Чеснокова М.С.,
ст. преподаватель кафедры
экономики и маркетинга,
ГОУ ВПО МГТУ
им Г.И. Носова
Для металлургического сектора Урала эффективность интеграции предприятий подкреплялась характером их коммерческой и логистической деятельности (долговременность заключаемых договоров на поставку продукции; большое количество крупных посредников). Поэтому проводимые до 2008 года действия по консолидации и работа над качеством продукции принесли ощутимые результаты.
Рост производства и увеличение прибыли отечественных металлургических компаний в 2003 году вывели чёрную металлургию в лидеры российского фондового рынка.
Средний рост курса акций предприятий чёрной металлургии за 2003 год составил 160%.
Наибольший рост стоимости акций показали металлургические компании УрФО (акции «Мечела» и «Нижнетагильского меткомбината» подорожали на 650 и 495% соответственно) [1].
Но конкурентные позиции отечественных металлургов и сейчас уступают зарубежным: по производственным объёмам, обороту активов и по оценке корпоративной стоимости. Например, капитализация ОАО «ММК» в первой половине 2010 года составляла примерно 9 млрд долл. [2].
В 2007 году она достигала 11,8 млрд долл. В это же время капитализация Сталелитейной корпорации США при меньшей операционной и чистой прибыли, уступая по показателям производства, также достигает 9 млрд долл. [3]
Причин такого отставания в литературе называют много. Одной из них считается острая необходимость смены собственнической (доминирующей) модели корпоративного управления на открытую к диалогу модель, учитывающую информационный и человеческий капитал.
Управление данными элементами нематериальных активов вызывает сейчас наибольший интерес рынка и инвесторов, так как они формируют устойчивость конкурентных позиций металлургических корпораций в будущем. Проведение капитализации в металлургической отрасли Урала проводилось без учёта человеческого капитала, осуществлялся учёт лишь очевидных параметров рынка [4].
Данные по России также говорят о низком интересе компаний к развитию трудового, информационного и организационного капитала. По данным Счётной палаты РФ, доля нематериальных активов в РФ остаётся низкой, всего 0,004% ВВП [5].
Для изучения уровня развития нематериальных активов в уральских компаниях был проведен контент-анализ информации, освещённой металлургическими предприятиями Урала. Изучены пресс-релизы металлургических предприятий УрФО, опубликованные в источниках: «РосБизнесКонсалтинг», «Металлоснабжение и сбыт», «Русмет.ру», Промышленный портал Metaprom.ru с января 2009 по декабрь 2010 года. Информация, размещённая в пресс-релизах как имиджевый и информационный элемент, обязательно оценивается игроками рынка, инвесторами и поэтому влияет на оценку стоимости акций. Список металлургических предприятий был определён данными сайта metaprom.ru.
Категории и единицы анализа, единицы счёта составлены на основе выделенных Р. Капланом, Д. Нортоном [6] шести стратегических целей, достигаемых за счёт работы с нематериальными активами (табл. 1).
Полученные результаты (рис. 1) показали, что в 2010 году сильнее всего сократилась активность в области человеческого капитала, а также в области согласования единых целей на всех организационных уровнях. Объясняется это постепенным оживлением металлургических компаний после финансового кризиса и, следовательно, снижением социальной напряжённости на предприятиях. Работа в области информационного капитала проявляется в частом упоминании о введении нового оборудования, о совершенствовании компьютерных систем управления. Пресс-релизы, относящиеся к организационному капиталу, в основном освещают активизацию инновационной деятельности, реструктуризацию предприятий, достижения соответствия в области менеджмента качества. Это говорит о сложившемся понимании компаниями некоторых ключевых требований рынка. Развитие формальных сторон (введение и донесение до всех работников миссии, корпоративных ценностей) говорит о низком интересе к качественному развитию человеческого капитала компании.
Крупные холдинги («ММК», «Евраз» и «Мечел») активно работают с прессой, они информационно более открыты. Но процент пресс-релизов, относящихся к управлению нематериальными активами, у них значительно меньше. Примерно половина всех новостных сообщений так или иначе затрагивает человеческий, информационный или организационный капитал предприятия. Все остальные сообщения – это отчёты о сбыте и производстве.
Металлургические предприятия не рассматривают нематериальные активы как инструмент увеличения стоимости компании. Скорее, их пользуют как инструмент службы PR.
Относительно высокая доля информации, касающейся нематериальных активов, представлена компаниями «ВИЗ-сталь», «НТМК» и «РМК». «ВИЗ-сталь» проявляла активность в 2009 году и практически не публиковала информацию в 2010 году. «Русская медная компания» в основном предоставляла информацию в связи с объявлением банкротства одного из своих предприятий и введением штрафных санкций.
Нижнетагильский металлургический комбинат, который с конца 2009 года начал существенно активнее вести работы по управлению нематериальными активами, что связано с вступлением в группу компаний «Евраз-групп». В отличие от других холдингов «Евраз-групп» ведёт себя на рынке достаточно активно, ориентируясь как на производство, так и на нематериальные активы. Предприятия, входящие в холдинг «ММК», чаще размещают скупые информационные объявления.
При управлении нематериальными активами наибольшие усилия предприятия металлургии Урала чаще направляют на меры, которые имеют прямое и понятное любой аудитории влияние на корпоративную стоимость, особенно если указывается сумма отчислений и данные по сбыту. Это говорит о том, что металлургические компании Урала опасаются вкладывать деньги в новые (но проверенные на других рынках) способы развития трудового, информационного и организационного капитала. Думаем, они не воспринимают их как способ инвестиций в рост своей капитализации. Только из-за конъюнктурных требований ими проводится обновление других составляющих менеджмента.
Литература
1. Промышленность России : Материалы сайта metaprom.ru
2. Инструменты инвестиций (российский рынок акций). Режим доступа: stocks.investfunds.ru
3. Википедия : свободная энциклопедия. Режим доступа: ru.wikipedia.org
4. РосБизнесКонсалтинг. Материалы сайта: rbc.ru
5. Счётная палата Российской Федерации. Материалы сайта: ach.gov.ru
6. Каплан Р.С., Нортон Д. П. Сбалансированная система показателей. – М. : Олимп-Бизнес, 2005. |