Чернова М.В.,
к. э. н., доцент Ярославского
государственного
университета
им. П.Г. Демидова,
asdf-m@yandex.ru
В хозяйственной деятельности неизбежно столкновение с банкротством контрагентов, что оказывает негативное влияние на работу фирмы. В этом случае руководителю необходимо владеть специальными знаниями, чтобы предотвратить причинение ущерба из-за неправомерных действий при банкротстве со стороны должника или арбитражного управляющего. В статье изложены некоторые признаки, характеризующие недобросовестные действия при банкротстве, а также ряд способов затемнения информации о финансовом состоянии должника в ходе ликвидационных процедур. Такие сведения полезны руководителю любого уровня, взаимодействующему с дебиторами и другими контрагентами.
Организацию при банкротстве характеризуют особые экономические показатели: конкурсная масса(1), внеочередные расходы, установленные требования кредиторов, ликвидационный остаток. Фирма находится в условиях, когда обычная финансово-хозяйственная деятельность прекращается, распродаётся имущество и проводятся выплаты кредиторам. В настоящее время данные о финансовых показателях конкурсного производства являются закрытыми. Они накапливаются в арбитражных судах и не подвергаются исследованию и оценке со стороны экономистов.
Информация о финансовом состоянии фирмы-банкрота содержится в специальных отчётах и сведениях, формируемых в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Законом о банкротстве (табл. 1). Проблемой при использовании указанных источников является отсутствие регламентации составления некоторых из них на уровне нормативных актов.
Отчёты разных организаций-банкротов могут быть несопоставимы по составу показателей, вариантам их оценки, степени детализации данных, форме представления информации. Важно знать: рыночная, ликвидационная или учётная стоимость имущества отражается в промежуточном ликвидационном балансе. Необходимо обратить внимание на вариант систематизации сведений о внеочередных расходах: по временным периодам (месяц, квартал) или по видам расходов (оплата труда, аренда).
Лицами, заинтересованными в затемнении информации при банкротстве, могут быть руководство должника(2), арбитражный управляющий, кредиторы.
(1) Конкурсная масса – имущество должника, имеющееся на момент банкротства и выявленное в ходе конкурсного производства.
(2) Должник – это организация, признанная банкротом.
Руководство должника может способствовать фальсификации финансовых показателей для инициации банкротства фирмы. Такая ситуация характерна для государственных предприятий или при конфликте менеджмента и собственников бизнеса. Целью является приобретение активов фирмы менеджментом в процедурах банкротства. Для обеспечения фиктивного банкротства следует создать ситуацию формального отсутствия денежных средств для проведения выплат кредиторам в течение нескольких месяцев.
Признаками таких действий являются следующие обстоятельства:
- вывод денежных средств в некачественные ценные бумаги (заведомо неликвидные или несуществующих эмитентов);
- предоставление беспроцентных займов дружественным фирмам;
- направление денежных средств в уставные капиталы дружественных организаций или фирм-однодневок (рис. 1);
- привлечение кредитных и заёмных средств под завышенный процент у дружественных банков (организаций) (рис. 2);
- начисление штрафных процентов за просрочку погашения кредитных обязательств по ставкам выше принятых в деловом обороте;
- формирование задолженности, обеспеченной залогом имущества, для помещения кредитора в привилегированную очередь (рис. 2);
- приобретение имущества у дружественной фирмы по завышенным ценам;
- перечисление необоснованной предоплаты поставщику под бестоварную операцию на основе договорённости с ним (рис. 1);
- ведение расчётов с покупателями через банковские счета третьих лиц;
- покупка сырья по завышенным ценам у фирм-однодневок или с использованием системы «откатов» (выявляется проверкой цен других поставщиков, анализа динамики цен на сырьё за период);
- продажа продукции по заниженным ценам с использованием фирм-посредников, где накапливается прибыль (выявляется анализом цен конкурентов, цен в разрезе покупателей);
- неправильная инвестиционная политика (приобретение дорогостоящего оборудования без предварительной разработки бизнес-плана по его использованию, приобретение лишних единиц оборудования).
На рис. 1 представлен вариант вывода денежных средств с использованием неликвидных ценных бумаг.
Арбитражный управляющий, как правило, заинтересован в получении наибольшего вознаграждения. Для того чтобы максимизировать свой доход, он может использовать следующие нечестные способы:
- завышение размера конкурсной массы путём искажения информации о её стоимости, в случае если вознаграждение выплачивается в процентах от конкурсной массы;
- затягивание сроков конкурсного производства, если вознаграждение выплачивается на повременной основе;
- занижение стоимости продаваемого имущества в договорной и бухгалтерской документации; при этом часть оплаты за него передается «в конверте».
Во всех трёх случаях ущерб несут кредиторы, так как меньше средств будет направлено на выплату долгов по реестру. Свидетельствовать о возможности мошенничества со стороны арбитражного управляющего могут такие обстоятельства, как:
- заинтересованность арбитражного управляющего в приобретении активов организации-банкрота для осуществления собственного бизнеса;
- ведение арбитражным управляющим нескольких процедур банкротства, объединённых одним крупным кредитором;
- несоответствие опыта работы управляющего и числа успешно завершенных процедур банкротства масштабам деятельности ликвидируемого должника;
- тенденция замены сотрудников должника (особенно занятых в сфере экономики и финансов) и найма сотрудников с недостаточным опытом и знаниями;
- ограничение объёма информации, предоставляемой в отчётах или по запросам кредиторов.
Кредиторы заинтересованы в контроле над процедурами банкротства, в приобретении активов предприятия-банкрота на выгодных условиях, в погашении долгов.
К обстоятельствам, свидетельствующим о возможности неправомерных действий со стороны кредиторов, можно отнести следующие:
- в составе кредиторов один или группа взаимосвязанных кредиторов занимают доминирующее положение;
- величина задолженности пред кредитором существенно возросла в течение незначительного периода времени, предшествующего банкротству;
- конфликты или разногласия по поводу лица, ведущего реестр требований кредиторов (независимый реестродержатель или арбитражный управляющий).
Рассмотрим основные аналитические показатели, которые позволяют подтвердить или опровергнуть указанные выше признаки сокрытия финансовой информации при банкротстве. Приведённые ниже фактические данные получены в ходе анализа финансовых показателей конкурсного производства по 20 предприятиям Ярославской области. Наиболее интересные результаты представлены в табл. 2.
При анализе конкурсной массы определяется размер планируемых к получению средств, сроки продажи, возможность покрытия расходов на проведение конкурсного производства и перспективы расчётов с кредиторами. Понятие «качество конкурсной массы» характеризует возможность получения средств от продажи имущества должника и взыскания его дебиторской задолженности (табл. 2). Значение коэффициента качества конкурсной массы для предприятий строительства находится в диапазоне от 2 до 14%. Это означает, что потеря стоимости активов при банкротстве составляет от 98 до 86%. Столь значительная уценка связана не только со снижением стоимости из-за ускоренной продажи имущества, порчи или хищения, но и с применением исторической стоимости в отечественном бухгалтерском учёте, которая не отражает рыночной цены активов. В организациях оптовой торговли значение коэффициента качества конкурсной массы выше – до 45,8%. Это связано с тем, что в торговых фирмах активы представлены запасами и дебиторской задолженностью, которые более ликвидны.
При анализе состава и структуры установленных требований кредиторов важно определить удельный вес задолженности каждого кредитора в сумме требований, учитываемых при голосовании на собраниях кредиторов. Это необходимо для выявления признаков умышленного банкротства, а также для оценки факторов, повлиявших на эффективность конкурсного производства. В составе третьей очереди интересным является распределение долгов между конкурсными кредиторами и уполномоченными органами (табл. 2). Транспортные фирмы имеют незначительные долги конкурсным кредиторам. Это связано с тем, что при неплатежах поставщики ГСМ прекращают отгрузку или изначально работают на условиях предоплаты. Значит, не платить при недостатке денег можно лишь бюджету до тех пор, пока налоговые органы не инициируют банкротство. Поэтому около 80–90% обязательств этих организаций приходится на фискальные органы. В ЗАО «Жилище» преобладает задолженность по хозяйственным договорам – 67,7%. Однако, это не означает, что организация была добросовестным налогоплательщиком. ЗАО «Жилище» является фирмой, созданной для накопления затрат и налоговых отчислений. В то же время выручка по основной деятельности оседала в другой компании «Х». Значительная часть реальных активов, используемых для ведения деятельности, так же принадлежала компании «Х». Таким образом, выручка и активы принадлежали компании «Х», а затраты, долги поставщикам и налоги – ЗАО «Жилище». В результате ЗАО «Жилище» не располагало имуществом для обеспечения полного погашения долгов даже второй очереди (табл. 2).
На рис. 2 показана модель формирования задолженности перед банком (третья очередь) в ОАО «Комбинат молочных продуктов». Долги ОАО «КМП» на 73,5% представлены конкурсными кредиторами. При этом 54,3% требований принадлежат одному кредитору (банку), задолженность которого обеспечена залогом и является привилегированной.
Такая ситуация, когда более половины обязательств принадлежат одному кредитору, позволяет ему определять все действия конкурсного управляющего в отношении должника. Кредитование ОАО «КМП» в таких значительных суммах для банка явно рискованно. Конкурсная масса покрывает установленные требования лишь на 27,6%. В этой ситуации очевидны признаки фиктивного банкротства с участием менеджмента завода и банка.
О наличии признаков умышленного банкротства в ОАО «КМП» свидетельствует и отсутствие задолженности кредиторам первой и второй очереди, которая была погашена в преддверие банкротства, для того чтобы избежать социальной напряжённости. Таким образом, банк приобрёл завод через аффилированные структуры с использованием процедуры банкротства, так и не заплатив реальной стоимости имущественного комплекса, которая была бы направлена на расчёты с другими кредиторами третьей очереди.
В ОАО «Петранс», где задолженность второй очереди погашена на 84,9%, причины неполного удовлетворения требований иного рода. В ходе конкурсного производства были неправомерно списаны с расчётного счета по инкассовым поручениями средства в уплату текущих налоговых платежей в сумме 1214 тыс. руб., которые должны были быть направлены на расчёты с кредиторами. В этом случае были бы покрыты полностью задолженность второй и частично третьей очереди. Попытка оспорить списание этих средств в судебном порядке была безуспешной в связи с недостаточной квалификацией юристов, представлявших дело.
При оценке результатов работы конкурсного управляющего кредиторы сопоставляют сумму средств, направленных на выплату долгов и израсходованных на введение конкурсного производства(1). Кредиторы изучают состав и структуру внеочередных расходов, оценивая их необходимость. Значительный удельный вес в расходах составляет вознаграждение конкурсного управляющего. Вместе с расходами на оплату труда работников эти суммы составляют более половины расходов на большей части предприятий.
(1) Расходы, связанные с проведением конкурсного производства, обязанность по оплате которых возникла после признания организации банкротом, покрываются за счет конкурсной массы вне очереди.
Вознаграждение конкурсного управляющего, как правило, составляет от 4 до 30% конкурсной массы. В организациях, где низка доля вознаграждения управляющего в расходах, имеют место значительные расходы на оплату труда персонала. В таких случаях выплата заработной платы команде управляющего производилась за счёт средств должника. В организациях, где высока доля вознаграждения, незначительны расходы на оплату труда. Можно предположить, что управляющий оплачивал труд своих помощников как индивидуальный предприниматель за счёт собственных средств. Поэтому в ходе анализа считаю целесообразным рассматривать данные расходы как единую статью – вознаграждения физическим лицам. Тогда структура расходов по всем предприятиям-банкротам схожа: около 25–30% составляют вознаграждения физических лиц, 70–75% – материальные расходы и услуги.
Анализ внеочередных расходов в динамике, как правило, не проводится, поскольку срок конкурсного производства не должен превышать одного года. На практике имеют место случаи затягивания ликвидационных процедур. В таком случае можно исследовать динамику внеочередных расходов за несколько лет, определить темпы роста, структурные сдвиги. Необходимо сопоставить изменения в величине расходов с изменениями в денежных поступлениях от продажи конкурсной массы.
Результаты конкурсного производства могут быть оценены с помощью двух основных показателей: эффективности конкурсного производства и стоимости конкурсного производства (табл. 2). По данным табл. 2 видно, что чем больше величина конкурсной массы, тем выше коэффициент эффективности конкурсного производства. Эта зависимость обусловлена следующим. Связь суммы расходов на проведение ликвидационных процедур и размера предприятия не прямо пропорциональна. В небольших фирмах все средства, полученные от продажи конкурсной массы, направляются на покрытие внеочередных расходов. Для совсем маленьких организаций или отсутствующих должников их даже не хватает. Коэффициент стоимости конкурсного производства в этом случае больше единицы. На практике часть внеочередных расходов остаётся неоплаченной либо покрывается за счёт личных средств арбитражного управляющего. Чем больше имущества у предприятия-банкрота, тем выше расходы на его содержание и продажу. Но и средств от реализации поступает достаточно не только для покрытия расходов, но и для проведения выплат кредиторам. Низкая эффективность конкурсного производства бывает обусловлена высокими внеочередными расходами. Иногда это происходит по объективным причинам, например, наличие затрат по содержанию объектов жилищно-коммунального хозяйства до передачи их на баланс местных органов власти. В ОАО «КМП» значение показателя эффективности конкурсного производства составило 89,88%, что является очень высоким результатом. Это означает, что фактически 90% средств от продажи имущества направлено на расчёты с кредиторами. Все эти деньги были получены банком, который осуществил покупку завода через взаимосвязанные компании (рис. 2).
Представленная методика анализа финансовых показателей в конкурсном производстве позволяет провести комплексное исследование проведения ликвидация предприятия при банкротстве. Анализ практики банкротств двух десятков предприятий позволил выявить модели совершения недобросовестных действий при банкротстве.
Литература
1. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Серия: Законы Российской Федерации. – М.: Омега-Л, 2009.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. – М.: Проспект, 2009. |