старший преподаватель кафедры менеджмента
и маркетинга
Кабардино-Балкарского государственного
университета, г. Нальчик
В связи с ежегодным сокращением объема инвестиций, финансируемых из федерального бюджета, назрела необходимость эффективного использования имеющихся инвестиционных ресурсов и адресное инвестирование тех регионов и предприятий, которые наиболее благоприятны. Важным фактором при этом является выбор региона, в котором можно работать. У нас есть регионы, считающиеся хорошими, и инвесторы, которые вложились в эти регионы, размышляют о том, как расширить свое производство. Есть регионы, в которых иностранные инвесторы думают, как им выжить или даже закрыть производство в связи с очень высокими административными барьерами. К таким регионам можно отнести Кабардино-Балкарскую республику (КБР). В республике на данный момент сложилась ситуация, не располагающая к привлечению инвестиций.
Для преодоления социально-экономического кризиса в КБР большое значение имеет распространение рыночных отношений в экономике республике, перепрофилирование многих предприятий и реструктуризация производства, и, наконец, как ни банально это звучит — привлечение инвестиций в экономику республики.
По мнению предпринимательских кругов и общественности, для того чтобы сдвинуть с места практически мертвую экономику республики, необходимы, с одной стороны, серьезные инвестиционные проекты, с другой — действенные антикоррупционные меры, обеспечивающие законность и прозрачность инвестиционных процессов.
Что касается инвестиций, то проблема не в том, что КБР сама по себе не интересна как для отечественных, так и для иностранных инвесторов. На мой взгляд, главное — в последние годы в республике существенно повысились инвестиционные риски.
Таблица 1
Инвестиционные риски в КБР
Годы
|
1998—1999
|
1999—2000
|
2000—2001
|
2001—2002
|
2002—2003
|
2003—2004
|
Вид риска
|
|
|
|
|
|
|
Инвестиционный
|
42
|
49
|
38
|
35
|
46
|
57
|
Законодательный
|
3
|
2
|
5
|
4
|
8
|
18
|
Политический
|
83
|
83
|
19
|
8
|
13
|
10
|
Социальный
|
26
|
26
|
46
|
60
|
65
|
75
|
Экономический
|
78
|
73
|
66
|
41
|
15
|
28
|
Финансовый
|
74
|
76
|
76
|
74
|
72
|
82
|
Криминальный
|
2
|
2
|
69
|
60
|
73
|
58
|
Экологический
|
12
|
14
|
13
|
12
|
11
|
9
|
Источник: Эксперт РА
Благодаря увеличению рисков инвесторы, прежде всего отечественные, стали менее заинтересованы в долгосрочных инвестициях в республику. У них всегда была достаточно узкая инвестиционная перспектива.
Несколько лет назад казалось, что либо у них самих будет расширяться горизонт, либо они будут готовы приглашать внешних инвесторов, частично или полностью продавать свои предприятия иностранцам, у которых инвестиционная перспектива шире. К сожалению, теперь многие из них разорились, происходит отток капитала. Часть из этих компаний заинтересованы в построении своих империй и в покупке активов в других районах России или за рубежом, а не в инвестировании в КБР, в реструктуризацию активов, которые у них есть, не в построение новых производственных мощностей на основе существующего имущества.
Несмотря на кризис, наиболее оптимистично настроенные инвесторы все еще продолжают попытки найти в регионах предприятия, привлекательные для вложения капитала. Как правило, такие инвесторы, а их осталось не так уж много, руководствуются принципом, что кризисы приходят и уходят, а жизнь продолжается.
Встречаются и такие, которые (в отличие от подавляющего большинства инвесторов, окончательно утративших доверие к местным властям) считают происшедшие перемены позитивными. Их энтузиазм основывается на надежде, что новое правительство республики действительно перейдет от обещаний поддержки региональной промышленности к действиям и вложения в промышленные предприятия сегодня смогут принести хорошую прибыль в будущем.
Впрочем, даже самые большие пессимисты уверены в том, что регион, располагающий достаточными природными ресурсами, высокообразованным населением, выгодным географическим расположением в сравнении с другими республиками ЮФО, курортно-рекреационным комплексом, функционирующим на базе уникального природного климата, и многочисленными минеральными источниками, не уступающими лучшим минеральным источникам России и Европы, имеет неплохое будущее.
Специалисты сходятся в одном: из двух хорошо известных проблем одна решается (дороги строят)<1>, а вот со второй сложнее. Люди, находящиеся у руля многих отечественных предприятий, зачастую позволяют в этом убедиться. В надежде, что однажды и эта проблема благополучно разрешится, я все-таки считаю, что задача подготовки предприятий КБР к привлечению инвестиций остается актуальной.
<1> По протяженности автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием Кабардино-Балкарская республика среди регионов ЮФО занимает 2 место, уступая лишь Ростовской области. В целом по РФ республика по данному показателю удерживает 5-е место.
Когда мы говорим об инвестициях, в том числе иностранных, часто складывается впечатление, что многие отечественные руководители под инвестициями понимают субсидии, или же инвестиции ими рассматриваются как деньги, которые всегда нужны. «Пусть нам дадут деньги, а мы их сами на что-нибудь потратим и замечательно все сделаем. Мы не готовы отдавать контроль над финансами иностранцам» — распространенная позиция руководителей республиканских предприятий.
Все предприятия в большей или в меньшей степени связаны с инвестиционной деятельностью. Принимаемые решения по привлечению инвестиций для реализации инвестиционных проектов осложняются: составом инвестиций, стоимостью проекта, наличием альтернативных проектов, стоимостью капитала и ограниченностью ресурсов, а также риском, связанным с проектом.
Особенно актуальны для нашего региона проблемы, возникающие при взаимодействии предприятия с потенциальными инвесторами. Наиболее распространенные из них: неспособность руководства сформулировать стратегию развития предприятия, разработать обоснованный бизнес-план, представить конкретное финансовое предложение. Однако представим себе, что все эти проблемы решены. Самостоятельно или при помощи консультантов определена стратегия, разработан замечательный бизнес-план и сформулировано реалистичное финансовое предложение, которое заинтересовало потенциальных инвесторов. Как показывает практика, из-за ряда объективных и субъективных причин при реализации инвестиционных проектов возникают отклонения. Большинство из проектов не выполняется. Во всяком случае по некоторым проектам и договорам официальная информация о выполнении и дальнейшей судьбе отсутствует.
Инвестиционная ситуация заметно различается даже на потенциально привлекательных предприятиях. В 2004 году правительство Кабардино-Балкарии подписало договор о сотрудничестве с германскими фирмами Hydro Energy Engineering и Elbrus-Consalt. Немцев в КБР заинтересовали курортно-туристический комплекс, энергетика и пищеперерабатывающая промышленность. Представители германских фирм посетили в КБР предприятия, потенциально интересные в инвестиционном плане. В частности, таковым признали ООО «Телеавтоматика», занимающееся разработкой и выпуском приборов для управления дорожным движением. Германская сторона выразила готовность к созданию совместного с «Телеавтоматикой» предприятия. Представители немецких компаний посетили ряд гидроэлектростанций, нуждающихся в реконструкции, и выразили готовность уже на первом этапе вложить в реконструкцию одной из ГЭС 8 млн. евро. Немецкие партнеры предложили правительству КБР широкий спектр форм сотрудничества: от создания совместных предприятий, привлечения и обслуживания европейских кредитных линий до различных схем лизинга технологий и оборудования.
При этом на 2004 год оставался непогашенным долг перед польскими строителями за строительство в Долинске «четырехзвездного» гостиничного комплекса «Интурист-Нальчик». Стройка, начавшаяся еще в 1986 году и законсервированная в 1997 году из-за нехватки средств, принесла польским инвесторам дебиторскую задолженность, составляющую, по их оценкам, 380 тысяч долларов.
Не решена судьба Тырнаузского горно-обогатительного комбината. Российскую компанию «Базовый Элемент» на республиканском уровне однозначно называли потенциальным спасителем ТГОКа, но кто на самом деле придет поднимать умирающее предприятие, неизвестно.
Прекратила свою работу совместная российско-китайская фабрика «Этсонг-БГК Лтд», производившая сигареты на территории КБР. Совет директоров, рассмотревший итоги работы фабрики за семь месяцев, констатировал неудовлетворительное состояние дел, неумелую маркетинговую политику, и, как следствие, остановку производства. Причина неудач — схема реализации сигарет, которой придерживались на предприятии, не обеспечивала возврата средств за произведенную и отпущенную продукцию.
Каждая из сторон внесла в совместное предприятие активы — по 1 млн. долларов. Китайская сторона сделала взнос в виде оборудования, сырья и вспомогательных материалов, российская — в виде производственных площадей. Кроме того, было привлечено 12 млн. рублей в виде льготного кредита по линии административного комитета программы «Стабилизация и развитие экономики КБР» и ряд коммерческих кредитов. Этого было достаточно, чтобы предприятие заработало, начало развиваться и себя окупать. Руководство республики уделяло большое внимание «Этсонгу», был принят ряд правительственных постановлений с рекомендациями по выводу его из кризиса. Главная причина неудач, на мой взгляд, — нерациональное использование кредитных ресурсов на предприятии, которое проработало в общей сложности два месяца.
Судьбу многих проектов невозможно отследить до конца, так как нет официальной информации. Смею предположить, что в случае успешной реализации данных программ и проектов в средствах массовой информации были бы опубликованы некоторые промежуточные отчеты или результаты их реализации. Следовательно, на каком-то этапе реализации возникали отклонения от намеченных планов и фигуры умолчания. Как следствие, данные проекты перестают существовать.
Отклонения, как показывает практика, возникают по двум основным причинам: неточное планирование при разработке бизнес-плана и неэффективное управление на этапе реализации проекта. Если первая причина в принципе понятна (быстро меняющиеся условия внешней среды, отсутствие опыта планирования и реализации проектов) и достаточно хорошо исследована, то вторая вызывает у потенциальных инвесторов все больше опасений и нареканий. Суть ее состоит в том, что система управления, которая характеризует уже сложившийся в регионе бизнес, недостаточна для реализации инвестиционного проекта.
Любой инвестор, прежде чем пойти на прямые вложения или предоставить кредит, всесторонне исследует: что за предприятие делает заявку на инвестиции, насколько надежен партнер, имеет ли он сплоченную команду квалифицированных менеджеров и работников. Только при положительном ответе на эти и другие вопросы рассматриваются содержание проекта, бизнес-план, размеры и условия окупаемости инвестиций, возврата кредита. Начинать осуществление приоритетных инновационно-инвестиционных проектов и программ нужно с обучения и переподготовки кадров – от генерального директора до менеджеров по направлениям и рабочих. При этом надежная кадровая база поможет в дальнейшем решать более успешно вопросы финансирования проектов и программ.
Реализация инвестиционного проекта требует дополнительного управленческого контроля. Проблемы, которые возникают по указанным причинам при реализации инвестиционного проекта, в 40% случаев могут вызвать серьезные отклонения по выручке от реализации в сторону ее уменьшения, что автоматически приводит к проблеме недостаточной финансовой устойчивости, срыву графика возврата инвестиций [2].
При реализации инвестиционного проекта инвестор преследует как минимум две основные цели — преумножение вложенного капитала и его сохранность. В наших условиях хозяйствования сохранность капитала для любого иностранного и отечественного инвестора выходит на первый план. Это связано прежде всего с нестабильной экономической ситуацией, несовершенной законодательной и налоговой базой, а в большинстве случаев — с нежеланием многих руководителей предоставлять промежуточные результаты использования полученных от инвестора средств.
Большинство региональных руководителей рассматривает инвестора не только как возможность для расширения, модернизации производства, но и как источник личного обогащения. Возможно, это одна из причин, по которой приток инвестиций, в том числе и иностранных, в Кабардино-Балкарскую республику с 2001 года прекратился. Та же ситуация во многих республиках Южного Федерального округа.
Таблица 2
Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, по регионам РФ
|
1995 г.
|
1998 г.
|
2002 г.
|
1999 г.
|
2000 г.
|
2001 г.
|
|
Млн. долл. США
|
В % к итогу
|
Млн. долл. США
|
В % к итогу
|
Млн. долл. США
|
В % к итогу
|
Млн. долл. США
|
В % к итогу
|
Млн. долл. США
|
В % к итогу
|
Млн. долл. США
|
В % к итогу
|
Республика Адыгея
|
0,0
|
0,0
|
1
|
0,0
|
1
|
0,0
|
1
|
0,0
|
3
|
0,0
|
2
|
0,0
|
Республика Дагестан
|
0,0
|
0,0
|
0,1
|
0,0
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
Кабардино-Балкарская республика
|
2
|
0,1
|
3
|
0,0
|
55
|
0,6
|
0,2
|
0,0
|
—
|
—
|
—
|
—
|
Карачаево-Черкесская республика
|
—
|
—
|
3
|
0,0
|
—
|
—
|
0,1
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
—
|
—
|
Республика Калмыкия
|
2
|
0,1
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
Такая ситуация может сохраниться на протяжении нескольких десятков лет, если не будут предприняты меры по эффективному контролю за реализацией инвестиционных проектов. Особенно это актуально для Кабардино-Балкарской республики, так как в настоящее время идет смена поколений, все больше молодых людей становятся востребованными государственным структурами.
Тем интереснее результаты проведенного исследования, с помощью которого попытались спрогнозировать, как поведут себя «потенциальные руководители», которым предстоит вскоре встать во главе отечественных предприятий. Термин «потенциальные руководители» вполне употребим, так как именно нынешнее поколение (в том числе, возможно, и те молодые люди, которые подверглись опросу) будут в ближайшие десятилетия принимать ответственные, важные решения, в том числе и по инвестиционным проектам.
То, что для многих руководителей инвестор рассматривается как источник личного обогащения, свидетельствуют результаты опроса, проводившегося среди студентов экономического факультета Кабардино-Балкарского государственного университета. Им предлагалось выбрать один из вариантов ответов на решение следующей ситуационной задачи.
Ситуационная задача. Вы являетесь руководителем промышленного предприятия. Имеется возможность привлечь инвестора на выгодных условиях для его «оживления». Основное условие инвестора, в числе прочих, целевое использование выделенных средств, а именно: замена материально-технической базы, увеличение объемов производства, освоение новых видов деятельности, расширение производства, товарного ассортимента. Вопрос: как Вы распорядитесь полученными средствами? Варианты ответов были следующими.
Вариант 1: полностью вложите данные средства на развитие предприятия, расширение товарного ассортимента, повышение заработной платы, увеличение отчислений на социальные нужды, увеличение льгот, то есть поступите так, как и требует инвестор.
Вариант 2: попытаетесь скрыть часть доходов, полученных при участии инвестора, от общественности (коллектива), и используете их в своих личных целях. Оставшуюся часть используете по 1 варианту.
Вариант 3: попытаетесь «прокрутить» деньги через финансовые институты (банки) для их приумножения. Затем «наращенные» деньги используете в своих целях, оставшиеся средства используете по 1 варианту.
Вариант 4: откажетесь от данной затеи по причине своей некомпетентности в финансовых вопросах и передадите решение данного вопроса своим заместителям.
Исследование проводилось в два этапа с одним и тем же контингентом студентов, но с временным промежутком в 5 лет. Временной лаг необходим был для того, чтобы проанализировать: как изменится мнение респондентов с течением времени. Возраст опрашиваемых на первом этапе колебался в промежутке 17—18 лет, на втором этапе составил примерно 22—23 года.
На первом этапе исследования было опрошено 133 человека. Результаты следующие: 39,8% выбрали 1-й вариант, 15,7% — 2-й вариант, 39,5% — 3-й вариант и 5% опрошенных — 4-й вариант. Более наглядно результаты опроса отражены на рисунке 1.
Рис. 1. Распределение ответов респондентов по вариантам ответов в 2001 году
Наиболее приемлемый выбор сделало все же большое число опрошенных. Но впечатляют и другие цифры. Возможность потерять вложенные средства у потенциальных инвесторов равна 50%, так как вариант 3 (39,5%) не предполагает полной гарантии сохранности капитала.
Возможно, опрашиваемые молодые люди не до конца сформировались как личности, что необходимо для принятия ответственных, и, самое главное, адекватных решений. Тогда проведенное исследование не является серьезным основанием для прогнозирования ситуации в будущем. Попробую поспорить.
Конечно, нельзя спрогнозировать развитие будущих событий на основе одного соцопроса среди молодых людей. Но именно в этом возрасте (23—25 лет) молодыми людьми принимаются многие принципиальные и жизненно важные решения, которые во многом предопределяют дальнейшее поведение личности: создание семьи и рождение детей, служба по контракту, выбор профессии, принятие решений о миграции.
Подобного рода решения вряд ли будут принимаются необдуманно, без предварительного анализа. Следовательно, можно предположить, что принципы дальнейшего поведения, сформировавшиеся в указанном возрасте, не претерпят коренных изменений.
Был проведен второй этап. На 2 этапе исследования было опрошено 128 человек. Результаты следующие: 34,3% выбрали 1-й вариант, 2-й вариант — 10,7%, 3-й вариант — 52% и 4-й вариант — 3% опрошенных. Более наглядно результаты опроса отражены на рисунке 2.
Рис. 2. Распределение ответов респондентов по вариантам ответов в 2006 году
Для того чтобы избежать такой весьма рискованной для средств инвестора ситуации (низкой вероятности сохранности средств) необходимо, чтобы все основные элементы проекта контролировались как руководством, так и самим инвестором. Они совместно должны определять процедуру и устанавливать последовательность сбора данных через условленные интервалы времени, производить анализ полученных данных, анализировать текущее состояние дел и выполнение оставшихся объемов работ.
Принципиальное значение для наших руководителей имеет то, как зарубежные инвесторы воспринимают нас — местных предпринимателей. Здесь возникает масса проблем. Это понятно, потому что мы принадлежим к двум разным культурам, да вдобавок на нас еще как бы лежит каинова печать советского общества.
Суммируя вышесказанное, можно предположить, что проблема с инвестициями состоит не в том, что мы не интересны для иностранцев или даже для своих инвесторов. Нужно отдавать себе отчет, что мы, по большому счету, сами никого еще не ждем, во всяком случае такая ситуация существовала до недавнего времени. И очень важно — в силу своего менталитета мы не готовы к тому, что придут иностранцы и будут контролировать значительную часть нашей региональной экономики, то есть деньги инвестора, воспринимаемые нами как собственные средства.
В республиканском социуме на данный момент наблюдается серьезная сегрегация по отношению к проблеме распоряжения инвестиционными средствами. Есть люди, которые готовы и согласны работать с инвестором и инвестициями честно, прозрачно. Есть большая масса людей, как во властных структурах, так и среди населения, которые к этому не готовы. Часто они ксенофобски настроены. Наличие последних тормозит работы по привлечению прямых иностранных инвестиций.
Таким образом, в современных условиях работы предприятия необходимо внедрить практику дифференциации права принятия решения, связанного с привлечением или вложением капитала. Необходимо ограничивать максимальную величину финансовых ресурсов, по которым руководитель или иное лицо может принимать самостоятельные решения. Вся необходимая информация по инвестороприемнику должна быть доступной. Одним из основных препятствий для инвестиций в региональные ценные бумаги, в частности КБР, инвесторы называют недостаток информации об эмитентах.
Способность предоставления информации в кратчайшие сроки сама по себе положительно характеризует управляющих предприятия, а также говорит об их открытости и готовности к честному и конструктивному диалогу с инвесторами. На предприятии должна быть создана система контроля за степенью удовлетворенности инвестора.
Начинать осуществление приоритетных инновационно-инвестиционных проектов и программ нужно с обучения и переподготовки кадров — возможно от генерального директора до менеджеров по направлениям и рабочих. При этом надежная кадровая база поможет в дальнейшем более успешно решать вопросы финансирования проектов и программ.
Остается высокой стоимость кредитных ресурсов банковской системы. При высокой стоимости кредитов сложно подобрать окупаемые инвестиционные проекты. Только современный профессиональный менеджерский персонал способен вернуть промышленные предприятия в лоно нормальной экономики. Упорядочивание управления собственностью позволит остановить растаскивание последних ресурсов и возможностей этих предприятий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Брауде А. Инвестиционный проект: управление мотивацией //Управление компанией. — 2004. — № 1.
2. Материалы сайта www.cfin.ru.
3. Нагоев А.Б. К проблеме эффективного контроля при реализации проекта //Успехи современного естествознания. — 2003. — № 7. — С. 67.
4. Российский статистический ежегодник. 2004: Госкомстат России. — М., 2004. — с. 605. |