Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2003 год | Статьи из номера N5 / 2003

Программы МВА в Америке, Европе и России

Мешкова Е.В. ,

Введение

В третье тысячелетие человечество вошло под знаменем резкого усиления процесса глобализации, в первую очередь в сфере экономики. Экономический ландшафт сегодня коренным образом отличается от того, что был всего несколько лет назад. Организационные изменения становятся движущей силой экономического развития.

Развитие рыночной экономики и обострение конкуренции на российских и международных рынках создают ситуацию, в которой достигать коммерческого успеха могут только компании, обладающие реальными конкурентными преимуществами. Важнейшим из них становится уровень профессиональной подготовки высших руководителей компании. Помимо предпринимательского таланта и практического опыта управления необходимы знания современных технологий управления, умения и навыки их применения. Иными словами, необходимо специальное управленческое образование.

Признано, что одной из самых серьезных форм подготовки менеджеров-профессионалов являются программы МВА (Master of Business Administration или, по-русски, «Мастер делового администрирования» — МДА). На них специалисты, имеющие высшее образование, обучаются менеджменту как второй профессии. Во всем мире количество слушателей на программах МВА из года в год возрастает.

Особое значение в бизнес-образовании имеют программы Executive MBA, которые разрабатываются специально для менеджеров высшего звена. Эти программы позволяют задействовать в учебном процессе управленческий опыт аудитории, сформировать на его основе стратегическое видение перспектив развития компании, умение ориентироваться в динамично изменяющейся конкурентной среде, принимать эффективные стратегические решения в условиях риска и неопределенности.

Характеристики, по которым различаются между собой бизнес-школы и программы МВА, таковы:

  • специализация и содержание программы;
  • место обучения (США, Европа или Россия);
  • виды программ (форма и продолжительность);
  • место в рейтингах;
  • возможность финансовой поддержки получения образования.

Сопоставляя желания с возможностями, каждый решает для себя, какую школу ему выбрать, в какой стране получать дополнительное образование. Но все же ключевым словом остается «качество». Высокое качество полученного образования непременно должно проявить себя в будущем; основными его показателями станут: карьерный рост, достойная заработная плата, наличие деловых связей в мире бизнеса.

Что дает бизнес-школа?

Говоря о бизнес-школах, обычно подразумевают знания, которые в них можно получить. Между тем любой обладатель МВА получает набор качеств, которые развиваются у студентов бизнес-школ в ходе обучения. Сам процесс отбора учащихся также во многом построен на выявлении у них деловых качеств, задатков лидера.

Человеку без этих качеств MBA вряд ли сможет помочь. С другой стороны, других в бизнес-школы не принимают. Главным элементом отбора кандидатов является собеседование, в ходе которого опытные преподаватели могут выявить всю его подноготную. Как правило, в хорошую бизнес-школу попадают упорные, целеустремленные, обладающие качествами лидеров люди. Само поступление в бизнес-школу является серьезным жизненным испытанием. Если человек его прошел, то можно предположить, что у него уже есть качества, необходимые хорошему менеджеру. В бизнес-школе энтенции дополняются соответствующими знаниями, развиваются и адаптируются к условиям реального бизнеса. Бизнес-школа учит аккумулировать большое количество информации и делать правильные выводы, то есть решать возникшую задачу с учетом всего спектра организационных, социальных и этических проблем.

Все бизнес-школы по методам и системе обучения можно разделить на две группы: обучение работе в команде, либо действия в условиях конкуренции между одногруппниками. К первой группе относятся Kellog и Wharton, ко второй – Гарвард, Чикагская и Колумбийская школы. В школах обоих типов сочетаются три способа обучения — лекции, семинары и изучение практических примеров (case studies). На семинарах все студенты отвечают индивидуально, зарабатывая личные оценки. Практикумы — это задания для группы: они приучают к работе в команде, но для решения каждого практического задания назначается лидер проекта. Этот человек помимо знаний должен продемонстрировать и способности организатора. Система оценок и рейтингов приучает слушателей бизнес-школ к духу состязательности, который будет полезен в дальнейшей карьере. Слушатель бизнес-школы, к какой бы из двух моделей она ни относилась, постоянно пребывает в конкурентной среде. Тот, кто на финише оказывается впереди, обгоняя других в оценках или рейтинге, может рассчитывать на самую хорошую работу и самую высокую зарплату. Во время обучения в бизнес-школе не менее важным является и непосредственное общение с преподавателями-практиками. При этом в неделю слушатель бизнес-школы поглощает столько информации, на усвоение которой в обычном вузе уходит месяц, что помогает развить умение правильно распределять время.Россиянин, желающий получить степень МВА на Западе, неизбежно сталкивается с проблемой выбора: Америка, Европа или Россия? Сделать этот выбор очень непросто. Все варианты имеют достоинства и недостатки. Для удобства сравнения некоторые характеристики бизнес-образования в рассматриваемых регионах сведены в таблицу.

Таблица 1

Особенности обучения по программе МВА в различных регионах

Особенности/регион США Западная Европа Россия
Престиж диплома Наиболее высокий Высокий, дипломы ведущих школ котируются наравне с американскими Высокий (внутри страны) с хорошими возможностями трудоустройства за рубежом
Варианты учебных программ Более 700 До 300 Менее 50
Наличие практики в крупных компаниях Обязательна для большинства программ Скорее исключение Исключение
Стоимость обучения От 50 000 US$ От 20 000 US$  
Заработная плата выпускников (по данным Finacial Times) Более 150 000 US$/год До 130 000 US$/год  
Возможность получения кредита на оплату обучения Есть в бизнес-школах многих университетов (Гарвардский, Пенсильванский, Мичиганский университеты — кредит Citibank, Колумбийский университет, Fuqua (Duke University), Carnegie Mellon — собственные кредитные программы)   Кредиты коммерческих банков
Численность обучающихся на курсе До 750—1000 человек В среднем вдвое ниже  
В том числе максимально возможное число россиян До 12 2—5 Не квотируется
Предельный возраст зачисления До 33 лет До 35 лет Не установлен, реально до 45 лет (данные Begin.ru)
Сложность поступления В среднем 650 баллов для теста GMAT (по данным Вusiness Week) 520—600 баллов для теста GMAT либо собеседование  
Сроки обучения 20—22 месяца, 720 академических часов 10—18 месяцев, 400 академических часов (для Великобритании) Не менее 1000 академических часов
Уровень государственного контроля Мягкий   Жесткий с тенденцией к усилению

В мировых рейтингах американские школы в целом стоят выше европейских. К примеру, газета Financial Times в 2001 году включила в первую десятку 8 американских школ, а среди 25 лучших на их долю пришлись 22 позиции. В Азии или Латинской Америке диплом даже средней американской школы, не говоря уже о Гарварде, Уортоне или Стэнфорде, будет котироваться выше, чем европейский. Конечно, лидерство американцев в рейтингах отчасти объясняется тем, что самих программ МВА в США больше. Разумеется, есть среди них и слабые программы, но в целом выбор гораздо богаче. Это обстоятельство приобретает особый вес, если желающего учиться интересует узкая специализация – например, венчурный капитал или брэнд-менеджмент.

В целом американские университеты располагают более солидной инфраструктурой, могут позволить себе проводить больше конференций, приглашать с лекциями видных политиков и бизнесменов. Например, в Гарвардской школе практически ежегодно выступают с лекциями Билл Гейтс, Уоррен Баффет, Руперт Мердок и другие «воротилы» бизнеса. В Европе возможности скромнее.

Американские бизнес-школы обычно больше европейских (так, Гарвардская школа — это комплекс из 27 зданий). Американские школы МВА к тому же позволяют своим выпускникам обзавестись обширными полезными связями. Сообщества выпускников ведущих школ США насчитывают десятки тысяч человек. Это «свои люди» в крупных компаниях по всему миру. К примеру, сообщество выпускников Уортона насчитывает 73,3 тысячи человек в 131 стране мира. По негласному правилу один выпускник всегда может попросить другого о помощи, что гарантирует поддержку в любой точке земного шара.

Достоинства европейского образования

Европейский вариант MBA имеет ряд плюсов. Первый и главный — программы короче и обходятся дешевле. С точки зрения карьерных перспектив Европа для россиян зачастую предпочтительнее Америки: в Европе больше ценятся международный опыт и знание специфики других стран. В целом интернациональный характер европейских программ МВА выражен сильнее. Если в Америке даже 30% иностранцев на курсе — нечто из ряда вон выходящее, то в ведущих школах Старого Света этот показатель доходит до 90%. Например, в Лондонской бизнес-школе (LBS) по двухлетней программе учатся представители 40—50 народов, составляющие в совокупности около 80% от общей численности студентов. Профессорско-преподавательский состав европейских школ тоже представлен учеными из разных стран, а учебный процесс учитывает международные (а не только американские) реалии, в силу чего полученные знания лучше применимы в российской практике. При этом в некоторые европейские бизнес-школы проще поступить, поскольку они не требуют столь высоких результатов при сдаче теста GMAT. Этот логико-математический тест сложен сам по себе, да к тому же имеет ярко выраженную американскую специфику. Наконец, обучаясь в Испании, Франции, Голландии или Швейцарии на английском — всемирном базовом языке МВА, — можно овладеть вторым языком хотя бы в объеме, достаточном для общения. Европейским компаниям, расширяющим бизнес в России, нужны люди, обладающие признанной квалификацией и способные говорить с ними на одном языке. Таким образом, однозначного ответа, где — в США или в Европе — получать степень МВА, нет.

Российское бизнес-образование

Бизнес-школы существуют в России уже десять лет, но качество получаемого бизнес-образования до сих пор остается спорным. По оценке Российской ассоциации бизнес-образования, сегодня подготовкой управленцев занимаются порядка 1200 заведений по всей стране. Собственно бизнес-образованием занято около полусотни школ.

Усилиями российских бизнес-школ, дающих диплом МВА отечественного образца (МДА), были сформированы основы модели бизнес-образования, опирающейся на практику, принятую в США и в Западной Европе. В Министерстве образования сегодня придерживаются идеи полностью передать бизнес-образование в систему государственных вузов. Сама по себе идея возвращения бизнес-школ под крыло государственных вузов не плоха – ведь и европейские, и американские университеты существуют, как правило, за счет школ бизнеса и права. «Если говорить о настоящих школах бизнеса, то они действительно должны работать на базе крупных вузов», — считает Леонид Евенко, ректор Высшей школы международного бизнеса (ВШМБ) при Академии народного хозяйства. Это полезно и для вузов. Известно, что по статистике работу находят всего 30% выпускников. Вероятно, вузы с помощью бизнес-школ смогут восстановить связь с рынком труда.

Хотя для российского работодателя государственное признание МВА, как, впрочем, и наличие у аппликанта диплома МВА, определяющего значения пока не имеет: компания в первую очередь требует от аппликанта наличия соответствующих вакансии знаний и навыков, бизнес-образование должно регламентироваться. Отсутствие всякой определенности в том, что именно в России можно считать бизнес-образованием, сегодня позволяет назвать программой МВА (МДА) любой бизнес-курс продолжительностью от 2—3 месяцев до 2—3 лет.

Сейчас основным документом, призванным защитить потенциальных студентов от недобросовестных учебных заведений, являются «Государственные требования к подготовке менеджеров высшей квалификации по программам «Мастер делового администрирования» (МДА). Теперь степень МДА присваивается только после прохождения программы, на которую отводится не менее 1000 часов. Государство одобрило и количество часов, которое отводится на изучение определенных дисциплин (на изучение базовых дисциплин в области менеджмента должно быть выделено не менее 400 часов; еще 250 часов отведено на практические занятия), и минимальное количество курсов по выбору слушателя – не меньше трети всего учебного времени. Ученую степень должны иметь не менее половины преподавателей бизнес-школы с курсом МДА.

Наиболее полно, по мнению Министерства образования, этим требованиям сегодня отвечают программы 15 учебных заведений, получивших государственную ак-
кредитацию и в порядке эксперимента имеющих право выдавать признаваемые государством дипломы. Немалую роль в государственном признании MДA сыграл министр образования Владимир Филиппов, ранее возглавлявший Российский университет дружбы народов. РУДН одним из первых внедрил в практику обучение по программе МДА.

Сейчас госдипломы имеют право выдавать Академия народного хозяйства, Всероссийская академия внешней торговли, Высшая коммерческая школа при Министерстве экономического развития и торговли РФ, Государственный университет - Высшая школа экономики, Государственный университет управления, Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС», Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Российский университет дружбы народов, Российская экономическая академия им. Г.В.Плеханова, три санкт-перетербургских вуза, Нижегородский, Воронежский и Пермский госуниверситеты.

Компания Begin.ru совместно с Издательским домом «Коммерсантъ» провела исследование выпускников программ МДА в России. Среди респондентов были выпускники большинства программ МДА (МВА), представленных сегодня на российском рынке. Респонденты закончили обучение в 1999—2002 годах. Исследование имело своей целью понять, как оценивают выпускники МВА полезность этого образования в России.

Всего в исследовании приняли участие 237 человек, которым было предложено ответить на следующие вопросы:

  1. С какой целью люди идут получать МДА в России?
  2. Считают ли выпускники, что бизнес-образование, полученное в России, было в целом для них полезно?
  3. Каков возраст людей, поступающих на МДА в России?
  4. Какое первое образование имеют выпускники российских программ МДА?

Результаты опроса показали, что слушателей российских программ МДА интересует прежде всего получение новых знаний и карьерный рост, а затем уже увеличение дохода, новые деловые связи и смена вида деятельности. Более 70% опрошенных ответили, что бизнес-образование реализовало все их ожидания и было очень полезным. Многие респонденты отметили, что благодаря МДА они получили возможность продолжить карьеру за рубежом. (Известно, что более четверти выпускников совместной программы Института бизнеса и экономики и California State University (Hayward) работают за границей.)

Среди поступающих на российские программы МДА почти нет владельцев компаний. Это происходит потому, что образование МДА рассчитано скорее на менеджеров, чем на предпринимателей и владельцев бизнеса: большинство студентов и выпускников ориентировано на корпоративную карьеру.

Оказалось, что минимальный возраст поступающих на МВА в России равен 23 годам, максимальный – 45, а средний – 29 годам. Около 70% респондентов получали первое образование в ведущих вузах Москвы. Среди них МГУ (около 10% опрошенных), МГИМО, РЭА им. Г.В. Плеханова, МИЭМ, МГТУ им. Н.В.Баумана, МФТИ, Финансовая академия, Государственный университет управления и многие другие. Большинство поступавщих на МДА получили первое высшее техническое образование.

Многие бизнес-школы России заботятся не только о качестве образования. Они уделяют внимание и карьере выпускников. Например, в Московской международной высшей школе бизнеса «МИРБИС» успешно работает карьерный центр.

Интересно, что среди опрошенных все знали английский. Возможно, часть респондентов, работая в российских компаниях и получив МДА в России, почти не использовали английский в повседневной работе. Это говорит не только об уровне образования этих людей, но и об их социальной принадлежности и системе ценностей.

Заключение

Решение о получении МВА (МДА) — крайне важное решение, которое может изменить общую линию карьеры и даже жизни человека. Следует ясно представлять практические следствия этого решения: и то, почему на данном этапе развития необходимо получить степень МВА, и то, какую школу целесообразно выбрать.

Основные качества, которые развиваются у человека в процессе посещения бизнес-школы:

  1. Настрой на успешное решение задач любой сложности.
  2. Склонность к работе в команде.
  3. Дух состязательности.
  4. Широкий и всесторонний взгляд на предмет или проблему.
  5. Способность воспринимать большие объемы информации.
  6. Умение принимать на основе полученной информации оптимальные решения.
  7. Качества лидера.

Литература

  1. Аттестация и аккредитация образовательных учреждений: Справочное издание. — Т.2. Учреждения профессионального образования. — М., 2001. — (Серия «Библиотека нормативных правовых актов в помощь работникам образования»).
  2. Бизнес-образование в России. Аналитический справочник для российского бизнеса. — Вып. 1. — М.: КОНСЭКО, 1998. — (Серия «Бизнес-Тезаурус»).
  3. Евенко Л.И. Системы, стандарты, практика подготовки профессиональных менеджеров в зарубежных странах (программа МВА). — М.: Книжный мир, 1998.
  4. Велева Л., Капицци В., Дитилло А. Организационные аспекты подготовки управленческих кадров: западный опыт: Учебное пособие. — М., 2001. — (Проект Тасис ДЕЛФИ).
  5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. — (Одобрена правительством Российской Федерации 29 декабря 2001 года № 1756-р).
  6. Собел М. Введение в МВА. — М.: ЭКСМО, 2003.
  7. Путеводитель по МВА в России и за рубежом. Под ред. О. Гозман, А. Рубальской, М. Сливницкой. — М.: BEGIN.RU. 2002.
  8. Financial Times. — Survey shows reputation is key to an MBA’s heart. — By Della Bradshaw. — Published: June 10, 2003.
  9. Financial Times. — Schools look at ways to put their house in order. — By Della Bradshaw. — Published: January 17, 2003.
  10. Financial Times. — Executive courses see rise in pulling power. — By Della Bradshaw. — Published: October 11, 2003.
  11. Financial Times. — Wharton and Columbia stay ahead of the pack. — What the EMBA rankings show by Della Bradshaw. — Published: October 11, 2003.
  12. Financial Times. — Crossing the divide. — By Simon London. — Published: May 28, 2003.

 

 

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».