Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2011 год | Статьи из номера N1 / 2011

Особенности классификации корпоративных структур в автомобильной промышленности россии

Шилов А.С.,
аспирант кафедры
менеджмента и маркетинга
Всероссийской академии
Внешней торговли

Состояние экономики автомобильной отрасли в РФ относится к вопросам, которые имеют общенациональное значение. Она представлена предприятиями во всех сегментах автомобилестроения: производство легковых автомобилей (ЛА), легких коммерческих автомобилей (ЛКА), грузовых автомобилей (ГА) и автобусов (АВТ), прицепного состава (ПС), специальной и военной автомобильной техники (СА и ВА), автомобильных компонентов (АКМ) (двигателей, трансмиссий, ходовых частей, автотракторного электрооборудования и  автомобильной электроники), автомобильных материалов (АМТ), а также н аучно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями.

Сегодня потенциал отечественной автомобильной промышленности составляет 3600 предприятий и организаций, на долю которых приходится 1% ВВП страны, 8% производства обрабатывающей промышленности [29, с. 2; 26, с. 181, 208]. В структуре общего оборота отрасли 75% приходится на компании, занятые производством автомобилей; 21% – на компании по производству двигателей, запасных частей, инструмента и принадлежностей к автомобилям; 4% – на производителей прицепов, тюнингового и другого подобного оборудования [24, с. 53].

400 тыс. рабочих мест организовано в компаниях – производителях автомобилей и комплектующих, около 1 млн – в зависимых и дилерских компаниях. Это 0,6% от общего числа трудоспособного населения [26, с. 91, 240; 9]. Производство автомобильной техники осуществляется в тесной кооперации с предприятиями других отраслей промышленности. Благодаря мультипликативному эффекту автомобилестроение России обеспечивает в смежных отраслях дополнительную занятость 4,5 млн человек [3, с. 4]. Кроме того, в России на приобретение и эксплуатацию автомобилей ежегодно тратится 8% потребительского бюджета, примерно столько же, сколько на покупку мяса и мясных изделий, одежды с обувью или оплату услуг ЖКХ [26, с. 126–128].

По данным международной организации производителей автомобильной техники (OICA), объём мирового производства в 2009 г. сократился на 12,8% (67,7 млн штук) [21]. Доля же России составила всего лишь около 1,2% (7,2 млн шт.), что соответствует 19-му месту в мире, или 8-му в Европе [21]. По количеству ЛА на 1000 жителей РФ заняла в 2009 г. 7-е место в мире (231 шт.). Для сравнения: в Германии – 504 шт., в Польше – 438 шт., в Южной Корее – 268 шт. [1, с. 5].

Современное российское автомобилестроение – это сектор хозяйственной деятельности преимущественно крупных корпоративных структур. Каждый участник – сложное высокотехнологичное промышленное предприятие с индивидуальными особенностями, зависящими от специфики производимой продукции и занимаемого рыночного сегмента.

Корпоративный сектор автомобилестроения РФ малоизучен. На сегодняшний день лучше разработаны разделы, связанные с историей автомобиля и отдельных предприятий отрасли [23]. Однако исследования, освещающие структурный состав отрасли, не проведены.

Мы предлагаем рассматривать автомобильную промышленность России как многоуровневую взаимосвязанную систему конкурирующих и взаимодействующих корпоративных структур, каждая из которых может быть классифицирована по 12 ключевым признакам. На рис. 1 эти признаки представлены в виде трёх групп. Далее кратко охарактеризуем каждый из классификационных признаков.

Характер цели деятельности. Статья 50 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) разделяет организации на коммерческие и некоммерческие. Первые из них в качестве основной цели преследуют извлечение прибыли [2, с. 19]. Подавляющее большинство организаций в автомобилестроении России являются таковыми. Есть и некоммерческие – партнёрство «Объединение автопроизводителей России» (НП «ОАР), «Национальная ассоциация поставщиков автомобильных компонентов» (НО «НАПАК»), ассоциация «Российские автомобильные дилеры» («РОАД»), Ассоциация автомобильных инженеров («ААИ»), Научно-исследовательский институт автомобильной промышленности (ОАО «НИИТавтопром»), Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (ФГУП «НАМИ»).

Организационно-правовая форма. Самой распространённой формой в российской автомобильной промышленности являются хозяйственные общества. 13 из 20 крупнейших производителей ЛА в России являются акционерными обществами (АО), остальны – обществами с ограниченной ответственностью (ООО) [28, с. 4]. Это неудивительно, так как привлекательность АО обусловлена по крайней мере четырьмя факторами: привлечение финансовых ресурсов за счёт выпуска обыкновенных и привилегированных акций; централизованный характер управления; организационная ответственность акционеров, снижающая риски; право передачи управления другим организациям; ограниченная ответственность её участников, снижающая риск утраты личного имущества. С другой стороны, обилие законодательно-нормативных актов создания и деятельности АО объясняет сложность регистрации такой организационно-правовой формы в России [7; 2; 40; 37; 36; 35; 33; 39].

Тип собственности. В соответствии с законодательством РФ организации могут различаться в зависимости от того, кто является их собственником, а именно государство, частные лица либо те и другие вместе. За период 1992–1999 гг. большинство государственных предприятий автомобильной отрасли было приватизировано. Таким образом, ряд компаний перешёл в частную собственность (например, нынешним владельцем ОАО «СеАЗ» полностью является коммерческая структура ОАО «АвтоКом»[31]); некоторые автогиганты относятся к типу смешанных (к примеру, Департамент имущества г. Москвы владеет 81,22% акций ОАО «АМО ЗИЛ» [30]); часть производителей специализированных автокомпонентов всё ещё находятся в 100% собственности государства (достаточно известным является Государственное унитарное предприятие (ГУП) «Завод автомобильных катализаторов» при Уральском электрохимическом комбинате, производящее ежегодно 1 млн изделий [27, с. 148]).

Тип интеграции. Последнее десятилетие в автомобильной промышленности РФ наблюдаются процессы консолидации и укрупнения её участников [25]. К наиболее часто встречающимся интеграционным формам можно отнести холдинг и стратегический альянс. К примеру, «Группа ГАЗ» является крупнейшим автомобилестроительным холдингом России. Компания образована в 2005 г. в ходе реструктуризации производственных активов ОАО «РусПромАвто», и сейчас в её состав входят 18 различных предприятий в 10 регионах России [11]. Одним из самых успешных стратегических альянсов в отечественном автомобилестроении признано ОАО «Автофрамос», созданное 2 июля 1998 г. как совместное предприятие компании Renault и Правительства Москвы.

Основное направление деятельности предприятия – производство и реализация автомобилей Renault в России. По итогам 2009 г. ОАО «Автофрамос» заняло второе место по сборке иномарок на российских предприятиях – 51 000 шт. [5].

Тип выпускаемой продукции. В соответствии с данным признаком можно выделить несколько иерархических уровней среди организаций автомобильной промышленности.

К первому уровню относятся компании – производители готовой автомобильной техники (к примеру, ООО «Ниссан Мануфактуринг Рус» – ЛА; ЗАО «СЕВЕРСТАЛЬАВТОИСУЗУ» – ЛКА; ОАО «Автомобильный завод «УРАЛ» – ГА; ОАО «Павловский автобус» – АВТ; ОАО «Красноярский завод прицепной техники» – ПС; ОАО «ПСА «БРОНТО» – СА; ОАО «Завод корпусов» – ВА). Второй уровень составляют компании, занятые созданием готовых систем, модулей, узлов и иных АКМ для финальной сборки (двигатели, КПП, сиденья, различные поршневые группы). К примеру, ЗАО «ПКФ «Невский фильтр» – это ведущий отечественный производитель автомобильных фильтров и фильтровальных элементов для ЛА и ГА. Третий уровень занимают организации, производящие простые части для компаний предыдущего уровня (детали, заготовки, болты, литьё), а также различные АМТ (масла, лакокрасочные материалы, специальные жидкости). Например, ЗАО «Саморим-ПК» из Кинели специализируется на серийном выпуске резинопробковых прокладок для автомобильных и тракторных двигателей, ивановское ООО «Стандартпласт» специализируется на разработке различных акустических материалов для автомобильной промышленности. В отдельную группу вне иерархии можно отнести научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации (к примеру, Приволжский кластерный университет «Автомобилестроение»).

А организации, выпускающие различное тюнинговое оборудование и аксессуары, занимают второй и третий уровени в зависимости от типа своей продукции (например, уфимское ООО «ОКБ «Двигатель», производящее распределительные валы DynaCAMS для двигателей ВАЗ, ГАЗ и УЗАМ, занимает второй уровень).

Тип технологического режима. Организации автомобильной промышленности подразделяются на те, которые ведут свою деятельность либо в рамках собственного производства, либо методом сборки. Производство предполагает полное технологическое создание конечного продукта. Большинство предприятий автопрома являются таковыми. Например, ООО «ЛиАЗ» занимается производством автобусов собственными силами, ОАО «Тюменский аккумуляторный завод» производит различного типа аккумуляторные батареи. Режим сборки характерен для организаций первого уровня.

Разделяют режимы промышленной и обычной сборки. Реализуемые в России проекты в режиме промышленной сборки предполагают заключение соглашений автопроизводителей с Минэкономразвития РФ сроком на семь лет для действующих предприятий и на восемь лет – для вновь создаваемых. В этом соглашении утверждаются перечень комплектующих, ввозимых беспошлинно или по минимальной ставке от 3 до 5% (вместо 5–20%), и график локализации. Льготы предоставляются непосредственно с момента подписания соглашения, и первые 2,5 года предприятие имеет право выпускать автомобили методом крупноузловой сборки SKD (Semi Knocked Down). Параллельно должно вестись строительство полноценного промышленного производства по технологии CKD (Completely Knocked Down), включающей сварку и окраску кузова. Первый контроль уровня локализации производится через 24 месяца после перехода на полный производственный цикл, и показатель должен составить не менее 10% комплектующих в стоимостном выражении (без учёта стоимости кузова). В последующие 1,5 года должно быть локализовано 20% АКМ, а к концу срока действия соглашения – 30%. К примеру, ЗАО «Форд Мотор Компани» уже добилось локализации Ford Focus и Mondeo на 30% [4]. Под режимом обычной сборки принято понимать крупноузловую сборку по контракту с одним из иностранных производителей.

Примером может служить ООО «АВТОТОР Холдинг», заключившее ряд соглашений об организации сборки автомобилей с такими ведущими производителями, как KIA Motors, BMW AG, General Motors.

Направление деятельности. В соответствии с этим признаком компании автомобильной отрасли России делятся на одновекторные, двухвекторные и трёхвекторные.

К одновекторным компаниям относятся такие организации, которые занимаются только производством или сборкой продукции для внутреннего потребления (например, ОАО «Саранский завод автосамосвалов»). Двухвекторная организация занимается также экспортными операциями со своим продуктом (к примеру, ОАО «Европейская подшипниковая корпорация», отгружающее свою продукцию в Польшу, Турцию, Египет и страны Балтии). Трёхвекторная компания занимается ещё и импортными поставками.

К ним относятся, как правило, дочерние предприятия зарубежных фирм, организовавшие своё производство в России. Так, ООО «Пилкингтон Гласс», производящее на своём заводе в Московской области высококачественное бесцветное флоат-стекло толщиной от 3 до 12 мм различных размеров, поставляет его по всей России, а также на Украину и в Беларусь. Кроме того, компания занимается импортом специальных видов стекол с заводов Pilkington в Европе и Америке.

Характер логистической системы. В организациях автопрома общие издержки по всем операциям, связанным с логистикой, составляют в среднем 10–15% от суммарных затрат компании на производство и реализацию [8, с. 7]. К тому же современная ориентация бизнеса на выстраивание своей хозяйственной деятельности «под заказ» клиентов требует переходить на стратегию «точно в срок» (just-in-time – JIT), минимизируя при этом складские запасы. Таким образом, система управления логистикой и закупками становится одним из ведущих конкурентных преимуществ на современном этапе развития автомобильной отрасли.

Логистическая система организаций автомобильного сектора может подразделяться на собственную и привлечённую (аутсорсинговую).

В рамках первой компании собственными силами организовывают и обеспечивают логистические операции (закупка, транспортировка, перегруз, хранение, доставка).

Обычно ими занимается соответствующее структурное подразделение. К примеру, в ульяновском ОАО «Автодеталь-Сервис» этим занимается Дирекция по закупкам, состоящая из отделов внешней кооперации и материально-технического снабжения, а также автотранспортного цеха [14]. Привлечённая же логистическая система означает, что всеми логистическими процессами занимается сторонняя организация – логистика отдана на аутсорсинг. Различают эксклюзивный и смешанный аутсорсинг логистических систем. Первый характеризуется использованием «домашнего» логистического оператора для всех подразделений компании автомобильной отрасли. Так, для всех своих производственных структур PSA Peugeot-Citroen использует группу GEFCO как единого логистического провайдера, в том числе и для своего российского завода. Под смешанным аутсорсингом логистической системы подразумевается использование нескольких компаний – поставщиков логистических услуг. Например, несмотря на то что компания «ООО «ТК «Эксис» продолжительное время являлась единственным партнёром ОАО «Автофрамос» по доставке готовых товарных автомобилей по территории России, сейчас пул перевозчиков составляют ещё 4 организации – ООО «Мэйджор Авто Транс», ОАО «Автологистика», ООО «Тайсу» и ООО «Техновиза».

Принадлежность капитала. По принадлежности капитала и, соответственно, по контролю над компанией выделяют национальные, иностранные и смешанные (многонациональные) организации. Национальными называют организации, капитал которых принадлежит предпринимателям своей страны. Например, акционерами ОАО «ИжАвто» являются исключительно российские юридические и физические лица [32].

Национальная принадлежность определяется также местоположением и регистрацией основной компании.

Иностранными называют организации, капитал которых принадлежит иностранным предпринимателям, полностью или частично обеспечивающим их контроль.

Организация и деятельность иностранных компаний в России регулируются соответствующим законодательством [34; 2]. Иностранные компании обычно регистрируются в стране местонахождения в качестве филиалов, представительств, дочерних или ассоциированных компаний заграничных головных фирм. К примеру, крупнейшая индийская автомобилестроительная компания Tata Motors Ltd., входящая в Tata Group, зарегистрировала своё представительство в РФ в 2007 г. [12].

Организации, капитал которых принадлежит предпринимателям нескольких стран, именуют смешанными (многонациональными). Смешанные организации – это одна из разновидностей международного переплетения капиталов. Так, калужский завод ООО «ПСМА Рус» представляет собой совместное предприятие двух мировых автомобильных гигантов – PSA Peugeot-Citroen и Mitsubishi Motors Corporation (их доли 70 и 30% соответственно) [18].

Размер. В российской экономике размер организаций определяется в первую очередь численностью занятых работников. В автомобильной промышленности РФ преобладают крупные и особо крупные компании (к примеру, ЗАО «Вольво Восток» – 350 сотрудников [13], ОАО «НефАЗ» – более чем 11 тыс. работников [16]), есть и редкие примеры среднего и мелкого бизнеса (например, в тольяттинском ООО «Флим», производящем замковые изделия, работают 189 человек [20], а в петербургском ООО «ПКФ Сириус», выпускающем пружины для подвесок, – 50 человек [19]).

Характер географического присутствия. Кластер (от англ. сluster, буквально – расти вместе) представляет собой группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определённых сферах, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга.

Участниками кластера являются компании-производители, компании-поставщики,  образовательные учреждения, НИИ, финансовые институты, государственные органы, а также организации по сотрудничеству. В России автомобильные кластеры еще только проходят начальные стадии развития, хотя уже есть самарский, петербургский, калужский, нижегородский, ульяновский, удмуртский, псковский кластеры и кластер Республики Татарстан. К внекластерным компаниям относятся организации, образованные и ведущие свою хозяйственную деятельность за рамками какого-либо кластера вследствие своего историко-географического развития (к примеру, ЗАО «Автомобили и моторы Урала», расположенное в г. Новоуральске Свердловской области) либо распада существующего кластера (например, ОАО «Автофрамос», действующее в «размытом» московском кластере). На карте автомобильной промышленности России обозначены основные предприятия отрасли (рис. 2).

1. Самарский кластер: «АвтоВАЗ», «GM-АвтоВАЗ», «ПСА «Бронто»; «Автоком» (CIE), ПЭС/СКК, ТЗСК (HayesLemmerz), Anvis, FederalMogul, Magna, Pirelli, Tenneco. 2. Петербургский кластер: Ford, GM, Hyundai, Nissan, Scania, Toyota; «Евродиск» (WPT), «Эдельвейс», Alteams, Continental, JohnsonControls, Lear, Magna, Mobis, NokianTyres, Stadco, Tenneco, Tikka, ToyotaBoshoku. 3. Калужский кластер: «Вольво Восток», PSA-Mitsubishi, VW; «Автоком» (CIE), «АВТЭЛ» (SiemensVDO), Benteler, Bosal, Faurecia, Gestamp, HPPelzer, Isoplast, Lear, Magna, Metalsa, Visteon, Yapp. 4. Нижегородский кластер: «ГАЗ», «ПАЗ», «Савеко»; «Автокомпонент» (Edag, Ficosa, Takata-Petri), «ЗМЗ», «ИВК» (Valeo), «Лик Авто» (Leoni), «Технопласт» (Magna, Faurecia), AGC, Flaig+Hommel, Knorr-Bremse, Lear, Saargummi, Trelleborg. 5. Ульяновскийкластер: «УАЗ»; «Автодом», «ДААЗ», «УМЗ», Takata-Petri. 6. Удмуртский кластер: «ИжАвто» (KIA); «Аксион», «Ижмаш». 7. Псковский кластер: Псковский автозавод, PKC Group, Yura. 8. Кластер Республики Татарстан: «ЗМА», «КамАЗ», Sollers; «Нижнекамскшина» (Pirelli), «ХитонПласт», «Эластокам» (BASFPolyurethanes), DaeWonKangUp, FederalMogul, Knorr-Bremse, Leoni, RBL, SiemensVDO, ZF. 9. Владимирская область: «Автоприбор» (MagnetiMarelli), «Автосвет» (Hella), Inergy. 10. Волгоградская область: «Волжскрезинотехника» (Pirelli). 11. Воронежская область: Amtel Vredestein. 12. Калининградская область: «Автотор»; Brisk. 13. Карачаево-Черкесская Республика: «Дервейс». 14. Кировская область: Amtel Vredestein. 15. Красноярский край: Johnson Matthey. 16. Курганская область: «КАвЗ». 17. Москва и Московская область: «Автофрамос», АМО «ЗИЛ», «ВТС-Зеленоград», «ГолАЗ», «ЛиАЗ», «СеАЗ», EvoBusRussland; ЕПК, «Русские аккумуляторы», «Электроизолятор», BASF Coatings, Lear, Michelin, Pilkington, SiemensVDO, Valeo. 18. Оренбургская область: Bosal. 19. РеспубликаБашкирия: «НефАЗ». 20. Ростовская область: «РЗГА», «ТагАЗ». 21. Рязанская область: Magneti Marelli. 22. Саратовская область: Robert Bosch. 23. Свердловская область: «АМУР». 24. Тверская область: SKF.25. Челябинская область: «УралАЗ». 26. Ярославская область: «Сибур-Русские шины».

Тип социальной роли. Среди множества компаний автомобильной отрасли России выделяют особенные – статусные организации. Законодательство РФ чётко определяет статус  градообразующего предприятия [39]. Так, ОАО «КамАЗ», предоставляющее 9200 рабочих мест, является градообразующим для г. Набережные Челны [15]. Однако существует ряд компаний, не подпадающих под указанный статус, но несущих не менее значимую социальную роль. Например, ОАО «Эй Джи Си Борский стекольный завод» Нижегородской области, выпускающее 70% автомобильного стекла в России [17], обладающее годовой выручкой в 222 млн долл. и занимающее первое место в районе по объёму отгруженной продукции – 28,7% [22], формирует более половины бюджета города [6, с. 209]. Несмотря на это, на заводе занято всего лишь 1500 человек [6, с. 209]. Предлагаем относить такого рода организации также к градообразующим.

Роль корпоративной структуры автомобильной отрасли в экономике страны можно оценить с точки зрения как производства, так и потребления её продукции.

С точки зрения производства такая корпоративная структура, взаимодействуя с внешней макро- и микросредой, способствует расширению налогооблагаемой базы и увеличению доходов государственного бюджета; обеспечивает дополнительные рабочие места в экономике страны; способствует развитию родственных и поддерживающих отраслей, инвестиционных и финансово-кредитных учреждений. Роль корпоративной структуры, основанная на потреблении её продукции, связана с развитием транспортного комплекса страны (увеличением грузо- и пассажироперевозок); развитием инфраструктуры (протяжённости дорог); обеспечением независимости и обороноспособности страны.

Литература
1. Автомобильный рынок России и СНГ. Обзор отрасли. Ernst & Young. – М. : E&Y, февраль 2010.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвёртая. – М. : Проспект, Издательство «Омега-Л», 2009.
3. Грицюк М. Выедет ли наш грузовик из кризиса? // Российская газета. – 10 августа 2009. – № 4970 (146). – С. 4.
4. Интервью с Марком Овенденом, президентом Ford в России. Официальный сайт  аналитического агентства ООО «Автомобильная статистика» autostat.ru.
5. Калайда О. Завод «Автофрамос». Возвращение потерянного завода // Купи авто. – Апрель–май 2010. – № 7. – С. 62–65.
6. Кононов Н. Инвестор и жизнь // Forbes. – Октябрь 2009. – № 67. – С. 208–211.
7. Конституция Российской Федерации. Официальное издание. – М. : Юрид. лит., 1997.
8. Логистика в системе международного товародвижения. Материалы Программы повышения квалификации «Международный экспедитор» Ассоциации российских экспедиторов. – М. : НОУ «ЦПК АРЭ», 2009.
9. О состоянии промышленного производства и розничной торговли в январе–декабре 2009 года. Статистика. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. 3 февраля 2010 года. Материалы сайта minprom.gov.ru/activity/avia/stat/25.
10. Организационные структуры субъектов внешнеторговой деятельности /О.В. Зна менский, И.В. Краснов. – М. : ЗАО «Издательство «Экономика», 2005.
11. Официальный сайт компании «Группа ГАЗ». Раздел «О Группе ГАЗ». Материалы сайта gazgroup.ru.
12. Официальный сайт компании «Тата Моторз» в России. Раздел «О компании». Режим доступа: tatamotors.ru/Overview.aspx.
13. Официальный сайт компании ЗАО «Вольво Восток». Раздел «Завод в Калуге» / «Информация о заводе». Режим доступа: volvotrucks.com/trucks/russia-market/ru-ru/kaluga_factory/Pages/info_plant.aspx.
14. Официальный сайт компании ОАО «Автодеталь-Сервис». Режим доступа:  avtodetal.com/index.php?section=13#6.
15. Официальный сайт компании ОАО «КамАЗ». Режим доступа kamaz.ru/ru/company/plants/az/.
16. Официальный сайт компании ОАО «НефАЗ». Раздел «О компании». Режим  доступа:nefaz.ru/about.php.
17. Официальный сайт компании ОАО «Эй Джи Си Борский стекольный завод». Раздел «О компании». Режим доступа: asahi.ru/about/.
18. Официальный сайт компании ООО «Пежо Ситроен Рус». Режим доступа: peugeot.ru/news/article_id=885/.
19. Официальный сайт компании ООО «ПКФ «Сириус». Режим доступа: prugina.ru/about.php.
20. Официальный сайт компании ООО «Флим». Режим доступа: flim.ru/flim.asp.
21. Официальный сайт международной организации производителей автомобильной техники (OICA). Режим доступа: oica.net/category/production-statistics/.
22. Официальный сайт Муниципального образования Борского района. Раздел «Экономика района». Режим доступа: borcity.ru/economic/economica.php.
23. Прокофьева Е. Отечественная автомобильная промышленность. Историкобиблиографический обзор // RELGA. – 4 июня 2006. – № 11 (133). – С. 8.
24. Промышленность России. 2008: Стат. сб. / Росстат. – М., 2008.
25. Российский автомобильный бизнес. Карта бизнеса // РБК. – Май 2009. – № 5. – С. 65–66.
26. Россия в цифрах. 2010: Крат. стат. сб. / Росстат. – M., 2010.
27. Рынок автомобильных компонентов и запчастей в России. Маркетинговый отчёт. Аналитическое агентство «Автомобильная статистика». – М.: АВТОСТАТ, декабрь 2008.
28. Сборка и локализация иномарок в России. Маркетинговый отчёт. Аналитическое агентство «Автомобильная статистика». – М.: АВТОСТАТ, январь 2010.
29. Сидибе П. Автостопом до 2020 года // Российская газета. – 4 марта 2010. – № 5123 (44). – С. 2.
30. Список аффилированных лиц АМО ЗИЛ на 30.09.2010. Официальный сайт компании ОАО «АМО ЗИЛ». Режим доступа: amo-zil.ru/company/emit_zil/aff_lica.htm (дата обращения: 28.10.2010).
31. Список аффилированных лиц на 30.09.2010. Официальный сайт компании ОАО «СеАЗ». Режим доступа: seaz.ru/about/documents/ (дата обращения: 28.10.2010).
32. Список аффилированных лиц на 30.09.2010. Официальный сайт компании ОАО «Ижевский автомобильный завод». Режим доступа: izh-auto.ru/company/investor/aff_lica.htm (дата обращения: 05.11.2010).
33. Федеральный закон от 05.03.1999 №46-ФЗ (ред. от 19.07.2009) «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».
34. Федеральный закон от 09.07.1999 №160-ФЗ (ред. от 29.04.2008) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
35. Федеральный закон от 19.07.1998 №115-ФЗ (ред. от 21.03.2002) «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)».
36. Федеральный закон от 21.12.2001 №178-ФЗ (ред. от 31.05.2010) «О приватизации  государственного и муниципального имущества».
37. Федеральный закон от 22.04.1996 №39-ФЗ (ред. от 04.10.2010) «О рынке ценных бумаг».
38. Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
39. Федеральный закон от 26.10.2002 №127-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «О несостоятельности (банкротстве)».
40. Федеральный закон от 26.12.1995 №208-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об акционерных обществах».
41. Экономика предприятия: учебник для вузов / под ред. проф. В.Я. Горфинкеля. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».