Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2008 год | Статьи из номера N6 / 2008

К оценке экономической эффективности реализации наукоёмких технологий

Лещинская А.Ф.,
канд. экон. наук, профессор

 

В условиях жёсткой международной конкуренции экономическое развитие страны определяется главным образом её научными и технологическими преимуществами. Для развития наукоёмких технологий в промышленности требуется сознательная концентрация ресурсов на направлениях, реализующих их конкурентные преимущества. Без экономической оценки эффективности инновационных направлений развития российской экономики не обойтись.

Главным показателем эффективности отдельных видов деятельности я полагаю их возможность обеспечивать доходные статьи государственного бюджета. Научные исследования не исключение. Они являются составной частью народнохозяйственной деятельности, фактором социально-экономического развития общества, фактором повышения благосостояния населения, повышения качества его жизни.

Меж тем в экономике России продолжают накапливаться экономические ограничения, которые препятствуют модернизации экономики и внедрению наукоёмких технологий. Для ликвидации ограничений экономического роста необходимо преодолеть сложившуюся модель «сырьевого» развития и скорректировать экономическую политику государства. Главные направления внедрения наукоёмких технологий сегодня сформулированы, созданы организационные структуры [1], которые опираются на государственные инвестиции. Массовые инвестиции бизнеса в наукоёмкие инновации возможны лишь на базе: а) значительной инфраструктуры; б) понятной и прозрачной системы взаимоотношений в треугольнике «национальный бизнес — государство — иностранный бизнес»; в) ясной стратегии национального развития, включая стратегии развития ключевых отраслей и территорий. Ни одной из этих предпосылок сегодня нет. Поэтому, несмотря на колоссальный приток денег в виде профицита бюджета, народное хозяйство вяло стагнирует.

Именно вложения финансовых и материальных ресурсов в инновации обеспечивают наращивание основного капитала, повышение производительности труда, выпуск конкурентоспособной продукции и, как следствие, повышение экономического роста страны. Результаты инновационной деятельности за последние несколько лет свидетельствуют о том, что мировых инвестиционных

стандартов экономика России не достигла. Инвестиционный спрос на инновации сдерживают продолжающийся рост издержек производства, высокий уровень инфляции, медленное развитие механизмов трансформации сбережений населения и банковских пассивов в инвестиции, а также отсутствие действенного механизма оценки эффективности внедрения инноваций. Отсутствие у российских предприятий средств для самофинансирования ограничивает реализацию инвестиционно-инновационной модели роста экономики [2], поэтому в будущих ежегодных бюджетах страны требуется предусмотреть увеличение финансирования развития инновационной деятельности, первоочередных инновационных проектов [3]. Государственное регулирование выбора стратегических направлений и ориентиров эффективного научно-технического и социально-экономического развития должно сыграть существенную роль в смягчении циклического экономического кризиса, характерного для рыночной экономики. К сожалению, затраты на инновационные технологии связываются в первую очередь с дополнительными инвестициями, которые ни государственными, ни предпринимательскими структурами не оцениваются как приоритетные. В этой связи представляется целесообразным предпринять неотложные меры по предотвращению распада системы реализации наукоёмких технологий. Следует разработать программу их стабилизации и последующего развития ранее созданных отраслевых программ внедрения в производство новой техники и энергосберегающих и экологически чистых технологий, обеспечить производство высокочистых веществ, в том числе металлических монокристаллов, материалов на их основе, композитных материалов функционального назначения, а также материалов нового поколения для нано- и оптоэлектроники, спинтроники микроэлектрономеханических систем.

Такие материалы применяются в качестве важнейших элементов многих приборов и конструкций, которые могут и должны совершенствовать производство товаров и услуг, снижать издержки производства и обращения. Вышеперечисленные технологии являются эффективным средством формирования стабильных производственных структур, которые обеспечивают налоговые поступления, государственные пошлины, увеличивают экономические возможности государственной системы.

Для правильного отбора проектов в систему инновационных программ необходимо обеспечить их оценку с позиций народнохозяйственной (бюджетной) эффективности. Показатели должны отражать результаты внедряемых проектов с точки зрения интересов как государства, так и участвующих в осуществлении проекта регионов, отраслей и предприятий. В соответствии с этим интегральный бюджетный эффект рассчитывается как сумма дисконтированных годовых бюджетных эффектов или как превышение интегральных доходов бюджета над интегральными бюджетными расходами с учётом дисконтирования.

Специфика расчёта эффекта реализации фундаментальных исследований заключается в многоэтапном, нарастающем доходе от его получения: от первичного проведения до реализации продукции, полученной на основе принципиально новых разработанных материалов, то есть результатов фундаментальных исследований. Примером поэтапной схемы внедрения наукоёмких технологий может служить практическое применение нанотехнологий. Схему их внедрения можно описать следующим образом:

  • 1 этап — фундаментальные исследования методов измерения, обработки и моделирования поведения вещества на атомно-молекулярном уровне;
  • 2 этап — разработка новых термостойких и прочных материалов;
  • 3 этап — использование их по направлениям: а) информационные технологии — для разработки запоминающих устройств на основе соответствующих полупроводников; б) в биологии, медицине — для производства биодатчиков, обеспечивающих «адресную доставку лекарств»; в) в энергетике, экологии — для использования солнечной энергии, создания топливных элементов и экологически чистых материалов [4].

Реализация инновационных проектов требует учёта затрат при получении эффекта на каждом этапе внедрения полученных результатов научных исследований. Специфика поэтапной оценки фундаментальных научных разработок составляет основную трудность при проведении экономических исследований. Инвестиции по этапам автономны. Между изменением автономных инвестиций и бюджетным (национальным) доходом существует устойчивая связь. Зависимость изменения рассматриваемого дохода от изменения автономных инвестиций характеризуется мультипликатором инвестиций, то есть коэффициентом, указывающим на количественное отношение прироста национального дохода к приросту инвестиций, носящим в данном случае эндогенный характер. Показатели нормы прибыли, сформированные на каждом этапе реализации инвестиций для оценки общего эффекта, перемножаются, и каждый рубль, вложенный в первоначальные инвестиции, даёт несколько рублей в совокупном доходе. Прирост объёма инвестиций за счёт увеличения ассигнований на проведение фундаментальных исследований, увеличит доход, направляемый в бюджет, который вырастет пропорционально численному значению мультипликатора.

Инновационный проект представляет собой результат внедрения такого конечного продукта, аналогов которому не существует. Получению его предшествует длительный процесс фундаментальных исследований, затраты на которые фактически не учитываются в инновационном продукте, предлагаемом к реализации. Это связано с тем, что фундаментальные исследования предоставляют широкое поле возможного внедрения научных результатов в разнообразное производство.

В инновационном проекте фактически учтены затраты только на создание и разработку материалов (или даже конечных продуктов из этих материалов) и измерительных приборов на основе этих материалов. Величина затрат не соизмерима со средствами, идущими на проведение фундаментальных исследований, как по стоимостным показателям, так и по временным характеристикам. Инвестирование в фундаментальные исследования происходит за счёт государственного бюджета и на настоящее время не требует возмещения. Отсюда и проблема с финансированием фундаментальной науки! Оценка эффективности применяемых наукоёмких технологий, определяемая инновационным мультипликатором, направлена к возможному перераспределению затрат на наукоёмкие технологии, что позволит заинтересовать научных работников в результатах проводимых исследований и привлечь инвестиции не только государственных, но и частных структур к финансированию фундаментальной науки.

Экономическая заинтересованность в производстве нанообъектов может решаться созданием венчурных предприятий при промышленных и научно-технических центрах. Новые методы оценки экономической эффективности будут учитывать стратегическое значение нанопродукции, уникальность оборудования и технологии, а также уровень специалистов, занятых в научных разработках и производстве.

 

Литература
1. Программа координации работ в области нанотехнологий и наноматериалов в Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства РФ от 25.08.06 № 1188-р.
2. Рейтинг инвестиционной привлекательности // Эксперт. — 2005. — № 44.
3. Шевченко И.В. Роль инвестиций в реализации стратегии экономического роста //Финансы и кредит. — 2006. — № 32. — С. 32.
4. Кобаяси Н. Введение в нанотехнологию. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».