Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2003 год | Статьи из номера N5 / 2003

Развитие компании на основе использования ключевых компетенций

Ефремов В.С., Ханыков И.А.,

(фрагмент статьи)

Цель стратегического планирования — формирование определённого образа действий, призванного обеспечить получение и развитие устойчивого конкурентного преимущества. В такой ситуации целесообразно сосредоточиться на развитии востребованных обществом внутренних возможностей, являющихся исходной точкой отсчета для выстраивания всего бизнеса. Этот подход предлагает одно из свежих направлений в стратегическом планировании, названное «школой компетенций», появление которого относят к 1990 г.1

Однако как определить: какие способности важны? Какая именночасть исполняемой компанией функции, какие ресурсы, материалы и техника,бизнес-процессы, знания ответственны за формирование наибольшей доли итоговойпотребительной стоимости, востребованной обществом? Как выстроить стратегиюразвития компании с целью максимизировать эффективность формированияпотребительной стоимости?

При всем многообразии исследований, имевших место в этойобласти за последнее десятилетие, теория стратегического планирования до сихпор не смогла предложить способов решения этой задачи. Поэтому практика частоосновывается на интуиции руководителей.

Цель настоящей работы — предложить практический механизмразработки стратегии развития компании на основе использования ключевых компетенций.

Объектом настоящего исследования является компания (далее«КТ»), которая занимается разработкой и внедрением на российском рынке системCTi-телефонии. Предметом исследования является процесс стратегическогопланирования на основе исследования ключевых компетенций организации в бизнес-системе.

***

Поскольку КТ имеет сложившуюся историю и существует в окружении, задающем коридор реализуемых возможностей, путь «от задания стратегии к формированию направлений бизнеса» невозможен. Остаётся второй путь: стратегия развития компании2 строится в соответствии с направлениями развития её бизнеса. Системная функция бизнеса заключается в преобразовании существующих в окружении возможностей для удовлетворения общественных потребностей с целью получения коммерческого эффекта. Полезность определяется востребованностью создаваемой потребительной стоимости.

Для описания потребительной стоимости предлагается модель«структура потребительной стоимости» в виде многоуровневого списка элементовструктуры потребительной стоимости — воспринимаемых потребителем неделимыхсвойств (качество — набор свойств (характеристик) или отсутствие недостатков —ред.) используемого продукта (приобретаемого товара или услуги), имеющих длянего значение при оценке степени удовлетворённости.

Системы CTi-телефонии — это сервисные приложения, позволяющие процессору в соответствии с заданным алгоритмом обрабатывать поступающие телефонные вызовы. На основе технологий компьютерной телефонии могут предоставляться такие услуги, как автоматические голосовые информационные системы, голосовая почта, переадресация вызова, автосекретарь, системы оповещения, удаленного голосования, проведение телелотерей, выставление счетов за пользование каналом связи, зачисление и списание средств по картам оплаты и т.п. КТ предлагает широкий спектр решений, в основном для операторов связи. Продуктом является программно-аппаратный комплекс, который устанавливается на телекоммуникационных мощностях клиента.

Структура потребительной стоимости КТ, как было установлено в ходе опроса потребителей продукции, выглядит следующим образом (см. таблицу 1, столбец «Степень важности» - в журнале).

Способности заложены в процедурах, состоящих из операций надматериальными и информационными объектами, организация и управление которымипозволяют получить результат. В результате последовательно-параллельнойреализации способностей возможности используются для формированияпотребительной стоимости, удовлетворяющей существующие потребности илиформирующей новые. Знания того, как создавать и организовывать такую систему иуправлять ею и её элементами, составляют компетенции — особого свойстваинформационные ресурсы, содержащие опыт, знания и навыки организации иуправления ресурсами и способностями в процессе создания потребительнойстоимости.

Ключевой является компетенция высшего порядка, участвующая в создании наибольшей доли потребительной стоимости, коллективным знанием, позволяющим организовывать и управлять использованием компетенций и способностей низших иерархических уровней, тем самым создающая дополнительную потребительную стоимость.

Ключевая компетенция связывает ресурсы бизнеса ипотребительские предпочтения. В предлагаемой модели элементы генерируемойпотребительной стоимости иерархичны по степени важности для потребителя. Тогдаресурсы, способности и компетенции также должны обладать иерархией.

Компетенции обусловлены способностями организации,способности оперируют ресурсами, набор ресурсов определяется требуемымипотребительскими свойствами товаров и услуг.

(продолжение статьи читайте в журнале)

  1. Исследование ресурсов, способностей и компетенций
  2. Стратегическое планирование на основе исследования внутренних условий
  3. Стратегическое целеполагание
  4. Стратегическое позиционирование
  5. Выбор методов стратегического развития

В конце статьи представлены заключение и расчетные таблицы.

 

1 Родоначальниками нового направления считают Праалада и Хэмела с появлением в 1990 году их совместной статьи «Ключевые компетенции корпорации», опубликованной в «Харвард Бизнес Ревью».

2 В настоящей работе термин компания используется для объединения понятий фирмы («хозяйственная единица, которая создается, чтобы производить продукцию или оказывать услуги внешним потребителям… определяется как сочетание двух признаков — юридичесaкого лица и действующего предприятия»), бизнеса («способ целесообразной деятельности человека, направленной на создание и реализацию в обществе потребительных стоимостей с определенной коммерческой выгодой») и организации («форма определенной совместной деятельности людей»). Иерархично — компании, институционализированной в виде фирмы, присуща организация, которая является формой осуществления бизнеса. Именно внутренняя организация компании заключает в себе ресурсы, способности и компетенции.

 

Полностью статья опубликована в журнале Менеджмент в России и за рубежом №5 / 2003

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».