Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2007 год | Статьи из номера N5 / 2007

Трансформация управления развитием промышленности с учетом логистических подходов

Брыкин А.В.,,



канд. экон. наук,
ведущий советник
Минпромэнерго России

Шумаев В.А.,
д-р экон. наук, главный научный сотрудник ФГУ НИИ
Республиканский исследовательский научно-консультационный
Центр экспертизы

В настоящее время промышленная политика России не носит стратегического, системного и программного характера, а доминирующие методы финансовой стабилизации и либерализации экономики не обеспечивают потребности экономического развития страны.
Актуальность и необходимость выработки национальной промышленной политики России назрела объективно. Опыт промышленно развитых стран показывает, что стратегический подход занимает центральное положение в государственном регулировании промышленности (оптимизация товарной структуры, укрепление конкурентных позиций национальной продукции, стимулирование развития отраслевой науки и инновационной деятельности, содействие преобразованиям промышленных компаний для повышения их конкурентоспособности и продвижения на рынки сбыта). Главным направлением государственной промышленной политики должен быть перевод промышленности на инновационный путь развития и (на его основе) модернизация производства и управления. В первую очередь необходимо ускоренными темпами развивать отечественное машиностроение, которое включает в себя многие наукоемкие отрасли.
Вопрос о том, быть или не быть в России общественно признанной, научно обоснованной и реально осуществимой промышленной политики, по существу тождественен вопросу: быть или не быть нашей стране в ХХI веке в числе индустриально развитых держав мира. До настоящего времени планы и программы развития промышленности строились, в основном, на повышении темпов роста производства, что в рыночных условиях явно недостаточно. Поскольку главной целью современного хозяйствования является удовлетворение потребителя, то основное внимание при проведении промышленной политики должно быть уделено сбыту продукции, а уж затем подчиненным ему производству и снабжению. Поэтому формирование промышленной политики должно быть ориентировано на создание благоприятных условий функционирования всей логистической цепочки, обеспечивающей системное и эффективное движение материального потока. Наличие проблемы управления развитием промышленности на основе логистики обусловили необходимость подготовки предложений по ее решению.
В развитых странах с рыночной экономикой государственное регулирование жизненно важных сторон экономического развития для страны осуществляется наряду с конкуренцией и саморегулированием рынка. В настоящее время в России 40% протекающих через экономику финансовых средств перераспределяется государством (в США – до 60 %).
Поэтому трансформация «переходной» экономики в полноценную рыночную должна быть направлена на более активное участие государства в регулировании экономики, исправлении имеющихся диспропорций, выстраивании и укреплении рыночных инфраструктурных институтов.
Для промышленности это означает выработку ясных и четких ориентиров развития, создание правовых и организационных механизмов их достижения, провозглашение и реализацию промышленной политики.
С научной точки зрения промышленная политика – концепция государства, нацеленная на эффективное развитие промышленности в результате использования прогрессивных методологических подходов и принципов.
Объективная необходимость вмешательства государства в рыночную экономику, в частности, вызвана тем, что рыночный механизм порождает целый ряд опасных для общества явлений «теневая» экономика, контрафактная продукция, «челночный» способ доставки товаров, неформальный контроль рынка). Их следует предотвращать или исключать.
Для эффективного осуществления этих задач необходима разработка отдельного закона государственного регулирования национальной экономики, который должен определить:
инструменты и меры государственного воздействия на экономические процессы;
характер экономических взаимоотношений между хозяйственными единицами, которые подлежат регламентированию российским законодательством, меры ответственности сторон;
допустимые меры, которые могут использовать государственные институты применительно к частным субъектам права;
взаимоотношения государственных институтов с объектами хозяйства, находящимися в полном или частичном государственном владении;
распределение полномочий между государственными органами на федеральном и региональном (субъектов Федерации) уровнях.
Осуществление промышленной политики в Российской Федерации должно происходить на основе программных методов управления экономикой. Реализация государственной промышленной политики может быть обеспечена через долгосрочную (на 20-30 лет) программу стратегического преобразования промышленности с определением ее целей, этапов, методов и механизмов, инструментария, планового мониторинга полученных результатов.
На рис. 1 показана модель формирования национальной промышленной политики, основанной на комплексном развитии производства промышленной продукции и обеспечивающей его инфраструктуры рынка, продвигающей ее на рынки сбыта.

Рис. 1. Модель формирования национальной промышленной политики при логистическом подходе к ее реализации

В данном случае предложен новый методологический подход к формированию промышленной политики, основанный не только на развитии промышленного производства (как это было ранее), но и на развитии логистической парадигмы. Новая методология нацелена на комплексное обеспечение цепочки материального движения, включая сбыт товара, производство конкурентоспособной продукции и снабжение этого производства.
В структуру программы «Национальная промышленная политика» необходимо включить разделы развития инфраструктуры, обеспечивающей продвижение продукции на внешние и внутренние рынки: снабжение производства, развитие транспорта, дорог, организация строительства складов, маркетинговых, логистических, информационных структур, оптовых и розничных торговых организаций. При формировании промышленной политики с учетом логистического подхода к ее реализации на макроуровне можно говорить о стратегической логистике.
Анализ показал, что структура промышленного производства в настоящее время устарела, поскольку доля наукоемкой обрабатывающей промышленности составляет менее 50%, что явно недостаточно для нашей страны. Для России важнейшим направлением развития, открывающим долгосрочные перспективы, является производство наукоемкой продукции, изготовление которой требует вложения большой доли высоко-квалифицированного труда.
Доля промышленности (производство товаров и услуг) в валовом внутреннем продукте (ВВП) составляет примерно 27%. Структура производства промышленной продукции по отраслям свидетельствует, что наиболее мощными в России являются топливная промышленность (19,6% общепромышленного производства), машиностроение (19,5%), пищевая промышленность (14,3%), электроэнергетика (11,7%), черная (8,2%) и цветная (7,8%) металлургии.
Структура «экспорт-импорт» показывает неудовлетворительные результаты. Экспорт машиностроительной продукции составляет 11-12%, а импорт - 21-22%, что свидетельствует о слабом развитии ядра нашей промышленности - машиностроения. Поэтому одной из первоочередных задач перспективного развития промышленности, в целом, и машиностроения, в частности, является импортозамещение и увеличение доли экспорта в объеме производства.
Поскольку управление хозяйством осуществляется на федеральном, региональном уровнях и уровне предприятия, то соответственно, на каждом из указанных уровней могут использоваться логистические подходы и инструменты. К инструментам государственного воздействия на формирование и движение материального потока (на макроуровне) относятся указанные на рисунке 2.

Рис. 2. Схема государственного воздействия с помощью инструментов и механизмов на формирование и движение материального потока

Основными причинами, по которым наша страна (обладая одной из наиболее мощных в мире научных баз) не вышла в разряд передовых в промышленном и экономическом плане государств, является (наряду с другими факторами) ряд разрывов в цепочке продвижения продукта (научное исследование – внедрение – производство - продажа, использование – утилизация);
– разобщенность научной и производственной сфер деятельности;
– влияние разрыва между фундаментальной и прикладной наукой;
– наличие разрыва между производителем товара и покупателем.
Анализ показал, что российские фирмы, действующие в высокотехнологичных обрабатывающих отраслях, не обладают достаточным потенциалом для самостоятельного выстраивания полных логистических цепочек.
Одним из решений проблемы ликвидации указанных разрывов и развития промышленности для производства конкурентоспособной продукции в условиях глобализации является формирование комплексов (холдингов, корпораций, консорциумов, бизнес-групп), охватывающих всю цепочку создания продукта (от научной разработки, проектирования через производство к сбыту, сервисному обслуживанию и утилизации).
В целях создания условий для развития промышленности с учетом логистических подходов и принципов должны быть осуществлены следующие меры: полное вытеснение бартерных операций из практики обмена продукцией различных предприятий и фирм, доступность (по цене и условиям гарантирования) получения кредитных денежных средств промышленными предприятиями от банковско-кредитной системы, дальнейшее снижение инфляции и ставок по долгосрочным кредитам, посильное и правильное распределение налоговой нагрузки между секторами экономики и между отраслями внутри промышленности.
Целесообразно реформирование всей банковской системы России созданием сети крупных банков, способных кредитовать крупные и долгосрочные проекты в промышленности, а также организация эффективного использования денежных средств пенсионных и страховых фондов. В области налогообложения односторонний фискальный подход должен бить заменен многосторонним, включающим регулятивные и стимулирующие функции налогов, включая следующие меры:
создание условий, позволяющих экономике России конкурировать на рынке капиталов и других инвестиционных ресурсов;
– выравнивание налоговой нагрузки между отраслями экономики (снижение налогов в обрабатывающих отраслях);
– выравнивание налоговой нагрузки между отдельными хозяйствующими субъектами, занимающимися одной и той же экономической деятельностью;
– ввод понижающих коэффициентов по оплате за земельные ресурсы.
Малое предпринимательство, участвующее в логистической цепочке промышленности, необходимо развивать в следующих направлениях: производство и поставка комплектующих изделий, необходимых для производства конечного продукта; создание высоконаучных фирм, отделяющихся от крупных научных организаций или вузов, обеспечивающих разработку и передачу технологий и инноваций из науки в производство.
Для стимулирования сбыта товаров на внешние рынки необходимо организовать гарантийную поддержку экспорта, ориентированную на усиление конкурентных позиций национальных поставщиков, продвижение отечественных изделий с высокой добавленной стоимостью на мировые рынки, а также на активизацию привлечения в промышленность средств коммерческих банков.
Для осуществления перехода промышленности на инновационный путь развития, исключения разрыва логистической цепочки между разработкой новаций и производством, необходимы следующие структурные преобразования экономики страны:
формирование крупных, способных к саморазвитию научно-производственных комплексов (на уровне олигополий, ФПГ, крупных холдингов);
создание структур среднего масштаба, способных к саморазвитию (организация научно-технических и технологических центров следующих типов: технопарков, особых экономических зон, центров трансферта технологий; инновационных научно-технических центров; инжиниринговых фирм), то есть организация научно-производственных структур на основе полной логистической цепочки от инновационной деятельности до реализации готовой продукции.
Для продвижения новых технологий и других новаций необходимо обеспечить создание системы венчурного финансирования, способствующей переходу научных разработок в область практического использования, а также центров (источников) инноваций.
Нами выявлены следующие схемы структурных изменений на межотраслевом и отраслевом уровнях. Сырьевые отрасли, накопив средств от продажи природных ресурсов на мировом и внутреннем рынках, инвестируют деньги в свою производственную инфраструктуру, приобретают предприятия обрабатывающей промышленности, включают их в технологическую цепочку следующих переделов, вовлекают в кооперацию предприятия малого бизнеса через механизм аутсорсинга и субконтрактации. В результате происходит отход от отраслевой направленности к «сетевой» логистической. Предприятия высокотехнологических производств (ОПК, машиностроение, авиационная промышленность) идут на институциональные преобразования по формированию вертикально интегрированных структур (холдинги, ФПГ), что дает возможность сохранить стратегические позиции на рынке, провести капитализацию активов, мобильно использовать имеющиеся ресурсы.
Формирование интегрированных логистических структур можно осуществлять с использованием механизмов корпоративного управления, а также создавая международные консорциумы – формы совместной деятельности нескольких компаний или банков, объединяющихся большей частью на срок для проведения крупной экономической акции, требующей больших финансовых и экономических ресурсов.
В данной статье предложено два варианта укрупненной интеграции предприятий в логистическую цепочку или сеть: на базе существующего предприятия-производителя (рис. 3) и на базе вновь создаваемого (рис. 4).

Рис. 3. Схема информационных, финансовых и материальных потоков корпоративной научно-промышленной торгово-транспортной логистической системы

Рис. 4. Схема логистической координации государством функционирования промышленной структуры на основе создания нового продукта и организации производства с учетом логистической цепочки снабжения и сбыта

Традиционная логистическая цепочка «снабжение-производство-сбыт» в условиях внедрения новшеств трансформируется в цепочку «инновации- снабжение-производство-сбыт».
Рассмотрим первый вариант организации конкурентного производства на базе существующего предприятия (рис. 3). Имеется в виду, что промышленное предприятие выпускает нужную продукцию, но уступающую конкурентам. В этом случае и предложена схема интеграции на рисунке 3. На основе этой интеграции маркетинговая служба (или центр) проводит исследования, в результате которого выявляется, каким должен быть конкурентный продукт, в виде задания направляет информацию в научно-исследовательский институт, где разрабатывается конструкция, технология производства и проводится расчет затрат. Логистическая служба составляет дальнейшую цепочку движения материального потока (снабжение, производство, хранение, транспортировка, сбыт), оценивает ее в целом – от разработки проекта до продажи продукта. После рассмотрения варианта принимается решение о его реализации (или доработке). Реализация проекта должна носить комплексный характер.
Второй вариант может быть представлен схемой (рис. 4). На базе изобретения ставится задача создания продукта, его производства, продвижения на рынке и реализации. Причем такой продукт ранее не производился, поэтому требуется создать новое предприятие-производитель и с инфраструктурой. Без участия государства в этом вопросе не обойтись. Финансирование при этом должно осуществляться государством пропорционально посредством целевых программ, венчурного фонда, а также привлечения отечественных и зарубежных инвесторов.
Интегрированная структура может состоять из научного центра, промышленного предприятия, своих поставщиков сырья и материалов, малых предприятий по изготовлению комплектующих изделий, склада по хранению материалов, комплектующих изделий, готовой продукции, транспортного предприятия, своих торговых организаций (оптовых и розничных). Управление сетью предприятий и потоками корпоративной структуры осуществляется управляющей компанией, в составе которой, наряду с традиционными структурными подразделениями, организованы информационные, маркетинговые и логистические службы.
Новация может быть зарождена в собственном научном центре, а может быть приобретена на рынке научно-технической продукции в Роспатенте или за рубежом. Она поступает в научный центр, преобразуется в конструкцию, технологический процесс, привязанный к технологическому оборудованию предприятия-производителя. Поток научно-технической информации из научного центра, проходя предприятие-производитель, сливается с потоком сырья, материалов, комплектующих, материализуется, преобразуется в продукт, далее осуществляется традиционное товародвижение: часть - напрямую к потребителю, другая часть товара поступает на склад, обрабатывается, транспортируется торговым предприятиям, продается потребителю. Все потоки корпоративной структуры координируются службой логистики для минимизации затрат.
Интеграция участников в единую логистическую сеть, оптимизация материальных потоков и минимизация затрат позволит повысить конкурентоспособность интегрированной структуры и всех ее составляющих, как на российском рынке, так и на международном, в условиях глобализации экономики.
Формирование логистической цепочки целесообразно только в случае, если товар на выходе материального потока способен удовлетворять потребителя не только в данный момент, но и в среднесрочной перспективе (еще лучше – в долгосрочной). Это относится к стратегической логистике, но реализуется на уровне предприятия.
Началом организации материального потока являются результаты маркетинговых исследований, в частности, определение того, какой же продукт следует производить, чтобы он был конкурентоспособным.
В целях эффективной реализации промышленной политики в стране необходимо приспособить работу служащих различного уровня государственных структур для воплощения намеченной промышленной политики страны.
Представление о промышленности в рамках концепции логистических цепочек должно быть осознано на макроуровне и спроецировано на микро- и мезоуровни управления промышленным развитием. Так как реализация этой концепции практически невозможна в рамках существующей структуры, целесообразно разработать и реализовать проект эволюционной реорганизации аппарата Минпромэнерго России, оптимизировать его работу и наладить схемы эффективного взаимодействия по реализации идеологии промышленного развития, ориентированные на оптимизацию информационных потоков внутри аппарата Минпромэнерго России.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.

Амосов А.И. Промышленная политика и перелив капитала //Экономист, 2004, № 10, с. 12–16.

2.

Аутсорсинг: создание высокоэффективных и конкурентоспособных организаций. Учебное пособие. / Под ред. Б.А. Аникина. – М.: ИНФРА–М, 2003. – 187 с.

3.

Бауэрсокс Д.Д., Клосс Д.Д. Логистика. Интегрированная цепь поставок. М. ЗАО «ОЛИМП–БИЗНЕС», 2001.

4.

Бекетов Н. Государственная политика инноваций. // Экономист, 2003, № 9, с. 64–70.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».