Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2002 год | Статьи из номера N5 / 2002

Совершенствование управления в регионах России на основе создания бизнес-инкубаторов

Иваницкий А.Ю., Ежкин Л.В.,

Современный этап развития экономики страны наряду с многими факторами характеризуется также и тем, что государство, определяя направления отечественной экономической политики, должно в полной мере учитывать возможности происходящих в стране бизнес-процессов и, соответственно, создавать условия для привлечения предпринимательских структур к решению существующих хозяйственных проблем.

Методические и практические проработки показывают, что предпринимательство, особенно средний и малый бизнес, должно стать основным проводником в жизнь целей устойчивого социально-экономического развития в регионах страны, так как именно в них сосредоточены ее главные потенциальные деловые ресурсы.

Поэтому, с одной стороны, местным и федеральным органам государственной власти следует улучшить условия бизнес-процессов в регионах, а также полнее использовать возможности коммерческих структур в преодолении негативных хозяйственных явлений. С другой стороны, самим деловым людям, предпринимательским объединениям, бизнес-союзам необходимо повысить свое участие в создании условий для выживания общества и развития экономики страны. При этом нужно исходить из проверенных мировым опытом принципов успешного влияния государства на позитивные структурные экономические преобразования, ради которых, собственно, и проводятся реформы [1].

При формировании научно-практическогоподхода к созданию системы бизнес-управления в народно-хозяйственном комплексестраны можно воспользоваться основными положениями методических разработок поиндикативному управлению. По нашему мнению, именно методы индикативногоуправления на современном этапе развития хозяйства России могут бытьиспользованы для обеспечения экономического регулирования бизнес-процессов —как комплекса в целом, так и каждого участника хозяйственной деятельности вотдельности.

Формирование экономики иинституциональные преобразования, осуществляемые в России, ведут к тому, чтодирективное (императивное) планирование, которое использовали многие страны напротяжении длительного периода, уже потеряло свои ключевые позиции и становитсяневостребованным. Кроме того, возникновение в России рыночной экономики,создание частных компаний, смешанных акционерных обществ, корпораций икорпоративных образований коренным образом меняют функции региональногоруководства.

Формирующееся сегодняиндикативное планирование объединяет с планированием императивным лишь то, чтокак в том, так и в другом случае речь идет об определенной направленнойдеятельности государства в хозяйственных процессах [3]. Индикативноепланирование — это метод руководства государственной хозяйственной политикой вусловиях реально действующего рынка, совместимый с частным предпринимательствоми использующий хозяйственно-экономические инструменты для негосударственных исовместных объединений в форме акционерных обществ, товариществ и т.д. [2].

Российское государство сегодня— это сложная структурированная экономическая система ведомств и организаций,поэтому в планировании государственной хозяйственной политики, точно так же,как и в планировании на крупном предприятии, соединяется момент стратегическойкоординации деятельных хозяйственных шагов в ближайшем и отдаленном будущем смоментом координации деятельности различных самостоятельных элементовбизнес-системы, т.е. скорее осуществляются функции дирижера-помощника, чемплановика.

Для осуществления коммерческогоуправления в системах индикативного планирования западных стран часто можновстретиться с практикой создания планирующего органа, который находится в своейдеятельности между развитием бизнеса и социальной сферой (Франция,Великобритания, Япония, Швеция, Германия и т.д.) [4]. Следует при этомотметить, что основная разница между предпринимательским планированием ипланированием государственным в рыночных условиях в частности заложена в самойнароднохозяйственной мотивации коммерческого управления и в определениистратегических целей развития страны и регионов.

Отношения между планом и рынкомчасто могут не быть противоречивыми, когда, например, цель плана — создать илиобновить рынок, способствовать созданию благоприятных условий для деятельностина нем предпринимателей. В России в настоящее время сценарий проводимойрадикальной экономической реформы фактически уже является планом формированияреального рынка.

Существующие инструментыэкономического анализа позволяют сегодня выделить и определять отдельныестороны предпринимательской экономической деятельности и ее отношение к каждойконкретной стороне хозяйственной жизни в стране. Основная проблема состоит втом, что принятие рыночных решений в центре по отношению к предпринимателямдолжно, как правило, учитывать основные бизнес-решения в их динамическойвзаимосвязи.

В частности, воФранции фирмы и корпорации или, по крайней мере, самые крупные из них всегдаучитывают индикативный план при разработке собственных долгосрочных программдеятельности. Такой подход часто позволяет добиться эффективного коммерческогосотрудничества, в первую очередь между различными участками госсектора ичастного бизнеса. Выработка плана таким способом дала возможность позитивноперестраивать административный аппарат Франции, который сегодня стал все большеотражать взаимозависимость различных хозяйственных сфер и долгосрочныхпоследствий принимаемых экономических решений [5].

Какпоказывает мировая практика, системные модели индикативного планирования впервую очередь предназначены для решения глобальных или хотя быкрупномасштабных региональных задач в условиях децентрализованных рыночныхмеханизмов хозяйствования. В частности, основанная на них технологияруководства является эффективным инструментом формирования и управленияреализацией многих отраслевых программ развития.

Главнаяфункция индикативных планов состоит в том, чтобы обрисовать допустимый ижелательный путь любого хозяйственного развития. Индикаторы планарассматриваются как целевые прогнозы того, что должно произойти в случаевыполнения плановых рекомендаций или в возможном альтернативном случае, а такжеявляются вехами принятия конкретных хозяйственных решений [7].

Саморуководство носит межотраслевой и межрегиональный характер. Использованиеиндикативного планирования позволяет за счет многоуровневых индикативныхпоказателей ориентировать и стимулировать участников на решение наиболее важныхпроизводственных проблем путем поэтапного достижения локальных промежуточных иконечных целей бизнес-развития.

Исходя изэтого индикативное планирование как элемент рыночного управления, ввиду своейособой специфики, должно:

  • включать в свой процесс работы по интегрированию разрабатываемых предпринимательскими структурами различных бизнес-проектов и программ;
  • охватывать проблемы по выработке адекватной общенациональным интересам коммерческой финансово-кредитной политики;
  • обеспечивать сопряжение целей народнохозяйственного развития с предпринимательскими средствами их достижения, включая инвестиционные и инновационные процессы;
  • осуществлять многоуровневое итерационное согласование, мониторинг и контроль за хозяйственным развитием отраслей, территорий, ведущих производств.

Методологическаяоснова такого управления находится еще только на начальной стадии своей проработки,и не только в России. В то же время уже сегодня могут быть применены некоторыеэкономические механизмы, позволяющие недирективными методами корпоративноруководить развитием отдельных производственных комплексов на базеподготавливаемых проектных рекомендаций и устанавливаемых задач развития.Выделение ключевых показателей, т.е. ориентиров для коммерческихбизнес-структур, при этом должно подкрепляться со стороны государственныххозяйственных органов определенной правовой, материальной, финансовой, организационной,моральной, информационной и т.д. поддержкой.

При этомгосударство, оказывая необходимое содействие предпринимательским организациям вразвитии производства, выступает в данных бизнес-процессах полноправнымкорпоративным участником производственной деятельности с осуществлением всехнеобходимых функций современного менеджмента.

Коммерческоевзаимодействие государственных и предпринимательских структур, если оно носитсистематический и деловой характер, позволяет повысить реалистичность правительственныхсоциально-экономических проектов, а также эффективность предпринимательства,следующего в русле общенациональных проектов, прогнозов и планов.

Как показал хозяйственный опытпоследнего десятилетия, разрушение основ социалистической экономики и практическистихийное формирование, особенно в восточноевропейских странах, рыночныхотношений вызвали к жизни необходимость разработки новых научно-практическихподходов к организации и развитию бизнес-процессов в так называемых «странах спереходной экономикой». При этом особое внимание исследователи уделяют проектамв странах Центральной и Восточной Европы, а также Содружества НезависимыхГосударств. Разрабатываемые методические подходы направлены насовершенствование бизнеса, развитие предпринимательства и определение такихпрактических мер и хозяйственных структур, которые наиболее эффективно с точкизрения затрат стимулировали бы формирование условий жизнедеятельности ижизнеобеспечения производственно-активной части населения.

Среди таких теоретических ипрактических подходов к развитию бизнес-процессов, возникших в последние годы,можно выделить образование в различных странах особых бизнес-центров,создаваемых, как правило, в научно-технических ипроизводственно-технологических комплексах и в сферах высоких технологий. Такойподход получил название «бизнес-инкубаторов» [9].

В основе«инкубаторного» подхода лежат цели и задачи формирования определеннойпозитивной предпринимательской среды и оказание конкретной поддержки длянарождающихся бизнес-единиц в какой-либо отрасли хозяйствования. Такой подход,несомненно, заслуживает самого пристального внимания, так как при интенсивном иразностороннем его использовании он позволяет сконцентрировать и существенноулучшить экономический климат в отдельных отраслях, регионах, районах, городахи т.д. исходя из комплексных стратегических целей развития производства.

При этом проведенный анализдеятельности бизнес-инкубаторов как в странах Восточной Европы с переходнойэкономикой, так и в ряде стран с развитой экономикой, таких как Швеция,Финляндия, Италия, Германия, Турция, показал, что они сегодня в большей степениориентированы на стимулирование конкретного предпринимательства частных малых исредних фирм и компаний.

С учетом большой важностиданной проблемы для России, а также для социально-экономических условий, вкоторых находятся хозяйства большинства стран СНГ, может быть предложен подходпо совершенствованию управления развитием корпоративных комплексовхозяйственной сферы в локальных территориальных образованиях на базе выработкицелевых мотиваций эффективного коммерческого регулирования имеющимися в каждомрегионе ресурсами.

Теоретически такой подход можетбыть определен как «инкубаторный менеджмент». Для упрощения понимания егосущности можно воспользоваться образным сравнением с известными биологическимиинкубаторными производственными структурами, где, исходя из определенных целей,на основе объединения необходимых материальных, финансовых, управленческих идругих ресурсов формируется требуемая жизнеобеспечивающая производственнаясреда.

Однако каких-либоготовых типовых моделей для наращивания институционального потенциала врегионах в настоящий момент пока нет. При чисто государственном руководствевсе, как правило, упирается в недостаточность требуемых финансовых иматериальных ресурсов, а также в невозможность правильно определять икорректировать предпринимательские приоритеты. Это приводит к постоянному«латанию дыр» в реализуемых программах, упирается в несовременный менеджмент,слабо ориентированный на конечный результат, в правовую незащищенностьпроводимых организационных мероприятий, в информационную закрытостьдеятельности коммерческих структур.

Участиекоммерческих структур в развитии территорий часто не дает заметного позитивногорезультата ввиду: ограниченности вкладываемых ими ресурсов;нескоординированности деятельности как между ними, так и с муниципальнымиорганами власти; локальности решаемых хозяйственных задач; отсутствияэффективного руководства развитием производства; фактической оторванностиисполнителей государственных программ от большей части предпринимателей. В тоже время главным механизмом такого развития в ближайшие годы могут статьпроизводственно ориентированные комплексы бизнес-инкубаторов, формирующиеотраслевые группы малых и средних предприятий и фирм, обеспечивающих поэтапноесоздание необходимой деловой среды.

Следуетотметить, что построение и развитие в регионах корпоративных, производственныхбизнес-инкубаторов при всей своей методологической общности с формированием известныхинкубаторов в наукоемких технико-технологических комплексах (наукоградах,технопарках и т.д.) все же существенно отличаются от них. Это различиевыражается как в целях и задачах создания инкубаторов, так и в методах имеханизмах их функционирования. Например, в технополисах эти структуры восновном призваны обеспечивать действующие предприятия новыми технологиями,которые необходимы для того, чтобы увеличить их бизнес-шансы на успех.

Теоретическинаиболее эффективные производственные «бизнес-инкубаторы» должны стремитьсяпредоставить финансовые, материальные ресурсы, необходимые для выживания ироста предприятий, которых всегда не хватает. Поэтому фактически сегодняследует говорить не о конкретных «бизнес-инкубаторах» как таковых, а о«инкубирования бизнеса» как интерактивном процессе регионального развития,нацеленном на то, чтобы вдохновить предпринимателей на корпоративнуюорганизацию дела и поддержать начинающие компании в разработке новаторскихпродуктов. Тогда «инкубирование» в широком смысле будет означать созданиеусловий, способствующих и благоприятствующих эффективному развитиюпредпринимательства и начинающих производственных компаний.

Существуютследующие основные типы подходов по «инкубированию предпринимательства» [9].

Во-первых, это классические бизнес-инкубаторы, которые могут представлять собой структуры, оказывающие помощь новым компаниям на этапе их учреждения и становления. Они предоставляют начинающим мелким фирмам помещения, инфраструктуру и определенный набор услуг, которые могут расширить их возможности в деле развертывания и организации работы на начальном этапе развития.

Во-вторых, это промышленные зоны, обеспечивающие динамичный подход к проблемам регионального социально-экономического развития с учетом интересов местных муниципалитетов и органов регионального развития.

В третьих, зоны экспортной ориентации, которые могут быть чрезвычайно полезными для развития внешнеторгового потенциала, когда они в большей степени связаны с международной экономикой, но в деле укрепления местной экономики их возможности крайне невелики. Вместе с тем, содействуя оказанию деловых услуг, обеспечивая доступ к инфраструктуре и налоговые льготы, они способствуют привлечению прямых иностранных инвестиций в регион.

В-четвертых, научные (технологические) парки, создающие благоприятные условия для привлечения техноемких предприятий и поощрения коммерциализации результатов НИОКР.

В-пятых, виртуальные бизнес-инкубаторы, предлагающие услуги в киберпространстве.

В-шестых, территориально-производственные комплексы и кооперационные сети, которые представляют собой объединения предприятий, действующих в географической близости друг от друга в одном и том же отраслевом секторе, где при правильном соединении взаимодополняющих видов деятельности можно получить более эффективные и стабильные результаты, чем при создании бизнес-инкубаторов, объединяющих разнородные и разрозненные предприятия.

Таким образом,«бизнес-инкубатор» — это в целом место концентрации деятельности фирм дляэффективного развития отраслей местной экономики.

Национальная ассоциациябизнес-инкубаторов Соединенных Штатов определяет бизнес-инкубатор как«инструмент экономического развития, предназначенный для ускорения роста иуспешной самореализации предпринимательских компаний посредством предоставленияим комплекса ресурсов и услуг по поддержке коммерческой деятельности. Основнаязадача бизнес-инкубатора — создавать с помощью государства успешно работающиефирмы, которые, пройдя через программу, обретут финансовую жизнеспособность исамостоятельность».

Группа экспертов понаучным паркам и инновационным центрам (группа СПАЙС) дала следующееопределение концепции бизнес-инкубатора [9]. «Бизнес-инкубатор — это:

  • научный или технологический парк, который представляет собой объект собственности, расположенный на определенной территории со зданиями; предназначается для науко-техноемких исследовательских, опытно-конструкторских и производственных организаций, связан с государственными исследовательскими и учебными заведениями; создается в целях содействия передаче технологии, а также учреждения и обеспечения роста новых (инновационных) компаний;
  • инновационный центр, который предоставляет (техноемким) инновационным компаниям и предпринимателям помещения в аренду, консультации по вопросам создания предприятий, услуги по подготовке бизнес-планов, а также офисные и другие услуги для совместного использования. Цель такого центра заключается в стимулировании развития местной и региональной экономики, передаче технологии и распространении результатов инновационной деятельности» [9].

Кроме названных, в миресуществуют и другие виды бизнес-инкубаторов, наиболее типичными из которыхявляются следующие:

  • смешанные инкубаторы, стимулирующие экономическое развитие и рост через поддержку предпринимательства и предлагающие услуги всем ви­дам предприятий (низкотехнологичные и нетехноемкие производства с незначительной переработкой продукции и оказанием услуг);
  • инкубаторы для экономического развития, которые ориентируются на решение конкретных задач, таких как создание рабочих мест, или для структурной перестройки промышленности. Работа таких учреждений зачастую определяется целями государственной политики и напрямую регулируется местными или региональными органами государственного управления;
  • техноинкубаторы, оказывающие поддержку начинающим техноемким компаниям с конкретной целью развития, передачи и распространения новых технологий. Нередко они бывают связаны с университетами, исследовательскими институтами или научно-техническими парками и, следовательно, ориентируются на конкретные территориально-производственные комплексы и технологии.

Одной из ключевых проблем присоздании бизнес-инкубаторов является вопрос о продолжительности«инкубационного» периода. Оптимальной продолжительностью поддержки предприятийна этапе их становления считается обычно срок от трех до пяти лет.

В настоящее время в процессеразвития предпринимательства как в развитых странах с рыночной экономикой, таки в странах с переходной экономикой для поощрения создания новых предприятийнеобходимо опираться на уже имеющийся опыт работы бизнес-инкубаторов.

Рассматривая существующие вмировой практике подходы к созданию структур бизнес-инкубаторов в замкнутыхтерриториальных образованиях, следует выделить ряд методических особенностей виспользовании данных теоретического и практического подходов при формированиипредпринимательской инкубаторной среды.

Во-первых, организация бизнес-инкубаторов имеет главной целью создание в регионах определенной жизнеобеспечивающей предпринимательской среды в виде развития какого-либо вида предпринимательства или направления бизнеса.

Во-вторых, формирование в рамках регионального инкубаторного комплекса должно строиться исходя из принципов трипартизма, т.е. гармоничного соединения интересов местных органов власти, предпринимательства и общества.

В-третьих, организация отдельных бизнес-единиц должна осуществляться в рамках задач региональных программ экономического развития. В таком случае только этим группам предприятий может быть присвоен статус «инкубаторов» — как совокупности фирм и компаний, действующих в определенном хозяйственном режиме и поэтому обладающих предоставленными им льготами и преференциями.

В-четвертых, важным шагом в создании региональных производственных инкубаторов должно стать приведение требований к особенностям коммерческой деятельности в соответствие с мировой практикой, а также требованиями развития рынка товаров и услуг в России.

В-пятых, в основу комплектации бизнес-инкубаторов в качестве необходимых материальных и финансовых ресурсов могут быть положены денежные средства и имущество как самих предприятий и коммерческих структур, заинтересованных в реализации хозяйственных программ региона, так и государственные ресурсы.

В-шестых, при установлении форм собственности на ресурсы и объекты бизнес-инкубаторов могут использоваться как государственные, так и смешанные формы собственности, но при сохранении контролирующего участия государственных органов в управлении ими.

В-седьмых, использование данного подхода при формировании необходимой инкубаторной жизнеобеспечивающей хозяйственной среды должно дать значительно больший социально-экономический эффект, чем при создании отдельных производств.

В-восьмых, при формировании общей организационной структуры инкубаторов могут привлекаться внерегиональные и зарубежные ресурсы от всех заинтересованных сторон, для которых решение данных отраслевых и межотраслевых проблем может осуществляться на межрегиональной или международной основе взаимоотношений.

В-девятых, при создании инкубаторов могут использоваться современные методы и механизмы инкорпорирования, т.е. будут происходить процессы имущественного и правового взаимопроникновения между уже функционирующими отдельными участниками бизнеса и вновь образованными производственными структурами.

Исходя из изложенного, в основуобщей схемы построения деятельности в рамках производственногобизнес-инкубатора можно положить иерархическое взаимодействие различных уровнейорганизации производства, начиная от конкретных производственно-технологическихэлементов до высшего организационного уровня руководства бизнесом.

Использование системногоподхода к анализу взаимодействующих факторов при формировании необходимойхозяйственной инкубаторной среды позволяет исследовать и реализовать процессыиспользования региональной производственной инфраструктуры в единстве выделенияключевых предпринимательских элементов и коммерческих шагов построениятребуемой структуры хозяйства в подотраслях.

Для этого в регионе, приподдержке местных органов власти, должны быть сформированы конкретныепроизводственные бизнес-инкубаторы, которые будут в состоянии «вытянуть»региональную цепочку предпринимательства.

В этой связи ближайшимизадачами должны стать:

  • создание в регионе системы бизнес-инкубационных центров для малого и среднего бизнеса;
  • сокращение численности и упорядочение деятельности всех проверяющих и контролирующих органов;
  • разъяснение субъектам малого и среднего бизнеса их ответственности за результаты региональной хозяйственной деятельности;
  • введение системы упрощенной регистрации предприятий малого и среднего бизнеса;
  • разработка и реализация программы подготовки и переподготовки кадров, совершенствование информационной поддержки малого и среднего предпринимательства.

В качестве примера созданиярегионального бизнес-инкубатора рассмотрим хозяйственные возможности вРязанской области.

Существующие перспективыразвития экономики Рязанской области потенциально имеют возможностиширокомасштабного сотрудничества с российскими и зарубежными партнерами вприоритетных областях деятельности, в том числе в топливно-энергетическойсфере, сфере транспорта и связи, банковской системе, охране окружающей среды,сельском хозяйстве и переработке сельскохозяйственного сырья.

Проведение структурныхпреобразований в хозяйстве области базируется на проектном подходе и сочетает всебе реализацию комплекса вопросов от разработки программных материаловразвития Рязанской области до их реализации, включая вопросы корпоративногоуправления бизнес-процесами. При этом необходимо учитывать эффективностьпрограммы развития области не только с точки зрения прибыльности и повышенияконкурентоспособности производств и выпускаемой продукции, но имультипликативного эффекта производственно-технологических совокупностей [6].

Оценка экономическойситуации в Рязанской области показывает, что понятие мультипликативного эффектав хозяйственном комплексе области можно рассматривать не только и не столько вкачестве инновационно-инвестиционной реакции, но и, прежде всего, в качествепроцесса внедрения более развитых технологических совокупностей вовзаимосвязанные или сопряженные технологические цепочки и подтягивания их доуровня эффективного функционирования. Иными словами, на уровне области возможнополучить мультипликативный эффект технологического развития, представляющийсобой результат процесса, который заключается в следующем.

На предварительной стадиивыбирается технологическая совокупность, находящаяся в узле связеймежотраслевых (межрегиональных) взаимодействий, — так называемая «точка роста».Эта «точка роста» должна иметь достаточный внутренний резерв развития. Данныйрезерв основывается на интеллектуальном потенциале, опирающемся на относительносовременную технологическую базу и оборудование, а также навысокопрофессиональный коллектив исполнителей, занятых в производстве иуправлении.

Затем выбранной «точкероста» оказывается помощь. В этом случае создаются бизнес-инкубаторы, черезкоторые государство, совместно с предпринимательскими структурами, создаетблагоприятный финансовый и инвестиционный климат, включая предоставлениельготных кредитов, частичное погашение задолженности, внедрениересурсосберегающих производственных технологий, развитие межрегиональныхсвязей, которые впоследствии положительно скажутся на конкурентоспособностивыпускаемой продукции самих технологических совокупностей.

В этой связи необходимопровести оценку влияния различных факторов на производство товарной продукции упредприятий, объединенных связями региональных и межрегиональныхвзаимодействий. Анализ нескольких факторов позволяет выбрать наиболееперспективные структурные преобразования составляющих производства товарнойпродукции. По мере развития технологической совокупности и повышенияконкурентоспособности выпускаемой продукции начинает увеличиватьсяплатежеспособный спрос, тем самым — и прибыль.

Поступающие средства должныбыть направлены не только на повышение технологического уровня, но и наукрепление производственных взаимосвязей, повышение технологического уровнясмежных производств и конкурентоспособности их продукции.

Примером созданияпроизводственного бизнес-инкубатора может служить формирование в Рязанскойобласти однопрофильного производственного комплекса, состоящего из группыпромышленных предприятий. Наиболее показательным может быть производственныйбизнес-инкубатор, обеспечивающий создание и дальнейшее развитие производствабезалкогольных, слабоалкогольных напитков, минеральной воды, пива и тары.

Ззначительная часть данноговида продукции завозится в Рязанскую область по межрегиональным связям. В то жевремя в области имеется достаточный потенциал для развития названных видовпроизводств. Однако изолированное создание данных предприятий, как показываетэкономический анализ, приводит к значительному удорожанию стоимости проекта засчет большой величины организационных и сопутствующих затрат.

Таким образом, наиболеерациональным путем в развитии данного бизнеса в Рязанской области может статькомплексный подход, ориентированный на объединение усилий по производствуразличных видов напитков в единой структуре бизнес-инкубатора. В общем видеорганизационная структура такого производственного бизнес-инкубатора приведенана рисунке.

Ключевыми элементамиорганизационной структуры являются: организационно-координационный центр,который осуществляет общее руководство созданием соответствующих производств,выбор инновационных преобразований, аккумулирование необходимых финансовыхресурсов, привлечение дополнительных инвестиций в развитие, осуществлениевзаимодействия на региональном и межрегиональном уровнях с государственными инегосударственными деловыми структурами.

В отличие от чистокорпорационного объединения данная форма сотрудничества предприятий не требуетих юридического слияния, а в отличие от консорциумного соглашения — она все жеподразумевает наличие единого бизнес-центра по управлению всей деятельностью.

Консолидация организационныхусилий по созданию такого бизнеса-инкубатора практически может быть реализованав Рязанской области на базе АООТ «Александро-Невское», которое явилосьинициатором проекта по организации розлива натуральных соков и напитков всовременную тару. Основой предложения является объединение усилий двухпредприятий — АООТ «Александро-Невское» и ОАО «Ибредькрахмалпатока» — длясоздания комплексного производства по выработке широкой гаммы напитков сучастием бизнес-инкубаторного подхода к развитию и при поддержке областныхгосударственных органов руководства.

Организационная структура бизнес-инкубатора по производству напитков в Рязанской области

Рис. 1. Организационная структура бизнес-инкубатора по производству напитков в Рязанской области

При этом за счет концентрациипроизводственной базы и значительного объема организационно-управленческихфункций в рамках единого бизнес-инкубатора достигается существенное снижениеобщих затрат (капитальных и текущих). По результатам расчетов, приведенным втаблице, объединение в единый комплекс отдельных производств позволяет повыситьих рентабельность на 14—22%%.

Следует, однако, учитывать, чтоприведенные значения рентабельности являются только наглядным примером,отражающим общую тенденцию концентрации и диверсификации деятельности сиспользованием «инкубационного периода», так как при практической реализациипроектов будут возникать многочисленные дополнительные факторы, способствующиеповышению или понижению корпоративного эффекта. В то же время переход кпроизводственным объединениям, построенным на основе бизнес-инкубаторов, можетстать реальной основой подъема предпринимательства в регионах при активнойгосударственной поддержке, особенно малого и среднего бизнеса.

Таким образом, системагосударственного регулирования предпринимательства нуждается всовершенствовании с учетом сложившейся социально-экономической ситуации вразличных регионах страны и необходимости равноправного вхождения России вмирохозяйственные связи на качественно новом жизненном уровне. Разработкатакого механизма должна обеспечить нахождение оптимального сочетания«либеральных» и протекционистских методов индикативного регулирования состороны государства, которые в целом сегодня определяются стратегическими целями,обозначенными в «Основных направлениях социально-экономической политикиПравительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу».

Характеристикаэффективности производства продукции

№ п/п

Наименование производства

Рентабельность до объединения
(%)

Рентабельность после объединения
%

Рост рентабельности

%

1

Безалкогольная продукция

21

42

21

2

Соки

12

29

17

3

Солод

12

30

18

4

Пиво

10

24

14

5

Вино

5

20

15

6

Минеральная вода

21

41

20

7

Kвас

18

40

22

8

Полиэтиленовая тара и ящики

4

20

16

Литература

  1. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала: В 2-х томах. — М. — МНИИПУ, 1996.
  2. Дудкин В. Конкретный пример использования возможностей индикативного планирования  // Российский экономический журнал. — 1997. — № 11—12. — С. 120—121.
  3. Дудкин В., Петров Ю. Индикативное планирование — механизм координации деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой // Российский экономический журнал. — 1998. — № 6. — С. 38—58; 1998. — № 7. — С. 43—71.
  4. Дудкин В. Американский и западноевропейский подход к индикативному планированию: возможен ли синтез на российской почве? // Российский экономический журнал. — 1997. — № 10. — С. 99—101.
  5. Евграшев А. Из практики французского индикативного планирования // Российский экономический журнал. — 1998. — № 2. — С. 84—87.
  6. Социально-экономическое положение Рязанской области в 2001 году // Госкомстат России? Рязанский областной комитет Государственной статистики. — Рязань. — 2002 г. 152 с.
  7. Шаккум М. Механизм реализации индикативных планов // Экономист. — 2000. — № 7. — С. 19—27.
  8. Fazar W., The Origin of PERT // The Controller, Vol. 30, p.p. 598 ff., December 1962.
  9. Best practice in Business Incubation. U.N.: New Yorк and Geneva, 2000, 120 p.

 

 

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».