Хананнов Ф.Р.,
Министерство земельных
и имущественных отношений
Республики Башкортостан
Результатом административной реформы в России стало перераспределение в пользу субъектов РФ полномочий в ключевых сферах деятельности [1]. Это повлекло за собой расширение и усложнение состава имущественных комплексов регионов. Последнее предопределило появление новых форм и методов обеспечения использования и управления различными видами имущества. При этом особое значение приобретает вопрос реформирования существующего имущественного комплекса организаций.
Низкие темпы роста региональной экономики зачастую обусловлены малой эффективностью деятельности ключевых промышленных предприятий региона. Многие из них находятся в государственной собственности, либо органы государственной или местной власти обладают долей в их имуществе. К числу характерных для предприятий и организаций с участием государственного капитала особенностей, препятствующих их эффективному функционированию в сложившихся рыночных отношениях, чаще всего относят неэффективность системы управления предприятием; низкий уровень ответственности руководителей предприятий перед учредителями за последствия принимаемых решений, плохую сохранность и неэффективное использование имущества предприятия, слабые финансово-хозяйственные результаты его деятельности; необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса; практику перекрёстного субсидирования и деформированную структуру издержек производства [2]. Необходима реструктуризация государственных промышленных предприятий на стратегическом уровне для обеспечения эффективности формирования управленческих решений и результатов их реализации.
Методологические наработки в области управления государственными имущественными комплексами и их реформирования во многом копируют таковые для коммерческих организаций. Но ожидать сходных результатов для государственных предприятий не стоит, поскольку у госимущественного комплекса есть существенные отличия:
- высокая инерционность воспроизводственных процессов, вызванная, как правило, сложной структурой производственно-коммерческих связей и определяющая эффективность процесса реструктуризации первоначальным состоянием предприятия;
- значительная доля непроизводственных расходов, включающая зачастую расходы на содержание объектов социально-культурного назначения и жилищно-коммунального хозяйства;
- разобщённость целей функционирования промышленного предприятия как самостоятельной коммерческой единицы и задач, стоящих перед собственником (в лице органов государственной и территориальной власти);
- неэффективные методы управления, включающие, как правило, традиционные и устаревшие формы: бюджетирование, поддержку системы санкций, нормирование экономических показателей.
Для получения государственным предприятием возможности эффективного развития в условиях рыночной экономики необходимо устранение дефицита научно-методологической базы в сфере высшего менеджмента. Нужно формировать концепцию стратегического управления имущественными комплексами, полностью или частично находящимися в собственности государства. Для создания в рамках концепции механизма обоснованного определения стратегии в сфере реформирования и развития государственных предприятий, обладающих значительным имущественным обременением, целесообразно сформировать матрицу стратегического выбора, что позволит осуществлять релевантный выбор стратегии на основании анализа ключевых аспектов деятельности конкретной организации. При этом следует учесть, что значительная часть государственных и муниципальных имущественных объектов обладает высокой социально-экономической значимостью (таковы предприятия жилищно-коммунального хозяйства, организации, осуществляющие торгово-бытовое обслуживание населения; градообразующие промышленные предприятия). С другой стороны, одной из конечных целей хозяйствующего субъекта, несущего в себе как частный, так и государственный капитал, является извлечение прибыли. С учётом этого предлагаемая нами матрица стратегий реструктуризации и управления имущественными комплексами государственных предприятий примет следующий вид.
Предложенные альтернативы задают общее направление развития и реформирования объектов имущественного комплекса в долгосрочной перспективе. Однако для достижения максимально возможной эффективности функционирования хозяйственных единиц необходимо использовать широкий инструментарий поддержки реализации стратегии.
Для организаций, выбравших стратегии, предполагающие в случае высокой социально-экономической значимости имущественного комплекса его непосредственное развитие при участии государства, одним из способов, обеспечивающих их долгосрочное существование в быстро изменяющейся внешней среде, является инновационное развитие. В таком случае нужно сформировать систему инновационного развития имущественного комплекса из внутренних и внешних элементов.
Для системной поддержки инновационного развития государственных организаций и предприятий, находящихся в государственной собственности, главным является приток инвестиций. Органы государственного управления могут обеспечить предоставление, в том числе и под государственные гарантии, банками или специальными фондами долгосрочных кредитов под низкие проценты государственным инновационным компаниям. При этом в качестве дополнительной меры поддержки на местном уровне может использоваться льготное налогообложение.
Если стратегией предполагается конечное изменение формы собственности или ликвидация имущественного комплекса, на первый план выходит методология реструктуризации государственных предприятий.
Поскольку государственные предприятия как объекты реструктуризации функционируют в системе сложных экономических отношений, модель реструктуризации каждого промышленного предприятия и методологическое обеспечение реструктуризационного процесса должны формироваться с учётом особенностей регионального промышленно-экономического комплекса, что позволит создать благоприятные условия для повышения эффективности деятельности реструктурируемой хозяйственной единицы.
Использование элементов стратегического управления в имущественном менеджменте на региональном уровне предполагает использование систем поддержки принятия решений как на уровне отдельной организации, так и на муниципальном и региональном уровне. Так решаются задачи мониторинга состояния имущественных ресурсов региона, проверки гипотез, анализа и прогнозирования конъюнктуры рынка, аналитическое обоснование стратегического выбора. Создание единого информационного пространства для управления ресурсами региона предполагает согласованное ведение систем оперативного учёта имущества на основе общих справочников, составляющих основу корпоративных хранилищ данных, инструментальных средств, которые используется для манипулирования данными, их анализа и представления результатов анализа конечному пользователю [3]. Создание профилей типовых программно-технических решений информационных систем управления государственным имуществом, пригодных к тиражированию, а также разработка типовых планов их внедрения и нормативно-правовой документации, регламентирующей порядок внедрения и эксплуатации таких решений, могут решить важную задачу снижения стоимости таких информационных систем. Пример предлагаемой типовой системы управления государственным имуществом в регионе представлен ниже.
Элементами интегрированной региональной системы управления государственным имуществом могут стать типовые реестры, существующие в настоящее время; например, автоматизированная система «РЕГОСС», предназначенная для ведения реестров государственного имущества и имеющая возможности учёта договоров аренды объектов, ведения реестров различных видов, в том числе нежилых помещений, земельных участков.
Внедрение информационных технологий в деятельность федеральных органов государственной власти должно сопровождаться созданием основ информационно-технологической инфраструктуры, формированием организационно-методического и кадрового обеспечения эффективного использования информационных технологий.
Большую роль при этом может сыграть федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002–2010 годы)», с помощью которой возможно внедрение информационных технологий в сферу государственного управления на качественно новом уровне [4]. Программа позволит обеспечить формирование нормативной правовой базы в сфере информационных и коммуникационных технологий, развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, сформировать условия для подключения к открытым информационным системам (в том числе посредством Интернета), а также обеспечить эффективное взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами и хозяйствующими субъектами на основе широкого внедрения информационных технологий. В рамках программы выполняется отдельный проект по созданию и внедрению единой системы документооборота при кадастровом учёте земельных участков, техническом учете зданий и сооружений и регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Для решения частных проблем используются программные средства собственной разработки. Примерами таких информационных систем могут служить система учёта объектов имущественного комплекса «ИКОМинфо», призванная решать задачи ведения реестра объектов имущества и мониторинга имущественного комплекса. Альтернативой является система управления имуществом и земельными ресурсами, разработанная компанией «Прогноз» и также предназначенная для решения задач, связанных с оптимизацией управления имущественными комплексами на муниципальном и региональном уровнях.
Возможности горизонтального взаимообмена накопленными информационными ресурсами в интересах поддержки принятия решений на уровне всего региона из-за несогласованного ведения ведомственных баз данных, к сожалению, пока никак не реализуются.
Литература
1. Повышение эффективности деятельности органов государственной власти: подходы к проведению административной реформы в Российской Федерации. — М.: Алекс, 2005.
2. Якунин В.И., Сулакшина А.С., Ахметзянова И.Р. Актуальные проблемы фор-мирования современной государственной конкурентной политики в Российской Федерации // Власть. — 2007. — № 5.
3. Рыжиков В.И. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении. — Хабаровск.: ДВАГС, 2004.
4. Материалы сайта www.e-rus.ru |