Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2007 год | Статьи из номера N6 / 2007

Интегральный показатель экономической надежности как определяющий элемент диагностической оценки функционирования процессов промышленной организации

Кабанов В.Н.,

ведущий экономист
Дирекции по капитальному строительству
ОАО «Выксунский металлургический завод»

Михайлов С.Н.,
канд. техн. наук, профессор кафедры менеджмента
Нижегородского института менеджмента и бизнеса

Основной проблемой диагностической оценки функционирования процессов промышленной организации является сложность их экономической интеграции в общей системе процессного цикла. Для решения данной проблемы необходимо сформировать интегральную схему процессного цикла и на ее основе получить интегральный показатель экономической надежности, позволяющий оценить степень конкурентоспособности системы в целом.
В качестве базовой основы формирования «интегрального показателя надежности» экономической системы промышленной организации нами предлагается использовать результирующую схему реализации производственного процесса, непосредственно входящую в состав производственно-технической системы. Производственно-техническая система по своей структуре и составу может изменяться в широких пределах, и эти изменения зависят от вида и объема выпускаемой продукции (услуг) [6, с. 134; 1, с. 86]. Такие системы могут быть простыми и состоять из одного-двух типов оборудования, и весьма сложными, занимать большие производственные площади и состоять из сложных автоматов и автоматизированных линий, как, например, в металлургической и машиностроительной отрасли.
Однако все они по своему составу характеризуются блоками, которые в любом случае имеют как внешнюю, так и внутреннюю среду. При этом во внутренней среде, по мнению Б.З. Мильнера и С.Д. Ильенковой [2, С. 230; 5, С. 348], непосредственно принимает участие производственный процесс, который оценивается как операционная система по схеме «производство–операция».
Поэтому результирующая схема реализации производственного процесса построена как операционная система. Операционной функцией являются те действия, которые обеспечивают выпуск «выходов» – товаров (услуг) и оцениваются с точки зрения восьми принципов менеджмента, определенных серией стандартом ИСО 9000:2000. Выполнение организацией этих традиционных принципов будет говорить о том, что организация может создать систему процессного управления и тем самым достигнуть экономической надежности в развитии.
Однако, как считает Е.Г. Ойхман [4], достижение «экономической надежности» функционирования производственно-операционной системы происходит за счет постоянной диагностики критериев «надежности» этой системы. При этом интегральная диагностическая оценка формируется на основании следующих разновидностей, понятий и свойств «надежности» системы [3].
1. Надежность – это способность системы управления сохранять во времени предельные значения признаков и параметров, характеризующих те характеристики системы, которые определяют ее способность выполнять требуемые функции в заданном режиме.
2. Структурная надежность – это разновидность надежности, которая определяет потерю работоспособности, отказ системы.
3. Функциональная надежность – это разновидность надежности, которая характеризуется сбоями, ошибками в работе.
4. Своевременность – это свойство системы, которое характеризуется вероятностью выполнения работы на заданное время или в данный срок.
5. Точность работы – это свойство системы, которое определяется допустимыми отклонениями результатов от достижения цели.
6. Адаптивность – это свойство систем изменять свою структуру и функции в ответ на изменение среды с целью обеспечения заданного критерия качества функционирования.
7. Эффективность – это свойство систем, определяющее соотношение полезного результата управления с затратами и потерями, обусловливающая разработку, создание и эксплуатацию систем управления.
Однако процессный подход предусматривает не только такую диагностическую взаимосвязь, но и сквозную верификацию каждого уровня процесса, которая формируется последовательной балансировкой каждого звена экономической системы и образует интегрированную сеть процессного цикла перспектив (рис.)

Рис. Интегрированная схема функционирования процессного цикла промышленной организации

На рисунке демонстрируется сквозное взаимодействие пяти стратегических перспектив, достигаемое за счет интеграции составляющих элементов производственно-операционной системы организации следующим образом.
1. Базовый уровень – вход процессного цикла. На данном этапе рассматривается взаимодействие входных данных, Р – ресурсы организации.
2. Определяющий уровень – диагностика процесса. Данный этап характеризует взаимодействие основных составляющих элементов процессного цикла, Ф – финансов, ПИП – процесса интеграции производства, ПМ – процесса маркетинга, ПС – процесса сбыта, которые, в свою очередь, являются определяющими звеньями в формировании потенциальной оценки экономической надежности системы.
3. Оценочный уровень – выход процессного цикла. На данном этапе формируется критерий удовлетворенности клиентов (КЛ), который объединением всех составляющих процессного цикла на выходе определяет интегральный показатель надежности организации (ИПЭН). Производится окончательная оценка уровня надежности экономической системы в целом.
По средней арифметической взвешенной можно оценить интегральный показатель надежности экономической системы (ИПЭН), который сопрягает неоднородные процессы (уровни) и представлен следующим образом:

ИПЭНj = SЭНП1j х ЭНП2j х ЭНПnj ,                                          (1)

где ИПЭН – интегральный показатель надежности экономической системы организации; ЭНП – надежность процесса экономической системы; n – количество процессов.

Следовательно, предложенный нами расчет интегрального показателя надежности экономической системы промышленной организации включает в себя всю диагностическую цепочку оценки взаимодействия как отдельных уровней, так и процессов с учетом влияния внешней и внутренней среды на систему взаимосвязи. При этом полученное значение интегрального показателя экономической надежности наиболее действенно отражает степень конкурентоспособности функционирования системы организации и является оценивающим, а не формирующим экономическую надежность значением.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильенкова С.Д., Ильенкова Н.Д., Мхитарян В.С. Управление системой качества посредством процессного подхода: Учебник для вузов, 2-е изд., прераб., доп. 2003.
2. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2005.
3. Моделирование производственно-сбытовых систем и процессов управления: Монография / Под. ред. А.А. Колобова, Л.Ф. Шклярского. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1993.
4. Ойхман Е.Г. Реинжиниринг бизнеса: Реинжиниринг организаций и информационные технологии. М.: Финансы и статистика, 2003.
5. Производственный менеджмент: Учебник / Под ред. С.Д. Ильенковой. М.: ЮНИТИ, 2000.
6. Егоршин А.П., Зайцев А.Н. Исследование системы управления. Н. Новгород, НИМБ. 2000.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».