Алиев Ш.Т.,
к. э. н., докторант
Азербайджанского
Государственного
экономического университета,
директор Сумгаитского Центра
Труда и Занятости,
shafaaliyev@rambler.ru
Мир находится на пороге одного из худших экономических кризисов, который окажет влияние практически на всё пространство мирохозяйственной системы(1) и повлечёт за собой существенный спад экономики во многих странах мира. Исходя из этих соображений необходимо обратить внимание на правильность проводимых экономических политик стран с переходной экономикой и обеспечить необходимую её корректировку. Естественно, при этом особое значение имеет определение стратегических направлений развития реальных секторов экономики и укрепление валютно-банковской системы, создание благоприятного климата для долгосрочных инвестиций и совершенствование структуры внешнеторгового оборота с обеспечением его диверсификации, реализации потенциала доминантных преимуществ страны, включение всех звеньев национальной экономики в международное разделение труда и мирохозяйственные связи.
Более того, поскольку бoльшая часть стран мира с переходной экономикой, в том числе страны СНГ, относительно недавно открыли границы и стали участниками интеграционных процессов, они острее воспринимают воздействие факторов глобализации, а конкурентоспособность их ниже «старых стран золотого миллиарда». Страны СНГ принимали поэтому особые усилия, чтобы занять достойную позицию в глобальной экономике, извлечь пользу от открытости. Одним из инструментов реформирования экономики стали особые экономические зоны (ОЭЗ). Они создавались для усиления внешнеторговой деятельности хозяйственных субъектов, развития предпринимательства, решения социально-экономических проблем отдельных регионов и секторов экономики, внедрения современных функций менеджмента и элементов инновационной экономики.
В СССР в 1990 г. была создана свободная экономическая зона (СЭЗ) «Находка», в ней применили ряд налоговых и таможенных льгот. В 1991–1992 гг. в России организовали 11 СЭЗ. Эти зоны в отдельных случаях охватили целые области (Калининградскую, например).
(1) Мы полагаем, что более миллиарда человек – жители живущих натуральным обменом регионов (например, крестьяне бассейна Индийского океана) – могут о кризисе даже не узнать. – Примеч. Ред.
Однако с уменьшением налоговых и таможенных льгот в 1993 г. интерес к созданию СЭЗ снизился, инвесторы постепенно стали уходить из них. Эта ситуация объясняется следующим:
- отсутствием единой концепции правительства страны по свободным экономическим зонам;
- слабое изучение мировой практики по организации и созданию подобных зон;
- нетерпеливое отношение федеральных контролирующих органов к так называемым налоговым и таможенным «пещерам» и их несбыточное желание покончить с ними сразу и навсегда.
По мнению академика Е.Ф. Авдокушина, механизм СЭЗ мог бы стать основной частью стратегии национального развития страны, как это произошло в КНР [1]. СЭЗ в России при использовании их государством как механизма селективной либерализации инвестиционного климата должны концентрировать экспортно ориентированное и импортозаменяющее производство, представлять собой «ловушки» для иностранных инвестиций, стимулируя внешнеэкономические связи. Они также должны стимулировать сосредоточение технико-технологических инноваций, способствовать освоению современного рыночного механизма хозяйствования [2].
В период бурных дискуссий о целесообразности создания СЭЗ на пространствах распавшегося СССР выработалось мнение, что создание свободных (специальных) зон должно быть активно использовано для решения не только внешнеэкономических, но и, прежде всего, общехозяйственных задач стран (регионов), способствовать насыщению внутренних рынков современными видами промышленной продукции и применению прогрессивных методов хозяйствования, дабы затем их использовать в развитии национальных (региональных) экономик.
Анализ деятельности СЭЗ зон в России наводит на мысли, что этот эксперимент провалился из-за практического неисполнения законодательных преференций, вольных и непоследовательных трактовок закона, правоприменения. Заметны отсутствие конструктивной концептуальной основы и достаточной правовой базы, жёсткая политизованность регулирования экономических процессов.
В начале XXI в. изменилась государственная политика по отношению к проблемам процесса создания ОЭЗ и их функционирования. Для успешной реализации накопленного мирового опыта в этих сферах в 2005 г. был принят Федеральный закон Российской Федерации «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. № 116-Ф3 и ряд федеральных законов, регулирующих образование и деятельность ОЭЗ в России. Учитываются ошибки, допущенные при создании и функционировании особых экономических зон в 1990–2000 гг. В России разработаны три стратегии по строительству и созданию ОЭЗ: короткая, среднесрочная и долгосрочная, которые охватывают ближайшие 5 лет. Совершенствована и в основном сформирована нормативная база, необходимая для создания и функционирования ОЭЗ. Она включает более полусотни нормативных правовых актов.
В настоящее время в России создано 13 ОЭЗ трёх типов: 2 ОЭЗ промышленно-производственного типа в Липецкой области и Республике Татарстан; 4 ОЭЗ технико-внедренческого типа – в г. Москве, Московской области, г. Санкт-Петербурге и г. Томске, 7 туристско-рекреационных особых экономических зон в Алтайском, Краснодарском, Калининградской и Иркутской областях, в Республике Алтай и Республике Бурятия [3]. Ведутся работы по созданию четвёртого типа ОЭЗ – портового. Намечается создание портовых ОЭЗ в городах Красноярске и Ульяновске (аэропортовых ОЭЗ) и на территории порта Советская Гавань (морская портовая ОЭЗ).
В Украине в 1992 г. был принят Закон «Об общих началах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон». Для детального представления характеристики всех аспектов СЭЗ в 1994 г. издано постановление правительства Республики Украины «О концепции создания специальных (свободных) экономических зон на Украине». Суть её в том, что в этих зонах создаются благоприятные таможенные условия, льготные режимы таможенного налогообложения, систем кредитования и страхования, отдельных видов платежей, формируется система государственного инвестирования. Несмотря на законодательную активность и определённость правительственной политики в этой сфере, до 1998 г. существовала лишь одна СЭЗ «Сиваш» в северной части Крыма. В 1998–2000 гг. были созданы СЭЗ «Славутич», «Закарпатье», «Донецк», «Азов», «Курортополис Трускавец», «Яворов», «Интерпорт Ковель», «Порт Крым» (Керчь), «Николаев», «Портофранко» (Одесса) и «Рени». К этим СЭЗ проявили интерес инвесторы из США, Великобритании, Австрии, Польши. Кроме того, правительство Украины в перспективе намерено усилить работы по созданию специальных зон на острове Змеиный. Предполагается, что создание на острове СЭЗ усилит привлечение инвестиций и эффективное использование его природных ресурсов (месторождений углеводородов шельфа), охраны, исследования и сохранения достопримечательностей и объектов культурного наследия, развития инфраструктуры, активизации хозяйственной деятельности на основе инновационной экономики [4].
В Белоруссии для реализации принципов открытой экономики, либерализации и активизации внешней торговли в 1996 г. был издан указ президента Лукашенко «О свободных экономических зонах на территории Республики Беларусь». В 1997 г. вышло постановление правительства «О концепции организации свободных (специальных) экономических зон на территории Республики Беларусь». В 1998 г. был принят Закон Республики Беларусь «О свободных экономических зонах».
Каждая из белорусских СЭЗ имеет особую направленность. Так, Брестская СЭЗ создана для развития малого и среднего бизнеса. Минская СЭЗ, более обеспеченная инфраструктурой, направлена на развитие экспортно ориентированных производств, основанных на новых технологиях. Гомельская СЭЗ, образованная на базе НПО «Ратон», отличается привлечением инвестиций в инновационную сферу, в наукоёмкие и высокотехнологичные отрасли. СЭЗ «Могилёв» создана для привлечения национальных и иностранных инвестиций в развитие экспортно ориентированной продукции и эффективного использования имеющихся производственных мощностей, внедрения передового управленческого опыта, отработки механизмов создания благоприятного инвестиционного климата для структурной перестройки реальных секторов экономик.
Несмотря на то, что руководство Белоруссии сообщало о возможности ликвидации СЭЗ, «если эти зоны не смогут решить поставленные перед ними важные государственные задачи», белорусские СЭЗ выступают одним из положительных факторов при оценке инвестиционной привлекательности страны, и этот фактор повышает рейтинг Республики Беларусь среди иностранных инвесторов [5].
В Казахстане СЭЗ создаются для ускоренного развития регионов, для активизации вхождения экономики страны в систему мировых хозяйственных связей, для развития разных отраслей экономики на основе новых технологий, создания высокоэффективных экспортно ориентированных производств и решения социальных проблем отдельных отраслей, регионов. Например, в ходе реализации крупного проекта «Астана – новый город» удалось создать благоприятный инвестиционный климат в строительных работах жилых комплексов и объектов социально-бытовой инфраструктуры [6].
В Узбекистане в 1996 г. принят Закон о свободных экономических зонах. Однако проекты по созданию СЭЗ либо отвергнуты, либо отложены. Несмотря на то, что в правительственных кругах идея создания СЭЗ рассматривалась как одна из перспективных мер реформирования республиканской экономики, СЭЗ пока не смогли вписаться в проводимые экономические реформы.
В Киргизии в 1993 г. после принятия Закона «О свободных экономических зонах» для привлечения иностранных инвестиций созданы 4 СЭЗ. На их территории построены промышленные предприятия (завод по производству заготовок пластиковых бутылок, фабрика по расфасовке чайного листа, производству йодированной пищевой соли, пошиву швейных изделий, завод по производству растительного масла). Там же собирают компьютеры, мебель, пластиковые окна и двери. На территории СЭЗ «Бишкек» «организованы удобства, которые сделали СЭЗ привлекательными для инвесторов многих стран мира» [7].
В Молдавии свободные зоны стали создавать с 1995 г. Ориентировались в Молдавии на опыт китайских свободных зон. Однако в последние времена заявляют, что «в Молдове для эффективного использования госимущества и развития существующего промышленного, производственного потенциала будут создаваться промышленные парки. Разработка этого проекта обусловлена важностью продолжения структурных реформ и улучшением структуры молдавской экономики на основе «инновационной экономики»» [8].
В Грузии в 2007 г. после долгих лет бурных обсуждений в атмосфере розни взглядов правительственных кругов всё же был принят Закон «О свободных экономических зонах». Согласно закону земельные участки, которые расположены на территории СЭЗ, будут сдаваться владельцами в аренду сроком в 49 лет. В соответствии с законопроектом свободные, торговые и индустриальные зоны могут быть созданы на территориях, превышающих 10 га.
В Республике Таджикистан Закон «О свободных экономических зонах» принят в 2004 г. Законом предусмотрен особый таможенный режим и налоговые льготы. Цель создания СЭЗ в республике – вовлечение экономики страны в мировое экономическое сообщество, привлечение крупного капитала, новых технологий, повышение занятости и уровня жизни населения страны.
В Туркменистане приоритетом развития внешнеэкономической деятельности является привлечение иностранного капитала. Среди важнейших направлений в этой сфере числят создание СЭЗ. Реализуется создание СЭЗ в прикаспийском городе Туркменбаши, специализация – развитие туризма.
В Азербайджане пока нет закона по созданию особых или свободных экономических зон. Однако в парламенте страны рассматривается закон «О создании особых экономических зон» в свете указа президента страны «О создании в Азербайджанской Республике особых экономических зон» (№ 538 от 6 марта 2007 г.). Предполагается, что после принятия соответствующего закона в Азербайджане будет реализовано создание особых экономических зон. Там будут внедрены современные элементы менеджмента, инноваций. Эти зоны усилят экономику Азербайджана и интегрируют её в мирохозяйственную систему [9].
Литература
1. Aвдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. – М., 1999.
2. Материалы сайта www.enbv.narod.ru (Библиотека Воеводина).
3. Материалы сайта www.rosez.ru (Российские особые экономические зоны).
4. Материалы сайта www.rian.ru (РИА «Новости»).
5. Друзик Я.С. Свободные экономические зоны в системе мирового хозяйства. – Мн.: ФУА-информ, 2000.
6. Материалы сайта www.belta.by (Белорусское телеграфное агентство).
7. Алиев Ш.Т. Перспективы развития и проблемы организации свободных экономических зон. – Баку: Наука, 2008. |