Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2003 год | Статьи из номера N6 / 2003

Новые инициативы деловых кругов: отчётность в области устойчивого развития

Гусева Т.В., Молчанова Я.П., Виниченко В.Н. ,

В 1992 году в Рио-де-Жанейро состоялась большая международная конференция, посвященная развитию взаимоотношений природы и общества. Это событие стало замечательным уже потому, что в нем принимали участие не только крупные ученые, но и главы государств и известные политики. Тем самым получило отражение то обстоятельство, что проблемы взаимоотношения природы и общества становятся всё более значимыми не только в мире науки; их значение и место в судьбах людей начинают понимать и политики, и экономисты. Значит, это понимание может влиять на выработку политических и экономических решений. Центральным событием конференции стало обсуждение доклада возглавляемой госпожой Гру Харлем Брундтланд (в то время — премьер-министра Норвегии) Комиссии ООН по окружающей среде и развитию. В докладе, подготовленном ещё в 1987 году и активно обсуждавшемся в мире, был сформулирован принцип sustainable development, впоследствии переведённый на русский язык как принцип устойчивого развития [1]. Анализируя и разъясняя отечественной аудитории смысл нового понятия, Н.Н.Моисеев [2] подчёркивал, что в популяционной теории используется термин sustainability, означающий такое поведение популяции, которое не ведёт к разрушению её ниши. Таким образом, если следовать исходному толкованию, принцип sustainable development должен означать такое развитие экономики, которое было бы согласовано с условием предотвращения деградации окружающей среды. Конференция в Рио рекомендовала всем государствам создать национальные программы подобного развития экономики [3].

Аналогичная конференция 2002 года в Йоханнесбурге продемонстрировала, что среди всех националь-ных программ, может быть, только одна — Sustainable Nederlanden (Нидерланды) — отвечала первоначальному замыслу и была научно обоснована [4]. Все остальные сводили реализацию принципа устойчивого развития к проблемам технологического или технического характера. В России устойчивое развитие в течение долгого времени воспринималось как синоним охраны окружающей среды. Центральный компонент — развитие общества, развитие экономической системы — в этом контексте практически не рассматривался.

Интересно, что деловые круги восприняли появление нового принципа в качестве сигнала, свидетельствовавшего о неотложной необходимости изменения отношения бизнеса к экологическим и социальным проблемам. Если не на фундаментальном уровне, то, по крайней мере, на уровне заявлений и намерений. Ещё в 1990 году была разработана и опубликована Хартия «Бизнес и устойчивое развитие» [5], провозгласившая: «Экономический рост создаёт все условия, необходимые для сохранения экологического равновесия и достижения социальных целей (целей человеческого развития), которые и обусловливают устойчивость развития. Динамичный и ответственный бизнес представляет собой движущую силу устойчивого развития экономики и формирует управленческие, финансовые и технические ресурсы, необходимые для решения проблем состояния окружающей среды» [5]. Созданный в 1990 году Совет деловых кругов по устойчивому развитию разработал и опубликовал документ стратегического значения «Меняя курс» [6].

Вероятно, в 70-е годы XX века и Хартия, и стратегия Совета деловых кругов могли остаться лишь декларациями, литературными упражнениями, но на рубеже веков развитие гражданских институтов, экономики и информационных технологий вплотную приблизило мир к понятию «информационное общество». И вновь деловые круги откликнулись на только начавшие формироваться потребности, на сей раз — в форме политического документа Европейского Союза «К общей ответственности», в котором было подчёркнуто: «Совершенно необходимо создать условия для более активного вовлечения всех заинтересованных сторон в разработку и практическое осуществление экологической политики. Человек как гражданин должен иметь доступ к тем сведениям, которые нужны для наблюдений и контроля за деятельностью производственного сектора, а как потребитель должен располагать информацией для осознанного выбора продукции и услуг» [7]. Таким образом, идея подотчётности бизнеса обществу, обеспечения доступа заинтересованных сторон к информации об экономической, экологической и социальной результативности компаний начала получать не только все более широкое распространение, но и практическое воплощение.

Не ставя перед собой задачи детально проследить дальнейшее, фактически экспоненциальное развитие инициатив в этой области, отметим, тем не менее, один очень важный факт. В 1997 году Коалиция за экологически ответственный бизнес в партнёрстве с Программой ООН по окружающей среде сформировала движение (а впоследствии создала организацию), получившее название Global Reporting Initiative (GRI) — Глобальная инициатива по отчётности. Этот шаг был направлен на то, чтобы повысить качество, строгость и полезность отчётности в области устойчивого развития. Это означает не признание того, что за десятилетие, прошедшее c момента формулирования принципа sustainable development, открытая отчётность организаций в области устойчивого развития получила настолько широкое развитие, что потребовала упорядочения подходов к обеспечению её качества.

В Российской Федерации, однако, эта сфера деятельности остаётся малоизвестной. Крупнейшие компании («Газпром», «ЮКОС», «Лукойл») готовят и распространяют открытые отчёты [8—10], но, с одной стороны, они традиционно воспринимаются обществом как рекламные акции, а с другой — с точки зрения собственно открытости (не формальной, а фактической) содержания, взаимодействия с заинтересованными сторонами и являются рекламными. При этом подавляющее число организаций РФ не рассматривают подготовку открытой отчётности в числе ближайших перспектив развития. Подчеркнем, что рекомендации GRI на русском языке, доступные в сети Internet (http://www.14000.ru/reporting) благодаря поддержке Министерства иностранных дел Великобритании и усилиям общественной организации «Эколайн», очень сложны и формализованы и могут рассматриваться скорее как информация о международных подходах, чем как руководство к действию для отечественных предприятий [11, 12]. Впрочем, в предисловии разработчиков чётко сказано, что любая организация может использовать руководство в качестве неформального пособия или осуществлять рекомендации поэтапно1. Однако документ содержит анализ тех тенденций, которые обусловили бурное развитие открытой отчётности в области устойчивого развития (далее — открытой отчётности). Рассмотрим эти тенденции детальнее.

Рост глобализации. Расширение глобальных рынков капитала и развитие информационных технологий открывают широчайшие возможности для создания нового богатства. В то же время рост богатства не приводит к автоматическому уменьшению социального неравенства. В то время как государственные и неправительственные организации играют существенную роль в процессе глобализации, его движущей силой остается деятельность корпораций. Именно поэтому все стороны, включая корпорации, ищут новую форму отчётности, которая достоверно отражала бы последствия деятельности компаний независимо от времени, места и формы её осуществления.

Поиск новых форм глобального регулирования. Глобализация ставит под сомнение способность существующих международных и национальных институтов эффективно регулировать деятельность корпораций. В качестве одной из иллюстраций потребности в таком регулировании выступает растущий интерес к разработке обязательной международной конвенции о подотчётности корпораций. Глобальная экономика, не связанная границами, требует столь же независимых от границ структур регулирования, которые могли бы содействовать направлению деятельности частного сектора к достижению результатов, благоприятных с социальной и экологической, а также экономической точек зрения. Новые модели международного регулирования и даже управления, затрагивающие такие области, как выбросы парниковых газов в атмосферу, разрушение озонового слоя и т.п., представляют собой примеры инициатив нового поколения, призванных адаптировать управление к возрастающей сложности и взаимосвязанности мира. Ключевым моментом всех этих создающихся моделей является потребность в более высоком уровне открытости.

Реформа корпоративного управления. В настоящее время возрастает давление на корпорации в направлении установления и поддержания высоких стандартов менеджмента. По мере того как общество наблюдает рост влияния корпораций на изменения в экономике, социальной сфере и состоянии окружающей среды, инвесторы и другие заинтересованные стороны ожидают от их руководителей и менеджеров соответствия высочайшим стандартам этики, открытости, внимания к происходящим процессам и реагирования на запросы различных сторон. Независимость членов советов директоров, участие высшего руководства в других партнёрствах, схемы компенсации и материального поощрения, добросовестность аудиторов — эти вопросы вызывают всё большее внимание. Эффективность корпоративного управления зависит от доступа к адекватной информации высокого качества, которая позволяет отслеживать динамику результативности и способствует развитию новых форм взаимодействия с заинтересованными сторонами. Недавние инициативы в области корпоративного управления (комиссия Кэдбери [13], доклад Тернбулла [14] в Велико-
британии, подготовленные Организацией экономического сотрудничества и развития «Принципы корпоративного управления», [15] Форум Всемирного банка по корпоративному управлению) демонстрируют растущие ожидания относительно стандартов корпоративного поведения.

Роль стран с развивающейся экономикой в глобальном масштабе. Те же тенденции, связанные с глобализацией, подотчетностью и управлением, которые имеют место в развитых странах, наблюдаются и в государствах с развивающейся экономикой. Такие страны, как Бразилия, Индия и ЮАР, являются полноценными участниками процесса глобализации. Технологические новшества и потоки капитала, которые служили двигателем глобализации на протяжении последнего десятилетия, к настоящему времени проникли и в эти страны, превратив их во влиятельных региональных и глобальных игроков на экономической сцене XXI века. В то же время общепринятые подходы к менеджменту и требования подотчётности распространяются по сложившимся глобальным цепям поставщиков, оказывая влияние на все сегменты цепи. Идея подотчётности корпораций, которая первоначально относилась только к крупным транснациональным корпорациям, трансформируется в широкое движение, которое затрагивает компании любых масштабов во всем мире.

Россию и новые независимые государства в целом принято относить к странам с переходной экономикой. Они играют всё большую роль в процессе глобализации. За последнее десятилетие в России широкое распространение получили системы менеджмента качества, растет число компаний, использующих международные подходы экологического менеджмента, обеспечения безопасности труда и здоровья персонала, промышленной безопасности [16]. По всей вероятности, большая часть руководителей российских компаний не осведомлена о том, что разработка стандартов систем экологического менеджмента была осуществлена по инициативе Совета деловых кругов по устойчивому развитию, но главное то, что эти подходы получают распространение и что в России есть стороны, заинтересованные в адекватном применении принципов экологического менеджмента и социальной ответственности.

Рост внимания к организациям и ожиданий от них. Распространение Internet и новых коммуникационных технологий способствует росту информационных потоков в глобальном масштабе, а также делает процессы обратной связи более быстрыми и мощными. Потребители, опираясь на растущее количество публикаций по вопросам устойчивого развития, получают доступ к информации об организациях с беспрецедентным количеством подробностей. Компании среди прочего сталкиваются с тем, что их клиенты и заказчики более четко формулируют свои ожидания относительно вклада компании в устойчивое развитие. Российские пользователи сети Internet активно участвуют в форумах, открытых на сайтах различных отечественных компаний. В качестве примеров можно привести начинания НК «ЮКОС» [18] и Рязанской ГРЭС [19] — организаций, значительно отличающихся друг от друга с точки зрения отрасли, масштабов деятельности, заинтересованных сторон.

Оценка достижений в области устойчивого развития. По мере того как устойчивое развитие получало широкое распространение в качестве основы общественной политики и организационной стратегии, многие организации обратили внимание на проблему практической реализации этой концепции. Потребности в более точной оценке достижений организации, а также в соотнесении намечаемых целей с широким кругом внешних факторов повысили актуальность задачи выработки признанной системы показателей результативности в области устойчивого развития.

Заинтересованность государств в отчётности в области устойчивого развития. В 1997 году, когда делались первые шаги по созданию GRI, интерес правительств к интеграции экономической, экологической и социальной отчётности был незначительным. В настоящий момент имеется множество добровольных, законодательно определенных и используемых при регулировании деятельности инициатив. В Австралии, США, Республике Китай (Тайване), Японии и ряде стран Европейского союза, таких, как Франция, Нидерланды, Великобритания, Дания, быстро развиваются требования и стимулы, направленные на расширение рамок традиционной финансовой отчетности и включение в неё нефинансовой информации. Движущей силой некоторых инициатив являются цели национальной экологической и социальной политики, других — стремление инвесторов получить более полную информацию о результативности корпорации, используя механизмы регулирования оборота ценных бумаг.

Отметим, что в России в течение последнего десятилетия был выпущен ряд указов Президента РФ, посвящённых разработке концепции и стратегии устойчивого развития; сформулированы приоритеты экологической политики, подготовлены «Национальный план действий РФ по охране окружающей среды» (1999—2001 гг.) [20] и Экологическая доктрина Российской Федерации [21]. Тем не менее, как мы уже отмечали, концепция устойчивого развития в её изначальном понимании не получила широкого распространения в России; более того, частое отождествление sustainable development и охраны окружающей среды привело к недооценке идеи поиска равновесия экономически, социально и экологически обоснованных целей развития. В отечественной литературе всё чаще появляется словосочетание «экологически устойчивое развитие», которое не имеет смысла ни с позиций классической экологии, ни с точки зрения sustainable development.

Но описанные проблемы восприятия принципов устойчивого развития никоим образом не могут остановить процесс глобализации. Развитие рыночной экономики и гражданского общества в России, поэтапная интеграция России в мировое сообщество, выход на международные рынки, признание в России международных подходов к менеджменту (на уровне теории и практики) создают условия, в которых инициативы в области открытой отчётности не смогут не распространяться.

Заинтересованность финансовых рынков в отчётности в области устойчивого развития. Финансовый сектор медленно, но верно осваивает отчётность в области устойчивого развития в качестве одного из аналитических инструментов. Отчасти под давлением растущего спроса со стороны институциональных и индивидуальных инвесторов на социально значимые и этически приемлемые финансовые инструменты каждый год появляются новые «социально ответственные» финансовые индексы. Одновременно с этим развиваются исследования связей между деятельностью корпорации в области устойчивого развития и стоимостью её акций. Связи между результативностью компании в области устойчивого развития и ключевыми факторами, определяющими ее ценность, такими, как репутация, имидж бренда и оценки будущих активов, побуждают широкие финансовые рынки к поиску новых инструментов анализа и предсказания ценности бумаг на рынках капитала.

Возникновение учёта нового поколения. В конце XX века были достигнуты впечатляющие результаты в гармонизации финансовой отчётности во всем мире. Именно богатые традиции финансовой отчётности, постоянно развивающейся с целью адекватного отражения финансового состояния организации, послужили примером для эволюции GRI. Однако в настоящее время многие наблюдатели, включая и специалистов в области финансов, признают, что методики, разработанные для отражения традиционной экономики прошлого, не могут послужить основой для описания информационной экономики наших дней. Оценка традиционных материальных активов (зданий, оборудования и материалов) должна быть дополнена оценкой нематериальных активов: человеческого капитала, экологического капитала, соглашений и партнёрств, брендов и репутации. Некоторые консалтинговые группы начали новые программы в таких категориях, как «деловая отчётность» или «анализ нематериальных активов», для того чтобы исследовать, как должны быть модифицированы стандарты учёта с целью отражения и этих факторов стоимости. Ожидается появление новых концепций риска, возможности и неопределённости.

Описанные тенденции известны менеджерам, стремящимся повысить конкурентоспособность своих компаний в условиях глобализации. Для более чем двух тысяч компаний, развивающих экономическую, экологическую и социальную отчётность, экономическая оправданность такой отчётности является хорошо известным фактом. Хотя вряд ли каждая компания сможет получить полный спектр потенциальных выгод от внедрения такой отчётности, наблюдатели указывают на распространенность в деловом сообществе нескольких позиций, подчеркивающих серьезную значимость открытой отчётности для развития менеджмента организаций и тем самым выступающих в качестве мотивов её разработки и распространения.

  • Эффективный менеджмент в глобальной экономике, где информация (как достоверная, так и недостоверная) распространяется со скоростью электромагнитной волны, требует опережающего подхода. Оценка результативности (как прошлой, так и ожидаемой), а также соответствующая отчётность являются необходимым инструментом менеджмента в современном мире — динамичном, соединённом скоростными линиями связи, новости в котором публикуются 24 часа в сутки.
  • Стратегические и текущие проблемы, с которыми сегодня сталкиваются компании, требуют непрерывного диалога с инвесторами, потребителями, поставщиками, общественностью и сотрудниками. Отчётность является ключевым элементом, необходимым для построения, поддержания и постоянного развития взаимодействия с заинтересованными сторонами. Отчёты могут послужить инструментом информирования об экономических, экологических и социальных возможностях и трудностях организации, причем гораздо более совершенным, чем простые ответы на запросы заинтересованных сторон. Открытость и откровенный диалог по вопросам результативности, приоритетов и планов на будущее, связанных с устойчивостью, позволяют развивать партнёрские отношения и укреплять доверие.
  • Отчётность в области устойчивого развития является средством, которое помогает на стратегическом уровне связать зачастую изолированные функции корпорации — финансы, маркетинг, исследования и разработку новой продукции и услуг. Отчётность в области устойчивого развития дает толчок внутренним процессам взаимодействия и обмена информацией, которые иначе не возникли бы.
  • Процесс подготовки отчёта в области устойчивого развития позволяет выявить потенциальные проблемные области и неожиданные возможности в цепях поставщиков, среди населения, во взаимоотношениях с государственными органами, в управлении репутацией и брендами. Отчётность позволяет организации предвидеть потенциально негативное развитие событий до того, как оно станет неприятным сюрпризом.
  • Отчётность в области устойчивого развития позволяет совершенствовать способности менеджеров оценивать вклад своей организации в природный, человеческий и социальный капитал. Такая оценка существенно расширяет возможности, предоставляемые традиционной финансовой отчётностью, и формирует более полную картину долгосрочных перспектив. Отчётность помогает выявить социальный и экологический вклад организации, а также «ценность предложения с точки зрения устойчивого развития», связанную с её продукцией и услугами. Такая оценка необходима для поддержания и укрепления «этического мандата» существования компании.
  • Отчётность в области устойчивого развития может способствовать снижению нестабильности и неопределенности цен на акции открытых акционерных компаний, а также уменьшению стоимости привлечения капитала. Более полное и регулярное раскрытие информации, включая значительную часть тех сведений, которые аналитики стремятся получать от менеджеров по конкретным поводам, может повысить финансовую стабильность компании, избежав существенных изменений в поведении инвесторов в качестве реакции на несвоевременное или неожиданное раскрытие информации.

Лидеры GRI подчеркивают, что на протяжении 2000-2002 годов эти факторы, действуя совместно и по отдельности, способствовали росту интереса к «Глобальной инициативе по отчётности». В 2002 году был выпущен новый вариант «Руководства по отчётности в области устойчивого развития» [11], учитывающий как опыт прошлых лет, так и современные тенденции изменения внешней и внутренней среды организаций.

В общем случае любая компания может придерживаться собственных подходов к разработке и распространению открытой отчётности; заинтересованные стороны при этом свободны в оценке получаемой информации. Но растущий поток сведений необходимо систематизировать, предоставив как пользователям, так и самим разработчикам возможность основываться на определенных принципах интерпретации и оценки деятельности организации. Следование этим принципам способствует единому пониманию всеми сторонами положений, на которых основан подготовленный отчёт.

Одиннадцать принципов, выделенных разработчиками «Руководства по отчётности в области устойчивого развития» [11, 12], помогают обеспечить то, что отчёты:

  • представляют сбалансированную и обоснованную картину экономической, экологической и социальной результативности и тем самым позволяют оценить вклад организации в устойчивое развитие;
  • предусматривают возможность анализа достигнутых изменений во времени (путём сравнения с предыдущими и/или последующими отчетами);
  • способствуют сопоставлению результатов различных организаций;
  • достоверно отражают вопросы, значимые для заинтересованных сторон.

Все принципы организованы в четыре группы. К системообразующим отнесены открытость, взаимодействие с заинтересованными сторонами и верифицируемость. В число принципов, определяющих решения о том, что следует включать в отчёт (о его содержании), включены полнота, значимость и учёт контекста устойчивого развития. Качество и достоверность отчёта определяются точностью, объективностью отражения информации и сопоставимостью. Наконец, доступность отчета определяется его ясностью и своевременностью.

Принципы открытости и взаимодействия с заинтересованными сторонами представляют собой отправную точку процесса отчётности и тесно переплетены со всеми остальными.

Принципы контекста устойчивого развития, полноты и значимости играют ключевую роль в определении того, что следует включать в отчёт. Отчётность должна способствовать помещению результативности организации в более широкий контекст проблем, рисков и возможностей устойчивого развития. Информация, включаемая в отчёт, должна удовлетворять требованию полноты в смысле границ отчётности (например, подразделений организации, охваченных отчётом), сферы отчётности (например, аспектов или проблем, отраженных в отчёте), а также временных рамок. Наконец, информация, представленная в отчёте, должна быть значимой для принятия решений заинтересованными сторонами.

Качество и достоверность содержания отчёта зависит от следования принципам объективности, сопоставимости и точности. Отчёты должны быть сопоставимы с предыдущими или последующими отчётами той же организации, а также отчетами других организаций. Информация должна быть в достаточной степени точной и достоверной, чтобы её можно было использовать для принятия решений. Не менее важно то, что содержание отчёта должно быть представлено объективным и сбалансированным образом.

Принципы ясности и своевременности определяют практическую доступность отчёта. Заинтересованные стороны должны получить информацию в легко понятном для них виде и в тот период времени, когда возможно её практическое использование.

Наконец, принцип верифицируемости тесно связан с сопоставимостью, точностью, объективностью и полнотой. Его содержанием является возможность продемонстрировать, что как процесс, лежащий в основе подготовки отчёта, так и само содержание отчёта отвечают стандартам качества, достоверности и другим аналогичным ожиданиям.

Принципы открытой отчетности заслуживают того, чтобы рассмотреть их подробнее (табл.1). С одной стороны, они нуждаются в дополнительном разъяснении для российского читателя, на продолжении десятилетий имевшего доступ лишь к чрезмерно усредненной, агрегированной на уровне отрасли, области, а то и страны, лишенной индивидуальности и нередко отнесенной к 1913 году информации о развитии производства. С другой стороны, читатели получат возможность оценить открытые отчёты российских компаний, рассмотреть детальнее, как именно подготовлены эти документы и как они совершенствуются со временем (ОАО «Газпром», например, публикует открытые экологические отчёты уже в течение восьми лет).

Таблица 1

Принципы открытой отчетности в области устойчивого развития

№ п/п Группы принципов Смысл и содержание принципов
1 Системообразующие принципы: открытость, взаимодействие с заинтересованными сторонами и верифицируемость

Открытость означает полное раскрытие процессов, процедур и предположений, лежащих в основе подготовки отчета, и является необходимым условием доверия к нему. Согласно этому принципу, независимо от конкретного формата или содержания отчета, пользователи должны быть полностью проинформированы о процессах, процедурах и предположениях, использован-ных при подготовке информации отчета.

Взаимодействие с заинтересованными сторонами подразумевает систематическое вовлечение заинтересованных сторон во взаимодействие, чтобы с их помощью сконцентрироваться на значимых вопросах и последовательно улучшать качество отчетов. Принцип взаимодействия с заинтересованными сторонами основан на той предпосылке, что интересы этих сторон являются неотъемлемым элементом осмысленного процесса отчетности и должны быть учтены в ходе подготовки отчета. Организациям следует стремиться вовлечь в этот процесс как те стороны, которые непосредственно затронуты ее деятельностью, так и тех, кто затронут косвенно.

Принцип взаимодействия с заинтересованными сторонами направлен на удовлетворение разнообразных потребностей этих сторон, использующих отчеты в области устойчивого развития

Верифицируемость означает, что сообщаемые данные и информация должны быть запротоколированы, подобраны, проанализированы и раскрыты таким образом, чтобы внутренние аудиторы или внешние стороны, выполняющие подтверждение, могли проверить их достоверность. Непроверяемые положения или данные, от которых зависят заявления общего характера, сделанные в отчете, могут скомпрометировать его достоверность

2 Содержательность: полнота, значимость и учет контекста устойчивого развития

Принцип полноты требует разъяснения и раскрытия с необходимой степенью подробности всей информации, которая является значимой для заинтересованных сторон и относится к заявленной области отчетности. Решение о значимости должно основываться как на консультациях с этими сторонами, так и на рассмотрении широкого круга вопросов, представляющих общественный интерес, которые не обязательно могут быть затронуты в процессе консультаций. Материалом для выявления таких вопросов могут послужить, например, национальная политика или международные соглашения.

Принцип значимости в процессе отчетности в области устойчивого развития реализуется посредством присваивания степени важности каждому аспекту, показателю или фрагменту информации, предназначенному для применения пользователями в процессе принятия решений. В идеальной ситуации отчет должен содержать информацию, которая полезна и значима как для самой организации, так и для пользователей отчета. Посредством консультаций с заинтересованными сторонами организация может лучше понять, в чем состоят информационные потребности этих сторон и как наилучшим образом удовлетворить их.

Соблюдение принципа контекста устойчивого развития означает, что там, где это уместно и полезно, организация, готовящая отчет, должна рассматривать свою собственную результативность в контекстах общей экологической, экономической и социальной устойчивости. Многие аспекты отчетности в области устойчивого развития получают существенное значение из более широкого контекста, в котором результативность на организационном уровне влияет на накопление или истощение экономического, экологического и социального капитала на местном, региональном или глобальном уровнях.

3 Качество и достоверность: точность, объективности и сопоставимость.

Принцип точности подразумевает, что для сообщаемой информации должны быть достигнуты такая степень точности и настолько малый уровень погрешности, чтобы пользователи могли использовать эту информацию для принятия решений с высокой степенью доверия.Точность качественной информации в значительной степени зависит от степени ясности, наличия необходимых подробностей и сбалансированного изложения. Точность количественной информации может зависеть, например, от конкретных методов пробоотбора и анализа образцов. Отчасти необходимой уровень точности зависит от предполагаемого использования информации. Применение принципа точности требует понимания намерений пользователей и их потребностей, связанных с принятием решений, а также различных условий, в которых собирается информация.

Принцип объективности подразумевает правдивое и основанное на фактах отражение экономической, экологической и социальной результативности. В этом принципе воплощена та идея, что основная задача, стоящая за отбором и представлением информации в процессе подготовки отчета, состоит в формировании непредвзятой картины результативности организации. Это означает, что отчет должен отражать как положительные, так и отрицательные результаты, будучи свободным от намеренных искажений, а также переоценки или недооценки результативности организации. При подготовке отчета следует сосредоточиться на объективном, нейтральном сообщении пользователям фактов, которые они в дальнейшем смогут самостоятельно интерпретировать.

Согласно принципу сопоставимости отчеты об экономической, экологической и социальной результативности должны допускать сравнение с предшествующими данными о результативности организации, а также с данными о результативности других организаций. Это позволяет внешним и внутренним сторонам сравнивать результативность и оценивать прогресс организации в контексте рейтингов, принятия инвестиционных решений, ведения различных кампаний и другой деятельности. Сопоставимость и связанные с ней требования к последовательному подходу к отчетности являются предпосылкой для принятия пользователями информированных решений.

4 Доступность: ясность и своевременность

Принцип ясности определяет понятность и применимость публикуемой информации для различных групп пользователей. Организация должна определить потребности и особенности различных групп заинтересованных сторон и публиковать информацию в такой форме, которая доступна максимальному количеству пользователей, в то же время не опуская существенных подробностей, представляющих интерес для более узкого их круга. Используемые научно-технические термины должны быть разъяснены в самом отчете. Там, где это уместно, следует использовать четкие, понятные иллюстрации и схемы.

Принцип своевременности означает, что отчеты должны публиковаться с такой периодичностью, которая отвечает потребностям пользователей и согласуется с характером самой информации. Своевременность обеспечивает максимальный уровень применимости и полезности информации, давая пользователям возможность эффективно включать ее в процесс принятия решений.

Сформулированные «Глобальной инициативой по отчётности» принципы ориентированы на долгосрочную перспективу. Разработчики руководства стремились создать прочное основание для дальнейшего развития оценки результативности с учётом новых знаний и практического опыта. К настоящему времени подготовлены также детальные рекомендации в отношении структуры отчёта, показателей, которые следует использовать при оценке экономической, экологической и социальной результативности организации, к обсуждению которых мы планируем обратиться в последующих публикациях.

Участники прошедшей в августе 2003 года во Владимирской области конференции по открытой отчётности предприятий обсуждали вопрос актуальности таких инициатив для российских условий. Были подняты вопросы развития рыночной экономики в стране и постепенной интеграции России в мировое сообщество, унификации подходов к внедрению систем менеджмента на международном уровне и совершенствования принципов более чистого производства, построения гражданского общества в стране и демократизации информационного пространства. Ключевую роль в дискуссии сыграл анализ распространения систем менеджмента в Российской Федерации. Практики, представлявшие предприятия строительной, легкой, оборонной, машиностроительной отраслей, пришли к выводу, основанному на опыте работы последних шести-восьми лет. Совсем недавно, в середине девяностых годов, ведущая роль в управлении предприятием представлялась естественным продолжением карьеры главного инженера, не требовавшим специальной подготовки. О международных стандартах слышали, но предпочитали незыблемые ГОСТы, открытость и прозрачность системы принятия решений воспринимали как непростительную вольность.

Сегодня «Менеджмент организации» — одна из самых востребованных специальностей в системе высшего образования, внедрены и сертифицированы тысячи систем менеджмента качества отечественных предприятий, экспоненциально растет число сертифицированных систем экологического менеджмента. Федеральный закон «О техническом регулировании» [21] завершил эпоху обязательных ГОСТов и заложил основы внедрения международных принципов стандартизации и сертификации в Российской Федерации. Открытая корпоративная отчётность становится такой же реальностью и необходимостью, как привлечение профессиональных менеджеров к управлению компаниями, внедрение систем менеджмента качества, систем экологического менеджмента, систем обеспечения безопасности труда и здоровья персонала, промышленной безопасности. Поистине трудно переоценить смысл сказанного Н.Ф.Реймерсом: «Время — ресурс, от рационального использования которого зависят результаты развития природы и общества» [22].

Литература

  1. World Commission on Environment and Development. Our Common Future. Oxford University Press. — Oxford, 1987.
  2. Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. — М.: Устойчивый мир, 2001.
  3. Agenda 21. The United Nations Programme of Action from UN Conference on Environment and Development. — Rio de Janeiro, 1992.
  4. Towards sustainable Netherlands. Ministry of Housing, Spatial Planning and the Environment, 1997.
  5. International Chamber of Commerce (ICC). The ICC Charter for Sustainable Development, 1990.
  6. Business Council for Sustainable Development (BCSD). Changing Course. — Geneva, 1992.
  7. Shared Responsibility: New Challenges for Europe. Brussels. 1996.
  8. Отчёт об охране окружающей среды за 1999 г. — М.: ЮКОС, 2000.
  9. Годовые отчёты Компании «Лукойл» за 1999—2002 гг. http://www.lukoil.ru/otchet/year_reports_all.htm.
  10. Годовой отчёт ОАО «Газпром». http://www.annualreport.ru/.
  11. Sustainability Reporting Guidelines, Global Reporting Initiative 2002. http://www.globalreporting.org/guidelines/2002/gri_2002_guidelines.pdf.
  12. Станьте открытыми. Начните внедрение открытой отчётности в соответствии с принципами GRI. http://www.14000.ru/reporting.
  13. Комиссия Кэдбери, Доклад Комитета по финансовым аспектам корпоративного управления (декабрь 1992 г.). http://www.worldbank.org/html/fpd/privatesector/cg/docs/cadbury.pdf.
  14. Доклад Тернбулла. http://www.icaew.co.uk/internalcontrol/.
  15. Принципы корпоративного управления. — ОЭСР. (Сайт Российского института директоров.) http://www.rid.ru.
  16. Экологический менеджмент и общественный диалог. Перспективы в России // Материалы международной конференции, Москва, 15—16 ноября 2001 г., Geoplan-Эколайн.
  17. Официальный сайт Рязанской ГРЭС. Форум. Книга отзывов. http://www.ryazgres.ru/.
  18. Официальный сайт НК «ЮКОС». Вопрос—ответ. http://www.yukos.ru/qa.shtml.
  19. Национальный план действий по охране окружающей среды Российской Федерации на 1999—2001 гг. — М: Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды, 1999. — 118 с.
  20. Экологическая доктрина Российской Федерации. (Сайт Социально-экологического союза). Документы. http://www.seu.ru/documents/doctrine/.
  21. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г.
    № 184-ФЗ.
  22. Реймерс Н.Ф. Экология: теория, законы, принципы, практика и гипотезы. — М.: Россия молодая, 1994.

1 В последующих публикациях мы предполагаем обратиться к анализу применимости требований «Руководства по отчётности в области устойчивого развития» в российских условиях.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».