Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2005 год | Статьи из номера N2 / 2005

Тем, кто обязан знать про DIN 69901, адресована книга С. Пайпе

Белковский А.Н,

Мир полон больших и малых возможностей, но при этом упорно дарит нам огромные проблемы. Миры предпринимателя и управленца несколько уже, но и в них проблем хватает. Вряд ли я сильно ошибусь, если отнесу проблемы создания нового бизнеса и перевода предприятия в иную точку равновесия с внешней средой к тем вопросам, которые нашим читателям приходится решать не столь уж редко. Для их успешного решения достаточно давно создан проект-менеджмент.

Проектные организации - своего рода антагонисты рутинным структурам, поэтому они особенно эффективны, когда традиционные приемы управления не срабатывают, а организация не получает желаемого результата. "Мало обеспечить прибыль. Помимо прочего, компании должны развиваться", - справедливо указывает Ф.Котлер [1].

По мнению А.Е.Хачатурова, наибольшая необходимость в проектном менеджменте возникает у организации, ищущей нового, лучшего способа сопрягать собственные цели и внутренние процессы с меняющейся внешней средой, особенно если внутренняя среда организации тоже меняет "точку стабильности". Автор книги "Проектный менеджмент", немецкая ученая Сабине Пайпе [2], делает упор на другую область, в которой предприятия применяют управление проектами: осознанные изменения в организации при создании нового бизнеса, товара, услуги.

"Рынок становится все более быстрым и все менее предсказуемым. Жизненные циклы продукта и циклы внедрения инноваций становятся короче, а давление рынков усиливается. В этой связи на руководителей проектов возлагается все больше ответственности", - пишет фрау Пайпе.

Переменчивая, как сегодняшняя весенняя погода, конкурентная среда вынуждает нас непрерывно обновлять бизнес. Обдуманное обновление volens-nolens затрагивает все сферы деятельности организации, и специалисты настойчиво советуют не пренебрегать в этой важной работе методами проектного менеджмента - ведь "компании существуют, лишь покуда обладают реальной потребительской ценностью" [1].

Монография С.Пайпе "Проектный менеджмент", только что опубликованная на русском языке издательством "Дело и Сервис", содержит в себе ровно ту информацию, что заявлена на обложке. Книга наполнена весьма подробными описаниями алгоритмов и идеологии основных звеньев проектного менеджмента: планирования проекта, организации его контроллинга и красивому завершению проектной работы.

Благодаря тевтонской четкости авторского изложения и точному переводу прекрасного знатока немецкого языка и германского менеджмента А.Либмана, книга вышла простой, понятной и удобной в практическом использовании. Не потерялись в русском издании и поучительные, окрашенные мягким аллеманским юмором кейсы, описывающие злоключения и победы герра Майера и фрау Мюллер, на протяжении всей книги разрабатывающих (в специальных "врезках") товарную и управленческую инновации для выдуманной компании SoftWare GmbH: "Господин Кунц, Вы займетесь переносом данных в компьютер. Через месяц мы проверим, насколько правилен выбор нашего решения".

Наши соотечественники, столкнувшись с прекрасной необходимостью руководить проектом или получив почетную возможность участвовать в команде новаторов, смогут выбрать для выполнения поставленных целей подходящую типологию проекта, правильно распределить роли участников и спланировать работу. При некотором внимании к "Проектному менеджменту" им наверняка удастся не только успешно выполнить порученное новое дело, но и достойно отчитаться за работу перед заказчиком.

Выгодно отличает книгу С.Пайпе и акцент на технологиях "внутриорганизационного маркетинга". Наверняка каждому знакома безрадостная опустошенность, возникающая после хорошо и с душой выполненной работы, из-за низкой оценки руководством. Порой горечь конфликтов с коллегами ставит под сомнение ценность итогового успеха. Фрау Сабине внимательно просматривает возможность возникновения конфликтов и развития проектных кризисов, тактично подсказывая, как можно избежать непонимания коллег, неподчинения сотрудников или искаженных оценок со стороны руководства.

Пайпе заботливо предлагает читателям-практикам подробные планы действий на каждом этапе управления проектом, включая проведение текущих презентаций и отчетов. Особенно удобны, на мой взгляд, типовые таблицы проектных заданий, ресурсных оценок и форм отчетности, позволяющие в реальных проектах больше думать о сути работы, не тратя лишнего времени на измысление оформления.

Автор не забывает об очевидных приемах, которые каждый из нас не раз игнорировал. Трудно спорить с мыслью, что при планировании презентации важно не только быть готовым к уменьшению времени, отведенного тебе для доклада, но и припомнить правила пользования цифровым проектором. Да только о таких "мелочах" редко задумываются, пока не выйдет конфуз.

Книга "Проектный менеджмент" наверняка окажет помощь и при контроллинге проектов, причем не только руководителю работы, но и заказчику. Например, общее бюджетирование проекта и графическое представление его реализации объяснены четко и просто. (В этой области у недобросовестного бизнес-консультанта против внимательного читателя монографии С.Пайпе нет даже малой возможности напустить пыли в глаза). Внимательно рассмотрены в главах 3 и 5 несложные приемы анализа проектных рисков и оценки рентабельности проекта, что наверняка интересно многим практикам.

Терминологический язык книги не совсем обычен для российского читателя, больше привыкшего к англо-американскому тезаурусу. В определениях С.Пайпе следует германской системе стандартов DIN, познакомиться с которой интересно даже для обычного расширения кругозора. В частности, стандарт DIN 69901 регламентирует "замысел, который характеризуется совокупностью исключительных условий" и "совокупность руководящих задач организации, технических приемов и средств для его осуществления", то есть "проект" и "проектный менеджмент, или управление проектом".

Готовя русский перевод, издатели сделали текст интереснее. Многие из понятий, относящихся к специфике германского менеджмента, объяснены научным редактором в примечаниях и специальном глоссарии, что повышает полезность книги для читателя, не знающего немецкого языка. А.Либманом раскрыто соотношение многих германоязычных и англоязычных семантем, пояснена специфика немецких организационных культур. (Оказывается, на большинстве крупных предприятий Германии в соответствии с законодательством функционирует Betriebsrat - совет трудового коллектива, являющийся полноправным членом окружающей среды проекта наряду с конкурентами, покупателями, поставщиками и отраслевыми отделами).

Глупо утверждать, что рецензируемая книга свободна от недостатков. С.Пайпе иногда совсем не к месту использует product placement (большинство программ, рекомендуемых ею для проектирования и составления отчетности, вышли из стен Microsoft)<1>. Впрочем, этот недостаток снимает раздел, посвященный внедрению программного обеспечения управления проектами. Он набран на клавиатуре объективного практика.

<1> Что греха таить - я тоже писал рецензию в редакторе Word. - А.Б.

Некоторые разделы практикующим бизнесменам могут показаться излишне объемными, но не нужно забывать: книга именно за счет подробности и строгой постепенности изложения материала хорошо послужит студентам, пишущим курсовые и дипломные работы по проектному менеджменту, и пригодится любому, кто изучает этот курс в рамках образовательного upgrade.

Вопросам образования (управлению знаниями) уделяет немало внимания и фрау Пайпе. "Чтобы использовать приобретенный в проектах опыт, Вы должны заблаговременно об этом побеспокоиться и принять соответствующие меры. Запланируйте рабочие пакеты по сохранению знаний и опыта. Сохраняйте и анализируйте результаты по отдельным фазам.

В исследовании проекта определите полученный практический опыт, при этом подробно опишите проблему и выбранный Вами путь для ее решения. Используйте проектную документацию в обучении в качестве характерного примера. К окончанию проекта составьте в дополнение к обычной проектной документации более подробную, содержащую конфиденциальную информацию.

Опыт, приобретенный Вами в проектах, является капиталом Вашего предприятия, он не должен быть погребен в "золотых ящиках" руководителя проекта. Поэтому позаботьтесь о систематизированном завершении проекта, при этом не имеет значения, хорошо или плохо он прошел. Ведь на опыте можно учиться".

Книга С.Пайпе - тоже опыт, на котором можно и стоит учиться. Для нас-то при работе в реальном проекте скорее всего "имеет значение, хорошо или плохо он прошел"!

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».