Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2011 год | Статьи из номера N1 / 2011

Трансакционные издержки генерации явных знаний академического института

Попов Е.В.,
д. э. н.

Власов М.В.,
к. э. н.

Орлова Н.В.,
Институт экономики УрО РАН,
г. Екатеринбург

Российская экономика берёт свое начало в знании. Важны создание и накопление знаний. Стоимость процесса приращения знаний характеризуется такой категорией институциональной экономики, как трансакционные издержки. Для современной экономической теории и практики важно измерение трансакционных издержек процесса приращения знаний.

Целью настоящего исследования является определение влияния трансакционных издержек учреждений академического сектора науки на результативность их научной деятельности.

Трансакционные издержки академических институтов
Проблемой оценки трансакционных издержек занимались многие исследователи. Г. Демсетц попытался дать количественную оценку трансакционным издержкам, возникающим при совершении сделок на Нью-йоркской фондовой бирже (NYSE), что нашло отражение в статье 1968 г. «Издержки трансакции» [8]. Трансакционными издержками при торговле ценными бумагами он считал спрэд (разницу между ценой продажи и ценой покупки акции), комиссионные выплаты брокерам и налоги с продаж.

Д. Норт и Дж. Уоллис [1] отдельно рассмотрели частный и государственный секторы экономики США и в каждом из них определили так называемые трансакционные отрасли: в частном секторе это торговля, финансы, посредническая деятельность; в государственном – государственные финансы, национальная оборона, полиция, почтовые услуги. В каждой из этих отраслей они выделили работников, непосредственно занятых в производстве трансакционных услуг, и устанавливали их долю в общей численности занятых.

Кроме того, определили валовую заработную плату работников трансакционного сектора и объём использованного ими капитала. Суммирование этих показателей по всем трансакционным отраслям дало возможность оценить объём трансакционного сектора всей экономики.

 

(1) Исследование выполнено в рамках программы фундаментальных исследований Президиума РАН № 30 «Экономика и социология знаний», при финансовой поддержке УрО РАН, проект № 09П-6-2001 «Экономика знаний: институты регионального развития».

 

Специфика деятельности по приращению знаний обусловливает многообразие трансакционных издержек хозяйствующих субъектов. По-видимому, особенности организации деятельности научно-исследовательских учреждений обусловливают отличительную от предприятий реального сектора экономики структуру трансакционных издержек. Особые отличия следует ожидать при анализе издержек приращения знаний.

Трансакционные издержки приращения знаний – это издержки формирования и поддержания экономических норм, обеспечивающих генерацию, распространение и применение новых знаний.

Российские исследователи уделяют большое внимание проблеме оценки трансакционных издержек. Свой вклад в теорию изучения трансакционных издержек внесли А.А. Аузан [2], А.Е. Шаститко [7].

Работы, посвящённые эмпирической оценке трансакционных издержек, основываются на следующих общих моментах:
- в основу методики оценки берётся принцип разделения трансформационных и трансакционных операций Д. Норта и Дж. Уоллиса [1];
- подсчёт трансакционных издержек производится на основании бухгалтерской информации. При этом подробно анализируются статьи расходов хозяйствующего субъекта в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса РФ и в разрезе аналитического учёта, ведущегося на предприятии. Статьи расходов делятся на трансформационные и трансакционные, подсчитывается сумма трансакционных издержек [6].

Данный подход позволяет произвести оценку трансакционных издержек организации исходя из информации, находящейся «под рукой» – предоставленной бухгалтерией. Однако он не позволяет учесть такую категорию трансакционных издержек, как временные потери или упущенные выгоды. Кроме того, вышеуказанные исследователи оценивали трансакционные издержки в отраслях материального производства, а в нашем случае, когда объектом исследования является научная организация, вмешиваются особенности интеллектуального производства.

Трансакционные издержки генерации знаний в академическом секторе науки остаются малоисследованной областью экономической науки.

Особенности трансакционных издержек научного учреждения обусловлены спецификой его производственной (трансформационной) деятельности по генерации нового знания. Чтобы оценить трансакционные издержки, необходимо выделить в деятельности организации трансформационные и трансакционные операции [5].

Основной трансформационной (производственной) деятельностью научных организаций является согласно их уставам проведение фундаментальных исследований, цель которых – генерация нового научного знания. Расходы, связанные с трансформационной деятельностью, подразделяются на материальные затраты, затраты на оплату труда, сумму начисленной амортизации, прочие расходы.

Помимо фундаментальных исследований, академические институты осуществляют и другие виды деятельности, относящиеся опосредованно к сфере фундаментальных исследований и, следовательно, составляющие трансакционную деятельность научной организации. К ним относятся:
- издательская деятельность;
- информационно-библиотечное обеспечение научных исследований и архивная деятельность;
- организация научных конференций и участие в конференциях;
- инновационная деятельность;
- рекламно-выставочная деятельность;
- обучение и подготовка кадров;
- осуществление международных научных связей;
- правовая деятельность;
- связи с общественностью.

Издержки учреждений академического сектора, связанные с осуществлением этих видов деятельности, обслуживающих процесс генерации (приращения) новых знаний, являются трансакционными издержками приращения знаний.

Бухгалтерией учреждений академического сектора ежегодно составляется аналитическая справка к годовому бухгалтерскому отчёту по экономическим статьям расходов исходя из статей бюджетной классификации. Данные о трансакционных издержках академического института частично содержатся в этой справке.

Согласно теории трансакционных издержек основная деятельность какой-либо организации считается производственной, или трансформационной, то есть связана с трансформацией ресурсов в продукт, и её сопровождают трансформационные издержки. Поскольку в нашем случае продуктом является новое знание, то указанные издержки будут трансформационными издержками приращения знаний (рис. 1).

Явные и неявные знания
Проблемы изучения процессов производства и использования нового знания в хозяйственной деятельности экономических субъектов изучались по многим направлениям экономической теории. Й. Шумпетер придавал большое значение роли нового знания в экономических процессах. При этом знание рассматривалось как величина «субъективная», не подлежащая формализации, а влияние знания на экономические процессы изучалось через динамику изменений, происходящих в экономической ситуации [10].

Для оценки значимости знаний Ф. Махлуп предложил следующую типологию:
1) практические знания;
2) интеллектуальные знания;
3) будничные и «развлекательные» знания;
4) духовные знания;
5) ненужные знания [3].

Ф. Махлуп основывался на возможностях использования нового знания в различных сферах хозяйственной деятельности. Поскольку в хозяйственной деятельности возможно использование только формализованного знания, построенная им типология рассматривает только явные знания. Рассматривая существование неформализованного, существующего только в гипотезах, знания Ф. Махлуп, М. Шелер, А. Даунсон не включали их в построенные типологии нового знания. Впервые неявные знания учёл И. Нонака, предложивший рассматривать типы новых знаний по степени формализации. Все новые знания делились на явные и неявные знания [4]. Определения понятий «неявные знания» и «явные знания» представлены в табл. 1, 2.

Проанализировав различные подходы к трактовке понятия «неявное знание», мы предлагаем определение: неявное знание – это имплицитное (подразумеваемое, личностное, неформализованное) знание. Оно требует дополнительной теоретико-методологической проработки (исследований) или экспериментальной проверки (подтверждения).

Проанализировав различные подходы к трактовке понятия «явное знание», предлагаем определение: явное знание – это неличностное, формализованное, распространяемое знание.

Данный подход позволяет оценить влияние результатов научной деятельности на изменения конкурентоспособности деятельности хозяйствующего субъекта, но не раскрывает причины изменений свойств и качеств результатов научной деятельности, способы достижения, следовательно, не раскрывает результаты использования нового знания.

Для целей настоящего исследования был разработан ряд показателей приращения знаний, объединённых в две категории: показатели приращения явных знаний и показатели приращения неявных знаний (рис. 2).

Таким образом, к показателям явных знаний были отнесены: количество опубликованных монографий и статей в научных журналах, отдельно в российских и зарубежных, количество патентов (отдельно количество полученных патентов и количество поданных заявок), а также участие в выставках (количество выставок). Предполагается, что таким образом общественности представляются уже оформленные, формализованные научные идеи, прикладные технологии. К показателям неявных знаний были отнесены доклады на конференциях (российских и зарубежных) и количество опубликованных тезисов (российских и зарубежных конференций), а также количество проведённых симпозиумов, конференций, школ. Предполагается, что на научных симпозиумах и конференциях выносятся на обсуждение те идеи, которые ещё окончательно не сформировались и нуждаются в доработке, и поэтому их можно отнести к неявному знанию.

На показатели эффективности научной деятельности влияет множество факторов: как внутренних факторов развития (научно-технических, кадровых, материально-технических, финансовых и иных), так и внешних, включающих политико-правовые, экономические, социальные и др. К внутренним факторам относится размер и структура трансакционных издержек академического института.

Процедура эмпирического исследования
Эмпирическое исследование, посвящённое оценке трансакционных издержек приращения знаний в академическом секторе, производилось на базе ряда институтов Уральского отделения Российской академии наук.

Для каждого из институтов сформирован массив эмпирических данных. Эмпирические данные  делятся на две категории: данные о результатах научной деятельности академического института и данные о трансакционных издержках академического института. Временной срез, на котором проводилось исследование, составляет пять лет – с 2005 по 2009 г.

В бухгалтерских балансах выделялись затраты организации на непроизводственные расходы, динамика которых в дальнейшем сравнивалась с динамикой публикаций основных научных результатов академических институтов.

Из рис. 3 можно предположить корреляцию между изменениями трансакционных издержек генерации знаний и результатами научной деятельности в академическом секторе науки (коэффициент корреляции был определён и составил k = 0,90).

Значит, возможно повышение результативности научной деятельности посредством увеличения и перераспределения трансакционных издержек.

Зависимость научных публикаций от трансакционных издержек
Изучение показателей приращения знаний и трансакционных издержек приращения знаний академических институтов проводилось за пять лет (2005–2009 гг.).

Целью эмпирического анализа было выявить статистическую взаимосвязь (если она есть) между показателями приращения знаний и различных видов трансакционных издержек приращения знаний академических институтов.

Данная зависимость прироста статей в научных журналах от прироста трансакционных издержек поиска и накопления информации характеризуется уравнением линейной регрессии

где Nm – количество статей, опубликованных в научных журналах; TCi – трансакционные издержки поиска и накопления информации.

Следовательно, приращение издержек на издательскую деятельность и информационно- библиотечное обеспечение в академическом институте на 100% обеспечивает прирост опубликованных статей на 77%.

В качестве основной гипотезы было выдвинуто предположение о том, что рост трансакционных издержек поиска и накопления информации напрямую влияет на показатели приращения знаний академического института и вызывает их рост. Зависимость прироста статей в зарубежных научных журналах от прироста трансакционных издержек поиска и накопления информации характеризуется функцией

где Nf – количество статей, опубликованных в зарубежных научных журналах; TCi –  трансакционные издержки поиска и накопления информации.

Видно, что прирост трансакционных издержек более влияет на зарубежные публикации, чем на отечественные.

Отмечаем отсутствие связи между трансакционными издержками и участием в научных  выставках, поскольку количество проводимых научных выставок – величина постоянная, соответственно

Литература
1. Власов М.В., Попов Е.В. Оптимизация процессов управления новыми знаниями // Менеджмент в России и за рубежом. – 2007. – № 4.
2. Институциональная экономика: новая институциональная теория : учебник / под ред. А.А. Аузана. – М. : Инфра-М, 2007.
3. Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. – М. : Прогресс, 1966.
4. Нонака И., Такеучи Х. Компания – создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах. – М. : Олимп-Бизнес, 2003.
5. Попов Е.В., Власов M.В., Орлова H.В. Выделение трансакционных издержек в бухгалтерской отчётности академических институтов // Финансы и кредит. – 2010. – № 17.
6. Попов Е.В., Власов М.В., Веретенникова А.Ю. Функциональная классификация трансакционных издержек приращения знаний // Вестник УГТУ-УПИ. Серия экономика и управление. – 2010. – № 2.
7. Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория. – М. : ТЕИС, 2002.
8. Demsetz H. Cost of Transacting // Quarterly Journal of Economics. – 1968. – Vol. 81, № 1.
9. Pritchett L., Filmer D. What Education Production Function Really Show: A Positive Theory of Education Expenditures // World Bank Working Paper. – 1997. – July.
10. Shumpeter J.A. The Theory of Economics Development. – L. : George Alien & Unwin, 1952.
11. Wallis J.J., North D.C. Measuring the Transaction Sector in the American Economy, 1870–1970 / Long-term Factors in American Economic Growth. Ed. by Engerman S. – Chicago, 1987.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».