Фирсов М.В.,
д. э. н., профессор кафедры
экономического анализа и управления недвижимостью
Нижегородского государственного
архитектурно-строительного университета
(ННГАСУ)
По данным Росстата, реальный оборот розничной торговли за 9 месяцев 2009 г. снизился на 5%. Зато интернет-магазины чувствуют себя неплохо. По оценкам Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), за первое полугодие интернет-розница выросла на 70–80% по сравнению с январем–июнем 2008 г. Прирост оборота интернет-торговли за 2009 г. достигает 40% [1].
По оценкам аналитиков, доходность электронной торговли в 2009 г. выросла в стране на 50–60% при общем годовом обороте рынка свыше 100 млрд руб.
НАУЭТ отмечает, что самое большое влияние на объёмы рынка интернет-торговли оказывают розничные сети. Но пока выручка интернет-магазинов, не имеющих собственных стационарных торговых точек, гораздо меньше, чем у соответствующих подразделений оффлайновых операторов. В числе лидеров рынка выступают торговцы бытовой техникой «Техносила», «М.Видео», «Утконос», «Евросеть». По оценкам «Оборот.ru», интернет-продажи приносят сетям «Эльдорадо», «М.Видео», «Евросеть», «Связной», «Техносила» до 2% оборота. Посещаемость их сайтов до 100 тыс. человек в день, покупателем становится каждый сотый посетитель, а сумма среднего чека колеблется от 100 до 2000 руб.
По статистике [1], около 80% всех доходов электронной торговли приходится на несколько крупных российских интернет-магазинов и виртуальные филиалы торговых сетей. Малые и средние онлайн-магазины занимают соответственно 20% рынка. Как правило, они фокусируются на каком-то одном сегменте товара, например на оргтехнике или книгах.
Так же как и в реальной жизни, небольшие магазины не могут конкурировать с крупными игроками – не тот ассортимент, да и цены гипермаркеты за счет больших объёмов продаж могут предложить более выгодные. Однако узконишевые малые интернет-магазины, так же как и в реальной рознице, могут оказаться для некоторых покупателей более привлекательными.
Российский рынок интернет-магазинов пока ещё занимает довольно скромное место в розничной торговле, но темпы его столь велики, что некоторые эксперты видят в онлайне серьезную конкуренцию обычным гипермаркетам. Главным сдерживающим фактором развития интернет-торговли является недостаточное распространение электронных платежей.
По сведениям «Интегрума», на сегодня наличные остаются преимущественным способом оплаты покупок в интернет-магазинах: их доля примерно в четыре раза выше, чем платежей с помощью кредитных карт. Сроки доставки товара также оставляют желать лучшего.
В последнее время и продуктовые торговые сети начали осваивать Интернет (интернет-магазины имели «Рамстор» и «Седьмой континент»). На интернет-торговлю продуктами питания приходится только 10% от всех покупок в сети (рис. 1). Крупные игроки ждут, пока рынок достигнет критической массы в промтоварных интернет-магазинах.
Рынок интернет-торговли должен качественно поменяться. Думаю, развитие будет идти по двум направлениям. Первое – развитие интернет-продаж крупными торговыми сетями и супермаркетами (рис. 2). Продажи продуктов питания в Интернете догонят продажи непродовольственных товаров. В реальных супермаркетах резко пойдет на убыль поток покупателей. В основном это будут «зеваки», которые пришли посмотреть на товары и продукты, узнать цены. Но покупки они будут совершать позже, в сети, часто у конкурентов. Постепенно владельцы крупных сетей и супермаркетов будут отказываться от больших площадей, возможно, что и радикально. Квадратный метр торговой площади резко упадет в цене.
Под угрозой будут перспективы бизнеса по управлению коммерческой недвижимостью. Другое следствие интернетизации – радикальное сокращение занятости в торговой сфере, более масштабное, чем нынешнее (за счёт автоматизации торговых процессов и самообслуживания). Но произойдёт компенсаторное увеличение занятых в логистических операциях, в доставке продуктов и товаров. Логистический бизнес станет бурно развиваться. Центром торговли станут логистические компании (рис. 3), которые будут отнимать покупателей у торговых сетей и супермаркетов. Часть логистических компаний будет вести бизнес так же, как и торговые сети, только в Интернете.
Организуя товаропотоки и складское хозяйство, они будут вкладывать собственные средства в закупки и требовать больших скидок с производителей. Но объединения (союзы) производителей будут создавать собственные логистические компании. Крупные интернет-магазины могут подтянуть свою логистику до того же уровня.
Другая разновидность логистических компаний появится позже и будет выполнять только функции доставки, прибавляя к цене товара свой тариф за доставку транспортом, аренду склада производителем и доставку непосредственно покупателю. Появление таких компаний на рынке в перспективе позволит снизить конечные розничные цены, получить доступ на рынок мелким компаниям – производителям нишевых продуктов, работающим с небольшим контингентом целевых покупателей.
По какому бы направлению не развивался бизнес в Интернете, в любом случае нужны будут маленькие точки выдачи товаров и продуктов покупателям. Всегда будут люди, предпочитающие забрать продукты лично и не ждать их доставки к двери квартиры либо не желающие иметь лишние контакты у жилища. В этой области услуг появится шанс у «Почты России», хотя более вероятно, что её обойдут конкуренты (пункты выдачи по территории города частникам придётся создавать с нуля, но это не великие затраты для крупных и даже средних игроков – требования к помещениям пунктов выдачи заказа невысоки).
С развитием логистики величина складских запасов будет падать, ориентация на клиента усилится, будет преобладать работа «под заказ». Возрастёт роль CRM-технологий с обратной связью с клиентом. Логистический бизнес в России по новым технологиям с нуля быстро могли бы организовать крупные иностранные торгово-логистические компании, но им будут усиленно строить преграды, например таможенные(1). В пользу международных компаний типа «eBay» играет наличие у них огромной аудитории покупателей и поставщиков, бренд, возможности сравнивать цены на товары в разных странах мира, наличие обратной связи с клиентом, наличие у клиента возможности не только покупать, но и продавать. Но любая успешная интернет-компания обречена на провал в будущем при отсутствии физической основы бизнеса, то есть своей логистики.
(1) Такого рода проблемы (с таможней и «Почтой России») имеет известный международный аукцион «eBay».
Литература
1. Евпланов А. Реальные доходы виртуальных магазинов // Российская бизнесгазета. – 2010. – 16 февр. |