Понятие корпоративной
социальной ответственности — КСО (Corporate Social Responsibility — CSR)
существует много лет. В 50—60-х годах прошлого века КСО прочно вошло в
корпоративное управление в США и Канаде. Правда, оно в основном охватывало
вопросы корпоративной филантропии, социального обеспечения собственного
персонала, а также оказания помощи местным органам власти на профессиональной и
спонсорской основе. Эта работа переплеталась с функциями корпораций по связям с
общественностью — PR.
В Европе КСО официально
оформилось на Лиссабонском европейском саммите в марте 2000 года, а также когда
Европейская комиссия опубликовала так называемую «Зеленую книгу о КСО» (июль
2001 года). Ранее, в 1995 году, по примеру американцев и канадцев была
образована сеть евробизнеса по КСО (European Business Network — CSR Europe),
которая занялась распространением и популяризацией принципов КСО на
business-to-business основе.
В объединенной Европе понятие
(политика) КСО определяется как «концепция интеграции заботы о социальном и
экологическом развитии в бизнес-операциях компаний во взаимодействии со своими
акционерами и внешней средой».
КСО как политика и концепция
стратегического развития компаний распространяется на взаимосвязанные
направления:
-формирование и укрепление имиджа и деловой репутации;
|
-корпоративное развитие — проведение реструктуризаций и
организационных изменений с участием представителей от высшего менеджмента
компаний, их персонала и общественных организаций;
|
-экологическая политика и использование природных ресурсов;
|
-управление развитием персонала;
|
-здоровье, безопасность и охрана труда, соблюдение прав человека;
|
-взаимодействие с местными органами власти, государственными
структурами и общественными организациями для решения общих социальных
проблем;
|
-социальные аспекты взаимодействия с поставщиками и покупателями
своей продукции и услуг;
|
-PR-обеспечение перечисленных направлений.
|
Использование
В рамках этих направлений
компании проводят комплексы мероприятий, которые теперь отражаются в «Отчетах о
социальном развитии» и экологических корпоративных отчетах либо в ежегодных
«Отчетах о корпоративной социальной ответственности» и «Отчетах об устойчивом
развитии». Первые два вида отчетов представляют обычно специальные документы
информационного характера, широко используемые в целях PR. Отчеты же о КСО и
устойчивом развитии включают показатели по экономическому, экологическому и
социальному развитию компаний. Произошел качественный сдвиг в подходе к работе
по КСО: она стала капиталообразующей точно так же, как «прозрачность»,
финансовая отчетность по международным стандартам, защита прав миноритариев,
делегирование полномочий.
Приоритетом КСО пользуются
мероприятия в области охраны окружающей среды и «устойчивого развития». Влияние
КСО на привлекательность бизнеса для инвесторов трудно переоценить: компания
может быть привлекательна с точки зрения текущей прибыльности, но крайне
неустойчива с точки зрения экологической и социальной. Отчеты по КСО начиная
примерно с 90-х годов прошлого века показывают и доказывают инвестору, что
данная компания уделяет постоянное внимание экологическим и социальным аспектам
в своей деятельности, а риски социальных внутренних и внешних конфликтов, а
также экологических санкций для нее минимальны. Таким образом, управление КСО в
форме реализации корпоративной стратегии устойчивого развития фактически
является системой управления и минимизации нефинансовых рисков.
Результаты работы по КСО
объединяются корпоративными службами PR, при этом PR-обеспечение этой работы
происходит как внутри компаний, так и вовне.
С самого начала деятельность
компаний по КСО носила сугубо добровольный характер. В мир крупных корпораций и
малого бизнеса пришло понимание того, что быть социально ответственными в
современном мире необходимо, а главное, выгодно — растет капитализация,
укрепляется устойчивость и привлекательность бизнеса. Поэтому разработке
«Отчетов о корпоративной социальной ответственности» стало уделяться особое
внимание, компании стали учиться друг у друга через разветвленную общемировую
сеть сайтов, семинаров и конференций. Участие в этих мероприятиях приоритетно:
на них компании присылают президентов и вице-президентов. Такие площадки
передового опыта в области КСО всегда открыты для новых участников и не требуют
специальных мероприятий организационного или подготовительного характера на
национальном уровне. Требуется лишь заинтересованное участие компаний с
презентацией конкретных проблем или достижений.
При обмене опытом компаниям
интересен как положительный, так и отрицательный практический опыт, что дает
возможность участникам не повторять ошибок других. Развитая сеть по обмену
опытом в области корпоративной социальной ответственности позволяет
заинтересованным компаниям на первом этапе начинать работу в этой области с
минимумом затрат.
Понятие «устойчивое развитие»
в развитых странах прочно вошло в корпоративную деятельность. Это связано в
первую очередь с тем, что ведущие страны мира, а также передовая часть стран с
переходной экономикой взяли на себя значительные международные обязательства в
соответствии с «Повесткой дня на XXI век», принятой конференцией ООН по
окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году, и «Йоханнесбургской
декларацией по устойчивому развитию», одобренной на мировом саммите 2002 года.
Помимо национальных программ
«устойчивого развития» передовая часть компаний разрабатывает и воплощает
собственные корпоративные планы «устойчивого развития». В деловых кругах нет
однозначного понимания данной деятельности, что неудивительно для стран и
компаний, действующих в отличных друг от друга условиях. Однако суть этих
планов и мероприятий для всех одна: нарушить прямо пропорциональную зависимость
экономического роста и негативного воздействия на окружающую среду (так
называемый de-coupling). Только те предприятия, которые на практике добились
снижения негативного экологического воздействия при одновременном росте
производства товаров и услуг, ежегодно это подтверждают, считаются
«устойчивыми» и, соответственно, наиболее социально ответственными — именно
здесь происходит взаимосвязь с КСО. При этом вывод компаниями «грязных»
производств за пределы своих стран практически никак не влияет на требования по
показателям «устойчивости» компании — требования по экологии и социальному
развитию не снимаются, хотя и модифицируются для транснациональных компаний в
зависимости от стран, в которых размещаются дочерние структуры.
Во многих компаниях и
концернах (независимо от профиля и сектора) в течение последних 10 лет
появились должности вице-президентов по корпоративной социальной
ответственности. Их деятельность часто объединяет управление персоналом,
экологическую политику, внутренний и внешний PR.
«Социальная ориентация»
компаний влияет на методы работы менеджеров. Системная «социальная ориентация»
появляется в компаниях, которые серьезно занимаются стратегиями. Им важно
вовлечение всего коллектива, от высших менеджеров до обслуживающего персонала,
в мероприятия социального и благотворительного характера. «Устойчивое развитие»
компании — это не только отчетность, но и новая управленческая философия, когда
любое управленческое решение принимается с учетом и экономического, и
экологического, и социального эффекта. Но в России до этого очень далеко, хотя
начинать эту работу необходимо, если мы хотим, чтобы наши компании были
конкурентоспособны.
Пора начинать понимать, что в
новой экономике XXI века главный капитал — не природные ресурсы, а человеческий
потенциал и доверие к компании (бренду). Управление КСО как раз укрепляет и
развивает именно эти два фактора.
Важным этапом отчетности по
КСО и устойчивому развитию стало внедрение «мягкого» международного стандарта
Глобальной инициативы по отчетности в области устойчивого развития (Global
Reporting Initiative — GRI) по принципу «трех корзин» или «триединого итога»
(Triple Bottom Line): экономика компаний, экология производства и социальная
политика. На начало 2005 года уже более 600 крупнейших компаний и корпораций мира
информировали свои целевые аудитории, общественность и стейкхолдеров. Их отчеты
по устойчивому развитию системно отражали достижения и проблемы, базируясь на
50 основных и 46 дополнительных показателях результативности, разработанных в
2002 году в рамках «Руководства по отчетности в области устойчивого развития».
На волне общемировой кампании
по «устойчивому развитию» и всемерному внедрению корпоративной социальной
ответственности помимо различных социальных индексов 8 сентября 1999 года по
инициативе бизнес-сообщества был введен мировой фондовый индекс Доу-Джонса по
устойчивому развитию (Dow Jones Sustainability Index- DJSI). Этот индекс
рассчитывается по большому количеству показателей путем заполнения компаниями
специальных ежегодных вопросников. Затем эти данные проверяются специально
уполномоченным аудитором — в настоящее время это PricewaterhouseCoopers.
Рассчитанные и проверенные таким образом показатели затем группируются по трем
направлениям: экономика компании, экологичность и социальная деятельность.
Около 60% показателей одинаковы для всех компаний независимо от их отраслевой
принадлежности, а 40% различаются по секторам. Далее, после расчетов по
специальной «взвешенной шкале» по этим показателям, определяются места
компаний, концернов, финансовых институтов и корпораций в мировом табеле о
рангах по «устойчивому развитию» с разбивкой по секторам.
В ежегодный общемировой список
лидеров индекса Доу-Джонса по устойчивому развитию (DJSI World) в 2004 году
вошло 300 наиболее успешных компаний мира из 24 ведущих стран, в число которых
вновь не попала Российская Федерация. 15 октября 2001 года стартовал паневропейский
индекс Доу-Джонса по устойчивому развитию (DJSI STOXX). По методологии и
практике расчетов он полностью аналогичен общемировому. В настоящее время он
рассчитывается для 600 европейских предприятий, 20% из которых составили в 2004
году группу лидеров: 167 компаний из 12 стран Европы.
Общемировой список лидеров
индекса Доу-Джонса по устойчивому развитию (DJSI World):
Название компании
|
Сектор экономики
|
Страна
|
Toyota Motor
|
Автомобилестроение
|
Япония
|
Westpac Banking Corp.
|
Банковское дело
|
Австралия
|
Alcan Inc.
|
Базовые природные ресурсы
|
Канада
|
DSM NV
|
Химия
|
Нидерланды
|
AMEC plc
|
Строительство
|
Великобритания
|
Koninklijke (Royal) Philips Electronics
|
Товары и услуги, подлежащие циклической переработке
|
Нидерланды
|
Statoil
|
Энергетика
|
Норвегия
|
British Land Plc
|
Финансовые услуги
|
Великобритания
|
Unilever
|
Продукты питания и напитки
|
Нидерланды/ Великобритания
|
Novozymes A/S
|
Здравоохранение
|
Дания
|
3M Company
|
Товары и услуги для промышленных нужд
|
США
|
Swiss Reinsurance
|
Страхование
|
Швейцария
|
Pearson PLC
|
Средства массовой информации
|
Великобритания
|
Procter & Gamble Co.
|
Товары и услуги, не подлежащие циклической переработке
|
США
|
Marks & Spencer PLC
|
Розничная торговля
|
Великобритания
|
Intel Corp.
|
Технологии
|
США
|
BT Group Plc
|
Телекоммуникации
|
Великобритания
|
Severn Trent Plc
|
Общественные и коммунальные услуги
|
Великобритания
|
Общеевропейский список лидеров
индекса Доу-Джонса по устойчивому развитию (DJSI STOXX):
Название компании
|
Сектор экономики
|
Страна
|
Volkswagen AG
|
Автомобилестроение
|
Германия
|
ABN-AMRO Holding N.V.
|
Банковское дело
|
Нидерланды
|
Anglo American Plc
|
Базовые природные ресурсы
|
Великобритания
|
DSM NV
|
Химия
|
Нидерланды
|
AMEC plc
|
Строительство
|
Великобритания
|
Koninklijke (Royal) Philips Electronics
|
Товары и услуги, подлежащие циклической переработке
|
Нидерланды
|
Statoil
|
Энергетика
|
Норвегия
|
British Land Plc
|
Финансовые услуги
|
Великобритания
|
Unilever
|
Продукты питания и напитки
|
Нидерланды/ Великобритания
|
Novozymes A/S
|
Здравоохранение
|
Дания
|
SKF AB
|
Товары и услуги для промышленных нужд
|
Швеция
|
Swiss Reinsurance
|
Страхование
|
Швейцария
|
Pearson PLC
|
Средства массовой информации
|
Великобритания
|
Kesko
|
Товары и услуги, не подлежащие циклической переработке
|
Финляндия
|
Marks & Spencer PLC
|
Розничная торговля
|
Великобритания
|
Nokia Corp.
|
Технологии
|
Финляндия
|
BT Group Plc
|
Телекоммуникации
|
Великобритания
|
Severn Trent Plc
|
Общественные и коммунальные услуги
|
Великобритания
|
Европейские компании лидируют
в 12 из 18 секторов экономики, что следует объяснить высоким уровнем
экологичности их производств (при постоянно снижающейся энергоемкости), а также
высокой социальной защищенностью персонала европейских компаний.
Широкая популярность и
практическая востребованность в деловой среде Европы и мира индексов Доу-Джонса
по устойчивому развитию привели к решению о создании аналогичных «региональных»
индексов для Северной Америки и США, DJSI North America и DJSI United States,
старт которых намечен на сентябрь 2005 года.
Популярный в промышленных и
финансовых кругах индекс активно используется для выпуска на его основе
различных производных финансовых инструментов. Для этого введена специальная
система лицензирования для финансовых институтов, использующих DJSI и DJSI
STOXX. Таких финансовых компаний уже около 50, среди них Raiffeisen (Австрия),
Invesco (Германия), Nikko Asset Management (Япония), SPP (Швеция), Sustainable
Asset Management (Швейцария), Merrill Lynch International (Великобритания) и
др.
За последние 10—15 лет КСО как
система управления устойчивым развитием в постоянном диалоге с обществом в
экономически развитых странах Северной Америки и Европейского Союза стала
ключевой идеологией бизнеса, основой социального партнерства с властями всех
уровней и гражданским обществом. Международный опыт однозначно показывает, что
работа и отчетность по КСО и устойчивому развитию дает компаниям эффективный
результат как минимум в форме:
-роста имиджа и деловой репутации;
|
-роста капитализации;
|
-укрепления сплоченности трудового коллектива;
|
-развития прозрачности компании для общественности;
|
-повышения инвестиционной привлекательности;
|
-социального вклада в устойчивое национальное развитие.
|
Российские компании, начиная
масштабные проекты в области КСО, решают сразу две задачи — получение мощного
PR внутри страны и «подтягивание» бизнеса к уровню ведущих зарубежных
конкурентов.
Параллельно с общемировыми
процессами внедрения и развития концепции устойчивого развития и КСО как ее
практической формы реализации в рамках ООН по предложению Генерального
секретаря Кофи Аннана в 1999—2000 годах был инициирован Глобальный Договор
между ООН и мировым бизнесом, основанный на десяти основополагающих международных
принципах в области прав человека, труда, экологии и антикоррупционной
деятельности. По своей структуре и содержанию они полностью соответствуют
концепции устойчивого развития и социальной ответственности бизнеса. По
состоянию на март 2005 года к этому договору присоединились около 2000
компаний, в том числе и несколько российских.
Привлекательность работы по КСО и
устойчивому развитию для российских компаний
Какова конкретная практическая
польза от разработки корпоративных отчетов по КСО (устойчивому развитию) и
попадания в списки индекса Доу-Джонса по устойчивому развитию? В первую очередь
повышение корпоративного имиджа, что в современной экономике бывает даже важнее
роста текущих финансовых результатов. Включение даже в общие списки индекса (на
основе соответствия общим и отраслевым показателям «устойчивого развития»)
ведет к прямой финансовой выгоде: для портфельных инвесторов этот индекс среди
наиболее важных. Вышеизложенное пока, к сожалению, не имеет прямого отношения к
российским компаниям. Наших компаний нет в списках «устойчиво развивающихся», а
тем более в общемировом и европейском списках индекса Доу-Джонса. В основном
это связано с тем, что российский бизнес не вырос до уровня понимания всего
спектра своей социальной ответственности, в том числе в области экологии. Он
предпочитает, например, платить штрафы за загрязнение окружающей среды, а не
внедрять передовые (часто дорогостоящие) очистные технологии. Со стороны
государства как на федеральном, так и на местном уровнях мониторинг негативного
воздействия предприятий на окружающую среду, а также последовательная
экологическая политика проводятся крайне слабо и неэффективно. Объяснений этому
много: отсутствие независимого федерального органа по охране окружающей среды,
недостаточное финансирование природоохраны, крайне слабая информированность и
заинтересованность общественности в экологических проблемах страны. Для
определенной части российского бизнеса, в основном крупного акционированного,
внедрение корпоративной социальной ответственности по международным стандартам
может стать крупным шагом вперед и приведет к существенному росту
капитализации. Пора начинать это движение, иначе разрыв в уровне корпоративного
управления по сравнению с развитыми странами будет увеличиваться. Государственные
структуры должны поддержать такое движение российских компаний, ведь очевидно:
страна не может быть «устойчиво развивающейся», если в ней нет «устойчиво
развивающегося» бизнеса, частного и государственного. Правда, для этого очень
важно, чтобы лозунговая эйфория экономического роста сменилась взвешенным
государственным подходом к оценке экологической и социальной «цены» такого
роста.
Деятельность по КСО — сложная
работа, требующая от компаний существенной концептуально-стратегической и
организационной перестройки, а также вложений, в первую очередь в специалистов
в этих областях, разработку корпоративных планов «устойчивого развития» и
корпоративных отчетов о социальной ответственности, а также в специальные
PR-мероприятия: проведение переговоров и обмен опытом на общемировом,
европейском и национальном уровнях, презентации компаний за рубежом. Рост
капитализации и международного имиджа компании безусловно окупят эти вложения в
случае успеха.
Ведущие компании и корпорации
мира отчитываются по GRI — это эффективно. К тому же и новый инвестиционный
индекс Доу-Джонса по устойчивому развитию рассчитывается именно на основе
показателей, сходных с GRI.
На мой взгляд, если лучшие умы
мира сделали за нас трудную работу (Руководство GRI по отчетности в области
устойчивого развития и процессный стандарт разработки социальных отчетов
АА1000), то изобретать очередной «российский велосипед» не стоит. Следует
внедрять эти «мягкие» стандарты — ведь они унифицированы и понятны всему
развитому миру, а также всем лидерам «третьего мира» — Бразилии, Аргентине,
Чили, Южной Корее, ЮАР. На уровне отдельных показателей результативности
(экономических, экологических и социальных) что-то добавлять, безусловно,
можно. Но именно добавлять, а не изменять.
В течение последнего года
15—20 крупных российских компаний заявили, что они начинают внедрять управление
КСО и социальную отчетность с «использованием элементов» мировых стандартов в
этой области. Среди пионеров ГМК «Норильский никель», ОАО «ЛУКОЙЛ», ФК
«УРАЛСИБ», компания РУСАЛ, ОАО «Северсталь», АФК «Система», группа СУАЛ, ОАО
«ММК», АКБ «Росбанк» и Тольяттинский «ФИА-БАНК», ОАО «РКС». Но они лишь в самом
начале пути. Переход от простых социальных отчетов к отчетам по КСО и
устойчивому развитию — это сложный и достаточно длительный процесс, особенно,
учитывая неразвитость российского фондового рынка и сознательную закрытость
большинства российских компаний, в том числе крупнейших государственных. Лишь
одна «российская» компания — «БАТ-Россия» — второй год подряд отчитывается в этой
области в соответствии с АА1000 и показателями результативности GRI.
Помимо активного использования
инвестиционного индекса Доу-Джонса по устойчивому развитию в последние годы
составляются также общемировые рейтинги компаний по их нефинансовым отчетам.
Последний рейтинг, подготовленный в ноябре 2004 года Программой ООН по
окружающей среде и консалтинговой фирмой «SustainAbility», выступившей в
партнерстве со «Standard & Poor’s» (S&P), присудил первые три места
британской Cooperative Financial Service (CFS), датской компании Novo Nordisk и
британскому гиганту BP.
Концепция развития КСО для России
За последние два года в России
возрастает интерес к КСО. Это связано как с политическими причинами, так и с
заинтересованностью бизнеса найти новый общий язык с властью всех уровней и
обществом, повысив таким образом свою устойчивость. Власть поддерживает эту
деятельность, справедливо полагая, что прогрессивная часть российского бизнеса
поможет решить хотя бы часть острейших социальных проблем. В то же время
наблюдается разноголосица понимания в области КСО. В этой связи представлю свой
подход к КСО в России и общую концепцию ее развития (1—7).
Анализ экономического и
социального положения в стране показывает, что настало время внедрения
соответствующей отчетности бизнеса при поддержке и координации государственной
властью. Развитие КСО должно сыграть положительную роль в расширении
международного сотрудничества РФ.
В настоящее время у
бизнес-сообщества, властных структур и СМИ существуют два подхода к КСО. Узкое
понимание КСО представляет перечень социальных проектов и программ,
осуществляемых российским бизнесом по развитию собственного персонала, а также
помощи наименее обеспеченным и проблемным группам населения на
благотворительной основе. В этом случае КСО отражается в форме традиционных
социальных разделов корпоративных отчетов либо в форме социальных отчетов
компаний.
Комплексный подход, фактически
не получивший развития в РФ, предполагает КСО в форме отчетов по корпоративной
социальной ответственности или по устойчивому развитию в соответствии с
международными стандартами и рекомендациями. РФ активно поддержала стремление
стран к устойчивому развитию в международном понимании этого термина. Важным
условием успеха в этой области является принцип добровольности отчетности
бизнеса по КСО в условиях моральной мотивации и косвенного регулирования со
стороны законодательной и исполнительной власти. Государственный подход заключается
во всемерной поддержке практики отчетности по КСО российского бизнеса,
выработке соответствующих правительственных рекомендаций и регулярном диалоге
власти и бизнеса об основных направлениях и содержании КСО. При этом вопрос о
социальной ответственности самих органов власти, в первую очередь
исполнительных, также является актуальной и острой проблемой (роль и
ответственность социального государства декларирована статьей 7 п.1 Конституции
РФ). При активной поддержке практики добровольного и эффективного объединения
ресурсов государства и бизнеса для решения отдельных социальных и экологических
проблем, отчетность и законодательная ответственность бизнеса и власти не
должны смешиваться, а тем более перекладываться друг на друга.
Концептуальные направления развития
КСО в России требуют их скорейшего обсуждения и развития на федеральном,
региональном и местном уровнях власти. Речь идет пусть о запоздалом, но весьма
актуальном внедрении КСО как современной формы социального партнерства в
гражданском обществе.
Современное состояние России
требует активного внедрения КСО как современной формы социального партнерства и
поддержки наиболее нуждающихся групп населения. В обществе должна быть создана
атмосфера высокой требовательности и ответственности бизнеса к собственному
персоналу и нуждам страны. Одновременно власть должна сама подавать примеры
роста своей социальной ответственности, предусмотренной российской Конституцией
и законодательством. Следует разработать единое понимание понятий социальной
ответственности бизнеса и социальной ответственности власти, а также социальной
благотворительности.
КСО крупного и среднего
бизнеса следует осуществлять с использованием комплексного подхода в
соответствии с международными стандартами по устойчивому развитию по трем группам
показателей: экономика, экологическая политика и социальная политика. При этом
под экономикой компаний понимаются капитальные вложения и мероприятия внедрения
современных технологий, улучшающих потребительские свойства и социальную
значимость производимых товаров и услуг, а также финансовые затраты на
специальное оборудование по развитию экологии производства и его безопасности.
Экологическая политика подразумевает вложения и мероприятия компаний,
направленные на снижение негативного воздействия производства на окружающую
среду, а также благотворительные цели экологического характера местного и
общенационального масштаба. Социальная политика включает вложения и мероприятия
компаний по социальному развитию собственного персонала, а также благотворительные
проекты местного и федерального значения.
Для отражения КСО малый бизнес
может использовать узкий подход по социальной отчетности в форме перечня
мероприятий и проектов по развитию собственного персонала и поддержки местного
социального развития.
Отчетность по КСО в его
комплексном варианте следует рассматривать как прогрессивную форму
стратегического менеджмента и корпоративной культуры, как важнейший инструмент
капитализации и развития деловой репутации российских компаний. Использование
отчетности по международным стандартам представляется наиболее целесообразным в
условиях активизации выхода российского бизнеса на международные фондовые
рынки. Опыт и практика внедрения международных стандартов финансовой отчетности
(МСФО) в России показывают, что любые промежуточные (смешанные) варианты
отчетности лишь затягивают процессы рационализации управления в российском
бизнесе и его скорейшей интеграции в мировую экономику. Одновременно внедрение
российскими компаниями отчетности в соответствии с международными стандартами
существенно повысит их конкурентоспособность на международных рынках.
Отчетность по КСО и
устойчивому развитию должна внедряться на принципах добровольности,
государственной сознательности и социальной ориентированности бизнеса. При этом
государственные органы власти, в первую очередь профильные федеральные
министерства, а также исполнительные органы на местах, должны активно
поддерживать КСО, развивать новые формы социального партнерства и проводить
регулярные встречи для выработки соответствующих рекомендаций для бизнеса,
постепенно превращая эту деятельность в естественный признак респектабельности
российского бизнеса. Властным структурам всех уровней следует активно
поддерживать КСО именно как комплексную систему, стимулирующую планомерные
социальные инвестиции бизнеса.
Законодательным и
исполнительным органам власти целесообразно совместно с представителями бизнеса
и его ассоциациями, а также профильными некоммерческими организациями изучать и
развивать законодательные аспекты поддержки и стимулирования КСО бизнеса,
включая корпоративную благотворительность. Эта работа должна строиться на
постоянной основе в форме диалога и постепенного развития и уточнения на
ежегодных общероссийских форумах по КСО (помимо рабочих конференций, семинаров,
«круглых столов».) Законодательное введение обязательной социальной отчетности
в России может лишь разрушить наметившийся конструктивный характер КСО,
превратив ее в еще один инструмент административного давления на бизнес.
Следует активно поддерживать
международный обмен опытом в области КСО, привлекая к этой работе сами компании
(менеджмент и профсоюзы). Стоит обратить особое внимание на широкую пропаганду
идей и положительной практики КСО среди населения РФ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Руководство по отчетности в
области устойчивого развития. ТОО «Эколайн». — М., 2003.
2. Стандарт верификации
отчетов АА1000, «AccountAbility» / Перевод с английского и общая редакция
Агентства социальной информации. — М., 2003.
3. Брундтланд Г.Х. Наше общее
будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию. — М.:
Прогресс, 1989.
4. Ивченко С.В., Либоракина
М.И., Сиваева Т.С. Город и бизнес: формирование социальной ответственности
российских компаний. — М.: Фонд «Институт экономики города», 2003.
5. Стратегия и проблемы
устойчивого развития России в XXI веке / Под ред. Гранберга А.Г.,
Данилова-Данильяна В.И., Циканова М.М. Шопхоева Е.С. — М.: «Экономика», 2002.
6. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л.,
Рандерс И. За пределами роста. — М.: Прогресс, 1994.
7. Бобылев С.Н., Гирусов Э.В.,
Перелет Р.А., Крецу Н.С. Экономика устойчивого развития. — М.: Ступени, 2004.
8. Бобылев С.Н., Ходжаев А.Ш.
Экономика природопользования. — М.: ИНФРА-М, 2004.
9. Костин А.Е. Цена роста (КСО
как капиталообразующий фактор) // Формула карьеры. — декабрь 2003-январь 2004.
— № 12.
10. Костин А.Е. «Зеркало для
инвестора. Корпоративная социальная ответственность: мировой опыт и концепция
для России» // Стратегия России. — март 2004. — № 3.
11. Костин А.Е. В русле
мировой тенденции — от благотворительности к социальной ответственности //
Fortune — Большой бизнес, март 2005.
12. Костин А.Е. Корпоративная
ответственность за страну. России нужна государственная стратегия устойчивого
развития // Время новостей. — 2005. — 16 февраля.
13. Костин А.Е. Государство —
бизнес — общество: на перепутье // Бизнес и общество. — 2004. — №3 (22).
14. Костин А.Е. Зачем
российским компаниям корпоративная социальная ответственность? В сб.:
Социальная ответственность бизнеса. Корпоративная отчетность — новый фактор
взаимодействия бизнеса и общества. — М.: «Деловой экспресс», 2004.
15. Принципы корпоративного
управления ОЭСР. Неофициальный перевод. — М., 2004.
16. Кодекс корпоративного
поведения. Одобрен ФСФР России (ФКЦБ России) 4 апреля 2002 года. Материалы
сайта http://www.fcsm.ru.
17. Коновалова Л.Н., Корсаков
М.И., Якимец В.Н. Управление социальными программами компании / Под ред.
Литовченко С.Е. — М.: Ассоциация менеджеров России, 2003.
18. Корпоративная социальная
ответственность: общественные ожидания. — М.: Ассоциация менеджеров России,
2003.
19. Социальная ответственность
бизнеса: актуальная повестка / Под ред. Литовченко С.Е., Корсакова М.И. — М.:
Ассоциация менеджеров России, 2003.
20. Информационная открытость
социальной политики российских компаний. — М.: Ассоциация менеджеров России,
2004.
21. Иванова Е.А., Акопян А.Р.,
Литовченко С.Е. Корпоративный социальный отчет: как правильно рассказать о
вкладе Вашей компании в развитие общества / Под ред. Литовченко С.Е. — М.:
Ассоциация менеджеров России, 2004.
22. Исследование «Социальная
ответственность бизнеса — опыт России и Запада», Комитет по укреплению
социальной ответственности бизнеса «Деловая Россия» — М., 2004.
23. Ретеюм А.Ю. Мониторинг
развития. — М.: Хорион, 2004.
24. Ретеюм А.Ю. Двенадцать лет
из жизни страны. — М.: Хорион, 2004.
25. Свод основных признаков
социально ответственной российской компании // Бизнес и общество. — 2004. — №
4—5 (23—24)
26. Социальная хартия
российского бизнеса. Принята XIV съездом РСПП. Москва, 16 ноября 2004.
Приложение
Веб-сайты по КСО и устойчивому
развитию (CSR and Sustainability web — sites):
http://www.globalreporting.org
http://www.csreurope.org
http://www.sustainability-indexes.com/htmle/news/pressreleases.html
http://europa.eu.int/comm/employment_social/soc-dial/csr/greenpaper_en.pdf
http://europa.eu.int/comm/employment_social/soc-dial/csr/csr_index.htm
http://europa.eu.int/comm/environment/emas/index_en.htm
http://www.un.org/esa/sustdev/documents/agenda21/index.htm
http://europa.eu.int/comm/enterprise/environment/index_home/integration
integration_sust-develpm.htm
http://www.sustainability-indexes.com