Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2011 год | Статьи из номера N6 / 2011

Создание кластера животноводства как инструмент формирования инвестиционной привлекательности АПК (на материалах Липецкой области)

Белоусов С. А.,
Мичуринский государственный
аграрный университет

Кластер – это группа, агломерация предприятий, объединённых географическими и экономическими интересами. Общей целью участников кластера является повышение конкурентоспособности производимых товаров и услуг совместными усилиями, а также активное развитие и расширение рынков. Кластерный подход позволяет повысить эффективность взаимодействия частного сектора, государства, торговых и профессиональных ассоциаций, исследовательских и образовательных учреждений в инновационном процессе [1].

Кластеры возникают как спонтанная концентрация малых предприятий вокруг крупных, зачастую градообразующих, предприятий. Ядром производственного кластера АПК могут быть крупные перерабатывающие или сельскохозяйственные предприятия, объединяющие вокруг себя малый и средний бизнес, производственные и снабженческо-сбытовые кооперативы, рыночные и инновационные структуры. Со временем эффективно действующий кластер становится объектом крупных капиталовложений и пристального внимания правительства и оказывает существенное влияние на развитие территории.

Кластерная концепция подробно изложена Майклом Портером. Для создания кластера, по мнению М. Портера, необходимы исторические предпосылки. Образование кластера «с нуля» является рискованным и трудноосуществимым проектом [2].

Международный опыт функционирования кластеров подтверждает важность исторической составляющей.

Обувные кластеры в Италии, винодельческие – в Португалии, деревообрабатывающие – в Финляндии, электронного машиностроения в Японии созданы с учётом исторических предпосылок. Другими словами, на территории, выбранной для создания кластера, ранее существовали некоторые фрагменты, признаки, предприятия, на основе которых и реализовалась идея кластерного развития территории.

Существование широкого спектра неявных знаний, историческая локализация животноводства являются основными факторами формирования отраслевого сельскохозяйственного кластера в Липецкой области. На территории Липецкой области присутствуют все составляющие, обеспечивающие создание полноценных кластеров, специализирующихся на производстве сельскохозяйственной продукции и продовольствия, оказывающих услуги и регулирующих инновационное развитие. Мне представляется целесообразным создание отраслевого кластера животноводства с направлениями молочно-продуктовое и мясное.

Предложим подход к определению условий, возможностей, а также созданию и поддержке развития кластера животноводства и переработки продукции животноводства в Липецкой области:

Этап 1: подготовительный. Данный этап предполагает разработку модели кластера для Липецкой области и включает:
– оценку направленности производства в регионе;
– создание координационного совета и определение его участников;
– разработку цели функционирования кластера, ознакомление участников кластера с пилотным проектом;
– разработку нормативно-правовой базы кластера.

Этап 2: аналитический. Предполагает выявление потенциальных конкурентоспособных  предприятий, входящих в кластер, и включает:
– определение параметров, по которым те или иные предприятия могут быть отнесены в ядро  кластера;
– определение границ кластера;
– выявление связи внутри кластера, финансовый центр, научно-исследовательские центры, образовательные учреждения;
– проведение анализа модели кластера, выявление его сильных и слабых сторон.

Этап 3: организационно-экономический. Данный этап предполагает формирование единой модели кластера, разработку рекомендаций по обеспечению эффективного функционирования кластера и включает:
– определение масштабов деятельности предприятий – участников кластера;
– закрепление функций за отдельными структурами кластера;
– разработку концепции инновационного развития, в том числе построение дерева целей и направления инновационного развития;
– разработку инновационной программы развития кластера, создание нормативно-правовых и организационно-хозяйственных механизмов инновационного развития.

Этап 4: оценка эффективности деятельности кластера. Предполагает разработку долгосрочного сценария развития кластера и определение эффективности кластера с точки зрения вклада в стратегию развития региона.

Предлагаемая схема кластера животноводства в Липецкой области представлена на рис. 1.

Возможность создания и успешной работы кластера животноводства молочно-продуктового и мясного направления в Липецкой области я объясняю рядом причин:
1. Хозяйственные агломерации в кластере будут способствовать производству сельскохозяйственной продукции, созданию новых или поддержания производства действующих сельскохозяйственных предприятий как поставщиков сырья (мясо, молоко, комбикорм, жом, солома, сено, силос, сенаж). Производители сырья станут клиентами для банков, логистических компаний, поставщиков машин, оборудования и деталей.
2. Такой кластер будет вынужден производить качественные и доступные по цене продукты питания.
3. Развитие кластера непосредственно повлияет на формирование инвестиционной  привлекательности предприятий АПК, значительно расширится возможность привлечения ими кредитных ресурсов.
4. Создание регионального кластера животноводства позволит увеличить налогооблагаемую базу, повысить уровень занятости сельского населения, развитость инфраструктуры села, переориентировать убыточные сельскохозяйственные предприятия области, создать для них постоянный канал сбыта сельхозпродукции, повысить в регионе предпринимательскую активность на рынках АПК, урегулировать инвестиционные потоки, развить инновационный потенциал предприятий АПК посредством быстрого распространения инноваций на все предприятия кластера.

Управлением деятельностью кластера занимается координационный центр, а ядром кластера являются предприятия. В качестве ядра кластера я вижу несколько перерабатывающих предприятий Липецкой области, конкурентоспособных, способных производить качественную продукцию для нужд региона и за его пределы (табл. 1).


Центральным моментом формирования кластера является объединение производств нескольких разных отраслей, между которыми возможны функциональные отношения (поставщик и потребитель, разработка смежных решений). Задача состоит в том, чтобы довести ряд новых лабораторных технологий до применения в практике. Создание кластера позволяет сократить время между разработкой инновации и её внедрением, снижать трансакционные издержки. Эффект может быть достигнут в результате успешного взаимодействия участников научной и производственной составляющих проекта [3].

В состав научной составляющей кластера животноводства предлагаю включить:
– ГУ ВНИПТИР «Россельхозакадемия»;
– Липецкий политехнический университет;
– Липецкий педагогический университет;
– Орловскую региональную академию государственной службы;
– Елецкий государственный университет.

По чьей инициативе должен осуществляться проект, какие источники финансирования  предусматриваются?

Исследователи стокгольмского Центра стратегии и конкурентоспособности выделяют три основные группы организаторов кластерных инициатив: правительство, бизнес и сторонние «донорские» организации (международные фонды). Принятие на себя роли инициатора, как правило, сопровождается последующим финансированием проекта. Выясняется, что в странах с переходной экономикой органы власти занимают пассивные позиции в отношении инициации процессов развития кластеров: кластерная политика осуществляется более чем вдвое реже, нежели в развитых странах (и страны с переходной экономикой выглядят даже хуже развивающихся стран).

Кроме того, правительства в постсоциалистических странах играют самую скромную роль среди трёх вышеприведенных групп инициаторов, а основное бремя ответственности за реализацию кластерных проектов ложится на бизнес. Между тем роль органов власти в развитии кластеров велика, особенно на ранних этапах их становления. Стоит обратить внимание на другой феномен, вероятно, являющийся наследием плановой экономики. Большая часть кластерных инициатив в странах с переходной экономикой зарождается на федеральном уровне, без участия местных властей (в 2 раза чаще, чем в развитых странах).

В США, Германии, Индии и Китае преобладают кластерные инициативы, предпринимаемые региональными властями. Во Франции, Великобритании, скандинавских странах, а также в большинстве стран с переходной экономикой кластерная политика формируется преимущественно на федеральном уровне. В предлагаемом мной проекте роль инициатора должна принадлежать администрации Липецкой области при поддержке федеральных органов власти РФ. Соответственно финансирование проекта будет осуществляться из федерального и регионального бюджетов. Таким образом, на основе кластерного объединения будет решаться проблема внедрения достижений фундаментальной науки непосредственно в производственную сферу, сферу переработки и потребления.

Литература
1. Многофункциональность сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий. – М.: ВИАПИ им. А. А. Никонова: «Энциклопедия российских деревень», 2007.
2. Минаков И. А. Формирование эффективного механизма государственного поддержки сельского хозяйства: науч. издание / И. А. Минаков, В. А. Кувшинов – Мичуринск: Мичуринский гос. аграр. ун-т, 2009.
3. Роль инноваций в развитии агропромышленного комплекса. – М.: ВИАПИ им. А. А. Никонова: «Энциклопедия российских деревень», 2008.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».