(фрагмент статьи)
В настоящее время стратегическое управление охватывает все основные функции и подразделения организации: производство, закупки, финансы, маркетинг, управление трудовыми ресурсами, научные исследования и разработки. В этом смысле планирование в зарубежных компаниях представляет собой многоэтапный системный процесс с реализацией стратегических замыслов в виде комплекса конкретных действий. Стратегическое видение перспектив развития предприятия количественно детализируется в планах, называемых бюджетами. При этом считается, что стратегия и бюджет должны накладываться друг на друга.
Процесс разработки планов, какправило, происходит «сверху вниз». Разрабатывается иерархическая структура,состоящая из корпоративной стратегии (для крупных и диверсифицированныхкомпаний), стратегии ведения бизнеса, функциональной и оперативной стратегии. Всоответствии с этим строится бюджетный цикл (цикл планирования количественныхпоказателей деятельности организации):
- Планируется деятельность организации в целом и по подразделениям, суммируются коллективные проектные предложения.
- Разрабатывается проект бюджета.
- Просчитываются варианты плана, вносятся коррективы.
- Утверждается один из вариантов плана, проектируется обратная связь для учёта меняющихся условий внешней среды.
Стратегия организацииизменяется с течением времени, поэтому непременными составляющими процессаразработки стратегии являются ответы на события, происходящие как внутрикомпании, так и в окружающей её среде. В зарубежных компаниях выделяютсяследующие виды планов:
Corporate Charter (устав) — задаёт фундаментальные целипредприятия и корпоративные стандарты, ориентацию на рынки, структурусобственности, позиционирование предприятия и отношений с собственниками исотрудниками.
Strategic Business Plan (стратегический бизнес-план) — формируется на пять-десять лет и определяет стратегии финансирования и выпуска продукции, роста объёма продаж, доли рынка.
Основу планирования большинства средних и мелких предприятий составляют годовые бюджеты с их последующей детализацией в виде операционных бюджетов, составляемых на квартал, месяц, неделю. К ним относят:
Business Plan (бизнес-план) — формируется на один—три года (часто с разбивкой по кварталам) и уточняет источники инвестиций, задаёт направления развития производственных мощностей, требования к персоналу, материальным и финансовым ресурсам. Включает укрупнённый план продаж в денежномвыражении.
Sales and Operation Plan (план сбыта и производства — портфель продукции) — формируетсяна год—два, уточняет бизнес-планы и отражает прогнозы продаж и отгрузки готовой продукции, укрупнённые показатели производства для обеспечения поставок в соответствии с прогнозом, запасы, незавершённое производство.
Большинство зарубежных организаций перестают использоватьдлительные ежегодные бюджетные процессы и полагаются на непрерывные прогнозы,называемые также повторными (rolling forecasts). В составлении прогнозов участвуют отделымаркетинга (оценка внешних факторов), сбыта (сведения о заказчиках и о ходепродаж) и производства (обобщение фактических данных о ходе производства).Прогнозы формируются на долгосрочную перспективу (более года) и на ближайшиеинтервалы времени (несколько недель). Они используются на всех этапахпланирования, от стратегического до формирования графиков производства.Скользящий бюджет строится следующим образом: ежемесячно делаются прогнозы наследующие пять кварталов, в конце месяца к плановому периоду добавляется ещёодин месяц и процедура повторяется.
Полностью статья опубликована в журнале Менеджмент в России и за рубежом №3 / 2004
|