Введение
В третье тысячелетие человечество вошло под знаменем резкого усиления процесса глобализации, в первую очередь в сфере экономики. Экономический ландшафт сегодня коренным образом отличается от того, что был всего несколько лет назад. Организационные изменения становятся движущей силой экономического развития.
Развитие рыночной экономики и обострение конкуренции на российских и международных рынках создают ситуацию, в которой достигать коммерческого успеха могут только компании, обладающие реальными конкурентными преимуществами. Важнейшим из них становится уровень профессиональной подготовки высших руководителей компании. Помимо предпринимательского таланта и практического опыта управления необходимы знания современных технологий управления, умения и навыки их применения. Иными словами, необходимо специальное управленческое образование.
Признано, что одной из самых серьезных форм подготовки менеджеров-профессионалов являются программы МВА (Master of Business Administration или, по-русски, «Мастер делового администрирования» — МДА). На них специалисты, имеющие высшее образование, обучаются менеджменту как второй профессии. Во всем мире количество слушателей на программах МВА из года в год возрастает.
Особое значение в бизнес-образовании имеют программы Executive MBA, которые разрабатываются специально для менеджеров высшего звена. Эти программы позволяют задействовать в учебном процессе управленческий опыт аудитории, сформировать на его основе стратегическое видение перспектив развития компании, умение ориентироваться в динамично изменяющейся конкурентной среде, принимать эффективные стратегические решения в условиях риска и неопределенности.
Характеристики, по которым различаются между собой бизнес-школы и программы МВА, таковы:
- специализация и содержание программы;
- место обучения (США, Европа или Россия);
- виды программ (форма и продолжительность);
- место в рейтингах;
- возможность финансовой поддержки получения образования.
Сопоставляя желания с возможностями, каждый решает для себя, какую школу ему выбрать, в какой стране получать дополнительное образование. Но все же ключевым словом остается «качество». Высокое качество полученного образования непременно должно проявить себя в будущем; основными его показателями станут: карьерный рост, достойная заработная плата, наличие деловых связей в мире бизнеса.
Что дает бизнес-школа?
Говоря о бизнес-школах, обычно подразумевают знания, которые в них можно получить. Между тем любой обладатель МВА получает набор качеств, которые развиваются у студентов бизнес-школ в ходе обучения. Сам процесс отбора учащихся также во многом построен на выявлении у них деловых качеств, задатков лидера.
Человеку без этих качеств MBA вряд ли сможет помочь. С другой стороны, других в бизнес-школы не принимают. Главным элементом отбора кандидатов является собеседование, в ходе которого опытные преподаватели могут выявить всю его подноготную. Как правило, в хорошую бизнес-школу попадают упорные, целеустремленные, обладающие качествами лидеров люди. Само поступление в бизнес-школу является серьезным жизненным испытанием. Если человек его прошел, то можно предположить, что у него уже есть качества, необходимые хорошему менеджеру. В бизнес-школе энтенции дополняются соответствующими знаниями, развиваются и адаптируются к условиям реального бизнеса. Бизнес-школа учит аккумулировать большое количество информации и делать правильные выводы, то есть решать возникшую задачу с учетом всего спектра организационных, социальных и этических проблем.
Все бизнес-школы по методам и системе обучения можно разделить на две группы: обучение работе в команде, либо действия в условиях конкуренции между одногруппниками. К первой группе относятся Kellog и Wharton, ко второй – Гарвард, Чикагская и Колумбийская школы. В школах обоих типов сочетаются три способа обучения — лекции, семинары и изучение практических примеров (case studies). На семинарах все студенты отвечают индивидуально, зарабатывая личные оценки. Практикумы — это задания для группы: они приучают к работе в команде, но для решения каждого практического задания назначается лидер проекта. Этот человек помимо знаний должен продемонстрировать и способности организатора. Система оценок и рейтингов приучает слушателей бизнес-школ к духу состязательности, который будет полезен в дальнейшей карьере. Слушатель бизнес-школы, к какой бы из двух моделей она ни относилась, постоянно пребывает в конкурентной среде. Тот, кто на финише оказывается впереди, обгоняя других в оценках или рейтинге, может рассчитывать на самую хорошую работу и самую высокую зарплату. Во время обучения в бизнес-школе не менее важным является и непосредственное общение с преподавателями-практиками. При этом в неделю слушатель бизнес-школы поглощает столько информации, на усвоение которой в обычном вузе уходит месяц, что помогает развить умение правильно распределять время.Россиянин, желающий получить степень МВА на Западе, неизбежно сталкивается с проблемой выбора: Америка, Европа или Россия? Сделать этот выбор очень непросто. Все варианты имеют достоинства и недостатки. Для удобства сравнения некоторые характеристики бизнес-образования в рассматриваемых регионах сведены в таблицу.
Таблица 1
Особенности обучения по программе МВА в различных регионах
Особенности/регион |
США |
Западная Европа |
Россия |
Престиж диплома |
Наиболее высокий |
Высокий, дипломы ведущих школ котируются наравне с американскими |
Высокий (внутри страны) с хорошими возможностями трудоустройства за рубежом |
Варианты учебных программ |
Более 700 |
До 300 |
Менее 50 |
Наличие практики в крупных компаниях |
Обязательна для большинства программ |
Скорее исключение |
Исключение |
Стоимость обучения |
От 50 000 US$ |
От 20 000 US$ |
|
Заработная плата выпускников (по данным Finacial Times) |
Более 150 000 US$/год |
До 130 000 US$/год |
|
Возможность получения кредита на оплату обучения |
Есть в бизнес-школах многих университетов (Гарвардский, Пенсильванский, Мичиганский университеты — кредит Citibank, Колумбийский университет, Fuqua (Duke University), Carnegie Mellon — собственные кредитные программы) |
|
Кредиты коммерческих банков |
Численность обучающихся на курсе |
До 750—1000 человек |
В среднем вдвое ниже |
|
В том числе максимально возможное число россиян |
До 12 |
2—5 |
Не квотируется |
Предельный возраст зачисления |
До 33 лет |
До 35 лет |
Не установлен, реально до 45 лет (данные Begin.ru) |
Сложность поступления |
В среднем 650 баллов для теста GMAT (по данным Вusiness Week) |
520—600 баллов для теста GMAT либо собеседование |
|
Сроки обучения |
20—22 месяца, 720 академических часов |
10—18 месяцев, 400 академических часов (для Великобритании) |
Не менее 1000 академических часов |
Уровень государственного контроля |
Мягкий |
|
Жесткий с тенденцией к усилению |
В мировых рейтингах американские школы в целом стоят выше европейских. К примеру, газета Financial Times в 2001 году включила в первую десятку 8 американских школ, а среди 25 лучших на их долю пришлись 22 позиции. В Азии или Латинской Америке диплом даже средней американской школы, не говоря уже о Гарварде, Уортоне или Стэнфорде, будет котироваться выше, чем европейский. Конечно, лидерство американцев в рейтингах отчасти объясняется тем, что самих программ МВА в США больше. Разумеется, есть среди них и слабые программы, но в целом выбор гораздо богаче. Это обстоятельство приобретает особый вес, если желающего учиться интересует узкая специализация – например, венчурный капитал или брэнд-менеджмент.
В целом американские университеты располагают более солидной инфраструктурой, могут позволить себе проводить больше конференций, приглашать с лекциями видных политиков и бизнесменов. Например, в Гарвардской школе практически ежегодно выступают с лекциями Билл Гейтс, Уоррен Баффет, Руперт Мердок и другие «воротилы» бизнеса. В Европе возможности скромнее.
Американские бизнес-школы обычно больше европейских (так, Гарвардская школа — это комплекс из 27 зданий). Американские школы МВА к тому же позволяют своим выпускникам обзавестись обширными полезными связями. Сообщества выпускников ведущих школ США насчитывают десятки тысяч человек. Это «свои люди» в крупных компаниях по всему миру. К примеру, сообщество выпускников Уортона насчитывает 73,3 тысячи человек в 131 стране мира. По негласному правилу один выпускник всегда может попросить другого о помощи, что гарантирует поддержку в любой точке земного шара.
Достоинства европейского образования
Европейский вариант MBA имеет ряд плюсов. Первый и главный — программы короче и обходятся дешевле. С точки зрения карьерных перспектив Европа для россиян зачастую предпочтительнее Америки: в Европе больше ценятся международный опыт и знание специфики других стран. В целом интернациональный характер европейских программ МВА выражен сильнее. Если в Америке даже 30% иностранцев на курсе — нечто из ряда вон выходящее, то в ведущих школах Старого Света этот показатель доходит до 90%. Например, в Лондонской бизнес-школе (LBS) по двухлетней программе учатся представители 40—50 народов, составляющие в совокупности около 80% от общей численности студентов. Профессорско-преподавательский состав европейских школ тоже представлен учеными из разных стран, а учебный процесс учитывает международные (а не только американские) реалии, в силу чего полученные знания лучше применимы в российской практике. При этом в некоторые европейские бизнес-школы проще поступить, поскольку они не требуют столь высоких результатов при сдаче теста GMAT. Этот логико-математический тест сложен сам по себе, да к тому же имеет ярко выраженную американскую специфику. Наконец, обучаясь в Испании, Франции, Голландии или Швейцарии на английском — всемирном базовом языке МВА, — можно овладеть вторым языком хотя бы в объеме, достаточном для общения. Европейским компаниям, расширяющим бизнес в России, нужны люди, обладающие признанной квалификацией и способные говорить с ними на одном языке. Таким образом, однозначного ответа, где — в США или в Европе — получать степень МВА, нет.
Российское бизнес-образование
Бизнес-школы существуют в России уже десять лет, но качество получаемого бизнес-образования до сих пор остается спорным. По оценке Российской ассоциации бизнес-образования, сегодня подготовкой управленцев занимаются порядка 1200 заведений по всей стране. Собственно бизнес-образованием занято около полусотни школ.
Усилиями российских бизнес-школ, дающих диплом МВА отечественного образца (МДА), были сформированы основы модели бизнес-образования, опирающейся на практику, принятую в США и в Западной Европе. В Министерстве образования сегодня придерживаются идеи полностью передать бизнес-образование в систему государственных вузов. Сама по себе идея возвращения бизнес-школ под крыло государственных вузов не плоха – ведь и европейские, и американские университеты существуют, как правило, за счет школ бизнеса и права. «Если говорить о настоящих школах бизнеса, то они действительно должны работать на базе крупных вузов», — считает Леонид Евенко, ректор Высшей школы международного бизнеса (ВШМБ) при Академии народного хозяйства. Это полезно и для вузов. Известно, что по статистике работу находят всего 30% выпускников. Вероятно, вузы с помощью бизнес-школ смогут восстановить связь с рынком труда.
Хотя для российского работодателя государственное признание МВА, как, впрочем, и наличие у аппликанта диплома МВА, определяющего значения пока не имеет: компания в первую очередь требует от аппликанта наличия соответствующих вакансии знаний и навыков, бизнес-образование должно регламентироваться. Отсутствие всякой определенности в том, что именно в России можно считать бизнес-образованием, сегодня позволяет назвать программой МВА (МДА) любой бизнес-курс продолжительностью от 2—3 месяцев до 2—3 лет.
Сейчас основным документом, призванным защитить потенциальных студентов от недобросовестных учебных заведений, являются «Государственные требования к подготовке менеджеров высшей квалификации по программам «Мастер делового администрирования» (МДА). Теперь степень МДА присваивается только после прохождения программы, на которую отводится не менее 1000 часов. Государство одобрило и количество часов, которое отводится на изучение определенных дисциплин (на изучение базовых дисциплин в области менеджмента должно быть выделено не менее 400 часов; еще 250 часов отведено на практические занятия), и минимальное количество курсов по выбору слушателя – не меньше трети всего учебного времени. Ученую степень должны иметь не менее половины преподавателей бизнес-школы с курсом МДА.
Наиболее полно, по мнению Министерства образования, этим требованиям сегодня отвечают программы 15 учебных заведений, получивших государственную ак-
кредитацию и в порядке эксперимента имеющих право выдавать признаваемые государством дипломы. Немалую роль в государственном признании MДA сыграл министр образования Владимир Филиппов, ранее возглавлявший Российский университет дружбы народов. РУДН одним из первых внедрил в практику обучение по программе МДА.
Сейчас госдипломы имеют право выдавать Академия народного хозяйства, Всероссийская академия внешней торговли, Высшая коммерческая школа при Министерстве экономического развития и торговли РФ, Государственный университет - Высшая школа экономики, Государственный университет управления, Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС», Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Российский университет дружбы народов, Российская экономическая академия им. Г.В.Плеханова, три санкт-перетербургских вуза, Нижегородский, Воронежский и Пермский госуниверситеты.
Компания Begin.ru совместно с Издательским домом «Коммерсантъ» провела исследование выпускников программ МДА в России. Среди респондентов были выпускники большинства программ МДА (МВА), представленных сегодня на российском рынке. Респонденты закончили обучение в 1999—2002 годах. Исследование имело своей целью понять, как оценивают выпускники МВА полезность этого образования в России.
Всего в исследовании приняли участие 237 человек, которым было предложено ответить на следующие вопросы:
- С какой целью люди идут получать МДА в России?
- Считают ли выпускники, что бизнес-образование, полученное в России, было в целом для них полезно?
- Каков возраст людей, поступающих на МДА в России?
- Какое первое образование имеют выпускники российских программ МДА?
Результаты опроса показали, что слушателей российских программ МДА интересует прежде всего получение новых знаний и карьерный рост, а затем уже увеличение дохода, новые деловые связи и смена вида деятельности. Более 70% опрошенных ответили, что бизнес-образование реализовало все их ожидания и было очень полезным. Многие респонденты отметили, что благодаря МДА они получили возможность продолжить карьеру за рубежом. (Известно, что более четверти выпускников совместной программы Института бизнеса и экономики и California State University (Hayward) работают за границей.)
Среди поступающих на российские программы МДА почти нет владельцев компаний. Это происходит потому, что образование МДА рассчитано скорее на менеджеров, чем на предпринимателей и владельцев бизнеса: большинство студентов и выпускников ориентировано на корпоративную карьеру.
Оказалось, что минимальный возраст поступающих на МВА в России равен 23 годам, максимальный – 45, а средний – 29 годам. Около 70% респондентов получали первое образование в ведущих вузах Москвы. Среди них МГУ (около 10% опрошенных), МГИМО, РЭА им. Г.В. Плеханова, МИЭМ, МГТУ им. Н.В.Баумана, МФТИ, Финансовая академия, Государственный университет управления и многие другие. Большинство поступавщих на МДА получили первое высшее техническое образование.
Многие бизнес-школы России заботятся не только о качестве образования. Они уделяют внимание и карьере выпускников. Например, в Московской международной высшей школе бизнеса «МИРБИС» успешно работает карьерный центр.
Интересно, что среди опрошенных все знали английский. Возможно, часть респондентов, работая в российских компаниях и получив МДА в России, почти не использовали английский в повседневной работе. Это говорит не только об уровне образования этих людей, но и об их социальной принадлежности и системе ценностей.
Заключение
Решение о получении МВА (МДА) — крайне важное решение, которое может изменить общую линию карьеры и даже жизни человека. Следует ясно представлять практические следствия этого решения: и то, почему на данном этапе развития необходимо получить степень МВА, и то, какую школу целесообразно выбрать.
Основные качества, которые развиваются у человека в процессе посещения бизнес-школы:
- Настрой на успешное решение задач любой сложности.
- Склонность к работе в команде.
- Дух состязательности.
- Широкий и всесторонний взгляд на предмет или проблему.
- Способность воспринимать большие объемы информации.
- Умение принимать на основе полученной информации оптимальные решения.
- Качества лидера.
Литература
- Аттестация и аккредитация образовательных учреждений: Справочное издание. — Т.2. Учреждения профессионального образования. — М., 2001. — (Серия «Библиотека нормативных правовых актов в помощь работникам образования»).
- Бизнес-образование в России. Аналитический справочник для российского бизнеса. — Вып. 1. — М.: КОНСЭКО, 1998. — (Серия «Бизнес-Тезаурус»).
- Евенко Л.И. Системы, стандарты, практика подготовки профессиональных менеджеров в зарубежных странах (программа МВА). — М.: Книжный мир, 1998.
- Велева Л., Капицци В., Дитилло А. Организационные аспекты подготовки управленческих кадров: западный опыт: Учебное пособие. — М., 2001. — (Проект Тасис ДЕЛФИ).
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. — (Одобрена правительством Российской Федерации 29 декабря 2001 года № 1756-р).
- Собел М. Введение в МВА. — М.: ЭКСМО, 2003.
- Путеводитель по МВА в России и за рубежом. Под ред. О. Гозман, А. Рубальской, М. Сливницкой. — М.: BEGIN.RU. 2002.
- Financial Times. — Survey shows reputation is key to an MBA’s heart. — By Della Bradshaw. — Published: June 10, 2003.
- Financial Times. — Schools look at ways to put their house in order. — By Della Bradshaw. — Published: January 17, 2003.
- Financial Times. — Executive courses see rise in pulling power. — By Della Bradshaw. — Published: October 11, 2003.
- Financial Times. — Wharton and Columbia stay ahead of the pack. — What the EMBA rankings show by Della Bradshaw. — Published: October 11, 2003.
- Financial Times. — Crossing the divide. — By Simon London. — Published: May 28, 2003.
|