Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2003 год | Статьи из номера N5 / 2003

Управленческое проектирование: оптимизация выборов инвестиционных стратегий с помощью математического моделирования

Управленческое проектирование: оптимизация выборов инвестиционных стратегий с помощью математического моделирования

(фрагмент статьи)

Ермоленко Б.В.
 
Опубликовано в номере: Менеджмент в России и за рубежом №5 / 2003

В настоящее время одной из прогрессивных форм организации производства и реализации готовой продукции является создание производственно-сбытовых сетей. Для многоассортиментных отраслей промышленности инвестирование средств в подобные проекты может оказаться особенно эффективным.

Перед компанией, намеревающейся реализовать такой проект, на прединвестиционной стадии встает комплекс сложных и трудоемких проблем. Менеджеру проекта и его команде на базе исследования ситуации на рынке, оценки потребностей регионов в продукции компании и анализа технико-экономических показателей ее изготовления необходимо сформировать непустое множество доступных для инвестора инвестиционных возможностей, а на его основе — также непустое множество путей реализации проекта. Каждое из них будет характеризоваться своим набором проектируемых предприятий и сбытовых баз с присущими именно ему ассортиментом и объемами выпускаемой, хранимой и продаваемой в каждом из регионов продукции, своими видами используемых технологических процессов и их аппаратурного оформления, маршрутами, объемами и способами перевозок, банками, кредитующими проект, величинами собственных и заемных средств, сроками их поступления, общими объемами инвестиций, операционных затрат и доходов.

Поиск менеджером проекта оптимальной стратегии инвестирования средств сводится к решению задачи выбора наиболее эффективного из выбранных вариантов (разумеется, из числа тех, на реализацию которых имеется достаточно финансовых средств). Число вариантов для рассматриваемого класса проектов может быть велико из-за многоассортиментности продукции, большого количества возможных точек размещения объектов, вариабельности технологий, мощностей и других технико-экономических показателей. Проблема выбора стратегии инвестирования средств в подобного рода проекты нетривиальна и вряд ли эффективно решаема без применения специального математического моделирования.

Ниже рассматриваются как раз такие подходы, ориентированные на применение экономико-математических методов и моделей. Предлагается осуществлять выбор стратегии путем последовательного решения ряда простых задач с организацией при необходимости итерационного процесса (рис. 1).

Укрупненная блок-схема процедуры решения задачи оптимизации стратегии инвестирования средств в создание производственно-сбытовой сети

Рис.1. Укрупненная блок-схема процедуры решения задачи оптимизации стратегии инвестирования средств в создание производственно-сбытовой сети

Формирование идеи проекта. Напомним, что идея проекта — создание производственно-сбытовой сети и получение на ее основе дохода от производства и реализации продукции. При формировании идеи проекта оговаривается ориентировочный ассортимент продукции производства и сбыта. Важным также является определение географического расположения выбранных локальных рынков, потенциальных мест размещения предприятий и оптово-розничных баз. В качестве локального рынка может выступать любое территориальное образование, выбранное с учетом маркетинговых соображений.

В рамках данной модели предполагается, что в пределах локального рынка может быть: (а) либо построено предприятие, производящее продукцию и имеющее в своем составе сбытовую базу; (б) либо создана самостоятельная оптово-розничная сбытовая база; (в) либо указанные объекты отсутствуют. Каждое предприятие осуществляет поставки продукции как на сбытовую базу собственного региона, так и на базы других регионов. При этом считается, что и самостоятельная сбытовая база, и сбытовая база при предприятии обслуживают только свой локальный рынок. Все эти условия могут видоизменяться в зависимости от постановки вашей задачи.

Задача 1. Оптимизация выбора локальных рынков для предварительного формирования и обоснования инвестиционных возможностей

Задача поиска осваиваемых локальных рынков формулируется как задача выбора из большого числа локальных рынков таких, где создание производственно-сбытовой сети с учетом потребности в продукции и ограничений на собственные и заемные средства могло обеспечить компании-реципиенту (инвестору) максимальный интегральный эффект.

Задача решается на стадии предварительного обоснования инвестиционных возможностей, носит оценочный характер и использует в процессе решения укрупненные показатели и нормативы. Интегральный эффект (чистый дисконтированный доход), выступающий в качестве функционала задачи, оценивается исходя из условия осуществления всех первоначальных инвестиций на первом шаге горизонта расчета и на основе среднегодовых значений доходов и текущих затрат на всех последующих шагах. Критерием эффективности выбора является максимум интегрального эффекта. Основная цель - значительно уменьшить количество локальных рынков (регионов), с которыми придется иметь дело менеджеру проекта на следующих этапах прединвестиционного исследования.

На рассматриваемом этапе прединвестиционной фазы проекта менеджеру необходимо:

  1. Собрать информацию для построения модели.
  2. Построить в рамках модели частично-целочисленного линейного программирования систему ограничений задачи выбора локальных рынков (агрегированного множества доступных инвестиционных возможностей и альтернатив).
  3. Сформировать функционал задачи оптимального выбора локальных рынков в виде чистого дисконтированного дохода как линейной функции действительных и целочисленных переменных.
  4. Осуществить решение задачи оптимального выбора локальных рынков продукции с применением методов частично-целочисленного линейного программирования.
  5. Провести анализ результатов решения задачи оптимизации и оценить показатели эффективности.
  6. Подготовить информацию для использования на следующем шаге решения задачи.

Экономико-математическая модель, предлагаемая для выбора осваиваемых локальных рынков, состоит из системы балансовых уравнений, характеризующих продуктовые потоки на базах предприятий и самостоятельных сбытовых базах, условий сбыта продукции на локальных рынках, ограничений на мощность предприятий, пропускную способность баз, финансовые возможности инвестора, а также из ряда специальных соотношений, обеспечивающих возможность решения задачи методами частично-целочисленного линейного программирования. Важным элементом оптимизационной модели является функционал задачи, в качестве которого выступает чистый дисконтированный доход от реализации проекта.

Балансовые соотношения являются определяющими для построения модели. На прединвестиционной стадии при формировании балансовых уравнений считается, что уровень запасов продукции на начало и конец текущего года как для сбытовых баз предприятия, так и для самостоятельных баз остается неизменным. На рис. 2 представлена балансовая схема продуктовых потоков предприятия, включающего производство и сбытовую базу.

Рис. 2. "Балансовая схема продуктовых потоков предприятия со сбытовой базой" >>>

Балансовая схема потоков самостоятельных баз структурно проще, чем соответствующая схема предприятий. В отличие от предприятия, самостоятельная сбытовая база не осуществляет поставок продукции в другие регионы страны.


Полностью статья опубликована в журнале Менеджмент в России и за рубежом №5 / 2003

Полное содержание номера >>>
Как приобрести этот номер >>>

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».