Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2004 год | Статьи из номера N2 / 2004

Бизнес-среда и бизнес-стратегии в условиях конкуренции юрисдикций

Либман А.М.,

(фрагмент статьи)

 

Конкуренция юрисдикций в современном мире

Государство, вне всякого сомнения, относится к числуважнейших факторов, формирующих бизнес-среду организации. С точки зренияэкономической теории взаимодействие государства и корпораций1может моделироваться как своего рода «рынок публичных благ и институциональныхсред». На этом рынке государство (сторона предложения) продаёт публичные благаи формальные институты, за которые частные структуры (сторона спроса)уплачивают цену в виде налогов и других платежей. Специфика публичных благ иинститутов (свойства несоперничества и неисключаемости) обуславливают и специфику цены за ихиспользование.

В закрытой экономикегосударство является монополистом на рынке публичных благ и институтов. Этоозначает, что для бизнес-среды факторы, определяемыегосударством (законодательство, налогообложение, стандарты производствапродукции, защита прав собственности) являются внешними, экзогеннымипеременными, на которые сами корпорации повлиять не могут. Исключениесоставляет группа сверхкрупных корпораций, обладающих в отношениях сгосударством значительной «переговорной властью» и влияющих на формирование бизнес-среды с помощью инструментов лоббизма.

В условиях глобализации илирегиональной экономической интеграции граждане и фирмы получают возможностьвыбирать между различными государствами, предлагающими различные наборы благ ицены за них. Это означает, что корпорации могут перенести центры производства иуправления в страну с оптимальной бизнес-средой,создаваемой государством (принято говорить о возможности «выхода» — exit).

Это означает, что государства, проводящие экономическуюполитику, не соответствующую интересам частных структур, могут столкнуться смассовым «выходом» корпораций. Последнее приведёт кпадению налоговых доходов правительства, а также к общему ухудшениюэкономической ситуации в стране. Если допустить, что правительствозаинтересовано в достижении «всеобщего блага», подобная ситуация должна егообеспокоить. Если даже предполагать, что чиновники и политики стремятсяисключительно к собственной выгоде (как это утверждает теория общественноговыбора), то и в этом случае exit ведёт к негативнымпоследствиям для государственных структур: ухудшение экономической ситуациивлечёт недовольство избирателей, и политики могут не получить поддержки на выборах.Даже если власть в стране является авторитарной и от воли избирателей независит, exit частных структур приведёт к уменьшениювлияния этого государства на международной арене, чего политики также стремятсяизбежать.

Таким образом, государственныеструктуры в некотором роде уподобляются частным корпорациям, стремящимсяпроизводить товары и услуги, цена и качество которых наиболее полносоответствуют потребностям покупателей. Поэтому между государствами(юрисдикциями) возникает конкуренция за привлечение частных структур(конкуренция юрисдикций). Эта конкуренция имеет две основные формы: фискальнаяконкуренция (fiscal competition),или конкуренция с помощью инструментов налогово-бюджетной политики, и институциональнаяконкуренция (institutional competition),или конкуренция законодательства различных стран.

Многочисленные эмпирическиеисследования показывают, что хотя бы элементы конкуренции юрисдикцийприсутствуют как на глобальном уровне (прежде всего, между странами ОЭСР имежду промышленно развитыми государствами и оффшорными юрисдикциями), так и науровне региональных группировок (ЕС или МЕРКОСУР). Помимо этого модельконкуренции юрисдикций описывает взаимодействие частных и государственныхструктур в федеративных государствах, построенных по принципу конкурентногофедерализма (США, Швейцария), а также (в определённой степени) процессыконкуренции между муниципалитетами2. Сточки зрения темы настоящей статьи это означает, что конкуренция юрисдикцийстановится важным фактором формирования бизнес-стратегиикорпораций. Можно выделить два направления воздействия конкуренции юрисдикцийна трансформацию бизнес-стратегий:

  • изменение бизнес-среды, в которой функционируют частные структуры;
  • возникновение новых стратегических возможностей для частных структур.

Также в данной статье читайте:

  • Влияние конкуренции юрисдикций на бизнес-среду
  • Трансформация корпоративных стратегий в условиях конкуренции юрисдикций
  • Выводы

1 В данной работе в качестве синонимичных используются термины «корпорация», «компания» и «частная структура».

2 Конечно же, при определенной институциональной организации федеративного государства — так называемом «конкурентном федерализме».

 

Полностью статья опубликована в журнале Менеджмент в России и за рубежом №2 / 2004

 

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».