Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2003 год | Статьи из номера N4 / 2003

Разработка механизма управления региональной инвестиционной стратегией

Самогородская М.И.,

к.э.н.,
доцент кафедры менеджмента и экономики отраслевых производств
Воронежского государственного технического университета

Несмотря на достаточно широкую известность и относительную исследованность отдельных типов экономических, организационных, управленческих или хозяйственных механизмов, само понятие «механизма» остается в теории экономики недостаточно четко определенным. Эта неопределенность значительно усиливается в отношении механизмов регионального управления.

В целом механизм управления следует рассматривать как наиболее активный элемент системы управления, обеспечивающий воздействие на факторы, от состояния которых зависит результат деятельности управляемого объекта. По мнению автора, механизм управления региональной  инвестиционной стратегии можно определить как совокупность инвестиционных ресурсов; методов, средств, инструментов и рычагов воздействия на инвестиционные процессы в регионе, применяемые органами государственной власти федерального и регионального уровня для достижения целей инвестиционного развития региона.

Вопрос о структуре механизма управления на сегодняшний день остается дискуссионным, а в отношении структуры механизма управления и реализации региональной инвестиционной стратегии — практически неизученным. К этому выводу приводит анализ научной литературы по данной проблематике [1, 2, 3, 4, 6]. На наш взгляд, механизм управления и реализации региональной инвестиционной стратегии включает в себя следующие структурные элементы:

  • цели управления, трансформированные в критерии управления (количественный аналог целей);
  • факторы управления (элементы объекта управления и их связи, на которые осуществляется воздействие в интересах достижения поставленных целей);
  • методы воздействия на факторы (инструментарий, способы и технология достижения поставленных целей);
  • ресурсы управления (материально-технические, финансовые, социальные, институциональные и другие ресурсы, при использовании которых реализуется избранный метод управления и обеспечивается достижение поставленной цели).

Следует отметить, что механизм управления региональной инвестиционной стратегии есть часть региональной инвестиционной системы, которая включает в себя также инвестиционные объекты и субъекты. Поэтому механизм, в свою очередь, не содержит в себе объектов и субъектов инвестиционных отношений, однако его содержание определяется спецификой всех структурных элементов инвестиционной системы. Основополагающим началом формирования механизма управления региональной инвестиционной стратегии служат конкретные объекты и субъекты управления. Объекты воздействия региональных органов власти определяются системой стратегических целей, установленных в процессе формирования региональной инвестиционной стратегии.

В соответствии с ранее приведенной структурой механизма управления региональной инвестиционной стратегии процесс его формирования можно представить в виде определенной последовательности шагов (см. рис.).

Процесс формирования механизма управления региональной инвестиционной стратегии

Рис. Процесс формирования механизма управления региональной инвестиционной стратегии

Первый шаг.  Определение конкретных объектов управления и целей трансформации  состояния или деятельности этих объектов, согласование целей с интересами субъектов региональной инвестиционной системы. В качестве объектов управленческого воздействия  могут рассматриваться первичные звенья сферы производства и услуг (отдельные предприятия, как существующие, так и вновь создаваемые); инфраструктурные элементы регионального инвестиционного рынка; определенные отрасли; территории, инвестиционные  процессы и др., то есть все то, на что направлено внимание органов власти для обеспечения условий повышения эффективности инвестиционной деятельности в регионе. В совокупности объекты управления и цели в отношении их отражаются в региональной инвестиционной программе. В соответствии с принципом измеримости, присущим стратегическим целям, возникает необходимость трансформации целей в конкретные задания (критерии управления). 

Критериями управления региональной инвестиционной стратегии, по мнению автора, можно считать достижение в регионе устойчивой динамики следующих показателей:

  • темпа роста инвестиций (вовлечение в воспроизводственный процесс собственных финансовых ресурсов предприятий, инвестиционных кредитов за счет внутренних сбережений, внешних инвестиционных кредитов, прямых инвестиций);
  • уровня капитализации производства в приоритетных отраслях экономики (стратегические планы предприятий по капитализации);
  • роста валового регионального продукта;
  • повышения эффективности хозяйственных связей на рынке товаров, услуг, капитала. Снижения финансового риска в экономике региона;
  • повышения эффективности структуры производства и потребления.

Кроме того, в качестве критериев возможно использование и других показателей, являющихся производными от рассмотренных выше. Например, динамика роста доходной части бюджета, динамика роста заработной платы, динамика роста занятости, динамика  физического потребления на душу населения и дохода на душу населения и другие.

Второй шаг в построении механизма управления региональной инвестиционной стратегии заключается в выявлении факторов управления, на которые необходимо оказывать воздействие, чтобы выполнить задания и добиться поставленных целей. Такими факторами могут считаться свойства и элементы объекта управления в целом, свойства этих элементов, их связи с другими элементами, связи объекта управления с инвестиционной средой. Так как объект управления (в данном контексте — региональная инвестиционная система) обладает свойствами системности, изменение состояния того или иного фактора под влиянием управляющего воздействия приводит к изменению состояния объекта управления в целом или отдельных его частей. Для организации воздействия на факторы управления различной природы необходимо выявить их совокупность и степень соответствия факторов критериям управления, с тем чтобы оценить потребность и возможность мобилизации ресурсов для приведения факторов управления в соответствие с поставленной целью (критерием) [4].

По мнению автора, в ходе формирования механизма управления и реализации региональной инвестиционной стратегии должны быть учтены группы факторов, в совокупности составляющие инвестиционный потенциал региона, а именно: ресурсно-сырьевой, трудовой, производственный, инновационный, институциональный, инфраструктурный, финансовый, потребительский потенциалы.

Степень согласованности критериев управления и факторов управления можно оценить сопоставлением планируемых и достигнутых показателей состояния факторов и показателей результатов (затрат, эффектов, эффективности), достижение которых обеспечивается мобилизацией указанных факторов.

Третий шаг в формировании механизма управления инвестиционной стратегии заключается в установлении методов воздействия на факторы управления. Характер воздействия зависит от природы фактора и его восприимчивости к тем или иным методам воздействия. Комплексность методов воздействия на факторы различной природы определяет объективную необходимость формирования комплексного механизма управления и реализации региональной инвестиционной стратегии. С помощью методов управленческого воздействия формируются ресурсы, необходимые для регулирования региональных инвестиционных процессов, осуществляются практические мероприятия, обеспечивающие организующее воздействие управленческих структур на инвестиционные объекты.

Вопрос классификации методов управленческого воздействия на сегодняшний день остается дискуссионным, особенно это проявляется в сфере регионального управления. Изучив и систематизировав точки зрения различных авторов на эту проблему, мы предлагаем следующую структуру методов управленческого воздействия на региональные инвестиционные процессы.

По характеру управленческих воздействий различают методы прямого и косвенного воздействия. Методы прямого воздействия предполагают такое регулирование инвестиционных процессов, при котором региональные органы власти в инициативном порядке осуществляют определенные действия, используя принадлежащие им объекты и ресурсы. Специфика прямых методов состоит в том, что они прямо, а не опосредованно влияют на субъекты экономической деятельности, реализуются средствами административного влияния. Экономический и социальный эффект методов прямого воздействия обеспечивается оперативностью их применения и жесткой организационно-правовой регламентацией.

Косвенные методы предполагают воздействие управленческих структур на экономические интересы субъектов инвестиционной системы, создание таких рамок их деятельности, в которых эта деятельность может быть выгодной или невыгодной при наличии свободы выбора у субъектов. Методы косвенного воздействия призваны создавать условия, при которых субъекты региональной инвестиционной системы будут заинтересованы принимать решения, соответствующие целям региональной инвестиционной стратегии. Достоинством этих методов является способность балансировать общественные и частные интересы. Недостатком можно считать определенный временной лаг между разработкой и применением региональными органами власти соответствующих мер и полученными изменениями в поведении и результатах деятельности субъектов региональной инвестиционной системы.

По виду используемых регулирующих инструментов выделяют:

1) административные;

2) экономические;

3) институциональные;

4) социально-психологические (мотивообразующие) методы, а также их различные комбинации.

Административные методы управленческого воздействия базируются на силе и авторитете органов власти, не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов для их реализации, включают весь комплекс принятия нормативно-правовых документов, создающих и регулирующих правовые условия деятельности субъектов региональной инвестиционной системы. Административные методы являются формализованными, в основном предписывающими (что и как надо сделать в обязательном порядке). По характеру воздействия административные методы являются преимущественно прямыми. Данные методы представляют собой комплекс обязательных для исполнения требований и распоряжений органов власти по отношению к субъектам региональной инвестиционной системы; могут значительно ограничивать свободу экономического выбора или исключать ее. Управленческое воздействие на интересы субъектов осуществляется непосредственно с помощью разрешения, запрета или принуждения. К числу преимуществ административных методов можно отнести целенаправленное и оперативное решение наиболее острых противоречий в инвестиционной сфере, обеспечение общегосударственных и региональных  приоритетов инвестирования в стратегически важных отраслях экономики. В то же время регламентация, характерная для прямых методов, лишает субъектов региональной инвестиционной системы той свободы действий, которая в конкурентной среде способствует стимулированию инициативы, стремлений к совершенствованию, естественному выживанию сильнейших и отмиранию неконкурентоспособных предприятий. К группе административных методов относятся:

  • принятие законодательных актов, нормативных положений, касающихся регулирования инвестиционной деятельности в регионе;
  • управление федеральной и региональной собственностью, в том числе управление унитарными предприятиями госсектора;
  • установление обязательных требований к субъектам региональной инвестиционной системы по достижению ими однозначно определенных параметров хозяйственной деятельности (например, минимального размера уставного капитала, заработной платы и пр.);
  • установление правил государственной регистрации предпринимателей, совершения ими хозяйственных операций;
  • региональный заказ;
  • лицензирование определенных видов деятельности;
  • установление правил приватизации;
  • защита прав и законных интересов субъектов инвестиционной деятельности;
  • установление ответственности субъектов инвестиционной деятельности за правонарушения, предусмотренные законодательством;
  • разработка и реализация региональных инвестиционных программ и др.

Экономические методы управленческого воздействия призваны учесть многообразие интересов и мотивов деятельности различных субъектов регионального инвестиционного рынка; создать условия, способствующие выбору ими экономического поведения, позволяющего взаимоувязывать общественные и частные интересы. Эти методы многочисленны и разнообразны, они могут быть как формализованными, так и не формализованными. Они влияют не только на выбор субъектами управления вариантов действий, но и на процессы формирования ими целей инвестиционной деятельности. Экономические методы могут быть прямыми и косвенными. И те, и другие предусматривают использование налоговых, кредитно-денежных, бюджетных, антимонопольных и прочих инструментов. Совокупность экономических методов управленческого воздействия представлена в табл. 1

Таблица 1

Экономические методы управления инвестиционными процессами в регионе

Прямые методы Косвенные методы
Бюджетные
  • Формирование структуры доходов и расходов бюджета региона (в т. ч. бюджета развития)
  • Дотации и субвенции, предоставляемые местным бюджетам
  • Разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов из средств регионального бюджета, конкурсный отбор инвестиционных проектов
  • Размещение на конкурсной основе средств бюджетов субъектов Российской Федерации на финансирование утвержденных инвестиционных проектов
  • Контроль за целевым использованием бюджетных средств, выделяемых на финансирование утвержденных инвестиционных проектов
  • Предоставление бюджетных субсидий на развитие отсталых территорий и отраслей
  • Предоставление субсидий на подготовку и обучение специалистов в области инвестиционного менеджмента
  • Установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов
  • Бюджетные гарантии частным инвесторам
  • Стимулирующие субвенции для предприятий, находящихся в сложных экономических и экологических условиях
Налоговые
  • Определение состава, ставок, порядка и сроков уплаты налогов, зачисляемых в региональный бюджет
  • Регулирование налогообложения
  • Предоставление налоговых скидок на инвестиции (налоговый кредит)
  • Ускоренная амортизация основного капитала
  • Предоставление налоговых льгот и специальных налоговых режимов инвесторам (не носящих индивидуального характера)
Кредитно-денежные
  • Выпуск региональных и корпоративных ценных бумаг
  • Целевое кредитование
  • Установление лимитов кредитования, объемов выдаваемых кредитов
  • Операции с региональными и корпоративными ценными бумагами на фондовом рынке
  • Страхование кредитов
  • Осуществление дисконтной политики (регулирование учетных ставок по кредитам)
Антимонопольные
  • Регулирование цен и тарифов
  • Установление определенного уровня цен на некоторые товары и услуги
  • Развитие конкурентной среды
  • Создание бизнес-инкубаторов
  • Предоставление информационных и консультативных услуг по организации бизнеса, инвестиционному бизнес-планированию и пр.
Внешнеэкономические
  • Торговая политика
  • Привлечение иностранных инвестиций
  • Координация и контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности субъектов инвестиционной деятельности
  • Таможенное регулирование
  • Предоставление региональных льгот в области внешних экономических связей
Прочие
  • Прямое управление государственными инвестициями
  • Определение условий и порядка природопользования
  • Предоставление субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами
  • Страхование рисков

Институциональные методы управленческого воздействия заключаются в создании  и поддержке ряда институтов, необходимых для деятельности субъектов региональной инвестиционной системы и реализации инвестиционной стратегии региона. К институциональным методам относятся:

  • создание региональных инвестиционных фондов, залогово-гарантийных, венчурных и инновационных фондов, страховых, аудиторских, лизинговых и консалтинговых компаний при участии администрации;
  • оптимальное сочетание возможностей созданных федеральных и региональных элементов инвестиционной инфраструктуры, включающей сеть специализированных инвестиционных институтов;
  • определение стратегических партнеров администрации в области разработки и реализации региональной инвестиционной стратегии (банков, страховых, лизинговых, аудиторских компаний и пр.), наделение их соответствующими полномочиями;
  • создание координирующего, межведомственного органа в области инвестиций, например регионального координационного совета по инвестициям для выработки рекомендаций региональным органам власти в развитии и осуществлении региональной инвестиционной стратегии, учета интересов крупнейших региональных инвесторов и потребителей инвестиций;
  • создание (развитие) информационно-рекламной инфраструктуры реализации региональной инвестиционной стратегии. Такая инфраструктура должна состоять из специализированных фондов, информационных и рекламных агентств, региональных центров продвижения иностранных инвестиций при администрации, выставочных, демонстрационных и бизнес-центров, технопарков, учебно-деловых центров и пр.

Прежде чем приступать к созданию этих институтов, следует оценить актуальность этой задачи именно для данного момента времени в конкретном регионе. Возможно, что правильнее будет либо опереться на уже существующие организации и оказывать им определенную поддержку, либо сотрудничать с международными финансовыми структурами и фирмами, заинтересовывать их в создании своих представительств или филиалов на местах.

Экономические методы управленческого воздействия заключаются в обеспечении согласования интересов субъектов региональной инвестиционной системы. Субъекты инвестирования активно взаимодействуют на различных этапах инвестиционного процесса, при этом преследуют различные цели и отражают собственные специфические интересы, что обусловливает многомерность инвестиционного процесса. Основным движущим мотивом целенаправленной деятельности субъектов является возможность достижения положительного эффекта в конкретной сфере деятельности. Так, например, инвесторы, как правило, заинтересованы в увеличении инвестируемого капитала, реципиенты — в повышении эффективности производства, и как следствие — в росте прибыли. Интересы государства и региона заключаются в расширении налогооблагаемой базы и получении больших финансовых средств для решения социально-экономических проблем. Только при совпадении в долгосрочной перспективе интересов всех взаимодействующих субъектов инвестиционной деятельности возможна активизация инвестиционных процессов и улучшение инвестиционного климата в конкретно взятом регионе. При рассогласовании интересов нельзя достигнуть эффективного воздействия на факторы управления, а следовательно, невозможно достичь поставленной цели [3].

Поскольку в качестве инвесторов могут выступать субъекты различных организационных форм и форм собственности, на наш взгляд, представляется необходимым рассмотреть приоритеты инвестирования для различных групп инвесторов (см. табл. 2).

Для обеспечения согласования интересов необходимо выявление и точная структуризация  интересов субъектов инвестиционной деятельности, формирование необходимого баланса интересов и закрепление его институциональных норм [3].

Все рассмотренные ранее группы методов следует использовать в качестве взаимодополняющих. Их соотношение должно определяться как уровнем развития региона, так и особенностями региональной инвестиционной стратегии в конкретный период.

Таблица 2

Приоритеты инвестирования для различных групп инвесторов

Группы инвесторов Приоритеты инвестирования
Экспортно-ориентированные предприятия Наличие и стоимость трудовых ресурсов
Экспортные стимулы
Реальный курс национальной валюты
Возможности строительства и собственного развития
Местные рыночно-ориентированные предприятия Размеры рынка товаров и возможности его роста
Защищенность местного рынка от импорта
Наличие конкуренции
Ставка рефинансирования
Транснациональные корпорации Внутрикорпоративные глобальные интересы
Возможность выхода на внутренний рынок
Отсутствие политических рисков и предсказуемость действий правительства
Стабильность экономической политики государства
Достаточный уровень развития инфраструктурных отраслей
Малые предприятия Наличие инвестиционных возможностей
Стабильность инвестиционной политики
Отсутствие ограничений на деятельность на местном рынке
Иностранные инвесторы Возможность выхода на местный рынок
Политическая стабильность и предсказуемость действий правительства
Стабильность инвестиционной политики
Исторический инвестиционный опыт
Местные инвесторы Доступность кредитной системы
Стабильность инвестиционной политики
Уровень развития рынка (сырье и материалы)
Наличие инвестиционных стимулов

Четвертый шаг в формировании механизма управления инвестиционной стратегией заключается в определении совокупности необходимых ресурсов управления, посредством которых организуется управленческое воздействие на состояние соответствующих факторов управления. Под ресурсами управления следует понимать источники воздействия на факторы управления. Эти источники могут носить различную природу: финансовую, материальную, социальную и др. Источники воздействия не являются изолированными, так как образуются в результате взаимного влияния.

В ходе реализации региональной инвестиционной стратегии используются различные ресурсы, причем отдельные группы ресурсов в реальности представляют собой сложную комбинацию других видов ресурсов. Классификация видов ресурсов управления представлена в табл. 3.

Ресурсы, как правило, являются ограниченными в рамках конкретного пространственно-временного интервала. Следствием ограниченности имеющихся ресурсов является стремление к их наилучшему (оптимальному) использованию, так: если объем используемых ресурсов известен, то максимизируется результат; если известен результат, которого необходимо достичь, то минимизируется объем потребляемых ресурсов.

Ограничения по ресурсам могут приводить к необходимости пересмотра состава  выявленных факторов управления или методов управленческого воздействия на них. А это, в свою очередь, потребует изменения ранее установленных целей региональной инвестиционной стратегии и приведения их в соответствие с реальными возможностями воздействия на факторы. Только при наличии такого соответствия можно считать, что группа факторов, воздействие на которые может дать реальные результаты, выявлена [4].

Таблица 3

Виды ресурсов управления

Группа ресурсов (источник) Вид ресурсов
Финансовые ресурсы Денежные средства;
ценные бумаги (акции, облигации);
паи и доли в уставных капиталах;
векселя, кредиты, займы;
договоры, обязательства, гарантии, залоги, страхование и пр.
Социальные ресурсы (коллективные и личностные) Штат сотрудников, численность;
трудозатраты (человеко-дни, человеко-часы);
заработная плата, премии и другие виды вознаграждения;
предпринимательские способности;
профессиональные требования (опыт, знания и умения);
творческие и психологические качества работников;
ожидания и стимулы трудовой деятельности и пр.
Природные ресурсы Земля и ее площадь;
продуктивность;
географические особенности;
климат;
полезные ископаемые;
другие природные ресурсы;
стоимостная оценка
Материально-технические ресурсы Отдельные здания и их комплексы;
вспомогательные помещения и сооружения;
подъездные пути и площадки;
эстакады, трубопроводы и другие инженерные сооружения;
технологические линии;
отдельные комплексы машин и оборудования;
другое имущество, обладающее ликвидностью
Нематериальные ресурсы Авторские права и патенты на изобретения;
лицензии;
промышленные образцы;
ноу-хау;
информационные массивы, статистика;
права пользования;
идеи, проекты и пр.
Управленческие ресурсы Концепция управления;
структура организации;
система управления;
скорость принятия решений;
коммуникации;
качество управления;
гибкость управления и пр.

Эффективное функционирование механизма управления инвестиционной стратегией возможно только при наличии определенной системы обеспечения. Система обеспечения функционирования механизма состоит из следующих элементов:

1. Нормативно-правовое обеспечение включает в себя совокупность нормативно-правовых актов, необходимых и достаточных для реализации региональной инвестиционной стратегии. Правовое регулирование инвестиционных процессов в регионе осуществляется, во-первых, общим гражданским и предпринимательским законодательством и, во-вторых, специальным инвестиционным законодательством, регулирующим порядок привлечения отечественных и иностранных инвестиций.

Основополагающими правовыми актами регулирования в системе привлечения и осуществления инвестиций являются: Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» от  9 июля 1999 г. № 160-ФЗ ; Федеральный закон «О защите законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ ; Федеральный закон «Об инвестиционной  деятельности в Российской Федерации, осуществляемой капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ ; Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральной закон «О соглашениях о разделе продукции» от 7 января 1999 г. № 19-ФЗ ; Федеральный закон «О бюджете развития Российской Федерации» от 26 ноября 1998 г. № 181-ФЗ ; Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)»  от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ и другие.

Специальное правовое регулирование инвестиционной деятельности носит комплексный характер, так как оно представлено нормативно- правовыми актами различного уровня и ряда отраслей законодательства. Нормативно-правовая база инвестиционной деятельности содержит в себе нормативные акты трех уровней [3]:

1) законодательные акты: конституционные и федеральные законы; международные договоры; законодательство субъектов Федерации;

2) подзаконные акты: указы Президента РФ; межправительственные постановления; правительственные постановления; внешнеэкономические соглашения субъектов РФ; ведомственные акты; постановления и решения органов местного самоуправления;

3) локальные, представленные системой актов индивидуального характера: различные административные акты участников инвестиционной деятельности; нормативно-правовые договоры (на основе международного права, гражданского и трудового права РФ).

Нормативно-правовые акты в области инвестиционной деятельности на уровне субъектов РФ должны содержать региональные законы, создающие благоприятные условия для стратегического инвестиционного развития территории: «Об инвестиционной деятельности»; «О бюджете развития»; «О залоговом фонде»; «О науке и инновационной деятельности на территории субъекта Российской Федерации» и другие.

Нормативно-правовые акты субъектов Федерации в области инвестиционной деятельности в своей основе направлены на предоставление дополнительных налоговых льгот (в части своей компетенции) и предоставление бюджетных гарантий инвесторам. Налоговые льготы, предоставляемые субъектами Федерации инвесторам, могут быть распространены в той или иной степени на все налоги, формирующие бюджет субъектов. Наиболее часто предоставляются льготы по налогу на прибыль, налогу на имущество, транспортному налогу, налогу на операции с ценными бумагами и акцизам в добывающих отраслях.  Технология предоставления гарантий инвесторам со стороны субъектов РФ основывается на создании ими сбалансированной системы правовой защиты, привлекательной для потенциальных инвесторов.

2. Методическое обеспечение механизма управления региональной инвестиционной стратегией включает комплекс методических разработок и материалов по планированию и ведению инвестиционной деятельности в конкретных секторах экономики, носящих рекомендательный характер. Целью этих материалов является установление единых терминов, принципов оценки, техники расчетов и методических подходов к определению эффективности инвестиционных проектов, адаптации их к действующим технологическим, экономическим, градостроительным, экологическим и другим стандартам. В составе методического обеспечения можно выделить документы и рекомендации, носящие различную степень общности:

  • федеральные, регламентирующие отдельные аспекты методического сопровождения инвестиционных процессов по всей территории РФ;
  • межотраслевые, регулирующие инвестиционную деятельность в сфере нескольких отраслей;
  • отраслевые, в которых регламентируется порядок расчета или исполнения стандартов в конкретных отраслях производства или секторах экономики;
  • локальные, отражающие требования и мотивы ведения инвестиционной деятельности в конкретных хозяйствующих субъектах [3].

На государственном уровне основным методическим документом, регламентирующим всю инвестиционную деятельность, в настоящее время являются Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция), утвержденные совместным постановлением Минэкономики РФ, Минфинов РФ и Госстроя России от 21 июня 1999 г. № ВК 477. Этот документ в целом соответствует общепринятым в мировой практике методам экономических измерений и содержит систему показателей, критериев и методов оценки эффективности инвестиционных проектов, используемых на различных уровнях управления на основе определенных, признаваемых в РФ принципах проектного анализа.

Примером методического обеспечения, разрабатываемого на региональном уровне,  являются положения «О реестре инвестиционных проектов», «О порядке проведения экспертизы инвестиционных проектов» и пр.

3. Организационное обеспечение механизма управления стратегией предполагает обеспечение поддержки и создание необходимых организационных структур, осуществляющих действия по инициированию, развитию и контролю за достижением поставленных целей региональной инвестиционной стратегии. Организационную основу механизма управления и реализации региональной инвестиционной стратегии составляют:

  • государственные специализированные структуры федерального, регионального и местного уровней;
  • банковская система и другие институциональные инвесторы (финансовые, инвестиционные, страховые компании);
  • инвестиционные посредники и консультанты.

К специализированным структурам федерального уровня можно отнести: Государственную регистрационную палату при Министерстве экономики РФ; Центральный банк РФ; Российский банк реконструкции и развития; Российский фонд федерального имущества; Министерство финансов РФ, Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг, Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство имущественных отношений РФ, Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ, Федеральную службу по финансовому оздоровлению и банкротству; Государственную инвестиционную корпорацию и др.

На уровне субъектов Федерации наблюдается большое разнообразие специализированных организационных структур, в компетенцию которых входит регулирование региональных инвестиционных процессов. К их числу можно отнести: фонд реализации программ развития; агентство содействия инвестициям; фонд государственных гарантий инвестиционных проектов; внебюджетный фонд науки и технологического развития; региональный фонд развития; залоговый фонд; региональный координационный совет по инвестициям и другие.

Эффективность реализации региональной инвестиционной стратегии во многом зависит от формирования и налаженной деятельности соответствующей системы управления  в лице специально уполномоченных органов, прежде всего в системе исполнительной власти.

4. Информационное обеспечение механизма управления стратегией включает следующие мероприятия:

  • создание специализированного информационно-аналитического центра по обработке информации о субъектах региональной инвестиционной системы и состоянии инвестиционного климата в регионе. Данный центр должен включать в себя совокупность информационных ресурсов региона, обеспечивающих взаимодействие всех участников реализации  стратегии;
  • профессиональное информационное обеспечение предпринимательских и промышленных структур региона через информационно-аналитический центр;
  • реализацию мер по широкой пропаганде инвестиционных знаний и инвестиционной информации через федеральные, региональные и международные средства массовой информации, в том числе и электронные;
  • создание и реализацию специальной комплексной программы «Инвестиционный атлас региона», позволяющей обеспечить открытость информации о регионе, его инвестиционном рынке.

Все составляющие механизма управления региональной инвестиционной стратегией являются многоуровневыми, то есть содержат федеральный, региональный, муниципальный уровни. Поэтому эффективность применения любого структурного элемента механизма напрямую зависит от согласованности действий всех уровней власти. Таким образом, сущностью механизма управления региональной инвестиционной стратегией является целенаправленное воздействие структур управления федерального, регионального и муниципального уровней на всех субъектов региональной инвестиционной системы  в интересах достижения намеченных целей инвестиционного развития региона. 

Литература

  1. Бильчак В.С., Захаров В.Ф. Региональная экономика: Под ред. Бильчака В.С. — Калининград: Янтар.сказ., 1998. — 316 с.
  2. Дульщиков Ю.С. Региональная политика и управление. — М.: Изд-во РАГС, 2001. — 257 с.
  3. Жданов В.П. Инвестиционные механизмы регионального развития. — Калининград: БИЭФ, 2001. — 355 с.
  4. Круглов М.И. Стратегическое управление компанией. — М.: Русская деловая литература, 1998. — 768 с.
  5. Самогородская М.И. Управление инвестициями. / Под ред. Преображенского Б.Г. — Воронеж: ВГТУ, 2002. — 164 с.
  6. Шалмина Г.Г., Тарасевич В.В., Загарин А.В. Основы стратегии развития регионов России. — Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. — 420 с.

 

 

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».