Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2004 год | Статьи из номера N2 / 2004

Деловая культура России: измерение по Г. Хофстиду

Струкова О.С., Пушных В.А.,

(фрагмент статьи)

 

Авторы выражают искреннюю благодарность А.Н.Наумову за предоставление анкет, исходных данных и других материалов, положенных в основу его статьи «Хофстидово измерение России», послужившей авторам отправной точкой в их исследованиях.

Описано немало случаев, когда незнание или игнорирование особенностей деловой культуры партнёров приводило к конфузам, а то и к разрыву деловых отношений. Одним из эффективных инструментов, позволяющих прогнозировать и анализировать проблемы, связанные с межкультурными различиями в бизнесе, является предложенная Г. Хофстидом методика описания деловых культур с помощью численных показателей. К сожалению, исследования Хофстида не охватывают РФ, что лишало российских менеджеров и
менеджеров стран, сотрудничающих с Россией, возможности использовать указанный эффективный инструмент. Целью данного исследования была оценка современной российской деловой культуры по методике Хофстида и сравнение полученных результатов с данными других исследований. Мы постарались показать, как эти результаты могут быть использованы в практической деятельности международных менеджеров.

Модель деловой культуры, предложенная Г. Хофстидом, включает в себя следующие показатели:

  • дистанция власти (от малой до большой) — степень, в которой люди, не имеющие власти или имеющие незначительную власть, согласны с тем, что власть в обществе распределяется неравномерно;
  • коллективизм — индивидуализм. Индивидуализм характеризует общество, в котором связь между индивидами незначительна: предполагается, что в первую очередь каждый заботится о себе и семье; коллективизм характеризует общество, в котором люди от рождения растут и развиваются в сильных, сплочённых группах; эти группы заботятся и оберегают «своих» на протяжении всей жизни в обмен на безоговорочную лояльность;
  • женственность — мужественность. Мужественность — характерная черта общества, в котором половые роли мужчин и женщин четко разделены, то есть мужчины жёстки, агрессивны, сфокусированы на материальном успехе и победе во внешней среде, а женщины скромны, нежны и сосредоточены на обеспечении качества жизни и морального комфорта в семье; женственность — характерная черта общества, в котором различие половых ролей несущественно, мужчины и женщины могут быть в одинаковой мере сосредоточены и на материальном успехе, и на обеспечении качества жизни;
  • избежание неопределённости (от слабого к сильному) — степень дискомфорта, тревоги, страха, который испытывают люди, принадлежащие к данному обществу, перед неизвестными или неопределенными обстоятельствами.

Существенное достоинство модели Хофстида— то, что полюса каждой характеристики подробно описаны, а сами характеристикивыражены в численных показателях. Это позволяет установить степень различияделовых культур стран и регионов, предсказать области возможного возникновенияпроблем при взаимодействии бизнесменов или менеджеров этих стран.

 

Полностью статья опубликована в журнале Менеджмент в России и за рубежом №2 / 2004

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».