Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2014 год | Статьи из номера N1 / 2014

Состояние и развитие услуг электронного правительства в Республике Казахстан

Тлеубердинова А.Т.,
доктор экономических наук, доцент Карагандинского
государственного университета им. академика Е.А. Букетова

 

Брицкая Е.Б.,
магистрант Карагандинского государственного
университета им. академика Е.А. Букетова

 

Анализ стратегических задач, поставленных руководством Казахстана, а также мер, принимаемых правительством Республики по их выполнению, свидетельствует о том, что в стране проводится серьёзная работа по формированию системы «электронного правительства». Это способствует улучшению работы органов управления, ускорению взаимного обмена информацией всех заинтересованных институтов страны и населения.

Однако на сегодняшний день нельзя говорить про соответствие уровня развития системы «электронного правительства» в Казахстане мировым стандартам качества услуг. Возникает необходимость анализа состояния и развития услуг «электронного правительства» в Казахстане для создания механизма его совершенствования.


В условиях непрерывных изменений и развития мирового сообщества информационные технологии явились основной движущей силой экономического и социального развития, став эффективным инструментом реорганизации всех сфер жизнедеятельности человека. Широкое распространение информационных технологий преобразует действительность, приводит к серьёзным изменениям в экономической, политической, социальной и культурной сферах. Среди глобальных тенденций отметим несколько.

Во-первых, информационные технологии – это основа процессов глобализации, в корне влияющая на развитие общества. Во-вторых, согласно статистическим данным, количество пользователей сетей из года в год увеличивается. В-третьих, в условиях изменчивого мира необходимо повышать гибкость и мобильность государственных структур, так как чрезмерно централизованные структуры оказываются не в состоянии с должной скоростью реагировать на изменения во внешней среде [1].

Последние 20 лет были ознаменованы глобальным скачком в области информационных технологий. Информационно-коммуникативные технологии (далее – ИКТ) дали возможность преобразовать и организовать лучшим образом проведение операций частному сектору. Понемногу государственный сектор перенял эту тенденцию. Государственные органы начали предоставлять информацию и услуги посредством сети Интернет, результатом чего стала концепция «электронного правительства».

Определения «электронного правительства» строятся специалистами по разным принципам. Одни авторы предпочитают описывать, какие именно преобразования происходят в обществе благодаря внедрению «электронного правительства». Другие избирают прикладной аспект «электронного правительства», перечисляя разные применения отдельных его инструментов. Существуют технические определения, которые концентрируют внимание на используемых технологических решениях и специфических программных продуктах. А есть определения экономические, ориентированные на эффективность управления государством.

Каждый принцип верен, поскольку отображает определённую сторону работы «электронного правительства». Рассмотрим с этой точки зрения некоторые из толкований этого термина.

Существует мнение, что «электронное правительство» представляет собой организацию государственного управления на основе электронных средств обработки, передачи и распространения информации, предоставления услуг государственных органов всех ветвей власти всем категориям граждан (пенсионерам, рабочим, бизнесменам, государственным служащим) электронными средствами, информирования теми же средствами граждан о работе государственных органов [2].

В понимании стран, внедривших систему или её отдельные элементы, «электронное правительство» – это использование информационных и коммуникационных технологий в государственных административных органах в сочетании с организационными изменениями и новыми методами для улучшения услуг государственного сектора [1].

Приведём собственное толкование. «Электронное правительство» – механизм оптимизации взаимодействия граждан и государства путём использования информационно-коммуникационных технологий, направленный на повышение эффективности работы государственного аппарата за счёт экономии средств налогоплательщиков и повышения качества предоставляемых услуг, позволяющий упростить доступ и увеличить прозрачность государственных услуг, обеспечить возможность реализации прав и свобод, политического участия граждан.

В модели «электронное правительство» выделяются четыре сферы взаимоотношений:
– между государственными службами и гражданами (G2C – government-to-citizens);
– государством и частными компаниями (G2B – government-to-business);
– государственными организациями и их сотрудниками (G2E – government-toemployees);
– между различными государственными органами и уровнями государственного управления (G2G – government-to-government).

Эффективное применение информационных технологий в государственных органах является формулой повышения качества жизни населения, развития демократии и конкурентоспособности страны. История создания «электронных правительств» идёт параллельно с развитием информационных технологий. Как полагают [2], введение информационно-коммуникационных технологий в государственное управление позволит ускорить развитие экономики, снизить затраты на бюрократические процедуры, повысить эффективность работы и производительность труда государственных ведомств, расширить возможности населения в формировании гражданского общества за счёт улучшения доступа к различного рода информации, организации прозрачной работы государственных служб, ослабления бюрократических барьеров.

Казахстан, желающий войти в 50 наиболее конкурентоспособных государств, нуждается в обеспечении соответствующего уровня информационного обмена. Мы хотели определить текущее состояние развития «электронного правительства» в Республике Казахстан, в первую очередь, сектора взаимодействия «государство – граждане».

Первостепенной задачей государства является предоставление услуг населению за счёт самих налогоплательщиков. Население вправе требовать от государства качественного и быстрого исполнения данных услуг, что обеспечивается сферой G2C и косвенно G2E, поскольку качество и скорость исполнения услуг зависят и от эффективности внутриведомственной работы госучреждений.

Ситуация, которая сложилась вокруг «электронного правительства» в Республике

Казахстан начиная 2004 г., наглядно продемонстрировала его нужность.

Успешная работа системы «электронного правительства» обеспечивает:
– повышение качества и эффективности государственного управления на основе организации межведомственного информационного обмена и обеспечения эффективного использования органами государственной власти информационных и коммуникационных технологий;
– снижение издержек на содержание государственного аппарата;
– повышение оперативности предоставления государственных услуг;
– расширение возможности доступа граждан к информации для реализации своих конституционных прав;
– снижение числа обращений граждан и организаций в органы государственной власти, внедрение единых стандартов обслуживания населения;
– эффективную поддержку экономической деятельности государственных хозяйственных субъектов;
– взаимодействие и сотрудничество с государственными органами зарубежных стран и международными неправительственными организациями;
– обеспечение защиты и безопасности данных, используемых для целей государственного управления;
– борьбу с коррупцией в структурах власти (табл. 1)[3].


В Казахстане осуществляется серьёзная работа по формированию «электронного правительства» как ступени к созданию информационного общества. Однако информационное неравенство, низкий уровень компьютерной грамотности населения, неосведомлённость граждан о возможности получения государственных услуг в электронном формате сдерживают развитие системы «электронного правительства» в Казахстане. Нужно сформировать организационно-экономический механизм развития системы «электронного правительства», учитывающий продуктивное сотрудничество государства, частного бизнеса, некоммерческих организаций и общественных объединений.

Нами были поставлены задачи анализа текущего состояния развития «электронного правительства» в Казахстане, выявления причин формирующегося тренда развития ЭП, сдерживающих факторов развития системы и предоставление возможных путей решения данных проблем.

В качестве методов исследования применены сравнительный, математический, логический, проблемный, статистический, графический, метод анализа нормативно-правовой документации.

Веб-порталом системы «электронного правительства» в Республике Казахстан является сайт egov.kz, включающий более 1300 кодексов, законов, указов и распоряжений, интегрированных в основной сайт. Он разрабатывается национальным оператором в сфере информационных технологий Республики Казахстан АО «Национальные информационные технологии», дочерней компанией АО Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде». Развитие «электронного правительства» находится под ведомством Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан [4].

Согласно рейтингу развития «электронного правительства» ООН 2012 г., мировым лидером является Республика Корея с показателем 0,9283 (взвешенный индекс оценок по трём основным составляющим: масштаб и качество онлайн-услуг, уровень развитости ИКТ-инфраструктуры и человеческий капитал), на втором месте – Королевство Нидерланды (0,9125), на третьем – Соединённое Королевство Великобритания (0,8960) и Королевство Дания (0,8889) (рис. 1).

Республика Казахстан занимает 38-ю строчку (с индексом 0,6864) стран – участниц формирования системы [5].

В сравнении с данными 2010 г. Казахстан поднялся на 8 позиций, переместившись с 46-го места мирового рейтинга на 38-е (табл. 2).

Формирующийся тренд вызван множеством факторов, в том числе реализацией программы по развитию информационных и коммуникационных технологий в Республике Казахстан на 2010–2014 гг. [6].

В сфере развития инфокоммуникационной инфраструктуры целевым индикатором был определён показатель плотности абонентов широкополосной сети Интернет – 22 на 100 человек. Плотность абонентов фиксированных линий связи составила 25,9 на 100 жителей. Это – более 4 млн абонентов. Плотность пользователей, имеющих широкополосный доступ к сети Интернет, составила 41,5 на 100 жителей, или 6,7 млн пользователей. В целом же плотность пользователей сети Интернет составила 53 на 100 жителей, или 8,7 млн пользователей [7].

Однако сравнительно с лидером мировых рейтингов в развитии «электронного правительства», Республикой Кореей, Казахстану предстоит серьёзная работа по покрытию широкополосным мобильным Интернетом не только городов, но и сельских местностей. Например, если в Корее численность пользователей сети Интернет составляет 80% от общей численности населения, то в Казахстане – только 50% [8; 9].

Среди факторов улучшения показателей РК в мировых рейтингах реализованные проекты. Это электронный документооборот, электронные государственные закупки, порталы государственных органов, проект «е-здравоохранение», охватывающий все лечебные учреждения и всю систему управления медициной Казахстана. Завершается реализация проектов «е-Минфин» и «е-статистика».

По развитию образования в сфере инфокоммуникаций также были достигнуты неплохие результаты. Создан Международный университет информационных технологий, 2 R&D лаборатории (по облачным вычислениям, по информационным технологиям), планируется открытие ещё 2 R&D лабораторий (по робототехнике и программному обеспечению), и создан ТОО «Казахский исследовательский институт информационных технологий».

В рейтинге е-участия, критерии которого оценивают доступность законов, правил, информации об услугах, отражают взаимодействие между гражданами и правительством, участие граждан в процессе принятия решений, Казахстан поднялся по сравнению с 2010 г. на 16 позиций, разделив 2-е место с Сингапуром [10].

От лидерства в мировых рейтингах развития «электронного правительства» Казахстан отделяют информационное неравенство и низкий уровень компьютерной грамотности населения. Об этом свидетельствует индекс развития информационно-коммуникационных технологий (68-е место в мире) (табл. 3) [5].

В рамках решения существующих проблем была утверждена программа по развитию информационных и коммуникационных технологий в Республике Казахстан на 2010–2014 гг. Разработана программа курса «Компьютерная грамотность», согласно которой участники получают практические навыки работы на современном персональном компьютере [13]. В настоящее время показатель компьютерного грамотного населения Казахстана составляет 51,1% [14]. Услугами «электронного правительства» стабильно пользуются около 1 млн человек, то есть охват электронным государством населения в Республике Казахстан составляет примерно 6%.

Несмотря на вышеуказанные барьеры в развитии системы «электронного правительства», государство способно умело их нейтрализовать. В Казахстане есть все необходимые ресурсы для этого: ежегодно финансируются государственные программы, налаживается законодательная база, регламентирующая процедуры предоставления государственных услуг, государство не препятствует проникновению информационных технологий в жизни граждан, а способствует этому. Со временем «электронное правительство» в Казахстане будет ориентировано на граждан, а не на упрощение трудового процесса государственных служащих, наладится система мониторинга и сбора первичной информации об удовлетворённости населения качеством предоставления государственных услуг в электронном формате. Система оправдана, самое малое, двумя факторами. Во-первых, это финансовая составляющая. Внедрив данную систему, государство уже сэкономило немало денег. Общая сумма финансирования данного проекта уже составила примерно 300 млн долл., однако за последние три года был получен экономический эффект приблизительно 273 млн долл.

Во-вторых, это борьба с коррупцией. В Казахстане существует проблема административной коррупции. Система «электронного правительства» призвана сводить коррупционные контакты к минимуму [15].

Согласно проводимой программе «Информационный Казахстан–2020» основной задачей, которую необходимо разрешить, является развитие «электронного правительства» как инструмента информатизации Казахстана.

Развитие системы «электронного правительства» в Казахстане оценивают как единственно верный путь к формированию информационного общества посредством предоставления государственных услуг в наиболее удобном формате для граждан. Согласно планам развития системы до 2020 г. по индексу «электронного правительства»

Казахстан к 2017 г. должен оказаться в числе 30 стран-лидеров, к концу реализации программы (к 2020 г.) – в числе первых 25 стран [16].

Литература
1. Ирхин Ю.В. Электронное правительство и социум: попытка системного сравнительного анализа // АНО Общественно политический журнал. Журнал политической философии и социологии политики. Понятия. Анализ. Хроника. Прогноз. – СПб., 2005.
2. Голобуцкий А., Шевчук О. Итоги. Почему Вам выгодно поощрять внедрение. Технология e-government. Электронное правительство. – http://capri.ustu.ru/e-government/egovernment_sum.htm.
3. Жолудь А.А. Полезность, стоимость и ценность «электронного правительства». – Московский государственный институт электроники и математики, 2011. //ecsocman.hse.ru/data/2012/03/16/1269115101/Zholud.pdf
4. Государственные услуги и информация онлайн. // egov.kz/
5. Достижения электронного правительства в Республике Казахстан // egov.kz/wps/myportal/Content?contentPath=/egovcontent/basic/egov
6. Программа по развитию информационных и коммуникационных технологий в Республике Казахстан на 2010–2014 годы от 29 сентября 2010 г. № 983.
7. Правительственный час в Мажилисе: о результатах развития отрасли инфокоммуникационных технологий. – 12 мая 2013 // nomad.su/?a=3-201205290024
8. Korea ICT & e-Government Success through Aggressive Broadband Policy. E-Government Advisor, Moldova: eGC, 2011. – С. 2–3.
9. stat.kz
10. Интересная статистика «электронного правительства». // egov.kz/wps/myportal/Content?contentPath=/egovcontent/basic/stat
11. United Nations E-Government Survey 2012, New York, 2012.
12. Программа формирования снижения информационного неравенства в РК на 2007–2009 годы от 13 октября 2006 г. № 995.
13. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 19 марта 2004 г.
14. Казахстан в цифрах 2011. – Астана: Агентство по статистике Республики Казахстан, 2012.
15. Алексеева И. Возникновение идеологии информационного общества // Информационное общество. Вып. 1. – М., 1999.
16. Государственная программа «Информационный Казахстан–2020» от 8 января 2013 г. № 464 // adilet.zan.kz/rus/docs/U1300000464

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».