Управленческое проектирование: оптимизация выборов инвестиционных стратегий с помощью математического моделирования
(фрагмент статьи)
Ермоленко Б.В.
Опубликовано в номере: Менеджмент в России и за рубежом
№5 / 2003
В настоящее время одной из прогрессивных форм организации производства
и реализации готовой продукции является создание производственно-сбытовых
сетей. Для многоассортиментных отраслей промышленности инвестирование
средств в подобные проекты может оказаться особенно эффективным.
Перед компанией, намеревающейся реализовать такой проект, на прединвестиционной
стадии встает комплекс сложных и трудоемких проблем. Менеджеру проекта
и его команде на базе исследования ситуации на рынке, оценки потребностей
регионов в продукции компании и анализа технико-экономических показателей
ее изготовления необходимо сформировать непустое множество доступных для
инвестора инвестиционных возможностей, а на его основе — также
непустое множество путей реализации проекта. Каждое из них будет характеризоваться
своим набором проектируемых предприятий и сбытовых баз с присущими именно
ему ассортиментом и объемами выпускаемой, хранимой и продаваемой в каждом
из регионов продукции, своими видами используемых технологических процессов
и их аппаратурного оформления, маршрутами, объемами и способами перевозок,
банками, кредитующими проект, величинами собственных и заемных средств,
сроками их поступления, общими объемами инвестиций, операционных
затрат и доходов.
Поиск менеджером проекта оптимальной стратегии инвестирования
средств сводится к решению задачи выбора наиболее эффективного из выбранных
вариантов (разумеется, из числа тех, на реализацию которых имеется достаточно
финансовых средств). Число вариантов для рассматриваемого класса проектов
может быть велико из-за многоассортиментности продукции, большого количества
возможных точек размещения объектов, вариабельности технологий, мощностей
и других технико-экономических показателей. Проблема выбора стратегии
инвестирования средств в подобного рода проекты нетривиальна и вряд
ли эффективно решаема без применения специального математического
моделирования.
Ниже рассматриваются как раз такие подходы, ориентированные на применение экономико-математических
методов и моделей. Предлагается осуществлять выбор стратегии путем последовательного
решения ряда простых задач с организацией при необходимости итерационного процесса
(рис. 1).

Рис.1. Укрупненная блок-схема процедуры решения
задачи оптимизации стратегии инвестирования средств в создание производственно-сбытовой
сети
Формирование идеи проекта. Напомним, что идея
проекта — создание производственно-сбытовой сети и получение на ее основе
дохода от производства и реализации продукции. При формировании идеи проекта
оговаривается ориентировочный ассортимент продукции производства и сбыта.
Важным также является определение географического расположения выбранных
локальных рынков, потенциальных мест размещения предприятий и оптово-розничных
баз. В качестве локального рынка может выступать любое территориальное
образование, выбранное с учетом маркетинговых соображений.
В рамках данной модели предполагается, что в пределах
локального рынка может быть: (а) либо построено предприятие, производящее
продукцию и имеющее в своем составе сбытовую базу; (б) либо создана
самостоятельная оптово-розничная сбытовая база; (в) либо указанные объекты
отсутствуют. Каждое предприятие осуществляет поставки продукции
как на сбытовую базу собственного региона, так и на базы других регионов. При
этом считается, что и самостоятельная сбытовая база, и сбытовая база при
предприятии обслуживают только свой локальный рынок. Все эти условия могут
видоизменяться в зависимости от постановки вашей задачи.
Задача 1. Оптимизация выбора локальных рынков для предварительного формирования
и обоснования инвестиционных возможностей
Задача поиска осваиваемых локальных рынков формулируется как задача выбора
из большого числа локальных рынков таких, где создание производственно-сбытовой
сети с учетом потребности в продукции и ограничений на собственные и заемные
средства могло обеспечить компании-реципиенту (инвестору) максимальный интегральный
эффект.
Задача решается на стадии предварительного обоснования
инвестиционных возможностей, носит оценочный характер и использует в процессе
решения укрупненные показатели и нормативы. Интегральный эффект (чистый
дисконтированный доход), выступающий в качестве функционала задачи, оценивается
исходя из условия осуществления всех первоначальных инвестиций на первом шаге
горизонта расчета и на основе среднегодовых значений доходов и текущих затрат
на всех последующих шагах. Критерием эффективности выбора является максимум
интегрального эффекта. Основная цель - значительно уменьшить количество
локальных рынков (регионов), с которыми придется иметь дело менеджеру проекта
на следующих этапах прединвестиционного исследования.
На рассматриваемом этапе прединвестиционной
фазы проекта менеджеру необходимо:
- Собрать информацию для построения модели.
- Построить в рамках модели частично-целочисленного линейного программирования
систему ограничений задачи выбора локальных рынков (агрегированного множества
доступных инвестиционных возможностей и альтернатив).
- Сформировать функционал задачи оптимального выбора локальных рынков в виде
чистого дисконтированного дохода как линейной функции действительных и целочисленных
переменных.
- Осуществить решение задачи оптимального выбора локальных рынков продукции
с применением методов частично-целочисленного линейного программирования.
- Провести анализ результатов решения задачи оптимизации и оценить показатели
эффективности.
- Подготовить информацию для использования на следующем шаге решения задачи.
Экономико-математическая модель,
предлагаемая для выбора осваиваемых локальных рынков, состоит из системы
балансовых уравнений, характеризующих продуктовые потоки на базах предприятий и
самостоятельных сбытовых базах, условий сбыта продукции на локальных рынках,
ограничений на мощность предприятий, пропускную способность баз, финансовые
возможности инвестора, а также из ряда специальных соотношений, обеспечивающих
возможность решения задачи методами частично-целочисленного линейного
программирования. Важным элементом оптимизационной модели является функционал
задачи, в качестве которого выступает чистый дисконтированный доход от
реализации проекта.
Балансовые
соотношения являются определяющими для построения модели. На прединвестиционной стадии при формировании балансовых
уравнений считается, что уровень запасов продукции на начало и конец текущего года как для сбытовых баз предприятия, так и для
самостоятельных баз остается неизменным. На рис. 2 представлена балансовая
схема продуктовых потоков предприятия, включающего производство и сбытовую
базу.
Рис. 2. "Балансовая схема продуктовых потоков предприятия со сбытовой базой" >>>
Балансовая схема потоков самостоятельных баз структурно проще,
чем соответствующая схема предприятий. В отличие от предприятия,
самостоятельная сбытовая база не осуществляет поставок продукции в другие
регионы страны.
Полностью статья опубликована в журнале Менеджмент в России и за рубежом №5 / 2003
|