидательного процесса зависит от продюсера. Существеннуюпомощь в создании плодотворной атмосферы призваны оказать курсы психологиитворчества и этика общения.

Пакетобщепрофессиональных предметов включает в себя ряд основополагающихдисциплин, связанных с телепроизводством. Требования, предъявляемые ксовременному экранному продукту, достаточно высоки. Престижность эфирныхпозиций во многом определяется степенью оригинальности и зрелищности,актуальностью выбора тем и художественностью дизайна. Важное значение дляформирования профессиональных качеств продюсера имеет знание основныхвыразительных средств телевидения, освоение главных телетехнологий:репортажной, трансляционной и постановочной.

СпецификаВГИКа может и должна сказаться на выборе приоритета целей образования. Следуетполагать, что ориентация учебного процесса будет нацелена не на журналистику,не на работу с информационными потоками, а на основы постановочного мастерства:законы построения драматургии, формы и методы режиссуры, приемы операторскогоискусства.

Позитивноевлияние на формирование качеств продюсера окажет и знакомство с новымиизобразительными технологиями, и в первую очередь с основами компьютернойграфики.

Существенным  фактором в  подготовке  телепродюсера является знакомство с основамисовременной экономики, и в первую очередь экономики телевидения.

Пакетспециальных предметов включает в себя несколько групп дисциплин, несвязанных с экранным производством.

Реализациялюбого телепроекта во многом определяется степенью компетентности в созданиистартового пакета документов, и в первую очередь бизнес-плана.   Современный бизнес-план — это не простоотражение этики деловых отношений, это реальный инструмент для поиска деловыхпартнеров, наиболее объективное  руководство   к действию. Процесссоздания подобного документа определяется профессионализмом самого предпринимателя,уровнем знаний в области маркетинга и   менеджмента, знанием основ инвестирования и знакомством с финансовым икредитным делом.

Значительныйобъем учебного времени уделяется и правовому образованию телепродюсера нетолько в области авторского и рекламного законодательства, но и в сферетрудовых отношений, в области контрактного найма.

Существенноевлияние на формирование телепродюсера окажут такие предметы, как основыуправления и организация телевещания, бухгалтерский учет и аудит, современное медиапланирование.

Особенностьсовременного телепроизводства состоит в использовании огромного арсеналасъемочной и монтажной телетехники, различных систем и форматов записи. Знаниеособенностей и аппаратурных возможностей как аналоговой, так и цифровой техникисущественно облегчает деятельность телепродюсера.

Весь учебныйкурс предполагается ограничить объемом в 600 учебных часов лекционных исеминарских занятий.

Дипломноепроектирование. В отличие от кинематографа телепроекты несравненно менеемасштабны по своим финансовым и производственным показателям. Преимуществотелевидения заключается в разнообразии жанров и форматов.

В качестведипломной работы студенты продюсерской специализации могут предъявлять непросто теоретическую разработку, а реальное экранное произведение, по объемувполне сопоставимое с курсовой работой студентов-режиссеров. Подобным экраннымотчетом может быть и один из эпизодов сериала, и пилотный выпуск цикла, ирекламный видеобуклет. В формат подобного проектирования хорошо вписывается исоздание музыкального клипа и даже пакет малоформатных рекламных обращений,созданных в рамках единой рекламной кампании. Подобный проект можетреализоваться как в процессе обучения в мастерской, так и самостоятельно врамках продюсерских программ независимых телекомпаний и каналов вещания.

Работа наддипломным проектом начинается во втором семестре обучения. К концу первогоучебного года студент обязан представить творческое и экономическое обоснованиепроекта. В творческом обосновании будущий продюсер обязан предоставить все  основные сведения о жанре избранногоэкранного произведения. В нем проводится ретроспективный анализ подобныхпроектов, реализованных на различных каналах ЦТК, к обоснованию прилагаютсяосновные иллюстративные материалы, ннепосредственно связанные с оформлением, идаже материалы видеопроб.

Экономическоеобоснование содержит конкретные цифры, связанные с реализацией проекта, оценкуэффективности проектирования, проведенную на базе аналитических программ типаExpert project и Marketing project, а также пакеты финансовых документов играфики, необходимые для объективного менеджмента, и в итоге ляжет в основубизнес-плана проекта.

Подобнаядетализация на первом году обучения позволит интенсивней формировать творческиеи организационные навыки будущих телепродюсеров.

По итогампредварительной защиты теоретических обоснований следует провести промежуточнуюквалификацию студентов на креативных и исполнительских продюсеров. В случаенезавершения диплома по финансовым или производственным причинам, подобнаясертификация призвана значительно облегчить поиск работы, связанной стелепроизводством.

Подобныйспособ формирования творческих и организационных эшелонов кинематографа былпредложен и Сергеем Эйзенштейном в работе «Программа преподавания теории ипрактики режиссуры». Правда, следует отметить, что подобная творческая селекцияпроизводственных кадров с присвоением им квалификации ассистентов и помощниковрежиссеров была предложена в эпоху, когда на всех студиях страны создавалось7-9 картин в год. Потребности современного телеэкрана — тысячи свежих иоригинальных экранных произведений.

Реализациядипломного проекта во многом облегчается собственными постановочнымивозможностями ВГИКа, с его мощной постановочной базой, павильонным хозяйством иаппаратурными ресурсами учебной студии. Реализация проекта телепродюсера польготным, учебным тарифам значительно упрощает бюджет постановки.

Позитивноевлияние на реализацию, несомненно, оказывает и возможность привлечения студентовинститута различных специальностей в качестве участников постановки.

Если поискисточников финансирования и формирование финансовых обязательств должныпроходить в начале второго года обучения, то экранную реализацию предполагаетсяограничить рамками четвертого семестра обучения.

В качествечленов  экзаменационных и дипломныхкомиссий предполагается привлекать не только ведущих педагогов и деятелей кино-и телеискусства, но и   видныхпродюсеров, менеджеров и руководителей отечественного телевещания высшихрангов.

В заключениеследует отметить, что созданием подобных программ обучения современныхпредпринимателей в непроизводственной сфере занимается ряд вузов, в том числетакие известные, как РАТИ и МГУК. В них уже несколько лет проходят подготовкубудущие продюсеры шоу-бизнеса. Следует ожидать, что подобная специальностьбудет утверждена Министерством образования РФ и для кинематографа, и длятелевидения.

Еще однимподтверждением правильности подобного выбора новых специализаций для ВГИКаявился договор о творческом сотрудничестве со Славянским университетом в Софии.Потребность в подготовке гуманитарных кадров для современного медиарынкаБолгарии побудило ректорат университета предложить ВГИКу организовать дляболгарских слушателей заочно-дистанционную форму подготовки продюсеровспециальной среды и специалистов в области операторского искусства.

Следуетотметить, что престиж ВГИКа в Болгарии довольно велик — за время сотрудничествамежду СССР и НРБ в стенах ВГИКа было подготовлено более 100 специалистов вобласти экранных искусств.

Предлагаемаяныне форма обучения будет опираться на базовые программы ВГИКа, причемпланируется ежегодно проводить по 2 двадцатидневные сессии. Для проведения этихсессий первые годы обучения преподаватели ВГИКа будут выезжать в Софию, вторыедва года ВГИК ждет болгарских студентов в своих аудиториях.

Значительнуючасть общеобразовательных предметов будут вести и болгарские коллеги.

Средствамассовой информации в Болгарии менее динамично реагируют на перемены вэкономическом укладе страны: большинство каналов находятся под традиционнымфинансовым и правовым патронажем государства. Однако успех первых коммерческихтелестанций, а также широкомасштабный проект Руперта Мэрдока по запуску общеразвлекательноготелеканала в Болгарии по еврообразцу создает предпосылки для интенсивногоразвития болгарского вещания и телепроизводства.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».