Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2006 год | Статьи из номера N4 / 2006

Методика применения имитационной эколого - демографо - экономической модели виртуального государства для оценки качества человеческого потенциала

Тарасова Н.П.,



чл.-корр. РАН, проф.,
РХТУ им. Д.И. Менделеева

Павловский Ю.Н.,
чл.-корр. РАН, проф., ВЦ РАН

Кручина Е.Б.,
к.э.н., РХТУ им. Д.И. Менделеева

Белотелов Н.В.,
к. ф.-м. н., доцент, ВЦ РАН

Бродский Ю.И.,
к. ф.-м. н., доцент, ВЦ РАН

Оленев Н.Н.,
к. ф.-м. н., доцент, ВЦ РАН

Имитационные модели социально-эколого-экономических систем являются перспективным, если не единственным, научным средством анализа процессов, протекающих в социально-экономической сфере. Для понимания подобных явлений необходимо использование не только гуманитарных методов анализа процессов, происходящих в природе и социуме (в большинстве своем описательных), но и современных естественно-научных методов системного анализа и имитационного моделирования [1—5]. Мы в качестве такого инструмента используем эколого-демографо-экономическую модель (ЭДЭ модель), разработанную ВЦ РАН совместно с кафедрой проблем устойчивого развития Института химии и проблем устойчивого развития РХТУ им. Д.И. Менделеева.

Модель позволяет проводить имитационные эксперименты, в которых с помощью изменения 11 сценарных характеристик (табл. 1) можно получить динамику изменения основных переменных ЭДЭ модели на 25-летний период. К основным переменным ЭДЭ модели относятся:
— распределение государственных расходов;
— выпуск продукции;
— динамика государственного бюджета;
— мировые цены;
— потребление на душу населения;
— распределение производственных мощностей;
— уровень загрязнения;
— природные ресурсы на душу населения;
— социальная структура населения;
— количество безработных;
— отношение количества пенсионеров к числу активного населения.

Таблица 1

Базовые значения сценарных управлений по сбору доходов государством и их распределения

Год

Уровень загрязнения

Подоходный налог

Налог на грязь

Налог на прибыль

Расходы на защиту окружающей среды

Инвестиции в новые мощности

Расходы на восстановление ресурсов

Расходы на образование

Расходы на науку

Расходы на здравоохранение

Расходы на новые технологии

1991

0,25

0,13

0,06

0,25

0,1

0,33

0,1

0,18

0,09

0,1

0,1

1992

0,25

0,13

0,06

0,25

0,1

0,33

0,1

0,18

0,09

0,1

0,1

1993

0,25

0,13

0,06

0,25

0,1

0,33

0,1

0,18

0,09

0,1

0,1

1994

0,25

0,13

0,06

0,25

0,1

0,33

0,1

0,18

0,09

0,1

0,1

1995

0,25

0,13

0,06

0,25

0,1

0,33

0,1

0,18

0,09

0,1

0,1

2015

0,25

0,13

0,06

0,25

0,1

0,33

0,1

0,18

0,09

0,1

0,1

 

Образцы динамики этих показателей, полученные после обработки с помощью ЭДЭ модели, приведены в [6].

В модели существует три критерия, по которым можно однозначно судить о наступлении критических ситуаций (для этих критериев моделью предусмотрены критические уровни):
— уровень загрязнений;
— потребление на душу населения;
— природные ресурсы на душу населения.

Таким образом, об успешности принятых в эксперименте решений можно сразу же судить по виду трех этих зависимостей.

Центральный вопрос, изучаемый в эколого-демографо-экономической модели, заключается в том, как при экспоненциальном росте численности населения и соответствующем этому росту экспоненциальном росте промышленного производства стабилизировать антропогенное влияние на окружающую среду на уровне, обеспечивающем утилизацию загрязняющих веществ биосферой Земли и в то же время повышать уровень жизни людей. В частности, в модели можно управлять уровнем токсичности загрязнений, выбрасываемых в окружающую среду в единицу времени, не превышая некоторого «разумного» уровня, при котором количество природного ресурса и душевое потребление было бы не меньше некоторого предела. Проблема кажется на первый взгляд неразрешимой. Действительно, ограничение выбросов токсичных загрязнений при экспоненциальном росте промышленного производства требует экспоненциально растущих вложений в природоохранные технологии, что, соответственно, увеличивает издержки производства. В этих условиях кажется невозможным, например, не только увеличивать душевое потребление, но даже держать его на постоянном уровне: при некоторой численности населения душевое потребление начнет уменьшаться, что убедительно демонстрируют модели Л.Д. Медоуза [3].

Выход из этой ситуации, иллюстрируемый имитационными экспериментами, состоит в инициировании механизма, превращающего затраты на обеспечение чистоты среды обитания из издержек производства в необходимое людям потребительское качество, которое должно содержаться в покупаемых ими товарах. В виртуальном мире, который воспроизводится моделью, используется единая мера токсичности различных загрязнителей. Разработаны система измерения этой токсичности, а также система сертификации чистых технологий и производимых по этим технологиям товаров. Чистой считается технология, обеспечивающая на единицу производимой продукции выбросы загрязнителей с токсичностью, меньшей некоторого предела. Указанный предел устанавливается на законодательном уровне и периодически пересматривается: он должен уменьшаться с увеличением суммарных производственных мощностей. Экологически чистыми считаются товары, производимые по «чистым» технологиям. «Чистые» товары снабжаются соответствующей маркировкой. Спрос на «чистые» товары зависит от уровня образованности людей, от уровня жизни, от расходов на экологическое воспитание, а значит, и расходов на образование. Технологии производятся фундаментальной и прикладной наукой с интенсивностью, зависящей от уровня образованности людей. Во время имитационного эксперимента можно управлять бюджетным процессом, устанавливая ставки налогов, штрафы за выбросы токсичных загрязнителей и распределяя полученные средства на мероприятия по очистке среды обитания, образование, науку, производство «чистых» технологий. При этом необходимо повысить уровень жизни людей и в то же время не допустить экологическую катастрофу. Другими словами, задача заключается в обеспечении устойчивого развития виртуального мира, воспроизводимого имитационной моделью (рис.1).

Рис. 1. Основные структурные связи в ЭДЭ модели

Эксплуатируемая нами модель — это наиболее простая из моделей такого типа, агрегирующая образовательные, экономические и социально-демографические процессы, протекающие в виртуальной стране на характерном времени порядка времени жизни поколения, соизмеримом с десятилетием (рис. 1). В модели государство рассматривается как эффективный инвестор, полностью перераспределяющий доходы по статьям расходов.

Важной особенностью модели является тот факт, что уровень образованности людей и государственные расходы на образование оказывают решающее влияние на структуру потребления в виртуальном государстве [6].

Проведенный анализ динамических режимов ЭДЭ модели показал, что на тридцатилетних временных интервалах поведение модели поддается причинно-следственной интерпретации. Это позволило нам предположить, что временные ряды безразмерных индексов, полученные с помощью модели, могут подвергаться сравнению с реальными временными рядами индексов. Анализ виртуальных управлений может быть положен в основу анализа реальной динамики индекса. Это позволит провести анализ динамики индекса для реальных стран мира или регионов.

Методика применения ЭДЭ модели для оценки качества человеческого потенциала приведена на рисунке 2.

Рис. 2. Блок-схема основных этапов методики применения ЭДЭ модели для оценки качества человеческого потенциала

Сценарные расчеты с использованием ЭДЭ модели позволяют получить динамику индекса развития человеческого потенциала ИРЧП<*> и выявить причины наблюдаемой динамики, что позволяет давать прогнозы изменения показателей на будущее. Для этого используется принцип сравнения временных динамик комплексного показателя человеческого потенциала с динамиками, полученными с использованием модели.

<*> Подробнее об этом говорится в статье «Оценка вклада базовых показателей в динамику комплексного показателя человеческого потенциала при формировании механизмов устойчивого развития экономических систем», авторы Тарасова Н.П., Кручина Е.Б., Судаков С.А., Мясоедов С.Н., Беляева М.П.; журнал «Менеджмент в России и за рубежом» №2. 2006 г.

Как отмечалось ранее, статистические данные отражают реальные результаты управляющих воздействий, но не позволяют делать прогноз и не указывают сами управляющие воздействия. Модель позволяет подойти к решению таких задач.

Для объяснения полученной по реальным статистическим данным социально-экономического развития стран [7—19] динамики базовых и комплексного показателей мы остановились на пяти режимах функционирования модели. Эти режимы можно разбить на две группы. В каждом режиме менялись только параметры, указанные в названии режима, остальные параметры фиксировались на стандартном значении. Методика анализа динамики показателей человеческого потенциала в различных режимах функционирования модели приведена в таблице 2.

Таблица 2

Методика анализа динамики базовых и комплексного показателей человеческого потенциала в различных режимах функционирования модели

Этап

Сущность этапа

Содержание этапа

1

Выбор режима функционирования ЭДЭМ

1-я группа
I режим — изменение налога на выбросы загрязняющих веществ;
II режим — изменение подоходного налога;
III режим — изменение налога на прибыль.
2-я группа
IV режим — увеличение статьи расходов «образование» за счет снижения расходов на статью «инвестиции в новые мощности»;
V режим — увеличение статьи расходов «образование» и «наука» за счет снижения расходов по статье «инвестиции в новые мощности»

2

Результаты экспериментов

Результаты экспериментов представляют собой поверхности, где по оси х — годы с 1991—2015; по оси y — динамика одного из базовых и комплексного показателей человеческого потенциала, по оси z — значение изменяемого в текущем режиме параметра (одного из налогов или расходов на образование)

3

Анализ результатов

Из всех серий экспериментов в пяти режимах функционирования модели можно выделить 3 типичных динамики для комплексного показателя ЧР (рис. 4)

 

Анализ полученных по всем показателям динамик позволяет выявить следующие закономерности.

1. 2 этапа в динамике показателей человеческого потенциала в режиме увеличения ставки подоходного налога:
1) этап 1991—2009 гг. — рост показателей, достижение максимального значения показателей;
2) этап 2009—2015 гг. — снижение показателей, достижение минимального значения.
Рост подоходного налога приводит к снижению комплексного показателя человеческого потенциала.

2. Увеличение налога на прибыль показывает стабильно положительное влияние увеличения ставки налога на показатель человеческого потенциала.

3. В динамике показателей человеческого потенциала в режиме роста расходов на образование и снижения инвестиций в новые мощности можно выделить 2 периода: 1991—2005 гг. — резкий рост показателей человеческого потенциала; 2005—2015 гг. — выход на плато, стабильно высокие значения показателей.

После сравнения данных социально-экономического развития стран мира с типичной динамикой показателей числового потенциала в различных режимах функционирования модели был выявлен ряд аналогий. Динамики совпадают для стран с жестким государственным регулированием экономики. В модели также присутствует жесткое регулирование, здесь государство является эффективным инвестором, полностью перераспределяя доходы по статьям расходов.

Совпадение для высокоразвитых стран наблюдается только для второй половины рассматриваемого периода, на этапе стабилизации показателей и достижения оптимальных результатов.

По развивающимся странам (а также для России) совпадение происходит на первой половине рассматриваемого периода, на этапе нестабильного изменения показателей.

Так как динамики показателей человеческого потенциала по модельным данным и по данным социально-экономического развития стран мира совпадают, можно сделать предположение об адекватности модельного описания социальных, экономических, экологических процессов на характерных временах порядка жизни поколения. Это позволяет нам делать прогнозы дальнейшего развития показателей, в частности, представление прогноза динамики комплексного показателя человеческого потенциала для России. Прогноз основан на реальной динамике ИРЧП России с 1992—2002 гг. с последующим наложением типичных модельных сценариев (рис. 3, 4).

Рис. 3. Типичные динамики для ИРЧП в 3 режимах функционирования модели

 

Рис. 4 Прогноз динамики ИРЧП для России

Предлагается 3 возможных сценария развития национальных экономических систем на основе человеческого потенциала: 1 — пессимистический, 2 — средний, 3 — оптимистический (рис. 4).

1. Пессимистический — это сценарий, основанный на экспериментах по увеличению ставки подоходного налога. До 2008 г. увеличение подоходного налога ведет к росту ИРЧП, что свидетельствует о рациональном, эффективном перераспределении налоговых поступлений. Однако в результате кризиса перепроизводства, приходящегося на 2008 г., наступает экономический кризис. Возрастающий подоходный налог вызывает избыточное налоговое бремя, возможности получения высокого дохода и возможности накопления для населения резко снижаются. Из-за снижения доходной части бюджета снижается финансирование по статьям расходов, а значит, и по статьям, непосредственно направляемым на базовые аспекты человеческого развития. Такая схема приводит к снижению комплексного показателя человеческого потенциала.

2. «Средний» вариант получен по результатам экспериментов с увеличением ставки налога на прибыль. Этот сценарий моделирует прогрессивное налогообложение, большая часть налогового бремени перекладывается на обладателей большего экономического потенциала — производителей продукции. Эффективная схема налогообложения приводит к наполнению государственного бюджета и дает возможность увеличивать расходы на ключевые направления человеческого развития. Эффективное распределение государственных расходов в интересах человеческого развития приводит к росту ИРЧП.

3. Оптимистический — получен по результатам экспериментов с увеличением расходов на образование за счет снижения расходов в новые мощности. С 2003-2005 гг. по этому сценарию прогнозируется значительное увеличение ИРЧП с последующим выходом на стабильную высокую динамику. Это свидетельствует о том, что повышение государственных расходов по статье «образование» является эффективным управлением с точки зрения развития человеческого потенциала. Бюджет служит одним из основных инструментов государственной экономической политики, направленной на развитие человеческого потенциала.

Разработанная методика расчета комплексного и базовых показателей человеческого потенциала на основе ЭДЭ модели позволяет рассчитать показатели человеческого потенциала при различных режимах функционирования модели на характерных периодах порядка жизни поколения. С помощью этой методики удалось получить прогноз развития национальных экономических систем на основании анализа базовых и комплексного показателей человеческого потенциала. Анализ проводился по статистическим данным социально-экономического развития России и стран мира, а затем сравнивался с результатами имитационного моделирования в различных режимах функционирования ЭДЭ-модели, что позволило выявить причины сложившихся тенденций развития показателей человеческого потенциала и предложить прогноз дальнейшего развитие показателей.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.

Моисеев Н.Н. Идеи естествознания в гуманитарной науке: о единстве естественно-научного и гуманитарного знания//Человек. 1992. Вып. 2. С. 5—16.

2.

Форрестер Дж. Мировая динамика. М.: Наука, 1978.

3.

Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рендерс Й., Беренс В.В. Пределы роста: Доклад по проекту Римского клуба «Сложное положение человечества». — М.: Изд-во МГУ, 1991.

4.

Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. — М.: Наука, 1987.

5.

Белотелов Н.В., Бродский Ю.И., Оленев Н.Н., Павловский Ю.Н., Тарасова Н.П. Проблема устойчивого развития: естественно-научный и гуманитарный анализ. — М.: ФАЗИС, 2004.

6.

Имитационная игра на основе эколого-демографо-экономической модели (ЭДЭМ): описание и инструкция пользователю. Методическое руководство / Сост. Н.В. Белотелов, Ю.И. Бродский, Е.Б. Кручина, Н.Н. Оленев, Ю.Н. Павловский. — М.: РХТУ им Д.И. Менделеева, 2003.

7.

Human Development Report 2003. UNDP, New York: Oxford University Press, 2003.

8.

Human Development Report 2002. UNDP, New York: Oxford University Press, 2002.

9.

Human Development Report 2001. UNDP, New York: Oxford University Press, 2001.

10.

Human Development Report 2000. UNDP, New York: Oxford University Press, 2000.

11.

Human Development Report 1999. UNDP, New York: Oxford University Press, 1999.

12.

Human Development Report 1998. UNDP, New York: Oxford University Press, 1998.

13.

Human Development Report 1997. UNDP, New York: Oxford University Press, 1997.

14.

Human Development Report 1995. UNDP, New York: Oxford University Press, 1995.

15.

Human Development Report 1994. UNDP, New York: Oxford University Press, 1994.

16.

Human Development Report 1993. UNDP, New York: Oxford University Press, 1993.

17.

Human Development Report 1992. UNDP, New York: Oxford University Press, 1992.

18.

Human Development Report 1991. UNDP, New York: Oxford University Press, 1991.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».