(фрагмент статьи)
Перед современным человечеством стоят три глобальные проблемы: бедность, угроза экологической катастрофы и истощение природных ресурсов. Каждая из них грозит потерей такой необходимой стабильности; каждая может перечеркнуть всё ещё существующие надежды на сохранение нашей цивилизации и её устойчивое развитие. Мир меняется с пугающей быстротой, рождая как новые возможности, так и новые угрозы. Шарахаясь от новых напастей и хватаясь за соломинку технических достижений, человечество так и не нашло эффективных подходов к решению глобальных проблем. Стало общим местом утверждение «Для поиска и отыскания путей развития в XXI веке человечество нуждается в новой парадигме, которая обеспечила бы баланс экономического, социального и экологического развития». Какова новая парадигма? Не ищем ли мы того, что давно на виду и оттого кажется нам тривиальным?
Комплексное использование ресурсов и обеспечение качества жизни
Очевидно, что в современных условиях особое значениеприобретают проблемы комплексного использования ограниченных ресурсов планеты иобеспечения качества жизни. Постепенно приходит осознание, что качествостановится универсальным, интегрирующим фактором повышения уровня жизни,экономической, социальной и экологической безопасности. Не здесь ли кроетсяответ на поставленный вопрос? Не подготовлены ли подходы к решению глобальныхпроблем самой эволюцией социальных систем — в частности, развитием системуправления этими системами?
В течение последнего столетия в подходах к проблеме качества при управлении предприятиями произошли коренные изменения: от рассмотрения её как преимущественно инженерно-технической задачи соответствия стандартам до принципов всеобъемлющего менеджмента качества, в рамках которого качество рассматривается как удовлетворение требований и потребностей потребителей, владельцев и работников. Маркетинг позволяет исследовать и понять эти потребности, социально-этический и экологический маркетинг учитывает при этом стратегические потребности общества, ведёт бизнес к социальному партнёрству. Структурообразующая аксиома всеобъемлющего менеджмента качества (Total Quality Management) гласит: качество — совокупность характеристик объекта (товара, услуги, процесса, организации в целом), определяющих его способность удовлетворять установленные и ожидаемые (предполагаемые) потребности как самого потребителя, так и общества в целом. Качество из операционного уровня перевели в ранг главной стратегической цели организации. Процесс создания качества из функциональной задачи превратился в системообразущий фактор.
Также в данной статье читайте:
- Менеджмент качества и экологический менеджмент как современный этап эволюции социального управления
- Экологически и социально ориентированный бизнес как основа качества жизни
- Интегрированный менеджмент
- Целеполагание как основа устойчивого развития организации
Полностью статья опубликована в журнале Менеджмент в России и за рубежом №2 / 2004
|