Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2011 год | Статьи из номера N4 / 2011

Коммерциализация проектов как основа для финансирования

Лещинская А.Ф.,
к. э. н., профессор РГТЭУ

Наиболее важным из структурных сдвигов в экономике XXI в. было включение науки в систему производительных сил. Постепенно, но неуклонно и закономерно наращивая свое влияние на все прочие сферы общественной жизни, научно-технический потенциал уже к середине прошлого века стал главным фактором общечеловеческого развития [1].

Вовлечение результатов научно-технической деятельности в хозяйственный оборот необходимо рассматривать в настоящее время как главное направление подъёма российской экономики. В России практически исчезла конкурентоспособная наукоёмкая промышленность. Более половины (примерно 60%) ВВП России создаётся за счёт экспорта сырья.

В настоящее время под термином «коммерциализация» понимается в первую очередь построение бизнеса, который основан на результатах научных исследований и в котором, как правило, участвуют и сами авторы технологий. Термин «коммерциализация» пришел в Россию только в начале 90-х гг. XX в. «Коммерциализация» представляет собой процесс поиска и привлечения дополнительных средств для продолжения научных исследований.

Суть коммерциализации – в построении бизнес-структур, генерирующих устойчивые финансовые потоки для дальнейшего проведения научных исследований и доведения их до промышленного освоения, обеспечивая разработчикам средства к существованию. В процессе коммерциализации выделяют 5 стадий.

Для обеспечения устойчивых финансовых потоков на выходе необходимо обеспечить реальное подтверждение значимости разработанной концепции проводимых научных исследований и представить осуществлённые фундаментальные исследования по видам наукоёмких технологий в виде бизнес-плана.

Доведение результатов НИОКР до стадии коммерциализации требует привлечения значительных финансовых ресурсов. В условиях ограниченного бюджетного финансирования это возможно только с привлечением комплекса внебюджетных финансовых источников. Для большинства предпринимателей это трудоёмко и малоэффективно.

Наукоёмкое производство стало проявляться в конце XX – начале XXI в., обозначив собой быстро развивающиеся отрасли. Наукоёмкие технологии – основной сегмент какой-либо (любой) отрасли, реализующий инновации с помощью НИОКР [1]. Предложенное «Экономическим словарем» определение не может отразить сущности основного понятия «наукоёмкие технологии» в контексте последующей коммерциализации. В статье Авдулова А.Н. и Кулькина А.Н. [1] сделана попытка определиться с терминологией на основе зарубежной литературы, где особая категория технологий, отраслей промышленности и изделий получила название «наукоёмкие» или «высокотехнологичные» (high technology). В английских источниках слово technology употребляется весьма широко.

В одних случаях оно относится к состоянию уровня развития техники на каком-то этапе развития общества, в других – к способу производства продукции, а также к отрасли, эту продукцию изготавливающей, и даже к самой продукции, без чёткого разграничения трёх последних вариантов. В национальной экономике под технологией понимается совокупность методов и приёмов, применяемых на всех стадиях разработки и изготовления определённого вида изделий. А наукоёмкость – это один из показателей, характеризующих технологию, отражающих её связи с научными исследованиями и разработками (ИР).

«Таким образом, наукоёмкой мы называем ту технологию, которая включает в себя объёмы ИР, превышающие среднее значение этого показателя технологий в отрасли, допустим, в обрабатывающей промышленности, в добывающей промышленности, в сельском хозяйстве или в сфере услуг» [1]. Представленное определение не вносит чёткости в контекст требований коммерциализации. Можно предложить окончательный вариант рассматриваемого термина «наукоёмкие технологии». Это законченный результат фундаментальных исследований, подкреплённый опытно-конструкторскими разработками, сопровождаемый патентом и бизнес-планом, готовыми к коммерциализации. Подобное определение позволяет обеспечивать дальнейшую реализацию необходимых условий внедрения наукоёмких технологий в производство с целью получения конечного результата и соответствующего привлечения финансовых ресурсов. Реализация наукоёмких технологий подразумевает формирование инвестиций в науку.

Принципы финансирования наукоёмких технологий неотделимы от условий развития  общественного воспроизводства и заложены в теории предельной полезности, предложеной представителями экономической школы маржиналистов. Критерий эффективности Парето «20:80» [2] может служить принципом выбора объектов для финансирования в условиях научно-технического роста.

Эффективность НИОКР – категория, отражающая соответствие этой разработки целям, задачам и интересам организации. Существуют различные виды эффективности НИОКР: коммерческая, социальная, экологическая. Каждый из видов эффективности характеризуется различными показателями или формами проявления эффективности.

Анализ существующих теоретических и практических подходов к оценке эффективности  управления финансированием в рамках каждого предприятия позволяет выделить направления, характеризующие различные стороны эффективности как слагаемых общей эффективности управления.

Эффективность используемого финансового механизма определяется взаимосвязанным, согласованным, комплексным функционированием всех его элементов. Основными условиями эффективности функционирования финансового механизма являются:
1) государственное финансирование;
2) собственные средства предприятий (самофинансирование);
3) иные привлечённые средства (банков, инвестиционных компаний).

При финансировании НИОКР выделяются фактически 4 этапа самостоятельных видов работ: научные исследования и разработка нового изделия; разработка образца нового изделия и конструкторской документации, которую можно отнести к опытно-конструкторским работам, а разработку новой технологии – к технологическим работам (рис. 1). Причем эти направления видов работ имеют специфику определения льгот при налогообложении.

Привлечённые финансовые ресурсы для бизнес-плана позволят осуществить три этапа процесса (II, III, III на рис. 1): создание прототипа опытного образца с проведением предварительных производственных изысканий, доработка опытных образцов до возможного промышленного внедрения в объёмах, позволяющих получать прибыль в намеченных масштабах на последнем этапе реализации.

Академик Черешнев В.А. отмечал: «Необходимо законодательным путём запустить систему экономических стимулов, обеспечивающих необходимые темпы роста востребованности идей инновационного развития экономики, а также необходимо выстроить систему повышения эффективности дальнейшего использования государственного сектора науки путём его последовательного встраивания в системы государственного частного партнёрства с бизнесом в сфере науки и инноваций» [3].

Важным элементом инновационной инфраструктуры является материально-техническая база науки, которая вызывает необходимость формирования финансового потенциала, обеспечивающего реализацию НИОКР, на всех этапах. Его использование для наукоёмких технологий позволит создать постоянно восполняемый источник ресурсов, в соответствии с чем необходимо откорректировать существующую систему финансирования НИОКР. При распределении финансовых ресурсов в рыночном хозяйстве государство должно обеспечивать финансирование общественного производства, и прежде всего передовых направлений его деятельности, которыми и является проведение фундаментальных исследований и разработка наукоёмких технологий.

Концепция управления финансами обоснована привлекаемыми для реализации наукоёмких технологий видами и способами финансирования и построена в зависимости от стадий жизнедеятельности с сопутствующим риском субъектов, привлекающих финансовые ресурсы.

По стадиям жизненного цикла, имеющим различную степень финансового риска, реализацию наукоёмких технологий могут обеспечивать соответствующие источники финансирования проектов, которые изображены на рис. 2. Постадийный порядок реализации наукоёмких технологий позволит обеспечить финансовый механизм их внедрения.

Финансовый механизм является инструментом осуществления финансовой политики организации, реализующей наукоёмкие технологии. Используя различные элементы финансового механизма, органы власти стремятся обеспечить реализацию целей финансовой политики, решение её стратегических и тактических задач. В составе каждого используемого финансового механизма применяются различные источники формирования и методы мобилизации финансовых ресурсов, их состав, методы распределения, формы расходования финансовых ресурсов формируют принципы организации финансово-хозяйственной деятельности и построения финансовых отношений.

Учитывая эти особенности, можно регулировать воздействие отдельных элементов финансового механизма на общественное производство в части формирования механизма рационального финансирования наукоёмких технологий, добиваясь поставленных задач финансовой политики в выбранной сфере.

Прямое, количественное воздействие финансового механизма выражается через объём и пропорции мобилизации субъектами хозяйствования и органами власти финансовых ресурсов и их распределения между сферами и звеньями финансовой системы государства. В зависимости от изменений соотношения объёма финансовых ресурсов на централизованном и децентрализованном уровнях, величины налоговых поступлений в бюджет соответствующего уровня, размера государственных закупок, объёмов финансирования организаций и отраслей экономики регулируется развитие экономики и деятельность её субъектов, осуществляется воздействие на общественное производство, его научно-технический потенциал.

Качественное воздействие финансового механизма связано с использованием таких методов формирования и направлений использования финансовых ресурсов, форм организации финансовых отношений, которые позволяют их рассматривать в качестве стимулов развития. К таким элементам финансового механизма в данном исследовании можно отнести снижение налоговых ставок, условия предоставления налоговых льгот, условия предоставления бюджетных кредитов организациям различных организационно-правовых форм, обеспечивающим реализацию наукоёмких технологий, порядок применения различных финансовых санкций и льгот, прочие формы и методы организации финансовых отношений, стимулирующих внедрение НИОКР

Основные организационные формы финансирования НИОКР, возможные инвесторы и получатели заёмных средств, принятые в мировой практике и имеющие место быть в России, представлены в табл. 2.


Представленные организационные формы и условия финансирования научно обоснованы и формируют методические подходы к оценке эффективности основных направлений финансовой политики, используемой при реализации наукоемких производств.

Формирование финансового инструментария инвестирования наукоёмких технологий происходит в процессе коммерциализации.

В настоящее время эффективное функционирование рынка, обеспечивающего внедрение наукоёмких технологий, требует создания финансовых резервов – финансового потенциала, обеспечивающего формирование материально-технической базы рыночной инфраструктуры, нацеленной на постоянное обеспечение существующей экономической системы новыми видами ресурсов, получаемыми в процессе научно-исследовательской деятельности. Финансовый потенциал наукоёмких технологий, представляющий собой совокупность финансовых ресурсов, сформированную, как правило, на принципах софинансирования за счёт собственных, заёмных и привлечённых источников финансирования, обеспечивает получение законченного результата фундаментальных исследований и даёт возможность поэтапной коммерциализации на каждом этапе реализации инновационных проектов наукоёмких технологий.

Методы государственного финансирования НИОКР могут быть прямыми и косвенными.

Прямое финансирование НИОКР из бюджета состоит в непрерывном предоставлении средств государственным научно-техническим учреждениям на основании подготовленной сметы расходов.

Косвенное финансирование – в основном это практика предоставления льгот исполнителям НИОКР. Прежде всего речь идет о налоговых льготах.

Российским налоговым законодательством предусмотрена льгота для организаций,  осуществляющих НИОКР за счёт собственных средств.

В соответствии с подп. «з» п. 1 ст. 6 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счёт прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы, направленные предприятиями на проведение НИОКР, а также в Российский фонд фундаментальных исследований и Российский фонд технологического развития, но не более 10% от суммы налогооблагаемой прибыли. Следует также учитывать, что п. 7 ст. 6 того же закона для ряда льгот (и вышеуказанной льготы для организаций, осуществляющих НИОКР) установлено 50%-ное ограничение на уменьшение фактической суммы налога, исчисленной без учёта данных налоговых льгот [4].

Ключевым звеном в финансировании НИОКР являются внебюджетные фонды, которые, по сути, являются связующим звеном между предпринимательским сектором и организациями, занимающимися научно-исследовательской работой в качестве основной деятельности.

Согласно п. 1 Порядка образования внебюджетных фондов «федеральные органы исполнительной власти и коммерческие организации могут создавать следующие внебюджетные фонды для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок:
- Министерство науки и технологий Российской Федерации – Российский фонд  технологического развития;
- федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти – фонды финансирования научных исследований и экспериментальных разработок соответствующих федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;
- коммерческие организации – фонды финансирования научных исследований и экспериментальных разработок соответствующих коммерческих организаций.

Характеристика доступных фондов и организаций, обеспечивающих финансирование НИОКР, дана в табл. 3.

Совокупность представленных в таблице различных фондов, видов их деятельности и направлений финансирования с учетом выбора форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения представляет собой финансовый механизм выбора реализации наукоемких технологий, причем по всем возможным этапам НИР и ОКР от момента зарождения идей при проведении фундаментальных исследований и до организации серийного производства в условиях сложившейся корпорации.

В настоящее время ключевым звеном в финансировании НИОКР являются внебюджетные фонды, которые, по сути, являются связующим звеном между предпринимательским сектором и  организациями, занимающимися научно-исследовательской работой в качестве основной деятельности. Задачи формирования эффективной системы финансирования наукоемких технологий должны отвечать требованиям, уже отмеченным принципом паретто-эффективности в обмене товарами, производимыми в результате применения наукоемких технологий, и паретто-эффективности в производстве товаров, полученных на их основе. Таким образом, в рамках концептуальных положений дано определение и раскрыта сущность понятия результативности как философско-институциональной и финансово-экономической категории, определены качественные уровни ее оценки, ранжированные по стадиям жизненного цикла хозяйствующего субъекта на макро- и микроуровнях, что отвечает современному этапу развития российской экономики и процессам ее интеграции в мировую рыночную систему, позволяющую выделить их основные элементы: источники финансовых ресурсов, способы, формы и финансовый механизм, обеспечивающий свою реализацию через систему фондов централизованного финансирования.

Президент РФ Д.А. Медведев в ежегодном послании к Федеральному Собранию РФ отметил, что «у нас есть определённые успехи в развитии высоких технологий» и в настоящее время «налоговые льготы и государственное финансирование исследовательской деятельности должны быть доступны всем, у кого есть идеи и кто соответствует установленным критериям» [5]. Необходимо развивать отмеченные президентом успехи и использовать существующую систему финансирования и финансовой поддержки в виде фондов и международных программ, пока еще имеющихся в нашей стране.

Обеспечение условий финансирования наукоёмких технологий направлено на модернизацию экономики России, повышение её конкурентоспособности, переход России на инновационный путь развития, повышение стабильности и автономности российской экономики.

 

https://www.dis.ru/gif/manag/arhiv/2011/4/4/kommertsializatsiya_proektov_kak_osnova_dlya_finansirovaniya12.gif

https://www.dis.ru/gif/manag/arhiv/2011/4/4/kommertsializatsiya_proektov_kak_osnova_dlya_finansirovaniya14.gif

https://www.dis.ru/gif/manag/arhiv/2011/4/4/kommertsializatsiya_proektov_kak_osnova_dlya_finansirovaniya16.gif

Литература
1. Авдулов А.Н., Кулькин А.Н. Наукоёмкие технологии и их роль в современной экономике / ИНИОН РАН (грант РФФИ, проект № 02–06–80004).
2. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика : в 2 т. / Институт «Экономическая школа». – СПб., 2010.
3. Стенограмма парламентских слушаний Комитета по науке и наукоёмким технологиям : выступление Председателя Комитета по науке и наукоёмким технологиям акад. В.А. Черешнева, 2008.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации. – Ч. 2.
5. Медведев Д.А. Послание Президента Федеральному Собранию 30 ноября 2010 года. Москва, Кремль.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».