д.х.н.,
профессор Ессентукского филиала
Санкт-Петербургского инженерно-экономического университета
Крайнюченко И.В.,
к.х.н.,
доцент Института экономики и управления, г. Пятигорск
Человек представляет собой сложную психологическую систему с трудно предсказуемым поведением. Действия любого человека определяются его решением. Даже когда его принуждают силой к тем или иным действиям, человек все же сам решает как поступить. У человека нет кнопок и рычагов, воздействие на которые может привести к ожидаемым реакциям, например как у автомобиля. Для управления живыми системами (способными к самостоятельному принятию решений) применимы только рефлексивные формы управления [1]. Рефлексивное управление сводится к провоцированию человека на те или иные поступки. Провоцирование заключается в изменении среды и условий существования человека таким образом, чтобы вызвать у него нужную ответную реакцию поведения. Однако этот метод не является достоверным, т.к. предугадать правильно реакцию не всегда удается. Поэтому для управления человеком в организации используют методы мотивации, которые предназначены для провоцирования тех или иных действий подчиненного [2].
Признание, благодарность, заработная плата, награды, уважение, доверие, удовлетворенность работой, делегирование ответственности, продвижение по службе и многое другое относят к мотивации. В основе мотиваций лежат потребности. Природу физиологических потребностей (голод, жажда, сон) поняли давно и относят к генетически заданным. Но духовные потребности (творчество, желание быть понятым, быть уважаемым, любимым, иметь друзей, доминировать, лидировать и т.п.) являются источником загадок. В психологии давно ведется поиск источника духовных потребностей человека. По Маслоу [2], социальные потребности (любовь, принадлежность к группе, самоуважение, успех, статус и др.) вторичны, а физиологические (жажда, голод, безопасность, сон) — первичны. Мак-Келланд выделяет три ведущие потребности: власть, успех, признание [2]. На активизацию деятельности человека влияние оказывают не только внутренние потребности, ощущаемые на подсознательном уровне, но и прогностическая функция сознания (Врум, Портер, Лоулер) [2]. Чем более вероятно ожидание желаемого результата, тем действия становятся активнее.
Все перечисленныеавторы теорий мотивации основывались на чисто эмпирическом опыте(социологический опрос, наблюдения, выводы менеджеров). Однакоузкоспециализированный подход к решению любой проблемы дает очень частоограниченные результаты, а иногда даже неверные. Любой объект следуетрассматривать с максимально доступных сторон, исходя из принципа глобальногоэволюционизма. Теория системных исследований рекомендует изучать проблемныйобъект «сверху вниз», начиная с надсистемы, постепенно переходя к подсистемам иэлементам [3].
Итак, проведемсистемное исследование «теории мотивации», исходя из принципа глобальногоэволюционизма и синергетики мира, привлекая знания генетики, психологии, теорииэволюции и социологии [4].
Прежде всего примем вкачестве постулата доказанный естествознанием факт происхождения человека отэволюционного ряда животных предков. Как и все животные человек рождается снабором генетических программ поведения (более сотни врожденных программ). В ихчисле программа продолжения рода, узнавания полового партнера, стремления клидерству, признанию, поощрению. А также любознательность, чувство своей стаи,борьба за место, чувство собственника, своей территории и др. [5]. В процессесоциализации человек приобретает еще множество других программ поведения. Всясовокупность программ составляет значительную часть психики человека.Генетические программы поведения зафиксированы где-то в непознанных ещеглубинах клеточного ядра [6]. Программы научения, скорее всего, локализованы вструктурах головного мозга. Однако все программы предназначены для поддержаниягомеостаза человеческого организма через удовлетворение его потребностей. Наборпрограмм у разных людей имеет различную «активность». У генетических лидеровактивно работает программа стремления к лидерству (ее можно идентифицироватьеще в детском саду). Программа продолжения рода также не одинаково работает уразных людей. Поэтому есть Казановы и Дон Хуаны. Активность программ можетменяться в зависимости от жизненного опыта и возраста. Программы проявляются всубъективных ощущениях в виде мотивов. «Звучание» мотива есть сигнал онеобходимости действий с целью удовлетворения потребности. Рассуждение опрограммах неизбежно приводит нас к мысли о информационной природе этихпрограмм Расширим наши представления до уровня биологических структур.
Информация лежит воснове жизни. Носителем информации в живом веществе являются молекулы ДНК. Чемсложнее живое существо, тем больше в нем содержится информации. Количествоинформации в ДНК бактерий на 3—4 порядка меньше, чем у человека. Любоеразмножение — это, как минимум, удвоение первичной информации [6]. Элементарнаяклетка при размножении делением удваивает количество ДНК-молекул. Рыбывыметывают миллионы икринок, в каждой содержится информация о родителях. Высшиеживотные (стайные) осуществляют борьбу за право стать вожаком «гарема» с цельюумножения своей генетической информации. Пещерные люди также имели гаремноеустройство, которое еще сохранилось в обычаях многих народов мира [5].Стремление к продолжению рода (своей генетической информации) есть и у всехсовременных людей. Итак, на всех уровнях эволюционной лестницы живого веществаможно обнаружить мотив (программу, стремление) к умножению своей,индивидуальной информации.
Появление человеческогообщества сопровождалось еще большим ростом количества информации, но уже негенетической, а социальной. Человечество изобрело письменность, магнитные,оптические и другие носители информации. Появилась социальная память, аналоггенетической памяти, которая также передается из поколения в поколение каксвоеобразные социальные гены. Однако мотив и стремления к умножению своейсобственной информации в человеке не исчез, но приобрел несколько другие формы.Борьба за лидерство продолжается, но количество детей у президента может бытьдаже меньше, чем у простой кухарки. Видно, что умножение генетическойинформации уступило место умножению социальной информации. Лидирующее положениев социуме дает возможность распространять свои идеи, мысли, знания, опыт,идеологию, облегчать доступ к средствам массовой информации, осуществлятьархивирование социальных генов (войти в историю). Лидеры политических партийчаще появляются на экранах телевизоров, печатаются в прессе. Ведущие ученыепродолжают непримиримую борьбу за свои идеи, подавляя конкурентов, не хужевожаков в стаях копытных, борющихся за право обладать возможно большимколичеством самок. Распространено навязывание своей идеологии или религии«чужакам». «3везды» искусства всегдабыли мастерами интриг. Итак, мы выявили закон «стремления к умножению своейиндивидуальной информации» у всех живых существ.
Если с точки зренияэтого закона вернуться к рассмотрению теории мотивации, то станет ясно, чтодуховные, социальные потребности почти все имеют информационное происхождение.Например, любовь направлена на распространение своих биогенов. Стремление клидерству, власти вызвано возможностью распространения своих социогенов идоступа к материальным ресурсам. Признание, одобрение, уважение приходят витоге распространения информации о себе. Самовыражение, успех отражают мнение(информацию) социума. Справедливость —это модификация чувства ревнивого отношения к успехам коллег или конкурентов, которые винформационной игре достигли больших успехов. Таким образом, большинствомотивов в человеке являются следствием генетической потребности реализациипрограммы распространения своих генов (биосоциальных).
Итак, каждая программаповедения индивидуума имеет свой мотив, который заявляет о себе, «звучит» вподсознании сильно или слабо. Мотивы могут быть генетическими илиприобретенными в процессе контакта с социумом (тяга к алкоголю, курению,наркотикам, привычки). Мотивация — это активизация или угнетение мотивовпосредством стимулов. Стимулы — это внешние воздействия, активизирующие илиугнетающие внутренние мотивы. Слово «стимул» означает палку с острымнаконечником для погонки ослов. Эти два понятия в изложении разных авторов малоотличаются по смыслу и применяются часто как синонимы. Широко используетсяпонятие «стимуляция». Можно в учебной литературе встретить выражения типа«мотивация и стимуляция производственной деятельности персонала». Это очевиднаятавтология. Кнут и стимул — инструменты одинакового назначения, но кнутпочему-то относят к мотивации [2], ну а стимул, понятно, к стимуляции.
Образно набор мотивов вчеловеке можно представить как клавиатуру рояля. Стимулы (пальцы) нажимаюткомбинации клавиш (аккорд). Любая комбинация есть новый мотив. Количествокомбинаций неисчислимо. Жизненный опыт создает новые мотивы. Однако трудносказать, возникают принципиально новые мотивы или новизна есть следствиекомбинации уже имеющихся. Именно эти сочетания и исследовались вышеперечисленнымиизвестными авторами. Они исследовали лишь верхушку айсберга. Познать глубиныеще предстоит, но не простым феноменологическим исследованием, а с привлечениемпонятий и знаний из смежных научных дисциплин, используя системный взгляд на мир.
Литература
- Дружинин В.В., Конторов Д.С. Системотехника. — М.: Радио и связь, 1985.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело, 1993.
- Надиев А.Г. Основы системного анализа: Учебное пособие. — Н. Новгород, ВВКЦЛ, 1993.
- Кохановский В.П., Тилинина Т.В. Методология современного естествознания.// Научная мысль Кавказа. — 1997. — №4. — С. 19.
- Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. — М.: Linka press, 1996.
- Терци М. Генетика и животная клетка. — М.: Мир, 1997.
|