Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2011 год | Статьи из номера N2 / 2011

Возможности применения концепции обучения на примере скандинавских стран

Лапочкина Л.В.,
к. э. н., доцент, филиал
«Севмашвтуз» СПбГМТУ,

Скандинавские страны, в первую очередь Швеция, Дания и Финляндия, достигли значительных успехов в пост роении экономики, основанной на знаниях. Важным фактором их успешного продвижения в данном направлении становятся национальные инновационные системы (НИС). В экономически развитых государствах НИС опираются на институциональные условия, способствующие ускоренному генерированию отечественных технологий, которые рассматриваются как важнейший ресурс социально-экономического процветания.

Для обеспечения эффективного развития современных НИС важно не только стабильное обильное финансирование, но и организация процесса интерактивного обучения людей и организаций в пределах НИС. Такие формы взаимодействия позволяют достичь «соответствия» между организациями и их сотрудниками, производящими знания, с одной стороны, и институтами, которые обеспечивают функционирование экономических процессов и процессов обучения, – с другой.

В Скандинавских странах последние 10–15 лет много внимания уделяется гибкости рынка труда, развитию компетентности персонала, системам образования и пожизненного обучения. Характерно, что в инновационной политике этих стран нет явной поддержки только высокотехнологичных фирм или областей. Инновационное внимание общество уделяет и традиционным, так называемым низкотехнологичным, отраслям.

Скандинавские страны давно демонстрируют способность производить и внедрять инновации [1].

Высокий инновационный рейтинг Финляндии, Дании, Швеции во многом объясняется тем, что правительства этих стран сумели организовать инновационную среду не только на макро-, но и на микроуровне. Другим ключевым элементом, способствующим новаторским устремлениям, вероятно, являются традиционные скандинавские ценности (социальное обеспечение и экономическое равенство), глубоко укоренённые в сознании общества. Скандинавские страны придерживаются модели государства благосостояния, которая активно поддерживается населением и справедливо расценивается как важнейшее условие бесконфликтного и успешного социально-экономического развития.

Государственное регулирование экономики бытует в трёх сферах:
1) макроэкономическая стабильность. Глобальный экономический кризис 2008 г. напомнил, как важно обеспечить устойчивость национальной хозяйственной системы, от которой зависит надёжность экономической платформы для долгосрочного развития. В некоторых странах экономические и финансовые системы были существенно подорваны кризисом;
2) структурная политика (функционирование рынков). Устойчивый экономический фундамент сам по себе не приводит к экономическому росту. Рост производства, доходов, потребления требуют построения эффективных, хорошо функционирующих и конкурентоспособных рынков труда, товаров и капитала;
3) инновационная мощность. Инновационная мощность определяется как способность страны создать новые и ценные инновационные решения. Способность вводить инновации будет зависеть от качества институциональных условий и использования этих условий компаниями для  производства инноваций.

США, Великобритания, Канада традиционно ориентируются на формирование развитых и эффективно работающих открытых рынков. Это относится к гибким рынкам труда, конкурентным и эффективным рынкам товаров, услуг, капитала. Британия и Северная Америка интенсивно вкладывали капитал в повышение своей инновационной мощности, и они добились значительного роста благосостояния населения благодаря инновациям.

Страны Скандинавского региона имеют иную социальную модель и показывают более высокий средний рост благосостояния населения, чем США, Великобритания и Канада. Скандинавская модель государства благосостояния сосредоточена на социальных услугах. Например на рынке труда значительное внимание уделяется социальной защите и правам работника, что приводит к некоторому снижению эффективности работы самого рынка труда. Это позволяло говорить, что скандинавские рынки труда с чисто экономической точки зрения не столь эффективны, как рынки труда США или Канады.

Однако сейчас стало понятно, что Скандинавские страны вложили капитал в построение  инновационной способности, которая соответствует по силе североамериканским странам. Способность к инновациям Скандинавских стран дала региону конкурентное превосходство. Их экономика выросла примерно на треть за прошлое десятилетие.

В странах континентальной Европы есть структуры рынка, которые во многих отношениях сопоставимы с фенноскандскими аналогами. Однако эти уступают скандинавским по критерию распределения ресурсов, необходимых для создания сильного инновационного потенциала. Вероятнее всего, это обстоятельство предопределило снижение их благосостояния почти на 30% за последнее десятилетие по сравнению с США и со Скандинавским регионом. Инновационный потенциал страны стал критически важным для стабильного повышения экономического благосостояния. Разрывы между Скандинавским регионом и континентальной Европой по показателям экономического роста может быть объяснён различиями в инновационной мощности.

Скандинавский регион представляет собой одну из ведущих инновационных географических территорий в мире. Сравнительные исследования, выполненные специалистами Совета министров северных стран (Nordic Council of Ministers) [1], показывают, что США, Великобритания и Канада формируют группу самых инновационных стран в мире. (Безусловным лидером признаны США.) Вслед за ними следуют Скандинавский регион, далее Австралия, Новая Зеландия и Ирландия. Япония и Корея демонстрируют высокую инновационную активность, сопоставимую с лидерами. Континентальная Европа отстаёт от лидеров.

Специалисты Министерства экономических и деловых отношений Дании разработали систему оценки и анализа инновационной составляющей социально-экономического развития стран. Данную методику, называемую модель FORA, сегодня широко используют не только в Дании, но и в других Скандинавских государствах.

Схематично FORA-модель представлена на рис. 1. Она описывает состав факторов производства, которые условно можно разделить на традиционные и инновационные, и их влияние на рост национальной экономики, а следовательно, и на благосостояние. Традиционные факторы производства – труд и капитал. Инновационные факторы разделены на четыре группы: предпринимательство и условия его развития; информационно-коммуникационные технологии (ИКТ); система создания и распределение знаний; человеческие ресурсы. Инновационным факторам производства материальных благ уделяется главное внимание.

Скандинавский регион занимает первое место в мире по использованию ИКT в бизнесе, сферах государственного и муниципального управления, а также по востребованности среди населения. В Дании, Финляндии, Норвегии, Швеции последние пять лет правительства этому направлению уделяли особое внимание, что и повлияло на показатели 2008 г. (рис. 2).

Опыт Скандинавских стран в массовом внедрении ИКТ уникален тем, что процесс информатизации изначально нацеливался не столько на повышение экономической   эффективности компаний, сколько на повышение качества жизни людей. Это обстоятельство предполагает, что ИКТ полезно внедрять в жизнь всех людей, независимо от их социального положения, уровня образования и возраста. ИКТ должны одинаково широко использоваться и в высокотехнологичных отраслях, и в так называемых низкотехнологичных – пищевой, текстильной. Оказалось, что формирование экономики знаний – это более верный путь в сравнении с опытом других стран ОЭСР.

У Скандинавского региона особенно высоки показатели количества граждан,  регулярно пользующихся Интернетом для взаимодействия с общественными организациями и органами власти, а также с банковскими структурами и компаниями, занимающимися электронной торговлей. Уровень информатизации корпоративного сектора тоже высок. Широко используются технологии дистанционного электронного обучения сотрудников компаний.

Видимо, активное использование положительного скандинавского опыта другими странами приведёт к тому, что Канада и США в ближайшие годы догонят страны Северной Европы. Североамериканцы также достигли высоких результатов в сегменте корпоративной информатизации. По структурным условиям развития ИКТ Скандинавские страны пока опережают своих заокеанских конкурентов (рис. 3).

Самые слабые позиции у Скандинавских стран в сфере предпринимательства.

По данному инновационному фактору они отстают не только от Северной Америки, но и от Японии, Южной Кореи, Австралии, Ирландии, Новой Зеландии. В основном это относится к показателю развития бизнеса, который находится под тяжестью обязательств перед государством благосостояния.

Присутствие сильной предпринимательской культуры характеризуется показателями реализации в бизнесе знаний и творческого потенциала, созданного обществом в образовательных и научных учреждениях. Предпринимательское поведение создаёт новые деловые возможности и значительно улучшает существующие продукты, услуги, организации. По сравнению с другими факторами инноваций предпринимательство – самый важный фактор для инновационной мощности страны. Различие интенсивности развития предпринимательства между Скандинавскими и тремя ведущими англоязычными странами может быть связано с относительно низкими темпами роста скандинавских компаний. С другой стороны, у всех Скандинавских стран высокие показатели «запуска» новых компаний, даже в сравнении с США, Великобританией и Канадой. Статистические данные указывают, что у Скандинавского региона нет проблем с количеством компаний, но есть сложности со стремлением предпринимателей к «наращиванию мускулов» собственного бизнеса.

США располагают лучшими институциональными условиями для предпринимательства,  Великобритания занимает второе место, а Канада – пятое. Особенно американское превосходство заметно по наличию сильной среды для инноваций, которая формирует у бизнесменов высокие предпринимательские навыки и готовность рисковать при внедрении инноваций. В то же время ощущается нехватка знаний относительно того, как создать высокую культуру предпринимательства, которая бы ещё активнее внедряла как простые, так и сложные инновационные решения.

В качестве решения обозначенной проблемы предполагается усовершенствовать законодательство о банкротстве и более активно его использовать. Другими средствами выбраны возможности совершенствования образовательной системы и налоговые инструменты.

По бизнес-образованию Скандинавский регион уступает США, Великобритании и Канаде. В первую очередь, это объясняется разницей во внимании правительств к бизнес-образованию.

Отставание Скандинавских стран от своих конкурентов по предпринимательской активности можно объяснить следующим образом. Существуют различия в социальных структурах регионов мира, которые предопределяют различия и в предпринимательской культуре. В частности сильное влияние на предпринимательское поведение оказывают налоговые системы. Скандинавский регион имеет самые высокие ставки личных и подоходных налогов, налогов на бизнес. Крупнейшие англоязычные страны, ориентируясь в большей степени на либеральные принципы, налогообложение сводят до минимума, что стимулирует предпринимательскую активность. Это в полной мере относится и к воздействию на инновационные процессы.

В настоящее время правительства Дании, Финляндии, Швеции понимают необходимость поддержки того, что может стимулировать предпринимательскую активность в реализации инновационного и творческого потенциала скандинавских компаний, осуществить коммерциализацию новаторских идей. Инициативное поведение скандинавских граждан высоко. Вопрос в том, как извлечь максимум полезного из этого инициативного поведения. Очевидно, что экономический рост данных стран будет значительно выше, если предприниматели будут готовы взять на себя риски, но для этого нужны адекватные структурные условия, в том числе и налогообложение.

Показатели качества человеческих ресурсов в Скандинавских странах примерно на уровне США и Канады. Различие состоит, прежде всего, в более высоком значении доли исследователей в составе персонала американских компаний. Это важный индикатор, характеризующий инновационный потенциал сотрудников. У Скандинавских стран данный показатель ниже, и этот факт был учтён при совершенствовании НИС Дании и Финляндии.

В сфере организации и управления инновационными навыками служащих ведущие североамериканские страны отстают от Скандинавского региона. В частности Дания по  этому показателю занимает первое место в мире, Исландия – второе, Швеция – четвёртое. Такие высокие результаты достигались спецификой корпоративного менеджмента в Скандинавских странах, когда дистанция между руководителями и подчинёнными небольшая. Это обстоятельство благоприятно сказывается на развитии творческого потенциала служащих и их инновационных навыков.

Оценка структурных условий для развития человеческих ресурсов выше у Канады и США, но Дания и Швеция по этому показателю отстают не сильно. И у тех и у других власти и общественность долго концентрировали усилия на развитии личности и образовании. Все ведущие страны ОЭСР имеют прекрасные показатели функционирования систем среднего и высшего образования. США, Великобритания и Канада входят в десятку лучших стран по охвату населения и качеству высшего образования.

Некоторые из Скандинавских государств их превосходят. Доля населения с высшим образованием в Скандинавских странах так же высока, как в США и Канаде.

Однако важность увеличения высококвалифицированных и образованных работников в глобальной экономике, основанной на знаниях, пока должным образом не учтена в усовершенствовании структурных условий для образования за последний пятилетний период (как в Скандинавском регионе, так и в других инновационных регионах). Это относится и к среднему, и к высшему образованию, поэтому во всех без исключения странах ОЭСР совершенствование институциональных условий для качественного изменения образовательных систем признано одной из важнейших задач.

Определённый застой в системах образования стал вызовом для Скандинавских стран. Образовательная система, производящая дипломированных специалистов, способных к работе с инновациями, в недалёком будущем не сможет удовлетворить потребности общества и бизнеса Фенноскандии.

Также важно, чтобы сотрудники могли продолжать учёбу, повышать квалификацию  непосредственно на рабочих местах. И им нужно создать такие условия, но сегодня  лишь Швеция и Исландия в этом отношении близки к мировым лидерам.

В сфере создания знания Скандинавский регион и ведущие англоязычные страны находятся на равных уровнях, хотя в последние пять лет скандинавы существенно улучшили свои показатели. США, Канада и Великобритания больше преуспели в создании новых знаний. Дания, Финляндия, Швеция – в их передаче и распространении. Тем не менее скандинавы намерены ликвидировать отставание в создании новых знаний за ближайшие 10 лет.

Воздействие создания знания на рост экономики и благосостояния будет до некоторой степени зависеть от инициативного поведения высококвалифицированных работников. Создание знания, если можно так выразиться, – сырьё глобальной экономики знаний. Задача правительств состоит в том, чтобы сфокусировать своё внимание и силы на критических направлениях повышения инновационной активности университетов и формировании благоприятной среды для инновационного бизнеса.

Выделение политиками перечисленных выше приоритетов подтверждает, что для Скандинавских государств процесс создания знания продолжает оставаться чрезвычайно важным. Однако не следует забывать об аутсорсинге, особенно в сфере ИКТ.

Глобализация экономики, особенно при интенсивном развитии информатизации, актуализирует именно проблему распределения знаний. И в этой сфере страны Северной Европы имеют очень хороший задел.

Литература
1. Nordic Innovation Monitor – 2009 / Nordic Council of Ministers. – Copenhagen, 2009.
2. Lundvall B.-A. National Systems of Innovation: towards a theory of innovation and interactive learning. – L. : Pinter. 1992.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».