Проектом
принято называть совокупность действий, направленных на достижение поставленной
производственной или коммерческой цели и связанных с использованием ресурсов
различного типа. Технология управления проектами не зависит от содержания
проектов, что позволяет рассматривать ее как базовую (инвариантную).
Специальный термин Ргоject Маnagement (РМ) обозначает класс управленческих задач,
связанных с планированием, организацией и управлением действиями, направленными
на достижение поставленных целей при заданных ограничениях на использование
ресурсов.
Типовыми
задачами РМ являются:
-
|
разработка планов выполнения проекта, в
том числе разработка структурной декомпозиции работ проекта и сетевых
графиков;
|
-
|
составление и оптимизация календарных
планов с учетом ограничений на ресурсы; разработка графиков потребности
проекта в ресурсах;
|
-
|
мониторинг выполнения работ и сравнение
текущего состояния с исходным планом;
|
-
|
формирование управленческих решений,
связанных с воздействием на процесс или с корректировкой планов;
|
-
|
формирование различных отчетных
документов.
|
Действия,
приводящие к выполнению проекта, потребность в которых выявляется в ходе
планирования, могут быть типовыми бизнес-процессами (закупка комплектующих,
разработка документации, производство). Такие
бизнес-процессы часто выполняются по формальным схемам (моделям) [IDEF/0/3]. Исполнители
(организации или сотрудники), действуя в соответствии с заданной технологией
(моделью процесса), получают и выполняют задания, соответствующие структурным
элементам бизнес-процесса (операциям). Автоматизация
управления потоком таких заданий — функция технологии «workflow»
(дословно с английского — «поток работ»).
Особую
роль в их реализации сыграли и продолжают играть информационные технологии,
развитие которых можно охарактеризовать таблицей 1.
Таблица
1
Эволюция
информационных технологий
Годы
|
Определения
|
1960
|
Автоматизация выполнения простейших
функций
|
1970
|
Интеллектуальная направленность
информационных технологий, развитие информационного моделирования,
прогнозирования и управления
|
1980
|
Расширение областей применения
информационных технологий, создание локальных сетей и электронных баз данных.
Привлечение к использованию информационных технологий руководителей всех
уровней управления
|
1990
|
Стремление к объединению информационных
ресурсов и кооперации при создании информационных технологий; совместное
использование информации; виртуальные предприятия
|
В итоге
информация стала основным товаром.
Информацию,
циркулирующую в системе информационной поддержки жизненного цикла изделия,
можно условно разделить на три класса:
-
|
данные о продукции (изделии);
|
-
|
данные о выполняемых процессах;
|
-
|
данные о ресурсах, требуемых для
выполнения процессов.
|
Под
изделием (конечным) понимается комбинация материалов, предметов, программных и
иных компонентов, готовых к использованию по назначению. Компоненты конечного
изделия тоже являются изделиями. Данные об изделии составляют основной объем
информации в ИИС. Международные стандарты ИСО 10303 и ИСО 15384 регламентируют
технологию представления данных об изделии и его компонентах на стадии
проектирования и подготовки производства, стандарты ИЛП [DEF STAN 0060] —
представление данных об изделии в контексте обеспечения эффективной
эксплуатации, стандарты серии ИСО 9000 рассматривают данные о качестве изделий.
Одним из
ключевых понятий в проектировании является ресурс — совокупность материальных,
финансовых, интеллектуальных или иных ценностей, используемых и расходуемых в
ходе деятельности, связанной с разработкой, проектированием, производством или
эксплуатацией изделия. Некоторые классификационные характеристики ресурсов
приведены в таблице 2.
Таблица
2
Классификационные
характеристики ресурсов
По
типу физической природы
|
По
характеру расхода и возобновления
|
По
профилю доступности
|
По
способу измерения величины
|
Материальный
Финансовый
Информационный
Трудовой
Временной
Энергетический
Другие
|
Не расходуемый (используемый)
Расходуемый, но возобновляемый
Расходуемый
безвозвратно
|
Доступный
постоянно
Доступный в
соответствии с расписанием
|
Измеряемый в количественных единицах
Измеряемый в логических единицах (есть/нет)
|
Между
ресурсами могут существовать отношения заменяемости,
когда один ресурс может заменить другой, и взаимозаменяемости, когда ресурсы
могут заменять друг друга. Ресурсы могут быть простыми и составными и
соответственно образовывать иерархические структуры.
Структуры
данных, описывающих ресурсы различного типа, регламентируются стандартом ИСО
15551.
Процесс
(бизнес-процесс) — это совокупность последовательно или/и параллельно
выполняемых операций, преобразующая материальный или/и информационный потоки в новые
потоки с другими свойствами. Бизнес-процесс протекает в соответствии с
управляющими директивами, вырабатываемыми на основе целей деятельности. В ходе
процесса потребляются финансовые, энергетические, трудовые и материальные
ресурсы и выполняются ограничения со стороны других процессов и внешней среды.
Описание
процесса может быть представлено как совокупность составляющих процесс
операций, необходимых условий и ресурсов, входных и выходных потоков.
Совокупность стандартизованных информационных моделей изделия, процессов и
ресурсов образует единую интегрированную модель, обеспечивающую информационную
поддержку задач, выполняемых в ходе жизненного цикла (ЖЦ).
На каждой
стадии ЖЦ требуется свой объем данных, определяемый содержанием решаемых задач.
Например, на стадии проектирования и разработки используются данные об изделии,
о процессе проектирования, о требуемых организационных и иных ресурсах.
Информационная модель технологической подготовки производства трактуется как
описание процесса, использующее данные об изделии и технологических ресурсах.
Модель производства также может быть представлена как описание процесса,
связанного с данными об изделии и потребных материальных, финансовых и иных
ресурсах. Частные информационные модели могут быть сформированы для
специфических точек зрения («управление качеством» или «обеспечение эффективной
эксплуатации»).
У каждого
класса данных есть свой набор методов работы, который образует технологический
слой программного обеспечения — систему (или комплекс систем) управления
данными, учитывающую их семантику, особенности организации и обеспечивающую
высокоуровневый интерфейс обмена с прикладными системами.
Под
технологией управления данными будем понимать комплекс методов, понятий
(объектов), информационных моделей, правил использования, интерфейсов доступа к
данным, необходимых и достаточных для работы с данным классом данных при решении различных задач в ходе ЖЦ
изделия.
Модели
данных (или их части) могут быть представлены с использованием различных
технологий (ИСО 10303-11 Ехрress,
ИСО 8879 SGML). Они должны быть логически связаны. При преобразовании данных из
одной формы в другую объекты информационных моделей должны интерпретироваться
однозначно. Один из вариантов такой технологии изложен в стандарте ИСО 18876.
Приведение
совместно используемых в ходе ЖЦ данных к единой стандартизованной
информационной модели существенно упрощает построение интегрированной
информационной системы, поскольку позволяет применять коммерческие прикладные
решения для различных задач. Развитие информационных технологий нашло яркое
воплощение в идеологии CALS.
Предпосылки создания CALS
В течение
многих десятков лет общепринятой формой представления результатов
интеллектуальной деятельности людей и инструментом их информационного
взаимодействия являлась бумажная документация. Ее созданием были заняты(и заняты по сей день) миллионы инженеров, техников,
служащих промышленных предприятий, государственных учреждений. С появлением
компьютеров начали создаваться и широко внедрялись для изготовления чертежей,
спецификаций, технологической документации разнообразные средства и системы
автоматизированного проектирования (САПР); системы автоматизированного
управления производством (АСУП), назначенные для создания планов производства и
отчетов о его ходе; офисные системы, служащие для подготовки текстовых и
табличных документов.
К концу XX
века стало ясно, что эти достаточно дорогостоящие средства не оправдывают
возлагающихся на них надежд: разумеется, некоторое повышение производительности
труда происходит, однако не в тех масштабах, которые прогнозировались. Дело в
том, что они не решают проблем информационного обмена между различными
участниками жизненного цикла изделия (заказчиками, разработчиками,
производителями, эксплуатационниками). При переносе данных из одной
автоматизированной системы в другую требуются большие затраты труда и времени
для повторной кодировки; перекодировка заодно приводит к многочисленным
ошибкам. Оказалось, что разные системы «говорят на разных языках» и плохо понимают
друг друга. Более того, выяснилось, что бумажная документация
и способы представления информации на ней ограничивают возможности
использования современных ИТ. Так, трехмерная модель изделия, создаваемая в
современной САПР, вообще не может быть адекватно представлена на бумаге.
С другой
стороны, по мере усложнения изделий происходит резкий рост объемов технической
документации. Сегодня они измеряются тысячами и десятками тысяч листов, а по
некоторым изделиям (например, кораблям) — тоннами. При использовании бумажной
документации трудно отыскать необходимые сведения, внести изменения в
конструкцию и технологии изготовления изделий. Возникает множество ошибок, на
устранение которых затрачивается время. В результате резко снижается
эффективность процессов разработки, производства, эксплуатации, обслуживания,
ремонта сложных наукоемких изделий. Возникают трудности во взаимодействии
заказчиков и производителей при подготовке и реализации контрактов, особенно
при поставках сложной техники.
Для
преодоления этих трудностей потребовались новые концепции и новые идеи. Базовой
стала идея информационной интеграции стадий жизненного цикла продукции
(изделия), которая и легла в основу CALS. Она состоит в отказе от «бумажной
среды», в которой осуществляется традиционный документооборот, и переходе к
интегрированной информационной среде, охватывающей все стадии жизненного цикла
изделия. Информационная интеграция заключается в том, что все
автоматизированные системы, применяемые на различных стадиях жизненного цикла,
оперируют не с традиционными документами и даже не с их электронными
отображениями (например, отсканированными чертежами), а с формализованными
информационными моделями, описывающими изделие, технологии его производства и
использования.
Эти модели
существуют в интегрированной информационной среде как информационные объекты.
Системы по мере необходимости могут извлекать их из интегрированной
информационной среды, обрабатывать, создавать новые объекты и помещать
результаты своей работы в ту же интегрированную информационную среду. Чтобы все
это было возможно, информационные модели и информационные объекты должны быть
стандартизованы.
Интегрированная
информационная среда представляет совокупность распределенных баз данных, в
которой действуют единые стандартные правила хранения, обновления, поиска и
передачи информации, через которую осуществляется безбумажное информационное
взаимодействие между всеми участниками жизненного цикла изделия. Однажды
созданная информация хранится в интегрированной информационной среде, не
дублируется, не требует перекодировок в процессе обмена, сохраняет целостность.
Очевидно,
что такой подход представляет своего рода революцию в организации
взаимодействия всех участников жизненного цикла сложных наукоемких изделий.
Революционность подхода состоит в том, что многие поколения конструкторов,
технологов, производственников воспитаны на основе совершенно другой культуры,
базирующейся на сотнях стандартов ЕСКД, ЕСТД, СРПП, детально регламентирующих
ведение дел с использованием бумажной документации. В условиях применения CALS
эта культура должна претерпеть коренные изменения, поскольку:
-
|
появляются принципиально новые средства
инженерного труда;
|
-
|
полностью изменяется организация и
технология инженерных работ;
|
-
|
должна быть существенно изменена, то есть дополнена и частично переработана, нормативная база;
тысячи специалистов должны быть переучены для работы с новыми средствами
труда.
|
Для
подготовки и осуществления этой революции, сулящей многократное повышение эффективности
процессов жизненного цикла изделий, необходимо создать новую культуру
инженерной деятельности. Первоочередной проблемой является формирование
нормативно-правовой базы, узаконивающей новые способы и средства
информационного обмена, заменяющего традиционный бумажный документооборот.
Такую базу образуют стандарты и инструктивно-методические материалы,
регламентирующие упомянутые способы и средства, форматы данных, их логическую
структуру, процедуры информационного обмена, способы обеспечения легитимности
данных. Это необходимо для того, чтобы электронные документы и данные имели ту
же юридическую силу, что и обычные бумажные документы. Кроме того, одна из
важнейших задач стандартизации в рассматриваемой сфере — обеспечение
информационной совместимости различных автоматизированных систем.
К
настоящему времени СALS-технологии
образуют самостоятельное направление в области ИТ. За рубежом создана
нормативно-правовая база этого направления, которую составляют серии
международных стандартов ISO, государственные стандарты и нормативные документы
военного министерства США, НАТО, Великобритании и ряда других стран. Общее
число этих стандартов — многие десятки и даже сотни, причем объемы документов
подчас исчисляются тысячами страниц. На их разработку правительства и ведущие
корпорации Запада израсходовали суммы, превышающие 1 млрд долл., и эта работа продолжается. Так, в
ближайшем будущем конгресс США планирует выделить только на цели стандартизации
СALS 47 млн долл.
Эволюция CALS
CALS
родилась в Департаменте обороны США в середине 80-х годов прошлого века. Тогда
эта аббревиатура расшифровывалась как «Компьютерная Поддержка Логистических Систем (Computer-Aidеd of Logistics
Support)».
В то время
компьютерные системы, закупленные военными ведомствами с целью
усовершенствования процессов создания и технического обслуживания военной
техники, не могли обмениваться информацией между собой и с аналогичными
системами, использовавшимися в промышленности. Это приводило к изоляции
вычислительных систем, ставших похожими на островки автоматизированной
обработки данных. В 1985 году Департамент обороны США приступил к разработке
CALS для решения вставших перед ним проблем. Вначале CALS была связана только с
масштабными проектами американского военно-промышленного комплекса, позднее, в
целях повышения производительности труда, принципы CALS стали применяться и в
гражданской промышленности. Была произведена «демилитаризация» CALS, которая
позволила американским организациям и предприятиям внедрять ее принципы.
Благодаря быстрому росту интереса со стороны бизнесменов многих стран, стало
происходить географическое расширение CALS. Трактовка аббревиатуры CALS
несколько раз менялась.
В 1988
году в смысловом содержании CALS были сняты военные ограничения, и она стала
называться «Компьютеризированные Поставки и Поддержка (Computer-Aided
Acquisition and Support)». В этом варианте была усилена организационная
направленность CALS. В 1993 году технология стала называться «Поддержка
Непрерывных Поставок и Жизненного Цикла (Computer-Aided
Acquisition and Lifecyclе Support)».
В новом названии учитывалась методология параллельного проектирования,
интегрированной логистической поддержки, управления
конфигурацией и управления документопотоком. Это позволило интегрировать
процессы на всем протяжении жизненного цикла изделий — от выражения потребности
в изделии до его утилизации. Позднее, в 1995 году, под влиянием американского
военно-промышленного комплекса CALS иногда стали называть «Бизнесом в Высоком
Темпе (Commerce At Light Speed)», подчеркивая
переориентацию этих технологий в направлении информационных магистралей и
электронной коммерции.
Областями
применения CALS принято считать:
-
|
совершенствование деятельности в области
разнородных процессов, происходящих на всех этапах жизненного цикла
продукции;
|
-
|
управление цепными поставками в течение
всего жизненного цикла продукции (от создания концепции изделия до его
утилизации);
|
-
|
электронную интеграцию организаций,
участвующих в этих процессах на различных этапах жизненного цикла продукции;
|
-
|
управление поддержкой жизненного цикла
продукции.
|
Философия
проектирования как философия части жизненного цикла продукции родилась в 1987
году, когда Newport News
получил от ВМФ заказ на разработку проекта подводной лодки «морской волк» . Это было первое изделие, где появилась широкомасштабная
возможность заставить работать идеи CALS и использовать усовершенствованный
опыт и новую технологию для производства миллионов отдельных узлов лодки с
соблюдением одинаково высоких требований как по качеству, так и по
совместимости друг с другом.
К 1989
году, по мнению авторов CALS, вся техническая документация должна была
представляться в электронном виде. К 1991 году вся
конструкторско-технологическая документация должна была быть представлена в
электронном виде. На первом этапе были определены «независимые стандарты», а
также определен механизм обмена информацией с помощью магнитного носителя. На
втором этапе в рамках всемирного консорциума 25 ведущих технических организаций
достигли соглашения об использовании нового стандарта описания данных, а также
осуществлен доступ Министерства обороны США к базам данных его поставщиков. На
самом деле лишь в 1995 году был заключен меморандум по общему пониманию и
кооперации в использовании нового стандарта STEP (ISO 10303).
CALS-ориентированный
подход внедряется заказчиками и поставщиками во многих отраслях промышленности:
от автомобилестроения до предприятий ВПК; от здравоохранения до
производственной сферы. Каждое из предприятий адаптирует принципы
CALS-технологий. Отрасли находятся на различных стадиях внедрения CALS: от
полной деинтеграции информации до разработки и
широкой реализации CALS-технологий.
Преимущества CALS
Технологии,
стандарты и программно-технические средства CALS обеспечивают эффективный и
экономичный обмен электронными данными и безбумажными электронными документами,
предоставляя возможности:
-
|
параллельного выполнения сложных
проектов несколькими рабочими группами (параллельный инжиниринг), что
существенно сокращает время разработок;
|
-
|
планирования и управления многими
предприятиями, участвующими в жизненном цикле продукции, расширения и
совершенствования кооперационных связей (электронный бизнес);
|
-
|
резкого сокращения количества ошибок и
переделок, что приводит к уменьшению сроков реализации проектов и
существенному повышению качества продукции;
|
-
|
распространения средств и технологий
информационной поддержки на послепродажные стадии жизненного цикла.
|
На
экономические показатели предприятий, применяющих CALS-технологии,
непосредственно влияют:
-
|
сокращение затрат и трудоемкости
процессов технической подготовки и освоения производства новых изделий;
|
-
|
сокращение сроков вывода на рынок новых
конкурентоспособных изделий;
|
-
|
сокращение брака и затрат, связанных с
внесением изменений в конструкцию;
|
-
|
увеличение объемов продаж изделий,
снабженных электронной технической документацией (в частности, эксплуатационной),
составленной в соответствии с требованиями международных стандартов;
|
-
|
сокращение затрат на эксплуатацию,
обслуживание и ремонт изделий («затрат на владение»), которые для сложной
наукоемкой продукции подчас не меньше затрат на закупку.
|
В публикациях
можно отыскать некоторые количественные оценки эффективности внедрения CALS в
промышленности США:
-
|
прямое сокращение затрат на
проектирование — от 10 до 30%;
|
-
|
сокращение времени разработки изделий —
от 40 до 60%;
|
-
|
сокращение времени вывода новых изделий
на рынок — от 25 до 75%;
|
-
|
сокращение доли брака и объема
конструктивных изменений — от 20 до 70%.
|
-
|
сокращение затрат на подготовку
технической документации — до 40%;
|
-
|
сокращение затрат на разработку
эксплуатационной документации — до 30%.
|
По
зарубежным данным, потери, связанные с несовершенством информационного
взаимодействия с поставщиками, только в автомобильной промышленности США
составляют порядка 1 млрд
долл. в год. Аналогичные потери имеют место и в других отраслях промышленности.
В тех же
источниках указывается, что затраты на разработку реактивного двигателя GE 90
для самолета «Боинг-777» составили 2 млрд
долл., а разработка новой модели автомобиля компании «Форд» стоит от 3 до 6 млрд долл. Это означает, что экономия от снижения прямых
затрат на проектирование только по двум указанным объектам может составить от
500 млн до 2,2 млрд долл.
Как видим,
внедрение CALS-технологий приводит к существенной экономии и получению
дополнительной прибыли. Поэтому эти технологии и их отдельные компоненты широко
применяются в промышленности развитых стран. Так, из числа 500 крупнейших
мировых компаний, входящих в перечень «Fortune 500»,
почти 100% используют такой важнейший компонент CALS, как средства PDM (Product Data Management
— «управление данными об изделии»). Среди предприятий с годовым оборотом свыше
50 млн долл. такие системы
используют более 80%.
В связи с
большими объемами ожидаемой экономии и дополнительных прибылей в эту сферу
привлекаются значительные инвестиции, измеряемые миллиардами долларов. По
данным зарубежных источников, инвестиции правительства США в сферу
CALS-технологий составляют около 1 млрд
долл. в год. Затраты других стран меньше, однако, например, правительство
Финляндии затратило на национальную программу в этой области свыше 20 млн долл., и примерно такую же
сумму (около 25 млн долл.) вложили частные компании.
Корпорация General Motors в
течение 1990—1995 годов израсходовала на эти цели 3 млрд долл. Средние затраты на один проект,
посвященный решению локальной задачи в области CALS-технологий (например,
разработка стандарта или программы), составляют 1,2—1,5 млн
долл. при среднем сроке выполнения от двух до четырех лет.
Проблемы освоения CALS в России
Россия
существенно отстает от промышленно развитых стран в части внедрения современных
ИТ, в том числе технологий CALS. Это
отставание чревато далеко идущими негативными последствиями, прежде всего
высокой вероятностью резкого сокращения экспортного потенциала российских
производителей наукоемкой продукции, вплоть до полного вытеснения их с
международного рынка, что может, по мнению зарубежных экспертов, произойти к
2005—2008 годам.
Мировой
рынок полностью отторгнет продукцию, не снабженную электронной документацией и
не обладающую средствами интегрированной логистической
поддержки послепроизводственных стадий жизненного
цикла. Уже сегодня многие иностранные заказчики отечественной продукции
выдвигают требования, удовлетворение которых невозможно без внедрения
CALS-технологий:
-
|
представление конструкторской и
технологической документации в электронной форме;
|
-
|
представление эксплуатационной и
ремонтной документации в форме интерактивных электронных технических
руководств, снабженных иллюстрированными электронными каталогами запасных
частей и вспомогательных материалов, средствами дистанционного заказа
запчастей и материалов;
|
-
|
организация интегрированной логистической поддержки изделий на послепроизводственных
стадиях их жизненного цикла;
|
-
|
наличие и функционирование электронной
системы каталогизации продукции;
|
-
|
наличие на предприятиях систем
менеджмента качества, соответствующих требованиям стандартов ИСО 9000:2000.
|
Выполнение
этих требований предопределяет необходимость внедрения на отечественных
предприятиях CALS-технологий в полном объеме.
В период с
1999 по 2002 год Минпромнауки РФ совместно с
Госстандартом РФ и Минобразования РФ осуществили ряд
мер, направленных на создание предпосылок к внедрению CALS-технологий в
промышленности России.
1.
|
Были созданы начальные элементы
инфраструктуры, необходимой для разработки и внедрения CALS-технологий:
Государственный научно-образовательный центр CALS-технологий, Научно-исследовательский
центр (НИЦ) CALS-технологий «Прикладная логистика» и технический комитет ТК
431 Госстандарта России, координирующий разработку отечественной нормативной
базы.
|
2.
|
Подготовлены научно-методические
разработки: концепция развития CALS-технологий в промышленности России,
концепция интегрированной логистической поддержки
наукоемких изделий и концепция внедрения CALS-технологий на
машиностроительном предприятии.
|
3.
|
Созданы программные средства,
реализующие CALS-технологии. В их числе — программный продукт Technical Guide Builder, предназначенный для автоматизированной
подготовки электронной технической эксплуатационной документации на
экспортируемую продукцию, соответствующей требованиям CALS-стандартов.
Создание с помощью этого продукта интерактивных электронных технических
руководств значительно повышает конкурентоспособность продукции. Другой
продукт — PDM STEP Suite — служит для управления
данными об изделии в процессе конструирования и технологической подготовки
производства, что необходимо предприятиям, разрабатывающим наукоемкую
продукцию и продающим лицензии на ее производство.
|
4.
|
Разработаны методические основы создания
интегрированной системы управления качеством продукции, соответствующей
требованиям стандартов ИСО серии 9000 версии 2000 года.
|
Работы по
внедрению CALS-технологий в промышленность России продолжаются, но требуют
адекватной финансовой поддержки государства, контроля и содействия в реализации
усилий предприятий со стороны Минпромнауки РФ,
Госстандарта РФ и других министерств и ведомств России.
Успешное
решение проблем освоения CALS непосредственно связано с такими задачами, как
обеспечение национальной безопасности и конкурентных позиций России на мировых
рынках.
ЛИТЕРАТУРА
1. Левин
А.И., Давыдов А.Н., Барабанов В.В. Концепция развития CALS-технологий в
промышленности России. — М.: НИЦ CALS-технологий «Прикладная логистика», 2002.
2.
Р50-1-031-2001. Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции:
Терминологический словарь. Часть 1. Стадии жизненного цикла продукции.
Госстандарт РФ. — М., 2001.
3.
Р50-1-028-2001. Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции.
Методология функционального моделирования. Госстандарт РФ. — М., 2001.
4.
Концепция развития ИПИ-технологий в промышленности
России. — М., ВИМИ. 2002.
5.
Материалы сайта alevin@apl.ru