Журавков И.А.,
преподаватель Орловской
региональной академии
государственной службы,
филиал в г. Брянске
Отличительной чертой последней четверти XX в. Стал глобальный характер безопасности, под которой в нашей стране понимается «состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз» [1]. Глобализация экономических отношений, проявляющаяся в усилении взаимодействия и взаимозависимости национальных экономик и их объектов и субъектов хозяйствования от внешних и внутренних факторов, усилила проблему обеспечения национальной безопасности.
Одной из главных составляющих национальной безопасности является экономическая безопасность, определяющая военную, технологическую, экологическую, социальную, информационную, продовольственную и другие виды безопасности. В официальных государственных документах [2; 3] определение этого понятия отсутствует.
Однако если исходить из приведённого выше определения безопасности как теоретической основы всех составляющих этой научной категории, то становится очевидным, что экономическая безопасность представляет собой защищённость жизненно важных интересов личности, общества и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз [4, с. 11].
И если объекты экономической безопасности определены как личность, общество и государство, то субъектами экономической безопасности, то есть теми, кто защищает интересы упомянутых объектов в экономической сфере, являются государство в лице уполномоченных на то государственных институтов, органы местного само управления, общественные организации и граждане.
Основным субъектом обеспечения экономической безопасности, конечно же, является государство, так как только оно обладает возможностями управления органами законодательной, исполнительной и судебной власти для эффективной защиты не только собственных экономических интересов, но и экономической безопасности всего создавшего его общества и отдельных граждан.
Негосударственные субъекты экономической безопасности не в состоянии самостоятельно выстраивать комплексную систему защиты национальных экономических интересов, поэтому их роль в обеспечении экономической безопасности второстепенна.
Современная Россия является частью мирового экономического пространства и не должна оставаться в стороне от разворачивающихся в нём интеграционных процессов. Очевидно, что российская экономика может эффективно развиваться лишь при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг. Задача заключается в том, чтобы занять на этом рынке место, соответствующее российским национальным интересам [5, с. 24–31]. Одним из ключевых условий решения данной задачи является обеспечение экономической безопасности внутри страны, на региональном уровне.
Рассмотрение регионального уровня в проблеме экономической безопасности следует начать с уточнения понятия «регион», поскольку однозначной трактовки этого термина нет. В современной отечественной экономической литературе чаще всего под регионами России понимают: экономические районы, межрегиональные ассоциации субъектов Российской Федерации и субъекты Российской Федерации. В данном исследовании под регионами будут пониматься именно субъекты России.
В условиях системного экономического кризиса российские регионы находятся в поле действия глобальных тенденций, разрывающих целостность экономического пространства нашей страны. Будучи неодинаково обеспеченными ресурсами, сырьём, интеллектуальным потенциалом, но исторически тесно связанными друг с другом в рамках территориального разделения труда, регионы стоят перед лицом необычайно серьёзных угроз и принципиально по-разному откликаются на вызовы мирового рынка.
Региональный монополизм в производстве важнейших видов продукции служит базовой опорой для усиления региональных тенденций. Монопольный рынок с высокой степенью устойчивости технологических и экономических связей характерен для электроснабжения, угле-, нефте- и газоснабжения при достаточно жёсткой привязке производителей к потребителям и ограниченности возможности конкурентных поставок.
Угрозой поляризованного развития и центробежных тенденций является экономический сепаратизм. Принципиальной особенностью становления российской модели федерализма является то, что период государственной реформы совпал с реформой экономической. Этим фактом объясняются и особые сложности современных межрегиональных экономических отношений. На всём пути формирования новой российской государственности общество сталкивалось с проявлениями сепаратизма. Региональный экономический сепаратизм является прямым путём к низкоэффективной экономике. Природа экономических явлений такова, что чем больше экономическое пространство, тем эффективней разделение труда и обмен его результатами, тем ниже сравнительные издержки производства и реализация продукции.
Необходимо выделить в качестве самостоятельной группу криминальных угроз экономической безопасности как России, так и её регионам. Она представляет собой совокупность угроз, исходящих от теневой экономики и экономической преступности. В данную группу можно включить угрозы, связанные с организованной преступностью, включая коррумпированность органов государственного и муниципального управления. Сюда же входят наиболее опасные виды преступности, связанные с финансовой деятельностью и инкорпорированием криминала в деятельность официальных финансовых институтов.
Угрозы региональным экономическим интересам усиливаются хищническим использованием ресурсов. Неотработанность правовых и экономических аспектов, касающихся разграничения сфер ведения и полномочий между федеральными и региональными уровнями управления в отношении прав собственности на природные ресурсы и их источники, даёт возможность бесконтрольного их использования. Сохраняется устойчивая и неблагоприятная тенденция усиления дифференциации в уровнях доходов населения по регионам России. Вызывает тревогу естественная убыль населения, особенно в центральных районах, а также в Сибири и на Дальнем Востоке.
К проблемным относятся «закрытые» города. Недоучёт территориального фактора при осуществлении конверсии военных производств приводит к невостребованности тысяч уникальных специалистов. Потенциальными центрами опасного уровня безработицы являются также многофункциональные малые или средние города, где подавляющая часть занятых сосредоточена на одном-двух предприятиях.
Трансформационные процессы конца 80-х – начала 90-х гг. ХХ в. резко изменили роль и место регионов в системе обеспечения безопасности. Ведущей тенденцией, определяющей необходимость регионального подхода к проблеме экономической безопасности, выступает регионализация.
Регионализация как феномен общественно-политической жизни России явилась следствием территориального развития России. На начальном этапе становления новой российской государственности движущей силой регионализации явственно обозначались национально-этнические, культурно-исторические и политические компоненты, а сегодня – экономические и управленческие. Основным проявлением регионализации в сфере управления народным хозяйством можно назвать экономическую децентрализацию – процесс разделения функций и полномочий между центральным и региональным уровнем руководства, позволяющий регионам реализовывать свои экономические потребности с помощью собственных возможностей.
Наличие же этих возможностей обусловлено совокупностью условий жизнедеятельности региона, среди которых определяющими являются следующие факторы:
- природно-климатические условия;
- ресурсно-сырьевой потенциал;
- структура и специализация хозяйства;
- стартовый и сегодняшний уровень социально-экономического развития;
- финансовая обеспеченность;
- социально-политические условия;
- степень компетенции и влиятельности руководства.
Экономическая децентрализация, являясь адекватным регионализации процессом в сфере экономических отношений, вызывает необходимость сочетания централизованного управления силами и средствами обеспечения экономической безопасности с децентрализованным путём передачи части полномочий в этой области региональным субъектам экономической безопасности.
Разумеется, что экономические интересы социальной или производственной группы людей проявляются не только на макроуровне. Люди создают и потребляют материальные блага в регионе, следовательно, экономические интересы личности и общества (включая предприятия) проявляются, прежде всего, во взаимодействии с интересами региона.
Максимальный эффект от усилий по обеспечению экономической безопасности государства возможен только в том случае, когда будет достигнут «баланс интересов» всех взаимодействующих субъектов хозяйствования.
В условиях ограниченности ресурсов выгоды, достигаемые в интересах одного субъекта хозяйствования и возникающие при этом потери другого субъекта, могут быть компенсированы путём возмещения нанесённого ущерба. В процессе взаимодействия региональных интересов создание компенсационных механизмов возлагается на государственные структуры как основной субъект региональной экономической политики.
Подобное состояние можно сравнить с «принципом компенсации» (критерий Калдора – Хикса), в соответствии с которым любые экономические изменения должны рассматриваться как повышающие эффективность только в том случае, если получатель выгоды может гипотетически компенсировать потери оставшихся в проигрыше и всё равно остаться в выигрыше [6, с. 50].
К сожалению, наше законодательство в области национальной безопасности, которое затрагивает практически все сферы общественных отношений, обходит своим вниманием проблемы, связанные с федеративным устройством государства. Региональные и местные аспекты обеспечения внутренней безопасности, не говоря о внешней, не нашли отражения в основных правовых актах и нормативных до кументах. Ситуация несколько изменилась с утверждением Стратегии национальной безопасности до 2020 г., где предпринимается попытка системного подхода к вопросам обеспечения безопасности на региональном уровне. В Стратегии предлагается «разработка и реализация комплекса оперативных и долговременных мер (концепции и стратегии) по предотвращению угроз национальной безопасности в федеральных округах». Проведение данных мер осуществляется «при координирующей роли Правительства Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти во взаимодействии с органами государственной власти субъектов Россий ской Федерации». Однако чёткие механизмы разработки, реализации и координации указанных действий отсутствуют.
В настоящее время основные мероприятия по обеспечению национальной безопасности в различных сферах проводятся в рамках президентских, федеральных, региональных и межгосударственных программ. Как правило, эти программы не имеют общей системной концептуальной основы, не согласовываются в едином центре.
До сих пор в стране нет механизмов государственного программного регулирования, которые обеспечивали бы использование системного подхода к решению и текущих, и перспективных задач развития регионов России с учётом особенностей обеспечения их безопасности, в первую очередь приграничных регионов.
Организационную основу управления экономической безопасностью региона составляют комитеты, советы, управления безопасности. В ряде регионов их нет. Сегодня во всех регионах только две важные сферы жизнедеятельности общества – природная и техногенная сферы и сфера общественного правопорядка – достаточно хорошо прикрыты с точки зрения защиты интересов людей в организационном и правовом отношениях [7, с. 233–234].
Существуют мнения, согласно которым региональная экономическая политика является основой управления экономической безопасностью регионов [8, с. 90–110]. Сторонники данного подхода предполагают защиту региональных экономических интересов посредством экономического развития. Только в этом случае, по их мнению, обеспечивается экономическая безопасность.
В обобщённом виде под региональной политикой понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизмы их реализации. К её основным целям относятся:
- обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в Российской Федерации, создание единого экономического пространства;
- обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией Российской Федерации, независимо от экономических возможностей регионов;
- выравнивание условий социально-экономического развития регионов;
- предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий её загрязнения, комплексная экологическая защита регионов;
- приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;
- максимальное использование природно-климатических особенностей регионов;
- становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.
Именно такое определение «региональной политики» и её целей даётся в Основных положениях региональной политики Российской Федерации, утверждённых Указом Президента РФ от 3 июля 1996 г. [9].
Объективная необходимость региональной политики связана с наличием территориальных диспропорций, сопровождающихся сохранением депрессивных регионов. Неравномерность экономического развития субъектов федерации нарушает сложившееся структурное равновесие, ведёт к диспропорциям и несовместимости между отдельными, привязанными к территории отраслями и сферами производства. В этих условиях региональная политика должна рационализировать территориальное размещение производительных сил, способствовать индустриализации экономически отсталых регионов и содействовать развитию на их территориях необходимой производственной и социальной инфраструктуры. При этом каких-либо действий по защите региональных экономических интересов от внешних или внутренних угроз, обеспечению экономической безопасности она не предполагает.
Практика показывает, что обеспечение экономической безопасности представляет непрерывный сложный процесс, как правило, требующий привлечения значительных сил и средств, объединения и упорядочения усилий всех сторон, заинтересованных в его успешном протекании. Очевидно, что при столь серьёзной обусловленности необходим системный подход к этому процессу. Все его составляющие следует рассматривать в неразрывном единстве и взаимодействии и вместе с тем каждую составляющую – как носителя своей, только ей присущей функции, от выполнения которой зависит не только надёжное обеспечение экономической безопасности, но и сама возможность её обеспечения [4].
Одной из таких функций является разработка концепции и стратегии экономической безопасности России, под которыми понимаются система официальных взглядов и, соответственно, совокупность методов и механизмов по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства в экономической сфере от угроз. Однако данные документы не могут учесть специфические особенности различных территорий нашей страны, значимость тех или иных региональных экономических интересов, а также точно определить угрозы межрегиональным экономическим интересам.
Сегодня Россия обладает 83 субъектами, каждый из которых желает самостоятельно реализовывать собственные региональные экономические интересы. Однако теория и практика свидетельствуют о том, что в специально сформированных региональных группах (например, экономических районах) реализация потенциала отдельно взятого региона существенно возрастает. В этом случае экономические интересы регионов выходят за пределы их территорий, однако управление и властные полномочия остаются в границах региона.
Отсюда возникает необходимость наличия концептуальных и практических взглядов на защиту экономических интересов межрегиональных экономических связей от угроз. На сегодняшний день выполнить эту задачу может только федеральный округ, возглавляемый полномочным представителем Президента РФ.
Схематично структуру обеспечения экономической безопасности России, основанную на нормативно-правовых документах, можно представить следующим образом (рис. 1).
Данная структура не является иерархией подчинённости указанных документов во главенстве с концепцией экономической безопасности России. Она лишь подчёркивает их взаимосвязь, основанную на единстве понятий и подходов, и взаимообусловленность, основанную на том, что концепция и стратегия экономической безопасности России обусловливают необходимость концепций экономической безопасности федеральных округов и стратегий экономической безопасности регионов, и наоборот.
Концепция экономической безопасности федерального округа может стать необходимым связующим звеном между федеральным центром и регионами в системе защиты национальных экономических интересов от угроз.
Наличие стратегии обеспечения экономической безопасности региона обусловлено прежде всего необходимостью реализации региональным руководством как субъекта федерации своих властных полномочий. В противном случае может (и формируется) мнение о том, что безопасность должна обеспечиваться исключительно государством в лице федерального центра. При этом, конечно же, должны сохраняться способы защиты региональных экономических интересов и при помощи федеральных возможностей.
Стратегия экономической безопасности региона может стать инструментом задействования региональных сил и средств для защиты собственных экономических интересов от угроз. При этом даже отсутствие полномочий по защите экономических интересов за пределами региона будет оправдано наличием собственной стратегии и целевыми установками защиты межрегиональных экономических интересов, заключенных в концепции экономической безопасности федерального округа.
Таким образом, сложившуюся на сегодняшний день систему обеспечения экономической безопасности логично было бы дополнить указанными нормативно-правовыми документами для более эффективного государственного управления в сфере защиты национальных экономических интересов от внешних и внутренних угроз.
Литература
1. Закон РФ «О безопасности» от 3 марта 1992 г., № 2446–1.
2. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г., № 608.
3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г., № 537.
4. Корнилов М.Я. Экономическая безопасность России. – М.: Изд-во РАГС, 2006.
5. Степашин С.В. Россия в глобальном мире перед вступлением в ВТО // Глобализация: Россия и ВТО. – М., 2005.
6. Булатов А.С. Экономика. – М.: Экономистъ, 2005.
7. Прохожев А.А. Общая теория национальной безопасности. – М.: Изд-во РАГС, 2005.
8. Бабанов В.Н., Печёнкина В.В., Цикорев Н.Н. Экономическая безопасность региона: Учебное пособие. – Орёл: Изд-во ОРАГС, 2001.
9. Основные положения региональной политики в Российской Федерации. Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 г., № 803. |