Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2004 год | Статьи из номера N2 / 2004

Работа на заказ

Ковалёв А.И.,

зам. директора предприятия
"Механический завод "Таврида Электрик" по качеству,
г. Севастополь

Стремление предприятий к приобретению конкурентных преимуществ, позволяющих им выделиться в ряду других организаций, приводит к тому, что они предпочитают работать на заказ. Залог успеха видится в удовлетворённости потребностей более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами. Концепция производства на заказ означает, что предприятие осуществляет изготовление продукции в соответствии со спецификациями потребителей.

Менеджмент заказов

Процессы связи с потребителями, включающие, в том числе (см. ISO 9001:2000, п. 7.2.3.): (a) информацию о продукции; (b) прохождение запросов, контракта (заказа), включая поправки; (c) обратную связь с потребителями, являются объектами изучения в логистике. Управление заказами можно рассматривать как первую ключевую логистическую активность, ибо с приёма и обработки заказов начинается логистический менеджмент. Общий процесс управления заказами разделяют на два подпроцесса:

  • управление заказами (внешними) в логистической сети предприятия в дальнейшем заказы-«родители»);
  • управление внутренними заказами (в дальнейшем заказы-«дети»).

Управление заказами в логистической сети предприятия не связано непосредственно с изготовлением готовой продукции, но способствует более эффективной реализации процедур выполнения заказов. Общую процедуру выполнения заказов представляют в виде функционального или логистического цикла, включающего несколько этапов (рис. 1). Результаты мониторинга используются для проверки соответствия целям долгосрочного планирования. Результаты анализа используются для совершенствования выполнения заказов-«родителей».

Открыть рисунок 1. Этапы логистического цикла выполнения заказов (PDCA: Plan-Do-Check-Akt) >>>

1 Ряд действий, которые осуществляются с момента, когда заказчик размещает (посылает) заказ, и до момента, когда поставщик его получает.

2 Процедура приема заказа и трансформации требований заказчика применительно к условиям производителя.

3 Заказы на закупку материалов, инструментов, на проектирование и изготовление технологической оснастки (если применимо); заказы изготовителям-смежникам для выполнения нужных работ.

4 Время выполнения заказа включает в себя время ожидания поставки заказа на выполнение и время выполнения заказа, складывающееся из технологического времени, времени межоперационных простоев и др.

5 Постоянный контроль, измерение оценочных показателей (индикаторов) процесса. Частота измерений показателей должна обеспечивать своевременную идентификацию изменений этих показателей.

6 Деятельность, предпринимаемая для установления пригодности, адекватности, результативности процедуры выполнения заказов.

Логистический цикл характеризуется оперативными показателями: (1) скорость; (2) бесперебойность; (3) гибкость; (4) уровень брака/устранение недостатков.

Скорость прохождения логистического цикла измеряется временемот получения заказа до его выполнения (доставки потребителю). Скоростьобслуживания, несомненно, играет важную роль, не меньшее значение имеетбесперебойность операций.

Бесперебойность означает способность предприятияпридерживаться ожидаемых сроков выполнения заказа на протяжении многих логистических циклов. Это — постоянное соблюдение условийпоставок длительное время. Бесперебойность представляет собой ключевое качествологистики.

Гибкость означает способность предприятия удовлетворятьисключительные запросы заказчиков. Компетентность предприятия в логистикенепосредственно связана с тем, насколько успешно оно справляется с неожиданнымиобстоятельствами.

Показатель (отношение) «уровень брака/устранение недостатков» предусматривает возможность срывов и недостатков, особые действия, направленные на их исправление. Планы, разработанные с осознанием того, что ни один план не может полностью исключить сбоев в текущей деятельности, гарантирует высокий уровень сервиса.

Также в данной статье читайте:

  • Программная поддержка процесса управления заказами
  • Экспертная система управления заказами (ЭСУЗ)
  • Функции ЭСУЗ
  • Как управлять заказами опытного производства. Требования к ЭСУЗ
 

Полностью статья опубликована в журнале Менеджмент в России и за рубежом №2 / 2004

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».