Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2004 год | Статьи из номера N1 / 2004

Как управлять изменениями на предприятиях жилищно-коммунального комплекса (на примере государственных унитарных предприятий водоснабжения)

Иванов С.Г.,

Как стимулировать реформирование предприятий жилищно-коммунального комплекса, направить процесс изменений и повысить его эффективность?

Автор попытался дать ответ на этот вопрос, рассматривая организацию менеджмента в государственных унитарных предприятиях водоснабжения (Водоканалах) России.

Когда вопрос, вынесенный в начало статьи, задаёшь руководителю (ГУПВ), то в большинстве случаев звучит встречный вопрос: разве изменениями нужно управлять? Производственное и финансовое планирование — это понятно, распределение ресурсов — тоже ясно, а зачем и как управлять изменениями?

Одной из главных причин непонимания необходимости управления изменениями является парадигма планирования: не постановка и реализация миссии и целей предприятия, а всего лишь решение какой-то текущей, часто во всех смыслах, задачи. Например, необходима замена трубы, на которой возникла утечка, хотя труба прослужила всего лишь половину нормативного срока. Да, такая замена — это и есть необходимая составляющая решения одной из главных задач предприятия — повышения надёжности водоснабжения. Это так. Однако часто ли мы при этом задаём вопрос: почему труба преждевременно износилась? В подавляющем большинстве случаев, устраняя следствия, причину оставляют нетронутой. Казалось бы, заменив трубу, мы должны повысить надёжность, изменить ситуацию. Однако, как выясняется впоследствии, в очень скором времени всё повторяется заново. Очевидно, что результативность реформы в сфере жилищно-коммунального хозяйства во многом зависит именно от умения эффективно управлять изменениями.

Процесс изменений можно разбить на следующие основные составляющие:

  • оценка текущей ситуации, определение основных проблем и причин, их порождающих;
  • выбор возможных направлений и вариантов изменения ситуации;
  • оценочный прогноз будущей ситуации для каждого варианта;
  • выбор окончательного варианта и его реализация;
  • оценка новой ситуации и сравнение её с прогнозом.

Желаемые итоги изменений в производственно-экономической деятельности ГУПВ удобно характеризовать по шести параметрам:

  • регулирование спроса и предложения на продукцию и услуги ГУПВ и оптимизацию мощностей систем водоснабжения и канализации (ВИК);
  • повышение надежности работы систем ВИК;
  • повышение качества оказываемых ГУПВ услуг;
  • минимизация затрат;
  • оптимизация организационной структуры ГУПВ;
  • повышение финансовой устойчивости, инвестиционной привлекательности и улучшение имиджа ГУПВ.

Основой процесса управления являются возможности прогнозирования и оценки результатов. Как оценивать изменения по каждому направлению?

Регулирование спроса и предложения на продукцию и услуги

Мониторинг — наиболее эффективный и в то же время самый сложный способ оценки изменения ситуации.

Оценка ситуации производится по следующим основным показателям:

  • удельное водопотребление на человека в жилищном фонде;
  • удельное водопотребление на работающего на предприятиях групп А и Б;
  • удельное водопотребление на производственные нужды на условную единицу выпускаемой продукции в производственной сфере.

Критерием объективности оценки в данном случае являются возможность получения основанных на приборном учёте фактических данных об объёмах водопотребления.

Как управлять изменением спроса на воду?

Существуют два основных принципа управления спросом на воду — административный и экономический.

Административный принцип может эффективно применяться, например, если потребитель является административно зависимой организацией. Этот принцип для рыночно развивающегося общества вряд ли приемлем.

Экономический принцип может применяться во всех случаях, когда речь идёт о неполитарной экономической модели. Регулирование спроса при этом осуществляется с помощью изменения цен и тарифов, а также предоставления возможности водоснабжения из альтернативных источников.

Для производственного потребления нужно учитывать два основных показателя: долю затрат на воду в себестоимости выпускаемой продукции и соотношение стоимости воды, получаемой предприятием-потребителем из систем коммунального водоснабжения (питьевой воды и технической воды), со стоимостью воды из собственных источников водоснабжения (собственная вода). При малой доле затрат на воду в себестоимости продукции вероятность того, что это предприятие будет активно заниматься поиском путей экономии воды и снижения удельного водопотребления, крайне мала. При увеличении доли затрат в структуре расходов предприятия этот показатель становится более ощутимым, и тогда регулировать спрос на воду можно, влияя на соотношение стоимости закупаемой и собственной воды. Если у ГУПВ есть избыточные производственные мощности, то они могут быть заинтересованы в увеличении объёма реализации воды промышленным потребителям, поскольку тариф для них в большинстве регионов страны значительно выше себестоимости производства воды.

Допустим, что себестоимость услуг ГУПВ составляет 10 руб. за м3, а тариф для промышленных потребителей равен 13 руб. за м3 (130% себестоимости, хотя сегодня для большинства регионов этот уровень превышает 200%). При имеющемся резерве мощности и увеличении отпуска воды промышленным потребителям затраты ГУПВ увеличиваются только за счёт переменной составляющей (электроэнергия, реагенты), которая не превышает 30% всех затрат (3 руб. на м3). То есть в этом случае каждый дополнительно реализованный промышленным предприятиям м3 воды (при резерве мощностей) даёт ГУПВ 13 руб. – 3 руб. = 10 руб., или 100% прибыли. При средней рентабельности на уровне 10% это означает, что увеличение на 1% объемов реализации услуг для промышленных потребителей увеличивает среднюю рентабельность ГУПВ до 11%. Иначе говоря, чтобы в 2 раза увеличить прибыль Водоканала (с 10 до 20%), достаточно только на 10% увеличить объём реализации услуг промышленным потребителям. Где же взять избыточные мощности, которые дадут возможность повысить величину прибыли?

Для ответа достаточно посмотреть на показатель удельного водопотребления в жилищном фонде. Этот показатель колеблется по России на уровне 250—400 л на человека в сутки, тогда как в Европе он практически не превышает 150 л. Удельное водопотребление зависит от качества сантехники в жилых домах, режима давления в водопроводной сети, размера тарифов на воду и канализацию. Так, например, в странах Прибалтики после проведения мероприятий по учёту объёмов водопотребления и повышения тарифов на воду в середине 90-х годов удельное потребление сократилось почти вдвое — с 250 до 130 л на человека в сутки. В России, по нашим оценкам, удельное потребление в жилом фонде можно снизить как минимум на 30%.

Сегодня в структуре потребления питьевой воды в России на долю промышленного потребления приходится 10—15%, а на долю хозяйственно-питьевого — 85—90%. Уменьшив хозяйственно-питьевое водопотребление на треть и доведя его долю до 60% можно, не инвестируя, высвободить производственные мощности для увеличения доли промышленного водопотребления до 40%. При этом мы получим увеличение рентабельности ГУПВ в 3—4 раза без каких либо затрат.

Как заинтересовать население в сокращении расходов воды?

Существенную роль играет психологический фактор: если ежемесячный платёж за воду и канализацию существенно меньше ежедневных текущих расходов на питание и транспорт, то трудно задумываться об экономии воды. Но как только плата за воду приближается к ежедневным текущим расходам или превышает их, то пользователь начинает ощущать необходимость экономии. Первый шаг в управлении спросом на воду в жилом фонде — доведение доли платежей за воду и канализацию до уровня 3—4% расходов семьи. Второй важный фактор — стоимость установки и обслуживания домовых и квартирных приборов учёта потребления воды. Если при установке приборов учёта житель будет платить за воду и обслуживание прибора меньше, чем он платил без прибора, будет заинтересован в приборном учёте и экономии воды. Однако на основании своего опыта работы в водоснабжении могу сказать, что самый быстрый и значительный эффект даёт стимулирование не жителей, а организаций, обслуживающих жилой фонд. Если работников организаций персонально стимулировать за реальную экономию воды в жилфонде, то показатель потребления снижается на 15—20% уже в первые 2—3 месяца. Это происходит за счёт резкого повышения качества обслуживания и ремонта сантехники и водоразборной арматуры. А одновременное стимулирование жителей и работников жилищных организаций может достаточно быстро дать сокращение удельного потребления воды в 1,5—2 раза.

Очень серьёзно влияет на динамику водопотребления информированность населения. В городе Уфе мы проводили в конце 90-х годов опрос более 3 тысяч семей. Одной из целей опроса было выяснение, насколько оценка населением уровня удельного потребления близка к реальности. К нашему удивлению, всего 5% семей ответили, что оплачиваемое ими потребление воды превышает 200 л на человека в сутки, 15% семей считали, что оплачивают от 100 до 200 л, а 80% — менее 100 л на человека. Разъяснение реальной ситуации позволяет снизить напряжённость, возникающую из-за отсутствия информации, и стимулировать сокращение потребления воды, что очень быстро даёт реальный финансово-экономический эффект.

Можно рекомендовать организовать процесс управления спросом и предложением на услуги водопотребления в жилищном фонде по следующей схеме:

  1. Произвести замеры и оценку объёмов реального (фактического) и полезного удельного водопотребления в жилищном фонде города.
  2. Провести опрос населения относительно информированности и понимания уровня потребления воды в жилье, ожиданий по поводу повышения качества оказываемых услуг, а также направлений сокращения потерь воды.
  3. Определить основные причины превышения фактического объёма водопотребления над полезным.
  4. Разработать и реализовать программу установки приборов учёта воды в жилищном фонде.
  5. Разработать принципы стимулирования сокращения потерь воды в жилищах для работников жилищно-эксплуатационных организаций и потребителей.
  6. Организовать широкую информационную кампанию в средствах массовой информации по повышению культуры водопользования.
  7. Проинформировать население о принимаемых мерах.

Для управления спросом на услуги водопоставки со стороны промышленных потребителей необходимо:

  1. Оценить объёмы потребления промышленными потребителями воды из собственных источников водоснабжения.
  2. Определить, соответствует ли качество питьевой воды требованиям, предъявляемым промышленными потребителями.
  3. Оценить экономические факторы, влияющие на увеличение объёмов водопотребления промышленными потребителями.
  4. Разработать и реализовать тарифную политику, стимулирующую увеличение объёмов водопотребления.

(Данный тезис, предлагающий увеличивать потребление невозобновимого жизненно необходимого ресурса, представляется нам воплощением узковедомственного подхода.Ред.)

Повышение надёжности работы систем водоснабжения и канализации

Фактор надёжности работы систем водоснабжения и канализации всегда считался даже более важным, чем качество воды и степень очистки стоков. Это связано с тем, что человек выпивает в сутки только 3—5 л, а остальную воду (150—200 л) использует для хозяйственных целей. При резком ухудшении качества воды объём питьевого потребления можно обеспечить за счет подвоза качественной воды, но очень сложно удовлетворить за счёт привозной воды оставшиеся нужды.

Оценка надёжности работы систем водоснабжения может производиться по основным показателям количества аварий на сооружениях в год на единицу мощности сооружений (1 000 000 м3 в год) и количества утечек и аварий на водопроводных сетях в расчёте на 100 км сетей в год.

Управление изменениями по данному направлению может вестись через финансирование повышения надёжности систем за счет следующих источников: ремонтный фонд, предусмотренный в тарифах на услуги ГУПВ; амортизационные отчисления, прибыль ГУПВ, привлечённые инвестиции, повышение качества оказываемых ГУПВ услуг (качество питьевой воды, степень очистки сточных вод, непрерывность оказания услуг, сроки устранения аварий на сетях и сооружениях, величина потерь воды при транспортировке).

Планировать и контролировать процесс управления изменением качества оказания услуг возможно по показателям:

  • годовой процент объёма реализации воды, соответствующий нормативам по всем показателям;
  • процент годового объёма реализации воды, не соответствующий установленным нормативам (раздельно по одному, двум, трём и более показателям);
  • доля сточных вод, сбрасываемых без очистки в водоём, в процентах от объема сточных вод, поступающих в систему канализации города;
  • доля загрязняющих веществ, задерживаемых на канализационных очистных сооружениях, в процентах от массы загрязнений, поступающих на очистку (масса загрязнений определяется в условных тоннах по методикам Министерства природных ресурсов);
  • доля загрязняющих веществ, сбрасываемых в водоём сверх допустимых нормативов, по отношению ко всей массе сбрасываемых в водоём загрязнений (масса загрязнений определяется в условных тоннах);
  • доля потребителей, испытывающих систематические перебои с подачей воды (перебоем в подаче воды считается снижение давления в закрытом водоразборном кране ниже 1 м водяного столба);
  • доля аварийных ситуаций, сроки ликвидации которых превышали нормативные, в процентах к общему числу аварийных ситуаций в год;
  • потери воды на водопроводных сетях в год в процентах от объёма подачи воды в сеть, а также в литрах в расчете на 1 км протяжённости водопроводных сетей, на 1 м2 поверхности трубопровода и на 1 га территории населённого пункта.

Минимизация затрат ГУПВ на оказание услуг

Управление затратами — наиболее проблематичная сфера экономической деятельности ГУПВ. Парадокс сегодняшней ситуации в том, что ГУПВ, по мнению их руководителей, невыгодно сокращать затраты, так как в результате тарифы будут снижены и никакого дополнительного дохода ГУПВ не получат. Худшая ситуация возникает, когда такое снижение достигнуто за счёт инвестиций, а источником их возврата должна была служить экономия затрат. Напротив, британская компания Severn Trent, эксплуатируя системы водоснабжения и канализации в нескольких регионах, обоснованные затраты на оказание услуг определяет на основании показателей эффективности, достигнутых лучшим территориальным подразделением предприятия.

Если бы региональные органы по регулированию тарифов в России разработали и установили укрупнённые показатели или нормативы для различных технологических режимов работы сооружений, различного качества водоподготовки, различной протяжённости инженерных сетей, различной степени очистки стоков, то эти нормативы сыграли бы важную стимулирующую роль.

Например, в регионе несколько ГУПВ. Эффективность работы лучшего из них приравнивается к минимуму достигнутых затрат и составляет 100%. Эффективность остальных определяется относительно лучшего предприятия и будет больше 100%. Затем вычисляются усреднённые затраты по региону. Допустим, они составляют 130% по отношению к затратам лучшего ГУПВ. Уровень тарифов устанавливается не ниже среднего уровня затрат по региону с учётом необходимой рентабельности. В этом случае лучший ГУПВ сможет получить дополнительные льготы за счёт эффективности работы. Причём при дальнейшем повышении эффективности хозяйствования льготы только увеличиваются. Это стимулирует и остальные ГУПВ повышать эффективность. Тогда средний уровень затрат, а соответственно, и тарифы будут снижаться, что будет стимулировать лучший ГУПВ искать пути дальнейшей оптимизации затрат, так как иначе его прибыль будет сокращаться. Важно, что удельные затраты должны определяться не просто в расчёте на 1 м3 воды и стоков, а с коэффициентами, учитывающими протяжённость и износ сетей, характеристики источников водоснабжения и очистных сооружений, количество насосных станций перекачки и другие показатели.

Оптимизация организационной структуры ГУПВ
и изменение психологии персонала

Организационная структура в подавляющем большинстве ГУПВ типична. Эта структура может быть расширена, модернизирована, но главными остаются четыре функциональных блока: производственный, финансово-учётный, экономический и социально-правовой. Она, на мой взгляд, не в полной мере соответствует реализации целей и задач ГУВП в рыночных условиях, особенно в обстановке проводимых в стране экономических реформ.

По результатам совместной работы с международными консультантами из крупных консалтинговых фирм Severn Trent, Mott MacDonald, COWI, а также с представителями Водоканалов России, я пришёл к выводу, что в организационной структуре необходимо провести перераспределение функциональных обязанностей между управленцами высшего звена. В частности, предлагается такая инновация, как должность первого заместителя директора.

Первый заместитель директора, помимо определенных функциональных областей, наделяется полномочиями, позволяющими контролировать деятельность других заместителей директора.

Что касается изменения психологии персонала ГУПВ, то оно связано, в первую очередь, с формированием корпоративной культуры. К элементам корпоративной культуры можно отнести символику предприятия, фирменную рабочую одежду, принципы общения с клиентами, принятую на предприятии систему ценностей (этический кодекс), принципы взаимоотношений между работниками коллектива, основные принципы кадрового роста, системы аттестации и подготовки кадров, принципы мотивации персонала, социально направленную политику. Необходимо добиться, чтобы работник знал и поддерживал стратегические и тактические цели деятельности, был удовлетворён уровнем оплаты труда, гордился предприятием.

Повышение финансовой устойчивости, инвестиционной привлекательности
и создание позитивного имиджа ГУПВ

Финансовую устойчивость ГУПВ как муниципального предприятия можно косвенно оценивать по соотношению дебиторской задолженности к кредиторской (дебиторскую задолженность необходимо разделить на часть, оплата по которой ожидается денежными средствами, и составляющую, оплачиваемую взаимозачётом). При оплате по взаимозачётным схемам дебиторскую задолженность необходимо учитывать с дисконтом, равным дисконту при продаже векселей предприятия, с которым производится взаимозачёт. Кроме того, сумма дебиторской задолженности со сроком погашения более месяца должна быть снижена для анализа на величину 1/300 ставки рефинансирования. Например, при сумме задолженности 1 000 000 руб. со сроком ожидаемой оплаты один год и ставке рефинансирования 15% необходимое снижение равно 15% x 1/300 x 365 = 18,3%. Для анализа эта задолженность должна приниматься как 817 000 000 руб. Кредиторскую задолженность при анализе необходимо увеличивать тем же способом.

Из суммы дебиторской задолженности лучше исключить суммы, проблематичные для получения (например, неподтверждённую задолженность бюджета). К расчётной кредиторской задолженности необходимо прибавить и неиспользованный амортизационный фонд.

Инвестиционная привлекательность ГУПВ зависит от того, чем обеспечена возвратность инвестиций, какой процент прибыли на свои вложения получит инвестор, от прозрачности тарифной политики и процедур согласования и утверждения тарифов. На практике у ГУПВ возвратность инвестиций в большинстве случаев гарантируется местным бюджетом или бюджетом субъекта РФ. Такие гарантии российские инвесторы принимают с большой долей осторожности. Международные финансовые организации рассматривают такие гарантии как возможные, учитывая инвестиционные риски в проценте за кредит. Основным фактором, сдерживающим инвестиции, является отсутствие ясных процедур согласования и утверждения тарифов, а также прогнозирования их уровня. Если бы политика и практика установления тарифов на продукцию и услуги ГУПВ была прозрачной, многие инвесторы с удовольствием предлагали бы деньги этим предприятиям на льготных условиях. Формирование положительного имиджа ГУПВ как успешных и финансово-устойчивых организаций, имеющих высокий кадровый потенциал и материально-техническое обеспечение, может стать результатом многолетнего кропотливого труда. Очень важную роль в этом процессе играют информированность потребителей о состоянии дел на предприятиях, о проблемах водоснабжения, о путях решения этих проблем. Каждый должен почувствовать личную заинтересованность в улучшении дел в отрасли. Этому могли бы способствовать общественные советы из представителей органов власти, потребителей и общественности. На них специалисты ГУПВ рассказывали бы о своих проблемах и совместно с обществом искали пути их решения. Закрытость — основа раздражения и неверия. Открытость — путь к процветанию. ГУПВ России имеют огромный потенциал. Если грамотно его использовать, выстроить систему планирования и управления изменениями, можно уже в ближайшие годы получить прекрасные технологические и экономические результаты.


Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».