Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2008 год | Статьи из номера N2 / 2008

Фармакоэкономический анализ лечения метаболического синдрома

Пахомова Ю.С.,

Глембоцкая Г.Т.,
д-р фил. наук, профессор кафедры организации и экономики фармации
фармацевтического факультета ММА им. И.М. Сеченова

Сегодня проблема экономии ресурсов наблюдается во всех отраслях. Медицина не является исключением. Все интенсивнее распространяется концепция доказательной медицины. Используемые стратегии лечения различаются как по клиническим эффектам, так и по экономическим. Клинические эффекты терапии наиболее значимы для пациентов и врачей, тогда как экономические эффекты важны не только для пациентов, но и для фармацевтических компаний, страховых компаний и государства. Поэтому в медицине на практике становится очень важно из всех возможных стратегий лечения выбрать оптимальную как по цене, так и по результативности, причем сделать правильный выбор без проведения фармакоэкономических исследований невозможно.

Первое документированное фармакоэкономическое исследование относится к семнадцатому веку от Р.Х., когда W. Petty оценил стоимость человеческой жизни в 60-90 английских фунтов стерлингов. В позапрошлом веке W. Farr рассчитал экономические выгоды от медицинской помощи, оказываемой рабочим во время эпидемий, на основе анализа потерь, связанных с недопроизводством продукции в период болезни. Но только в 50-х годах ХХ в. американские экономисты K. Arrow и M. Friedman начали изучать возможность использования общей экономической теории в медицине и здравоохранении в качестве информационной поддержки при принятии решения о распределении ресурсов и в качестве катализатора социальных реформ.

Следующий этап развития фармакоэкономики наметился в 60-70-х годах, когда началось активное обсуждение проблемы удешевления оказываемой помощи и появился термин "экономическая эффективность". Именно тогда Clarman, Fine и Rice разработали "анализ стоимости болезни", подразумевавший простое соотношение затрат на лечение. Несколько позднее, в 70-х годах прошлого века, начинают осуществляться попытки интегрального анализа суммарных затрат, приходящихся на достижение желаемого клинического эффекта, анализа "затраты - эффективность". И наконец, в 1980-х годах разработка нового интегрального критерия оценки последствий медицинских вмешательств - QALY (сохраненные годы качественной жизни), объединившего количественные и качественные аспекты, привела к появлению специфического анализа "затраты - полезность", расчета затрат, приходящихся на достижение "полезного" с точки зрения пациента или общества результата.

Одними из первых стран, которые разработали и внедрили стандарты фармакоэкономического анализа, были Австралия и Канада (в 1990 и в 1991 гг.). В настоящее время неуклонно растет количество фармакоэкономических исследований в странах ЕС, причем наметилась стойкая тенденция к увеличению финансирования правительством и страховыми компаниями, тогда как ранее эти исследования преимущественно финансировались фармацевтическими компаниями.

В России, последние годы возросла потребность в экономической оценке технологий лечения больных. Происходит постепенное смещение внимание с "пассивного" финансирования и управления здравоохранением, при которых врачи диагностируют заболевание и назначают пациентам соответствующий курс лечения, на самостоятельный выбор врачом оптимальных вариантов терапии с учетом ее затратной эффективности.

Сегодня во всем мире очень актуальны фармакоэкономические исследования терапии метаболического синдрома. Это связано с неуклонным ростом количества больных метаболическим синдромом, которое на сегодняшний день, по данным разных авторов, составляет от 10 до 20%. В последнее десятилетие значительно возрос интерес ученых к изучению взаимосвязи метаболических нарушений и ожирения с ростом сердечно-сосудистых заболеваний. Ожирение и сахарный диабет второго типа признаны Всемирной организацией здравоохранения неинфекционной эпидемией нашего времени в связи с их широкой распространеностью среди населения, высоким риском развития сердечно-сосудистых заболеваний, ранней инвалидизацией больных, преждевременной смертностью, сопровождающихся существенным снижением работоспособности и качества жизни.

Нарушения, объединенные рамками метаболического синдрома, длительное время протекают бессимптомно, и начинают формироваться задолго до возникновения сахарного диабета второго типа, артериальной гипертонии, атеросклеротического поражения сосудов и сердца. Выделение метаболического синдрома, неосложненного сахарным диабетом второго типа, имеет важное клиническое, прогностическое и социальное значение. При таком течении заболевания адекватная терапия может привести к обратному развитию некоторых патологических проявлений и предотвратить прогрессирование метаболического синдрома.

Как правило, терапия метаболического синдрома включает в себя несколько препаратов. При этом соотношение стоимости и эффективности различных вариантов лечения существенно отличается. В этой связи возникает вопрос выбора наиболее рационального метода лечения.

На базе кафедры организации и экономики фармации фармацевтического факультета ММА им. И.М. Сеченова и поликлиники № 2 ЦКБ РАН было проведено ретроспективное фармакоэкономическое исследование используемых стратегий лечения метаболического синдрома.

Было проанализировано 75 амбулаторно-поликлинических карт пациентов с метаболическим синдромом, наблюдавшихся в поликлинике № 2 ЦКБ РАН г. Москвы в 2005-2006 г., а также проведено анкетирование по международному опроснику EuroQol EQ-5D с целью определения качества жизни больных.

Выборка состояла из 75 человек (34 мужчины и 41 женщина), средний возраст которых составил 64,4 года для мужчин и 63,3 года для женщин. Выборка была разделена на 3 клинико-статистические группы (КСГ) по 25 человек в каждой на основании вида получаемой терапии. В первую и вторую КСГ вошли пациенты с метаболическим синдромом, получавшие коррекцию инсулинорезистентности (основного звена патогенеза) метформином, при этом в КСГ № 1 в отличие от КСГ № 2 пациентам не было показано лечение сахарного диабета препаратами сульфонилмочевины. В КСГ № 3 вошли пациенты с метаболическим синдромом, не получавшие патогенетическую терапию метформином, направленную на коррекцию инсулинорезистентности.

Анализ частоты назначений лекарственных препаратов показал, что в КСГ № 1 и № 2 частота назначения лекарственных средств, действующих на сердечно-сосудистую систему, сократилась на 33% и 10% соответственно. В КСГ № 3 частота назначения лекарственных средств, действующих на сердечно-сосудистую систему, увеличилась на 3% [1]. Динамика изменения частоты назначения лекарственных препаратов, действующих на сердечно-сосудистую систему, представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Динамика изменения частоты назначения препаратов, действующих на сердечно-сосудистую систему в 2005-2006 г.

В качестве объективных показателей эффективности терапии были выбраны индекс массы тела и уровни триглицеридов, холестерина и гликированного гемоглобина. В ходе анализа этих показателей было выявлено, что индекс массы тела на фоне лечения и диеты снизился во всех КСГ, но так и не достиг нормы. Снижение ИМТ составило в КСГ № 1, № 2 и № 3 - 8,2%, 7,8% и 5,1% соответственно.

Уровень триглицеридов на фоне лечения и диеты в КСГ № 1 и № 2 нормализовался, снижение составило 41,8% и 50,4% соответственно. В КСГ № 3 уровень триглицеридов увеличился на 6,9%.

На фоне лечения и диеты уровень холестерина снизился во всех КСГ, но норма была достигнута только в КСГ № 2. В КСГ № 1 уровень холестерина снизился на 17,1%, в КСГ № 2 - на 19,3%, в КСГ № 3 - на 12,5%.

Уровень гликированного гемоглобина на фоне лечения и диеты снизился во всех КСГ, но норма была достигнута только в первой группе. В КСГ № 1 уровень гликированного гемоглобина снизился на 16,3%, в КСГ № 2 - на 17,7%, в КСГ № 3 - на 6,1%.

Результаты анкетирования позволили определить динамику показателя качества жизни, выбранного в качестве субъективного показателя эффективности терапии метаболического синдрома. В 2006 г. по сравнению с 2005 г. во всех КСГ отмечен рост уровня качества жизни. Но темпы прироста существенно отличаются: в первой группе показатель качества жизни увеличился на 14,8%, во второй группе - на 8,3%, в третьей - на 1,7% (самый низкий показатель). Более низкие значения показателя качества жизни и относительно небольшой его прирост в КСГ №3 были связаны со сниженной активностью в повседневной жизни и повышенным уровнем беспокойства и депрессии, наблюдавшихся у подавляющего большинства больных, входивших в эту группу. Динамика изменения качества жизни по клинико-статистическим группам представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Динамика изменения качества жизни по КСГ.

При расчете затрат на лечение метаболического синдрома учитывались затраты на медикаменты, консультации специалистов и лабораторно-клинические исследования. В результате анализа затрат было выявлено, что расходы на лечение метаболического синдрома увеличились во всех клинико-статистических группах. При этом прирост в 3 КСГ был максимален и составил 19,4%, в первой КСГ затраты на лечение увеличились на 8,9%, во второй - на 0,4%. Динамика изменения затрат на лечение метаболического синдрома представлена на рисунке 3.

Рис. 3. Динамика изменения затрат на лечение МС в 2005-2006 годах.

Интегральный показатель "затраты - полезность", рассчитанный на основании суммарных затрат и показателя качества жизни [2], в первой и второй КСГ снизился на 3,8% и 7,5% соответственно, в третьей КСГ показатель "затраты - полезность" увеличился на 18,1%. Динамика изменения значения показателя "затраты - полезность" (CUA) представлена на рисунке 4.

Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют: стратегия лечения в 3 КСГ была наименее эффективной и наиболее затратной. При этом существенное значение для эффективности терапии метаболического синдрома имеет патогенетическая коррекция инсулинорезистентности. Что касается 1 и 2 КСГ, лучшие показатели по совокупности и лучший прогноз отмечаются у больных в КСГ № 1, где не требуется терапия сахарного диабета 2 типа производными сульфонилмочевины.

Рис. 4. Динамика изменения значения показателя CUA в 2005-2006 годах по КСГ.

Выявление групп риска, ранняя диагностики и своевременное комплексное лечение позволяют дольше удерживать больных на показателях, близких к показателям, наблюдаемым у здоровых людей, и для этого необходимо тесное взаимодействие эндокринологов, терапевтов и кардиологов в поликлиническом звене. Все эти меры способствуют повышению качества жизни, снижают риск инвалидизации, трудовые и экономические потери.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».