Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2004 год | Статьи из номера N4 / 2004

Современные аспекты управления высшим образованием в России

Саркисов П.Д.,

Утверждение о необходимости непрерывного образования стало уже сегодня совершенно тривиальным. Так же очевидно, что в наступающую эпоху информатизационного общества знания оказываются одной из высших ценностей и источником конкурентных преимуществ [1]. Разумеется, системы образования (даже такая прочно сложившаяся и высоко ценимая в мире, как отечественная) нуждаются в развитии и реформировании. Значимым при этом будет разумное сочетание новаций и традиций - лишь так мы сможем обеспечить успешность трудоустройства и последующей деятельности главного продукта российской высшей школы - ее выпускников.

Фундаментальное реформирование высшей школы не является внешним по отношению к нам процессом, поскольку сама высшая школа занимает в жизни большинства из нас большее или меньшее, но вполне определенное место. Мы и наши сотрудники активно используем услуги высшей школы как потребители; мы и наши потомки стремимся к тому, чтобы услуги высшей школы оказались привлекательны и доступны следующим за нами поколениям. Наконец, многие из нас, как и автор предлагаемой вашему вниманию статьи, профессионально занимаются менеджментом организаций высшего образования. В связи с этим, по меньшей мере, некорректно было бы превратить выбор стратегических путей развития высшей школы в фигуру умолчания. Напротив, широкое обсуждение уже сложившейся вокруг реформы и еще только формирующейся проблематики, дружеское и конструктивное обсуждение допущенных промахов, наработанного положительного опыта должны стать непременным условием процесса реформирования высшего образования в нашей стране.

Среди многих аспектов, которые имеет смысл публично обсудить всем заинтересованным в успешном проведении реформ сторонам (еще раз подчеркнем, что, на мой взгляд, идущая реформа является проблемой национального масштаба) особо следует выделить два. Оба они весьма значимы для практической управленческой деятельности менеджмента высшей школы и для выработки грамотных стратегических решений. Речь идет о финансовой стороне реформы (точнее, о финансировании высших учебных заведений в ходе реформы и по ее окончании) и о национальных законодательных условиях, в которых мы должны совершить окончательное вхождение в правовое поле Болонской конвенции. Ведь фундаментальное реформирование высшей школы затрагивает не только содержание образования, но и уровень квалификации выпускаемых специалистов, а также статус высших учебных заведений. Все это - грани одной проблемы, и (в соответствии с принципами интеграционного менеджмента) мы не вправе игнорировать возникающие экономические и юридические вопросы.

Финансирование вузов: ближайшие перспективы

На сегодняшний день соответствующими ведомствами страны разработаны (и, весьма вероятно, будут реализованы) проекты документов, в соответствии с которыми предполагается, что уже в будущем году основное финансирование вузов будет осуществляться за счет собственных средств. Вполне вероятно, что плата за обучение станет основным источником финансирования расходов на цели высшего образования. Наверняка многие вузы будут получать строго определенный государственный заказ на подготовку специалистов необходимого профиля, но другая (видимо, большая) часть студентов будет учиться за свой счет. Это - существенное, если не сказать резче, изменение механизма финансирования высшей школы. В то же время (и это не менее существенно) в проекте не прописаны какие-либо механизмы финансирования научной деятельности вузов.

Естественно, необходимые ресурсы вузам придется изыскивать в рамках негосударственной финансовой деятельности, отказываясь от привычных стратегий и, по сути, "изобретая новую организацию" [2]. Сегодня такой процесс уже начат в РХТУ имени Д.И. Менделеева. Не сомневаюсь, что опыт менеджмента нашего университета в контексте ситуации реформирования высшего образования не уникален, но окажется полезным для менеджеров других вузов России.

За 2004 год мы планируем получить примерно 360 млн рублей, из которых на долю внебюджетного финансирования приходится 170 млн руб. Выходит, что государственное финансирование обучения одного студента в год составляет примерно 300 долларов США, и чуть большую сумму добавляет сам вуз. Хотя для России этот показатель неплох, нам нужно довести его до 900-1000 долларов на студента: тогда мы сможем уверенно смотреть в будущее подготовки уникальных инженерных специальностей, которыми славен РХТУ.

Доля средств, распределяемых ректоратом для финансирования потребностей вуза, составляет около 65 млн рублей и расходуется, главным образом, на заработную плату всех сотрудников РХТУ и приобретение оргтехники. Сами кафедры и факультеты распоряжаются гораздо большей суммой (около 100 млн рублей), используя деньги для повышения благосостояния сотрудников и укрепления материально-технической базы. Эти средства заработаны в основном за счет научной деятельности, и финансирование научной деятельности логично может вестись в том числе из этого источника. Важным резервом роста финансирования научных работ, как видно не только из внутриуниверситетских данных, но и из сравнения средств, получаемых по грантам лучшими вузами РАН и РХТУ, для нас должен стать фандрайзинг. Опыт зарубежных коллег и отечественных университетов показывает, что это направление имеет хорошие перспективы именно для вузовской науки.

Вся научная деятельность приносит РХТУ 86 млн рублей - это сегодня самый большой источник внебюджетных средств, 45 млн рублей приносит оказание платных образовательных услуг, 3 млн рублей дает сдача в аренду помещений. Мы использовали то обстоятельство, что РХТУ обеспечен площадями (в расчете на одного учащегося и сотрудника), не только для того чтобы получить дополнительный источник финансирования, но и чтобы предоставить сотрудникам, аспирантам и студентам возможность получения дополнительной занятости и заработка у арендаторов в соответствии с вузовской специальностью.

Платные образовательные услуги российским студентам находятся на первом месте по приносимым университету доходам (33 млн руб.). Меньшую сумму (6 млн руб.) приносит обучение иностранных граждан, 2,5 млн руб. обеспечивает обучение в химической и математической школах. Так формируется бюджет университета, позволяющий нам решать текущие вопросы и даже развиваться.

При этом на платной основе учатся 12-13% от общего числа студентов, которые вдобавок крайне неравномерно распределены по факультетам. В повышении числа студентов, обучающихся на платной основе на ряде факультетов, где такие учащиеся сегодня практически отсутствуют, видится и точка финансового роста, и возможность более равномерно использовать аудиторный фонд, регулировать численность учебных групп (то есть повышать комфорт и качество учебного процесса). Возможно, что с учетом решений правительства о доминировании коммерческого образования в стране нам придется сократить специальности, не пользующиеся достаточным спросом. При этом объем оказываемых образовательных услуг (он пропорционален количеству студентов) ежегодно растет на 10-15 %. Такой же рост мы прогнозируем и в ближайшие годы.

Перспективно оказание образовательных услуг на рынках дистанционно-заочного высшего образования (сейчас у нас по этой форме занимаются 120 студентов, но их количество целесообразно увеличить). Перспективно и новое для нас направление - предоставление второго высшего образования по юриспруденции и по автоматизированным системам управления. Думается, что в свете современных тенденций развития экономики вузы могут неплохо зарабатывать, предоставляя услуги в области дополнительного высшего образования с вручением диплома специалиста в соответствии с перечнем Министерства образования и науки. В РХТУ сегодня реализуется только одна позиция - "Переводчик в сфере профессиональной коммуникации", хотя мы уже сейчас могли бы готовить и по программам МВА, и по специальности "Системный инженер - специалист по эксплуатации аппаратно-программных комплексов системных ЭВМ и сетей на их основе". Думаю, что и другим вузам имеет смысл загодя расширить номенклатуру специальностей, подготовка студентов по которым будет коммерчески успешна и доступна вузу с точки зрения его потенциала.

Немаловажным и достаточно прибыльным направлением уже сейчас являются совместные учебные центры по подготовке и особенно переподготовке кадров в промышленности. Для промышленных предприятий в условиях непрерывного совершенствования технологий неизбежно вовлечение персонала в непрерывное обучение. Учебная и научная базы вуза - естественное и рациональное место для реализации такой потребности. Вузу, в свою очередь, естественно предлагать такого рода услуги, тем более, что для многих отраслей промышленности ряд кафедр и факультетов располагает уникальными предложениями. РХТУ, в частности, сотрудничает в этом направлении с предприятиями атомной промышленности, "Лукойлнефтехим", "Сибур", "Фосагро", "Главербель", Ассоциацией заводов лакокрасочной промышленности.

С точки зрения международного маркетинга интересно изменение спроса на образовательные услуги РХТУ в регионах мира. Значительно выросла доля студентов из стран Азии. Выявлены потребности абитуриентов в странах Европы и Северной Африки; мы создали наш центр в Праге и сейчас формируем аналогичный в Тунисе. Это - своего рода центры продаж наших образовательных услуг, максимально приближенные к локальным потребительским рынкам.

Оплата труда и укрепление материальной базы

На мой взгляд, при проведении реформы высшего образования в России грешно забывать об интересах не самого благополучного слоя интеллигенции страны - о сотрудниках и преподавателях вузов. Изменения в ходе реформы должны создавать для работников высшего образования устойчивую положительную мотивацию, в том числе материальную.

Заработная плата, выплачиваемая в вузах за счет бюджетных средств, давно стала притчей во языцех. Зато за счет внебюджетных средств в РХТУ уже сейчас удалось практически удвоить жалование сотрудников. Одновременно (что тоже важно для создания мотивации) заработную плату во внебюджетной части удается дифференцировать. Разумеется, невозможно увеличивать заработную плату сотрудникам только тех структурных подразделений, которые приносят устойчивые внебюджетные доходы. Это неправильно с точки зрения функционирования организации и стратегии ее развития. Например, в нашем университете есть специальный факультет гуманитарных знаний, который очень важен для правильной организации учебного процесса именно университетского типа, но при этом не может (и не должен) зарабатывать сколь-нибудь существенные средства. Естественно, что его сотрудники (деятельность которых весьма важна для реализации миссии университета) не подвергаются дискриминации при выплате внебюджетных прибавок к жалованию.

Другой важной стороной работы человека в высшем учебном заведении, являющейся для многих из наших сотрудников сильнейшей мотивацией, является возможность заниматься научной и научно-исследовательской работой. Такая деятельность в инженерно-химическом университете невозможна без серьезной материально-технической базы, нуждающейся в постоянном обновлении и укреплении. Нормальная педагогическая деятельность, да и человеческие условия для находящихся в стенах учебного заведения преподавателей и студентов также требуют крепкой материальной основы. К сожалению, сегодня многие вузы предпочитают расходовать все средства на заработную плату, а укрепление материально-технической базы в число приоритетов финансирования не входит. Полагаю, что это неправильно ни тактически (с точки зрения управления персоналом), ни стратегически (с точки зрения выполнения миссии вуза). Мы начали целевые инвестиции в развитие материально-технической базы из фонда университета и в 2003 году инвестировали в современнейшее научное оборудование 25 млн руб., взяв средства из фонда университета. Это - нелегкое и, возможно, непопулярное в определенных кругах управленческое решение, но принимать подобные решения необходимо.

Законодательные аспекты перехода к многоуровневой системе подготовки специалистов

Российская высшая школа положительно отнеслась к введению многоуровневой системы подготовки, которая существует в большинстве стран мира. С 1993 года в ряде российских вузов началась подготовка бакалавров и магистров. Таким образом, в дополнение к традиционной для России моноуровневой подготовке дипломированных специалистов сформировалась новая, многоуровневая система со своими образовательными программами.

Существование двух различных систем высшего профессионального образования зафиксировано в Федеральном законе от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

Различные образовательные программы реализуются вузами таким образом, что позволяют студенту переходить с образовательной программы бакалавриата на образовательную программу подготовки дипломированного специалиста, удовлетворяя потребности в высшем профессиональном образовании. Поэтому существование двух различных систем высшего образования позволяет студенту получить тот уровень образования, который оказывается в данный момент более востребованным и конкурентоспособным.

Введение многоуровневой системы высшего профессионального образования предполагало, что она окажется лучше приспособлена к условиям быстрых изменений в экономике, а лица, получившие диплом бакалавра, будут обладать более широкой подготовкой и окажутся лучше востребованными на рынке труда. Этого не произошло: лишь незначительная часть выпускников завершает образование получением диплома бакалавра; подавляющее большинство студентов продолжают учиться по образовательным программам специалиста или магистра. Причиной этого является то, что российская экономика сегодня не готова к использованию бакалавров, так как уровень их подготовки не удовлетворяет требованиям большинства отраслей промышленности. Возможно, для некоторых направлений социальной сферы и сферы сервисных услуг уровень бакалавра достаточен, и такие выпускники окажутся востребованными, но в большинстве отраслей промышленности потребность в них сегодня практически отсутствует. Почти десятилетний опыт подготовки кадров в рамках многоуровневой системы доказывает это.

Традиционная российская моноуровневая система высшего образования характеризуется рядом особенностей, которые позволяют специалисту быть более востребованным экономикой, чем выпускнику с уровнем бакалавра или магистра. Выпускники, подготовленные в рамках моноуровневой системы подготовки специалистов, обладают высокой фундаментальной подготовкой, не уступающей подготовке бакалавров, а для некоторых направлений превосходящих ее. Именно это обстоятельство позволяет такому выпускнику успешно работать в условиях быстрого обновления технологии. Другая особенность подготовки специалиста в отличие от подготовки бакалавра - высокий уровень практической подготовки, что позволяет легко адаптироваться к работе на производстве. В рамках многоуровневой системы предполагается, что эти функции будут разделены: выпускники, имеющие квалификацию (степень) бакалавра, будут заниматься обслуживанием существующих производственных и бизнес-процессов, а разработкой новых процессов будут заниматься выпускники с квалификацией (степенью) магистра. В какой мере подобная система окажется удачной неясно, поскольку разработка новых технологий невозможна без досконального знания существующих производств и процессов.

В ряде стран ЕС (Франция, Германия), участвующих в создании единого образовательного пространства Европы, при наличии многоуровневой системы подготовки сохранена подготовка специалистов - инженеров, менеджеров.

В связи с отмеченным вызывают серьезные возражения предлагаемые поправки к Федеральному закону "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Как утверждается, они направлены на то, чтобы законодательно оформить введение двухуровневой системы высшего профессионального образования. Но многоуровневая система высшего образования законодательно уже оформлена Федеральным законом от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Фактически предлагаемые поправки направлены на то, чтобы установить только двухуровневую подготовку, исключив из Федерального закона возможность подготовки специалистов. В связи с тем, что сегодня экономика Российской Федерации ориентирована на использование главным образом дипломированных специалистов и не готова к использованию бакалавров, отказ от системы подготовки дипломированных специалистов будет иметь значительные отрицательные последствия как экономические, так и социальные. Учитывая важность сохранения подготовки дипломированных специалистов, необходимо изменить редакцию предлагаемых поправок к Федеральному закону "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и закону РФ "Об образовании".

Предлагаемый вариант поправок приведен ниже. Жирным шрифтом выделены предлагаемые изменения в тексте поправок.

Статья 6. Уровни высшего профессионального образования, сроки и формы его получения.
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни высшего профессионального образования:
- высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "бакалавр";
- высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации "дипломированный специалист";
- высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "магистр".

Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют:
- для получения квалификации (степени) "бакалавр" не менее чем четыре года;
- для получения квалификации "дипломированный специалист" не менее пяти лет;
- для получения квалификации (степени) "магистр" не менее чем два года.

Освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующего уровня в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, является основанием для занятия им в государственной муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему. Для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, основанием для занятия ими указанных должностей является первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца.
- Квалификация "бакалавр", квалификация "дипломированный специалист", квалификация "магистр" при поступлении на работу дает гражданину право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование соответствующего уровня.
В соответствии с федеральным законом порядок допуска к определенной профессиональной деятельности или занятию определенной должности или муниципальной службы может предусматривать сдачу претендентом квалификационного экзамена (экзаменов).

Статья 7. Документы о высшем и послевузовском профессиональном образовании
Устанавливаются следующие виды документов, которыми удостоверяется завершение высшего профессионального образования различных уровней:
- диплом бакалавра;
- диплом специалиста;
- диплом магистра.


Статья 10. Порядок создания и реорганизации высших учебных заведений, лицензирования их деятельности и аккредитации
Право юридического лица в части ведения финансово-хозяйственной деятельности, предусмотренной уставом, возникает у высшего учебного заведения с момента его государственной регистрации. Право на реализацию образовательных программ бакалавриата, дипломированного специалиста, магистратуры и послевузовского профессионального образования и на льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, возникает с момента выдачи ему лицензии.
Лицензии на ведение образовательной деятельности по образовательным программам бакалавриата, дипломированного специалиста, магистратуры и послевузовского образования выдаются федеральным (центральным) органом высшего профессионального образования...

Статья 11. Прием в высшее учебное заведение и подготовка специалистов с высшим и послевузовским образованием
Для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля, по решению ученого совета высшего учебного заведения допускается получение высшего профессионального образования по сокращенной или ускоренной образовательной программе бакалавриата или дипломированного специалиста.
Ту же цель исключения на законодательном уровне из системы высшего профессионального образования подготовки дипломированных специалистов преследуют и поправки в Закон Российской Федерации "Об образовании". С целью сохранения в Российской Федерации системы подготовки дипломированных специалистов предлагается дать следующую редакцию некоторых статей.

Статья 24. Высшее профессиональное образование
Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам бакалавриата или дипломированного специалиста.

Статья 27. Документы об образовании
5. В Российской Федерации устанавливаются следующие образовательные уровни (образовательные цензы):
1) основное общее образование;
2) среднее (полное) общее образование;
3) начальное профессиональное образование;
4) среднее профессиональное образование;
5) высшее профессиональное образование - бакалавриат;
высшее профессиональное образование - подготовка дипломированного специалиста;
6) высшее профессиональное образование - магистратура;
7) послевузовское профессиональное образование.


Статья 33. Порядок создания и регламентации деятельности образовательного учреждения
Первая аттестация вновь создаваемых учреждений начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, а также высшего профессионального образования может проводиться поэтапно, соответственно по ступеням образования - начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее - и уровням образования: бакалавриат, подготовка дипломированного специалиста, магистратура.

Заключение

Сегодня Россия готовится перейти в правовое поле Болонской конвенции. Предполагается, что мы должны копировать также и управленческие решения европейской системы образования. По крайней мере, в законодательном закреплении этих обстоятельств жизни нашего высшего образования больше нет сомнений.

Настораживает и требует очень четких действий одно обстоятельство. Европейские страны - инициаторы Болонского процесса отвели себе несколько десятилетий для создания единого образовательного пространства. Стратегически они поступили совершенно верно. Наша страна намеревается пройти тот же путь за три года. Вряд ли "большой скачок" возможен без существенных потерь и снижения конкурентоспособности российских специалистов на международном рынке труда, особенно в нишах высокооплачиваемых работников. Предлагаемые законодательные новеллы, на взгляд автора, позволят хотя бы смягчить удар, наносимый по успешной доселе (несмотря на многочисленные потрясения последних десятилетий) системе профессионального образования и подготовки кадров в России. Предлагаемые управленческие решения, особенно подготовленные и "с упреждением" реализуемые менеджментом высших учебных заведений России, послужат достижению той же цели.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».