Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2008 год | Статьи из номера N6 / 2008

Конкурентоспособность компаний транспорта на рынке перевозок грузов предприятий черной металлургии

Дунаев О.Н.,
д-р экон. наук,
профессор Финансовой академии
 при Правительстве РФ

Дзигунов А.П.,
руководитель проектов
консалтинговой группы
«Активные формы»,
г. Екатеринбург

В конце 1990-х гг. металлургические предприятия, стремясь достичь относительной технологической независимости грузоперевозок, создавали аффилированые перевозочные компании. Транспортные компании металлургических предприятий взяли на себя функцию организации перевозок, начали формировать свой парк вагонов и перевозить часть грузов собственным транспортом. В результате сегодня большая часть перевозок в черной металлургии организуется через независимые или аффилированные с металлургическими предприятиями транспортные компании. Эти операторы бурно растут и активно покупают подвижной состав. Доля их перевозок металлургических грузов достигает 30% российского. Такие компании ориентированы на потребности материнских структур и избавлены от необходимости поиска  новых клиентов. Объём их бизнеса напрямую связан с масштабом деятельности материнской компании. Дополнительным их конкурентным преимуществом является доступность финансовых ресурсов для покупки подвижного состава, помощь материнской компании как гаранта в лизинговых операциях. Типичными примерами таких компаний являются «Северстальтранс», «ММК-Транс», «Мечел-транс», «Евразтранс» (Евразхолдинг), «Независимая транспортная компания» (НЛМК).

С 2007 г. начался новый этап развития рынка перевозок металлургических грузов. Главным событием на рынке грузовых перевозок в этот период стало создание на базе ОАО «РЖД» собственной перевозочной компании. На рынке перевозок грузов металлургической промышленности ожидается рост конкуренции между частными операторами и перевозочными компаниями ОАО «РЖД».

Для оценки конкурентоспособности транспортных компаний при взаимодействии с  предприятиями металлургической промышленности проведена классификация и экспертная оценка важности факторов и показателей конкурентоспособности транспортных компаний.

В результате выделено 2 группы факторов конкурентоспособности: внутренние и специфические факторы. Для каждой группы определены ключевые факторы, по каждому из которых собраны и оценены наиболее важные показатели. Классификация и направленность влияния факторов показана на рис. 1.

Внутренние факторы конкурентоспособности транспортной компании характеризуют текущее состояние системы управления транспортной компании и позволяют выявить в ней «узкие места». Специфические факторы конкурентоспособности транспортной компании при взаимодействии с металлургическим предприятием характеризуют возможности сотрудничества перевозчика с металлургом.

Методом Делфи(1) выявлены веса каждого фактора и показателей соответствующего фактора.

(1) В качестве ключевых компетенций при выборе экспертов были выделены: опыт работы в сфере транспорта или логистики; опыт работы с металлургическими предприятиями; опыт в области стратегического развития и построения систем сбалансированных показателей деятельности предприятия.

На основе выделенных факторов конкурентоспособности разработана методика оценки конкурентоспособности транспортных компаний и эффективности их взаимодействия с промышленными предприятиями на рынке перевозок металлургических грузов, которая включает 5 этапов (рис. 2).

Оценка специфических факторов конкурентоспособности ведущих транспортных компаний на рынке перевозок металлургических грузов показывает (табл. 3), что наиболее высокий общий потенциал взаимодействия транспортной компании с промышленным предприятием на рынке металлургических грузов имеет компания Группа компаний «Северстальтранс», от нее незначительно отстает ООО «Независимая транспортная компания». Наихудший потенциал взаимодействия имеет ООО «МечелТранс». Это связано с меньшим объёмом бизнеса у собственника — ОАО «Мечел».

Наиболее высокую оценку эффективности взаимодействия транспортной компании с промышленным предприятием на рынке металлургических грузов имеют группа компаний «Северстальтранс» и компания «Мечел-Транс». Высокая оценка компании«Мечел-Транс» обусловлена относительно небольшим по сравнению с конкурентами потенциалом взаимодействия с металлургическим предприятием. ООО «Евразтранс» и ООО «Независимая транспортная компания» ещё не реализовали потенциал взаимодействия с собственником.

В табл. 5 для каждого уровня эффективности взаимодействия выделены приоритетные направления стратегического развития соответствующих компаний.

Рассмотренная выше методика может использоваться при оценке конкурентоспособности и эффективности взаимодействия транспортных компаний с аффилированным промышленным предприятием на рынках иных грузоперевозок (нефтяные грузы, химические и минеральные удобрения, строительные грузы).

Литература
1. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник. — М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000.
2. Дунаев О.Н., Кулакова Т.В. Стратегия развития транспорта при участии России в ВТО // Логинфо. — 2005. — № 12. — С. 4–12.
3. Дунаев О.Н., Кулакова Т.В. Стратегия развития транспорта при участии России в ВТО // Логинфо. — 2006. — № 1. — С. 8–14.
4. Богданова Т.В., Персианов В.А. Ключевые вопросы транспортной стратегии Российской Федерации // Транспортная стратегия России: Сб. док. научно-практич. конф. — Новосибирск: Минтранс России, МПС России, СО РАН, Администрация Новосибирской области, 2003. — С. 299–308.
5. Портер М. Конкуренция: Учебное пособие: Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2000.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».