Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2013 год | Статьи из номера N4 / 2013

Публичный аудит в системе прокьюремента

Некрасов В.Н.,
д. э. н., профессор,
заведующий кафедрой «Менеджмент»,
Южно-Российский институт
Российской академии народного хозяйства
и государственной службы
при Президенте Российской Федерации,
Ростов-на-Дону

Морозова А.И.,
специалист Центра повышения квалификации,
Южно-Российский институт
Российской академии народного хозяйства
и государственной службы
при Президенте Российской Федерации,
Ростов-на-Дону


Публичный аудит представляет собой форму контроля общественных организаций, отдельных граждан за действиями представителей власти. Система размещения государственных и муниципальных заказов в России является одной из наиболее коррумпированных сфер экономики. Причиной служит отсутствие эффективных механизмов и инструментов контроля за соблюдением государственными структурами добросовестной и справедливой методики выбора поставщиков.

Современным направлением государственной политики в данной области является развитие антикоррупционных транспарентных механизмов. Уровень экономических преступлений и иных злоупотреблений в сфере государственных и муниципальных заказов в нашей стране крайне высок [1, с. 30]. Как следует из отчёта Счётной палаты о нарушениях в финансово-бюджетной сфере, уровень экономических преступлений при расходовании российского бюджета каждый год растёт в 1,5–2 раза [2].

Увеличение числа финансовых правонарушений в бюджетной сфере свидетельствует о развитии противоречия управления госзаказом. Наряду с объективной необходимостью формирования прозрачной системы государственного заказа наблюдается увеличение числа экономических преступлений и коррупционных схем.

Важнейшей формой проявления данного противоречия являются теневые отношения, возникающие в результате сговора между представителями власти и бизнес-структур на взаимовыгодных условиях. Действенным механизмом разрешения данного противоречия является прокьюремент, то есть совокупность методов и инструментов, направленных на организацию государственных закупок, распределение государственных и муниципальных заказов между поставщиками через проведение конкурсных торгов и максимально эффективное удовлетворение общественных потребностей. Для достижения положительного результата прокьюремент должен быть основан на принципах транспарентности, подотчётности и ответственности, равенства и справедливости, обоснованности, эффективности и конкурентности. Нарушение данных принципов ведёт к возникновению злоупотреблений, хищений, увеличению числа случаев коррупции в системе госзакупок.

Публичный аудит является инструментом прокьюремента, внедрение которого способствует обеспечению эффективности управления, прозрачности финансовых потоков, предотвращению коррупционных действий, вовлечению общества в процесс принятия управленческих решений, мониторинга эффективности и легитимности действий властных структур.

В настоящее время необходимо создание эффективной системы государственного управления заказами, основанной на оптимизации взаимодействия личных и общественных интересов. Для преодоления проблем коррупции и гражданской пассивности «в современном информационном обществе необходима передача инициативы, возможности принятия социально значимых решений от органов публичного управления в руки конкретных объектов публичного управления, другими словами, передача инициативы из рук власти во власть рук» [3, с. 28]. Внедрение механизмов взаимодействия государства, населения, бизнеса и структур гражданского общества является одним из приоритетных направлений формирования институциональной среды инновационного развития [4]. Для достижения отмеченного синтеза необходимо внедрение методов публичного управления, создание целостной экономической системы, которая станет основой обеспечения устойчивого экономического развития. Внедрение и развитие публичного характера управления будут способствовать прекращению монополизации экономики, некоторому снижению коррупции и социального напряжения в обществе.

Мировой опыт подтверждает эффективность транспарентных антикоррупционных мер. Таковы примеры Финляндии, Дании, Новой Зеландии, Исландии, Сингапура, Швеции, Гонконга, где внедряется «культура прозрачности». Она основана на принципах открытости информации о деятельности государственного и муниципального управления, участия общественных организаций в мониторинге деятельности государственных институтов. В Сеуле с 1999 г. реализуется программа Open – открытая онлайновая система контроля мер по обращениям граждан в муниципальные органы власти. Основу эффективной антикоррупционной политики Сингапура составляет комитет по аудиту и инспекции, который начинает расследование по любому заявлению о коррупции. С 2001 г. в Японии действует закон «О раскрытии информации» и Совет по контролю за раскрытием информации.

Данные транспарентные механизмы позволили радикально изменить информационную среду общества. Анализ международного опыта использования инновационных технологий в системе государственного управления показал, что одним из условий успеха является внедрение инструментов, направленных на вовлечение гражданского общества и бизнес-структур в процесс государственного управления. Использование инновационных механизмов может способствовать созданию гибких моделей управления для прозрачного и более эффективного функционирования системы государственного управления, основанной на взаимовыгодном взаимодействии общественных интересов.

В России в настоящее время отсутствует действенный механизм транспарентности системы государственного управления. Одним из эффективных инструментов решения проблем планирования и обоснования цены тендера, ухода от коррупционных схем в системе управления государственными и муниципальными заказами может стать публичный аудит. Для того чтобы обеспечить максимальную транспарентность и эффективность публичного управления, представляется необходимым ввести перманентный контроль со стороны представителей социума, обеспечить реализацию механизмов общественного контроля, системы мониторинга и публичной оценки результативности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе на предмет выявления коррупции, с учётом мнения граждан и через средства массовой информации.

При организации системы публичного аудита важно понимать формулу демократии Чарльза Тилли. Её главные составляющие суть широкие, равные, защищённые, взаимообязывающие процедуры обсуждения [5, с. 23]. Обязательными должны стать встречи с представителями гражданского общества и общественных объединений, уставными задачами которых является участие в борьбе с теневыми схемами.

Субъектами публичного аудита могут быть специалисты – представители общественных организаций, а также государственные и муниципальные служащие, формирующие и реализующие государственный заказ, предприниматели. Представители общественных организаций публичного аудита должны иметь право не только вести мониторинг эффективности и легитимности властных действий, но и давать предварительную квалифицированную оценку жалобам, проверять информацию на фальсификацию в «узких», коррупционных целях и передавать данные претензии на дальнейшее рассмотрение, предлагая конкретные механизмы решения. Важно также ввести систему эффективного мониторинга и оценки уровня коррупции. Работа должна широко освещаться в средствах массовой информации. В настоящее время в связи с широким распространением информационных технологий возможно внедрение единого портала бюджетной системы Российской Федерации в целях формирования дополнительных механизмов общественного контроля за деятельностью государственных и муниципальных учреждений и повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления и качества принимаемых ими решений [6].

В рамках данного направления представляется необходимым создание и внедрение публичного аудита как инструмента прокьюремента, основанного на принципах транспарентности, подотчётности и личной ответственности, равенства и справедливости.

Данная технология позволяет органам публичной власти принимать более эффективные управленческие решения с учётом мнений, требований, предложений населения (городов, области, страны) через привлечение к решению затрагивающих его интересы задач путём предоставления возможности высказывать предложения, обсуждать и оценивать эти предложения. Публичный аудит применяется и при использовании мнения граждан для совершенствования правовых актов. Данный инструмент позволяет осуществить переход от практики простого комментирования к активному привлечению граждан к прямой работе над текстом проектов нормативных документов. Публичный аудит не просто представляет собой форум, на котором участники формулируют в нерегулируемом режиме свои вопросы, замечания и предложения, реализуют механизм обратной связи, а является институциональной основой организационно и методически упорядоченной модели взаимодействия организации с инициативными пользователями

Интернета. Реализация данной модели предполагает формирование и внедрение таких управленческих процессов, как формулирование тем (проблематизация) и определение условий обсуждения, привлечение и мотивация экспертов, отбор и фильтрация идей, документирование результатов обсуждения с учётом их практического осуществления.

Инструментом повышения эффективности управления государственными и муниципальными заказами должен стать единый информационно-правовой портал, аккумулирующий аналитический массив инновационной информации: от планирования размещения государственных заказов до результатов, а также рассмотрения жалоб граждан. Транспарентность информации достигается посредством внедрения публичного аудита (рис. 1).

Представители гражданского общества в этой схеме имеют свободный доступ к сведениям о государственных и муниципальных заказчиках, к опубликованным планам-графикам, размещённым и завершившимся процедурам госзаказа. В случае обнаружения в документации заказчиков условий, противоречащих требованиям законодательства, или установления факта недобросовестного выбора победителя торгов заинтересованные лица имеют возможность через данный портал подать жалобу в Федеральную антимонопольную службу (далее – ФАС) или Высший арбитражный суд (далее – ВАС). Жалоба автоматически интегрируется и будет направлена в центральный аппарат или территориальные органы, уполномоченные на осуществление контроля в сфере госзаказа, в зависимости от предмета жалобы. В случае несогласия с решением ФАС через портал возможно обжалование решения в Высший арбитражный суд или арбитражные суды субъектов Российской Федерации путём подачи электронной жалобы. Органы ФАС обязаны рассмотреть жалобу в течение 5 календарных дней, ВАС – в течение 30 календарных дней с момента её поступления. Принятые решения незамедлительно должны быть опубликованы на портале и находиться в свободном доступе для всех заинтересованных лиц. При этом инициативные граждане должны иметь возможность вести мониторинг результатов рассмотрения жалоб.

Неотъемлемым элементом информационно-правового портала должно быть экспертное сообщество, организованное государством, экспертами по вопросам госзаказа и специалистами из общества. Поскольку значительная часть нарушений заказчиков связана с отсутствием законодательной регламентации того или иного проблемного процесса, латентностью информации по спорным вопросам, функции экспертного сообщества включают рассмотрение запросов не только от представителей гражданского общества, но и от государственных (муниципальных) заказчиков. Для повышения транспарентности и ускорения поиска ответов рекомендации специалистов должны быть интегрированы по направленности несоответствий.

Таким образом, внедрение публичного аудита как инструмента прокьюремента будет способствовать сочетанию интересов государства, общества и предпринимателей.

Развитие публичного аудита как основы системы оценки результативности деятельности органов власти позволит определить восприятие хозяйствующими субъектами и гражданами уровня коррупции, а также определить эффективность деятельности государственных структур по уничтожению коррупционных правонарушений среди государственных служащих в целях выработки законов.

Главный аспект создания и внедрения механизма публичного аудита – обеспечение максимальной транспарентности действий властных структур, повышение гражданской активности, что привело бы в конечном счете к заинтересованному участию населения в реализации властных решений.

Литература
1. Белов В.Е. Законодательство о публичных закупках: оценка с позиции вступления в ВТО // Право и экономика. – 2012. – № 1. – С. 30.
2. Нарушения в сфере госзаказа составили 238,5 млрд руб. [Электронный ресурс] – URL: aetp.ru/en/presscenter/item/382555/
3. Лимарева Д.А., Некрасов В.Н. Противоречия современного публичного управления при Президенте РФ: монография. – Ростов-н/Д : ЮРи РАНХиГС, 2012. – С. 28.
4. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. – 2008. – № 47. – Ст. 5489.
5. ТиллиЧ. Демократия. – М. : Published by Cambridge University Press, 2007. – С. 203.
6. Указ Президента РФ от 13 марта 2012 г. № 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012–2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 12. – Ст. 1391.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».